Реферат философия критика христианства Ницше. Основные положения критики христианства у Ницше
Скачать 25.63 Kb.
|
Реферат По дисциплине “Философия” Тема “Основные положения критики христианства у Ницше” Оглавление Введение - 3 стр. Суть христианства - 4 стр. Сострадание - 5 стр. Смирение - 6 стр. Концепция Бога - 8 стр. Христианство и Буддизм - 10 стр. Иисус Христос - 11 стр. Ложь в христианстве - 11 стр. Приговор - 13 стр. 10.Заключение - 14 стр. 11.Список литературы - 15 стр. Введение Фридрих Вильгельм Ницше родился в 1844 в современной Германии. Скончался в 1900 на пороге нового столетия. В наше время этот философ пользуется большой популярностью и это неудивительно - при жизни он яростно критиковал свою современную культуру, мораль людей и религию. Да, в наше время культура и мораль поменялись, но их глубинные проблемы до сих пор остаются со времён Ницше. Хотя и религия уже не имеет такого значения, но она никуда не делась, к тому же в двадцатом веке её заменяли не менее ужасные идеологии, отголоски которых до сих пор живы, а в наше время отовсюду идёт давление политиков, пропаганды и различных культурных веяний, с трудом принимаемых как разумные или полезные. Ницше в своих трудах дал инструмент КАК надо думать, как надо стараться жить и общие принципы любых идеологий, ведь, он сам того не зная, возможно, критиковал явления более обширные чем единичное христианство. Суть христианства Фридрих Ницше жил и работал во второй половине девятнадцатого века - время, которое было предтечей грандиозных научных открытий двадцатого века, а также появлением нового течения в философии, позитивизма, связанного с трудами таких людей как Конт, Миллер и Спенсер. Всё это не могло не отразиться на мировоззрении Ницше: он апеллирует к науке, как к единственному источнику истины, к биологическим и психологическим позывам поведения людей, а не к искусственным. Так, например, критикует Канта и Шопенгауэра за их метафизичность - что он ничего научно не доказал и “ "прекрасные чувства" принимают они за аргументы, убеждение за критерий истины”. Но с наибольшей силой он громит христианство. В первую очередь, эта религия не совместима с познанием как таковым, ведь она не просто отражает мир иначе, а искажает его, проповедует ненависть ко всему естественному, земному. Никакая религия не передавала истину ни косвенно, ни посредством аллегории. Она была создана из-за человеческого страха и нужды, нужды отвлечься от действительности. Но страдать от реальности и поэтому хотеть от неё отвернуться это значит самому быть неудачной действительностью. Если обратиться к работе Ницше “Генеалогия морали”, где развивается идея о противопоставлении морали господ и рабов, то становится понятным, что христианство импонирует последним. Рабская мораль очерняет положения господской - сила, благородство и честь - и возвышает свои, извращая суть: страх и слабость становятся смирением, жалостью и придумывается такое положение как “подставь другую щёку”. И ведь действительно христианство в самом начале распространилось среди самих низших и презренных слоёв общества, жителей римских катакомб и рабов. Но стоит рассмотреть каждую “добродетель” рабской морали подробнее. Сострадание Итак, жалость или сострадание: Ницше говорит, что они действуют угнетающим образом, через страдание теряется сила. Через сострадание передаётся само страдание, как болезнь. И самый главный вывод - жалость противоречит биологическому закону развития. Оно поддерживает то, что должно отмереть, как неспособное к жизни. Инстинкт сострадания “ уничтожает те инстинкты, которые исходят из поддержания и повышения ценности жизни: умножая бедствие и охраняя все бедствующее, оно является главным оружием упадка цивилизации“. Смирение Далее - смирение и там же аскетизм: в христианстве обладать данными качествами приравнивается к святости. И даже в девятнадцатом веке попытки дать разумное объяснение этому феномену приравнивались к богохульству и оскорблению святыни. Оно и понятно для теологов - необъяснимые вещи должны быть необъяснимыми, чтобы их можно было сделать сверхъестественными, чудесными, как того требует религия. Ницше даёт этому следующее объяснение: некоторые люди испытывают крайне сильную потребность проявить своё властолюбие и могущество, но так как он не в состоянии проявить это методами господской морали, он начинает ставить себе каки-либо ограничения или даже истязать своё тело, чтобы почувствовать, что он может это сделать, его тело в его власти. Философ называет это насмешкой над собственной природой, говоря что вся мораль Нагорной проповеди состоит в том, что человек испытывает истинное наслаждение насилуя самого себя чрезмерными требованиями и затем “обожествляя этот тиранически требовательный элемент своей души”. Более того христианская психология служила не только чтобы искоренять всё человеческое в людях, но и бичевать их, распинать. Так, люди хотели считать самих себя как можно более дурными и злыми, искали страха в связи со спасением души, отчаяния в своих силах. Это делало человека пугливым и недоверчивым самому себе. Религия хотела видеть человека злым и поэтому очерняла и объявляла греховным всё природное в человеке, но сам он не может снять с себя “одеяние природы”. Человек и хотел бы приобщиться к идеалам господствующей религии, но это невозможно по определению. И живя такой жизнью, где человек просто раздавлен тяжестью своих “грехов”, возникает душевное расстройство, и с этим могут справиться только сверхъестественные силы. Таким образом самоцель христианина это дойти до глубокого чувства самопрезрения, которое возникает из-за ненаучного, ложного и дикого толкования его поступков и ощущений. А если случаются такие моменты, что все эти угрызения совести выметаются из души верующего, то он снова чувствует себя свободным, любящим себя, но эти чувства кажутся ему невероятными, он видит только незаслуженное им ниспосланное чувство благодати. “Любовь к самому себе ему представляется любовью Бога”. То, что называется помилованием и спасением является лишь самопомилованием и самоспасением. Концепция Бога Таким образом, мораль и религия в христианстве никак не соприкасаются с действительностью, ведь Бог и душа это вымышленные причины, грех и прощение греха это воображаемые действия, нереальная психология, которая истолковывает разные чувства как, например, искушение дъявола, близость Бога, раскаяние. Осталась не затронута следующая тема - христианское понятие о Боге. Безусловно, Ницше не признаёт существование чего-либо сверхъестественного, но сейчас он говорит с точки зрение культуры и истории, что каждый народ который верит в себя должен иметь собственного бога. В этом боге люди чтят условия, землю, благодаря которым они поднялись - это их добродетели. “Гордый народ нуждается в божестве, чтобы жертвовать...”. То есть религия является выражением благодарности. Такое божество должно иметь силу приносить как пользу, так и вред, быть союзником или противником. Ведь в злом божестве народы так же нуждаются, ведь собственное существование - это не только благодарность этому богу. Философ считает, что нет смысла в существовании божества, которое не знает ни гнева, ни мести, ни хитрости, ни насилия. Такой Бог приживается только если у народа на первое место выходит покорность, страх, когда он погибает, когда исчезает его вера в будущее. Это божество становится “пронырливым”, советует “душевный мир”, воздержание от ненависти, осторожность, “любовь к другу и к врагу”. Раньше божество было духом и мощью народа, а теперь это лишь “благое божество”. Христианство хотело приобрести власть над дикими людьми, а средство для этого - сделать их больными, сделать слабыми. Это “христианский рецепт” к приручению, к “цивилизации”. Стоит провести сравнение с греческим пантеоном, гомеровскими богами. Для древних греков их боги были не господами, а они рабами, но как отражение самых лучших из лучших в определённой касте ( например, Дионис для виноделов, Гефест для кузнецов ). Таким образом, греческий бог - это идеал своего собственного существа. Отличен же кардинально в этом плане иудейский бог, для которого все смертные рабы и есть противоположность человека. Греки и их боги чувствуют себя родственными друг другу, значит греки уважали себя как народ, создавая таких богов. Христианство, как продолжение иудаизма, имеет полностью негреческий характер: оно не хочет возвысить человека, жизнь, но желает уничтожить, оглушить, утопить, потому что оно “в глубочайшем смысле слова имеет варварский, азиатский, неблагородный характер”. Христианство и Буддизм Ницше замечает, что не хотел бы быть несправедливым по отношению к родственной христианству религии - Буддизму. Так, через его призму можно разглядеть острые углы христианства. Для начала, восточная религия более зрелая, она является продолжением философского движения, продолжавшегося сотни лет. Философ называет её “единственной позитивистской религией, встречающейся в истории”. Там говорится не “борьба против греха”, но, с полным признанием действительности - “борьба против страдания”. Самообман морали остаётся позади, Буддизм стоит “по ту сторону добра и зла”. Автор указывает на два факта, стоящих против христианства: первый - преувеличенная раздражительность, выражающаяся в большой чувствительности к боли (в христианстве наоборот, боль не только игнорируется, но и поощряется как писалось выше). Второй - Будда понимает доброту, доброжелательное настроение как требование здоровья. Также не существует никакого принуждения. Не требуется чувства мести тем, кто думает иначе. В христианстве всё чуть ли не наоборот: казуистика греха, самокритика, нетерпимость, “инквизиция практикуется как средство от скуки”, постоянно путём молитвы поддерживается пыл по отношению к могущественному существу, называемому “Бог”. И высшее значится как недостижимое, как дар, милость. Тело презирается, равно как и гигиена (первым мероприятием христиан после изгнания мавров было закрытие общественных бань, каковых только в Кордове насчитывалось до двухсот семидесяти). “Христианство есть смертельная вражда к господам земли, к ‘знатным’, и вместе с тем скрытое, тайное соперничество с ними”. Иисус Христос Стоит отдельно упомянуть мнение Ницше об Иисусе Христе - с помощью него он хотел показать каким может и должен быть его сверхчеловек, идею которого он развивал в своём труде “Так говорил Заратустра”. Даже называл его “самым благородным человеком”. Философ исследует его психотип и поведение, и считает, что он действовал не в рамках какой-то сторонней морали, но “жил как считал нужным”, то есть он был вне добра и зла и творил свою собственную мораль. Убрав от себя само понятие греха, Христос как бы убирает границу между собой и Богом, но это следует понимать как признание “Богом” “внутреннего состояния личности”. Смерть же Иисуса Ницше понимает не как “акт спасения человечества”, а пример как нужно жить. Это было не морализаторство, а настоящая практика, Иисус стал символом присутствия вечности в этом мгновении. И именно поэтому он считает Христа единственным за всю историю христианином, тогда как остальные просто извращённые версии. Ложь в христианстве Фридрих Ницше также много внимания уделяет крайней вредности христианства для человека как существа мыслящего, для объективности, для психики. В первую очередь это исходит от священника, жреца - он знает только одну опасность для себя и это наука, которая есть здоровое понятие о причине и следствии, не вывернутое наизнанку мистическими понятиями. Он говорит, что нужно быть счастливым и сильным духом, чтобы познавать; поэтому чтобы заставить человека верить необходимо сделать его несчастным и сломить дух. Церковь хочет, чтобы человек не смотрел по сторонам, а смотрел внутрь себя. Не смотрел на вещи умно и предусмотрительно. А лучше бы вообще ослеп. И обязательно должен страдать, чтобы всегда нужен был жрец - “Прочь, врачи! Нужен Спаситель”. Важным пунктом христианства является его критерий истины, которые называется “доказательство от силы”. Говорят, что “вера делает блаженным: следовательно, она истинна”. Но это ничем не доказывается, а только обещается. Вся идеология построена на обещаниях, не доказательствах. Жрец также не называет болезнь болезнью, сумасшедший дом (церковь) сумасшедшим домом. Так христианство заражает этой болезнью всех жителей сумасшедшего дома. Христианство крайне нуждается в недостатке здоровья, как греки нуждались в избытке здоровья. Важно упомянуть, что когда религиозный кризис господствует над народом, то всегда отмечаются нервные эпидемии. А “Высшие состояния”, которые церковь навязала человечеству есть ни что иное, как эпилептоидные формы заболеваний человека. “В христианство не обращаются - для этого должно сделаться больным...”. Ницше говорит, что великие умы это скептики, также как и его Заратустра. Чтобы быть скептиком нужно обладать сильным духом и свободой, чего как раз нету у людей веры, людей убеждения. “Убеждение - это тюрьма”. Скептик - силён духом, тогда как убеждение - это потребность в слабости, страх оказаться неправым или подумать своими силами. Считается, что ложь и убеждение это разные понятия, но наш философ утверждает, что это равносильные понятия. Так, например, что было при отце ложью, то при сыне уже станет убеждением. Ницше называет ложью “не желать видеть того, что видят, не желать видеть так, как видят - неважно, при свидетелях или без свидетелей ложь имеет место”. А священники лгут тоньше, прикрывая свою ложь такими словами как “Бог”, “воля Божья”, “откровение Божье”. И таким образом, мы приходим к тому, что даже если священник знает, что он лжёт, то это делает не он, ведь он всего лишь рупор господень. В дальнейшем религия сохраняется из-за привычки, а не отношения. Человек является христианином не потому, что он уяснил все религии и выбрал эту, а потому что нашёл уже готовое решение, от своих предков - это привычка. Также, как и человек, родившийся в стране, где делают вино, пил бы вино. Приговор В конце своего труда “Антихрист” Ницше говорит о том, что христианство погубило многие плоды античной культуры, позднее загубило и исламский культурный мир, и мавританский мир Испании. И осуждает немецкую нацию за то, что она отбросила победный марш эпохи ренессанса назад из-за того, что они приняли Лютера и в дальнейшем началась реформация. Отец протестанства как бы восстановил умирающую в то время церковь. Философ выносит свой приговор христианству - “Я осуждаю христианство, выдвигаю против церкви страшнейшие из всех обвинений, какие только могут быть в устах обвинителя … Христианская церковь ничего не оставила не тронутым в своей порче, она обесценила всякую ценность, из всякой истины сделала ложь, из всего честного - духовную низость”. Заключение Подводя итог, стоит подчеркнуть, что Ницше не призывал преследовать христиан, несмотря на то, что так рьяно осаждает религию. Он соглашается, что существует много достойных верующих людей и 'жрецов' (он даже дружил до последних дней с лютеранским священником). Он лишь говорил, что преступно насаждать христианство среди тех, кому оно не нужна, кто не верит; тем, у кого есть наука. Этот философ был великим гуманистом во всех смыслах этого слова, он почитал человека и жизнь, культуру. Он, вопреки мифам, был противником немецкого национализма и предупреждал об его опасностях. Ницше дал нам мощный инструмент думать и критиковать; дал ориентир развития каждой индивидуальной личности в сверхчеловека. Список источников Ницше Ф. “Антихрист. Проклятие христианству” - http://yakushev.wallst.ru/texts/antihrist.htm Ницше Ф. “Человеческое слишком человеческое” -www.100bestbooks.ru Ницше Ф. “Генеалогия морали” - royallib.ru Ницше Ф. ‘Так говорил Заратустра’, 2015 Проблема религии и восприятия христианства в философии Фридриха Ницше, Е.А. Жильцова, О.А. Сомсикова, 2008 |