Главная страница
Навигация по странице:

  • ГЛАВА I .

  • Целью исследования

  • Материалом исследования

  • Предмет исследования

  • Теоретическая значимость

  • Практическая значимость

  • §3. Жанровое своеобразие мемуара Ю. В. Никулина «Почти серьезно»

  • вфыв. Почти серьёзно


    Скачать 24.64 Kb.
    НазваниеПочти серьёзно
    Дата22.01.2022
    Размер24.64 Kb.
    Формат файлаodt
    Имя файлаtitulny_list.odt
    ТипКурсовая
    #338650

    МИНОБРНАУКИ РОССИИ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Костромской государственный университет»

    (КГУ)

    Институт гуманитарных наук и социальных технологий

    Кафедра отечественной филологии

    Направление подготовки (специальность) 44.03.05 Педагогическое образование

    Профиль: русский язык и литература

    Дисциплина «Современный русский язык»

    Курсовая работа

    Языковые средства жанрообразования на примере мемуаров Ю.В. Никулина «Почти серьёзно»

    Выполнила студентка

    4 курса группы 17-РЛбо-03

    Гурылёва Дарья Николаевна

    Проверила

    Колобова Екатерина Андреевна,

    кандидат филологических наук,

    доцент кафедры отечественной филологии

    Оценка_________________________

    Подпись преподавателя___________

    Кострома

    2021

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….............. 3-4

    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

    § 1. Специфика мемуарной литературы...………………………………............. 5-7

    §2. Классификация жанров мемуарной литературы………………………………………..................................................................... 8-

    §3. Жанровое своеобразие мемуара Ю. В. Никулина «Почти серьезно» ………………………………………………………………………....
    ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

    §1. Лексико-фразеологическое своеобразие мемуара Ю. В. Никулина

    «Почти серьезно» ………………………………………….................................

    §2. Морфологическое своеобразие мемуара Ю. В. Никулина «Почти серьезно» ………………………………………………………………...............

    §3. Синтаксическое своеобразие мемуара Ю. В. Никулина «Почти серьезно» …………………………………………………………………............

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..
    Введение

    Мемуары занимают большое место в литературе XIX в. и являются важной составляющей современной литературы. Они несут в себе неповторимый личностный жизненный опыт и уникальные сведения об исторических событиях эпохи и обладают художественными достоинствами. Все это делает мемуары особенно ценным и актуальным жанром литературы и в свою очередь придает актуальность исследованию этого жанра.

    В настоящее время в лингвистике остаются востребованными исследования, посвященные средствам жанрообразования, позволяющим рассматривать языковую личность, речевое поведение автора художественного текста. В лингвистике широкое распространение получает изучение возможностей языковых единиц как средств жанрообразования в текстах различной жанровой специфики.

    Данная работа посвящена анализу языковых средств создания жанрообразования в жанре литературных мемуаров на материале произведения Ю.В. Никулина «Почти серьезно».

    Актуальность обсуждаемой темы обусловлена повышенным интересом к мемуарной литературе среди ученых-филологов. В настоящее время жанр мемуаров в процессе своего развития синтезировался с другими жанрами и направлениями, оказавшими на него влияние. Поскольку мемуары отражают субъективные, личные переживания человека, они были признаны особым жанром литературы, позволяющим рассматривать его не только как исторический документ, но и литературное произведение, поэтому анализ произведения «Почти серьезно» осуществляется в рамках целостной системы средств жанрообразования, определенных идейно-тематическим содержанием произведения, а также своеобразием идиостиля писателя.

    Целью исследования является изучение языковых особенностей жанрообразования в произведении Ю.В. Никулина «Почти серьезно».

    Цель исследования обусловила постановку следующих задач:

    • Рассмотреть факторы жанрообразования;

    • Выявить специфику мемуарной литературы;

    • Изучить различные классификации мемуарных жанров;

    • Проанализировать языковые средства и приемы жанрообразования в произведении Ю.В. Никулина «Почти серьезно».

    Материалом исследования является текст произведения Ю.В. Никулина «Почти серьезно».

    Объект исследования - языковые средства жанрообразования мемуарной литературы.

    Предмет исследования - особенности использования языковых средств жанрообразования.

    Цель исследования, специфика изучаемого материала определили методологию работы: в исследовании используются метод контекстуального, лексикографического анализа, статистического подсчета, также используются функциональный, типологический методы исследования. Материал для исследования отбирался методом сплошной выборки.

    Теоретическая значимость работы состоит в расширении и дополнении существующих в науке представлений об особенностях использования языковых средств в жанре литературных мемуаров.

    Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы и выводы исследования могут быть использованы при изучении идиостиля Ю.В. Никулина в учебном процессе.
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

    § 1. Специфика мемуарной литературы

    Мемуарная литература (от французского mémoire — память) — произведения письменности, закрепляющие в той или иной форме воспоминания их авторов о прошлом, его оценке историческим событиям. В отличие от художественной литературы произведения мемуарной литературы выполняют исключительно или преимущественно познавательные функции без каких-либо специальных художественных установок. Важная особенность мемуаров заключается в достоверности воссоздаваемого прошлого и на документальном характере текста, хотя в действительности не все мемуары являются правдивыми и точными.

    В работе В. Г. Белинского дано определение мемуаров, на которое ссылаются многие современные исследователи: "… Самые мемуары, совершенно чуждые всякого вымысла, ценимые только по мере верной и точной передачи ими действительных событий, самые мемуары, если они мастерски написаны, составляют как бы последнюю грань в области романа, замыкая ее собою". [3] В. Г. Белинский впервые показал, что мемуары представляют собой сложившийся литературный жанр, являющийся составной частью эпического рода литературы.

    Мемуары выступают ценным источником для исследования психологических аспектов развития общества, определения связи между событиями, происходящими в прошлом, для расшифровки неточных или искаженных сведений из других источников. Мемуары обычно создаются спустя длительный промежуток времени и содержат ретроспективный взгляд на излагаемые события. В зависимости от объекта воспоминания они представляют собой жизнеописание автора, воспоминание об отдельном событии, историческом деятеле и т.д. Особенностью мемуарной литературы является их документальность, которая основывается на свидетельских показаниях мемуаристов, очевидцах описываемых событий. Мемуары носят субъективный характер, поскольку несут на себе отпечаток личности автора, это не только фиксация событий прошлого, это и исповедь, и оправдание, и обвинение, и раздумья личности. Мемуарам не чужды красочность прозы, пристрастность публицистики, обоснованность. Поэтому далеко не всегда различимы грани, отделяющие мемуарную литературу от художественной, публицистики и даже научных исследований. Приближаясь подчас к художественной литературе, мемуарная литература отличается стремлением к точному воспроизведению определенного участка действительности.

    Установка содержательности мемуарного наследия связана с личностью автора и зависит от значительности описываемых событий. Если автор - личность исторически значимая, особенно интересен он сам, его взгляды и идеи, его отношение к событиям, очевидцем которых он был. Искренность мемуариста, полнота и достоверность его впечатлений зависят от той эпохи, в которой писались и публиковались мемуары, поэтому мемуары несут в себе отпечаток времени. Немаловажное значение имеет и объект воспоминаний: событие или личность, о которых пишет мемуарист. Мемуарист стремится показать свою роль в этом событии, подчеркнуть свою значимость в описываемых событиях, современником которых он являлся.

    В мемуарной литературе выделяют письменные и устные источники. К письменным относят самые разнообразные документы: оперативные документы военных штабов, отрывки из писем и дневников, сообщения газет, фрагменты ведомственной документации и пр. Устные - рассказы других лиц, которые являются единственными каналами знаний о том или ином факте. В связи с этим, важнейшим источником мемуаров остается память. Здесь многое зависит и от надежности памяти мемуариста, и от его способности точно передать читателю сведения о событиях. Одним из эффективных методов проверки полноты и достоверности мемуаров служит их сопоставление с другими источниками.

    Особенность мемуарной литературы - соответствие историческим событиям, хронологическая последовательность повествования, использование художественных приемов. Они предполагают обращение к отдаленному прошлому, переоценку происходящих событий с точки зрения накопленного мемуаристом опыта. Мемуарная литература отражает не только события общественные, жизнь отдельных людей, но и мотивы, цели их деятельности, личные переживания. В силу этой особенности мемуарную литературу определяют к группе наиболее сложных, многогранных источников, которые не могут быть заменены ни документальными источниками, ни историческими и литературными произведениями.

    §2. Классификация жанров мемуарной литературы

    Тип мемуарной литературы (мемуаристики) требует особого рассмотрения с точки зрения типологической классификации литературы, но до настоящего времени ему уделялось недостаточно внимания. Возможно, это связано с тем, что мемуары рассматривались как один из жанров художественной литературы, что значительно ограничивало их общий объем, тематику и назначение. Жанры мемуарной литературы разнообразны, что связано со временем написания того или иного произведения, его формой, способом изложения материала и другими характеристиками. Полный их перечень и характеристики пока еще не определены исследователями.

    Первичной и наиболее примитивной формой мемуарной литературы является дневник —документ, в котором автор последовательно, изо дня в день фиксирует события собственной жизни, а также впечатления от тех исторических событий, свидетелем которых он был. Дневники отличаются от мемуаров тем, что записи в них фиксируются сразу же после того или иного события. Дневники можно подразделить на две категории: дневниковые записи, просто констатирующие очередность событий, отношение автора к ним. Вторая категория записей — это своеобразная форма художественного творчества. Для таких записей характерна тщательная проработка текста. Речь идет об особо высокой форме поэтического осмысления реальности творческой личностью и правдивом, метком, выразительном воспроизведении своего восприятия мира.

    Воспоминания (или собственно мемуары) — наиболее приближенный к сущности данного типа литературы жанр. Воспоминания пишутся после того, как произошло описываемое событие. Здесь автор получает возможность перспективного взгляда назад, охвата большего промежутка времени и анализа его событий под углом зрения определенной идейной концепции. В воспоминаниях меньше случайного, в них гораздо больше присутствуют элементы отбора, отсева событий. Воспоминания — это не только фиксация событий прошлого, это и исповедь, и оправдание, и обвинение, и раздумья личности, поэтому воспоминания обладают субъективностью.

    Особой формой мемуаров является автобиография - более краткая, чем воспоминания, по своему объему и охватывающая наиболее важные и поворотные моменты в истории личности (воспоминания могут повествовать о действительности вообще, для автобиографии же обязательно нахождение личности в центре повествования). Автобиография пишется от первого лица и охватывает большую часть его жизни. Это краткое описание важных поворотных моментов в истории личности. При оценке автобиографических записей следует иметь в виду, что эти записи нередко составляются с явной целью самооправдания, самообороны их автора. Следует отметить, что мемуары не тождественны автобиографии. Мемуарист пытается осмыслить исторические события сквозь призму своего собственного сознания, описать свои действия как часть общего процесса, а в автобиографии акцент делается на внутренней жизни человека. Хотя автобиография имеет целью создание образа самого себя в результате рефлексивного опыта, этот образ создается всегда с учетом того, кто будет читать текст автобиографии. В автобиографиях литературная форма способна вступать в конфликт с содержанием: самоосуждение способно превращаться в самолюбование. Это не удивительно, так как автор собственной биографии практически всегда является «положительным героем», он относится к собственной жизни пристрастно, и ему трудно соблюдать объективность. Развернутый автобиографический текст не просто перечисляет события жизни автора, но содержит ряд оценок, сменяющих друг друга. С одной стороны, автор желает увидеть целостность себя, понять себя в контексте самоосуществления, с другой стороны, он меняет оценки себя, переходя от описания одного этапа жизни к другому. Это создает напряженность и открытость автобиографии. Автор автобиографии выступает одновременно в двух лицах: с одной стороны, он - активно действующий, мыслящий, вспоминающий, создающий текст - субъект; с другой - он является объектом описания, поэтому в воспоминаниях возможен переход он первого к третьему лицу, когда человек называет себя по имени и дает себе отстраненные характеристики.

    Автобиография, посвященная каким-либо, особенно переломным событиям в жизни писателя, часто называется также исповедью. Эта форма биографии, где главным героем является автор.

    Записная книжка — документ, в котором автор записывает все, что интересует его в личном плане или в общественно-политической, духовной жизни. Записи могут быть датированными (что приближает их к дневнику) или помещаться без даты.

    Записки— жанр мемуарной литературы, в котором значительное внимание уделяется личностям автора и его близких, а изложение материала зависит не от хронологического течения событий, а от того, как они вспоминаются или как о них узнал автор.

    Путевые заметки- содержат мемуары путешественников, их воспоминания о событиях, свидетелями или участниками которых им пришлось стать.

    Письма - уникальный вид мемуарной литературы. Они представляют большую ценность для исторических исследований. В источниковедении их можно рассматривать в нескольких качествах: как газетный жанр; как разновидность делопроизводственных документов; самостоятельное значение имеют письма известным политическим деятелям, писателям, артистам и пр.; как разновидность эпистолярного жанра. Для удобства характеристики писем проведем небольшую их классификацию: постоянная почта в газеты, в том числе письма, опубликованные и хранящиеся в архиве газеты. Особо можно выделить подгруппу писем, полученных в связи с каким-либо юбилеем или знаменательным событием, обсуждением какого-нибудь важного документа и пр.: постоянная почта в государственные и общественные учреждения (жалобы, претензии, предложения, доносы и пр.); письма политическим, общественным деятелям, ученым, представителям искусства; частная переписка - остаточное явление некогда весьма распространенного эпистолярного жанра.

    Таким образом, следует отметить, что все классификации схематичны и сами по себе не определяют жанрового существа того или иного произведения мемуарной литературы, хотя и приближает нас к раскрытию этого существа. Произведение мемуарной литературы, как правило, синтезирует в себе сразу несколько жанров, а это в очередной раз подчеркивает сложную, многогранную жанровую природу мемуарной литературы.
    §3. Жанровое своеобразие мемуара Ю. В. Никулина

    «Почти серьезно»

    Книга написана цельно и органично, душевно и тепло, а главное — с непревзойденным никулинским юмором. Здесь есть место и веселым историям, и анекдотам, и жизненным случаям. А ведь жизнь знаменитого артиста была насыщенна разными событиями, встречами с интересными и неординарными людьми, такими как: клоун Карандаш, с которым Никулин выступал на арене; Игорь Кио; Михаил Шолохов; Василий Шукшин; Сергей Бондарчук.

    О каждом из них Никулин говорит с душевным теплом и обязательно вспоминает интересный случай из жизни. Все это он поначалу записывал в тетрадку, которая, в итоге, вместила в себя почти всю цирковую жизнь писателя. Именно на основе этой тетрадки написана эта замечательная книга.

    Конечно же, в произведении Никулин уделяет место и себе, пишет как всегда с юмором, однако не отделяет свое «я» от окружающих, от которых в определенное время получил жизненный урок или просто поддержку и помощь.

    А ведь все начиналось как у всех – школа, футбол, комната в коммуналке, армия, которая переросла в Великую Отечественную войну. Именно там Никулин смотрел, слушал и записывал интересные моменты из жизни людей.

    А потом в его жизни появился Цирк, но не сразу. Были и проваленные экзамены, и переживания, и учебы в студии. Никулин стал Клоуном, заставляя в цирке смеяться и плакать людей, открывать свою душу и сердце, а для этого приходилось много работать, искать интересные идеи, осуществлять их. В книге описаны и небольшие мелочи, из которых состоит жизнь циркового артиста.

    Значительное внимание уделяет Никулин и работе на киноплощадке — первые пробы, встречи с режиссерами, которые впоследствии становятся друзьями (Гайдай), съемки с животными, общение с актерами.

    Его книга "Почти серьёзно" - своеобразный отчёт о жизни и творчестве. Начало его дневника - описание детства. Видно, что Юрий Владимирович не без удовольствия описывал свои юные годы. Явно прослеживается то, что его семья пережила репрессии. Жили в квартире у родственников, которых уплотнили, думаю, не стоит что-то пояснять. Отец Юрия Владимировича работал днем и ночью, уделяя сну лишь несколько часов вечером после работы. Но все это между строк. Никулин не говорит ни слова против власти, он очень деликатно обходит политику стороной. Никакого негатива и критики. Исключительно житейские описания, оторванные от внешнего мира.

    Далее, конечно, очень сложная часть книги - жизнь автора во время Великой Отечественной войны. Сам Юрий Владимирович рассказывает об этом сдержанно, но все равно получается горько, страшно и невыносимо больно. Бомбежки, военные действия, блокада Лениграда... Такое не сотрешь из памяти. Как вспоминают жена и сын Юрия Владимировича, они узнали эту боль войны только из книги Юрия Владимировича, он умел носить переживания в себе и радовать людей только положительными эмоциями. В книги это особенно чувствуется. Он ни на что не жалуется, совершенно никаких рефлексий.

    В книге очень много говорится о семье, поездках по стране, гастролях и возвращениях домой. Юрий Владимирович рассказывает о всех тех проблемах, с которыми сталкиваемся мы ежедневно в нашей жизни. При этом ему удается это делать с юмором. Автор не пытается учить читателя и рассказывать, как правильно поступать, а как нет. Никулин просто старается показать как жил сам и при этом не врет, не украшает, а вполне честно излагает.

    В произведении присутствуют такие мемуарные жанры как: письма, дневник, заметки, исповедь. Данное жанровое многообразие указывает на то, что произведение «Под пятой» является уникальным мемуарным литературным достижением. Уникальным еще является то, что превалирующим жанром является письма, но он всего лишь наполняет более емкий по функциям, в данном произведение, жанр – дневник. Вспомогательными жанрами являются автобиография, исповедь и заметки. Следовательно, синкретичная природа данного произведения происходит за счет слияния двух основных и трех вспомогательных жанров мемуарной литературы.


    написать администратору сайта