Практика по игровой деятельности для ДОУ. Педагогическая практика Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста
Скачать 204 Kb.
|
Педагогическая практика «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста» Выполнила: Гончаренко Наталья Михайловна группа: 2-13 Проверила: Кучина Ю.Е. Новокузнецк 2015 Содержание Учебная практика…………………………………………………...………..3 Наблюдение и анализ работы воспитателя в первой и второй половине дня по организации и руководству игровой деятельности детей……………………………………………………………………….....…3 Анализ содержания предметно – развивающей среды для игровой деятельности………………………………………………………………….18 Производственная практика………………………………………….……22 Планирование игровой деятельности………………………………...……..22 Самостоятельная организация и проведение разных видов игр…………..23 Подготовка к консультации «По проблеме игровой деятельности»…...…26 Учебная практика. 1.1 Наблюдение и анализ работы воспитателя в первой и второй половине дня по организации и руководству игровой деятельности детей. Наблюдение и анализ руководства дидактическими играми в первой половине дня. В ходе наблюдения выявила следующее: в группе имеются разнообразные настольно-печатные дидактические игры, к которым дети имеют свободный доступ, дети играют в данные игры в свободное время, при индивидуальных занятиях с воспитателем, вечером с помощником воспитателя. Игры находятся в специальном шкафу, регулярно пополняются, а также ремонтируются самими детьми. Лото, домино, пазлы дети играют в них самостоятельно по собственной инициативе, игры требующие участие нескольких игроков, требуют руководства взрослых, так как они более сложны и детям трудно удержать внимание на них, правила в данных играх требуют дополнительного объяснения. В процесс игры воспитатель ненавязчиво руководит игрой. Анализ дидактических игр. Название игры: «Медведь и пчелы» Цель: Для ознакомления и закрепления понятий один, мало, много. Количество играющих: Вся группа Выполнение правил игры: Действовать в соответствии с сигналом воспитателя. Действия педагога: В первой игре назначили медведем Никиту, остальные дети изображали пчел. Такая игровая форма ознакомления и закрепления понятий один и много, позволила всем детям усвоить разницу между этими понятиями. При повторе игры в последующие дни менялись водящие, что позволило поддержать интерес детей к данной игре. Деятельность игры: Особое внимание обращалось на употребление данных слов в повседневной деятельности. Лиза, Никита стали активно употреблять данные понятия в свободной игровой деятельности. Название игры: «Найди свой домик» Цель: Для закрепления знаний о форме геометрических фигур с целью повторения материала предлагала детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Количество играющих: Индивидуально Выполнение правил игры: Действовать в соответствии с указаниями воспитателя Действия педагога: Игра проводилась индивидуально с каждым ребенком во время свободной деятельности. Выкладывались на столе из кирпичиков разного цвета 2-4 домика в форме квадратов. Затем раскладывались предметы разного цвета и формы и просили ребенка внимательно рассмотреть домики, подумать, какая игрушка в каком домике живет, и расставить их в свои домики. В конце спрашивалось: "Какие игрушки ты положил сюда. А сюда?", т. е. помогает ребенку осознать принцип группировки и зафиксировать его в слове. После этого предлагалось ребенку разложить игрушки по-другому, так как будут уже другие домики. Из кирпичиков одного цвета строит домики разной формы (квадратный, треугольный и круглый). Снова все игрушки и предметы перемешивались и расставлялись на столе в случайном порядке. При повторном проведении игры сначала предлагается группировка по форме, потом по цвету, т. е. каждый раз меняется порядок выделения принципа для группировки предметов. Деятельность игры: Если ребенок ошибается, воспитатель не объясняя принцип группировки, перекладывал одну-две игрушки в нужные домики. Ребенок раскладывал их по домикам. При необходимости оказывалась помощь, а в заключение вновь помогали осознать уже новый принцип группировки: "Правильно, сюда ты положил все круглое, сюда все квадратное, а здесь треугольное". При проведении данной игры с Лизой, Наташей и Никитой было отмечено, что им с трудом удалось установить закономерность распределения игрушек по домикам, но после некоторой помощи они выполняли дальнейшие задания без ошибок. Никита определил закономерность только после повторного проигрывания данной игры. Дидактические игры Название игры: «Для чего нужен предмет?» Цель: Закреплять знание детей о назначении предметов обихода, инструментов, орудий труда; воспитывать бережное отношение к ним. Материалы: Фишки Количество играющих: групповая. Игровые правила. Рассказы детей о том, как можно один и тот же предмет использовать в разных случаях, обстоятельствах. Выигрывает тот, кто больше вспомнит вариантов применения одного и того же предмета. Он получает фишку. Игровые действия. Поиск предметов, соревнование. Ход игры. Воспитатель начинает игру с краткой вступительной беседы о предметах, как человек ими пользуется, как они помогают людям в жизни, в труде, как надо бережно к ним относиться. — Сейчас мы поиграем в такую игру, где вам надо будет найти в нашей комнате различные предметы и рассказать, зачем этот предмет нужен, как его можно использовать по-разному. (Предметы, инструменты, орудия труда — игрушки — раскладываются в разных местах комнаты так, чтобы их хорошо было видно.) Каждый из играющих, взяв предмет, садится на свое место. По вызову воспитателя ребенок называет предмет, рассказывает, как им пользуются, припоминает, что еще можно с его помощью делать. Все дети слушают и дополняют в случае необходимости ответ. Название игры: «Найди такую же» Цель: Учить детей сравнивать предметы; находить в них признаки сходства и различия; воспитывать наблюдательность, смекалку, связную речь. Материалы: Игрушки, разные и 2 одинаковые игрушки Количество играющих: групповая. Игровое правило. Тот, кто нашел одинаковые игрушки, должен сказать об этом на ухо воспитателю. Громко называть одинаковые игрушки нельзя. Игровые действия. Поиск одинаковых игрушек; действия по сигналу воспитателя. Ход игры. Для данной игры подбирают разнообразные игрушки, среди которых обязательно должны быть одинаковые. В процессе игры можно добавлять или убирать игрушки, чтобы усложнить задание. — Дети, сегодня мы будем с вами учиться быстро, выполнять задание; здесь стоят на столе игрушки. Я сосчитаю до трех, а вы в это время должны отыскать две совсем одинаковые игрушки. Будьте внимательны! Раз-два-три! Одинаковых найди!— заканчивает воспитатель. Дети, увидевшие две одинаковые игрушки, поднимают руки, а затем подходят к воспитателю и называют их. Чтобы усилить внимание играющих, воспитатель ставит игрушки (почти одинаковые) среди других (например, две матрешки, одинаковые по размеру, но в разных платочках). Затем дает сигнал: — Раз, два, три! Одинаковых найди! Название игры: «Парные картинки» Цель: Воспитывать у детей наблюдательность; умение находить в предметах, изображенных на картинках, сходство и различие; активизировать словарь детей: похожие, разные, одинаковые. Материалы: Картинки, разные и несколько одинаковых картинок. Количество играющих: групповая. Игровое правило. Отбирать только одинаковые картинки. Выигрывает тот, кто не ошибется. Игровое действие. Поиск одинаковых картинок. Ход игры. Дети сидят за столом, на котором разложены картинки. Их много (10—12), все они разные, но среди них есть две одинаковые. Воспитатель просит кого-либо из ребят найти и назвать одинаковые картинки и показать их всем играющим. Парные картинки откладывают в сторону. Затем воспитатель перемешивает все картинки (они должны быть перевернуты) и незаметно подкладывает еще одну парную картинку. Разложив их лицевой стороной, опять предлагает найти одинаковые. Сложность заключается в том, что среди карточек могут быть очень похожие, но не одинаковые, например: чашки, одинаковые по цвету и по форме, но одна с ручкой, а другая без ручки; два яблока одинаковых, но у одного есть черенок, а у другого его нет, т. е. у них слабо заметные признаки различия, которые дети не сразу замечают. Игра проводится с небольшой группой детей так, чтобы все дети сидели с одной стороны стола и всем хорошо были видны картинки. Название игры: «Охотник» Цель: Упражнять детей в умении классифицировать и называть животных, рыб, птиц и т. д. Материалы: Нарисованные клетки Количество играющих: групповая. Игровые правила. Перешагнуть в следующую клетку можно только после того, как назовешь зверя. Победителем, хорошим охотником будет тот, кто дойдет до леса, назвав столько зверей, сколько по дороге в лес клеточек. Игровые действия. Перешагивать через черту, называть, не повторяясь. Ход игры. Где-нибудь на свободном месте в одном конце двора или площадки стоит группа играющих. Это дом. На расстоянии нескольких шагов от дома — чем дальше, тем лучше — положена какая-нибудь метка и проведена черта. Это лес, где водятся разные звери. В этот лес и отправляется охотник один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: "Я иду в лес на охоту, буду охотиться за…… " Здесь он делает шаг вперед и говорит: ". . .зайцем"; делает второй шаг: ". . .медведем"; делает третий шаг: ". . .волком"; четвертый шаг: ". . .лисицей"; пятый: ". . .барсуком. . .". При каждом шаге охотник называет какого-нибудь зверя. Нельзя два раза называть одного и того же зверя. Нельзя называть и птиц, но если играть в охоту на птиц, то нужно называть только птиц. Победителем считается тот, кто дошел до леса, при каждом шаге называя нового зверя. Тот, кто не смог этого сделать, возвращается домой, а на охоту отправляется следующий Название игры: «Придумай предложение» Цель: Развивать у детей речевую активность мышление. Материалы: Камешек Количество играющих: групповая. Игровое правило. Передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом. Игровое действие. Передача камешка. Ход игры. Дети и воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры: — Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово "близко" и передам Мише камешек. Он возьмет камешек и быстро ответит: "Я живу близко от детского сада". Затем он назовет свое слово и передаст камешек рядом сидящему. Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так по очереди (по кругу) камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им. Эта игра проводится после того, как дети познакомились со словом и предложением. Название игры: Игра "Чьи детки?" Цель: Закрепить знания о домашних животных, их детенышах, кто как кричит; упражнять в правильном звукопроизношении; вырабатывать умение соотносить изображение детенышей с картинкой большого животного. Материалы: Карточки с изображением детеныша и взрослого животного Количество играющих: групповая. Игровые правила. Ставить карточку с изображением детеныша на фланелеграф можно только после того, как услышишь голос взрослого животного, который имитируют дети, а также после того, как правильно назовешь детеныша. Игровые действия. Звукоподражание. Найти детеныша на картинке, поставить на фланелеграф рядом со взрослым животным. Ход игры. Воспитатель подготавливает для игры фланелеграф и набор картинок с изображением животных и их детенышей: корова и теленок, лошадь и жеребенок, коза и козленок, собака и щенок, кошка и котенок (могут быть и другие животные). До начала игры воспитатель с детьми рассматривает картинки, уточняет знание детьми названий животных и их детенышей. Дети упражняются в звукоподражании. - Давайте покажем, как мычит корова. А как мяукает котенок? Будем сейчас играть. Посмотрите (на фланелеграфе лежит полоска зеленой бумаги) – это полянка. Здесь будут ходить животные. Я сейчас вам раздам картинки. На лужок будут приходить животные и звать своих детенышей. Вы будете находить того детеныша, чья мама гуляет по лугу и зовет его к себе. Картинку будете ставить после того, как услышите голос животного. Воспитатель ставит картинку на фланелеграф, игра начинается. Дети произносят характерные для каждого животного звуки. После того как все мамы найдут своих детенышей, игру заканчивают повторением слов хором и по одному. Наблюдение и анализ руководства творческой игрой во второй половине дня. При анализе игровой деятельности дошкольников выяснила следующее: Для игр созданы условия, т.е. имеются в наличие необходимые материалы, игрушки для сюжетно-ролевых игр (набор "Больница", "Магазин", "Парикмахерская", "Шофер и т.д.). Место для данных игр специально отведено. Дети умеют самостоятельно выбрать игру и распределить роли, при возникновении затруднений воспитатель помогает детям договориться. Ребята действуют в соответствии с взятой на себя ролью, знают правила поведения, действия. В игре чаще участвуют до 5-6 человек. На взаимоотношение в игре влияют симпатии детей друг к другу. Пользуются предметами заместителями, сооружают недостающие условия для игры, или осуществления действий. В игре показывают широкий спектр взаимоотношений, уступают друг другу, могут самостоятельно разрешить конфликты (чаще всего на почве выбора роли). Воспитатель чаще всего не принимает участие в сюжетно-ролевой игре, иногда берет на себя роль руководителя, распределяет роли, предлагает другую игру, в которой могут участвовать большее количество детей, поясняет действия в соответствии с ролью. Предлагает новый сюжет и игра усложняется. Наблюдает за их поведением в игре. В процессе наблюдения и анализа сюжетно-ролевых игр отметила, что дети проигрывают в игре те действия и реплики которые делают реально в жизни взрослые (родители, воспитатели…). Чаще всего воспроизводят манипулятивные действия; девочки готовят, убирают, мальчики смотрят телевизор, водят машины. Структура сюжетов в основном однотемная, многоперсонажная (парикмахер стрижет клиенты сидят). Желающих исполнять незначительные и отрицательные роли мало, поэтому возникают споры о ведущих ролях. Воспитателю необходимо обратить на это внимание предлагаю давать объяснения важности и значимости тех ролей, которые на взгляд детей неинтересны и малозначительны. Творчество детей проявляется в сочетании действии соответствующих роли и тех действий, которые не типичны для нее, пользуются предметами заместителями, обустраивают среду в соответствии с выбранным сюжетом из подручного материала. При анализе театрализованных игр следует отметить, что, несмотря на то, что имеется ширма, костюмы, маски, дети редко проигрывают полностью сюжет, чаше всего они их используют для ролевых игр. Организовывает театрализованную игру воспитатель, помогает выбрать персонажа, слова героя, следит и руководит за последовательностью действий детей. Самостоятельно данные игры организовывать не умеют. Для проведения подобных игр требуется предварительное заучивание или запоминание текста, подбор недостающих костюмов и масок, что представляет собой определенные трудности. Магазин Цель игры. Упражнение в пересчитывании и отсчитывании предметов, их условных изображений (палочек, кружков) в пределах 10. Развитие интереса и уважения к профессии продавца. Знакомство с правилами поведения в магазине. Подготовка к игре. С детьми организуется экскурсия в ближайший магазин, где они узнают, как обслуживают покупателей продавцы и кассиры, сколько надо платить, чтобы купить нужное количество конфет и печенья, увидят, как кассир получает за названный товар соответствующую сумму и дает сдачу, как взвешивает товар продавец. В последующих беседах детям рассказывают, что магазины бывают разные: продовольственные, овощные, хлебные и др., что в магазине может быть несколько отделов и в каждом работает по 2—3 продавца, что продавцы и кассиры должны быть внимательны к покупателям и т. п. Раскрывая детям специфику работы сотрудников магазина, характер их взаимоотношений, воспитатель особое внимание обращает на то, что качество и результат их деятельности зависят от умения правильно считать, отсчитывать, взвешивать товар и т.д. Материал. Воспитатель вместе с детьми заранее готовит разнообразный ассортимент товаров: из пластилина и природного материала делают кондитерские изделия, овощи, фрукты; "пекут" хлеб, булочки, пирожные, печенье и т. п. С помощью родителей оформляются красивые витрины, полочки для товаров, касса. Для игры требуются также белые фартучки или халаты, шапочки, чеки, "деньги", корзины, целлофановые пакеты, подносы. Игровые роли и правила. В игре выделяются роли заведующего магазином, продавцов, кассиров, покупателей, шоферов, рабочих. Выполнение ролей кассира, продавца и покупателя предполагает обязательное использование счета. Так, кассир должен спросить у покупателя, что он хочет купить и сколько, нарисовать на чеке соответствующее количество палочек, выдать чек и сказать покупателю, чтобы он повторил заказ продавцу. Покупатели (ими могут быть все желающие) перечисляют кассиру, что они хотят купить и сколько, расплачиваются кружками (деньгами) по числу названных предметов, а получив продукты от продавца, проверяют их количество. Продавец прежде, чем выдать товар покупателю, должен спросить, что он хочет купить и сколько, сверяя по чеку правильность его ответов. Заведующий магазином организует работу сотрудников магазина, делает заявки на получение товаров, обращает внимание на правильность и аккуратность работы продавцов и кассиров, беседует с покупателями (нравится ли им новый магазин, какие покупки они хотят сделать и сколько и т.д.). Шоферы доставляют определенное количество разнообразных товаров, а рабочие помогают сгружать полученный товар. Ход игры. Игра в "Магазин" начинается с его устройства. В магазине оборудуется торговый зал с тремя отделами: кондитерский, овощной и хлебный. Каждый продавец красиво раскладывает товар на полках и в витрине, устанавливает ценники. Кассиры также готовят свое рабочее место (кассу, чеки). Заведующий магазином объявляет об открытии нового большого магазина и вместе с его работниками встречает первых покупателей. Дети с интересом рассматривают витрины, товар, оживленно разговаривают между собой. Для того чтобы все дети были заняты игрой и каждый мог с интересом разыграть свою роль, целесообразно объединить новую игру с играми, в которые дети уже играют, например с такими, как "Детский сад", "Семья", "Теплоход" и др. Заведующий магазином (воспитатель). Правильно говорит продавец. Чтобы не ошибиться и купить нужное количество предметов, надо их пересчитать и сказать, сколько всего вы купили. Посмотрите, как покупают продукты другие покупатели. В это время к прилавку подходит Оля. О л я.-Мне нужно 8 пирожных. У моей дочки день рождения. Мы ждем гостей. Игорь. Немножко придется подождать. Пирожные еще не привезли. - Оля (нетерпеливо). Я очень спешу. Дел много. (Рассматривает на полках кондитерские изделия.) А это что на полках? Шоколад? Может, мне лучше шоколад взять к чаю, а не пирожные? Игорь. Сейчас принесу пирожные, потерпите. (Уходит и через некоторое время возвращается с коробкой шишек — это пирожные. Продавец берет у покупательницы чек и, пересчитав количество нарисованных на нем палочек, отсчитывает 8 пирожных.) Вот, получите 8 пирожных, можете проверить. Оля (указывая на каждое пирожное, громко произносит наименование числительных.) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 — всего 8 пирожных. (Затем берет корзинку, благодарит и уходит.) Ошибки, допускаемые детьми. В процессе игры легко обнаруживаются различия в счетных умениях и навыках детей. Одни участники уверенно пересчитывают как реальные предметы, так и их изображения (палочки, кружки), правильно отвечают на вопрос "сколько?". Другие пропускают числительные, не называют итог нить, что они делают. Нередко приходится наблюдать, что дети легко запоминают названия всех числительных, однако значения отдельных числительных не понимают и, как правило, не могут ответить на вопрос "сколько?". На этих ребят надо обратить особое внимание. Помощь им оказывают как воспитатель, так и дети, хорошо владеющие счетом. Дети, правильно производя счет отдельных совокупностей, не всегда осознают взаимообусловленность и последовательность операций счета. Примерное усложнение заданий. В ходе игры задания следует обновлять и усложнять. Так, в игре "Магазин" дети могут упражняться в счете предметов в разном направлении: слева направо или справа налево, по кругу, по вертикали и т. д. Поскольку в магазине было открыто несколько отделов (хлебобулочный, овощной, кондитерский), то покупатели смогли одновременно выбивать по нескольку чеков.Так, покупательница Таня платит кассиру за 8 помидоров, 6 огурцов и 4 шоколадки (в данном случае она запоминает, сколько и каких предметов она должна купить в каждом отделе).Постепенно, по мере выполнения подобных заданий, играющим становятся привычными некоторые связи числа с предметом (его цветом, размером и пространственным расположением), у них развивается память на числа, ошибки в счете практически исчезают. Открывается новый магазин "Сказка". "Завоз" большого количества игрушек становится настоящим событием для детей. Возникает проблема, что со всеми этими игрушками делать и как их разложить: Дети сталкиваются с необходимостью классифицировать игрушки по их качеству или по признаку, имеющему более общее значение (машины, животные, куклы), и т. д. И каждый раз в зависимости от того, на каком основании проводится классификация, меняется количество игрушек. Дальнейшее развитие сюжета и содержания игры. Если игра детям нравится, вызывает радостные эмоции, то они продолжают ее самостоятельно, по своему желанию. В магазине то открываются новые отделы (например, молочный, соки — воды), то магазин закрывается "на учет", и тогда обновляется ассортимент товаров, вновь пересчитываются все предметы. Организуется "база", где находятся самые разнообразные товары, и выделяются рабочие для перевозки продуктов с базы. Результативность игры. Игра "Магазин" показывает, что ребенок обращается к счету тогда, когда в этом появляется потребность. В данной игре при выполнении разнообразных ролей перед детьми возникает практическая необходимость в счете предметов, в назывании конечного результата ("Сколько купил конфет (печенья, яблок и т. д.) ?" — заданный ребенку вопрос ставит его перед необходимостью не только сосчитать, но и выразить словом результат счета; покупатель, допустив ошибку в пересчете предметов, вынужден заново начинать счет — иначе продавец не отпустит нужный товар или не хватит купленных продуктов для гостей, пришедших на день рождения, для всех членов команды и т. п.). Игра, отображающая деятельность взрослых, а также совместные действия с партнером по игре, побуждает дошкольников более ответственно относиться к счетной задаче и более( настойчиво добиваться правильного результата, преодолевая возникшие 'трудности. "Я снова пересчитаю", "Я ошибся",— говорят дети и исправляют допущенные ошибки. Все это способствует глубокому осмыслению счетного действия. Дети сами начинают выводить правила и убеждаются в их достоверности. Наблюдая за действиями играющих, можно отметить тенденцию к свертыванию материальных действий: они считают предметы взглядом, не дотрагиваясь до них, не указывая на предметы счета, быстро переводят взгляд с одного предмета на другой. Лишь иногда дети возвращаются к использованию указательного жеста и проговариванию числительных вслух. |