Главная страница
Навигация по странице:

  • ) диалектика Гегеля

  • 1. Особенности и главные черты немецкой классической философии

  • Главные достижения и черты немецкой классической философии

  • Выдающиеся представители немецкой философии

  • Диалектика - как всеобщий философский метод

  • Немецкая классическая философия. работа+по+философии+Горлова+Дарья+группа+№+ЗГД-18-1. План работы. Особенности и главные черты немецкой классической философии


    Скачать 32.19 Kb.
    НазваниеПлан работы. Особенности и главные черты немецкой классической философии
    АнкорНемецкая классическая философия
    Дата16.10.2019
    Размер32.19 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файларабота+по+философии+Горлова+Дарья+группа+№+ЗГД-18-1.docx
    ТипПлан работы
    #90359

    Горлова Д. А. группа № ЗГД-18-1

    Тема 8.

    НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

    План работы.

    1. Особенности и главные черты немецкой классической философии.

    2. Выдающиеся представители немецкой философии (одного по выбору):

    а) гносеологические и этические проблемы в философии Канта;

    б) диалектика Гегеля;

    в) материализм Фейербаха.

    Введение.

    Исключительное событие в истории развития мировой философии занимает Немецкая Классическая Философия. Исторические и хронологические рамки этого уникального периода примерно 100 лет, когда жили и творили знаменитые немецкие философы. Они перевернули имеющиеся представления человека о себе, об обществе, о мире. Немецкая классика - это творчество пяти самых известных немецких мыслителей: Иммануила Канта (1724-1804), Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775-1854), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831), Людвига А. фон Фейербаха (1804-1872).Все эти мыслители жили и работали под влиянием своего времени, в совершенно уникальной, социокультурной, духовной, политической и экономической ситуации. На них оказывала влияние духовная культура Германии, а также, творчество поэтов - драматургов, таких как Лессинг, Гете, Шиллер.

    1. Особенности и главные черты немецкой классической философии.

    В 18 веке Германия занимала далеко невыигрышное положение по сравнению с другими странами, например, такими как прогрессирующая Англия, где еще в 1688 произошла успешная буржуазная революция. Вообще весь этот период Германия была в некой стагнации, т.к. шли длительные войны, в результате которых погибло около 5 миллионов человек. Но в тоже время Германия демонстрировала миру совершенно невиданную революцию, которая происходила не на полях сражений. Это была революция мышления, самая масштабная революция за 2 тысячи лет. Такого взлета развития человека мир не видел со времен Аристотеля.

    Немецкая классическая философия трудна для восприятия поверхностному человеку, который не имеет каких-то ключевых базовых понятий по философии. Немецкая Классическая Философия теоретична, насыщенна невероятным количеством новых понятий и терминов. Теоретические и абстрактные тексты в последующем оказали небывалое влияние на развитие философской мысли, на формирование марксизма, на взгляды Маркса и на развитие всей последующей культуры.

    Главные достижения и черты немецкой классической философии.

    1) Новый стиль мышления открыл совершенно новую специфику языка философии как науки, единицами которого стали - Категории. Категории дают общие понятия и охватывают как можно больше предметов, явлений, событий, которые окружают нас. Аристотель в свою эпоху открыл 10 знаменитых категорий. Он показал нам, что категории - это сетка из понятий, которое мы набрасываем на окружающий нас мир, для того, чтобы сделать его более близким и понятным себе. Иммануил Кант - основоположник немецкой классической философии. Он создал и предельно ясно объяснил 30 совершенно новых философских терминов и понятий. Несмотря на то, что Кант и Гегель жили почти в одно время, Гегель создал 156 предельно новых понятий.

    2) Открытие знаменитых законов диалектики, законов, на основании которых до сих пор развивается, работает и функционирует современная наука.

    Закон перехода от количественных изменений к качественным изменениям.

    Закон двойного отрицания Гегеля.

    Закон единства и борьбы противоположностей.

    3) Пересмотр соотношения субъекта и объекта в нашем познании. Во время Аристотеля господствовала так называемая концепция истины, согласно которой наши знания целиком и полностью соответствуют предмету, то есть соотношения соответствий знаний и окружающей действительности. Кант совершил знаменитый Коперниканский переворот. Кант так описывал свое «открытие»: «…когда оказалось, что учение о вращении звезд вокруг наблюдателя не объясняет в полной мере реальное движение небесных тел, то Коперник попытался установить, сможет ли он сам достигнуть большого успеха, предположив, что движется сам наблюдатель, а звезды, в то время, находятся в состоянии покоя» [Кант И. Критика чистого разума\\Там же. М., 1964. Т. 3. С. 87] . Коперниканский переворот в философии Канта заключался в том, что мы, как наблюдатели, имеем активную роль, то есть должны «вынудить» природу дать нам ответы на вопросы, а не пассивно ждать, влачась за ней в ожидании.

    4) Психологическое открытие. Кант в своей работе «Критика чистого разума» ввел совершенно новое понимание нашего внутреннего мира, которое будет обозначено им, как способность продуктивного воображения. В дальнейшем воображение займет очень прочное место в ряду философских проблем. Именно благодаря воображению мы можем представлять какие-либо вещи и предметы, но в первую очередь мы способны творить и создавать.

    5) Понимание того, что есть долг и введение в научно-категориальный оборот проблемы идеала. Нравственный долг Кант формулирует в форме нравственного закона, или нравственного категорического императива. Как сказал Кант: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Кант возложил на человека долг, быть в каждую секунду своей жизни идеалом и образцом для подражания. Это конечно все невероятно сложно, но Кант ставит задачу «относись к другому так, как будто это только цель, но никогда средство»

    Заключение.

    Все представители Немецкой Классической Философии показали неотделимость философии от духовной жизни общества. Человек в Немецкой Классической Философии перестал быть статичной фигурой. Немецкая классическая философия антропологична. Все философы говорят о двойственности человека. Человек не пассивный отпечаток природы. Это философия деятельности, активный субъект познания, переживания, преобразования и творения мира - центр Немецкой Классической Философии.
    Духовный мир наполняется нравственными, религиозными ценностями. Жизнь духа - это не только жизнь рассудка. Бессознательное: миф, иллюзия, воображение - не изгоняются из предмета исследования.
    Сфера социальной жизни предстает как целостное и подчиненное объективным законам явление. Труд, прогресс, свобода и насилие прочно входят в исследование.
    Всех философов этого направления объединяет общность разрабатываемых проблем и единство исследовательских принципов.

    Выдающиеся представители немецкой философии.

    Диалектика Гегеля.


    Георга В. Ф. Гегель родился 27 августа 1770 г. в немецком городе Штутгарте, в семействе чиновника. В 1831 году умер в Берлине. В школьные годы мальчик не обладал выдающимися способностями. Первые труды Гегеля – «Феноменология духа» (1807). Основные труды: «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», “Философия права». Балашов, Л. Е. Философия – учебник./ Л. Е. Балашов. - 4-е изд.с.72

    Одна из главных заслуг Гегеля это - теория объективного идеализма. (Абсолютная идея - Дух) Целостная Абсолютная идея распылена в каждой частице Космической пыли, в бесконечных россыпях бесчисленных Звёзд и планет, во всех живых существах Земли – Вселенной, в Боге и в Сатане. Задача человеческого разума состоит в том, что бы идя по пути обретения знаний и опыта, воссоздать Абсолютную идею во всём её структурно – конфигуральном объёме, и поразиться её величием, совершенством, блеском и красотой. У всех форм, растений, животных, у каждого человека, у всех планет, звёзд, у всего астрономического – микроскопического объёма Пространства Вселенной – есть своя конкретная идея, сгусток замешанных в нём идей и смыслов.
    Астрономы каждую ночь, рассматривая самые дальние пределы Вселенной, учёные, изучающие микромир, учёные во всех областях знаний, абсолютно все жители Земли, ищущие личного опыта и знаний, все растения и животные, выполняющие заложенную в них программу развития – роста – поведения, день за днём, в течении всей жизни, вслепую или осознанно ищут, пытаются нащупать, натолкнуться, найти, в том числе через веру в Бога, Абсолютную идею! 
    Если ты встретил в глухом лесу грибника, или в горах отшельника-монаха, или увидел в дальних морях - океанах одинокий корабль, или подводную лодку, или увидел парящий в небе самолёт, или летящую в ночном небе Космическую ракету, знай, что все они ищут Абсолютную идею!
    Платон за каждой земной и небесной формой видел и чувствовал идеи. Но он не осознал, не прочувствовал, что за всеми существующими идеями скрывается одна единственная таинственная и прекрасная Абсолютная идея!

    Гегель считал, что мир есть саморазвитие абсолютного духа, который проходит три стадии:

    1) Идея (тезис) — утверждение.

    2) Природа (антитезис) — отрицание.

    3) Дух (синтез) — отрицание отрицания.

    Гегель пытался все систематизировать, то есть все проблемы бытия, духа представить в виде системы.

    Диалектика - как всеобщий философский метод.

    По словам Гегеля: «Диалектика — это одна из тех древних наук, которая больше всего игнорировалась в метафизике нового времени, а затем вообще в популярной философии как античного, так и нового времени. О Платоне, Диоген Лаэртский говорит, что подобно тому, как Фалес был творцом философии природы, Сократ — моральной философии, так Платон был творцом третьей науки, относящейся к философии - диалектики; древние считали это величайшей его заслугой, которую, однако, часто оставляют совершенно без внимания те, кто больше всего говорит о Платоне. Диалектику часто рассматривали как некоторое искусство, как будто она основывается на каком–то субъективном таланте, а не принадлежит к объективности понятия.» В. Ф. Гегель "Наука логики" том 3 стр. 296.

    Диалектика и в наше время имеет место быть. До сих пор законы диалектики считаются ключевыми для понимания мышления и развития, которые связаны непосредственно с человеком и обществом. Он открыто заявил, что противоречие – не ошибка, не недостаток нашего мышления, а корень всякого движения и жизненности, что мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как только в противоречиях, в единстве противоположностей. Из взаимодействия противоположных вещей, сторон возникает все богатство и многообразие мира. .Балашов, Л. Е. Философия –учебник./ Л. Е. Балашов. - 4-е изд.с.73 «Наука логики» является основным трудом к пониманию гегелевской диалектики.

    Три закона диалектики Гегеля.
    Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через законы диалектики. Законы диалектики отличаются от законов других наук, таких как физика, математика и др. своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они охватывают все сферы окружающей действительности и раскрывают глубинные основы движения и развития. Их источник - механизм перехода от старого к новому.
    Выделяются три основных закона диалектики:
    1) закон единства и борьбы противоположностей
    2) закон перехода количественных изменений в качественные и обратно 
    3) закон отрицания отрицания
    Суть этих законов:
    1. Закон единства и борьбы противоположностей.
    Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории - противоположность, противоречие, тождество, различие. 
    Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут существовать друг без друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ).

    Противоречие – это импульс, толчок к изменению и развитию предмета. 
    Различают виды противоречий:
    а). Антагонистические и неантагонистические.
    Антагонистические - это такие противоречия, которые существуют между классами, группами, слоями, интересы которых различные, взаимоисключающие. 
    Неантагонистические противоречия, противоположные антагонистическим противоречиям. Этот вид противоречий характерен только для общества. 
    б) Внутренние и внешние. 
    Внутренние – противоречия между противоположными сторонами предмета (между производством и потреблением). 
    Внешние - противоречия между данным явлением и другими явлениями (между обществом и природой, живым организмом и внешней средой).
    в) Основные и неосновные.
    Основные - противоречия между ведущими (главными) сторонами предмета.
    Неосновные - противоречия между другими сторонами предмета. 
    Сущность закона. Любой предмет обладает противоположностями, которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета. 
    2. Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно.
    Любой предмет и явление обладают как количеством, так и качеством. 
    Качество – это
    а) свойство предмета - такие черты и особенности предмета, которые характеризуют его способность взаимодействовать с другими предметами.

    б) структура предмета, то из чего состоит предмет, из каких элементов
    в) функции предмета, т.е. то, для чего предмет предназначен. 
    г) место предмета, т.е. является он исходным пунктом или его результатом, находится он в развитом или неразвитом состоянии.


    Любое явление обладает как количественными, так и качественными показателями. Связь их проявляется в том, что количественные изменения не приводят к качественным до определенного момента, которым является мера.
    Сущность закона проявляется в том, что количественные изменения по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный закон показывает механизм развития предмета.
    3. Закон отрицания отрицания.
    Каждое явление, предмет, изменяясь, имеет определенный исходный пункт и результат. При этом результат данного процесса составляет исходный пункт дальнейшего процесса, который также имеет определенный результат. Так происходит в обществе, природе и мышлении. Одни явления отмирают, уходят в прошлое, другие становятся на их место. 
    Отрицание – это такая связь старого и нового в процессе развития, когда новое возникает на базе старого под влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и при этом сохраняет, в той или иной степени, некоторые положительные черты, присущие старому. 
    Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления).
    Примеры работы этих законов:
    Возьмём чувство голода. Оно является противоположным для чувства сытости. То есть происходит постоянная борьба меду двумя противоположностями. Средством для утоления чувства голода является еда. По мере поглощения пищи, чувство голода постепенно переходит в чувство насыщения, то есть количество переходит в другое качество.

    Если мы будем продолжать насыщаться, то произойдёт отрицание отрицания. Это требует дополнительного разъяснения. Чувство насыщения, является противоположным, по отношению к чувству голода, то есть является отрицанием чувства голода. Когда мы съедаем больше чем необходимо организму, мы больше не хотим далее насыщаться, то есть, начинаем отрицать чувство насыщения, а так как насыщение уже является отрицанием, то происходит уже отрицание отрицания, и мы начинаем двигаться к противоположному полюсу.

    Чтобы довести наше рассуждение до логического конца, необходимо те же рассуждения провести по отношению к чувству голода, то есть когда чувство голода доходит до такой степени, что мы ни о чём другом, кроме еды думать не можем, мы начинаем его отрицать, то есть, ищем средство (еду) его уничтожения.

    В результате мы постоянно имеем: первое – борьбу противоположностей, второе – переход количества в качество, и в конечном итоге – отрицание отрицания.

    К чему все эти рассуждения? Хотелось бы опять же подвести к начальному этапу эволюции, когда существовало только ничто. Когда ничто разделилось на две части, между ними возникло напряжение (отношение). Что произошло? Два (два ничто) породило одно (напряжение), это одномоментный процесс, то есть при разделении ничто на две части одновременно возникает напряжение. Можно сказать, что напряжение, разделило ничто на две части. Что мы видим? Возникло две противоположности, и одновременно количество перешло в качество. Два ничто превратились в одно разнополюсное напряжение. Когда напряжение достигает максимальной величины (для данного процесса), оно начинает стягивать два ничто в одно и при воссоединении ничто, напряжение исчезает (зато в этой точке максимальное значение импульса движения, то есть максимальный потенциал), то есть опять переходит в другое качество. По аналогии с вышеприведённым примером, можно сказать, что когда пустота не разделена на две части, она соответствует отсутствию и голода и насыщения, то есть, находится в срединной точке (срединный путь и т.д.).

    Ноль всегда и везде находится точно в середине, в точке равновесия, и всегда обладает наивысшим потенциалом. Если применить это к вышеприведённому примеру, то мы увидим такую картину: голодный (на высшей стадии) человек лежит, ничего ему не надо (кроме еды), практически он обладает нулевым потенциалом. Та же картина с человеком, который объелся, он так же лежит и не хочет чем-либо заниматься, у него как говорится даже мысли «ленивые». В состоянии не голода, и не пресыщения, то есть в среднем, человек адекватен окружающему миру, он деятелен, у него есть желания, он обладает наивысшим потенциалом. Чем меньше амплитуда качания между чувством голода и насыщения, тем ближе вы к точке равновесия, и тем большим потенциалом обладаете.

    Эти законы явно или не явно работают во всех сферах.

    Литература



    1. Балашов, Л. Е. Философия – учебник./ Л. Е. Балашов. - 4-е изд.с.73

    2. В. Ф. Гегель "Наука логики" том 3 стр. 296.

    3. Балашов, Л. Е. Философия – учебник./ Л. Е. Балашов. - 4-е изд.с.72

    4. Кант И. Критика чистого разума. Москва, 1964. Т. 3. Стр. 87

    5. Грядовой Д. И. Философия. Общий курс [Текст]: учебник для студентов вузов


    написать администратору сайта