Главная страница
Навигация по странице:

  • Педагогические идеи (теория, концепция), вклад в развитие теории и практики обучения и воспитания

  • Прагматизм в педагогике

  • Инструментальная педагогика

  • Практическое осуществление замыслов Д. Дьюи

  • Организация работы в школе

  • Почему мы выбрали именно его и как мы его оцениваем: Источники

  • Джон Дьюи. Период жизни и деятельности


    Скачать 25.26 Kb.
    НазваниеПериод жизни и деятельности
    АнкорДжон Дьюи
    Дата30.05.2022
    Размер25.26 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаDzhon_Dyui.docx
    ТипДокументы
    #556304

    Период жизни и деятельности:

    Джон Дью́и (англ. John Dewey; 20 октября 1859, Берлингтон, штат Вермонт — 1 июня 1952, Нью-Йорк) — американский философ и педагог, представитель философского направления прагматизм. Автор более 30 книг и 900 научных статей по философии, эстетике, социологии, педагогике и другим дисциплинам.

    Во время Второй мировой войны Дьюи выступал против идеологии нацизма, в частности, против насилия над педагогикой в нацистской Германии.

    В 1882 поступил в университет Джонса Хопкинса в Балтиморе. Здесь он испытал влияние Джорджа Сильвестра Морриса, приглашенного профессора из Мичиганского университета, представителя американского неогегельянства. В 1884 получил степень доктора философии в университете Джонса Хопкинса, представив диссертацию, которая была посвящена одному из аспектов психологической теории Канта.

    Осенью того же года Дьюи приступил к преподаванию философии в Мичиганском университете и оставался там (если не считать краткого периода преподавания в университете Миннесоты в 1888–1889) до 1894, когда ему предложили должность профессора и декана факультета философии, психологии и педагогики Чикагского университета. Именно в Чикаго Дьюи переключился с отвлеченных традиционных проблем метафизики и эпистемологии на более практические и специальные проблемы философии, психологии и педагогики. К 1903 т.н. Чикагская школа инструментализма переживала период расцвета, а педагогические эксперименты, начатые в основанных Дьюи в 1896 «школах-лабораториях», стали оказывать заметное влияние на педагогическую теорию и практику в США. С 1904 Дьюи преподавал в Колумбийском университете и оставался там вплоть до своей отставки в 1930, впоследствии занимал пост почетного профессора университета. В этот период он написал множество работ: по логике, теории познания, психологии, педагогике, социальной философии, искусствоведению, религии. Как известного философа и педагога его приглашали в Китай, Японию, Турцию, Мексику, СССР. Дьюи занимал активную социальную позицию и принимал участие в многочисленных комитетах и движениях либеральной ориентации. Умер Дьюи в Нью-Йорке 1 июня 1952.

    Дьюи был приверженцем левых взглядов, хотя и не питал симпатии к коммунизму «советского образца». Он боролся за права рабочих в США, а также посещал страны в которых происходили социальные революции и перевороты: Советскую Россию, Турцию, Мексику и др. Дьюи надеялся, что в этих странах он найдёт более полное применение своим идеям, чем на родине. В СССР в двадцатые годы Джон Дьюи был весьма популярен и издавался огромными тиражами, также он был иностранным научным консультантом советского правительства, которое в то время ценило науку и благоволило интеллектуалам – как своим, так и зарубежным. Однако в 1937 году Дьюи возглавлял комиссию, расследовавшую преступления сталинского режима, а именно – законность обвинений, предъявленных Льву Троцкому советскими властями. После этого процесса Дьюи стал в СССР «персоной нон грата», его книги изымались из библиотек, а само его имя произносить было крайне нежелательно.

    Педагогические идеи (теория, концепция), вклад в развитие теории и практики обучения и воспитания:

    Будучи представителем нового направления – прагматизма, Дьюи считал, что познание, научные теории и даже школьное обучение должны иметь целью не максимально полное описание окружающего мира, а выработку полезных навыков, которые помогают выживать в окружающем мире. В соответствии с доктриной прагматизма Дьюи считал, что «истинно только то, что полезно». Впрочем, Дьюи, по-видимому, не впадал в крайний прагматизм, он лишь сделал это направление инструментом для совершенствования общественной системы и, в частности, школьного образования.

    Центральное понятие в учении Дьюи – это «опыт», под которым он понимает как врождённое, так и приобретённое содержание человеческого сознания. Дьюи считал, что философия должна помогать человеку двигаться по направлению к поставленной цели и достигать её, при этом опыт человека не стоит на месте, а совершенствуется.

    Дьюи считал, что школа должна пробуждать и развивать у детей интерес, инициативу, активность, стремление к самостоятельности и самоконтролю, способность дружно работать в коллективе, ясное понимание строения жизни и общества. Кроме того, больше внимания следует уделять именно обучению практическим навыкам, а не нудному заучиванию теории и системы готовых знаний, которые могут и не пригодиться в дальнейшей жизни.

    Свои педагогические идеи Джон Дьюи принялся реализовывать на практике, для чего при Чикагском университете была открыта экспериментальная начальная школа. В ней обучались дети возрастом от 4 до 13 лет. Столь раннее начало обучения связано с тем, что основы последующей школьной жизни, по мнению Дьюи, закладываются ещё в дошкольном возрасте. В этой школе самые маленькие учащиеся уже приучались делать всё самостоятельно, по большей части в виде игры. С 11 лет ученики приобщались к трудовой деятельности: шили, пряли, ткали и т. д., то есть они учились «делать». Характерно, что участие мышления ребёнка в образовательном процессе было не столь велико, как при обычном обучении, здесь оно только «обслуживало» практический опыт, получаемый учеником.

    В этой школе обучение не было связано с «общественно полезным трудом». Ученики занимались только тем, к чему они испытывали интерес и к чему у них были способности. Работники школы – учителя и воспитатели – должны были только направлять деятельность учеников, проявляя как можно меньше участия в самом процессе обучения.

    Впрочем, Дьюи понимал, что не всё, что будет полезно ребёнку в дальнейшей жизни, интересно ему в данный момент. Поэтому в школе ученик должен был также развивать в себе силу воли, воспитывать характер. Противоречие между «интересным» и «полезным» можно устранить, если воспитатель будет знать особенности возрастной психологии детей. Так, наиболее яркие связи между впечатлением, представлением и действием проявляются в первый возрастной период – с четырёх до восьми лет.

    Прагматизм в педагогике

    Цель воспитания, по Дьюи, — воспитание личности, умеющей «приспособиться к различным ситуациям» в условиях свободного предпринимательства[10]. Д. Дьюи и его последователи (Е. Паркхерст, У. Х. Килпатрик, Е. Коллингс и др.) полагали, что можно положительно повлиять на жизнь каждого человека, заботясь с детства о здоровье, отдыхе и карьере будущего семьянина и члена общества. Они рассматривали изучение специфики детства как путеводитель научной педагогики, предлагая сделать ребёнка предметом интенсивного воздействия многообразных факторов воспитания — экономических, научных, культурных, этических и пр.[11]

    Экспериментальный метод у Д. Дьюи предполагал, что мы знаем только то и тогда, когда можем своей деятельностью произвести действительно изменения в вещах, которые подтвердят или опровергнут наши знания. Без этого знания остаются только догадками.

    Важнейшим источником для педагогики как науки Д. Дьюи считал проверенный жизнью метод. В реформаторской педагогике Д. Дьюи выступил как наиболее яркий представитель философско-педагогического направления прагматизма с его трактовкой истинности как практической значимости: «истинно то, что полезно». Дьюи выступал за практическую направленность воспитания, предлагая решать его задачи посредством спонтанного развития ребёнка: «Ребёнок — это исходная точка, центр и конец всего. Надо иметь в виду его развитие, ибо лишь оно может служить мерилом воспитания».

    Дьюи рассматривал воспитание как процесс накопления и реконструкции опыта с целью углубления его социального содержания.

    Инструментальная педагогика

    Накопление ребёнком личного опыта ведёт к воспитанию его личности. Исходя из этого, Д. Дьюи выдвинул идею создания «инструментальной» педагогики, строящейся на спонтанных интересах и личном опыте ребёнка. Согласно этой концепции обучение должно сводиться преимущественно к игровой и трудовой деятельности, где каждое действие ребёнка становится инструментом его познания, собственного его открытия, способом постижения истины. Такой путь познания представлялся прагматистам более соответствующим природе ребёнка, нежели привычное сообщение ему системы знаний. Конечным итогом обучения, по Д. Дьюи, должна была стать выработка навыков мышления, под которыми понималась способность в первую очередь к самообучению. Целями обучения выступали умение решать жизненные задачи, овладение творческими навыками, обогащение опыта, под которым понимались знания как таковые и знания о способах действия, а также воспитание вкуса к самообучению и самосовершенствованию[12].

    Практическое осуществление замыслов Д. Дьюи

    Воплощение замыслов Д. Дьюи в жизни осуществлялось в 1884—1916 тт. в разных школах. По его методике проводилась работа в опытной начальной школе при Чикагском университете, учреждённой в 1896 г., где обучались дети с 4 до 13 лет. В качестве основания для начала обучения с такого раннего возраста выдвигалось утверждение, что основа всей последующей школьной жизни закладывается в дошкольных учреждениях. Поэтому первые опыты Д. Дьюи были связаны с работой с маленькими детьми, которые с самого раннего возраста приучались делать всё самостоятельно, преимущественно в виде игры. Позже в школе опора делалась на трудовую деятельность — 11—13-летние мальчики и девочки пряли, ткали, шили, то есть учились «делать». Мышление при этом должно было «обслуживать» опыт каждого ребёнка. Оно становилось необходимым только при решении определённых жизненных задач, и учебная деятельность в таких условиях не требовала дополнительного понукания.

    Система обучения в такой школе не была связана с понятием так называемого общественно полезного труда — в основе её лежали интересы отдельного ученика. Задачей школы была подготовка учащихся к самостоятельному решению возникающих задач, выработка умения приспосабливаться к среде. Воспитатель и учитель должны были лишь направлять деятельность учащихся в соответствии с их способностями. Воспитание, писал Д. Дьюи, должно опираться на независимое существование прирождённых способностей; задача воспитания состоит в их развитии, а не в их создании[12].

    Организация работы в школе

    На основе своего опыта работы в школе Д. Дьюи дополнил свою концепцию положениями о том, что школа обязана гибко откликаться на изменения в обществе и должна сама стать как бы обществом в миниатюре, она должна предоставлять детям наибольшие возможности для выработки общественного чувства сотрудничества и навыков взаимопомощи. Школа, представленная у Д. Дьюи как воспитывающая и обучающая среда, должна была выполнять следующие основные задачи: упрощать сложные явления жизни, предоставляя их детям в доступном виде; выбирать для изучения наиболее распространённые и важные моменты из опыта человечества; содействовать выравниванию общественных различий, создавая «единство мыслей и согласованность действий». Содержанием образования у прагматистов выступал приобретённый опыт ребёнка, обогащающийся в условиях обучающей среды.

    Для учащихся способом приобретения опыта являлось решение различных деловых задач: изготовить макет, найти ответ на вопрос и т. д., а приобретение необходимых для этого знаний связывалось с интересами ребёнка, которые обеспечивают его внимание и деятельность. Д. Дьюи при этом допускал, что не всё жизненно важное может представлять для ребёнка интерес, в связи с этим у детей нужно развивать силу воли, воспитывать характер.

    Противоречие между интересом и усилием устраняется, по мнению Д. Дьюи, знанием воспитателем возрастных особенностей детей. Д. Дьюи выделял три таких периода в школьной жизни. Первый период — с четырёх до восьми лет. Он характерен яркостью связей между впечатлением, представлением и действиями. Второй — от восьми до одиннадцати лет — период расширения сфер деятельности и заинтересованности в её итогах. Игра уже не занимает такое большое место в жизни ребёнка, как в первый период. На этом этапе выявляются связи между средствами и целями деятельности, появляется творчество. Третий период — от одиннадцати лет до окончания начального образования — очень важный в жизни ребёнка, потому что он связан с естественным ростом всех сущностных сил личности.

    Школьное обучение, согласно Д. Дьюи, следует начинать с деятельности учащихся, имеющей общественное содержание и применение, и только позже подводить школьников к теоретическому осмыслению материала, к познанию природы вещей и способов их изготовления. Содержание обучения, таким образом, усваивается как побочный продукт в ходе исследования проблемной обучающей среды, организованной как логическая последовательность педагогических ситуаций. Подлинным образованием Д. Дьюи считал всё ценное, вынесенное и пережитое из конкретных ситуаций, из специально организованного опыта, из «делания». Единственным критерием педагогической ценности учебного предмета выступал только его вклад в «становление системы внутренней личностной ориентации»[12].

    Основные педагогические идеи Джона Дьюи

    1. Накопление детьми личного опыта стоит выше овладения систематизированными научными знаниями.

    Усвоение знаний – есть стихийный, неуправляемый процесс. Учение в педагогической системе прагматистов имеет дело с выработкой личных идей и понятий. Учение происходит только тогда, когда что-то случается внутри ученика, а это в большинстве случаев вне контроля учителя.

    Дьюи считал, что обучение должно происходить путем опытного познания окружающей действительности. Только при исследовании окружающего мира у учащегося появится желание к дальнейшему самообразованию. Через опытное познание действительности у учащегося формируется определенное свойство характера, дающее ему возможность контролировать происходящее вокруг и приспосабливать к своим целям.

    Взамен традиционной модели образования Дьюи предложил новую, целью которой должно стать обучение методам решения проблем. Опыт, как говорит Дьюи, имеет практический и взаимный характер. По сути это означает, что в опыте человечество строит «диалектические отношения» с окружающим миром и через него же создает определенные идеи и пути их решений.

    2. Истинным и ценным является только то, что дает практический результат.

    Воспитание и обучение осуществляются не в теоретически отвлеченных формах, а в процессе выполнения конкретных практических дел, где дети не только познают мир, но и учатся работать вместе, преодолевать трудности и разногласия.

    3. В основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка.

    Интересами ребенка следует пользоваться, направляя их по пути, который может привести к ценным результатам; в противном случае, они будут идти вкривь и вкось.

    4. Ориентированность преподавания на будущую деятельность в обществе.

    Назначение практической работы состоит не только в приобретении конкретных знаний, но и в соприкосновении школы с социальной деятельностью общества. В процессе практических занятий дети много узнают о разных профессиях, что не только дает им определенные навыки, но способствует их развитию и учит уважать любой труд, который идет на пользу обществу.

    5. Метод учебных проектов

    Метод проектов – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.

    Положительные стороны метода проектов – развитие инициативы школьников, навыков к плановой работе, умение взвешивать обстоятельства и учитывать трудности. Проект учит их настойчивости в достижении цели, приучает к самостоятельности.

    Дьюи выдвинул идею универсального, непрерывного образования для всех возрастных категорий. Все общество должно находиться в процессе постоянного обучения и переобучения.

    Дьюи считал необходимым систематически включать в учебный процесс игровую деятельность. Игру нельзя отождествлять со всякой внешней деятельностью ребенка. Она, скорее, является указанием на его умственную деятельность во всей ее полноте и единстве.

    Школа, по мысли Дьюи, являлась, прежде всего, общественным институтом. Он считал воспитание и образование основным двигателем общественного прогресса, определяющим фактором социальных преобразований. «В школе жизнь ребенка становится все определяющей целью. Все необходимые средства, содействующие росту ребенка, здесь центр. Обучение? Конечно, но жизнь на первом плане, а обучение только при содействии этой жизни для нее».

    В школе должно приветствоваться проявление свободной воли, как признака самостоятельного, самоуглубленного анализа, опирающегося на личную заинтересованность. В то же время, по замыслу Дьюи, основным элементом воспитания гражданина демократического государства должно стать формирование чувства ответственности за свое поведение в обществе и сопричастности жизни общества в целом.

    Основной задачей учебного процесса являлось сохранение равновесия между социальными задачами воспитания и индивидуальными потребностями ребенка.

    В соответствии с этой задачей Дьюи сформулировал основные принципы организации школы:

    — во-первых, приучение детей к сотрудничеству и взаимопониманию,

    — во-вторых, развитие у них сознания взаимной зависимости, формирование стремления сохранить этот дух сотрудничества в их будущей общественной деятельности.

    Свою дидактическую концепцию Джон Дьюи реализовал в школе-лаборатории при Чикагском университете.

    Школа стала исконным местом для проведения всякого рода научных экспериментов, апробирования различных теорий, исследования общественно-политических моделей и идеологий с позиции прагматизма.

    Результатом образовательного процесса Дьюи считал:

    — активность, инициативность, самостоятельность;

    — ответственность;

    — готовность к планированию собственной познавательной деятельности;

    — гибкость мышления;

    — настойчивость в достижении результатов;

    — готовность исправлять свои ошибки;

    — осознание процесса познания (метапознание);

    — умение находить компромиссные решения.

    Значение эксперимента для практики обучения

    Большой вклад внес Дьюи в разработку принципов и методов проблемного обучения, которое, по его утверждению, имеет неоспоримые преимущества по сравнению с объяснительно-иллюстративным.

    «Инструментальная педагогика» Джона Дьюи также оказала большое влияние на систему образования ХХ столетия. Использование наглядности, лабораторных и практических работ, поисковых методов обучения стали общепризнанными теоретическими положениями и методическими требованиями современной дидактики.

    Джон Дьюи создал педоцентрическую теорию и методику обучения, направленную на формирование личности, умеющей приспособиться к различным жизненным ситуациям. Концептуальные взгляды на образование он изложил в книге «Школа и общество»

    Почему мы выбрали именно его и как мы его оцениваем:

    Источники: Википедия: Дьюи, Джон — Википедия (wikipedia.org)

    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов : school-collection.edu.ru

    PsyLogic.ru : Джон Дьюи: его жизнь, деятельность, педагогика, теория эстетики. (psylogik.ru)

    Инфоурок: Конспект по педагогике: "1. Д. Дьюи и его вклад в развитие педагогики как науки." (infourok.ru)


    написать администратору сайта