Для декабрьского сочинения. Материал к экзамену 11 класс. Перед каким выбором оказывается человек в период социальных и культурных изменений
Скачать 15.67 Kb.
|
\ Материал к экзамену 11 класс Направление «Время перемен». РЕБЯТА, ПРОЧИТАЙТЕ СОЧИНЕНИЕ, ВДУМАЙТЕСЬ, ОСМЫСЛИТЕ. Может, пригодится на экзамене. Перед каким выбором оказывается человек в период социальных и культурных изменений? Смена эпох – естественный процесс, без которого не развивались бы человек и общество. Общественные и культурные изменения происходят, когда старый образ жизни начинает разрушаться изнутри, перестает отвечать требованиям гуманности и справедливости. На изломе эпох личность оказывается перед нравственным выбором – выбором между правдой и ложью, самоотдачей и корыстью, добром и злом, истинной любовью к людям и равнодушием. Чтобы подтвердить свое мнение, обратимся к страницам с годами не теряющей актуальности комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Произведение Грибоедова значимо как в историческом, так и в общечеловеческом контексте. Во-первых, написанное в 1824 году, оно отобразило противоречия жизни русского общества накануне восстания декабристов, столкновение, как говорил Чацкий, «века нынешнего» и «века минувшего», выразило идеи, близкие к идеям декабристов. Члены тайных обществ использовали комедию для пропаганды своих политических взглядов. Произведение содержит критику крепостного права, узких материальных интересов дворян, «пустого, рабского, слепого подражанья» всему иностранному. Во-вторых, пьеса изобразила нравственные искания и жизненную драму незаурядной, мыслящей, готовой смело противостоять общественному мнению личности. Одинокий герой-правдолюбец Александр Андреевич Чацкий вступает в конфликт с представителями московской знати и, несмотря на внешнее поражение и «мильон терзаний», бесспорно, одерживает нравственную победу. Охарактеризуем взгляды Чацкого, говорящие о его выборе, рассмотрим, каким действующим лицам герой противопоставлен. С детства пребывавшему среди аристократов, отлично образованному молодому человеку было уготовано блестящее будущее – богатство, придворная или военная карьера, всеобщее уважение. Однако, постепенно знакомясь с жизнью московских «тузов», герой понимает, что ему с ними не по пути. Из слов секретаря Фамусова Молчалина мы узнаем о связи и разрыве главного героя «с министрами». Молчалин сожалеет, что Чацкий оставил карьеру: «Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? // И награждения брать и весело пожить?» Недоумевает и высокопоставленный чиновник, бывший опекун главного героя Фамусов: «Не служит, то есть в том он пользы не находит, // Но захоти – так был бы деловой. // Жаль, очень жаль, он малый с головой...» Причина нежелания Чацкого служить в том, что ему пришлось бы нарушить свои принципы, отказаться жить по совести и чести. Стремление к карьерному росту и материальному обогащению герой считает ниже своего достоинства. Смысл деятельности он видит в достижении общественного блага, а не личной выгоды, готов служить «делу, а не лицам». Вспомним его знаменитый ответ на предложение Фамусова послужить, чтобы жениться на Софье: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». «Вольнее всякий дышит // И не торопится вписаться в полк шутов», – продолжает Чацкий – противник лицемерия и унижения. Таким образом, главный герой противопоставлен карьеристам Фамусову, Молчалину и полковнику Скалозубу, остроумно названному горничной Лизой «золотым мешком», метящим в генералы. Чацкий выступает с резкой критикой крепостного права. В своих монологах он с отвращением упоминает о помещиках, несправедливо и жестоко обходящихся со своими крепостными. Один герой – самодовольный содержатель крепостного театра («А наше солнышко? наш клад? // На лбу написано: Театр и Маскерад… // сам толст, его артисты тощи»). Другой – «Нестор негодяев знатных», по странной прихоти обменявший преданных ему крепостных, которые «и честь и жизнь его не раз спасали», на три борзые собаки. Третий, решив устроить крепостной балет, отобрал детей у родителей, а затем, разорившись, распродал юных танцовщиков поодиночке. Грибоедов отмечает негодование Чацкого: в конце некоторых фраз героя стоит три восклицательных знака. Противопоставить центрального персонажа можно и старухе Хлёстовой, держащей при себе, подобно собачке, темнокожую служанку, которую ей подарил «плут» Загорецкий. И, наконец, Чацкий высказывается против слепого увлечения русских модой на всё иностранное – против «чужевластья мод». В одном из монологов герой повествует о судьбе «французика из Бордо». Неудачливый француз, не найдя иного выхода, покинул родину и отправился «в Россию, к варварам, со страхом и слезами». Приехав к нам, он был приятно удивлен, не обнаружив «ни звука русского, ни русского лица». Радушно встретив не обладающего выдающимися личными качествами иностранца, аристократки сделали его «маленьким царьком». Язык русских дворян Чацкий иронично называет смесью «французского с нижегородским». Мы видим, что молодые дворяне, в том числе воспитанная гувернанткой-француженкой и сентиментальными романами Софья, к сожалению, слишком оторваны от русской почвы, так что «умный, бодрый наш народ» считает их «за немцев». По мнению автора, мы должны быть более самодостаточными, нам не следует подобострастно копировать иные культуры. Итак, мы убеждаемся, что комедия Грибоедова с ее широкой проблематикой и замечательным афористичным языком не потеряла своей остроты. Когда-то на пороге исторических перемен стоял благородный, гордый, прямодушный, нетерпимый к проявлениям низости и подлости Чацкий, в котором мы видим будущего декабриста, русского Гамлета. На месте Чацкого может оказаться любой из нас. Века идут, общество меняется, и каждому необходимо делать нравственный выбор. |