Главная страница
Навигация по странице:

  • Экзаменационное задание: Выразительно прочитайте текст о… (ФИО) вслух.У Вас есть 2 минуты

  • Ключевые слова в тексте-повествовании

  • Нужно помнить

  • Точка

  • Экзаменационное задание: Перескажите

  • Введение высказывания в текст пересказа: речевые клише

  • Экзаменационное задание: Выберите одну из предложенных тем беседы.Время на подготовку – 1 минута

  • Рассуждение

  • Композиция текста-повествования

  • Композиция текста-рассуждения

  • Проверьте, на все ли вопросы, которые вам предложены в карточке, вы ответили.

  • опора ИС 23. План работы над выразительным чтением и пересказом рациональное использование времени на подготовку заданий 1 и 2


    Скачать 0.55 Mb.
    НазваниеПлан работы над выразительным чтением и пересказом рациональное использование времени на подготовку заданий 1 и 2
    Дата15.04.2023
    Размер0.55 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаопора ИС 23.doc
    ТипПлан работы
    #1063720
    страница1 из 4
      1   2   3   4











    Экзаменационное задание:

    Выразительно прочитайте текст о… (ФИО) вслух.

    У Вас есть 2 минуты на подготовку.
    План работы над выразительным чтением и пересказом:

    рациональное использование времени на подготовку заданий 1 и 2

    (2 минуты + 1 минута)


    Важно при подготовке к выразительному чтению и пересказу наиболее рационально использовать время (в общей сложности 3 минуты):
    чтение цитаты

    первое чтение текста (лучше шёпотом, четко проговаривая слова) (определение своёго отношения к прочитанному)
    второе чтение текста с концентрацией внимания на паузах, интонации, ударениях

    (деление текста на смысловые фрагменты и выделение голосом ключевых слов, постановка партитурных знаков, логического и психологического (если есть) ударений)

    обозначение (записывание на черновик) абзацев (составление плана), имен, дат, ключевых слов

    Ключевые слова

    в тексте-повествовании: глаголы, деепричастия и наречия;

    в тексте-описании: существительные, прилагательные и причастия;

    в тексте-рассуждении: слова со значением логической последовательности явлений, событий, фактов, мысли



    микротемы (простой или вопросный план)

    ключевые слова (словосочетания), даты, цифры, фамилии и т.п.

    1.




    2.




    3.







    выполнение задания 1 (выразительное чтение текста)
    повторное чтение цитаты
    чтение текста и определение места и способа включение в пересказ предложенной цитаты
    выделение в тексте главной и второстепенной информации, использование приёмов свёртывания текста (исключение второстепенных деталей, обобщение единичных явлений и фактов)
    последнее чтение текста
    сверка с записями (микротемы, ключевые слова и т.п.)
    выполнение задания 2 (пересказ текста)





    Логическое ударение

    1. Логическое ударение, как правило, ставится на именах существительных и иногда на глаголах (обычно стоит в конце фразы).

    2. Если во фразе имеется противопоставление, то выделяются оба противоположных слова.

    НАПРИМЕР: Вопрос в том, кого мы жалеем – других или себя?

    3. При сравнении выделяется то, с чем сравнивается, а не предмет сравнения.

    НАПРИМЕР: Кленовый лист напоминает нам янтарь.

    4. Логическое ударение нельзя ставить на прилагательных и местоимениях. Определение-прилагательное как бы сливается с определяемым словом, которое несколько выделяется.

    НАПРИМЕР: Жёлтые листьясплошным ковром покрывают землю.

    5. Закон сопоставлений является перекрывающим законом, снимающим эти правила.

    НАПРИМЕР: Маше нравится непеть, атанцевать.Лененравится, а нетебе.

    6. При сочетании двух существительных ударение всегда падает на имя существительное в родительном падеже.

    НАПРИМЕР: Это криксовы.

    7. Перечисления во всех случаях требуют на каждом слове самостоятельного ударения.

    НАПРИМЕР: Но что теперь во мнекипит, волнует, бесит.

    8. Частицы НЕ и НИ интонационно не выделяются. Они сливаются со словом, к которому относятся, причём ударение падает на само слово.

    НАПРИМЕР: Как ни старайся, ничего у тебя не выйдет.



    Партитурные знаки

    1) ' знак акцента над ударной гласной;

    2) логические паузы:

    а) | короткая (на один счет),

    б) || на два счета (раз, два),

    в) ||| на три счета (раз, два, три);

    3) ударение:

    • логическое ударение - ударение, позволяющее любое слово во фразе сделать смысловым центром (— подстрочный знак);

    • ударение фразовое – интенсивное выделение ударного слога последнего слова в конечной синтагме или в наиболее важной синтагме (ударное слово подчеркивается --------),

    • психологическое ударение обозначается буквой [П] перед словом или предложением;

    4 ) повышение тона (надстрочный знак);

    5 ) понижение тона (надстрочный знак);

    6) ^ перелом интонации (надстрочный знак);

    7) - - - - растягивание слова либо замедление темпа произнесения какой-либо части текста (подстрочный знак);

    8) → убыстрение темпа (подстрочный знак);

    9) легато - надстрочный знак, позволяющий связать рядом стоящие слова, произнося их как одно целое, на одном дыхании).

    Нужно помнить: законченность мысли выражается движением голоса вниз, незаконченность – движением голоса вверх


    Интонационная функция знаков препинания

    Точка: закончена мысль – понижение голоса;

    запятая: мысль развивается, но высказана не до конца – движение голоса вверх;

    точка с запятой: знак средний между точкой и запятой - понижение голоса меньше и пауза более короткая, чем на точке,

    многоточие: интонация незавершённости высказывания, понижение голоса;

    восклицательный знак: логическое ударение на ключевом слове с помощью повышения голоса;

    вопросительный знак: логическое ударение на вопросительном слове; к концу предложения голос понижается;

    тире: перед тире голос повышается, после тире – понижается. Обозначает пропуск мысли, поэтому читать надо так, чтобы голос как бы заполнял пропуск при обязательном соблюдении паузы на этом знаке;

    двоеточие: перед ним голос повышается и звучит так, чтобы слушатель ждал продолжения;

    скобки: взятое в скобки предложение или словосочетание произносится тоном ниже, а после скобок голос повышается;

    кавычки (при цитате): цитата произносится с замедлением темпа речи, чтобы выделить цитируемые слова.

    Образец работы с партитурными знаками




    Экзаменационное задание:

    Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова ФИО о ФИО.

    Время на подготовку – 1 минута

    Советы для подготовки пересказа

    • еще раз прочитайте текст и устно сформулируйте его основную мысль;

    • пронумеруйте количество абзацев (Запомните: сколько абзацев, столько и микротем!);

    • пользуйтесь записями, сделанными во время подготовки к выразительному чтению,

    • перескажите текст, логично и уместно включив приведенное высказывание;

    • заучивать или записывать цитату, которую нужно вставить в текст, не надо;

    • нельзя просто «прилепить» цитату к тексту, она должна быть органично «привязана» к содержанию.


    Введение высказывания в текст пересказа: речевые клише

    (уместнее ввести предложенное высказывание в конце пересказа)

    Пересказ + речевое клише:

    • удивительно точно об этом человеке (назвать) было сказано известным писателем ФИО… : «высказывание»;

    • говоря об этом удивительном человеке, нельзя не вспомнить высказывание ФИО: «высказывание»;

    • всё то, о чём мы сейчас говорили, находит подтверждение в словах ФИО, который сказал: «высказывание»;

    • оценивая вклад ФИО (имя героя текста) в …, ФИО (автор цитаты) говорил: «высказывание»;

    • как утверждал ФИО (автор цитаты), «высказывание»

    • ФИО (автор цитаты) считал, что «высказывание» и т.п.




    Экзаменационное задание:

    Выберите одну из предложенных тем беседы.

    Время на подготовку – 1 минута

    Время на монологическое высказывание – не более 3 минут

    Задание на выбор:

    1. Описание фотографии.

    2. Повествование на основе жизненного опыта.

    3. Рассуждение по поставленному вопросу.

    Композиция текста-описания

    1. Общее представление о предмете.

    2. Отдельные признаки предмета.

    3. Авторская оценка, вывод, заключение.

    Композиция текста-повествования

    1. Завязка (начало событий).

    2. Развитие действия.

    3. Кульминация (момент наивысшего напряжения в развитии действия).

    4. Развязка (итог событий).

    Композиция текста-рассуждения

    1. Тезис (мысль, требующая доказательства или опровержения).

    2. Обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры).

    3. Вывод.



    1. Начните с:

    • замысла, который фотограф воплотил (какова его цель: зачем он сделал этот снимок?);

    • поиска смыслового центра фотоснимка;

    • описания того, кто (или что) изображен;

    2. Используйте существительные (синонимы), числительные и слова, называющие количество (группа, класс, семья, команда).

    3. Не говорите того, чего нет на фотографии.

    4. При подготовке запишите в столбик ключевые слова, которые лягут в основу Вашего монологического высказывания, например:

    экскурсия в прошлое,

    интересная история,

    фотография на память,

    смысловой центр,

    передний и задний план,

    цветовой ряд (краски, оттенки, настроение),

    персонажи и предметный ряд,

    яркое впечатление, сохранённое на снимке.

    5. Обратите внимание, как изображены предметы:

    • опишите фон, позы, цветовые эффекты;

    • ответьте на вопросы, где и когда сделан снимок (внутри помещения сделан кадр (какого?) или на свежем воздухе),

    • укажите, если это возможно, время, зафиксированное на фотографии.

    6. Расскажите, что происходит на фотографии, не избегайте глаголов:

    • если на снимке заснят человек, то расскажите о его действиях (стоит, лежит, бежит, смотрит (на что? куда?), плачет или смеётся, восторгается и т.п.)

    • опишите направление взгляда (в камеру, вверх, вниз, в сторону и т.д.)

    • если на снимке заснято несколько человек, то назовите того, кто, на Ваш взгляд, выделяется (чем?); расскажите, чем заняты остальные.

    7. Укажите, какова тема фотографии (чему посвящена фотография?).

    8. Дайте оценку фотокадру, используя имена прилагательные.

    9. Проверьте, на все ли вопросы, которые вам предложены в карточке, вы ответили.

    10. Завершите свое монологическое высказывание описанием настроения, которое вызвала фотография.

    Речевые клише

    Вступление

    Фотография – это запечатлённый на бумаге яркий момент жизни. Перед нами один из таких моментов, отраженный на фотоснимке, который сделан … (где?)

    Человек научился запечатлевать с помощью фотоаппарата интересные моменты жизни. И на данной фотографии мы видим…

    Фотография – это жанровая зарисовка, передающая один из …(ярких // праздничных // обыденных // повседневных) моментов жизни. Посмотрите на этот фотоснимок. На нем мы видим…

    Передо мной фотография, на которой запечатлены…


    Основная часть

    • глаголы для изображения сфотографированных людей: увидеть, изобразить, как бы подсмотреть, представить, наблюдать, позировать…

    • глаголы, позволяющие описать интерьер: помещается, находится, располагается, бросается в глаза, нельзя не заметить, занимает много пространства…

    • прилагательные для описания лица человека, запечатлённого на снимке: открытое, взволнованное, доброжелательное, красивое…

    • прилагательные для описания одежды людей: яркая, праздничная, летняя, неброская, будничная…

    • прилагательные и причастия, характеризующие фотографию: большая, маленькая, выполненная профессиональным фотографом, любительская, снимок чёткий, фотография старая, свежая, любимая, памятная, детская…

    Глядя на фотографию, я мысленно переношусь…

    Глядя на фотографию, можно предположить, что…

    В центре фотографии – (кто? что?). Это позволяет зрителю окунуться в атмосферу (чего?)

    Фотограф воплотил свою главную задачу – привлек внимание зрителя к (чему?), построив композицию снимка так, что смысловой и зрительный центры фотографии совпали.

    Этот снимок был сделан в тот момент, когда…

    Фотокадр, яркий снимок…


    Смысловой центр расположен с правой стороны. Он позволяет нам понять замысел фотографа.

    Смысловой центр – это зрительный центр, который сразу же привлёк наше внимание.

    Внимание зрителя приковано к… (кому? чему?)

    Фотограф выделил (кого? что?) (чем: цветом? композиционно?..)

    На переднем (заднем) плане фотографии…

    На данной фотографии мы видим (что?)

    Кадр сделан с левой (правой) стороны…

    На левой (правой) стороне кадра

    В глубине фотографии (фотоснимка)…

    На фотографии изображено …

    В верхнем (нижнем) левом (правом) углу снимка изображено…

    Цветовой ряд как композиционный элемент: краски, оттенки…

    Чувства, вызванные фотографией…

    Увлекательное путешествие в мир фотографии…

    Зафиксированные на фотографии эмоции…




    Заключение

    Фотограф сумел сохранить на своём снимке прекрасное мгновение (какое?), передав настроение (Какое? Чьё?) и наполнив им нас, зрителей.

    Фотоизображение не может оставить зрителя равнодушным: оно захватывает его правдой жизни, неповторимостью запечатлённых мгновений и заставляет его почувствовать //понять…

    Удел фотографа - прекрасные мгновения,

    Затвором отсечённые от времени реки…

    Судьба фотографа - отбросив все сомнения,

    С течением бежать, играя, наперегонки.

    Сергей Дудник

    Изучив фотоснимок, мы понимаем, что получили положительные эмоции от этой фотографии, потому что фотограф смог передать всю гамму чувств…

    Фотограф смотрит в объектив,

    В единый кадр мир вместив.

    Момент истории для нас

    Он в кадре сохранит сейчас.

    Повещенко О.

    Фотоснимок, на котором изображена … (что?), заставит и нас, зрителей, насладиться красотой (чего?) и необычностью (чего?).

    На плёнке чувствительной след остаётся

    От вспышки мгновенной и яркой.

    Фотограф – волшебник –

    Ему удается сберечь без единой помарки
    Лишь миг, что ничтожно для вечности мал,

    Короткое жизни мгновенье.

    В окно объектива секунду поймав,

    Её сделать чудотвореньем.

    Владимир Луговской.

    Завершая своё описание, хочу сказать: эмоции, которые запечатлены фотографом на снимке, настолько яркие, что фотокадр никого не оставляет равнодушным.


    «Фотография – это искусство застывшего времени… возможность хранить эмоции и чувства внутри кадра», - сказал Мешак Отиено, кенийский фотограф. И фотография, о которой мы только что говорили, хранит эмоции автора, наполняя нас такими же чувствами.

    Передо мной фотография, которая, как сказал Ирвинг Пенн, знаменитый американский фотограф XX века, «сообщает о факте, касается сердца и оставляет зрителя изменившимся человеком после того, что он увидел».
      1   2   3   4


    написать администратору сайта