Главная страница
Навигация по странице:

  • «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  • ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Социология

  • Социальная динамика или концепция общественного прогресса О.Конта.

  • Классическая теория эволюционизма и общественного прогресса Г.Спенсера.

  • 3. Теория устройства общества и его развития Э.Дюркгейма.

  • социология. По замыслу Конта, социология должна была венчать все здание наук, как естественных, так и наук о человеке. Этим проектам Конта не суждено было осуществиться. Обратимся к некоторым идеям отца социологии


    Скачать 23.89 Kb.
    НазваниеПо замыслу Конта, социология должна была венчать все здание наук, как естественных, так и наук о человеке. Этим проектам Конта не суждено было осуществиться. Обратимся к некоторым идеям отца социологии
    Анкорсоциология
    Дата09.12.2022
    Размер23.89 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласоциология.docx
    ТипДокументы
    #836706

    Автономная некоммерческая организация высшего образования

    «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


    Кафедра менеджмента

    Форма обучения: заочная/очно-заочная

    ВЫПОЛНЕНИЕ

    ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    Социология



    Группа Пг20М161

    Студент

    Кяримов Р.К.

    МОСКВА 2021

    1. Социальная динамика или концепция общественного прогресса

    О.Конта.

    Огюст Конт (1798-1857) - мыслитель, чей вклад в науку отнюдь не ограничен введением термина «социология» - достаточно резко противопоставил новую дисциплину философии. Огюст Конт хотел создать науку об обществе столь же точную, как науки естественные, достигшие к его времени значительных успехов. Однако социология до сих пор не сумела достичь этого идеала. Но современным исследователям, в отличие от Конта, уже очевидна невозможность создания науки об обществе, построенной по образцу Естественных наук: у социологии слишком своеобразный объект изучения.

    По замыслу Конта, социология должна была венчать все здание наук, как естественных, так и наук о человеке. Этим проектам Конта не суждено было осуществиться. Обратимся к некоторым идеям «отца» социологии. Конт считал, что социология должна делиться на два раздела: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика должна была изучать устройство общества, т.е. устойчивый аспект бытия общества. Социальная динамика Должна была изучать процесс социальных изменений. В области социальной динамики Конт сформулировал свой хрестоматийный «закон трех стадий» развития человеческого общества. Конт был сторонником идеи прогресса, он считал, что по ходу истории человеческое общество совершенствуется. Основным, фактором развития общества является развитие человеческого разума, и три стадии развития общества являются, в сущности, тремя стадиями развития разума: теологической, метафизической и позитивной.

    На теологической стадии несовершенный человеческий разум еще не в силах объяснить происходящие в мире явления и прибегает к помощи фантастических образов. На этой стадии над умами людей господствует религия. На метафизической стадии человек объясняет мир, создавая сложные абстрактные теоретические построения (философия). Позитивная стадия ознаменована переходом человеческого разума к истинному типу познания мира - научному. Человек не старается придумать всеобъемлющие объяснения мировых явлений, но кропотливо собирает факты и устанавливает закономерности, позволяющие познать реальную природу явлений окружающего мира. Однако, считая теологическую стадию развития мысли преодоленной, Конт не отказался от религии вообще. Напротив, он решил создать свою, истинную религию, объектом поклонения которой было человечество - «Великое Существо», - по отношению к которому отдельный человек - лишь незначительная часть. «Великое Существо» включало все бывшие и будущие поколения. Эта новая религия должна была обеспечить духовное единство общества.

    Более важным в свете последующего развития социологии было проведенное Контом разделение двух типов общества: военного, более примитивного, и промышленного, индустриального, которое складывалось как раз в эпоху Конта. Характерными чертами индустриального общества, по Конту, является появление крупного промышленного производства, научной организации этого производства, формирование нового слоя общества - рабочих, занятых в промышленности, возникновение противоречий между рабочими и предпринимателями. Конт считал, что в Дальнейшем совершенствование организации производства позволит преодолеть эти противоречия, а рост промышленной продукции приведет к материальному благополучию населения.

    Большое значение в своем исследовании общества Конт придавал морали и нравственности. Так, он полагал, что высшие классы общества должны проникнуться чувством долга и ответственности, соответствующими их положению в обществе, и поддерживать в обществе социальную гармонию.

    Вообще, прогресс в обществе, по мнению Конта, даже развитие промышленности, более зависят от моральных добродетелей, нежели, например, от политики. Конт, несмотря на свой лозунг научности социологии, все же больше похож на философа, чем на социолога, а многие свои идеи он почерпнул у своего учителя -социалиста-утописта Анри де Сен-Симона, у которого Конт долго работал секретарем. У него, в частности, Конт нашел идею индустриальною общества и развил ее.

    О. Конт считал, что историческая логика развития науки состоит в переходе к наукам более высокого порядка, каждая из которых имеет предшествующей необходимую предпосылку: математика -» астрономия -» физика -» химия -» биология -» социология. Позитивистская доктрина, отстаиваемая Контом, была направлена против умозрительного теоретизирования социальной философии и философии истории, на создание «позитивной социальной науки», столь же доказательной и общезначимой, как естественнонаучные теории, основанные на фактах в их связи, изучаемых методами наблюдения, сравнения, эксперимента, точного измерения. Позитивисты рассматривали общество как эволюционизирующий социальный организм, законы которого имели общность с природными.

    Идеи классиков социологии: Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ф. Теннис, Г. Зиммель, В. Парето, М. Вебер и др. Классические социологические теории. Теоретические предпосылки экономической социологии.

    Марксизм. Основное достижение Маркса в обществоведении заключается в том, что он применил диалектику Гегеля для анализа исторического развития, охарактеризовав общество как динамично развивающуюся в историческом времени структуру. Причиной социальной дифференциации, согласно Марксу, является частная собственность.

    Структурный функционализм. Спенсер выдвинул три основных идеи структурно-функционального анализа: функциональное единство общества, т. е согласованность функционирования; универсальный функционализм, т. е. полезность социальных явлений, и функциональная необходимость.

    Социал-дарвинизм. Основными представителями социал-дарвинизма считаются Гумплович, Смолл и Самнер. Согласно этой доктрине, в обществе действуют законы животного и растительного миров и поэтому конфликты между социальными группами естественны.

    Психологизм - совокупность социологических концепций, признающих первичность роли индивидуальной психики в развитии социальных процессов. Основные представители – Тард, Уорд и Гиддингс.

    «Социологизм» Дюркгейма. Дюркгейм считал, что существование и закономерности развития общества не зависят от действий отдельных индивидов. По Дюркгейму, основу социологии составляют социальные факты: морфологические (например, плотность населения) и духовные (коллективные представления).

    «Понимающая социология» Вебера. Вебер определял общество как совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению собственных целей. Главные методологические требования в теории Вебера – «отнесение к ценностям» и «свобода от оценки».

    Эмпирическая социология – комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ социальных данных. Среди эмпирически ориентированных школ выделяется Чикагская школа (Знанецкий, Парк), в рамках которой сложилось направление символического интеракционизма (изучение социальных взаимодействий в их символическом аспекте).

    При рассмотрении предпосылок целесообразно выделить две группы - со­циально-экономические и научно-теоретические. Что касается научно-теоретических, то существенное значение в этом плане приобретают достижения естествозна­ния. Речь идет в первую очередь об открытиях в области математики, астрономии, физики, механики. Без достижений в этих науках не могло быть и речи о появлении социоло­гии, поскольку она изначально, создалась по образцу точ­ных и естественных наук, методы же социологии должны были воспроизво­дить основные методы естествознания (наблюдение, эксперимент и др.). Не случайно об этом говорил К.А. Сен-Симон, выдвигая идею позитивного знания об об­ществе и человеке, знания, которого можно добиться с помощью применения подобных методов. Позднее этой идеей в полной мере воспользуется О. Конт.

    Говоря о теоретических предпоссылкаках социологии, следует отметить, что социальное мнение, развитие которого привело к возникновению этой науки, включало в себя две наиболее выраженные ориентации - консерва­тивную и либеральную. Каждая из них имела свой взгляд на общество с точки зрения его связей с индивидом.

    Рассматривая идейные предпосылки социологии как науки, нельзя за­бывать и о значении утопического социализма, о воздействии его идей. Одна из центральных линий этого идейного влияния была связана с трактовкой прогресса как универсаль­ного закона природы. Эта идея сыграла значительную роль в становлении социологии как науки, которая изначально ориентировалась на понимание поступательного и прогрессивного развития общества.

    2. Классическая теория эволюционизма и общественного прогресса Г.Спенсера. 

    Спенсер (1820-1903) - последователь социального дарвинизма.

     Спенсер видел сходство структуры общества с биологической организацией животных и развития общества с эволюцией на основание ряда общих черт:

    Рост и развитие

    Усложнение органов по мере роста и развития

    Усложнение и дифференциация функций по мере роста

    Специализация структур в ходе эволюции

    В случае расстройства организма отдельные части продолжают свое существование

    В отличие от многих, не доводил аналогию с организмом до крайностей (так, не индивид ради общества, а общество ради индивида).

    Выделил 3 системы: поддерживающая (экономика), распределительную (разделение труда), регуляционную (государство).

    Основные политические положения:

    Индивидуализм - основа его социально-политической теории.

    Приоритет в соотношении "общество-государство-личность" принадлежит личности.

    Государство в идеале должно существовать ради достижения общих целей, в реальности интересы государства могут не совпадать с интересами общества, т.о государство - необходимое зло".

    Политический и экономический либерализм

    Личная свобода

    Свобода конкуренции

    Социальная эволюция общества (об этом позже)

     

    Два типа государства:

    Военно-деспотическое - личность поглощается обществом и государством, повсеместный милитаризм.

    Промышленное - ценится индивидуальность и свобода личности, преобладает дипломатия.

     Иерархия эволюции по Спенсеру:

    Неорганическая

    Органическая

    Сверхорганическая

    Социальная эволюция является частью сверхорганической эволюции и подразумевает взаимодействие и коллективную деятельность большого количества особей. Исходя из этого Спенсер классифицировал существующие общества по их сложности, утверждая, что чем выше сложность общества, тем более оно жизнеспособно.

     В этом ключе формулируется "основной принцип жизни": отдельный человек должен постепенно приспосабливаться к общественной среде.

    Социология второй половины ХХ века: общий обзор.

    Несмотря на активную ревизию идей «отцов» социологии, в 20-60-е годы ХХ века в науке нарастала стабилизация. Началось бурное развитие эмпирической социологии, широкое распространение и совершенствование методов и техники конкретных социологических исследований. На первый план вышла социология США, пытавшаяся с помощью эмпирических исследований исправить «несовершенства» общества. Наиболее значительной теоретической концепцией данного этапа явился структурный функционализм социолога Толкотта Парсонса (1902 - 1979), позволивший представить общество как систему во всей ее целостности и противоречивости. Парсонс обогатил теоретические разработки Конта - Спенсера - Дюркгейма. Социология США была представлена и новыми теориями гуманитаристского толка. Последователь Вебера профессор Чарльз Райт Миллс (1916 - 1962) создал «новую социологию», положившую начало критической социологии и социологии действия в Штатах.

     Современный этап в развитии социологии, начавшийся с середины 60-х годов, характеризуется как расширением диапазона прикладных исследований, так и возрождением интереса к теоретической социологии. Основным стал вопрос о теоретической основе эмпиризма, вызвавший в 70-х годах «теоретический взрыв». Он обусловил процесс дифференциации социологического знания без авторитарного влияния какой-либо одной теоретической концепции. Поэтому этап представлен многообразием подходов, концепций и их авторов: Р.Мертон - «среднего значения теории», Дж.Хоманс - теория социального обмена, Г.Гарфинкель - этнометодология, Г.Мид и Г.Блумер - теория символического интеракционизма, Кодер - теория конфликта и др. Одним из направлений современной социологии является исследование будущего, охватывающее общие долгосрочные перспективы будущего Земли и человечества.

    3. Теория устройства общества и его развития Э.Дюркгейма.

    Последователем Конта был другой видный фр.ученый Э.Дюркгейм.Его главная произведение «Правила социологического метода».В отличие от Конта, он считал, что социология изучает не все общество, а лишь собственно социальные факты.Под социальными фактами он понимал коллективные представления, нравы, нормы.Он считал, что в основе общества лежит особая реальность, которая устанавливается между людьми в результате разделения труда - это солидарность.Указанная особая социальная реальность диктует свои установки отдельному человеку в виде требований, ожиданий, принципов морали. Вот это соединение всего, коллективного с индивидуальным Дюркгейм называл социальным фактом.Он полагал, что через конкретное социологическое исследование ученый может выйти на новый уровень реальности.Так, на основе большого статистического материала и специальных методов Дюркгеймпроанализировал такой феномен как самоубийство.Он показал, что в основе его лежит анамия – утрата норм, ценностей, морали, культуры (состояние безверия).Дюркгейм считал, что в основе развития общества лежит солидарность. При этом он различал два ее вида:1.механистическая 2.органическая

    Механистическая вытекает из необходимости координировать усилия людей в ходе производственных процессов.Органическая развивается постепенно как высший моральный принцип.

    Заслуга Дюркгейма состоит и в разработке методологии научного исследования.Он рассмотрел правила работы с социальными фактами.

    1. рассматривать социальные факты «как вещи». Они должны быть безличны, строгонаблюдаемы.

    2.»систематически отслеживаться от врожденных идей». Социология должна порвать связи со всякими идеологиями и личностными пристрастиями.

    3. примат целого над его составными частями. Общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами, не сводимыми к сознанию индивида.


    написать администратору сайта