Главная страница

Презентация. Презентация по философии. Иррационализм


Скачать 0.78 Mb.
НазваниеИррационализм
АнкорПрезентация
Дата26.10.2022
Размер0.78 Mb.
Формат файлаppt
Имя файлаПрезентация по философии.ppt
ТипДокументы
#756066

Неклассическая рефлексия права.
Иррационализм и право.
Архипов Алексей

Иррационализм


Во второй половине XIX в. возникает философско-правовой иррационализм. Он появился в противовес позитивизму, стремившемуся превратить право в систему знаний о голых фактах без учета человеческих эмоций, мотивов, ценностных установок. Иррационализм делал упор не на естественные науки, логику, разум, а на человеческую психику, эмоциональную сторону жизни, которые с трудом поддаются рациональному анализу.

Шопенгауэр Артур 1788—1860


Мир как воля и представление (1819)
О четверном корне закона достаточного основания (1813)
О воле в природе (1826)
Две основные проблемы этики (1841)
Parerga, und Paralipomena (1841).


Основные сочинения

Артур Шопенгауэр


Основные положения
Оспаривает понятия разума как области осознанной мыслительной деятельности человеческого сознания.
Осуждает роль философии как «служанки чужих интересов (в т.ч. Государственных)».
Его философия носит пессимистический характер.
Окружающий мир есть мир представлений в сознании человека.
Абсолютное начало, идеальная сила, определяющая все сущее и влияющее на него есть воля.

Артур Шопенгауэр


Волюнтаризм
(универсальный принцип
философии Шопенгауэра),
согласно которому главной
движущей силой,
определяющей все в окружающем
мире,
является воля.

АРТУР ШОПЕНГАУЭР


Мир есть мое представление
У представления есть две существенные, неотделимые друг от друга цели:


СУБЪЕКТ
Кто познает, сам не познаваем никем
Находится вне времени и пространства
Целостен и индивидуален


ОБЪЕКТ
Обусловлен априорными формами сознания: пространство, время, казуальность
Есть множественность

АРТУР ШОПЕНГАУЭР Мир как Воля


− Воля – первопричина мира и Абсолют.
− Ненасытное сильное влечение, темный глухой порыв, голодная и жесткая .
− Самодостаточное начало, всему сущему свойственны волевые порывы.
− Независимая от контроля разума.
− Воля – первопричина мира и Абсолют.
− Ненасытное сильное влечение, темный глухой порыв, голодная и жесткая .
− Самодостаточное начало, всему сущему свойственны волевые порывы.
− Независимая от контроля разума.

АРТУР ШОПЕНГАУЭР


Способы минимизации желаний
Человек спасен, когда voluntas становится noluntas (нежеланием)


ИСКУССТВО
Выражает объективную суть вещей и помогает отделится от воли.
Созерцая мы ничего не хотим, а следовательно не страдаем


АСКЕЗА
Подавление воли к жизни
Доброжелательность
Сострадание
Целомудрие

В иррационалистической философии А. Шопенгауэра центральным понятием, характеризующим первооснову и сущность мира, является «воля». Она понимается предельно широко как всеобщая онтологическая основа выступающая как мировая Воля, как слепое, неразумное желание, хотение, стремящееся в никуда и как воля отдельного человека. Это «воля к жизни», являющаяся частью мировой Воли и выступающая движущей силой в жизни индивида. Человек – некий центр, в котором соединяются мир представлений и мир воли. Шопенгауэровский человек находится в двух мирах: он есть «вещь в себе» и явление, воля и представление: он отличается от действительного мира в сознании, но совпадает в хотении. Человека от животного отличает разум, но последний подчинен воле и находится у нее на службе, именно воля – движущая сила человека в его жизни. Сущность права понималась Шопенгауэром как отрицательная, ибо право состоит в отрицании несправедливости. Такое понимание вытекает из сущности самой «воли к жизни», поскольку в ней содержится эгоизм каждого индивида и стремление к действию, к неограниченному утверждению своей собственной воли, из которой с необходимостью вытекает отрицание чужой воли. Из этого отрицания и возникает несправедливость. Несправедливость и право, как необходимые средства к «воле к жизни», возникают вместе с появлением человека и сопровождают его на протяжении всей жизни.
В иррационалистической философии А. Шопенгауэра центральным понятием, характеризующим первооснову и сущность мира, является «воля». Она понимается предельно широко как всеобщая онтологическая основа выступающая как мировая Воля, как слепое, неразумное желание, хотение, стремящееся в никуда и как воля отдельного человека. Это «воля к жизни», являющаяся частью мировой Воли и выступающая движущей силой в жизни индивида. Человек – некий центр, в котором соединяются мир представлений и мир воли. Шопенгауэровский человек находится в двух мирах: он есть «вещь в себе» и явление, воля и представление: он отличается от действительного мира в сознании, но совпадает в хотении. Человека от животного отличает разум, но последний подчинен воле и находится у нее на службе, именно воля – движущая сила человека в его жизни. Сущность права понималась Шопенгауэром как отрицательная, ибо право состоит в отрицании несправедливости. Такое понимание вытекает из сущности самой «воли к жизни», поскольку в ней содержится эгоизм каждого индивида и стремление к действию, к неограниченному утверждению своей собственной воли, из которой с необходимостью вытекает отрицание чужой воли. Из этого отрицания и возникает несправедливость. Несправедливость и право, как необходимые средства к «воле к жизни», возникают вместе с появлением человека и сопровождают его на протяжении всей жизни.
Существование права Шопенгауэр приписывал еще естественному, догосударственному состоянию человечества. В догосударственном состоянии существовали нормы регуляции поведения людей, эти нормы он называет моральными, т.е. не разделяет нормы права и нормы нравственные на начальном этапе человеческого существования. Хотя люди от рождения, по его мнению, не равны, они имеют одинаковые права, так как в каждом из нас на одинаковой ступени объективации проявляется тождественная «воля к жизни», именно она является основой нравственного характера права. Догосударственное право Шопенгауэр называет естественным, или нравственным, правом.

Фридрих Ницше (1844-1900)


«Человеческое, слишком человеческое» (1978)
«По ту сторону добра и зла» (1886)
«Так говорил Заратустра» (1883—1884),
«К генеалогия морали» (1886)


Основные сочинения

ФРИДРИХ НИЦШЕ


Основная характеристика
Ницше противостоит всему:
позитивизму,
эволюционизму
идеализму
историзму
Он провозглашает смерть Бога.
Он выступает антидемократом.
Его обвиняют, что он был «пророком нацизма»
В основе жизни лежит воля к власти

ФРИДРИХ НИЦШЕ


Два начала человеческой жизни
(работа «Рождение трагедии из духа музыки»)


«Дионисийское»
− Инстинктивная сила здоровья
Буйство творческой энергии


«Аполонистическое»
− Мера
− Соразмерность
− Разум
− Рациональность

ФРИДРИХ НИЦШЕ


Этическая проблематика
(работы «Генеалогия морали», «По ту сторону добра и зла», «Человеческое, слишком человеческое»)
Переоценка ценностей – имморализм.
«Мы должны освободиться от морали, чтобы уметь морально жить»


МОРАЛЬ РАБОВ
Стадная обезличивающая мораль,
отстаивает интересы общества, а не личности,
направляет милосердие на убогих и неудачников,
требует отречения от своего Я ради служения интересам большинства.


АРИСТОКРАТИЧЕСКАЯ МОРАЛЬ
Мораль «сверхчеловека» – аристократизм – синоним благородного, высокого
Готовность к огромной ответственности
Оторванность от толпы
Почитание правдивости, бесстрашия
Осознание себя не функцией, а смыслом
Защита того, чего не понимают и на что клевещут.

ФРИДРИХ НИЦШЕ


Идея сверхчеловека
«Человек – это натянутая струна между животным и человеком»
«Верблюд» – носитель чужих ценностей
«Лев» – негативная свобода
«Сверхчеловек» – позитивная свобода, жизнь как игра обретения себя и своей свободы
«Человек – это нечто, что должно превзойти самого себя»

Ф. Ницше (1844–1900) рассмотрение проблем права и государства также связывал с иррациональной волевой сущностью человека и социального бытия. Однако, в качестве основы выступает не Воля вообще (в шопенгауэровском смысле), а «воля к власти». По его мнению, «воли к жизни» не может быть, ибо сама жизнь есть только частный случай «воли к власти». Борьба за власть идет как внутри человека, так и внутри общества. Различие людей Ницше объяснял неодинаковым количеством «воли к власти»: одни (избранные, аристократия, элита) – одаренные натуры – обладают большим количеством власти, другие низкого происхождения – меньшим. О ценности человека в жизни можно судить по количеству затраченной в нем «воли к власти». Избранные являются творцами культуры, создателями высших духовных ценностей, однако, существование элиты возможно лишь благодаря труду масс, толпы, что оправдывает социальное неравенство, подчинение и даже рабство. Ницше критиковал концепции, обосновывающие идею равенства. Право в концепции Ницше представлено как производное, вторичное от «воли к власти», рефлекс последней. Первоначально оно возникает как бы случайно, на основе обычая, традиции, но в сущности самого права заложена сила. Собственно право существует на основе насильственного присвоения как результат войны и победы, как преимущество сильных над слабыми.
Ф. Ницше (1844–1900) рассмотрение проблем права и государства также связывал с иррациональной волевой сущностью человека и социального бытия. Однако, в качестве основы выступает не Воля вообще (в шопенгауэровском смысле), а «воля к власти». По его мнению, «воли к жизни» не может быть, ибо сама жизнь есть только частный случай «воли к власти». Борьба за власть идет как внутри человека, так и внутри общества. Различие людей Ницше объяснял неодинаковым количеством «воли к власти»: одни (избранные, аристократия, элита) – одаренные натуры – обладают большим количеством власти, другие низкого происхождения – меньшим. О ценности человека в жизни можно судить по количеству затраченной в нем «воли к власти». Избранные являются творцами культуры, создателями высших духовных ценностей, однако, существование элиты возможно лишь благодаря труду масс, толпы, что оправдывает социальное неравенство, подчинение и даже рабство. Ницше критиковал концепции, обосновывающие идею равенства. Право в концепции Ницше представлено как производное, вторичное от «воли к власти», рефлекс последней. Первоначально оно возникает как бы случайно, на основе обычая, традиции, но в сущности самого права заложена сила. Собственно право существует на основе насильственного присвоения как результат войны и победы, как преимущество сильных над слабыми.

БЕРГСО́Н Анри (1859-1941)


«Творческая эволюция» (1907)
«Длительность и одновременность» (1922)
«Два источника морали и религии» (1932)


Основные сочинения

АНРИ БЕРГСОН


Основные положения
Дуалистическое представление о мире: жизнь и материя.
На основе концепции «жизнь» построены картины мира.
«Жизненный порыв» как непрерывное творческое становление.
Познание на основе интуиции.

КЬЕРКЕГОР Серен (1813-1855)


«Страх и трепет» (Frygt og Bæven) (1843)
«Или- или» (1843)
«Философские крохи» (1844),


Основные сочинения

СЕРЕН КЬЕРКЕГОР


Основные положения
Рассматриваются категории жизни, страха, выбора, вины.
Основные понятия «единичный» – человек и его экзистенциальная реальность (свобода и возможность выбирать/не выбирать).
Реальность дана человеку как возможность и страх.
Отношение человека с самим собой – это отчаянье от непонимания своей сути.
Вера образует центральный момент экзистенции.
«Никто не заменит меня перед Богом»
Быть христианином – иметь дух высокий, беспокойный, мятежный.


Иррационалистические тенденции можно проследить на протяжении всей истории философии, особенно в теологических концепциях. Элементы иррационализма встречаются во многих философских школах. В более строгом смысле слова этот термин применяется для характеристики сознательного противостояния рационально-гуманистической тенденции. К таким концепциям относятся, в частности, философия жизни, экзистенциализм, фрейдизм и др.
Для экзистенциалистской философии права основной проблемой является соотношение позитивного права с внутренней, субъективной реальностью - экзистенцией, поскольку именно она в рамках экзистенциализма признается истинной реальностью. Право при этом не противопоставляется субъективной реальности, а выступает как целостный феномен, в котором правовое установление неотделимо от личностных переживаний.
Сторонники этого подхода предлагают изучать право и правовые институты как формы индивидуальной и коллективной жизнедеятельности, как способы сосуществования людей. Поэтому в методологическом плане решающая роль отводится психологическому (экзистенциальному) анализу восприятия права и субъективной оценке правовых процессов на всех уровнях социальной структуры.

Философско-правовая рефлексия.


Рефлексия (от лат. reflexio - отражение) в современном гуманитарном знании понимается как анализ собственных мыслей и переживаний; размышление, полное сомнений и колебаний.
Юриспруденция, по своему методу догматична, т.е. не занимается критической проверкой своих оснований.
Философия критична, она постоянно оценивает свои основания. Такая оценка и представляет собой философскую рефлексию.
Рефлексия является обязательным элементом философско-правового познания.
Рефлексия философии права как критического анализа своих оснований осуществляется в виде обсуждения или дискурса.
Рефлексия и дискурс - важнейшие особенностями метода философии права.

Вывод:


Вывод:
Произведенный анализ позволяет нам дать следующее опре­деление рассматриваемого раздела знания. Философия права — это философское учение о праве, отвечающее на вопросы, воз­никающие в правовой сфере методом философии. Ее предметом является, прежде всего, выявление смысла права, а также обоснование понимания этого смысла. Данное определение не охватывает всего многообразия проблем философии права, но позволяет сосредоточиться на ее стержневой идее, связанной с представлением о праве как способе человеческого бытия.

Спасибо за внимание!



написать администратору сайта