особенности становления государства месопотамии. Особенности становления государства в Месопотамии. Факторы, обус. Особенности становления государства в Месопотамии. Факторы, обусловившие образование деспотической монархии в Месопотамии
Скачать 20.04 Kb.
|
Особенности становления государства в Месопотамии. Факторы, обусловившие образование деспотической монархии в Месопотамии Начиная с седой древности, в нижнем течении рек Тигр и Евфрат на юге Месопотамии жил народ, называвшийся шумеры. Были шумеры коренными жителями этого района, или, как об этом говорят их легенды, пришли издалека, неизвестно. Уже в IV тысячелетии до н.э. Шумер переживает период перехода от первобытного строя к классовому обществу. Ведется скотоводство, ремесло отделяется от земледелия, начинается обработка металлов. В семье и обществе утверждается господство мужа. Родовая община перерождается в территориальную (сельскую). Постоянная потребность в регулировании разлива крупных рек, осушке затопленных и орошении засушливых районов вызвало необходимость сооружения большой и сложной ирригационной системы. Примитивная техника требовала использования труда большого количества людей. Поэтому пленных, захваченных во время военных действий, превращают в рабов. Итак, на развалинах родового строя возникает классовое общество, а вместе с ним и государство. Можно выделить некоторые особенности в политической истории Месопотамии. Во-первых, она не представляет собой эволюцию во времени политических и правовых учреждений одного и того же государства. Это политическая история городов-государств, которые возвышались, осуществляли политическую гегемонию над другими городами, достигали расцвета и приходили в упадок. В начале III тыс. до н.э. на территории Месопотамии жили разные этносы, среди которых выделялись: на юге — шумеры, в средней части долины Тигра и Евфрата — аккадцы, на севере — хурриты, а на Армянском нагорье — урартские племена. Все находились на разных этапах культурного и экономического развития, что обусловливало борьбу за политическую власть, нескончаемые войны, игравшие важную роль в процессе государствообразования. Во-вторых, древние государства Месопотамии различались как по форме правления (наряду с восточными деспотиями здесь были республики в городах-государствах, где существенную роль играли народные собрания, институты общинной демократии), так и по форме политико-территориального устройства. В Месопотамии в течение всего III тыс. до н.э. города-государства создавали военные союзы — царства, в которых более слабые города платили дань и участвовали в военных походах самых сильных. При этом они сохраняли внутреннюю автономию. Наконец, были империи, состоящие из разнородных по географическому, экономическому, культурному и этническому признакам провинций (областей, сатрапий), управляемых из центра. Новоассирийская держава (ХГ-\УШ вв. до н.э.), например, была одной из первых империй Древнего мира. Она включала 57 провинций — от Средиземного моря до Персидского залива. В-третьих, несмотря на различия форм политико-территориального устройства, возникновение государств и изменение их форм были связаны с развитием ирригационного земледелия, где создавалась основная масса прибавочного продукта. В условиях Месопотамии система орошения по египетскому образцу не могла применяться из-за нерегулярности паводков. Дожди выпадали только зимой. Была построена сложная система искусственного орошения, благодаря которой крестьяне стали собирать по два урожая в год. В царствах стало возможным строительство, единых ирригационных оросительных систем на уже больших территориях и даже по всей длине реки. Однако только империи были способны осуществить гидротехнические работы, которые требовали объединения труда десятков тысяч людей. В-четвертых, в отличие от Египта в Месопотамии сложилось более рациональное отношение к власти правителя. С одной стороны, это было связано с сохранением институтов общинного самоуправления, которые несли основное бремя забот о благосостоянии общинников, выплате всех налогов казне и организации общественных работ. Правители не вмешивались в этот отлаженный механизм. С другой стороны, власть царя не считала наследственной. Она могла быть передана одному из сыновей царя лишь по совету жрецов. К тому же царь был лишен законодательной, судебной, религиозной власти, а осуществлял лишь военную функцию: организовывал походы по захвату новых земель, имущества и рабов, а также обеспечивал защиту территории. Значительную роль в процессе образования государства в Месопотамии сыграли храмы во главе со жречеством. Жречество в решающей мере сосредоточило в своих руках функции управления сложным ирригационным хозяйством. Жрец-правитель выполнял не только религиозные функции, но и управленческие, хозяйственные (наблюдал за производством и поступлением в храм продуктов). Следовательно, в Месопотамии сложился дуализм гражданской и военной власти, что в известной степени обусловливало отсутствие многих черт классического восточного деспотизма. В-пятых, в силу раннего развития товарно-денежных отношений, частной собственности на землю право Древней Месопотамии было в большей мере прагматичным, приближенным к реальной жизни. В условиях быстроразвивающейся экономики и меняющихся социальных отношений было востребовано кодифицированное, писаное право. Хотя право Месопотамии, так же как право других древневосточных государств, несло на себе заметное влияние религии, религиозной идеологии, оно не было столь глубоким, как, например, в Индии, да и сама религиозная идеология отличалась рядом специфических черт. Так, например, в мифологическом сознании вавилонян понятия греха (намеренного или ненамеренного нарушения воли божьей) и преступления разнились. Совершение греха возможно было без вины: грешник мог даже не знать, какой грех он совершил, например, в случае нарушения ритуальной чистоты. Преступление же предполагало вину. Практическая ориентированность религиозной идеологии Древней Месопотамии, система ценностей, делающих жизнь осмысленной и целесообразной, нашли закрепление в праве. В религиозных верованиях Месопотамии не были разработаны понятия об аде и рае в загробной жизни, о посмертном воздаянии за добродетельный образ жизни. Потусторонний мир в представлении жителей Месопотамии, поддерживавшемся тысячелетия, считался абсолютным злом, а все хорошее связывалось с земной жизнью. Период середины III – конца II тыс. до н.э. характеризуется усилением власти правителей – в итоге исчезает ранняя монархия и, в условиях борьбы монарха (при поддержке его рядовыми общинниками–гражданами) против общинной знати, возникает второй тип монархии – деспотической монархии. Деспотическая монархия возникла в Месопотамии на рубеже XXIV-XXIII веков до н.э. в государстве династии Аккаде (династии Саргонидов). Она могла возникнуть только в рамках территориального государства, т.е. когда формировался надобщинный центральный аппарат управления. И только в результате долгой и упорной борьбы правителя против общинной знати. Эта борьба принимала форму физического уничтожения общинной знати,которая всячески сопротивлялась усилению власти монарха, т.к. общинная знать не была заинтересована в усилении власти правителя до неограниченных размеров. И правителям приходилось уничтожать физически тех, кто не подчинялся. Если общинная знать выигрывала, то сохранялась ранняя монархия. А если общинная знать проигрывала, то устанавливалась деспотическая монархия. Список использованных источников Мухаев, Р. Т. История государства и права зарубежных стран : учебник для бакалавров / Р. Т. Мухаев. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 1006 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-2737-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/426005 История государства и права зарубежных стран: учебник для бакалавров / отв. ред. И.А. Исаев, Т.П. Филиппова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2016. - 448 с. — Доступ на сайте ЭБС Проспект. URL: http://ebs.prospekt.org/book/30755 |