Главная страница
Навигация по странице:

  • Выполнила

  • Объектом данной курсовой работы

  • Глава1 Феномен русской песни и особенности народного пения

  • Два направления в публичных показах в фольклоре

  • Народное пение и вокальная школа

  • Глава 2 Основные составляющие народного пения. Методики обучения народному пению.

  • Заключение Искусство народного пения является важным компонентом в культурной жизни общества как в древние времена. Так и сегодня. Список использованной литературы

  • курсовая Народное пение. Особенности народного пения


    Скачать 54.32 Kb.
    НазваниеОсобенности народного пения
    Дата19.11.2022
    Размер54.32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакурсовая Народное пение.docx
    ТипКурсовая
    #798598

    МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ____________Культуры и искусства_____________
    (название факультета)
    Направление: Музыкальное искусство эстрады


    Курсовая работа


    на тему: « Особенности народного пения »


    Выполнила: студентка 4 курса,

    Факультета культуры и искусства,

    Группа Миэ401_301

    Казенкова Елена Ростиславовна


    Проверила:

    Преподаватель Жаркова

    Василиса Алексеевна

    Москва 2018 г.

    Содержание

    Введение

    Глава1Феномен русской песни и особенности народного пения

    Глава 2. Народное пение. Основные составляющие.

    Методики обучения народному пению.

    Заключение

    Список источников и литературы






    Введение
    Очень часто в современном искусстве мы слышим термины: «Народное искусство», «Народный артист», «Народный коллектив». Они непосредственно связаны друг с другом, но вместе с тем они имеют свои существенные различия. То, что искусство должно принадлежать народу и воплощать в себе лучшие черты народного сознания и быта, понятно каждому. Данное искусство – лучший способ идентификации для сложившихся в процессе эволюции общностей людей на основе родственных, национальных связей. Также народное искусство объединяет представителей разных этнических групп, проживающих на территории одной страны в дружную семью, участвующую в сложном историческом процессе.

    В современном мире происходит процесс индивидуализации отдельной личности, которая не нуждается в «Общинности» как раньше. Люди часто называют себя «Человек мира», стремясь освоить общечеловеческие коммуникативные средства. Вестернизация, как подражание западной культуре, и принятие её за основу, привела к разрыву со своей собственной народной культурой, с неповторимой культурой наших предков. В ней отражён исторический путь нашего народа в художественных образах, особенно в песне, которая является воплощением души русского народа.

    Засилье в культуре западного стиля пения и поведения артистов на сцене и в эфире привело к вытеснению русской народной песни на задний план, а может быть и в архив. Сегодня народное пение звучит как эксклюзив, свежо и натурально, удивляя современников богатством мелодий и гармоний. В этих композициях сложно и богато переплетаются устоявшиеся каноны и импровизации у певцов и инструменталистов, которые, согласно негласному закону народных музыкантов всегда готовы выступить перед зрителем, невзирая на технические проблемы. Они могут петь и музицировать с микрофоном и без микрофона, в зале и на улице, в чистом поле и в закрытом помещении. Народный музыкант может исполнять хорошо отработанный номер и не очень отработанный, на ходу «дорисовывая» задумку и спонтанно находя лучшее, новое звучание, а иногда и худшее, но оригинальное, живое. Истинный народник никогда не использует фонограммы, а проживает жизнь песни, как бы заново её рождая.
    Актуальность темы

    Сегодня проблема обучения народному пению остается актуальной. Это связано с доступностью данного вида искусства. В каждом городе и посёлке есть певческие коллективы, кружки в которых обучают всех желающих. В клубах и дворцах культуры такие кружки датируются государством и для учащихся являются совершенно бесплатными. Ещё привлекательным оказывается и тот факт, что участник народного коллектива сразу вовлекается в концертную жизнь и чувствует практическую пользу от занятий. Поэтому певец-народник приходит в музыкальное учебное заведение с большим багажом и часто с уже готовой своеобразной постановкой голоса. Он может иметь особый тембр, не знать нот, иметь проблемы с интонированием и нюансировкой, не владеть навыками игры на инструменте. Но чаще всего это уверенный артист, не боящийся публичных выступлений и чётко осознающий свою цель. Поэтому процесс обучения народному пению должен помочь студенту приобрести хорошую певческую школу и сохранить индивидуальную ориентированность.

    Цель курсовой работы - это анализ существующих в практике методик обучения народному пению

    Опираясь на цель курсовой работы, автор ставит перед собой следующие задачи:

    1. Найти и проанализировать печатные и электронные источники для написания работы

    2. Рассмотреть методику обучения народному пению, ее понятие, цели, функции и задачи

    1. Выявить положение предмета «народное пение» в системе музыкального образования.

    2. Изучить типы народного пения

    3. Проанализировать методы обучения народному пению.

    4. Изучить современные технологии, применяемые в обучении народному пению

    5. Рассказать об основных творческих коллективах.

    6. Понять психологическое воздействие на слушателя посредством народных песен.

    Объектом данной курсовой работы является народное пение. Предметом – совокупность творческих методик, применяемых в обучении народному пению.

    Степень разработки темы. Российскими музыковедами осуществлен анализ особенностей коллективного и сольного исполнительства, дана классификация народных голосов, различных певческих стилей, рассмотрена специфика звукообразования и фонетики, проблема постановки народного голоса. С позиции регионального разделения на диалекты народно-исполнительскую манеру рассматривают ученые: Л. Христиансен, Н. Калугина, Е. Гиппиус, В. Федонюк, В. Сидельников, Н. Мешко , Л. Шамина и др. На основе их исследований в России осуществляется современное обучение исполнителей песенного фольклора в «общероссийской» манере с сохранением специфики аутентичного народного искусства.

    Структура работы. Курсовая работа состоит из:

    1.Введения, где автор определяет актуальность темы, ставит перед собой цели, задачи и выявляет методологическую базу работы;

    2.Первой теоретической главы, где раскрывается феномен русской песни и особенности народного пения
    3.Второй теоретической главы, где автор исследует методы обучения народному пению в наше время т раньше.

    4.Заключения, где подводятся итоги проделанной работы;

    5.Списка использованной литературы, где указаны источники, которые автор использовал при написании курсовой работы;

    Глава1

    Феномен русской песни и особенности народного пения
      Русская народная песня – величайшее музыкально-поэтическое творение народного гения. В ней глубоко и разнообразно отразилась жизнь народа, его чаяния, мечты, представления о счастье и справедливости. По этим песням, как по документам, можно проследить трудный исторический путь, полный лишений и потрясений.

    Благодаря исключительной задушевности, искренности, народная песня проникает в душу и слушателя и самого поющего, вызывая любовь к своей родной земле.  Народная песня развивает музыкально-поэтический вкус, пробуждает творческие способности; это исток любой культуры, это корни, уходящие в века, это глубина, несущая мудрость поколений.

    Издавна народное пение существовало в деревенской среде как часть уклада простых людей, и не претендовало на признание в высшем обществе. В России в XVII–XIX веках был распространён городской песенный стиль и городские формы музицирования. Военная, застольная, танцевальная музыка была актуальна в обществе. Особого почёта удостаивалась опера. Кто же заметил народную песню и воплотил её в концертно-сценических формах? В XIX веке значительное влияние на музыкальную культуру оказало творчество М. И. Глинки и композиторов «Могучей кучки». Широко используя народный мелос, обращаясь к историко-эпическим сюжетам, они стремились передать в музыке «правду жизни». Записывая и аранжируя подлинные народные мелодии, композиторы придали им классически выверенные формы и приблизили к городскому стилю.

    Два направления в публичных показах в фольклоре

    На рубеже XIX – XXстолетия наметились два главных направления в публичных показах в фольклоре: этнографическое и стилизованное.  Первое, представляли исполнители – прямые наследники и хранители традиций (Е.Э. Линёва, М.Е. Пятницкий). Другое направление шло в русле обработок и стилизаций народно-песенного творчества. В 50е – 60е годы XX века сложился современный стиль концертно-народного пения.

    На концертных площадках звучали народные песни в исполнении О. Ковалёвой, Л. Руслановой, И. Юрьевой. На смену им пришло новое поколение прекрасных певиц: Л. Зыкина, О. Воронец, А. Стрельченко и другие. Особая заслуга принадлежит Людмиле Георгиевне Зыкиной. В отличие  от взрывной, искромётной  Л. Руслановой, Зыкина пела с неизменным спокойствием, величавостью, монументально. Пение Зыкиной ласковое, переливчатое,  голосоведение ровное, очень мягкое, глубокое и округлое, голос полностью лишен резких диссонирующих, визгливых призвуков, которые часто бывают у людей, поющих горловым звуком. Она стала олицетворением русской песни. Примечательно, что известность Зыкина  приобрела не столько именно русскими народными песнями, сколько советскими, стилизованными  под русские народные, написанными композиторами Марком Фрадкиным, Григорием Пономаренко, Александром Аверкиным, Виктором Темновым.

    Именно такое пение является характерным для концертного народного пения, оно уже далеко ушло от фольклорной традиции, и скорее его следует называть академическое русское народное пение, и,  здесь уже ни в коей мере не идет речь о, так называемом, горловом пении, характерном для него плоском небе и пении на связках.

     В настоящее время, в современной музыкальной культуре концертное народное пение занимает особое место. Оно выросло в полноценный вокальный жанр. Выработка мастерства, динамической яркости в целях достижения максимальной выразительности и красоты интонации свойственна народному музыкальному творчеству, которое, оставаясь бытовым по своему происхождению, обнаруживает стремление к профессионализму. При этом художественное начало проявляется не в виртуозности исполнителей, а в их желании петь так, чтобы «за душу хватало».

    Народное пение и вокальная школа

    Вокальная школа  в узком смысле – это некоторая совокупность вокально-технических средств, обеспечивающих высокий уровень исполнительства. В целом умение петь складывается из основных вокальных элементов: дикции, чистого интонирования мелодии, широкого дыхания на диафрагме, сочетания слова со звуком и других вокально-технических средств.

    Национальная вокальная школа включает в себя самобытность национальной культуры, отличается своеобразием исполнительского стиля, определенным отличительным эталоном звучания голоса. Но для того, чтоб не впасть в заблуждение, скажем: школа «правильного» пения одна, и принципы постановки голоса не отличаются друг от друга, отличается манера пения.

    Народное творчество не относят к профессиональному искусству, это творческое самовыражение народа, это неисчерпаемый источник глубинных, сакральных знаний. Родившись от одного человека или группы людей, оно передавалось из уст в уста, отшлифовывалось, отметая всё лишнее и оставляя самую «соль». Сейчас, практически не осталось истинных носителей той культуры, тех, для кого она являлась образом жизни и мышления. И как  следствие этой утраты в наше время сильно возрос интерес к «русской старине». Голод по истинно русским мелодиям побуждает сегодня многих специалистов ехать в глубинку, как когда-то это делали Балакирев и Римский-Корсаков. Особую радость составляют поиск и запись мелодий, наполненных красотой и оригинальным ходом интонаций, имеющим обыкновение разветвляться и сплетаться в неповторимый полифонический узор. Часто бывает, что специалист с высшим музыкальным образованием, носитель «правильной музыкальной и вокальной школы» почувствует себя новичком и с радостью начнёт постигать азы фольклора у почтенных стариков.

    Что же касается концертного академического русского народного стиля пения, то это уже профессиональное искусство. Ему нужно долго обучаться и здесь обязательным является пение на дыхании, округлость звука, высокая певческая позиция, работа резонаторов, единая манера звукообразования, чистота произношения гласных, филировка, мягкая атака, как основной приём «вдохновения» в звук, ровное кантиленное звуковедение .Народная мудрость гласит – «В русской песне живет душа русского народа». Митрофан Пятницкий говорил: «Душа русского народа вся отражена в песне, как в зеркале. В ней он изливал и грусть безысходную, и радость, и веселье». Русская песня – это уникальный самобытный памятник культуры.

    Глава 2

    Основные составляющие народного пения. Методики обучения народному пению.
    Народное пение имеет много общего с разговорной речью. Пение так же, как и слово, требует ясного выразительного произнесения слова. Как в разговорной речи, так и в пении проявляются тембр, повышение и понижение тонов. Тем самым можно выделить высоту, регистры и диапазоны.

    Речь, как и пение, осуществляется только на основе дыхания. Хорошо звучащая речь всегда певучая, звучная, мягкая, в ней присутствует тот элемент распевности, который при упражнении и развитии может вплотную сопоставляться с пением.
    Разговор обычно осуществляется в среднем регистре, на наиболее удобных примарных звуках. Но при эмоциональных подъемах, при удивлении, гневе, радости и других сильных внезапных чувствах возгласы, речевые интонации свободно переносятся на другие регистры, более высокие или низкие. Поэтому речь в зависимости от смысла принимает самую разнообразную окраску.

    Речевые навыки развиваются с рождения человека, люди разговаривают совершенно свободно, непринужденно, не задумываясь над тем, как произносятся звуки.
    Дыхание при разговоре берут, расходуют и задерживают автоматически: воздуха берется ровно столько, сколько нужно для задуманной фразы. И сам разговаривающий, и слушатели не замечают и не слышат этого дыхания, хотя фразы бывают очень длинные. Если эти естественные, годами выработанные навыки звукообразования приблизить к пению так, чтобы человек пел тем же способом, каким разговаривает, то успех обеспечен: в пении он будет сохранять ту же естественность и непринужденность, как и в разговорной речи. Пению хороших народных певцов всегда свойственна эта непринужденность. Пение отличается от разговорной речи тем,
    что оно связано с музыкальными звуками определенной высоты, длительности и последовательности.
    В разговорной речи обычно растягиваются только смысловые – "ударные" гласные, остальные буквы произносятся скороговоркой, то есть неударные гласные как бы "съедаются". На этом построена механика выразительности человеческой речи. В пении певец должен подчиняться другим законам, которые отводят каждому
    звуку и буквам определенное время звучания. Иногда это не совпадает с логикой речи, другими словами, во время пения необходимо сохранять разговорный смысл звука, идущий от слова. Но, произнося слово, оно будет мертво, если мы не сообщим ему верную интонацию. Интонация и есть смысловой посыл звучащего слова, желание человека выразить определенную мысль или чувство при помощи слова, то есть разговорная речь насыщена смысловыми интонациями. "Разговорная" манера пения, характерная для народных певцов, подразумевает, прежде всего, сохранение этих интонаций.
    Интонационная выразительность – основа искусства народного пения.
    Пение как распевная музыкальная речь обладает особыми вокальными свойствами. Во время пения певец должен поддерживать непрерывность, полноценность и ровность звучания голоса.
    Особое значение в овладении техникой пения имеет выработка высокой позиции звука. Мелодия состоит из звуков разной высоты, и переход с одного звука на другой всегда составляет для певца трудность, особенно при больших скачках снизу вверх и наоборот. Трудность усугубляется тем, что в голосе человека несколько регистров, которые имеют разную механику звукообразования. У опытных певцов изменение в звукообразовании происходит постепенно и незаметно, регистровые переходы как бы сглаживаются, и на слух голос звучит свободно и ровно.
    У неопытного певца в голосе происходят неприятные на слух изменения, а на переходах одного регистра в другой голос "ломается", после этого звучит совсем по-другому. Выравнивание звучания голоса на регистровых переходах является одной из главных трудностей пения. Преодоление этих трудностей и в народном пении
    достигается путем округления звука, позволяющего певцу найти наилучшую позицию звучания голоса – высокую. Однако округление в народном пении допустимо только в известной степени, когда оно не очень глубокое. Округление улучшает звучание народного голоса и помогает ему преодолевать регистровые трудности. В
    основном этот прием используется при исполнении обработок и авторских сочинений.
    Исполнить гласную с округлением – несколько приблизить при фонации позицию других гласных (а, я, э, е, у, ю) к гласной "о". В удобной тесситуре пропеть гласную "о", затем все остальные гласные, приблизив их к вокальной позиции "о".
    При округлении звука мягкое небо имеет более высокое положение, а звук становится более объемным, однако необходимо следить, чтобы звук оставался близким к разговорному, поскольку при неумелом использовании приема округления утрачивается характер народной певческой манеры, основанной на речевой позиции.
    Необходимо подчеркнуть особую важность, обязательность высокой позиции звука для качественного звучания народного голоса. Высокая позиция – это наилучшая пропорция звучания в голосе высоких, головных обертонов. Ясно слышимые при высокой позиции верхние призвуки придают голосу особую заостренность и
    точность звучания, полетность.
    В народном пении высокая позиция сочетается с близким посылом звука, при котором он вместе со словом как бы слетает с кончика языка. При работе над высокой позицией звука нельзя забывать об одновременной опоре на "столб", так как процесс пения – это, прежде всего, взаимодействие. Нужно не упустить основную задачу: мягкое, точное, ровное движение голоса по звукам мелодии на всем диапазоне песни. Механика звукообразования при этом одна и та же в любом пении, но устройство певческого аппарата так сложно и индивидуально, а органы звукообразования так гибки и подвижны, что различные, даже небольшие изменения их могут создавать новые комбинации образования звука. В этом и заключается возможность образования различных манер пения.
    Для русской народной манеры звукообразования характерно натуральное открытое звучание голоса, хотя в разных областях России манера пения варьируется: в северных русских областях, в Поволжье, в некоторых районах Урала и Сибири поют более округленным, "узким" и легким звуком. Но округлением народные певцы пользуются ровно столько, сколько необходимо для сглаживания регистровых изменений в голосах при большом диапазоне хоровой партитуры, оставляя звучание открытым.
    У народных певцов связки смыкаются более плотно, чем у академических, и в значительно большей степени используется грудной резонатор, так как народное пение преимущественно грудное. Обычно народные певцы поют в удобном для них регистре, примерно в пределах октавы, хотя встречаются народные голоса, диапазон которых превышает полторы октавы.
    Специфические особенности в народном пении имеют певческое дыхание и атака звука. Грудная клетка человека, как меха баяна, постоянно и ритмично сжимается и расширяется в силу необходимости жизненного дыхания. Этот процесс ритмичен и автоматичен. Но певческое дыхание требует короткого вдоха и возможно долгого выдоха. В результате этого постепенного выдоха грудной воздух снизу равномерно давит на сомкнутые в гортани связки и, прорываясь короткими толчками, заставляет их вибрировать и звучать. Если во время пения выдох произвести быстро и резко – получится резкий выкрик, после чего звучание иссякнет до следующего вдоха.
    Для поддержания ровного, плавного звучания голоса необходимо сознательное регулирование вдоха и выдоха.
    За выдох и вдох в организме человека отвечают мышцы-вдыхатели и мышцы-выдыхатели. Мышцы -выдыхатели, помимо своей основной роли расширения грудной клетки при вдохе, играют роль своеобразного тормоза, замедляющего выдох. Равномерное противодействие сомкнутых связок давящему на них снизу грудному воздуху создает ощущение звучащего "столба" и опоры голоса на этот "столб". Певец при этом чувствует,что звучащий "столб" основанием своим опирается на диафрагму, а вершиной уходит в голову, у народных певцов – где-то вблизи верхних зубов и переносицы. Ощущение "столба" при хорошем и удобном звучании голоса
    возникает как у народных певцов, так и у академических.
    Опыт работы с народными певцами показывает, что лучше сохранить непроизвольный, естественный для данного человека тип вдоха: грудной, нижне-реберный, смешанный, исключая верхне-грудной или ключичный
    как непригодный для пения.
    Вдох должен быть легким, беззвучным, но достаточно глубоким. Для этого необходимо следить, чтобы певец не хватал воздух ртом, а делал как бы "внутренний" вдох, то есть набирал воздух при помощи расширения брюшных мышц и через нос.
    Очень опасен перебор воздуха. Это явление очень распространено у многих певцов, даже профессиональных.
    При большом количестве набранного воздуха трудно регулировать выдох. При излишнем и шумном вдохе певцы почти всегда форсируют звук, что ни в коем случае нельзя допускать. "Опора" голоса при выдохе производится только на опустошенную диафрагму. Внешне при этом наблюдается ощутимое движение грудной
    клетки вниз, одновременно напряжение мышц в области диафрагмы (в поясе). При высоких и сильных звуках это движение мышцы очень заметно и ощутимо.


    Во время пения найденное ощущение опоры нужно зафиксировать на все время звучания голоса. Иногда неопытные певцы, желая задержать дыхание, от излишнего старания как бы запирают воздух в груди. В таком случае взаимодействие голосовых связок и грудного воздуха нарушается. Мышцы груди и живота напряжены, но
    голос не звучит. Чтобы предотвратить искусственность в работе певческого аппарата, следует всегда искать в жизненной практике естественный отправной момент, при котором нужное звучание проявляется как бы само собой, например: воспроизведение ауканья и перекличек в лесу; ощущение опорности звука можно найти путем
    естественного вздоха "ох", который как бы снимает усталость. При многократном повторении "ох" на различной звуковой высоте довольно скоро начинающий певец начинает понимать процесс опорности дыхания. При этом хорошо распевается голос, если помнить о том, что он должен звучать на свободной гортани в грудном резонато-
    ре, и главное, эти звуки должны произноситься, а не пропеваться.
    Многолетний опыт работы с народным хором показал (особенно с начинающими певцами), как важно сразу научить коллектив правильному вокальному дыханию, потому что от этого зависит звучание каждого певца и хора в целом. Для этого необходимо в начале каждой репетиции уделять некоторое время упражнениям для вокального дыхания, опорности звука. Например, активно вдохнуть через нос, направляя дыхание вниз живота и также активно вытолкнуть дыхание через рот – это упражнение для работы диафрагмы (следить, чтобы дыхание не направлялось в грудь). Так подышать полминуты и дать успокоиться организму – также глубоко дышать, но выпускать дыхание, как будто "тушишь свечу"; при этом закрепляется опорность воздушного "столба"; также активно брать дыхание через нос, при этом поработать руками (поиграть в бокс): на вдох – движение одной руки, на выдох – другой. Потом снова "потушить свечу". Такое дыхание очень полезно и для кровообращения, это как гимнастика перед пением, снимает физическую усталость, особенно перед вечерней репетицией.
    Далее, закрепляя ощущение опоры на "тушение свечи", повторить это много раз, изображая проколотый мяч – насочетании букв тссс... выпускать запас дыхания, которое должно поступать само собой, без нажима. Потом,сохраняя это ощущение, перевести на звук "ми". Но опять же не петь этот звук, а как бы поставить голос на опору, на эту высоту, и освободить его, голос звучит сам, опираясь на дыхание. На этом упражнении хорошо отрабатывается цепное дыхание в хоре, а также филировка звука (р, мр, ф, фф), то есть (крещендо, диминуэндо), нюанс, который возможен только при владении вокальным дыханием. В хоре это можно делать на октавном унисоне или квинтовом сочетании женских и мужских голосов.
    В следующем упражнении, закрепляя навык дыхательной опоры, дается задание произносить (в октавном унисоне) гласные буквы "ё", "е", "я" близко, на зубах формируя каждую букву, открыто, звучно. Но опять же не пропевать буквы, а восклицать, опирая звук каждой буквы на грудной резонатор и "сбрасывая" его, тренировать этим самым вокальный прием, который используют народные певцы.
    Исполняя это упражнение, необходимо направлять внимание певца на грудное резонирование голоса, положив руку на грудь, постараться запомнить это ощущение и сохранять его при пении, как бы направляя голос на грудь. Поднимаясь по полутонам вверх, примерно с ноты соль, необходимо подключать головной регистр, как бы направляя голос в голову, при этом не отключая грудного резонатора. Каждый певец должен представлять себе работу связок во время пения. Когда голос звучит в среднем регистре, связки смыкаются срединой, верхние края связок звучат на высоких тонах, на низких звуках смыкаются нижние края связок. Когда голос звучит ровно, мягко, выразительно, значит певец владеет регистрами во время пения, связки его пластичны, гибки и подчиняются воле певца.
    Данное упражнение дает возможность выработать пластичность голоса в верхнем регистре, укрепить опору звуками, расширить диапазон голоса. На ощущении е, ё, я произносить (а не петь) сочетание букв "гу", посылая голос на расстояние, далеко. Ни в коем случае не снимать голос с грудного резонатора. Подниматься по полутонам вверх до и выше, также вниз. Это упражнение научит пользоваться смешанным регистром, микстом.
    Для закрепления опоры звука и грудного резонатора, речевой интонации необходимы упражнения, построенные на разговорности. Также, начиная с миЬ, сказать: "Ты, зря ль моя зорюшка, зорюшка вечерняя", – поднимаясь по полутонам вверх и опускаясь вниз. Говорить нужно в резонаторе, соблюдая при этом логический акцент в предложении, подчеркивая ударные слоги, открывая при этом гласные буквы, озвучивая их.
    Свободное резонирование голоса – залог хорошего пения. Качество звучания музыкального инструмента зависит от устройства корпуса, который является резонатором звука.
    В человеческом голосе роль резонатора выполняет грудь, диафрагма, гортань, так называемые нижние грудные резонаторы (расположенные ниже голосовых связок), а также верхние головные резонаторы: глотка, полость рта, носоглотка и ее придаточные полости. Для того чтобы хорошо звучал голос, необходимо его направить в естественные резонаторы. Достаточно проговорить какую-то фразу на высоких и низких звуках, как вы почувствуете резонирование голоса в головном и трудном регистре.

    Непрерывность и ровность звучания голоса – непременное условие народного пения. У хороших певиц голоса звучат всегда ровно и непрерывно. Произношение слов и непрерывность звучания голоса органично слиты и составляют единое целое.
    В художественной самодеятельности руководителю часто приходится сталкиваться с певцами, которые не владеют народной техникой пения, а еще чаще имеют неправильные навыки пения. Какие же дефекты в пении мешают руководителю добиться плавного пения и как их исправить? Самый распространенный недостаток это пение толчками, когда голос резко выталкивается из горла и гаснет, прежде чем кончилась музыкальная длительность звука. Это зависит, прежде всего, от атаки звука. Атака бывает жесткая, мягкая, придыхательная. При жесткой атаке голосовые связки резко и напряженно смыкаются, выдох также автоматически становится резким; значительно труднее достигнуть плавности пения, она может привести к перенапряжению и преждевременному износу голосовых связок.
    При мягкой атаке в народном пении связки смыкаются плотно, но мягко. Мягкая атака щадящая – она не травмирует и не утомляет связки, поэтому она и может быть рекомендована как основной способ звукообразования в народном пении.
    При придыхательной атаке связки смыкаются не плотно, грудной воздух свободно вытекает сквозь них, не заставляя связки активно вибрировать. Звучание голоса при этом сиплое, вялое Придыхательная атака в народном пении практически мало применима. Она встречается в колыбельных песнях и плачах.
    Работе над плавностью пения очень мешает дурная привычка скандирования – отбивать слоги. Иногда ударные, иногда все подряд. Чаще всего в хоровом пении это делается в целях ансамбля – одновременного произношения слов и четкости ритма.
    Для достижения отчетливости этот способ самый быстрый, но далеко не самый верный, так как он искусственен, он не позволяет певцу петь плавно, даже если он захочет. В народе четкость достигается точностью пения, а необходимая акцентировка – артикуляционными средствами, не нарушающими вокальной линии.
    Наиболее часто встречающимися недостатками звучания голоса певцов являются следующие:
    1. "Белый звук" – это бестембровый, плоский, невыразительный звук. Он возникает, когда певец не умеет пользоваться естественными резонаторами. Небная занавеска в таком случае неподвижна, маленький язычок низко нависает над корнем языка.
    Путь к исправлению – развитие певческой инициативы, нахождение опоры естественного резонирования и высокой позиции.
    2. Глоточный звук – тяжелый, глухой, как бы выдавленный снизу из груди, крайне неприятный по тембру и совершенно бесперспективный с точки зрения развития голоса. Это грудной, открытый звук, направляемый певцом в глубину расширенной глотки и совершенно лишенный головных обертонов, так как при таком спосо-
    бе звукообразования голос не может найти к ним пути. На глоточный звук чаще всего сбиваются певцы, которые не владели до этого манерой и при поисках грудного открытого звука "нашли" звучание, которое им кажется очень ярким и сильным. Петь при таком звуке нетрудно, потому что они пользуются исключительно только
    грудным регистром. Звучание им нравится своей силой и кажущейся яркостью (ведь они слушают себя изнутри, а не снаружи). Этот звук очень навязчив и заразителен. Если хоть один певец в хоре поет таким звуком, все другие также переходят на него, потому что петь рядом с ним легким и правильным звуком невозможно. Исправлять его очень трудно, но допускать продолжения пения таким звуком нельзя.
    3. Сиплое, слабое звучание голоса зависит, чаще всего, от отсутствия певческих навыков, вялости певческого аппарата. Этот недостаток можно исправить, развивая певческие навыки, преимущественно "опору", активизируя певческий тонус. Полезно в качестве упражнения многократно проговаривать распевной скороговоркой фразу плясового или шуточного характера, например: "подвернулся, подломился каблучок, да пала девушка на правый, на бочок" и др.
    4. Сиплое и слабое звучание голоса на низких и средних звуках диапазона, более звучное и яркое на высоких, зависит от неумения пользоваться грудным резонатором, неразвитой "опорой" на диафрагму. Для исправления нужно "искать" грудной тембр в голосе, сначала в разговоре, потом в пении. Иногда при поисках грудного звучания теряется высокая позиция и "пропадает" верхний регистр, чего допускать нельзя.
    5. Крикливое звучание голоса на верхних звуках при звучном и сочном на нижних зависит от неумения сглаживать регистровые переходы. Главную помощь при исправлении недостатка окажет нахождение высокой позиции. Она должна присутствовать на всем протяжении диапазона. По мере движения вверх должно усиливаться звучание головных обертонов.
    Необходимо подчеркнуть, что весь процесс вокальных занятий должен быть живым, увлекательным и разнообразным. А руководитель должен своим "вокальным ухом" контролировать звучание голоса певца, замечать
    малейшие изменения в нем и правильно определить их характер. Развитие вокального слуха – одно из главных
    условий повышения квалификации руководителя.
    Заключение

    Искусство народного пения является важным компонентом в культурной жизни общества как в древние времена. Так и сегодня.

    Список использованной литературы
    1. Ананичева Т. М., Суханова Л. Ф. Песенные традиции Поволжья. М.: Музыка, 1991.

    2. Асафьев Б. В. О народной музыке : сб. статей / сост. И. И. Земцовский, А. Б. Кунанбаева. Л.: Му-

    зыка, 1987.

    3. Аспелунд Л. Д. Развитие певца и его голоса. М., Л.: Музгиз, 1952.

    4.Линева Е. Э. Великорусские песни в народной гармонизации. Вып. 1. СПб.: Академия наук,

    1904.

    5.Мешко Н. К. Искусство народного пения: Практическое руководство и методика обучения ис-

    кусству народного пения. Ч. 2. М., 2000.

    6.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального обра-

    зования по специальности «073403 – Сольное и хоровое народное пение». М., 2010.

    7.Шаляпин Ф. И. Маска и душа. М.: Музыка, 1989.

    8.Шамина Л. В. Школа русского народного пения. М.: Русская песня, 1997.

    9.Щуров В. М. Южная песенная традиция. М.: Сов. Композитор, 1987.


    написать администратору сайта