доклад Психологические подходы к сущности языка. Доклад Психологические подходы к сущности языка. Педагогический институт историкофилологический факультет кафедра российской истории и документоведения
Скачать 16.47 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (НИУ «БелГУ») ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ И ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СУЩНОСТИ ЯЗЫКА Доклад магистранта заочной формы 1 курса группы 02032156 направление подготовки специальности 46.04.02 Документоведение и архивоведение Давыденко Ирины Любомировны Научный руководитель: Доцент кафедры русского языка и русской литературы Жиленкова Ирина Ивановна БЕЛГОРОД 2021 Психологические подходы к сущности языка Подход к языку с точки зрения психологии говорящих предполагает рассмотрение языка как психологического явления. Сформировался он в лингвистике XIX— XX вв. и предопределил появление нескольких направлений лингвистического психологизма — социально-психологического, индивидуально-психологического и психолингвистического. Первые два развивались в рамках исторического языкознания, а третье своим возникновением обязано синхронному языковедению. Сторонники с о ц и а л ь н о-п с и х о л о г и ч е с к о г о направления пытались объяснить сущность языка, исходя из социальной природы психологии человека. Основание такого подхода — тезис теоретика лингвистического психологизма Вильгельма фон Гумбольдта о том, что язык является выражением народного духа, под которым он понимал духовную и интеллектуальную деятельность народа, своеобразие «национального» сознания. Язык — «продукт инстинкта разума», «непроизвольная эманация духа», его главное порождение. Ученый полагал, что язык испытывает воздействие духа народа с нескольких сторон. Прежде всего он постоянно подпитывается духовной энергией, от силы и мощи которой зависят его богатство и гибкость. Во-вторых, характер языка зависит от духовного устремления народа, т. е. от его замкнутой или открытой для внешней деятельности ориентации. Наконец, на него воздействует степень предрасположенности духа к языкотворчеству. Такая предрасположенность обусловливает яркое отражение в языке живого и творческого воображения, гармонии мысли и слова. Идеи В. Гумбольдта о языке как выражении народного духа, сознания и разума нашли оригинальное развитие в трудах таких выдающихся лингвистов второй половины XIX в., как Гейман Штейнталь, Александр Афанасьевич Потебня, Вильгельм Вундт. Сущность языка, по их мнению, скрывается в психологии народа. Вместе с тем они настойчиво пытались доказать, что язык — это такой продукт человеческого духа, который отличается и от логических, и от психологических категорий. Если категории логики по своей сути являются результатами мышления, а психологические категории — это отражение духовной жизни человека в целом, то язык — специфический продукт истории духовной жизни народа. Согласно их убеждению, динамика и эволюция языковых явлений отражают психические законы мышления. В частности, законами ассоциации и аналогии они объясняли явления метафоры, метонимии, синекдохи, процессы словообразования. Поскольку же психические законы мышления, проявляясь в отдельном человеке, принадлежат определенному народу, то «язык является самосознанием, мировоззрением и логикой духа народа» (Г.Штейнталь). Причем истинным хранителем духа народа, по его мнению, следует считать язык в его первозданном виде. На более поздних этапах своего развития язык якобы утрачивает первозданную чистоту, свежесть и оригинальность проявления духа того или иного народа. На фоне этих суждений становятся понятными следующие выводы, к которым приходит В. Вундт в «Психологии народов»: — дух (психология) народа наиболее ярко проявляется в языке фольклора, мифологии и древнейших формах религии; — народные обычаи отражены в пословицах, поговорках, исторических памятниках, манускриптах. Данное направление психологизма в языкознании ценно тем, что сущность языка в нем рассматривалась с точки зрения его социальности, точнее — социальной (народной) психологии, общественного сознания. В последней трети XIX в. психологическое языкознание в понимании сущности языка подвергается переориентации. Отвергая тезис о социально-психологической природе языка, новое поколение компаративистов рассматривает язык как проявление индивидуальной духовной деятельности. И н д и в и д у а л ь н о-п с и х о л о г и ч е с к о е направление получило название младограмматизма. Его теоретиками стали ученые лейпцигской школы языкознания Карл Бругман, Август Лескин, Герман Остгоф, Герман Пауль, Бертольд Дельбрюк и др., считавшие, что язык существует только в сознании отдельных людей, каждого говорящего индивида. Язык народа вообще как проявление его духа — миф. Вместе с тем они не отрицали общего языка как нечто среднего, суммарного от индивидуальных языков (узус). Будучи психофизиологическим явлением, язык подчиняется в процессе изменений и эволюции психическим законам ассоциации и аналогии. Несмотря на известные недостатки и ошибочные представления о сущности языка, оба направления психологизма в лингвистике оказали плодотворное влияние на становление современной психолингвистики, сформировавшейся в середине XX в. Это стало возможным благодаря устойчивой ориентации отечественной науки о языке, прежде всего в лице Ф.Ф.Фортунатова, И. А.Бодуэна де Куртенэ и Л. В.Щербы, на «фактор говорящего человека». Главный предмет психолингвистики — речевая деятельность, а ее конечная цель — описание психофизиологических механизмов порождения речи. Составляющие теории речевой деятельности следующие: — понятие языковой компетенции (способности), сформулированное Н. Хомским; — речемыслительные категории Л.С. Выготского; — понятие речевой деятельности А.Н. Леонтьева; — понятие информации; — нейропсихологические процессы, описанные А.Р.Лурия и его учениками. Даже поверхностное знакомство с основными понятиями теории речевой деятельности позволяет сделать вывод о том, что сущность языка никак не вкладывается в рамки ни социальной, ни индивидуальной психологии. Познание сущности языка предполагает обсуждение его общественной природы. |