тгп. Периодизация истории Древнего Рима. Общественный и государственный строй в отдельные периоды
Скачать 43.65 Kb.
|
Тема 1. История римского государства и права, её периодизация. Рецепция римского права: глоссаторы, постглоссаторы. Римское право как историческая основа романно-германской правовой семьи. Римское право как наука: предмет, источники, система (2 ч.). Выполнила Коваленко Н. 1 курс В53511 Периодизация истории Древнего Рима. Общественный и государственный строй в отдельные периоды. I. Царский (753 – 510 гг. Д. н. э.): объединение италийских племен и формирование римской полисной общины; II. Республика (510 – 27 гг. д. н. э.): формирование рабовладельческого общества, завоевание Италии; стабилизация общественного и государственного строя, создание мировой державы путем больших завоеваний; кризис республики, эпоха гражданских войн и антиримских восстаний. III. Империя (27 г. д. н. э. – 476 г.): переход к имперской форме; кризис рабовладельческого государства; утвердившаяся императорская власть на фоне внутренних противоречий и внешней угрозы и падение Западной римской империи. Периодизация истории римского права. Развитие римского права берет свое начало с образования Рима, но завершение его связано с историей уже другого государства — Византии. Строго говоря, римское право писаное возникло гораздо позже образования государства, т.е. только с созданием Законов XII таблиц. Периодизацию истории римского права принято проводить следующим образом: • право древнейшего периода (VI—III вв. до н.э.) (период до классической юриспруденции (эпоха республики); • право классического периода (III в. до н.э. — III в. н.э.) (начинающейся в эпоху принципципата и завершающейся в III в. н.э.); • право постклассического периода (III—VI вв. н.э.) (период послеклассической юриспруденции, завершающийся в первой половине VI века Кодификацией Юстиниана). Исторические системы римского права (ius civile quiritium, ius honorarium, ius gentium, ius naturale). Конституция Антонина 212 г. и её роль в сближении исторических систем. Цивильное право (лат. «ius civile») - право граждан, входивших в римскую городскую общину - civitas (есть мнение, что Ц. п. в ранний период называлось квиритским правом). Ц. п. понимается как закрепленная законами национальная система частного квиритского права по защите и распоряжению собственностью, т. е. система права, регулировавшая гражданско-правовые отношения. Преторское право (jus honorarium или jus praetorium)—совокупность правил и формул, созданных претором. Источники преторского права: эдикты преторов. Преторское право представляло из себя наиболее динамично развивающуюся часть римского частного права. Преторское право действовало не только в отношении римских граждан. С разрастанием Римской империи и развитием товарооборота, в который вступали лица, не имеющие римского гражданства, возникла необходимость в правовом оформлении данных отношений. Эта проблема была решена созданием должности претора перегринов. Право народов (jus gentium) — разновидность римского гражданского права; право, единообщее для всех народов, общенародное право. Его действие распространялось на все римское население, включая перегринов. В современном понятии это международное право. Право народов возникло позже цивильного и было более прогрессивным. Оно отличалось большей свободой и упрощением формы. Принцип права народов: главное не то, что было сказано, а то, что имелось в виду. Первоначально право народов состояло из договоров, заключенных Римом с иностранными державами. Право народов регулировало имущественные отношения, возникавшие между перегринами и римскими гражданами, а также публично-правовые вопросы, вопросы торгового права (международной торговли). Эдикт Каракаллы или «Антонинов указ» (лат. Constitutio Antoniniana — «Конституция Антонина») — указ римского императора Каракаллы 212 г., предоставлявший римское гражданство всему свободному населению империи. Преследовал в первую очередь фискальные цели, а именно охватить всех подданных налоговой системой и увеличить базу для комплектования армии, поскольку в легионах имели право служить только полноправные римские граждане. Кодификация Юстиниана Великого, история создания, её структура и значение. Император Юстиниан (527—566) — последний, кто сумел объединить большие части Восточной и прежней Западной римской империи. Согласно некоторым авторам, это последний римский правитель, а согласно другим — первый византийский правитель. Юстиниан сознавал, что правовая неопределенность является результатом неупорядоченности римского права и прежде всего — противоречия между jus и leges. Понимая, что государство основывается не только на силе оружия, но и на праве, Юстиниан решил провести кодификацию всего римского права: источников, содержащих jus, и источников, содержащих leges. Особенно он хотел устранить различия между jus vetus и jus novum (древним римским правом, содержащимся в трудах классических правоведов, и новым правом, проистекающим из конституций римских императоров), создав, таким образом, единую правовую систему и стремясь с ее помощью вернуть стабильность римскому государству. Работа над кодификацией осуществлялась с помощью юристов, занимающихся практической и теоретической деятельностью, под руководством прославленного Трибониана, который был главным и подлинным творцом кодификации. Хронологически рассматриваемая кодификация создавалась в таком порядке: сразу после вступления на престол Юстиниан приказал комиссии кодифицировать установления императоров — leges. Комиссия разработала Novus codex Justinijanus. Вероятно, под влиянием Трибониана было решено приступить к разработке новых собраний, прежде всего имея в виду наиболее известные труды по римскому праву, труды классических юристов — jus. Так была создана Digesta (Pandectae). Позднее приступили к работе над официальным учебником права — Institutiones. Составленный перед этим сборник императорских установлений был дополнен, и таким образом был создан Codex repetitae praelactionis. Под конец был составлен сборник конституций, которые были плодом законодательной деятельности Юстиниана — Novelae. 1. Novus codex Justinijanus (529 год) был лишь зачатком кодификационной работы Юстиниана. Кодекс — собрание императорских конституций (leges). Работа началась с учреждения комиссии под предводительством Трибониана. Пользуясь ранее созданными кодексами (Gregorianus, Hermogenianus, Theodosianus) и новыми конституциями, комиссия создала первый кодекс Юстиниана, который вступил в силу в 529 году. 2. Digesta или Pandectae (533 год) — наиболее объемная и значимая часть кодификации. Была сформирована новая комиссия, в которую вошли самые известные юристы, правоведы, высшие государственные чиновники и адвокаты под председательством Трибониана, имевшая своей задачей проведение кодификации всего jus, начиная с Законво XII таблиц до источников права в постклассическом Риме. В ходе трехлетней интенсивной работы комиссия просмотрела около 2000 книг. Конечным результатом явились Digesta, или по-гречески Pandectae, большое собрание jus, которое вступило в силу в 533 году. Дигесты были поделены на 50 книг, в которых были проработаны все установления в области публичного и частного права. Книги делятся на заглавия (титулы), кроме трех, содержащих один единственный titulus. Отдельные титулы поделены на фрагменты с указанием имени автора и труда, из которого был взят фрагмент. Такая система работы сделала возможным позднее осуществить реконструкцию многих трудов классических юристов и эдиктов преторов. Таким образом, благодаря методам, использованным при ее составлении, эта часть кодификации имеет особое значение для изучения истории всего римского правового порядка, а благодаря своему содержанию, Digesta, или Pandectae, носит общеэнциклопедический характер. 3. Institutiones (533 год) представляют собой краткий справочник, который имеет вводный характер и предназначен для молодежи ("cupida legum juventus"), желающей изучать законы. Институции состояли из четырех книг и очень кратко трактовали проблемы в области статусного, семейного, имущественного, обязательственного и наследственного права. Книги состояли из титулов. Деления на фрагменты не производилось. Позднее отдельные титулы были разделены на principium и фрагменты. 4. Codex repetitae praelactionis (534 год) был очищенным, т. е. переработанным Novus codex Justinijanus. Он был принят после неудачной попытки с Quinquaginta desisiones — пятьюдесятью постановлениями, которые издал Юстиниан под влиянием Трибониана с целью разрешения несогласованных противоречий между Дигестами и Институциями, с одной стороны, и Новым кодексом Юстиниана, с другой. Но это решение не было практически применимым, и вместо него был разработан Codex repetitiae praelactionis, который сохранился до нашего времени. Его материалы поделены на 12 книг, которые также поделены на титулы. В рамках титулов собраны законы (leges) с обозначением авторов конституций, предписания которых охватывали кодификаторы. 5. Novellae — это конституции, которые Юстиниан провозгласил после завершения работы над Институциями, Дигестами и Кодексом. Это частная кодификация, состоящая из 150 конституций, плод законодательной деятельности Юстиниана, охватывающая все области правовой жизни. Значение Юстиниановой кодификации, без сомнения, велико. Это крупнейший кодификационный труд во всей античности, а может быть, и во всей истории права, если принимать во внимание его содержание и влияние, оказанное на дальнейшее развитие права. Римское право в Средние Века: глоссаторы, постглоссаторы. Первыми такими заимствованиями стали сборники правовых обычаев и римских законов в Бургундской правде (494 г.), Бревиарии Алариха (506 г.; вплоть до XI в. имел название Законов римских вестготов, а затем до XVI в. — Бревиарии Алариха). Римское правовое наследие использовалось в церковном праве, а также в церковной литургии. Римское право особенно укоренилось в Южной Франции и Средней Италии. Следующей стадией стало изучение и реципирование Свода законов Юстиниана, ее конечная фаза приходится на XV— XVI вв. Германские государи воспринимали себя в то время непосредственными преемниками римских императоров и потому считали возможным покровительствовать изучению и адаптированию конструкций римского императорского (монархического) законодательства. Это покровительство находило поддержку (более давнюю) также в западной церкви, для которой римское право было воплощением более высокой культуры по сравнению с памятниками варварских правд. В то время церковь также воспринимала себя как хранительницу духа римского законоведения. Реципирование римского права в странах Европы проходит три стадии : комментирование глоссаторами (от слова "глосса", означавшего на средневековой латыни иностранное, непонятное слово, а также его истолкование); всеохватывающая критическо-догматическая работа по перетолкованию и согласованию римского наследия с действующим правом; приспособление его к новым социальным условиям национально-государственного существования европейских народов. Рецепция римского права ускорялась вместе с ростом потребностей в правовом регулировании торговли, морских перевозок, развитием кредитования и новых форм собственности. Рецепция не исключала критики и сдержанности по мере реципирования римских институтов и норм: рецепция могла быть полной, частичной, периодической и т.п. В Чехии позднего средневековья римское право уподоблялось по силе действия железному обручу. В Англии, наименее затронутой римским влиянием, знатоки права и обычаев систематически прибегали к заимствованию из римского и канонического права. Во многих европейских школах XVI— XVII вв. учили составлению юридических документов, и это являлось составной частью обучения риторике. В позднем средневековье римское право стало конкурировать с национальным (Франция, Германия) и нередко менялось под воздействием этой конфронтации. В Германии реципированное римское право получило наименование "современное римское право". В XII в. Фридрих Барбаросса, германский император, назвал римское право "всемирным правом". В XVI в. его называли "писаным разумом" и "юриспруденцией, висящей в воздухе". В XIX в. юрист Моддерман (1888 г.) назвал его "правом общим, высшим и научным". Глоссаторы Глоссаторы, или экзегеты (толкователи), творчество которых приходится на XI—XII вв., были заняты объяснением смысла отдельных законов, логически-связным изложением целых учений о назначении тех или иных правовых институтов с опорой на знание и пользование источниками права (элемент собственно догматический). Римское право излагалось в целом, без увязки с расположением титулов и книг в Своде Юстиниана: здесь уже имел место элемент систематический с более самостоятельной и творческой формой все той же догматической обработки позитивного римского права. Постглоссаторы Постглоссаторы стали в XII—XIV вв. разработчиками всеохватывающего критическо-догматического подхода к праву в двух вариантах: право выводилось из разума и сводилось затем к некой максиме наподобие древнеримского принципа "воздавай каждому свое, причитающееся ему по праву"; сводилось к писаному праву, действующему в суде или в управляющей деятельности государственных учреждений. Источники римского права: понятие источников права (4 значения термина), формальные источники римского права (период их существования, порядок принятия, применение). Понятие и виды источников римского права Источники римского права — формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие общеобязательное значение и включающие способы, формы образования норм права и условия жизни общества. Виды источников римского права: — обычное право; — законы; — плебисциты — акты собрания плебеев без сенаторов. Отличие плебисцитов от обычных законов — плебесциты принимались народным собранием без предварительного обсуждения в сенате по инициативе плебейских трибунов. Закон Гортензия 287 г. до н. э. придал плебисцитам силу законов; — сенатусконсульты; — конституции императоров; — эдикты магистратов; — ответы юристов. Непосредственно источники римского права: 1. Надписи на дереве, камне, бронзе (например, «Гераклейская таблица», бронзовая доска, на которой был изложен закон о муниципальном устройстве), на стенах построек (например, надписи, найденные при раскопках г. Помпеи, засыпанного лавой при извержении Везувия в 79 г. н. э.) и т. д. В новое время (начиная со второй половины XIX в.) надписи опубликовывали в специальном издании Corpus inscriptionum latinarum (Свод латинских надписей); над этим изданием поработали историки Моммзен, Дессау, Гюбнер, Гиршфельди др. Наиболее важные с правовой стороны надписи даются в 7 изд. (1909 г.) книги Брунса «Источники римского права» (Bruns. Fontes iuris romani). 2. Законы XII Таблиц — свод законов, признаваемый источником всего публичного и частного права, запечатленный в виде медных многогранных колонн, выставленных на римском форуме. Законы XII Таблиц состояли из разделов: о вызове в суд (таблица I), о вершении исков (таблица II), о долговом рабстве (таблица III), о порядке манципации при сделках (таблица IV), о завещании и семейных делах (таблица V), о пользовании земельным участком (таблица VI), о воровстве (таблица VII), о личном оскорблении — обиде (таблица VIII), об уголовных наказаниях (таблица IX), о порядке похорон и церемоний (таблица X), о публичных делах в городе (таблица XI), о неиспрашивании привилегий (таблица XII). Подлинный и полный текст Законов XII Таблиц неизвестен, известны попытки их реконструкции и систематизации на основании цитат из других римских юридических источников классической эпохи. 3. Corpus juris oivilis — кодификация императора Юстиниана. 4. Произведения римских юристов, в особенности произведения римских историков : Тита Ливия (конец I в. до н. э. — начало I в. н. э.), Тацита (I–II вв. н. э.), Аммиана Марцеллина (IV в. н. э.); римских антикваров («грамматиков»): Варрона (II–I вв. до н. э.), Феста (I в. н. э.); римских ораторов (в особенности Цицерона, I в. до н. э.); римских писателей: Плавтаи Теренция, в комедиях которых немало указаний на состояние права; лириков и сатириков (Катулла, Горация, Ювенала и др.); философа Сенеки и др. 5. Папирусы, изучению которых посвящена специальная отрасль исторической науки — папирология. Папирусы содержат богатый материал для познания местных особенностей в праве отдельных провинций Римского государства. Есть папирусы, содержащие и документы общеимперского значения, например на папирусе сохранился эдикт Антонина Каракаллы — Constitutio Antonina 212 г. н. э. о предоставлении прав римского гражданства провинциалам. Mores maiorum, usus. Отношение обычая к закону. Признаки обычая (согласно Дигестам). Обычное право – древнейшая форма образования римского права. Обычное право – совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, но не зафиксированных в каком-либо формальном акте. Нормы обычного права: – mores maiorum – обычаи предков; – usus – обычная практика; – commentarii pontificum – обычаи, сложившиеся в практике жрецов; – commentarii magistratuum – обычаи, сложившиеся в практике магистратов; – consuetudo – обычай в императорский период. Значение обычаев: – заменяли указания других, более определенных источников права, прежде всего законов; – свидетельствовали о способе применения законов и других источников права в юридической практике. Обычаи признавались источником права, если отсутствовали конкретные требования, выраженные в других формах: «В тех делах, в которых |мы не пользуемся писаными законами, нужно соблюдать то, что указано нравами и обычаями». В этой ситуации требование обычая, безусловно, обязательно. «Укоренившийся обычай заслуженно применяется как закон, и это есть право, о котором говорится, что оно установлено нравами» (Дигесты). В императорский период обычай не должен был противоречить закону; обычай не мог отменять указание закона. «Долго принявшийся обычай следует соблюдать как право и закон в тех случаях, когда не имеется писаного закона» (Дигесты). Для признания обычая правовым, т. е. дающим основание для защиты судом, он должен был: – выражать продолжительную правовую практику в пределах жизни более одного поколения; – выражать однообразную практику, причем безразлично, действия или бездействия; – воплощать неотложную и разумную потребность именно в правовом регулировании ситуации, т. е. далеко не все обыкновения даже коммерческого оборота могли составить правовое требование обычая (например, не создавали такового обыкновение «давать на чай», разные принятые формы отчетности, обычаи делать подарки и т. п.). Специфика правового применения обычая – ссылающийся на обычай должен был сам доказывать факт его наличия, обычай не презюмировался (предполагался) в суде, а доказывался. Leges et plebiscita. Виды комиций, их компетенция, созыв народного собрания, порядок принятия закона. Виды законов. Плебисциты. Закон Гортензия 287 г. до н.э. ЗАКОНЫ. Наряду с обычным правом уже в древний период в Риме в качестве источника права применялись законы (leges). Первыми законами в Риме были законодательные акты, принимаемые народными собраниями и утверждаемые Сенатом. Законы (leges) – главное воплощение римского писаного права. Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т. е. так или иначе воплощал весь римский народ, и чтобы он был надлежащим образом обнародован: тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы. Для его принятия закон должен был быть доведен до сведения граждан – выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума. «Законы – имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом». Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилия и т. д. Иногда наименование было двойным по двум именам, например закон Валерия-Горация. Закон должен был содержать обязательные элементы: 1) praescriptio – вводная часть, или указатель обстоятельств издания; 2) rogatio – текст закона, который мог подразделяться на главы и т. п.; 3) sanctio – последствия нарушения закона и ответственность нарушителей. В 451–450 гг. до н. э. была сделана запись обычаев, получившая название Законов XII таблиц (leges duodecim tabularum). Их появление объясняют борьбой плебеев с патрициями за ограничение произвола. Содержание Законов XII Таблиц отражает жизнь Рима – земледельческого общинного натурального хозяйства. В 326 г. до н. э. был принят Петелиев закон, отменивший долговое рабство и убийство должника за неуплату долга. Примерно в III в. до н. э. появился закон Аквилия (об ответственности за уничтожение и повреждение чужих вещей). Виды законов: – lex perfecta, нарушение которых влечет недействительность сделки; – lex minus quam perfecta – влечет невыгодные последствия без признания сделки недействительной; – lex imperfecta – без санкции. В Риме республиканского периода законами являлись постановления народного собрания – плебисцита.Чиновник, имеющий право созыва народного собрания, выдвигал на нем свой законопроект, который либо принимался в предложенном виде, как правило, с именем автора, либо отвергался полностью. Частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала. Подвиды римских законов: – lex как постановление народного собрания, имеющее высшую юридическую силу; – plebiscitum – указ и распоряжение плебейской части римской общины, которые стали иметь силу закона по закону Гортензивса 258 г. до н. э. В период с I до середины III в. основной формой законодательства стали постановления Сената – сенатусконсульты. Однако реально сфера сенатусконсульта все же несколько отличалась от полного закона: известные по содержанию сенатусконсульты в основном касались правовых форм деятельности магистратов и применимости их полномочий к разным территориям и типам правоприменения. Постепенно они были вытеснены постановлениями императора – конституциями. Конституции приобретают наименование leges, в отличие от прежде созданного права – jus vetus. ПЛЕБИСЦИТ - всеобщий опрос граждан с целью решения особо важных вопросов. Возник в эпоху Древнего Рима, где первоначально плебисцитом называлось постановление, принятое на собраниях низшего сословия свободных жителей Рима - плебеев и обязательное только для них. Зкон Гортензия (лат. Lex Hortensia) закон диктатора Квинта Гортензия 287 г. до н. э.Плебеи выселились на Яникул (лат. Mons Janiculus) как следствие происходит очередное обострение политической борьбы в Риме. Выход из сложившегося положения новоизбранный диктатор видит в подтверждении пункта закона Валерия и Горация 449 года до н. э., в котором решение плебса по трибам автоматически получает силу закона, не нуждаясь в одобрении (лат. auctoritas) сената. Закон Гортензия консолидировал класс рабовладельцев. Senatusconsultum как источник права: форма, значение. Сенатусконсульты (senatusconsulta) - это постановления римского сената, основной формой законодательных актов были с I по III в. н. э. в связи с невозможностью частого созыва народных собраний (до этого не имели самостоятельного значения и ратифицировались народным собранием). Сенат оформлял предложения императора, внесенные им на заседании, но не имел законодательной инициативы. Императорские конституции - это единоличные распоряжения императора, которые стали признаваться законом начиная с III в. н. э.. Императорские конституции издавались в 4 формах: (1) edicta - общие распоряжения, (2) mandata - поручения, инструкции императорским чиновникам по административным и судебным вопросам {Edicta и mandata формально теряли свою силу после смерти императора), (3) decreta - решения по поступавшим на рассмотрение императора спорным делам, (4) rescripta - ответы императора на юридические запросы частных и должностных лиц. [Decreta и rescripta рассматривались как толкования к действующим законам). Императорские конституции были позднее кодифицированы римскими юристами. Наиболее извеслнлиикЛЛиоим1 ялики Кодекс Грегориана был выпущен в конце III в. н. э. В этом кодексе были собраны конституции, начиная с Адриана; Кодекс Гермогениана был выпущен в дополнение к кодексу Грегориана; Кодекс Феодосия (16 томов) был составлен восточно-римским императором в начале V в. н. э. и получил распространение как на Востоке, таки непосредственно в Риме; Кодекс Юстиниана вышел в 529 г. н. э. После его составления было запрещено пользоваться любыми другими кодексами. Edicta magistratuum. Ординарные и экстраординарные магистратуры, ius cum populo agendi как основа политической власти магистратов. Edicta praetorium как важнейший вид эдиктов; кодификация преторского эдикта 131 г. Сальвием Юлианом (Вечный эдикт). Эдикт (edictum) (от dico — «говорю») — устное объявление магистрата по тому или иному вопросу. С течением времени эдикт получил специальное значение программного объявления, какое по установившейся практике делали (уже в письменной форме) республиканские магистры при вступлении в должность. Формально эдикт был обязателен только для того магистра, которым он был издан, и, следовательно, только на тот год, в течение которого магистрат находился у власти (отсюда принадлежащее Цицерону название эдикта lex annua, закон на год). Однако фактически те пункты эдикта, которые оказывались удачным выражением интересов господствующего класса, повторялись и в эдикте вновь избранного магистрата и приобретали устойчивое значение (часть эдикта данного магистрата, переходившая в эдикты его преемников, называется edictum tralaticium). Виды магистратских эдиктов: — эдикты эдилов регулировали в основном вопросы торговли, прав и обязанностей участников гражданских сделок, исковых требований, вытекавших из рыночного оборота; — провинциальные эдикты заключали в себе: утверждение местных узаконений и правовых обычаев, нововведения собственно начальников провинций — главным образом в административной, и финансовой сфере, заимствования из преторских эдиктов, пригодные для того или другого города или провинции по усмотрению начальника; — преторские эдикты. При назначении на должность претор издавал указ, в котором декларировал те правоположения и принципы, которых он будет держаться в течение года (срок преторских полномочий). Претор не посягал на авторитет цивильного права, а помогал их осуществлению, подкрепляя общественные отношения, урегулированные цивильным правом, также и своими исками. Виды эдиктов: 1) новые (в них указывались новшества правоприменения и юридической практики) и перенесенные (претор заявлял, что будет придерживаться практики своего предшественника) эдикты; 2) постоянные, где указывались правоположения, обязательные для юридической практики на протяжении всего срока полномочий, и непредвиденные, касавшиеся казусных обстоятельств, либо правоприменения в отношении отдельных личностей. Законом Корнелия 67 г. до н. э. преторам было строго предписано держаться деклараций постоянного эдикта. Ни претор, ни другие магистраты, издававшие эдикты, не были компетентны отменять или изменять законы, издавать новые законы и т. п. Однако в качестве руководителя судебной деятельности претор мог придать норме цивилизованного права практическое значение или, наоборот, лишить силы то или иное положение цивильного права. Например, претор мог при известных условиях защитить несобственника как собственника, но он не мог несобственника превратить в собственника. Во II в. н. э. император Адриан возложил на юриста Юлиана кодификацию отдельных постановлений, содержавшихся в преторских эдиктах. Окончательная редакция «постоянного эдикта» Юлиана (edictum perpetuum) была одобрена императором и объявлена постановлением сената неизменной, однако император оставил за собой право делать дополнения к эдикту. С этого времени правотворческая деятельность претора (и других магистратов) прекратилась. Конституции принцепсов (эдикты, мандаты, декреты, рескрипты). Современное значение термина «конституция». Принцепс (лат. princeps - первый) как законодатель приходит на смену народу. Римляне обосновывали власть императора, его право издавать законы тем, что сам народ посредством особого закона о власти принцепса переносит на него всю свою власть. Принцепс пожизненно воплощает в себе волю народа. Различалось несколько видов императорских конституций: - эдикты - нормы общего действия. Они выставлялись на побеленных деревянных досках у резиденции принцепса; - декреты - судебные решения, обычно в ответ на апелляцию на решения судов низших инстанций; - рескрипты - ответы на запросы должностных и частных лиц; - мандаты - общеобязательные указания чиновникам, которые вышли из употребления. В нынешнем понимании, конституция определяется как единый правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий права и свободы граждан, определяющий социально-политическое и государственное устройство. Деятельность юристов (agere, cavere, respondere). История классической римской юриспруденции. Школы сабинианская и прокулианская, их значение. Закон о цитировании юристов 426 г., юристы-классики. Interpretatio iuris как особый вид деятельности юристов. Деятельность профессиональных юристов в Древнем Риме заключала в себя выполнение трёх основных профессиональных функций: cavere (составление формул исков и сделок) agere (участие в судебных заседаниях) respondere (подготовка ответов на юридические вопросы) С деятельностью римских юристов связывают образование двух школ в римской юриспруденции – прокулианцев (основатели – Лабеон и его ученик Прокул) и сабинианцев (Основатели – Капитон и его ученик Сабин). Эти школы по-разному трактовали определённые вопросы частного права, исходя из разных философских концепций. Сабинианцы были материалистами, в силу чего считали первичной материю, а прокулианцы – идеалистами, исходя из чего они считали доминирующей форму ("Материя не существует, пока она не обретёт форму", говорили они). Кроме того, Капитон характеризовался современниками как консерватор, сторонник принципата, Лабеон же считался сторонником республики, был новатором в юриспруденции. Примерно к середине II столетия н. э. противоположности школ сабинианцев и прокулианцев сглаживаются и мы имеем дело с так называемой классической юриспруденцией. Последователи прокулианцев: Ювенций, Цельз. Последователи сабинианцев: Сальвий Юлиан, Африкан, Гай. В 426 г. Валентиниан III издал закон о цитировании, согласно которому юридическая сила признавалась лишь за произведениями пяти юристов: Гая, Павла, Папиниана, Модестина и Ульпиана. Согласно закону о цитировании, судья при вынесении решений мог ссылаться только на сочинения Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина и Гая,а также сочинения авторов, которые ими цитировались Сцевола, Сабин, Юлиан, Марцелл. Закон устанавливал, что в случае расхождения во мнениях этих пяти авторов решение должно соответствовать мнению большинства, а при равенстве голосов предпочтение отдается суждению, высказанному Папинианом. Впоследствии, однако, наряду с Папинианом, считавшимся наиболее авторитетным юристом (excellentis ingenui vir), в такое же особое положение был поставлен Павел, суждения которого также приобрели обязательную силу (Pauli quoque sententias semper valere praecipimus). Источники познания римского права (lato sensu). Источники познания Римского права делятся на четыре большие группы. 1. - все юридические документы, которые непосредственно трактуют Римское право. Это могут быть п очень важные юридические акты, договоры и т.п.; даже незначительные, но имеющие какую-либо юридическую информацию. 2. - труды римских юристов, учебники по юриспруденции античных времен, высказывания и цитаты по праву, но все это относится ко всем юристам, кроме тех пяти, которые имели jus respondendi, и, следовательно, вошли в четвертую группу источников правообразования. 3. - письменные памятники римской истории, литературы, философии, труды так называемых «грамматиков» (публицистов), великих римских деятелей, где отражены какие-либо сведения по Римскому праву. 4. - памятники вспомогательных исторических дисциплин: эпиграфии, папирологии, нумизматики и других, также представляющих информацию по Римскому праву. Система римского права: лица, вещи, иски. Право частное и публичное. Право естественное, право гражданское, право преторское, право народов. Система исков отражала структуру права лиц и вещей, отсюда гл. деление исков на личные (in personam) и вещные (in rem). Помимо исковой (петиторной) была развита также владельческая, или преторская, защита с помощью средств адм. власти претора – посессорных интердиктов, реституции и т. п... Публичное право (jus publicum) – совокупность норм, регулирующих вопросы религиозного характера и вопросы управления. Это право, которое «ad statum rei Romanae spectat» (относится к положениям Римского государства). Публичное право включало в себя святыни, служение жрецов, положение магистратов (Ульпиан). К нему относились нормы, определяющие правовое положение государства и его органов и регулирующие их отношения с частными лицами. Римское публичное право содержало нормы о судопроизводстве: формах судебного процесса, вызове в суд, доказывании и доказательствах, процессуальном представительстве; уголовного права: о преступлениях и наказаниях, об ответственности за преступления; о законах, сенатус-консультах и долговременном обычае; о порядке похорон и церемоний; о правоспособности и дееспособности лиц, о структуре власти, о занятии государственных должностей. Нормы публичного права носили повелительный характер (императивные) и не могли быть изменены. Применялись методы власти и подчинения. Публичное право неразрывно связано с обязанностями. Частное право (jus privatum) – совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе. Это право, которое относится «ad singulorum utilitatem» (касается выгоды, интересов отдельных лиц). Частное право регулировало отношения частных лиц между собой и в институтах, связанных с производством, обменом вещей и услуг. Частное право делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых). Римское частное право регулировало: имущественные и некоторые неимущественные отношения; семейные отношения: порядок заключения брака, положение главы семьи, личные неимущественные и имущественные отношения в семье; отношения собственности, права на чужие вещи (сервитуты, залоговое право, эмфитевзис и супер-фиций); обязательственные правоотношения, т. е. порядок заключения и исполнения договоров, ответственность за неисполнение; наследование, т. е. переход имущества к другим лицам после смерти наследодателя. Для римского общества понятие частного права не совпадало с понятием гражданского права (ius civile), поскольку не все жители Рима были гражданами. Государство минимально вмешивалось в частное право. Основное место занимали условно-обязательные, упра-вомочивающие, разрешающие нормы, т. е. нормы диспозитивные (восполняющие). Частное право могло изменяться и либо применяться, либо нет, было глубоко индивидуалистичным, что дало Генриху Гейне назвать его «библией эгоизма». Частное право, в отличие от публичного, – действительно право, за редким исключением (например, обязанность принятия наследства при наличии отказа). Частное право – самая оформленная и законченная часть римского права. Римское частное право, строилось их 3 подсистем: Цивильное право появилось первым – регулировало отношение только между римскими гражданами. Основные законы 12 таблиц. Цивильное право священным и вечным. Цивильное право– совокупность норм права, исходящих от народного собрания, позднее – сената. Источники цивильного права: обычаи и законы. Это привилегированное право, которое отделяло членов римской общины от неримлян. Оно было создано для римлян и действовало только в отношении римских граждан. Преторское право дополняло цивильное право, т.е. регулировало ситуации. Претору представлялась возможность толковать нормы цивильного права. Преторское право (jus honorarium или jus praetorium) – совокупность правил и формул, созданных претором. Источники преторского права: эдикты преторов. наиболее динамично часть римского частного права. Преторское право действовало не только в отношении римских граждан. С разрастанием Римской империи и развитием товарооборота, в который вступали лица, не имеющие римского гражданства, возникла необходимость в правовом оформлении данных отношений. Эта проблема была решена созданием должности претора перегринов. Право народов (jus gentium) – третий элемент римского права. Оно сложилось из Законов XII таблиц, постановлений Народного собрания Рима, Сената, респонса римских юристов. Право народов не зависело от римских традиций, оно придерживалось тех правил, которые установлены для людей Высшим разумом. По сравнению с цивильным правом право народов является более гибким. Оно сложилось из правовых норм и торговых обычаев других стран античного мира, а также было заимствовано устран, находящихся в торговых отношениях с Римом или попавших под его господство. Право народов римляне применяли в отношениях ссоседними и покоренными государствами. |