Главная страница
Навигация по странице:

  • Философ техники Человек есть «прежде всего, само себя созидающее, само себя преодолевающее, само себя проектирующее животное существо» Л.Мамфорд

  • (Миф машины, 1967-1970) За что его считают великим

  • Л. Мамфорд «Миф машины» Мегамашина

  • Под мегамашиной Мамфорд понимает: а) технократический тип цивилизации, который позволяет радикально увеличить ее возможности

  • Примечателен подход Мамфорда к истории развития техники. Он выделяет два ее главных типа: биотехнику и монотехнику.

  • Человеческая машина с самого начала своего существования объединила в себе два фактора

  • Оба эти фактора действовали во взаимной связке. Список литературы

  • 6. Колесник, И. И. Развенчание "мифа машины" в культурфилософии Льюиса Мамфорда / И. И. Колесник // Международные отношения и диалог культур. – 2020. – № 8. – С. 211-220.

  • Мегамашина. Подготовил студент группы впсм221 Гельгорн Евгений Проверил профессор, доктор философских наук


    Скачать 2.58 Mb.
    НазваниеПодготовил студент группы впсм221 Гельгорн Евгений Проверил профессор, доктор философских наук
    АнкорМегамашина
    Дата20.12.2022
    Размер2.58 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаМегамашина.pptx
    ТипКнига
    #855181

    Подготовил студент группы ВПСм-22-1: Гельгорн Евгений

    Проверил: профессор, доктор философских наук 

    Шабатура Л.Н.

    Понятие «мегамашина» в философии Л. Мамфорда
    Льюис Мамфорд

    Американский философ и социолог Льюис Мамфорд (1895–1988), приверженец «нового курса» Ф. Д. Рузвельта, позже существенно трансформировал свои идеи в сторону консерватизма. Его многочисленные труды были посвящены философии техники: «Техника и цивилизация» (1934), «Искусство и техника» (1952), «Миф о машине» (1967–1970). Мамфорд считается представителем негативного технологического детерминизма. Главную причину всех социальных зол и потрясений он видел в возрастающем разрыве между уровнем технологии и нравственностью.
    литературный критик
    • Ранние работы в области литературной критики выполнены в духе современного американского литературного критицизма.
    • Своей книгой «Золотой день», вносит вклад в возрождение исследований работ американских трансценденталистов 1850-х годов.
    • Книга «Герман Мельвиль: изучение его жизни и взглядов», подтолкнула интерес к изучению работ Германа Мельвиля.
    • В книге «Хмурые десятилетия: изучение американского искусства1865-1895гг.», начинает выступать как авторитет в области американской архитектуры и городской жизни, которую он интерпретировал в социальном контексте.
    Общественный деятель
    • В 1920-х гг. один из лидеров Региональной Ассоциации Планирования Америки.
    • 1939-1940 гг. призывал США помогать демократиям отражать атаки тоталитарных режимов.
    • В 1950-х боролся с Робертом Моузесом ( главный застройщик Нью-Йорка середины ХХ в.), относительно планов постройки железной дороги через Вашингтонский парк. А также против других проектов массовой урбанизации.
    • Сын Л. Мамфорда был убит во Второй Мировой Войне.
    • В 1950-1970-е гг. вел активную преподавательскую деятельность, высказывался против атомных бомб и войны во Вьетнаме, свидетельствовал на Комитете Сената США против реконструкции городов.
    Философ техники
    Человек есть «прежде всего, само себя созидающее, само себя преодолевающее, само себя проектирующее животное существо»
    Л.Мамфорд
    (Миф машины, 1967-1970)
    За что его считают великим ?
    • Основание человеческой цивилизации – не изготовлений орудий, а тело и язык (знаки и символы, способность интерпретации).
    • Ключевое изобретение технической цивилизации – часы, а не паровая машина.
    • Понятие «мегамашины» (технологический тип цивилизации, иерархическая социальная организация).
    Мегамашина
    «Понять момент возникновения мегамашины и ее дальнейшую «родословную» значило бы по-новому взглянуть на истоки нашей нынешней чрезмерно механизированной культуры, на судьбу и участь современного человека. Мы обнаружим, что первоначальный миф машины отразил причудливые надежды и желания, которые с лихвой исполнились уже в нашу эпоху. В то же время, он налагал суровые ограничения и принуждал к жестокому рабству; и эти обстоятельства — как напрямую, так и в силу вызванного ими противодействия — сегодня угрожают человечеству куда более гибельными последствиями, чем в эпоху пирамид. Наконец, мы увидим, что с самого начала все благие деяния механизированного производства омрачались процессом массового уничтожения, ставшим возможным благодаря мегамашине». Л. Мамфорд «Миф машины»
    Мегамашина
    Мегамашина (машина, machine) – специальное понятие, введенное Мамфордом для того, чтобы обозначить проблему поглощения человеческой жизни техникой и технологиями. Негативный эффект мегамашины в том, что человек становится ее придатком, все больше от нее зависит, вплоть до того, что даже трансляция социального и культурного наследия (heritage), что жизненно важно для воспроизводства человека, происходит посредством машины (СМИ, газеты, радио, впоследствии - ТВ). Под мегамашиной Мамфорд понимает:
    а) технократический тип цивилизации, который позволяет радикально увеличить ее возможности
    б) цивилизацию, которая сама начинает строить себя как машину – через иерархические социальные организации.
    мегамашина
    Так появляется, по Мамфорду, «миф машины» как «тотального механизма», унифицирующего всех людей, превращающего их в «вещи», которые можно использовать для выполнения заданий и поручений как «покорное стадо». Все становятся винтиками «мегамашины». Мегамаши- на — это «архетипическая форма», которая получает у Мамфорда различные названия в зависимости от условий ее функционирования. Одновременно в этих различных наименованиях выявляется сущность этого сложного понятия. Если речь идет о взаимодействии социального целого независимо от возможностей непосредственных физических контактов, Мамфорд называет ее «незримой машиной»; если речь идет о коллективной организации труда — «рабочей машиной». Если же речь идет о механизмах принуждения и уничтожения, то мегамашина именуется «военной машиной». Мамфорд считает эту мегамашину самой ранней моделью из всех позднейших машин, хотя постепенно акцент смещался с «человеческих рабочих звеньев на более надежные механические элементы». Мегамашина
    В основе этой коллективной машины лежали богословско-магические представления. Посредством мегамашины царская власть стремилась сделать «силу и славу Небес достоянием человека». Мегамашина навязывала людям способы принуждения, наказания и награждения, заставляя человека выполнять одно-единственное задание в течение всей жизни; она расчленяла человека, стандартизовала все сферы жизни. Мегамашина как осуществление стремления к невозможному призвана была создать картину «вечной жизни». Для нее невозможного не было (об этом свидетельствуют грандиозные сооружения древних египтян, вавилонян, народов Индии, Греции, Рима). Благодаря участию в «машине» человек ощутил свои возможности. Именно это, по мнению Мамфорда, явилось важной составляющей так называемой «городской революции». мегамашина
    Главное достоинство мегамашины — принудительная коллективная форма порядка — в итоге привела к патологии власти. Как альтернатива и соперник мегамашине появляются города. В отличие от мегамашины, мощь города заключается не в механизации производства, а в осмысленном накоплении навыков, возможностей, интересов. Город не «выравнивает человеческие различия, а их подчеркивает». Город — это диалог цитадели (зримого воплощения власти мегамашины) и качества жизни, не входящего в изначальный замысел власти. Протест против мегамашины ярче всего был выражен, по мнению Мамфорда, в трех религиях — иудаизме, христианстве и исламе. Но этот протест имел узкое значение временного освобождения от бремени принуждения (суббота — день отдыха и свободы). В целом же устройство мегамашины не подверглось радикальной модернизации, она лишь «довела» себя до более высоких степеней автоматизации. Проклятие труда рождает в качестве компенсации мечту о «золотом веке» беззаботной жизни и идею механического автомата, который будет делать работу за человека. мегамашина
    Еще одна важная черта, характерная для древней «мегамашины» - это слияние монополии власти с монополией личности, поскольку «только царь был наделен всеми атрибутами личности». Следовательно, на ранней стадии человеческой цивилизации «личность и власть выступают нерасчлененными: обе были сосредоточены в царе. Ибо только суеверен мог вести себя как ответственная личность». И если бы этого не было, а следовательно, «если бы царская власть не нашла способа расширить масштабы деятельности человеческой машины и тем самым возвысить царское притязание на абсолютное повиновение, весь дальнейший путь цивилизации мог бы быть иным». Однако, несмотря на это и вопреки своему заявлению о том, что он «не в состоянии дать готовые ответы», Л.Мэмфорд ничуть не сомневается в необходимости широкомасштабного разрушения «Мегамашины во всех ее институциональных формах», ибо только подобный радикальный шаг может вновь обратить технику «на службу человеческого развития» и снова сделать «весь мир биотехники… более открытым человеку». 1.Первый этап (с 1000 по 1750 год) характеризуется культивированием так называемой интуитивной техники, связанной с применением силы падающей воды, ветра и использованием природных материалов: дерева, камня и так далее, которые не разрушали природу, а были с ней в гармонии. 2.Второй этап (ХVIII — ХIХ век) основан на палеотехнике (то есть ископаемой технике); это эмпирическая техника угля и железа. Данный этап характеризовался отходом от природы и попыткой господства человека над природой. Мамфорд называет этот период «рудниковой цивилизацией». 3.Третий этап (с конца ХIХ века по настоящее время) — это завершающая фаза функционирования и развития западной цивилизации, в пределах которой происходит на строго научной основе восстановление нарушенной в предыдущей фазе гармонии техники и природы. Примечателен подход Мамфорда к истории развития техники. Он выделяет два ее главных типа: биотехнику и монотехнику.
    Биотехника — это тип техники, который ориентирован на удовлетворение жизненных запросов и естественных потребностей и устремлений человека.
    Человеческая машина с самого начала своего существования объединила в себе два фактора:
    • Негативный, принудительный и разрушительный.
    • Позитивный, жизнетворный, конструктивный.
    • Оба эти фактора действовали во взаимной связке.
    Список литературы
    • Мамфорд Л. Миф машины. Техника и развитие человечества. М., 2001.
    • Хосе Ортега-и-Гассет. «Размышления о технике», 1933 год
    • Покровская, Я. С. Техника власти и власть техники в философии Льюиса Мамфорда / Я. С. Покровская // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. – 2014. – № 10(132). – С. 138-144.
    • Черняк, В. З. История и философия техники / В.З. Черняк. - М.: КноРус, 2015. - 572 c
    • Попкова, Н.В. Введение в метафилософию техники. Может ли философия сказать о технике новое слово? / Н.В. Попкова. - Москва: Наука, 2014. - 398 c.
    • 6. Колесник, И. И. Развенчание "мифа машины" в культурфилософии Льюиса Мамфорда / И. И. Колесник // Международные отношения и диалог культур. – 2020. – № 8. – С. 211-220.
      7. Кайсарова, Ж. Е. Проблема становления техногенной цивилизации в исторической концепции Льюиса Мамфорда : специальность 07.00.09 "Историография, источниковедение и методы исторического исследования" : диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Кайсарова Жанна Евгеньевна. – Казань, 2001. – 222 с.

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


    написать администратору сайта