Главная страница

Взгляды Чаадаева. взгляды. Петр Яковлевич Чаадаев представитель западников, российский политический мыслитель, публицистическая деятельность которого приходится на первую половину xix века


Скачать 20.56 Kb.
НазваниеПетр Яковлевич Чаадаев представитель западников, российский политический мыслитель, публицистическая деятельность которого приходится на первую половину xix века
АнкорВзгляды Чаадаева
Дата28.02.2023
Размер20.56 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлавзгляды.docx
ТипДокументы
#960792

Петр Яковлевич Чаадаев – представитель западников, российский политический мыслитель, публицистическая деятельность которого приходится на первую половину XIX века. Статьи и письма Чаадаева на политические темы объединяет критика самодержавия и вызванного им, по его мнению, сословного и имущественного неравенства. Сам мыслитель считал себя христианским философом, что наиболее точно отражает его моральные и духовные взгляды на человека, общество, государство.

Но не стоит буквально рассматривать христианскую философию публициста. Чаадаевская «христианская философия» не касается вопросов человеческой греховности, путей спасения души, церковных таинств и т.п. В ней христианство представлено в виде универсальной силы, влияющей на исторические процессы. Идеалом для Чаадаева было католичество, т.к. сила этой религии в ее взаимосвязи с наукой, экономикой, политикой, социальными преобразованиями. По мнению мыслителя, у католичества деятельное начало за счет теократической мощи католической церкви, благодаря чему она способна конкурировать с государством и внедрять в общество основы собственного учения с целью объединить христианское общество во всем мире. А духовные и материальные достижения Европы, как считал Чаадаев, появились из-за активного развития социально-политических аспектов христианства на Западе: западные революции только внешне являлись политическими, на самом деле, они имели духовные цели, ведь в поисках истины, народ нашел в том числе свободу и благосостояние. Для философа составляющие царства Божьего проявились в западном мире в реальных воплощениях – бытовом комфорте, цивилизованных правилах, высоком уровне просвещения и культуры, слаженных правоотношениях и развитом правосознании. Атмосфера Европы, по убеждению Чаадаева, пропитана идеей долга, правопорядка и справедливости.

Являясь сторонником западничества, публицист резко критиковал ситуацию в России в начале XIX века. Каждой исторической эпохе отечественного государства он давал жесткую оценку: «дикое варварство»; «грубое невежество», «унизительное владычество», перешедшее в наследство власти и существующее в современном для Чаадаева времени. Фундаментальной причиной печального положения в стране он назвал обособление России от католического Запада в период Великого церковного раскола (1054 г.). В обращении к нравственным устоям византийского православия мыслитель видел ключевую ошибку русского народа, т.к. эти традиции были восприняты догматично. При отрицании важности культурного, социального развития православная церковь довела христианский элемент – покорность – до крайности. Это не позволило Руси действовать во спасение от гнета ига, а лишь преклониться перед Ордой и смириться с новыми тяжелейшими условиями зависимости.

Приводя в пример исторические ошибки прошлого, Чаадаев выступал против любой национальной изоляции, видя в этом причину отсталости России от прогресса. Способом решения достигнуть экономического прогресса философ назвал не в бездумное копирование у Запада идей и форм на поверхностном уровне, а изучение самой сути католицизма и прохождение всех этапов европейской истории. Деятельность Петра I представлялась для мыслителя провальной, т.к. император лишь подражательно заимствовал элементы западной цивилизации, в результате чего потомки даже не сумели дотронуться до просвещения.

Поскольку в основе общественного строя в России лежит семья, то народ воспринимал представителя власти всегда как сурового, строгого родителя, писал Чаадаев. В его христианской философии выражены мысли о том, что государственные отношения в России построены по семейному (природному) принципу. Патриархальный образец иных отношений в обществе нарушает истинную суть восприятия права каждого человека: вместо фразы «я имею право/не имею право сделать что-то» действует понимание – это делать разрешено либо запрещено. В умах людей родитель наказывает ребенка за непослушание, а должно быть так: закон карает провинившегося гражданина.
Критика самодержавного строя, крепостного права со стороны Чаадаева происходит с естественно-правовых позиций. По мысли философа, неважно, какая личность олицетворяет власть в России, она носит на себе печать рабства. Отсюда рождается ключевой термин чаадаевской христианской философии – особый мир. В нем Россия выступает воплощением произвола отдельного человека. В этом особом мире жизнь целого государства определяется не объективными законами, исходящими из независимого внешнего источника, а произволом слабого человека и своеволием сильного – приближенного к власти. Свои западнические взгляды с упором на критику прошлого и настоящего России Чаадаев изложил в «Философических письмах».

Однако статья Чаадаева «Апология сумасшедшего» меняет взгляд на роль России в мире, она наделяется высоким предназначением, главное – правильно его оценить и использовать. А помогут России в этом, как писал публицист, возможность анализировать происходящее в мире с помощью свободной от страстей и корыстей мысли, которые развращают суждения человека. Под корыстью и необузданными страстями русский философ подразумевал классовую погоню за прибылью в странах Европы в XIX в., обусловленную капиталистическим путем развития. Чаадаев все же не отказывается от перенимания западного опыта при условии заимствования тех идей, у которых есть положительная перспектива, но они пока не нашли удовлетворительного разрешения на Западе из-за страстей и корысти капиталистов.

Чаадаев – разносторонний мыслитель, которого нельзя отнести к определенному политическому течению или заключить в рамки лишь «христианской философии». Являясь западником, он подвергал критике, в частности, либеральную теорию общественного договора, строящуюся на гипотезе естественного состояния человека. Несмотря на резкую критику прошлого и настоящего России, Чаадаев – патриот, который любил свою родину и поэтому не мог закрывать глаза на существующие проблемы страны.



написать администратору сайта