аннотация на произведение Озеро в дремучем лесу. озеро в дремучем лесу. Озеро в дремучем лесу
Скачать 0.68 Mb.
|
«Озеро в дремучем лесу» Музыка М. Я. Людига Слова К. Э. Сёэта Перевод М. З. Лаписовой Михкель Яковлевич Людиг (1880 – 1958) – эстонский и советский композитор, органист, хормейстер, симфонический дирижер, педагог. Центральное место в творческой жизни Людига занимала хоровая музыка. Композитор написал свыше 60 хоровых произведений, преимущественно – песен для смешанного хора без сопровождения на народные слова и тексты эстонских поэтов, в том числе «На качелях», «Из тихой рощицы», «Озеров дремучем лесу», «Коза и волк», «Лес», «Сосна», «На страже мира». Также им написано 3 сочинения для хора и симфонического оркестра, наиболее известные из них – «Торжественная кантата» и «Торжественная песня». Черты хорового стиля: 1. В своем творчестве соединил традиции русской школы и эстонский фольклор. 2. В образной сфере стремился создавать национальные образы, опираясь на народную тематику и мелодику, но не воспроизводя их непосредственно. 3. В хоровых сочинениях использовал тексты эстонских поэтов и народные слова. 4. В мелодизме опирался на народные эстонские, русские и прибалтийские напевы. 5. Для гармонического языка М. Людига свойственна ясность, простота, плавность голосоведения. 6. Голосоведение естественное, удобное, но иногда носит инструментальный характер. 7. Часто обращался к контрастной и гибкой динамике в хорах. 8. Писал в основном для смешанного и женского состава. Карл Эдуард Сёэт (1862 – 1950) – российский и эстонский поэт, журналист, редактор и издатель. Поэтические наследие Сёэта в основном представляет собой любовную лирику и воспевание красоты родной земли. Ряд его произведений, многие из которых были близки народной поэзии и фольклорным песням, был положен на музыку эстонскими композиторами, самые известные из них – «Лес» и «Озеро в дремучем лесу» на музыку М. Я. Людига. Майя Зиновьевна Лаписова (1923 – 2001) – советская и российская поэтесса, автор текстов для множества популярных песен 80-х, таких как «Пятое время года», «Свидания с Москвой», «Привези мне с моря камешек», а также хора «Синяя фиалка». Это произведение рассказывает о мистике таинственного лесного озера в ночь на Ивана Купалу, овеянную народными легендами. Характер произведения таинственный, лирическо-философский. Форма – строфическая, состоящая из четырёх строф (А1ВСА2). Основная тональность – f-moll. Размер 4/4. Стиль письма – гомофонно-гармонический. Темп – Andante (Спокойно), ♩ = 60-68. Произведение начинается с вступления всех партий в нюансе ppp. Пример 1: Основная тема поручена партии S, она не сложна, однако лирична и выразительна. Все остальные парии дополняют её гармонически. Партия A является гармоническим заполнением аккорда, а партия B – его поддержкой. Первая строфа состоит из двух подобных друг другу предложений. Применяемый композитором переменный лад, свойственный народной музыке, придаёт непрочность тонального центра как внутри предложения, так и во всём произведении: преобладает ощущение двух красок, принадлежащих к одной ладовой системе. Ритм простой, основан на чередовании половинных и четвертных длительностей, что придаёт мелодии большую таинственность и загадочность. Гармонический язык простой, построенный на чередовании тонической и доминантовой функций, а в местах использования переменного лада – на чередовании аккордов III и VII ступеней. Тональность выдерживается одна – f-moll, так как переход в параллельную тональность не подкрепляется гармонически, не чувствуется на слух. Во второй строфе происходит отклонение в параллельную тональность – As-dur. Мелодия здесь строится на соотношениях тонической и доминантовой функций. Третья строфа сильно контрастирует с остальными благодаря резкому увеличению динамики и неустойчивости тональности: в As-dur постоянно чередуются аккорд II ступени и доминанта, что не даёт чёткого чувства тональности. Ещё одной особенностью этой строфы является то, что она не квадратного строения и состоит из шести тактов. Данный эпизод заканчивается ферматой на доминанте к As-dur. Пример 2: Четвёртая строфа подобна первой, однако к ней добавляются ещё два такта, в которой применена агогика – произведение заканчивается в темпе Lento(Протяжно, ♩ = 46-48). Пример 3: Кульминацией в этом произведении является 21-22 такты третьей строфы. Она достигается увеличением динамики и ферматой на крещендо и обусловлена содержанием – Вокально-хоровой анализ Произведение предназначено для четырёхголосного смешанного хора acappella. Диапазоны партий: Общий диапазон: Тесситура в целом средняя. Ансамбль в основном естественный. Дыхание спокойного характера, общехоровое. Способ звуковедения – legato. Темп Andante удобен для исполнения. Трудности, имеющиеся в произведении: Интонационные: Мелодический строй: скачки на ч.4, ч.5, которые должны исполняться в единой вокальной позиции (см. примеры 1,3); повторяющиеся звуки, поющиеся на опоре во избежание тенденции к занижению (см. пример 1); выстраивание терций между партиями S и A Гармонический строй: выстраивание аккорда в широком расположении, регулируя звучность поющих (см. пример 2). выстраивание неполных аккордов (квинтаккордов) под фортепиано (см. примеры 1,3) Метро-ритмические: Вступление хора со II доли в моменте кульминации; Чёткое выдерживание долгих длительностей. Тесситурные: Скачки на f1 и g1 в партии T, которые необходимо исполнять легко и светло (см. пример 2); Низкие звуки в партии B в нюансе f, а также в окончании произведения, которые необходимо уравновесить с остальными партиями (см. пример 2). Ансамблевые – это применение искусственного ансамбля при высокой тесситуре T и низкой тесситуре В, когда необходимо регулировать звучность поющих (см. пример 2). Динамические – это контраст динамики от pp до f, который требует выразительное исполнение. Дикционные: в тексте есть неудобные слогосочетания: «возле гор, в лесу дремучем, в древней чаще, воркует тетерев, над страшной кручей, мрачный шелест, стать сумеет, превратиться в капли ядовитой крови». Дирижерские: Дирижирование legato; Выдерживание медленного темпа; Показ агогики; Выдерживание фермат; Комбинированный жест (снятие + вступление); Показ различной динамики и её резкие перемены. Исполнительские – это прежде всего грамотное раскрытие образа произведения, его мистичности и таинственности; в процессе работы над произведением следует также уделить внимание целостности звучания, чистому интонированию и созвучию голосов. Исполнительский план произведения таков: ppp – pp – ppp – pp pp – p < > p mf – f < ppp – pp > ppp |