Главная страница
Навигация по странице:

  • доцент Курасова Н. В

  • ПРОБЛЕМА СУДЬБЫ В РОМАНЕ Ч. АЙТМАТОВА «КОГДА ПАДАЮТ ГОРЫ (ВЕЧНАЯ. Отделение русского языка и литературы Акифьева О. Научный руководитель доцент Курасова Н. В Когда падают горы (Вечная невеста)


    Скачать 23.02 Kb.
    НазваниеОтделение русского языка и литературы Акифьева О. Научный руководитель доцент Курасова Н. В Когда падают горы (Вечная невеста)
    Анкорcenm dctuj
    Дата20.10.2020
    Размер23.02 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПРОБЛЕМА СУДЬБЫ В РОМАНЕ Ч. АЙТМАТОВА «КОГДА ПАДАЮТ ГОРЫ (ВЕЧНАЯ.docx
    ТипДокументы
    #144190

    ПРОБЛЕМА СУДЬБЫ В РОМАНЕ Ч. АЙТМАТОВА «КОГДА ПАДАЮТ ГОРЫ (ВЕЧНАЯ НЕВЕСТА)»
    Отделение русского языка и литературы Акифьева О. Научный руководитель доцент Курасова Н. В
    «Когда падают горы (Вечная невеста)» – новый социально- философский роман Ч. Айтматова. Он поднимает множество проблем социально-экономического, психологического, нравственно-философского характера. Главная из них проблема судьбы, которая рассматривается как «одна непреложная данность, одинаковая для всех и всегда», «вечная загадка для всех и каждого из века в век, изо дня в день, всякий час и всякую минуту...». И каким бы ни был человек, чем бы он ни занимался, « только жизнь сама покажет, что кому суждено, a иначе, зачем судьбе быть судьбою». С первых же страниц мы узнаем стиль Айтматова. Он вводит в повествование параллель – противопоставление между Арсеном Саманчиным и Жаабарсом. Их судьбы схожи. Жаабарс в самцовой схватке проигрывает, и его самка уходит к молодому, полному сил, барсу. Арсена бросает Айдана, популярная певица, и ради карьеры уходит к богатому бизнесмену Эрташу Курчалу. Жаабарса не принимает больше его стая, Арсена настойчиво попросили уйти из ресторана (да и из жизни Айданы).

    Арсен Саманчин — независимый журналист, «сумашедший идееносец», романтик, идеалист, «энтузиаст-утопщик», ценитель искусства (особенно музыки), любитель пофилософствовать на «вечные» темы жизни, который не очень приспособлен к жизни. Рассуждения Арсена о власти денег, с помощью которых у него увели любимую женщину, унизили, приводят к мысли об убийстве, которому не суждено состояться. Да и Жаабарса, готового растерзать молодого барса с барсихой, некая сила удержала, увела прочь. Судьба гонит Жаабарса за перевал Узенгилеш-Стремянного хребта, а Арсена приводит в родной горный Туюк-Джар в роли переводчика для арабских принцев, которые должны приехать на барсовую охоту. Охоту на барсов, горных баранов и косуль устраивал Бектур Саманчин, дядя Арсена.

    Бектур Саманчин успешный охотничий предприниматель, деловой и сноровистый создатель фирмы «Мерген». На устройстве охоты зарабатывает и большинство туюк-джарцев. Критическое отношение Айтматова к глобализации и рыночной экономике, которые коснулись и такого отдаленного уголка земли, выражает не только Арсен, рассуждающий о «доллар-баях», о «несмолкаемом, полусумасшедшем, дерганом рэпе эпохи», который «хрипит повсюду», о дисгармонии в мире, но и Ташафган. Ташафган – ярый ненавистник глобализации, так как считает, что она лишила его нормального заработка, а значит, и нормальной жизни. Он не понимает, почему «приставить нож к горлу мировых миллиардеров нельзя», а его и обычных людей «в нищету втаптывать можно», «детей оставлять без образования можно», «без лечения бросать можно». И решает Ташафган захватить арабских принцев и «свою долю вырвать» шантажом, потребовав 20 миллионов долларов за их освобождение. Этот план Ташафган изложил Арсену, которому не оставалось выбора и не было дороги назад, иначе смерть. Тогда же Арсен подумал, что «мир уже не на месте» и что нагрянет такое бедствие, какого они не видели, и принесут его люди...»

    Но даже при таких, казалось бы, трагических стечениях обстоятельств Айтматов-романтик не забывает о простом человеческом счастье и любви. «Чудесное» (так Арсен определил для себя) появление Элес и их любовь «с первого взгляда, с первой минуты» – все это воспринял Арсен как знак судьбы, как спасение в событиях накануне охоты. И Арсен, и Элес восприняли эту любовь в как то, что дается судьбой лишь один раз, как «озарение духа и плоти».

    Элес — «бывшая библиотекарша», которая была вынуждена бросить прежнюю работу и заняться челночным делом. Элес и Арсен очень похожи по характеру и взглядам на жизнь, они очень хорошо понимали друг друга.

    Элес была единственной из тех, кому пришла мысль выступить против варварской охоты на барсов. Может быть, поэтому Арсен оставил Элес свою рукопись рассказа «Убить - не убить», который собирался опубликовать, ведь именно элес, их встреча совершили переворот в душе Арсена.

    Охота и план Ташафгана были сорваны Арсеном. В горах, возле пещеры Молоташ, яростно и грозно кричал Арсен: «Руки прочь от наших барсов! Немедленно убирайтесь вон отсюда! Я не дам вам уничтожить наших зверей!» В начавшейся беспорядочной стрельбе Арсен был смертельно ранен. И Жаабарс был ранен. Так «волею судеб очутились они – человек и зверь — в свой последний час в одном схроне поднебесном, в пещере, рядом, бок о бок.». А в горах начиналась гроза, грохотал гром и вспыхивали молнии. И в тоже время весь аил Туюк-Джар в злобе и ярости крушил все во дворе сестры Арсена, посылал проклятия, и «лишь внезапно хлынувший дождь и разразившаяся гроза остановили хаос».

    Но для «умирающего человека и дикого зверя, умирающего рядом», это уже ничего не значило, «все это сейчас, за считанные минуты до их ухода в бесследную вечность, не имело уже никакого значения». Перед тем, как испустить последнее дыхание, Арсен простился со всеми, попросил прощения и сам простил всех, и вслед за снежным барсом ушел в вечность, в небытие.

    И почему человеку для раскаяния, преодоления в себе зла, осознания своей неправоты необходимо увидеть смерть? Тарафган раскаялся, преодолел зло в себе. Но какой ценой?! Ценой жизни своего друга.

    Символичным становится и бесследное, почти мистическое, исчезновение Жаабарс из пещеры. Но все же Ч. Айтматов дает нам понять, что в мире нет ничего случайного, что все будет так, как должно быть, ибо всевидящая судьба справедлива.

    Композиция романа усложнена вставной древней легендой о Вечной невесте. Легенда повествует о молодом охотнике и красивой девушке, которые полюбили друг друга и должны были пожениться. Но завистники недоброжелатели накануне свадьбы похитили невесту, оговорили ее, сказав жениху-охотнику, что она сбежала. Охотник уходит в горы, скрываясь в недоступных местах в обиде на весь мир и на судьбу, не может примириться со злом, с которым так часто мирятся люди. А Вечная невеста с тех пор ищет своего охотника в горах, где раздается ее вечный плач. И плач этот обращен ко всем временам и всем пространствам, в нем выражена вся трагичность судьбы двух влюбленных, их горе и разлука, боль и жертвенная расплата за людские злодеяния. Вечная невеста – «мученический стон вселенского страдания», «она пребывает в вечном покаянии за род людской, и в этом глубина и сила ее любви и торя». Вечная невеста – символ стремления к истине, которому нет предела ни во времени, ни в пространстве.

    Это предание очень лирично и в то же время трагично (недаром Арсен так любил его и хотел поставить оперу). Оно охватывает Вселенский масштаб и заставляет о многом задуматься, ведь и охотник, и Вечная невеста также оказываются жертвами рока, жертвами людей, которые не могут преодолеть в себе зло. И охотник, и Вечная невеста, и Арсен Саманчин бросают вызов агрессивности и греховности людского мира. Но все же люди не перестают верить в справедливость, в судьбу, в любовь, в счастье.

    Роман заканчивает рассказ Арсена «Убить – не убить». В котором он говорит о вечной природе войны и вечной природе человека». Эта история о Сергее Николаевиче Воронцове, который молодым юношей отправляется на фронт второй мировой войны. Перед отправкой поезда цыганка гадала Сергею, сказав о «битве великой и неслыханной», да такой, что «только солнце останется не забрызганным кровью, и конь ускачет без седока», и что у него на руке «звезда бессмертная от судьбы». А ночью думал Сергей о войне, о том, что на ней «побеждает тот, кто убивает, а кто побеждает – тот прав», Мать Сергея «хотела, чтобы он никого не убивал, а отец, чтоб его не убили, а потому требовал убивать врагов». Война – это «необходимость убивать или быть убитым». Арсен недаром говорил и сравнивал нынешнее время с тем, военным: «В нынешнее время убить – все равно, что окурок отшвырнуть». А в то время, человек, который ехал на войну, «где предстояло убивать или быть убитым», говорил себе: «убить – не убить?» Выбор есть всегда и у каждого...



    написать администратору сайта