Главная страница
Навигация по странице:

  • Задачи исследования.

  • Гипотеза исследования.

  • Педагогические условия интеграции этнокультурного компонента


    Скачать 90.54 Kb.
    НазваниеПедагогические условия интеграции этнокультурного компонента
    Дата22.03.2022
    Размер90.54 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла00078f5c-8e224a91.docx
    ТипДокументы
    #410075
    страница1 из 2
      1   2

    Педагогические условия интеграции этнокультурного компонента


    в системе дополнительного образования. Педагогический проект

    Рассматриваются особенности формирования этнокутурных ценностей в системе дополнительного образования. Тип проектапрактико-ориентированный.Представлен как разработанная система действий педагога и участников для реализации конкретных педагогических задач с привлечением имеющихся ресурсов. Рассмотрены специфика, проблемы интеграции этнокультурного компонента системе дополнительного образования и перспективы их решений. Проект с самого начала нацелен на предметный результат деятельности участников. Причем сам результат сориентирован на интересы самих обучающихся. Содержание проекта характеризуется продуманной структурой и разнообразием творческих заданий. Широко представлен справочный материал, программа действий, наглядные пособия, методические разработки, учебные пособия по внеурочной деятельности. Существует электронная версия обучающей программы.

    Актуальность и социальная значимость проекта


    Духовные ценности народа, его традиции, нормы поведения в течение многих веков играли решающую роль в воспитании и становлении подрастающего поколения, в формировании его нравственных, эстетических, трудовых и социальных качеств в целом. Поэтому перед обществом стоит задача формирования морально-этического облика подрастающего поколения на ценностях этнической, отечественной и мировой культуры. Общество начинает все яснее осознавать, что будущее России и судьбы ее различных этносов в значительной степени зависят от того, насколько удастся сохранить и приумножить богатейшее наследие народной культуры, и на основе ее воспитать высоконравственную личность. В последнее время региональная культура как фактор формирования межкультурной компетенции рассматривается как одно из приоритетных направлений в содержании государственной политики, в том числе и в области образования. В своей практической деятельности многие работники образования стремятся преобразовать механизм трансляции приобретенных знаний, умений, навыков в средство развития личности, обладающей творческим мышлением, инициативностью, сформированным мировоззрением.

    Формирование ценностной составляющей личности представляет собой сложный процесс, такой процесс отожествления происходит на трех уровнях: культурном, социальном и личностном. Эти факторы постоянно сопутствуют человеку, взаимодействуют, составляя тем самым основу его духовно-нравственной составляющей.

    Проблема духовно-нравственного воспитания относится к числу тех, которые постоянно находятся в центре внимания отечественных ученых, обсуждаются на государственном уровне. Решение данной проблемы нашло свое отражение в этнографических трудах П. М. Ерусланова, И. Я. Молярова, Н. В. Никольского, И. Н. Смирнова, в публикациях Г. Я. Яковлева, ученых путешественников А. Ф. Риттиха, Г. Георги, А. Фукса, преимущественно занимавшихся описаниями обычаев и быта, также затрагивались вопросы воспитания детей. Хотя в их трудах сведения о воспитании у древних угров культуры межэтнического общения достаточно скупы, тем не менее, взгляды народа на воспитание и обучение, ценности и идеалы подрастающего поколения представлены широко. В трудах отечественных ученых и педагогов-практиков, занимающихся исследованием проблем этнопедагогики, народного опыта воспитания: нравственного (И. П. Ильин, Я.Корчак, 3.Г. Нигматов, Н. И. Пирогов, С. И. Шацкий, Я. И. Ханбиков), эстетического (Ю. В. Борев, М. С. Каган, Е. В. Квятковский, Н. И. Киященко, Б. Т. Лихачев), духовного (Н. А. Бердяев, Р. К. Бикмухаметов, В. И. Вернадский, С. А. Гильманов, В. В. Зиньковский, И. А. Ильин, Д. А. Леонтьев, Н. Е. Щуркова), музыкального (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Д. Б. Кабалевский, Д. Кирнарская, А. С. Макаренко, А. Н. Леонтьев, В. И. Петрушин, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин, Г. Г. Тенюкова [227], Г. С. Юдовина-Гальперина) воспитания молодежи содержится немало ценных и интересных высказываний, касающихся вопросов воспитания добрососедского, уважительного отношения между представителями многоязычного бывшего времени Советского Союза.

    Анализ социально-культурной ситуации показывает, что общество переживает духовный кризис, который усугубляется и внешним влиянием ценностей западной культуры, основанных на агрессии и насилии. В этой ситуации размывания общественного сознания, отсутствия общепринятых идеалов, принципов, норм и требований молодому человеку трудно обрести собственную идентичность. В результате невозможность отожествлять себя в социальном плане создает внутриличностный конфликт, порождает негативный процесс социального отношения к окружающей действительности. В личностном плане существующий в настоящее время духовный кризис порождает у человека духовный вакуум, отсутствие связей с социальным и культурным миром, которые сопровождаются истощением культурно-нравственных ориентиров. В современном обществе, особенно в среде подростков, наблюдается нигилизм к историческому прошлому своего народа, происходит деформация ценностных ориентаций за счет вытеснения индивидуализмом коллективных и общественных интересов, где не находится места таким понятиям, как патриотизм, бескорыстие, любовь, сострадание. Все эти духовно-нравственные ценности перестают выполнять свое воспитательное предназначение.

    И здесь школа должна играть главную роль. Образование должно развиваться с учетом традиций этноса в обучении и воспитании детей. Такое образование формирует, прежде всего, национальное самосознание, ценностное отношение к Родине, к природе, к семье, родному дому и родителям, к труду, к творчеству по законам красоты, к культурному наследию и традициям своего и других народов. Необходима такая межкультурная педагогика, которая рассматривает поликультурное общество в качестве условий для совместного обучения и взаимного культурного обогащения. В таких условиях задача воспитания, в частности, путем привлечения воспитательного потенциала народной культуры и лучших традиций современной педагогики могли бы стать эффективной теоретико-методологической базой, инструментом и основой для формирования личностных качеств подростка.

    По-нашему мнению, как оптимальная модель для реализации межкультурной педагогики может рассматриваться дополнительное образование. Современная система дополнительного образования, обладая большим художественно-образовательным и воспитательным потенциалом, способна через различные виды творчества отразить своеобразие национальной культуры своего региона, и наравне с лучшими традициями академического искусства ввести обучающихся в мир общечеловеческих ценностей. Однако задача по внедрению этнокультурного компонента в эту образовательную систему не всегда решаема из-за тех требований, которые сегодня выдвигаются к уровню современного образования.

    Анализ педагогической, психологической, методической литературы показывает, что проблема интеграции этнокультурных традиций национального искусства в систему в современного образования разработана и освещена с недостаточной полнотой. Вопросы, затрагивающие проблему социализации подростков в процессе обучения национальному музыкальному искусству, до настоящего времени не получили научного обоснования.

    Среди наиболее уязвимых участков в деятельности учреждений дополнительного образования являются следующие проблемы:

    - недостаточное внимание к воспитательной роли этнокультурного компонента как важного фактора духовно-нравственного воспитания детей;

    - не разработаны образовательные программы, адаптированные к местным, региональным условиям, которые смогли бы системно и последовательно знакомить детей с жизнью и бытом народов коренной национальности, их проблемами;

    - нет методических рекомендаций по проведению данных занятий;

    - не подготовлены педагоги, способные осуществлять полноценный образовательный процесс;

    - слабая материально-техническая база или ее полное отсутствие;

    - слабая информированность в сфере пропаганды традиционной культуры коренных народов приобского региона. Как следствие, процесс интеграции этнокультурного компонента в содержание образования реализуется бессистемно. В большинстве случаев затрагиваются фрагменты чужой культуры, которые вырваны из общего контекста, поэтому воспринимаются без осмысления, теряется комплексное представление о культуре коренных народов своего региона.

    Обозначенные противоречия и проблемы позволили сформулировать цель исследования: – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективность воспитательного процесса по формированию социокультурных ценностей подростков в условиях системы учреждений дополнительного образования.

    Задачи исследования. Для успешной реализации этнокультурного компонента в условиях системы дополнительного образования необходимо решить следующие задачи:

    1. Дать теоретико-методологическое обоснование сущности и понятий: «социокультурные ценности», «народно-инструментальное музыкальное искусство», «воспитательное пространство внеурочной деятельности» как факторов социализации личности обучающихся.

    2. Проанализировать опыт, состояние и возможности этнопедагогических технологий в области дополнительного образования эстетической направленности.

    3. Создать учебно-методическое обеспечение, определить педагогические условия трансляции учебно-методических материалов этнической культуры в образовательные программы для межпредметного взаимодействия.

    4. Разработать и экспериментально апробировать модель образовательной среды, позволяющую эффективно осуществлять воспитательный процесс средствами народно-инструментального искусства.

    Гипотеза исследования. Поиск решения проблемы строится в соответствии с гипотезой, согласно которой духовно-нравственное воспитание современных подростков на этнокультурных традициях будет наиболее успешным при условии:

    - теорико-методологического обоснования национальной культуры коренных народов региона как фактора социализации личности обучающегося;

    - анализа опыта и возможности современных педагогических технологий в области этнокультурного образования;

    - определения педагогических условий для внедрения в содержание образовательных программ этнокультурного компонента;

    - создания учебно-методического обеспечения, позволяющего эффективно осуществлять образовательный процесс;

    - владения психолого-педагогическими основами формирования положительной мотивации детей к национальной культуре в процессе обучения;

    - обеспечения квалифицированными педагогическими кадрами, владеющими методической базой и способными обучать детей с учетом традиционной народной педагогики данного региона;

    - определения уровня критерий и показателей сформированности социокультурных ценностей подростков в процессе этнотворческой деятельности.
      1   2


    написать администратору сайта