роман Гончарова анализ. гончаров обломов. Персонажей
Скачать 41.45 Kb.
|
Анализ «Обломова» Гончарова План История создания Жанр и литературное направление Композиция Система персонажей Мужские персонажи Женские персонажи Символика Обломовки Проблематика Тема и идея Заключение История создания Роман Гончарова «Обломов» был написан в 1858 году, а в 1859 году напечатан в «Отечественных записках». Однако первая часть произведения – «Сон Обломова» увидела свет еще в 1849 году «Литературном сборнике», став знаковым элементом сюжетного и идейного построения романа. «Обломов» является одним из произведений романной трилогии Гончарова, куда также вошли «Обыкновенная история» и «Обрыв». В книге автор затрагивает как многие остросоциальные для его эпохи вопросы – становления нового русского общества и противостояния исконно русской ментальности европейским началам, так и «вечные» проблемы смысла жизни, любви и человеческого счастья. Подробный анализ «Обломова» Гончарова позволит более подобно раскрыть идею автора и лучше понять гениальное произведение русской литературы 19 века. Жанр и литературное направление Роман «Обломов» написан в традициях литературного направления реализм, о чем свидетельствуют следующие признаки: центральный конфликт произведения, развивающийся между главным героем и обществом, которое не разделяет его образа жизни; реалистичное изображение действительности, отражающее многие бытовые исторические факты; наличие типичных для той эпохи персонажей – чиновников, предпринимателей, мещан, слуг и др. , которые взаимодействуют между собой, а в процессе повествования явственно прослеживается развитие (либо деградация) личности главных героев. Жанровая специфика произведения позволяет трактовать его, прежде всего, как социально-бытовой роман, раскрывающее проблему «обломовщины» в современную автору эпоху, ее пагубное действие на мещан. Помимо того, произведение нужно рассматривать как философский, затрагивающий многие важные «вечные вопросы», и психологический роман – Гончаров тонко раскрывает внутренний мир и характер каждого героя, подробно анализируя причины их поступков и дальнейшую судьбу. Композиция Анализ романа «Обломов» был бы не полным без рассмотрения композиционных особенностей произведения. Книга состоит из четырех частей. Первая часть и 1-4 главы второй представляют собой описание одного дня жизни Обломова, включающее события в квартире героя, его характеристику автором, а также важную для всего сюжета главу – «Сон Обломова». Данная часть произведения является экспозицией книги. 5-11 главы и третья часть представляют собой основное действие романа, описывающее отношения Обломова и Ольги. Кульминацией произведения становится расставание возлюбленных, приводящие к тому, что Илья Ильич снова впадает в старое состояние «обломовщины». Четвертая часть представляет собой эпилог романа, повествующий о дальнейшей жизни героев. Развязкой книги становится смерть Обломова в неком подобии «Обломовки», созданной им и Пшеницыной. Роман делится на три условные части – 1) герой стремится к иллюзорному идеалу, далекой «Обломовке»; 2) Штольц и Ольга выводят Обломова из состояния лени и апатии, заставляя жить и действовать; 3) Илья Ильич снова возвращается в прежнее состояние деградации, найдя «Обломовку» у Пшеницыной. Несмотря на то, что основным сюжетным узлом стала любовная история Ольги и Обломова, с психологической точки зрения лейтмотивом романа является изображение деградации личности Ильи Ильича, ее постепенного распада вплоть до фактической смерти. Система персонажей Центральное ядро персонажей представлено двумя противопоставляемыми мужскими и женскими образами – Обломовым и Штольцем, а также Ильинской и Пшеницыной. Апатичные, спокойные, интересующиеся больше бытом, домашним теплом и богатым столом Обломов и Пшеницына выступают носителями устаревших, архаичных идей русского мещанства. Для них обоих «обломовка» как состояние спокойствия, отрешенности от мира и духовной бездеятельности является первичной целью. Это противопоставлено активности, деятельности, практичности Штольца и Ольги – они являются носителями новых, европейских идей и норм, обновленной русско-европейской ментальности. Мужские персонажи Анализ Обломова и Штольца как зеркальных персонажей предполагает рассмотрение их в качестве героев разных временных проекций. Так, Илья Ильич является представителем прошедшего времени, для него не существует настоящего, да и эфемерной «Обломовки будущего» для него тоже не существует. Обломов живет только в прошлом времени, для него все лучшее уже было давно в детстве, то есть он стремился назад, не ценя полученный с годами опыт и знания. Именно поэтому возвращение к «обломовщине» в квартире Пшеницыной сопровождалось полной деградацией личности героя – он будто возвращался в глубокое немощное детство, о котором грезил многие годы. Для Штольца же нет прошлого и настоящего, он направлен только на будущее. В отличие от Обломова, который осознает цель и итог своей жизни – достижение далекой «райской» Обломовки, Андрей Иванович не видит цели, для него ею становится средство достижения целей – постоянный труд. Многие исследователи сравнивают Штольца с автоматизированным, мастерски настроенным механизмом, лишенным внутренней духовности, которую он находит при общении с Обломовым. Андрей Иванович выступает в романе персонажем-практиком, которому некогда думать, пока нужно создавать и строить новое, в том числе себя. Однако если Обломов был зациклен на прошлом и боялся посмотреть в будущее, то у Штольца не было времени остановиться, оглянуться назад и понять, откуда и к чему он идет. Возможно, именно по причине отсутствия точных ориентиров в конце романа Штольц сам попадает в «капканы обломовки» находя спокойствие в собственном поместье. Оба мужских персонажа далеки от идеала Гончарова, который хотел показать, что помнить свое прошлое и чтить корни так же важно, как и постоянное личное развитие, обучение чему-то новому и непрерывное движение. Только такая гармоничная личность, живущая в настоящем времени, соединившая в себе поэтичность и добродушие русской ментальности с активностью и трудолюбием европейской, достойна, по мнению автора, стать основой для нового российского общества. Возможно, таким человеком мог бы стать Андрей, сын Обломова. Женские персонажи Если при изображении мужских персонажей для автора важным было понимание их направленности и смысла жизни, то женские образы связан, прежде всего, с вопросами любви и семейного счастья. Агафья и Ольга не только имеют разное происхождение, воспитание и образование, но и обладают разным характером. Кроткая, безвольная, тихая и хозяйственная Пшеницына воспринимает мужа как человека более важного и значимого, ее любовь граничит с обожанием и обоготворением мужа, что нормально в рамках старых, архаичных традиций домостроя. Для Ольги возлюбленный – это, прежде всего, человек равный ей, друг и учитель. Ильинская видит все недостатки Обломова и до самого конца пытается изменить возлюбленного – несмотря на то, что Ольга изображена натурой эмоциональной, творческой, девушка к любому вопросу подходит практично и логически. Роман Ольги и Обломова с самого начала был обречен – чтобы дополнять друг друга, кому-то пришлось бы меняться, однако ни один из них не хотел отказываться от привычных взглядов и герои продолжали неосознанно противостоять друг другу. Символика Обломовки Обломовка предстает перед читателем неким сказочным, недостижимым местом, куда стремится не только Обломов, но и Штольц, постоянно улаживающий там дела друга и пытающийся в конце произведения забрать к себе последнее, что осталось от той, старой Обломовки – Захара. Однако, если для Андрея Ивановича деревня лишена своих мифических качеств и притягивает скорее на интуитивном, неясном для героя уровне, связывающим Штольца с традициями предков, то для Ильи Ильича она становится центром всей его иллюзорной вселенной, в которой мужчина существует. Обломовка является символом всего старого, обветшалого, уходящего, за что Обломов все пытается ухватиться, что и приводит к деградации героя – он сам дряхлеет и умирает. Во сне Ильи Ильича Обломовка тесно связана с обрядами, сказками, преданиями, что делает ее саму частью древнего мифа о деревне-рае. Обломов, ассоциируя себя с героями рассказанных няней сказок, словно попадает в этот древний, существующий параллельно реальному мир. Однако герой не осознает, где заканчиваются мечты и начинаются иллюзии, заменяющие смысл жизни. Далекая, недостижимая Обломовка так и не становится для героя ближе – ему только кажется, что он нашел ее у Пшеницыной, тогда как он медленно превращался в «растение» переставая думать и жить полноценной жизнью, полностью погружаясь в мир собственных грез. Проблематика Гончаров в произведении «Обломов» затронул многие исторические, общественные и философские вопросы, многие из которых не теряют свое актуальности и с наши дни. Центральной проблемой произведения является проблема «обломовщины» как исторического и социального явления среди русских мещан, не желающих перенимать новые общественные устои и меняться. Гончаров показывает, как «обломовщина» становится не только проблемой для общества, но и для самого человека, который постепенно деградирует, отгораживаясь собственными воспоминаниями, иллюзиями и мечтами от реального мира. Особое значение для понимания русской национальной ментальности имеет изображение в романе классических русских типажей – как на примере главных героев (помещика, предпринимателя, юной девушки-невесты, жены), так и второстепенных (слуг, жуликов, чиновников, писателей и др.), а также раскрытии русского национального характера в противопоставлении с европейской ментальностью на примере взаимодействия Обломова и Штольца. Важное место в романе занимают вопросы значения жизни героя, его личного счастья, места в обществе и мире вообще. Обломов является типичным «лишним человеком», для которого стремящийся в будущее мир был недоступен и далек, тогда как эфемерная, существующая по сути только в мечтах, идеальная Обломовка была чем-то близким и более реальным, чем даже чувства Обломова к Ольге. Гончаров не изобразил всеохватывающей, истинной любви между героями – в каждом из случаев она основывалась на других, превалирующих чувствах – на мечтах и иллюзиях между Ольгой и Обломовым; на дружбе между Ольгой и Штольцем; на уважении со стороны Обломова и обожании со стороны Агафьи. Тема и идея В романе «Обломов» Гончаров, рассматривая историческую тему изменения общества в 19 веке сквозь призму такого социального явления как «обломовщина», раскрывает его разрушительное действие не только для нового общества, но и для личности каждого отдельного человека, прослеживая влияние «обломовщины» на судьбу Ильи Ильича. В конце произведения автор не приводит читателя к единой мысли, кто был более прав – Штольц или Обломов, однако анализ произведения «Обломов» Гончарова, показывает, что гармоничная личность, как и достойное общество, возможно только при полном принятии свое прошлого, черпании оттуда духовных основ, при постоянном стремлении вперед и непрерывной работе над собой. Заключение Гончаров в романе «Обломов» впервые ввел понятие «обломовщина», которое остается нарицательным словом и в наши дни для обозначения апатичных, застрявших в иллюзиях и мечтах прошлого, ленивых людей. В произведении автор затрагивает ряд важных и актуальных в любую эпоху социальных и философских вопросов позволяющих современному читателю по-новому взглянуть на свою собственную жизнь. Илья Ильич Обломов — внешне бездеятельный, утонувший в царстве лености и равнодушия, молодой человек. Однако внутренние его качества позволяют говорить о нем, как о положительном герое. Он наивен, мягкосердечен, совестлив. Душа у него живая и словно светится в глазах. Все это выгодно отличает его от современников, погрязших во лжи, лести и корысти. Роман посвящен истории человека с чувствительной душой от рождения до смерти, поместного дворянина, на примере которого автор рассуждает о нравственности и психологии современного общества, общественном строе и смысле жизни в целом. Можно сколько угодно обвинять Обломова в бездействии, в пустом растрачивании времени, в валянии на диване и апатии. Но его духовная наполненность оказывает воздействие на персонажей, противопоставленных ему. Андрей Штольц, друг детства героя, приходит к нему в гости скрыться от светской суеты, поговорить по душам, успокоиться. Ольга Ильинская, пытающаяся переделать Обломова, сама многому научилась у него, стала духовнее, нравственнее. Однако лежание Обломова на диване не так уж безобидно. На протяжении всего романа автор постепенно рисует картину духовного запустения героя, который в окружении откровенно обманывающих его приятелей, не предпринимает ничего, чтобы прекратить издевательство над самим собой. Андрей Штольц Илье Ильичу в повествовании противостоит Андрей Штольц (подробное сравнение героев здесь), соединяющий в себе трудолюбие, нескончаемую энергию и циничный расчет и пунктуальность. Порой он чрезмерно суетлив, приземленно практичен. У него нет высоких идеалов, все, что он делает — направлено только на его личное благополучие, а и ум явно преобладает над духовностью. Дружба этих двух людей, по мнению автора, должна была привести к синтезу двух крайностей и появлению долгожданного идеала. Любовь Другой сюжетной линией романа являются отношения Обломова с Ольгой Ильинской. Илья Ильич проходит испытание любовью, традиционное для русской литературы. Ольга — девушка свободных взглядов, глубокого ума и сердечной доброты. Возникшее взаимное чувство этих двух людей призвано было возродить героя, преобразовать его, победить в нем «обломовщину». Илья начинает интересоваться искусством, настроениями общества, духовной жизнью. Но он не может достичь уровня непосредственности Ольги, не может ответить на ее чувства безоговорочно, тем самым приговорив себя к несостоятельности как личности. Обломову дороже его дремота и покой, чем вынужденные движения, связанные с построением отношений. В конце концов, в доме Пшеницыной Илья Ильич обрел свой идеал — заснул вечным сном. Критика Сразу после выхода роман «Обломов» вызвал оживленную полемику. Стали говорить о типичности для российского общества такого понятия как «обломовщина» (Н.А. Добролюбов). В нем черты «лишнего человека» доведены до крайности, до естественного окончания, после которого только смерть. «Обломов», краткое содержание по главам романа Гончарова Часть первая 1 32-летний помещик Илья Ильич Обломов живет в Петербурге на те средства, которые приносит ему его имение – деревня Обломовка. Службу в департаменте он давно забросил и весь день лежит в халате на диване. В этот день он проснулся необыкновенно рано – в 8 часов утра. Накануне он получил письмо из Обломовки, от старосты, который жаловался на неурожай, недоимки, уменьшение дохода и т.п. Нужно было принять какие-то меры, но сама мысль об этом доставляла Обломову неприятные ощущения. А тут еще слуга Захар в который раз напоминает барину, что хозяин доходного дома, где они квартируют, требует освободить зачем-то понадобившуюся ему квартиру. 2 Пришел с визитом Волков – модно одетый молодой человек лет 25-ти. Он в восторге от светской жизни и не может понять, как это Обломов весь век сидит дома. Невнятные объяснения Обломова (в одном известном доме на раутах говорят все обо всём, в другом всё об одном) Волкова не убеждают. Волков ушел, пришел Судьбинский. Некогда он служил вместе с Обломовым, а теперь получил повышение и собирается жениться. Следующий гость – литератор Пенкин, с которым Обломов, на миг оживившись, ведет литературные споры. Каждому из троих гостей Обломов пытается рассказать о двух своих несчастьях, но никто не хочет его слушать. Наконец приходит Алексеев, маленький незаметный человечек. Он никуда не торопится и выслушивает Обломова, но помочь ничем не может. 3 Вламывается Тарантьев – земляк Обломова и полная противоположность Алексееву: огромный и грубый. Но оказывается, что только эти двое – Алексеев и Тарантьев – постоянно и подолгу бывают у Обломова, остальные знакомые забегают лишь на минутку. Однако и этих двоих Обломов не любит, они его раздражают. Глядя на них, он уже не в первый раз вспоминает единственного дорогого ему человека – Штольца, который должен вот-вот вернуться из дальних странствий. 4 Выслушав рассказ Обломова о двух его несчастьях, Тарантьев сразу предлагает решительные меры: на лето отправляться в Обломовку и самому разобраться с «мошенником» старостой, а потом переезжать на окраину в дом его, Тарантьева, кумы, которая берет за квартиру в полтора раза меньше, чем платит теперь Обломов. Однако Илья Ильич, видимо подозревая в каком-то мошенничестве самого Тарантьева (а он не раз к тому давал повод), не принимает его советов, продолжая причитать о Штольце, которого, как оказывается, люто ненавидит Тарантьев. 5 Рассуждения о том, как Обломов дошел до такой жизни на двенадцатом году своего безвыездного пребывания в столице. Провинциал, воспитанный в теплом домашнем кругу, он так и не смог принять жесткую дисциплину и бездушную атмосферу чиновничьей жизни. При первой же совершенной им служебной ошибке, испугавшись гнева начальника, Обломов сказался больным, а потом и вовсе отказался от службы. 6 Но и в домашней обстановке Илья не находит себя, ведь у него с самого детства не было никаких интересов, да и в юности на учебу в университете он смотрел как на наказание. Ничего сверх заданного никогда не читал, никаких дополнительных вопросов не имел, даже когда не всё понимал из того, что ему преподавали. Для него учеба никак не была связана с жизнью. Между наукой и жизнью для него лежала бездна, которую он и не пытался перейти. А план преобразования имения, над которым все эти двенадцать лет думал Обломов, имел отношение не к области знаний и решений, а к области мечтаний, вольно перетекая в область фантазий о том, как он, Обломов, станет знаменитым полководцем или не менее знаменитым мыслителем. 7 Пятидесятилетний Захар под стать Обломову. Безусловная преданность слуги барину – единственное достоинство Захара – сочеталась в нем с таким же, как у самого Обломова, фантастическим взглядом на мир, где нет ничего лучше Обломовки и где господствует Обломов, которого, тем не менее, сам Бог велел его слуге и обкрадывать по мелочам, и держать в вечной грязи. 8 Перепалка Обломова с Захаром о неоплаченных счетах прерывается появлением лечащего врача Обломова, который был вызван к соседу и решил заодно проведать еще одного пациента. Обломов жалуется на желудок, изжогу и т.п. Доктор предрекает Обломову смерть через 2 – 3 года от удара в том случае, если он будет продолжать жить в Петербурге и есть жирную пищу. Надо немедленно ехать заграницу! Совет доктора ужасает Обломова, а тут еще Захар опять пристает с сообщением о требовании управляющего немедленно съезжать с квартиры. Упрекая Захара в бесчувствии, Обломов доводит его и сам доходит до истерики. Утомившись от избытка мыслей и эмоций, Обломов засыпает. 9: «Сон Обломова» Илье вдруг приснилось всё его детство и вся юность в Обломовке: любимые и любящие родители, их тихое, неспешное бытие; няня с ее страшными сказками, которые всегда кончались хорошо не потому, что герой побеждал зло, а потому, что добрая волшебница забирала его в свою страну, где нет забот и печалей. Снится Илье и сосед-немец Штольц, к которому его посылали «на ученье». И сын Штольца, ровесник Ильи, который то подсказывал ему уроки, то делал за него переводы. 10 Пока Обломов спит, Захар во дворе рассказывает соседской прислуге небылицы о своем барине. 11 Когда в начале пятого Захар возвращается домой, Обломов всё еще спит. Захар безуспешно пытается разбудить его. И тут появляется Штольц. Часть вторая 1 От немца-отца Штольц получил деловое немецкое воспитание, от русской матери – нежное русское. Мать рано умерла, а отец запретил сыну жить при нем после окончания университета и отправил его в Петербург. 2 Недолго прослужив, Штольц вышел в отставку, занялся коммерцией и разбогател; старался жить просто, смотрел на жизнь реально, избегал фантазий. Будучи во всем полной противоположностью Обломову, Штольц искренне любил его за простоту, доброту и доверчивость, за те теплые воспоминания о детстве и юности, которые связывали двух друзей. 3 Штольц, возмущенный лежачей жизнью Обломова, заставляет его выйти в свет. 4 Так повторялось всю неделю, и наконец Обломов восстал. Он твердит, что свет полон мелочной суеты, и Штольц неожиданно с ним соглашается, но просит сформулировать свой идеал. В ответ Обломов фактически пересказывает свой сон – всё, что бывало и у дедов, и у отцов. Новое – только каватина Нормы из оперы Беллини, которая обязательно должна звучать по вечерам в гостиной. Для Штольца и это уже зацепка: он обещает познакомить Обломова с Ольгой Ильинской, которая прекрасно исполняет эту арию. 5 Познакомив Обломова с Ольгой, Штольц уехал заграницу. Илья снял дачу рядом с дачей Ольги и ее тетушки. Предыстория такого решения заняла всего два вечера: в первый Обломов услышал пение Ольги, во второй признался ей в любви. 6 Стыдясь своего невольно вырвавшегося признания, Илья избегает свиданий с Ольгой – и вдруг случайно встречает ее в парке. Происходит новое объяснение: пытаясь извиниться за «случайно вырвавшиеся» слова любви, Илья, к удовольствию Ольги, лишь подтверждает неслучайность этих слов. 7 Илья начинает догадываться, что и Ольга к нему неравнодушна. Он и надеется, и боится обмануться в своей надежде. 8 С Ольгой происходит странная перемена: благодаря своему чувству к Илье она вдруг сразу поняла и приняла жизнь во всей ее сложности. Но само чувство на время затаилось. В недоумении Илья перестает бывать у Ольги. Он явно тяготеет к прежнему образу жизни и заявляет Захару о своем желании вернуться в город. Случайно Захар встречает Ольгу и простодушно сообщает ей о состоянии и решении Ильи. Ольга через Захара назначает Илье свидание в парке, на котором дает ему понять о серьезности своего чувства к нему. 9 С тех пор не было внезапных перемен в Ольге, а ее ежедневные свидания с Ильей сплошь состояли из откровенных разговоров о любви, которую оба переживали глубоко и страстно. «Любовь – претрудная школа жизни», - думал Илья. 10 На Обломова вновь накатила волна сомнений: Ольга не любит его, таких не любят! Она готова была к любви, ждала ее – а он просто подвернулся под руку, по ошибке! Он пишет ей письмо, где прямо излагает эти мысли. Новое свидание, новое объяснение, всё большее физическое сближение опять возвращают всё на свои места. 11 Чувства обоих достигают опасной стадии; на них уже странно поглядывают знакомые... Наконец Илья решается сделать официальное предложение. 12 Решительное объяснение Обломов опять начинает с высказывания сомнений и опасений. Ольга выдержала всё это, ни на миг не потеряв достоинства, и уже встала, чтобы уйти. Лишь тогда Илья сказал давно ожидаемые ею слова. Оба безумно счастливы. Часть третья 1 Тем же утром счастливого Обломова на его даче нетерпеливо ждет Тарантьев. Оказывается, в день переезда на дачу Илья подписал контракт на съем квартиры, который подсунул ему Тарантьев. На угрозы удивленного Тарантьева Илья отвечает спокойно, но и тоже как бы грозно. При поддержке Захара Обломову удается быстро избавиться от непрошенного гостя. 2 Вернувшись к Ольге, Илья хочет идти и объявить ее тетке об официальном предложении, но Ольга его не пускает. Сначала он должен закончить срочные дела и решить, где они будут жить после свадьбы: ведь квартиры в городе всё еще нет, а старый дом в Обломовке требует ремонта. На другой день Илья едет в город, но не успевает ничего из задуманного, кроме визита к вдове Пшеницыной (куме Тарантьева), которой он безуспешно пытался втолковать, что в ее квартире он больше не нуждается. 3 В конце августа Ольга переехала в город. Илья бывает у нее, и она упрекает его в так и не сделанных делах. Тем временем Обломов все-таки переезжает к Пшеницыной и успевает по достоинству оценить ее пироги. Разговор же с ее братом о том, что вскоре квартира не будет ему нужна, приводит лишь к тому, что тот требует уплатить всю сумму по контракту – 1354 р. 28 к. Таких денег у Обломова нет. 4 Илья смотрит квартиры в центре: за одну просят 4 тыс., за другую 6 тыс. А между тем положение Ильи и Ольги в свете становится всё более двусмысленным. И уже даже Захар приносит Обломову слух о его скорой свадьбе. Илья всё опровергает, всем велит молчать и уже сам не верит, что хочет жениться: такие расходы! 5 Приходит письмо: Ольга зовет Илью на свиданье в Летний сад. Она приходит одна, под вуалью. Они катаются на лодке по Неве. «Мы зашли далеко», - пугается Обломов. Ольга согласна: теперь уж она убеждает Илью официально поговорить с тетушкой, а он, наоборот, просит отложить этот разговор до решения всех насущных вопросов. 6 Сказавшись больным, Обломов перестал ездить к Ольге. 7 Не дождавшись Ильи, Ольга, презрев светские приличия, сама приезжает к нему. Обломов вновь воспрянул духом, в тот же вечер был с Ольгой в театре и после театра пил чай с Ольгой и ее тетушкой. 8 Пришло письмо от соседа Обломова по имению, которому он надеялся по доверенности передать управление. Это отказ. Более того, сосед подтверждает слова старосты: Обломова ждут большие убытки. У него опускаются руки: жениться невозможно. Можно было бы занять денег, но и на это он не решается. 9 За советом Илья обращается к брату Пшеницыной. Тот рекомендует ему сослуживца, который готов за вознаграждение поехать в Обломовку и устроить дела Обломова. 10 Брат Пшеницыной в трактире угощает Тарантьева, благодаря его за олуха-жильца. «И на мою сестру глаза пялит! Понимаешь, чем это пахнет?» 11 Обломов показывает Ольге письмо из деревни, «успокаивает»: через год всё устроится, и тогда… Ольга лишается чувств, а придя в себя, гонит Обломова прочь. Ее последний вопрос: «Кто проклял тебя? Что сгубило тебя?» И он отвечает: «Обломовщина!» 12 Обломов вернулся домой ночью, не помня, где бродил целый день. Захар надел на него халат, починённый Пшеницыной, тот самый, который он хотел выбросить, когда познакомился с Ольгой. Пошел первый снег – «всё засыпал». Обломов слег в горячке. Часть четвертая 1 Прошел год, и этот год больше всех изменил Агафью Пшеницыну: она полюбила Обломова. 2 На именины Обломова неожиданно является Штольц. Ольга рассказала ему всё, и она живет теперь заграницей, радуясь, что не совершила ошибки, выйдя за Илью. Штольц берется избавить Обломова от ограбившего его брата Пшеницыной и его сообщника. 3 Брат Пшеницыной и Тарантьев остро переживают свое поражение: Штольц взял Обломовку в аренду, теперь он выведет их на чистую воду. Они задумали реванш – взять полную власть над Обломовым: «Он к сестре-то больно часто повадился ходить». Их план – шантаж и подписание Обломовым заемного письма на имя Пшеницыной. 4 Повесвование о том, что произошло с Ольгой и Штольцем еще до его появления на именинах у Обломова и о чем он умолчал в беседе с ним. Оказывается, случайно встретив Ольгу заграницей, Штольц поразился происшедней в ней перемене, выслушал ее исповедь – и сделал ей предложение. 5 Прошло еще полтора года после тех именин – и Штольц вновь навестил Обломова. За это время тот вконец обнищал, ибо брат Пшеницыной осуществил свой коварный план, не оставив денег ни Обломову, ни сестре. Тогда Агафья стала закладывать собственные вещи, чтоб прокрмить Обломова. 6 Штольц поражается нищете друга: ведь имение стало приносить доход! Узнав о закладном письме, он пытается расспросить Агафью и быстро понимает суть дела. 7 Получив от Агафьи подпись под свидетельством, что она никаких денежных претензий к Обломову не имеет, Штольц внезапно явился перед братцем: «Этим не кончится ваше дело». На другой день брата Пшеницыной вызвал начальник его департамента и потребовал во избежание скандала подать в отставку, а Обломов навсегда разругался с Тарантьевым. 8 Штольц и Ольга живут в уединенном имении в Крыму, у них родилась дочь. Сбывается та смутная мечта, ради которой Штольц изучал законы сердца и берег свое собственное сердце от всего случайного и наносного. И когда у Ольги возникают «вечные» вопросы и сомнения, он умеет их разрешить. Вместе они вспоминают Обломова: они не бросят его, разве что между ними и бедным Ильей разверзнется бездна! Ольга добивается от мужа обещания: когда они будут в Петербурге, то вдвоем навестят Илью. 9 Обломов тоже осуществил свой идеал, женившись на Пшеницыной: всё теперь в его быту напоминает старую Обломовку. У них родился мальчик, которого в честь Штольца назвали Андрюшей. Счастливая жизнь Обломова прерывается апоплексическим ударом, который некогда предрекал ему доктор. Агафья заботливо выхаживает мужа. Вот является и сам Штольц, который не видел Илью пять лет. Он поражен; для него эта жизнь друга – безнадежно затянувшее его болото. Узнав, что Ольга у ворот ждет мужа в карете и тоже хочет войти, Илья просит Андрея не пускать ее в дом. «Не забудь моего Андрея!» - были последние слова Обломова, обращенные к Штольцу. Штольц идет к Ольге и говорит, что ей туда нельзя. - Разве бездна открылась? Да что такое там происходит? - Обломовщина! – мрачно отвечал Андрей. 10 Прошло еще пять лет, и уже три года вдовеет Агафья. Илья Ильич, пережив второй апоплексический удар, вскоре скончался: без боли и мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести. Семь лет, прожитые Агафьей с Ильей и пролетевшие как мгновенье, пролили тихий свет на всю ее жизнь, и нечего было ей желать больше, некуда идти. Сын ее от первого брака кончил курс наук и поступил на службу, дочка вышла замуж, Андрюшу выпросили на воспитание Штольцы. 11 Штольц с другом-литератором от нечего делать рассматривают нищих на паперти. Внезапно в одном старике-нищем Штольц узнает Захара. В доме Пшеницыной, где снова поселился ее брат с семьей, Захару не стало места, а от новых господ, к которым пытался устроиться старый бестолковый лакей, его быстро выгоняли. Пригласив Захара к себе, Штольц вернулся к беседе с другом-литератором, заинтересовавшимся причиной гибели Обломова – человека, о котором так тепло вспоминал Захар. И уже в который раз Штольц назвал ее одним словом: Обломовщина. «Что это такое?» - спросил писатель. И Штольц рассказал ему всё то, что писатель (судя по всему, сам Гончаров) пересказал в своем романе. |