Главная страница
Навигация по странице:

  • занята наука

  • ОТВЕТЫ: 1. Что интересует философию в отличие от художественной деятельности

  • 2. Что является существенным свойством философии в отличие от религии

  • 3. Является ли философия наукой По мнению автора, какой деятельностью занята наука

  • Философия. Философия - ответы. Ответы Что интересует философию в отличие от художественной деятельности


    Скачать 22.12 Kb.
    НазваниеОтветы Что интересует философию в отличие от художественной деятельности
    АнкорФилософия
    Дата06.05.2023
    Размер22.12 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия - ответы.docx
    ТипДокументы
    #1112312

    П. Л. Лавров. Три беседы о современном значении философии

    Вопросы:

    1. Что интересует философию в отличие от художественной


    деятельности?

    2. Что является существенным свойством философии в отличие от


    религии?

    3. Является ли философия наукой? По мнению автора, какой деятельностью


    занята наука?

    Лавров, Петр Лаврович - русский политический деятель, философ и публицист. В 1866 г., после покушения Каракозова, Л. был арестован и предан военному суду. Суд признал его виновным только в сочинении нескольких революционных стихотворений, в близости к людям преступного направления (Чернышевскому, Михайлову) и в проведении вредных идей путем легальной печати. Л. был приговорен к увольнению со службы (в чине полковника) и ссылке в Кадников Вологодской губернии. Прожил большую часть жизни за границей.

    Предмет философии - человек как единое нераздельное целое;

    Материальный мир существует, но в суждениях о нем человек не может выходить за пределы мира явлений и человеческого опыта. Поэтому материализм разновидность умозрительного, метафизического верования, в лучшем случае – гипотезу. Здесь проявилось воздействие на Лаврова идей Канта и позитивизма.

    Культура общества – это среда, данная историей для работы мысли, цивилизация – сознательное начало, прогрессивная смена форм культуры.

    Носители цивилизации - «критически мыслящие личности». Мера критической просветленности человеческого нравственно - критерий общественного прогресса.

    В человеке рядом с философией присутствуют другие деятельности: научная, художественная, религиозная.

    ОТВЕТЫ:

    1. Что интересует философию в отличие от художественной

    деятельности?

    В отличие от искусства, философию интересует всеобщее мыслимое содержание, художество же вращается вокруг субъективных переживаний и опыта.

    Творчество есть процесс образования форм. Форма является его существенной принадлежностью. Там, где наша мысль, чувство, решимость находит себе форму, там присутствует творчество.

    Искусство преследует красоту, стройную форму, оживленную пафосом художника: форма здесь существенное и только потому влечет за собой пафос, что художник — живая личность; полнота содержания не нужна, воплощения одной жизненной черты достаточно, чтобы оживить форму. Философия преследует тоже форму, но соответствующую содержанию. Для нее самое важное — содержание; форма должна ему подчиниться, к нему приладиться. Философия не искусство, но без нее не было бы ни одного прекрасного произведения, не существовало бы патетизма, а лишь стройные этюды разных родов.

    Философия в знании есть построение всех сведений в стройную систему, понимание всего сущего как единого, единство в понимании. Философия в творчестве есть внесение понимания мира и жизни в творческую деятельность, воплощение понятого единства всего сущего в образ, в стройную форму, единство мысли и формы. Философия в жизни есть осмысление ежедневной деятельности, внесение понимания всего сущего как единого в нашу деятельность, воплощение понятого единства всего сущего в практический идеал, единство мысли и действия. Довольно сблизить эти выражения, чтобы в них прочесть отдельные термины одного понятия, отдельные признаки одной деятельности.

    Философия есть понимание всего сущего как единого и воплощение этого понимания в художественный образ и в нравственное действие. Она есть процесс отожествления мысли, образа и действия.

    По мнению П.Л. Лаврова, философия, в отличие от искусства, интересуется не формой, а содержанием, и это самое важное для нее. В философии не содержание подстраивается под форму, а напротив, форма – под содержание. Искусство, отмечает Лавров, стремится, в первую очередь, к изображению прекрасного в стройной форме, приданной ему художником, является образным освоением действительности, где превалирует единичное, индивидуальное. Роль здесь играет не содержание, а сама форма. При этом художественные образы, воплощённые в прекрасной форме, всегда многомерны, так как и их создатель, и знакомящийся с ними человек, может по-своему интерпретировать смысла произведения.

    Тем не менее, Лавров отмечает, что без философии не было бы ни одного прекрасного произведения. Философия присутствует в творчестве, вносит понимание мира и жизни в художественную деятельность, оживляя её, она воплощает единство всего сущего в художественный образ, его форму. Другими словами, без философии искусство было бы просто формой, демонстрирующей мастерство художника.

    2. Что является существенным свойством философии в отличие от

    религии?

    Религиозная деятельность довольно сходна с философской по своим целям, но резко отличается от нее по состоянию духа личностей: вера есть существенный признак одной, критика — необходимое условие другой.

    Самое важное и ключевое различие между религией и философией в том, что первая – это массовое сознание, а вторая – сознание теоретическое, элитарное. Религия выставляет условия беспрекословной веры, а философия, в свою очередь, доказывает собственные истины, обращаясь к разуму. Философия без сомнений открыта для любых научных новшеств, принимая их как условия для увеличения глубины знаний о мире.

    По мнению П.Л. Лаврова, философия довольно близка с религией. Их объединяет общая цель – стремление понять сущее как единое, внести смысл во всё человеческое. Однако, отличает их друг от друга «состояние духа», то есть то, каким образом и на основании чего, философия и религия выстраивают деятельность для достижения своей цели. Религия это делает, опираясь на феномен веры – свой существенный признак. Вера по своей природе иррациональна и эмоциональна, её догматы можно понять и истолковать, но при этом они не подлежат критике. В философии же, в отличие от религии, существенным является критический элемент. Именно критика – необходимый элемент и условие для развития философии. Таким образом, религия требует безусловной покорности, а философия – постоянного критического пересмотра своих идей и положений.

    3. Является ли философия наукой? По мнению автора, какой деятельностью

    занята наука?

    Наука есть сумма сведений, проникнутых философским мышлением, но в ней главный интерес в сведениях, в фактах, а не в их построении. Науке принадлежит и факт, еще не осмысленный, не соглашенный с прочими, не вошедший в теорию, не уясненный гипотезой. Научная деятельность вся поглощена собиранием фактов и определением их относительной вероятности. Философия не есть наука; она есть только деятельность, строящая науку, и без нее бы не существовало ни одной науки.

    Согласно П.Л. Лаврову, философия не является наукой, поскольку является гораздо большим, чем сумма фактов и сведений, составляющих основу любой науки. Именно философия с её стремлением к пониманию сущего как единого, строит науку, которая не существовала бы без философии вовсе. Наука всецело поглощена сбором фактов и сведений, именно в них лежит её главный интерес. При этом в сборник фактов могут входить даже не осмысленные, не соглашенные с теорией или противоречащие ей факты и сведения. Философия же, будучи пониманием всего сущего как единого, приводит все эти хаотичные факты и сведения в стройную систему.

    Таким образом, философия, отличаясь от прочих деятельностей человеческого духа, оживляет их все, сообщает им человеческую сторону, осмысливает их для человека. Без нее наука — сборник фактов, искусство — вопрос техники, жизнь — механизм. Философствовать — это развивать в себе человека как единое стройное существо.

    Источник: Лавров П. Л. Три беседы о современном значении философии // Философия и социология. М., 1965. Т. I. С. 513 — 518, 571 — 572.



    написать администратору сайта