Главная страница

Первые делают акцент на силе разума, а вторые на его бессилии


Скачать 14.83 Kb.
НазваниеПервые делают акцент на силе разума, а вторые на его бессилии
Дата20.10.2022
Размер14.83 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла2_5330130250573553589.docx
ТипДокументы
#744413

Кажется очевидным непререкаемый авторитет разума и, напротив, странным, почему люди вновь и вновь атакуют разум, отвергают его притязания на верховенство. Рационалисты любят декартовское «Я мыслю, следовательно, существую». Иррационалистам ближе шекспировские слова: «Есть много, друг Гораций, на свете такого, что и не снилось нашим мудрецам».

Первые делают акцент на силе разума, а вторые − на его бессилии.

Я считаю, что есть люди – от ума, есть люди – от сердца. Это не значит, что люди от ума без чувств, а люди от сердца – глупцы. Например, есть такое мнение, что женщины больше склоняются к чувствам, к интуиции, в то время как мужчины чаще живут, опираясь на «свою голову». Думаю, что у каждого в арсенале припасена история, где интуиция выручала человека в самое трудное время. Но также нельзя недооценивать силу мысли.

Но все же я согласен с первым изречением. Так как разум не может быть бессильным. Даже сейчас, я пишу это эссе, опираясь на разум и умение мыслить. «Я мыслю, следовательно, существую» - несомненная истина. Из знаменитого положения Рене Декарта «Я мыслю – значит существую» («Cogito, ergo sum») следует одно: душевная деятельность человека существует только благодаря его сознанию, способности мыслить. Поскольку мышление (в декартовом понимании) – единственный атрибут души, постольку душа у него всегда мыслит, и перестать мыслить для нее означает – перестать существовать.

В более широком понимании, Декарт развивал теорию о равенстве души и тела (дуализме), равенстве духовного и материального начал, причем душа рассматривалась им как мыслящее начало, а тело – как протяженная субстанция. Во многом здесь прослеживается связь декартовой философии с его пониманием физиологии, космогонии, математики и физики. Я мыслю, следовательно, я существую меня убеждает единственно ясное представление, что для мышления надо существовать, я заключил, что можно взять за общее правило следующее: все представляемое нами вполне ясно и отчетливо – истинно».

Таким образом, для Декарта вопрос о мы­шле­нии являлся основопола­гающим для любых дальнейших рассуждений о мире. Существование человека для фи­лософа было очевидно, поскольку он мыслит и не может усомниться в своем мышлении.


написать администратору сайта