Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Понятие лексической культуры оратора

  • 2.Требования к речи оратора

  • 3.Приемы формирования лексической культуры речи

  • Список использованной литературы

  • ораторское исскуство. План Введение 3 Понятие лексической культуры оратора 4 Требования к речи оратора 7 Приемы формирования лексической культуры речи 13 Заключение 17 Список использованной литературы 19 Введение


    Скачать 40.89 Kb.
    НазваниеПлан Введение 3 Понятие лексической культуры оратора 4 Требования к речи оратора 7 Приемы формирования лексической культуры речи 13 Заключение 17 Список использованной литературы 19 Введение
    Дата21.12.2021
    Размер40.89 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаораторское исскуство.docx
    ТипИзложение
    #312075

    План


    Введение 3

    1. Понятие лексической культуры оратора 4

    2.Требования к речи оратора 7

    3.Приемы формирования лексической культуры речи 13

    Заключение 17

    Список использованной литературы 19


    Введение


    Под лексической культурой речи понимается изложение оратором или го­ворящим лицом своих мыслей в соответствии с обобщенными и нормированными уровнями орфоэпического, лексического, стилистического, грамматического и других сфер литературно­го языка. Культура речи является важным средством для все­стороннего выявления целостности и нравственного совершен­ства личности. Навыки красивой и четкой речи связаны, с одной стороны, с мировоззрением, уровнем подготовленнос­ти, эстетическим и этическим вкусом оратора, а с другой сто­роны, с его прирожденным талантом.

    Для современной ораторской речи является характерным сочетание логико-аналитических и эмоционально–образных языковых средств. Практика выступления лучших ораторов показывает, что сухое деловое выступление, сводимое к передаче "голой" информации в современной, хорошо осведомленной аудитории, как правило, остается без внимания, а нередко вызывает скуку и даже раздражение.

    Главные показатели взаимопонимания между коммуникантами - положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), "рабочая" тишина в зале. Контакт - величина переменная. Он может быть полным (со всей аудиторией) и неполным, устойчивым и неустойчивым в разные фрагменты произнесения речи.

    Поэтому начинающему оратору необходимо овладеть приемами стилистического синтаксиса, которые могут достичь экспрессивности, эмоциональности публичного выступления.

    1. Понятие лексической культуры оратора



    Говоря о культуре речи, в первую очередь необходимо прояснить, осмыслить содержание этого понятия. Иными словами, следует раскрыть содержание слов «речь» и «культура». Речь тесно связана с понятием языка. Они являются двумя сторонами единого события.

    Под языком имеются в виду особенности слова как средства обще­ния, т. е. такие черты, как его звуковой состав, морфологическое строение, формы взаимодействия, правила составления предложений из отдельных слов. Эти средства и правила сами по себе статичны и проявляются, приобретают новое качество только в применении в процессе общения, при их использовании. А применение средств и правил языка в процессе общения называется речью. Слово «культура», представлен­ное в словосочетании «культура речи», — очень широкое понятие. Оно может быть отнесено и к материальной, и к нравственной области. Например, культура разговора, правовая культура, хозяйственная культура и т. д. Это слово включает в себя обще­признанные и общепринятые особенности.1

    В целом «культура речи» широкое понятие, и его нельзя смешивать с категорией «культура». Под культурой люди в основном понимают образовательные учреждения, школы, клубы, библиотеки, кинотеатры, зрительные залы, историко-краеведческие музеи. А под словом «культурный» понимается образованный, воспитанный человек. Слово «культура» глубоко укоренилось в нашей жизни, стало широко употребляемым понятием, охватывающим все сферы жизнедеятельности человека (например, правовая культура, врачебная культура, культура чтения и т. д.). Среди перечисленных понятий своеобразное место занимает словосочетание «культура разговора». Культура разговора связана непосредственно с человеком и применительно к разговору включает нормы поведения и морали людей в связи с вышеперечисленными и иными сферами деятель­ности. Культура речи, являясь неотъемлемой составной частью человеческой культуры, проявляется как совокупность языковых норм.

    Культура речи как область науки представляет собой подразделение языкознания, и наука о культуре речи может быть названа также наукой о речи. Эта область науки изучает систему норм литературного языка, этику разговора, письменную и устную форму речи и др. вопросы и служит развитию речи. Культура речи означает грамматически правильное построение предложений, умение ясно, четко и логически последовательно выражать свои мысли на литературном языке с соблюдением норм произношения. Куль­тура речи исследует соответствие речи нормам литературного языка, умение использовать средства и возможности языка в соответствии с целью и содержанием речи, нормирование и усовершенствование близкой к языку системы единиц, проблемы установления критери­ев правильной речи, линию развития языка, событий и процессов, вопросы стилистики. Культура речи — общее понятие, и ее можно изучить как обычную и высококультурную речь, с точки зрения соотношения речи и языка, разновидностей речевого общения моно­лога, диалога, полилога и форм речи письменной и устной речи2.

    Культура устной речи связана с ораторством, издревле являющимся специфиче­ской сферой деятельности. Ораторство в основном относится к устной форме речи и опирается на правила эффектной, красивой речи. Ораторское умение полезно для каждого человека, в особенности для людей, занятых общественно-политической де­ятельностью. Ораторское умение важно для доведения каждым человеком своих мыс­лей до других людей, оказания на них воздействия, оно также является важным фактором умножения личного авторитета, завоевания уважения. Некоторые считают, что не все могут овладеть культурой речи, стать оратором, что для этого необходимо наличие особого таланта. А некоторые, придерживаясь противоположного мнения, полагают, что даже люди с дефектами речи могут овладеть культурой речи, профес­сией оратора. Правда, при том условии, если их речевой аппарат, разговорные органы находятся в нормальном состоянии, а сами они тренируются, прилагают все усилия для нравственного и физического совершенствования, занимаются творческим поис­ком 3.

    Каждый человек должен говорить, строить свою речь таким образом, чтобы люди не только понимали его, но и слушали с интересом, наслаждались его речью. И после выработки соответствующих навыков, достижения желаемого уровня развития куль­туры речи он будет уделять еще больше внимания ее осмысленности и содержатель­ности. Правда, достичь этого нелегко, не у всех это хорошо получается. Здесь важно, учитывая все вышесказанное, также научиться и со взрослыми, и с детьми говорить на их собственном языке, знать, о чем, с какой целью, где и когда, в каких условиях и как говорить. Для овладения культурой речи необходимы глубокое знание словар­ного запаса языка, овладение его фонетическими, лексико-семантическими, фразео­логическими и грамматическими нормами, умение правильно применять в речи зако­ны языка. Человек с широкой эрудицией, богатым запасом слов, умеющий правиль­но связать в своей речи смысловые оттенки, способен без каких-либо трудностей логично выразить свою мысль

    Цицерон пишет: «Лишь мудрый может стать истинным оратором. Оратор должен соединить в себе мудрость диалектика, размышления, глубокие рассуждения филосо­фа, умение поэта осмыслить слова, крепкую память юриста, интонацию в голосе трагиков. Философ стоит ниже оратора, так как не каждый философ может стать оратором, а оратор способен овладеть всеми знаниями философов».

    Исследователи справедливо отмечают, что основная цель культуры речи заключа­ется в оказании воздействия на ход какого-либо события. Культура речи имеет боль­шое значение для развития вопросов политики, экономики, науки, культуры. Наи­большая значимость культуры речи в жизни человека связана с формированием ин­теллектуальной речи. Речь является одним из важнейших критериев для оценки че­ловека. Определение конкретного предмета культуры речи как области науки затруд­нено потому, что она, являясь областью, требующей практической деятельности, от­личается от других наук своим общим характером. Культура речи изучает правила использования языка в качестве средства общения. Наиболее важное условие культу­ры речи связано с соблюдением норм литературного языка. Эта культура возникает в результате речевой деятельности. Под речевой деятельностью понимается система общественных психологических и физиологических актов, необходимых для прояв­ления речи.

    Несмотря на трудность определения конкретного предмета культуры речи как об­ласти науки, можно перечислить предметы его исследования. Так, культура речи как область науки занимается исследованием соответствия речи нормам литературного языка; умения использовать выразительные средства и весь потенциал языка в соот­ветствии с целью и содержанием речи; нормирования и усовершенствования входя­щей в язык системы единиц; проблем установления критериев правильной речи, линии развития языка, событий и процессов; вопросов стилистики4.

    2.Требования к речи оратора


    Перед оратором стоит три взаимосвязанных вопроса: что сказать, где сказать и как сказать. Разработка речи начинается с уяснения темы выступления, ее основной идеи. Тема должна быть актуальной, интересной, конкретной, четко сформулированной доступной. Вбирая тему, следует обдумать название лекции, оно должно не только отражать содержание выступления, но и привлекать внимание будущих слушателей, затрагивать их интересы.

    Оратор должен четко определить для себя цель предстоящего выступления: он не только информирует слушателей, рассказывая о тех или иных событиях, фактах, но и старается сформировать у них определенные представления, убеждения, которые должны определить их дальнейшее поведение. Любое выступление должно преследовать воспитательные цели, и оратор обязан незаметно для слушателей приобщать их к своим нравственным идеалам.

    При подготовке речи необходимо представлять себе, как воспримут ее слушатели, и что им будет непонятно. Оратор должен знать и учитывать состав аудитории. Эффективность речи возрастет, если она предназначена не аудитории вообще, а определенным группам людей, которые имеют свои интересы, цели. 

    Следующий этап - этап работа над теоретическим, фактическим материалом и составление самой речи, т.е. ее композиционно – стилистическое оформление. При изучении материала можно обращаться к различным справочникам, пособиям словарям и так далее.

    Изучив хорошо материал, обычно пишут либо полный текст выступления, либо его конспект, либо тезисы или план, который лучше сделать развернутым, предельно полным.

    Существует три способа выступления: чтение текста, воспроизведение его по памяти с чтением отдельных фрагментов, свободная импровизация. Читают текст в следующих случаях: если он представляет собой официальное изложение, от формы и содержания которого нельзя отступать; если оратор «не в форме»; если материал большой и совершенно новый для выступающего. Нет ничего более утомительного, чем слушать чтение речи, когда оратор престает контролировать реакцию аудитории. Провал ораторов читающих текст «по бумажке», во многом объясняется тем, что речь их становиться быстрой, монотонной и утомляет слушателей. 

    Речь должна тщательно готовиться: необходимо определить тему, цель название выступления с учетом состава слушателей и обстановки. Затем составить предварительный план, подобрать теоретический и фактический материал. Репетиция – необходимая часть подготовки. Особое внимание следует обратить на технику произношения.

    На заключительном этапе подготовки к выступлению нужно еще и еще раз проанализировать его, учесть сильные и слабые стороны речи и уже в аудитории опираться на позитивное.5

    Значение культуры речи как области науки для культуры судебной речи может быть рассмотрено как значение общего для частного. Культура судебной речи может рассмат­риваться как область, направление общей науки культуры речи. Наряду с этим основные положения науки культуры речи (виды, формы, правила речи, показатели ораторского искусства и т. д.), в особенности система критериев, которым должна отвечать культур­ная речь, непосредственно распространяются на судебную речь. Судебные речи являются разновидностью общественно-политической речи и наряду с установленными законом процедурными правилами должны отвечать также правилам, установленным именно наукой культуры речи. Именно судебные речи, отвечающие правилам, установленным наукой культуры речи, могут быть признаны культурной речью.

    1. Культурная речь должна быть ясной, то есть легкой для восприятия и понима­ния слушателем. Аристотель считал ясность речи главным условием общения и ука­зывал, что неясная речь не достигнет своей цели. Основным фактором, обеспечива­ющим ясность речи, является владение говорящим лицом всесторонней информаци­ей об объекте речи. Если оратор заранее глубоко изучит материал, о котором будет говорить, то может найти соответствующие языковые средства для его выражения. Основная причина нарушения ясности во время речи связана с недостаточным зна­нием законов языка и его словарного запаса, семантических оттенков понятий, мо­мента их употребления. Неправильное произношение нарушение артикуляции зву­ков, их смешивание, иногда выпадение звуков и слогов из произношения, несоблю­дение соответствующей содержанию и цели интонации также относятся к причинам, нарушающим ясность речи.

    Согласно Аристотелю, этос (превосходство) оратора связано с обладанием лучшими знаниями о теме разговора и лучшим характером. Аристотель и Цицерон считали, что оратор только в своей речи может обращаться к своему превосходству и первую часть своей речи должен посвятить формированию веры в себя. Относящийся к классическо­му типу оратора Сократ считал, что развитие своего превосходства в аудитории и веры в себя начинается даже до начала речи оратора. Слушатели, естественно, относятся к ораторам и писателям скептически. При оценке правильности речи оратора слушатели опираются на сведения о его прошлом (о его признании в прошлом).

    1. Культурная речь должна быть емкой. Емкость речи является широким поняти­ем. Под емкостью понимается законченность, краткое и четкое, лаконичное выраже­ние мысли. Великие мастера указывают на взаимосвязь емкости с талантом. Совер­шенные люди всегда продумывают свою речь, пытаясь выразить широкую тематику в емкой форме, не отнимать у других много времени и не вызывать у них скуку. Емкость речи может быть обеспечена за счет ее четкости. Четкость возможна, когда слово начинается со своей точки опоры, с выражаемого им понятия. Емкость должна пониматься как выражение мысли самыми необходимыми словами и предложения­ми. Это понятие противопоставляется растянутой многословной речи. В Древней Греции емкости речи придавалось особое значение. Плутарх говорил: «Сила речи в умении сказать многое наименьшим количеством словом».

    2. Культурная речь должна быть чистой. Согласно требованию о чистоте речи, в ней не должны употребляться языковые единицы (слова, выражения, предложения и т. д.), не соответствующие нормам литературного языка. Для обеспечения чистоты речи в ней нельзя использовать региональные диалекты, местные наречия, без надоб­ности употреблять иностранные слова, слова-паразиты, нелитературные, нецензур­ные, в том числе жаргонные слова и выражения, ругательства, проклятия и т. п. с целью оскорбления и унижения собеседника.

    3. Культурная речь должна быть правильной. Правильность в первую очередь означает соблюдение грамматических правил, однако для правильности речи недоста­точно соблюдения грамматических правил. Даже среди людей, хорошо знающих грам­матику, встречаются такие, письмо и речь которых невозможно ни читать, ни слу­шать и понимать. Речь таких людей бывает неэффектной, не оказывает никакого воздействия и изобилует недостатками. Для овладения правильной речью кроме зна­ния грамматических правил, необходимо соблюдение других норм литературного языка. Для этого предложения должны быть логически правильно построены, мысли в них должны быть ясными, необходимо подбирать соответствующие слова, правильно про­износить их, уместно и целенаправленно использовать средства, усиливающие дей­ствие живого слова.6

    1. Культурная речь должна отличаться своим богатством. Богатство речи опреде­ляется разнообразием и множеством используемых в ее содержании языковых эле­ментов. Главным критерием богатства языка является обладание оратором широким запасом слов. Пределы человеческого мышления безграничны, однако количество слов в языке ограничено. Оратор должен учитывать это обстоятельство и, излагая какую-либо тему, уметь мастерски использовать наиболее соответствующие слова, интонации, стилистические средства и т. д. Необходимо учесть, что чем больше раз­личных и неповторяющихся слов, выражений и предложений будет использовано в определенном связном тексте, тем эта речь будет богаче, будет выслушана с большим интересом, оставит лучшее впечатление и будет воспринята более легко.

    2. Культурная речь должна быть простой. Простота речи вовсе не означает прими­тивности ее формы и скудности содержания. Простота речи не должна пониматься как отказ от сложных и использование только простых предложений для выражения содер­жания. Оратор в своей речи при описании вещей и событий для наиболее ясного и четкого выражения их сути может использовать и простые, и сложные конструкции. Простота речи требует, чтобы все слова в ней соответствовали общему уровню и осо­бенностям аудитории, были понятными и ясными для всех.7

    3. Культурная речь должна отвечать требованию оригинальности. Оригиналь­ность речи обусловлена такой особенностью, как существование своеобразных отли­чий в речи или письме каждого лица. Оригинальность речи проявляется в несколь­ких аспектах, основным из которых является индивидуальная манера произношения. Отличие речи по манере произношения больше связано со следующими факторами: произношение звуков и слов с ясной дикцией; произношение слов и грамматических форм на основе правил орфоэпии; несколько громкая и неторопливая речь (чтение письменного выступления); несколько тихая речь, нахождение в паузах внутри речи наиболее соответствующих слов и продолжение речи; умение наиболее выгодного использования оттенков интонации в процессе речи (чтения письменного выступле­ния) в соответствии с содержанием; употребление оратором характерных слов, выра­жений, цитат, синтактических конструкций, фразеологических оборотов, афоризмов, пословиц и т. д.

    4. Культурная речь должна быть адекватной цели и условиям ее произнесения. Языковое общение бывает разного характера, манеры и содержания. Речь проявляет­ся по-разному в зависимости от момента, места, характера, личности, образования, здоровья, грамотности, целей оратора и слушателя и т. д. Без соблюдения соответ­ствия условиям речь не может полностью выразить мысль и быть адекватной. Соот­ветствие означает подбор языковых средств, обеспечивающих адекватность речи цели и обстановке общения. Адекватная речь предусматривает соответствие информации ее тематике, логическому и эмоциональному содержанию, составу слушателей, вос­питательно-эстетическим целям информации.

    5. Культурная речь должна быть связной. Для обеспечения связной речи необхо­димо соблюдение следующих условий. Во-первых, речь должна быть богатой по содержанию. Для этого оратор должен хорошо усвоить предмет речи — вещь, собы­тие, о котором он будет говорить, всесторонне осознать его сущность. Во-вторых, говоря о каком-либо вопросе, необходимо соблюдать определенную логическую пос­ледовательность. Иными словами, последовательность изложения мысли должна опи­раться на логику. В-третьих, оратор должен уметь разграничить основные и второсте­пенные вопросы. Он в своем выступлении должен особо остановиться на основном вопросе, довести до слушателя суть своей речи. В предусмотренном им вопросе вто­ростепенные мысли должны способствовать разъяснению и пониманию основной мысли. Наконец, оратор должен говорить своими словами, предложениями и в свое­образной манере. «Чужой» язык, готовые конструкции снижают качество речи, лиша­ет ее живости. Оратор, даже излагая нечто известное, должен уметь довести это до слушателей на своем языке, в своеобразной манере и в наиболее законченной и интересной форме.8




    3.Приемы формирования лексической культуры речи



    Среди приемов ораторской речи, существенно повышающих ее эффективность и убедительность, следует особо выделить лексические приемы.

    Практически во всех руководствах по ораторскому искусству среди лексических приемов рекомендуется использовать так называемые тропы. Тропы - это речевые обороты и отдельные слова, употребляемые в переносном значении, которые позволяют достичь необходимой эмоциональной выразительности и образности. К тропам относят сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы Сравнение - один из наиболее часто используемых приемов, который обладает большой убеждающей силой, стимулирует у слушателей ассоциативное и образное мышление и тем самым позволяет оратору достичь желаемого эффекта.

    Метафора - это перенос названия одного предмета на другой, это речевое сближение 2 явлений по сходству или контрасту.

    Например: "Локомотив истории остановить невозможно " Эпитет - образное определение предмета, явления, раскрывающее его сущность. Например: "Студент - это не сосуд, который следует заполнить знаниями, а факел, который надо зажечь " Аллегория иносказательно изображает что-либо. Например,: "Однажды прохожий спросил у строителя: "Что ты делаешь?" Тот подумал и ответил: "Не видишь? Вожу камни". Второй строитель на тот же вопрос ответил: "Зарабатываю деньги!" Гипербола представляет собой вид тропа, состоящего в преднамеренном преувеличении свойств, качеств предметов и явлений.9

    Например,: "Редкая птица долетит до середины Днепра". Говоря о культуре ораторского мастерства, ее разнообразии, нельзя не обратить внимание на применения крылатых слов, пословиц, поговорок.

    Важно, чтобы они были неожиданно, но к месту сказаны. Высокий уровень культуры речи предполагает и непрерывное самосовершенствование техники речи. В этой связи следует обратить внимание на следующие особенности собственной речи: Дикция - это четкость и ясность произношения фраз, слов и отдельных звуков. Для высокого уровня ораторского мастерства характерно то, что его легко слушать, у него нет скороговорок, "проглатывания" отдельных слогов и звуков.

    Хорошая дикция свободна от шепелявости, гнусавости и заикания. Сила голоса должна быть соразмерна величине аудитории, в которой произносится речь, при этом должны учитываться те задачи, которые своим ораторским мастерством стремиться достичь выступающий. Сила голоса - это не только его громкость, но и сила воздействия на психику: волю, чувства, сознание слушателей. Темп речи - число слов, произносимых в минуту, оно может сильно варьироваться.

    Однако чаще всего публичное выступление начинается в медленном темпе. В целях драматизации темп усиливают, либо, наоборот, снижают. Принято считать, что наиболее оптимальным темпом публичного выступления является 120 слов в минуту. Полетность голоса - это длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся с определенной эмоциональной окраской, ясно, четко и достаточно сильно, то речь оратора как бы зависает в воздухе. Она достигает самых дальних уголков аудитории.

    Тембр голоса - это звуковая окраска голоса, которая создает те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки речи. Типичной ошибкой многих ораторов является неумение четко и правильно произносить отдельные звуки речи. Для преодоления этого недостатка, а также совершенствования техники речи рекомендуется: - прочитать вслух в различном темпе фрагмент какого-либо рассказа по книге; - использовать скороговорки, вначале их следует произносить медленно, постепенно увеличивая темп. Важнейший показатель речевой культуры оратора - это богатый словарный запас, точность и образность фраз и выражений, это учение лаконично и просто сформулировать свою мысль.

    Итак, оратор с высокой культурой речи отличается богатством словарного запаса, смысловой точностью выражения, соблюдением языковых норм произношения, образностью и точностью словоупотребления. 9 Заключение Таким образом, успех публичного выступления оратора, его возможность убедить слушателей, во многом зависит от культуры речи, ее богатства, ясности, точности, информационной насыщенности.

    Речевые штампы, канцеляризмы, ошибки в ударении и произношении, многословие, демагогия, тавтология, фразеологические повторы, интонационное однообразие - вот далеко не полный перечень ошибок, которые в изобилии встречаются в публичных выступлениях современных деловых людей. Вычурность и манерность языка оратора вызывает иронию, раздражает и, естественно, отрицательно влияет на контакт с аудиторией.

    Как преодолеть вышеперечисленные недостатки в процессе публичного выступления, да и обычного делового общения? Наиболее действенные примеры - это систематический самоанализ и самоконтроль за тем, как вы говорите. Это постоянная работа над содержанием и композиционно-лексическим стилем своих публичных выступлений, ориентация на достойные подражания образцы ораторского искусства. Высокий уровень культуры речи предполагает и непрерывное самосовершенствование техники речи. Чтобы речь была точной, слова следует употреблять в полном соответствии с теми значениями, которые за ними закреплены.10

    Важнейшее условие хорошей речи логичность. Мы должны заботиться о том, чтобы наша речь не нарушала логических законов. Речь - это связанное целое, и каждое слово в ней, любая конструкция должны быть целенаправленны, стилистически уместны. Существенное значение имеет выразительность речи, которая достигается четким ясным произношением, правильной интонацией, умело расставленными паузами.

    Должное внимание следует уделять темпу речи, силе голоса, убедительности тона, а также особенностям ораторского искусства: позе, жестам, мимике. Аудитория тонко чувствует отношение к себе. Степень ее доверия и симпатии к выступающему зависит от таких его важных качеств, как авторитетность и компетентность, внешняя привлекательность и тактичность. На разных этапах общения эти качества могут играть разную роль. Например, на начальной стадии эффект привлекательности может возникнуть лишь благодаря внешности выступающего и его манере держаться, а представления о компетентности и авторитетности формируются на основе информации о его образовательной подготовке и социальном положении. Однако, чем длительнее общение, тем большее воздействие будут оказывать перечисленные выше характеристики коммуникатора в отношении, как к аудитории, так и к тому, о чем он говорит.

    Незаинтересованное, формальное выступление оставляет людей равнодушными, высокомерие вызывает неприязнь.

    При этом важно знать, что даже хороший оратор или квалифицированный журналист не может скрыть своей внутренней по¬зиции, если она не совпадает с тем, что он говорит. Достаточно точно установлено, что, когда человек неискренен, некоторые характеристики его голоса меняются определенным образом, не говоря уже о более доступных наблюдению сигналах мимики и жестов. Хорошая речь не может быть без соответствующих знаний, умений и навыков. Это все приходит как результат труда. Значит необходимо быть требовательным не только к речи других, но, прежде всего к своей собственной.11


    Заключение


    Культурная речь должна быть ясной для всех, простой и понятной, гармоничной и красивой, последовательной, четкой и логичной. При соблюдении в речи указанных факторов она становится привлекательной и интересной. Наибольшим мастерством, достоинством оратора является не только раскрытие в его речи существенных момен­тов, но также и умение избегать незначительных вопросов. Культура речи регулирует­ся не только исходя из индивидуального вкуса и желания оратора, но и единым разви­тием общенародной культуры. Культурная речь — это речь, опирающаяся на современ­ные нормы литературного языка. Выступления представителя интеллигенции, ученого, журналиста и др. по экономическим, политическим, культурным, научным и иным вопросам могут считаться примером культурной речи.

    Культура речи и ораторство являются результатом теоретической и практической деятельности. Подготовка материала речи имеет теоретическое значение, а его испол­нение имеет практическую значимость. В настоящее время в мире необходимость диалога между людьми из самых разных стран в целом стала глобальной проблемой. С развитием культурного уровня людей растет потребность в культуре речи.

    Самое высшее проявление мастерства публичного выступления - это контакт со слушателями, то есть общность психического состояния оратора и аудитории. Эта общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности, сходных эмоциональных переживаний. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Как гласит пословица, слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает. Необходимо чувствовать аудиторию и уметь корректировать свою речь в зависимости от ее реакции. Оратор должен иметь широкий круг знаний по многим вопросам, и уметь вести дискуссию на любую тему.


    Список использованной литературы


    1. Боженкова Р.К., Боженкова Н.А., Шаклеин В.М. Русский язык и культура речи: учебник / Москва, 2011.

    2. Гаджиева ИХ. Культура речи: учебное пособие. Баку: Изд. БГУ, 2011. 245 с.

    3. Гасанова С.Г. Культура речи и стилистика: учебник. Баку: Изд. АГПУ, 2005. 194 с.

    4. Гасымов А.А. Культура речи как область уголовно-процессуальной науки// Юридический вестник Самарского университета. 2016. Т. 2. № 3. С. 29-35.

    5. Голуб И.Б., Неклюдов В.Д.Русская риторика и культура речи. учебное пособие М., 2011.

    6. Гусейнов С.С. Культура речи: учебник. Баку: Язычы, 2010. 240 с.

    7. Иссерс О.С. Речевое воздействие учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью» : допущено УМО / М., 2009.

    8. Касумов А.А. Культура судебной речи и прений. Баку: Изд. БГУ, 2013. 504 с.

    9. Мурадов Б., Байрамов Г. Культура речи: учебник. Баку: Международный Универси­тет, 2008. 158 с.

    10. Петрякова А.Г. Культура речи учебник / Москва, 2012

    11. Скорикова Т. Культура устной и письменной научной речи М. 2017.


    1 Гаджиева ИХ. Культура речи: учебное пособие. Баку: Изд. БГУ, 2011. 245 с.


    2 Петрякова А.Г. Культура речи учебник / Москва, 2012

    3 Скорикова Т. Культура устной и письменной научной речи М. 2017.

    4 Иссерс О.С. Речевое воздействие учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью» : допущено УМО / М., 2009.

    5 Гасымов А.А. Культура речи как область уголовно-процессуальной науки// Юридический вестник Самарского университета. 2016. Т. 2. № 3. С. 29-35.

    6 Голуб И.Б., Неклюдов В.Д.Русская риторика и культура речи. учебное пособие М., 2011.

    7 Гасанова С.Г. Культура речи и стилистика: учебник. Баку: Изд. АГПУ, 2005. 194 с.


    8 Боженкова Р.К., Боженкова Н.А., Шаклеин В.М. Русский язык и культура речи: учебник / Москва, 2011.

    9 Гусейнов С.С. Культура речи: учебник. Баку: Язычы, 2010. 240 с.


    10 Касумов А.А. Культура судебной речи и прений. Баку: Изд. БГУ, 2013. 504 с.


    11 Мурадов Б., Байрамов Г. Культура речи: учебник. Баку: Международный Универси­тет, 2008. 158 с.



    написать администратору сайта