Место и роль философии в культуре. философия. Phileo любить sophia мудрость Другие науки своим названием указывают на свой предмет исследования
Скачать 24.65 Kb.
|
Тема 1. Место и роль философии в культуре. 2.02-15.02 План. 1. Философия как вид мировоззрения. 2. Философия как тип теоретического знания 3. Предмет, методы и функции философии. phileo – любить sophia – мудрость Другие науки своим названием указывают на свой предмет исследования: биология (bios - живое, logos – наука, учение), география (geos – Земля, grafo - описывать) и т.п. Название для теоретической дисциплины, которое переводится буквально «любовь к мудрости» скорее сбивает с толку, чем разъясняет, чем же занимается философия. С.Л.Рубинштейн: «Осмыслить жизнь в большом плане и распознать то, что в ней истинно значимо, есть нечто превосходящее всякую ученость. Это драгоценное и редкое свойство – мудрость» Мудрость означает: богатство опыта, четкость мысли, умение употребить к месту знания и опыт, умение соотнести задачу с наличным знанием и сконструировать путь решения. Не о всяком человеке можно сказать: он мудр, но всякий человек обладает способностью находить ответы на важные для себя вопросы о мире и своем месте в нём. Содержание ответов на предельно общие вопросы о мироустройстве и смысле собственного существования составляют важную часть мировоззрения. Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Мировоззрение отдельного человека может быть неполным, противоречивым, консервативным, фанатичным, но это всегда совокупность ответов на важнейшие вопросы существования и поведения его самого и других людей. Мировоззрение эпохи – её духовная основа, включающая наиболее характерные и значимые взгляды, убеждения, достигнутый уровень понимания мира и человека, а также их взаимосвязей. В истории выделяют три основные формы мировоззрения: - мифологическое; - религиозное; - философское. Мифология (от греч.mifos – предание, сказание) – отражение явлений природы, событий общественной жизни, человеческого бытия в наглядно-образной, метафорической форме. Мифы – характерная особенность мировоззрения древнего общества, в которой сочетаются как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Как правило, мифы пытаются дать ответ на вопросы: - о происхождении Вселенной, Земли и человека; - о природных явлениях; - о человеке, его судьбе, смерти, целях жизни; - о чести, долге, и других сторонах нравственности. Таким образом, мифология служила очень важным основанием жизни древнего общества, выполняя объяснительную, обобщающую, моделирующую, регулирующую функции. Чертами мифа являются: - очеловечение природы; - наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком; - отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии); - практическая направленность на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т.д.); - однообразие и поверхностность мифологических сюжетов. Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности. Религия исследует те же вопросы, что и миф: о происхождении Вселенной, Земли, природные явления, поступки и судьбу человека, решает нравственно-этические проблемы. Религия, как и миф, выполняет помимо мировоззренческой ряд функций: объединительную, культурологическую, нравственно-воспитательную. Философия – особый научно-теоретический тип мировоззрения. Отличие от религиозного и мифологического: - основано на знании (а не на вере либо вымысле); - рефлексивно (имеет место обращённость мысли на саму себя); - логично (имеет внутреннее единство и систему); - опирается на четкие понятия и категории. Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью. Три основные стадии эволюции философии как мировоззрения: 1. Космоцентризм (характерен для философии Древнего мира – Индии,Китая, Греции). 2. Теоцентризм (характеризует философию европейского средневековья). 3. Антропоцентризм (выражен в европейской философии от эпохи Возрождения до настоящего времени. Космоцентризм – философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил (Космоса) и согласно которому всё сущее зависит от Космоса и космических циклов Теоцентризм – тип философского мировоззрения, согласно которому реальностью, определяющей все сущее, является Бог. Антропоцентризм – мировоззрение, оценивающее мир через человека, полагая его главной ценность мироздания. Необходимость нового типа философского мировоззрения порождена комплексом новых проблем, которые должно решить человечество в наши дни: 1. Проблема выживаемости в ядерный век. 2. Проблема экологической выживаемости человечества. 3. Проблема сохранения целостности личности (усиление процессов отчуждения и социогенного давления на человека, приводящие к тому, что человек выступает средством, но не целью). 4. Проблема коммуникативного единства человечества (формирование идеалов открытости, толерантности, диалога, ненасилия). Философия и мировоззрение не тождественны, поскольку: а) философия – не первая и не единственная форма мировоззрения; б) мировоззрение в дофилософских формах (мифологической и религиозной), трансформируясь, продолжают существовать и по сей день; в) каждый человек в своем развитии начинает осознавать мир и задаваться мировоззренческими вопросами прежде, чем он познакомится с философией и содержанием предлагаемых ею ответов. Зарождение философии исторически совпадает с возникновением основ научного знания, с появлением общественной потребности в изучении и поиске «исходных» начал и принципов бытия и познания. Первый этап – VI в. До н.э. – XVI в н.э. - в развитии взаимоотношений философии и науки характеризуется их нерасчлененностью, единством, что особенно характерно для античности. Второй этап – XVII – первая половина XIX века – характеризуется дифференциацией отдельных наук, разграничением сфер исследования философии и частных наук. Третий этап связан с возникновением позитивизма в 30-е годы XIX века и характеризуется резким разрывом науки с философией в рамках позитивистской позиции, сформулированной О.Контом (1798-1857). В рамках постпозитивистского направления, которое сложилось в 60—70-е гг ХХ века под влиянием идей К.Поппера (1902-1994) происходит своего рода реабилитация философии, раскрывается эвристическая роль философских идей в функционировании науки. В XXI веке проблема рационально-философского осмысленияпроисходящих событий, взаимоотношения науки и философии приобретает в высшей степени нравственный смысл: либо мы откажемся от разума, и он уступит место сознанию, питаемому мистикой, оккультизмом, паранаучными эффектами, культом воли, и тогда насилие превратится в победоносного антагониста истины, а разум уступит место антиразуму, инстинкту; либо мы останемся на тонкой, нелегкой, но все-таки надежной тропе высокого разума. Общество не может, и никогда не могло, развиваться без науки. Только там, где создавались условия для поиска нового знания, цивилизации не гибли, и прогресс оказывался неодолимым. Если исходить из выработанных философией науки XX в. критериев научности, то можно сказать, что философия не является наукой, так как: 1) большая часть философских утверждений эмпирически непроверяема и неопровержима; 2) в философии никогда не было господствующей парадигмы, т. е. совокупности ценностей, технических средств, способов решения исследовательских задач и установок, разделяемых всем научным сообществом; в ней всегда шла борьба течений, школ, направлений. 3) аксиомы философии не предполагают эмпирического обоснования, поэтому в философии нет общезначимости в том смысле, что каждый, кому понятно значение философских положений, должен соглашаться с ними; большинство философских утверждений нельзя оценивать как истинные или ложные. Общее у философии с наукой – способ организации материала: определенныйпредмет, методы, логико-понятийный аппарат. Различие: - философское знание во многом субъективно – носит отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов; - может быть выражено не только в рационально-логической, но и художественно-образной, мифологической, притчевой форме; - испытывает сильное влияние эпохи, является её «духовной квинтэссенцией»; изучает не только объект познания, но и механизм самого познания, имеет качество рефлексии (обращенность мысли на самоё себя); - имеет «вечные проблемы, неразрешимые логическим путём. Представления философов о соотношении философии и науки: Аристотель: «наука наук», «мать всех наук» Г.Гегель: «царица всех наук», единственная обладающая правом на истину в последней инстанции. О.Конт: и позитивисты: философия - наука, имеющая своим предметом позитивные, эмпирические данные науки. Софисты: истинными человеческие знания философского уровня не могут быть вообще. Ф.Ницше: философия – личное творчество отдельного мыслителя, выражающая его субъективность. Объект интереса философов поистине необъятен – мир, человек, система связей между ними. Предмет , т.е. круг вопросов, который исследует философия– всеобщее в системе «Мир – человек». Вечными вопросами философии являются: Что такое мир? Что о нём можно знать? Что я могу в нем изменить? Что ценно для меня и других людей? Что есть «Я»? Соответственно этому принято выделять следующие крупные разделы философского знания: Онтология - учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях существования, общих принципах и закономерностях существования; гносеология (эпистемология) – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия его достоверности и истинности: антропология – философское учение о человеке; социальная философия – раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории, роль личности в ней; аксиология – учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценностей между собой; праксеология – учение о практическом отношении человека к миру, активности нашего духа, о целеполагании и действенности человека. Помимо названных разделов в структуру философского знания входят история философии, логика, этика, эстетика. Это – так называемые философские науки. Двадцатый век выдвинул на первый план ряд проблем, связанный с деятельностью человека и требующих философского осмысления. Так, сформировались и стали приобретать самостоятельный статус: философия науки, философия экономики, философия права и т.п. Философия – наиболее систематизированное, максимально рационализированное мировоззрение своей эпохи. Пифагор считал, что смысл философии в поиске истины. Согласно софистам главная задача философии – учить мудрости. Платон полагал, что задача философии – в познании вечных и абсолютных истин. Эпикур и его последователи видели задачу философии в освобождении человека от страха перед будущим и страданий. Функции философии, т.е. основные направления применения философии, через которые реализуются её цели, задачи, назначение, разнообразны: - мировоззренческая функция способствует формированию целостной картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. - методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Можно также выделить мыслительно-теоретическую, критическую, аксиологическую, социально-объясняющую, воспитательно-гуманистическую, прогностическую. Таким образом, можно дать следующее определение философии как вида знания: «Философия есть попытка разгадать тайны бытия и небытия интеллектуальными средствами». Метод – путь, средство, с помощью которых осуществляется философское исследование. Основные методы философии: диалектика. метафизика. догматизм, эклектика, софистика, герменевтика. Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий. единства и борьбы противоположностей Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно как сами по себе, статично (вне движения, саморазвития), однозначно. Догматизм – восприятие мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные, посылок (суждений) новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу, обладающей выгодностью для использующего этот метод. Герменевтка – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия к мышлению. От решения этого вопроса зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем. Можно выделить два аспекта, две стороны основного вопроса философии: -онтологическую – что первично? - гносеологическую – познаваем ли мир? Решение онтологической проблемы первичности привело к формированию основных направлений в философии Материализм – направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя. + опора на науку, в особенности на точные и естественные науки (физику, химии. и т.п.); логическая доказуемость многих положений; соответствие здравому смыслу. ‒ недостаточное объяснение сущности сознания, невозможность объяснить с этой точки зрения ряд явлений (полтергейст, телепатия, НЛО и т.п.). Крупные философы- материалисты: Демокрит, Эпикур, Бэкон, Спиноза, Дидро, Герцен, Маркс, Ленин. Идеализм – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считают сознание (идею, дух). + стремление выразить, отразить в логических категориях наиболее сложные моменты взаимоотношений материи и сознания. ‒ опора на допущения (веру), чрезмерное усложнение, мистификация связей идеального и материального. В идеализме выделяются два самостоятельных направления – объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель) и субъективный идеализм (Беркли, Юм, Мах и др.). Идеализм объективный – форма идеализма, направление, представители которого утверждают первичность всеобщего, мирового, сверхиндивидуального сознания или бессознательного начала. Идеализм субъективный – направление, признающее первичным сознание человека, производность и зависимость существующей реальности от сознания субъекта. Материализм и идеализм являются формами философского монизма. Монизм – утверждение о том, что в основании мира лежит одна субстанция духовная или материальная. Компромиссное, промежуточное место между идеализмом и материализмом занимает дуализм. Дуалисты – философы, считавшие, что в основе бытия существуют два равноправных начала: материальное и идеальное. (Р.Декарт). С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны позиции гносеологического оптимизма (все, что пока человек не знает или не понимает, со временем перестанет быть для него тайной) и гносеологического пессимизма – скептицизма, агностицизма. Агностицизм – учение, согласно которому человек не способен познать сущность, не может иметь достоверное знание о них. Скептицизм – философская концепция, высказывающая сомнение в возможности достижения объективной истины; позиция в теории познания, предлагающая начинать познание с радикального сомнения. Основной вопрос философии принципиально неразрешим, теряет свою актуальность и в ХХ веке постепенно его вытесняет проблема бытия человека. |