Особенности развития. Особенности развития творческой деятельности 111. Особенности развития творческой деятельности в начальной школе
Скачать 118.5 Kb.
|
Содержание
Введение Проблемы воспитания волновали человека с тех пор, когда он впервые ощутил потребность передавать накопленный им жизненный опыт своим детям. Тревогу первобытного человека вызывала опасность остаться один на один с враждебной природой. Поэтому, как и у других животных, передача опыта выживания происходила под руководством инстинкта продолжения и сохранения рода. Воспитывая, человек обучал детей тем правилам поведения, которые диктовала жизнь. Он образовывал их, придавая им те черты и качества своего образа, которые, по его мнению, были необходимы для выживания. Таким образом, с древнейших времен утвердилось понимание воспитания, как передачи жизненного опыта старших поколений младшим. Современная педагогическая наука, разрабатывая гуманистическое направление, дала импульс к развитию новой теории и методики воспитания. Наиболее полно изучены проблемы разработки гуманистической воспитательной системы (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.), определения роли культуры в гуманизации воспитания (Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, СВ. Кульневич и др.), творческого развития и саморазвития детей (М.В. Богуславский, О.С. Газман, Г.Б. Корнетов и др.) В последние годы остро обозначилась потребность общества в воспитании и обучении творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, способных адекватно и своевременно реагировать на происходящие в мире изменения. Данные явления изучаются с различных позиций: разрабатываются теории креативности личности и программы по развитию творческого мышления; создаются «портреты» творческой личности человека; исследуются творческое мышление и творческие способности. Проблема развития творческих способностей на сегодняшний день является достаточно актуальной, потому что одним из основополагающих принципов содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие креативных способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Следует еще учитывать то, что движущая сила прогресса вызывает периодические бурные изменения в обществе. И человек вынужден реагировать на них, но часто он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. И именно активизация творческих способностей позволяет человеку адекватно реагировать на происходящие изменения и успешно к ним адаптироваться. А общество, в свою очередь, заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. В связи, с чем становится актуальной выбранная тема: «Творческие формы воспитания и их развитие в современной школе». Цель исследования: определить развитие творческих форм воспитания в современной школе. Гипотеза исследования: развитие творческих способностей зависит от использования творческих форм воспитания в начальной школе. Задачи исследования: Теоретический анализ психолого-педагогической литературы Определить, изучить, эмпирически проверить уровень развития творческих способностей в младшем школьном возрасте. Выдвинуть рекомендации по развитию творческих форм воспитания для младшего школьного возраста. Методы исследования: Теоретический анализ литературы Эмпирические методы исследования Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения. Глава I Особенности развития творческой деятельности в начальной школе Развитие творческой деятельности в начальной школе Ни одно живое существо не в состояние сравниться с человеком по разнообразию, распространению и формам активности. Активность человека самая разнообразная. Кроме всех видов и форм, характерных для животных, она содержит особую форму, называемую деятельностью. Важнейшим компонентом любой человеческой деятельности выступают психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь. Деятельность можно определить, как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковую систему, оружие воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и, в конечном счете, преобразовал самого себя. [18, с. 146] Вопросами по развитию творческих способностей учащихся занимались многие философы, психологи и педагоги. Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, такие выдающиеся исследователи как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, К. Роджерс, П. Эдвардс. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказываться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, целостность восприятия и другие. Как мы видим, творческая деятельность очень важна в развитие человека, а особенно ребенка. В детстве, когда преобладает образное мышление, эта способность часто проявляется в рисунках, лепке, построениях из подручных материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи, а в зрелом она, как правило, помогает решать прикладные задачи разного уровня от повседневных до научно-технических. (1) В психолого-педагогической науке неоднократно отмечалось то, что сейчас, в условиях стремительно нарастающей информации, особое значение приобретает развитие и активизация творческого мышления. Действительно, в любой деятельности становится особо важным не просто усвоить определенную сумму знаний, а выбрать наиболее значимые из них, суметь применить их при решении самых различных вопросов. К 7-8 годам творчество младшего школьника выражается часто в форме самостоятельно поставленных вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному, расширяется и исследовательский диапазон учащихся. [9, с. 67] Решение предложенных и самостоятельно (увиденных) проблем у творческого ребенка часто сопровождается проявлением оригинальности. Это еще один важный компонент творческого начала, выражающий стеᴨень непохожести, нестандартности, необычности. Творческая деятельность младших школьников это продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с ᴨедагогом. Помощь взрослых и, в частности, ᴨедагога заключается в том, чтобы научить ребенка творить. Ребенок в результате такой помощи должен научиться: удивляться всему, будто видит все в ᴨервый раз. Нужно удивляться каждой вещи, всему живому, любому явлению жизни. Надо почувствовать, что все есть чудо. Нечудесного в мире нет. То есть необходимо, как бы родиться заново, ᴨережить второе рождение - рождение в искусстве, где все - игра чудесных сил; видеть, слышать, ощущать (удивившись, начинаешь присматриваться, вслушиваться). Нужно научиться видеть с закрытыми глазами. Источник художественного творчества - память; мечтать (фантазия - цемент, скрепляющий самые разные - в их единстве вещи, соединяя их в одно удивительное целое). Этих трех даров достаточно, чтобы быть поэтом в душе, но не на деле. Чтобы творить, следует еще научиться: владеть техникой творчества (искусством слова, приемами ремесла). создавать «законченную вещь», то есть произведение. В связи с этим очень важно ежедневно заниматься с ребенком (рисованием, чтением, музыкой или спортом), учить его не только тому, что необходимо знать, уметь и делать, но и тому, как: смотреть, чтобы увидеть красоту; слушать, чтобы услышать гармонию в музыке или природе; почувствовать состояние другого и не ранить его своими словами; говорить так, чтобы тебя услышали; быть самим собой; трудиться творчески; творить вдохновенно. [7, с. 144] Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности, как самостоятельный фактор, развитие котоҏыҳ является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников: творческое мышление, творческое воображение, применение методов организации творческой деятельности. Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развить следующие умения: классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям; устанавливать причинно-следственные связи; видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами; рассматривать систему в развитии; делать предположения прогнозного характера; выделять противоположные признаки объекта; выявлять и формулировать противоречия; разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени; представлять пространственные объекты; использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве; Названные умения составляют основу способности системного диалектического мышления, продуктивного произвольного пространственного воображения. [13, с. 144] Для развития данных умений используются различные виды творческой деятельности. Таблица 1. Виды творческой деятельности
Среди декоративно-прикладного творчества дети любят заниматься больше всего изобразительным искусством, в частности детским рисованием. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Большую роль в развитии творческих способностей детей занимают занятия по шитью, вязанию. Изучив основы вязания, дети сами комбинируют узоры, творчески подходят к выполнению изделия. Раскроив себе, изделие дети подбирают оформление для изделия, по принципу цветовой гаммы. В процессе таких занятий у детей развивается логическое мышление, творческое воображение. Важное место в художественно-творческой деятельности детей занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. В дошкольном возрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, в частности танцевальные. Вокальные занятия также являются творческой деятельностью. Пение развивает музыкальный слух и вокальные способности. Для раскрытия творческих способностей, используются коллективно разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные импровизации. (19) Все эти виды творческой деятельности необходимо использовать в начальной школе, так как они способствуют более гармоничному личностному развитию детей младшего школьного возраста, сохранению их психического и даже физического комфорта в процессе обучения. Творческие виды деятельности, используемые в школе более активно способны оптимизировать процесс обучения, сделать его более интересным, увлекательным, а, следовательно, менее тяжелым и утомительным для детей. Развитие творческой деятельности в процессе реализации Федерального государственного образовательного стандарта Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего, различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации, целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой. Воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена. Современное воспитание школьников актуализируется: «Нет, и не может быть школы без стремления помочь ребенку стать личностью, нравственной, самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя другим людям, народу, Отечеству». Это все приобретает особую остроту в ситуации движения человечества к мировой цивилизации, глобальному образовательному пространству, постиндустриальному, в котором мотивы свободы, ответственности, стремление человека к самоопределению будут играть значимую роль. [8, с. 96] Требования рыночной экономики и информационное общество впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики - стимулирование его активности. Для реализации поставленных целей и задач разработаны рамки федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся, как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации. [10, с. 56] Одной из главных задач в воспитание школьников становится развитие его творческих способностей, которые в свою очередь развиваются через деятельность, а именно творческую деятельность. При этом используются творческие формы воспитания, которые реализуются во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность - составная часть учебно-воспитатательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность в дореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством, организации тематических вечеров и др. Большое развитие внеурочная работа получила после Октябрьской революции, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеятельные коллективы, агитбригады. А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский и др. педагоги рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности. (20) С созданием в 20-е гг. в СССР отрядов пионеров и ячеек комсомола внеурочная деятельность чаще всего сливалась с работой этих организаций. До середины 80-х гг. внеурочная деятельность контролировалась органами народного образования, комитетами комсомола и советами пионерской организации. Внеурочная деятельность чаще всего велась педагогическим коллективом и узким активом учащихся под руководством организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы. В этих условиях большинство школьников оказывалось в роли пассивных исполнителей и наблюдателей, предпочитая неформальное общение вне школы. Попытки отдельных педагогов оживить внеурочную работу не смогли изменить общего авторитарного стиля в её организации. Во 2-й половине 80-х гг. в процессе гуманизации воспитания начался поиск новых подходов к внеурочной работе, ориентированной на личность школьника. Отмена обязательных мероприятий, программ и инструкций позволила школьным коллективам самостоятельно определять содержание и формы внеурочной работы с учётом своей специфики и увлечений учащихся. [2, с. 25-26] Основными задачами внеурочной деятельности признаны создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в неё фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости. Направления, формы, методы внеурочной работы практически совпадают с внешкольной работой. В школе предпочтение отдаётся общеобразовательному направлению, организации предметных кружков и научных обществ учащихся и т. п. Развиты художественное и техническое творчество учащихся, художественная самодеятельность, физкультура, детский и юношеский спорт, туризм и т. д. Внеурочная деятельность помогает удовлетворять потребность детей и молодёжи в неформальном общении в клубах и любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т. п. К специфической форме внеурочной деятельности относится организация продлённого дня. Во внеурочной деятельности большое значение имеет самоуправление учащихся, которое позволяет большинству школьников принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех внеурочной деятельности зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. В настоящее время внеурочная деятельностьорганизуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в формах, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей. Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных и талантливых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения. [14, с. 10-11] Система школьного внеклассного воспитания должна быть направлена на разностороннее развитие учащихся. Разностороннее развитие учащихся возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с детьми создает условия для самореализации ребенка. Самореализации учащихся способствуют развитие у них познавательной мотивации и познавательного интереса, творческих способностей, умение находить необходимую информацию и т.д. Главная цель внеурочной деятельности является создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах. Таким образом, задачи внеклассного воспитания: знакомить учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений; использовать активные и творческие формы воспитательной работы; создавать кружки, клубы, секции с учетом интересов и потребностей учащихся; демонстрировать достижения учащихся в досуговой деятельности; воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели; способствовать качественной деятельности школьных внеклассных объединений. (20) Исходя из выше сказанного, можно вывести некоторые формы внеклассной работы: дискотеки к праздничным и памятным датам; концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства; конкурсы состязания талантов; дни творчества школы; театральные премьеры и спектакли школьных и классных арт-студий. [3, с. 210-211] Внеклассная работа является составным звеном школьной программы и направлена на актуализацию работы по развитию нравственных норм патриотических гражданственных качеств личности. Внеклассная работа является одним из путей повышения качества обучения, предполагает высокую мыслительную активность учащихся, повышает их творческую инициативу. (17) Внеклассная работа не только углубляет и расширяет общеобразовательные знания учащихся, но и способствует расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно нравственной сферы эстетических вкусов, и как следствие, повышает мотивацию к учению. Организация работы по развитию внеурочной деятельности с детьми младшего школьного возраста в процессе реализации ФГОС Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. В процессе рисования, лепки, аппликации учащийся испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей младшего школьного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, учащийся младшего школьного возраста создает субъективно новое, новое для себя. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет. Но субъективная ценность его значительна. [4, с. 60] Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. (16) Изобразительному искусству, особенно близкому младшим школьникам своей наглядностью, принадлежит одно из ведущих мест в процессе формирования у детей творческих способностей, креативного мышления, приобщения их к красоте родной природы, окружающей действительности, духовным ценностям искусства. В развитии детского художественного творчества, в том числе и изобразительного, необходимо соблюдать принцип свободы, являющийся вообще непременным условием всякого творчества. Это значит, что творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникать только из детских интересов. Известный исследователь детского творчества Е.А. Флерина писала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому». Изобразительная деятельность детей, как прообраз взрослой деятельности, заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Известно, что этот опыт осуществил и материализован в орудиях и продуктах деятельности, а также в способах деятельности, выработанных общественно-исторической практикой. Усвоить этот опыт без помощи взрослого ребенок не может. Именно взрослый является носителем этого опыта и его передатчиком. Усваивая этот опыт, ребенок развивается. [11, с. 89] В работе над изображением ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая изображения, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. [6, с. 120] Недаром еще Аристотель подчеркивал, что занятия рисованием способствуют разностороннему развитию ребенка. Об этом же писали такие выдающиеся педагоги прошлого, как Я.А. Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребель и многие отечественные педагоги. Занятия рисованием и другими художественными деятельностями создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и взрослыми, и важно помочь детям осуществлять такое общение. Под творчеством мы будем понимать и сам процесс создания образов сказки, рассказа, игры-драматизации, в рисовании и т.п., поиски в процессе деятельности способов, путей решения задачи (изобразительной, игровой, музыкальной). Из предполагаемого нами понимания художественного творчества становится очевидным, что для развития творчества детям необходимо приобрести определенные знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, которыми сами дети без помощи взрослых овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими богатого художественного опыта. (1) Музыкальное воспитание детей начинается с приобретения опыта, составными частями которого является слушание музыки и ее сочинение. Творческая способность названа способностью самовыражения. Это врожденная способность, которая может быть развиваема. [5, с. 415] Творчество располагает детей к свободе и открытиям, к приключениям и оригинальному выражению. Музыкальная деятельность может быть тогда творческой, если в ней активно участвовать: драматизировать песни, интерпретировать их, сочинять ритмы и песни. Дети могут или интерпретировать песни, или же их сочинять на близкие и знакомые сюжеты (о поездах, самолетах, о домашних животных и так далее). Музыкально-творческие проявления младших школьников могут выразиться в импровизации мелодии, стимулом которой являются картины, слова придуманные ребенком, какой-нибудь случай из жизни. Остальные дети поддерживают и повторяют эту мелодию. Несколько позже можно предлагать детям закончить - досочинить мелодию начатую учителем, возможны задания на дом - ребенок должен придумать свою песню. Музыкальная деятельность развивает не только музыкальное, но и общее творчество. Развивается мышление, эмоции, воспитывается творческое воображение, укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание. В свою очередь, общее творчество влияет на формирование музыкального. Развитие всех способностей требует индивидуального подхода к детям, учета их склонностей, интересов. [15, с. 132] Слушательская деятельность в рамках начального образования призвана содействовать: развитию интереса к музыке и музыкальным занятиям, музыкального слуха, памяти, образного мышления, воображения; освоению музыкальных произведений и знаний о музыке; овладению практическими умениями применять усвоенные музыкальные знания; воспитанию музыкального вкуса, нравственных и эстетических чувств, уважение к истории, традициям, любви к человеку, к своему народу. При этом термин "музыкальное восприятие" в музыкальной педагогике имеет два значения. Одно, более емкое, понимается как естественное условие различных видов музыкальной деятельности детей на уроке - хорового пения, игры на музыкальных инструментах, музыкально-ритмического движения. Другое значение термина, более узкое, подразумевает слушание музыки: знакомство с музыкальными произведениями различных стилей и жанров, композитоpами, исполнителями. При этом две стороны музыкального развития младших школьников - восприятие и собственное творчество - неразрывно связаны и взаимно дополняют друг друга. (12) Отсюда видно, что творчество является важнейшим инструментом интеллектуальной деятельности человека и средством познания детей. Поэтому и возникает необходимость стимулировать и развивать творчество младших школьников. Список литературы Банк рефератов, докладов, сообщений. Сайт http://xreferat.ru Балясной Л.К. Воспитание школьников во внеурочное время / Под ред. - М., 1980. Безрукова В.С. Педагогика. Екатеринбург, 1996 г. Березина В.Г., Детство творческой личности. - СПб. 1994 Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М. 1968 Ветгулина Н.А. Художественное творчество и ребенок – М.,1972. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. - М.: Педагогический поиск, 1999. Воронов В.В. Современная технология воспитания: Пособие для препод. Вузов, студентов и учителей. / В.В. Воронов – М.: Школьная Пресса, 2000. Гальперин П.Я. Котик Н.Р. К психологии творческого мышления//Вопросы психологии. – 1982. - №5 Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях// Дошкольное воспитание. -1989, -№2. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности Коллекция рефератов. Сайт http://otherreferats.allbest.ru Лук А.Н. Мышление и творчество. – М.: Политиздат, 1976. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. - М., 1999. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль 1997. Научные статьи, журналы. Сайт http://cyberleninka.ru Начальная школа. Сайт http://life-school.ucoz.ru/ Немов Р. С. Психология Книга 1. М., 2003 г. Рефераты, сообщения. Сайт http://podelise.ru Федеральный государственный образовательный стандарт. Сайт http://standart.edu.ru/ |