Главная страница
Навигация по странице:

  • По содержанию на

  • Подготовка экскурсии обычно рассматривается в двух планах Подготовка новой темы экскурсии


    Скачать 30.95 Kb.
    НазваниеПодготовка экскурсии обычно рассматривается в двух планах Подготовка новой темы экскурсии
    Дата28.02.2023
    Размер30.95 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1.docx
    ТипДокументы
    #961352

    Подготовка экскурсии обычно рассматривается в двух планах:

    • 1. Подготовка новой темы экскурсии.

    • 2. Подготовка начинающего экскурсовода к проведению уже разработанной в бюро экскурсии.

    Подготовка новой темы экскурсии

    Разработка новых экскурсионных тем является одним из важных показателей деятельности бюро путешествий и экскурсий, экскурсионных бюро. Она свидетельствует о глубине и эффективности развития краеведения в городе или области, уровне работы бюро с местным населением, учете интересов и запросов трудящихся и учащейся молодежи. С глубокого и всестороннего изучения этих интересов и следует начинать работу по разработке новых тем.

    Это позволит избежать случайностей в разработке тематики бюро, позволит сразу же ориентировать экскурсионную тему на определенную аудиторию.

    От того, насколько глубоко изучен материал и методически правильно подготовлена экскурсия, зависит ее воспитательное и познавательное значение.



    "...экскурсии имеют громадное значение, - писала Н. К. Крупская, - но только в том случае, если они хорошо подготовлены, а не выражаются в простом времяпрепровождении и просто в увеселительной прогулке"* (Н. К. Крупская. Педагогические сочинения в 10-ти томах. М., Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959, т. 5, стр. 77).

    Подготовка любой экскурсии базируется на предварительном изучении экскурсионных возможностей города, района" края, области.

    Творческие группы экскурсоводов

    Для разработки новой экскурсионной темы рекомендуется создать творческую группу экскурсоводов в составе 3-6 человек. Наиболее опытный и знающий среди них назначается руководителем. Как показывает практика, большое значение имеют правильные взаимоотношения методистов и экскурсоводов в процессе подготовки экскурсии. Эти отношения, определяющие "психологический климат" в бюро, должны носить творческий характер.

    Наиболее целесообразно распределять обязанности по составлению текста и методической разработки в соответствии с определенными подтемами. Каждый экскурсовод - член группы - подготавливает свой материал, который объединяется и редактируется руководителем. Естественно, что при выборе подтем принимаются во внимание интересы и профессиональная подготовка экскурсоводов.

    Подготовка новой темы включается в план методического, экскурсионно-методического или организационно-методического отдела бюро путешествий и экскурсий, экскурсионного бюро, в планы секций, личные планы экскурсоводов и ведется в соответствии с указанными в них сроками.

    Последовательность подготовки новой темы:

    • - определение целей и темы экскурсии;

    • - изучение и накопление материалов по теме;

    • - организация консультаций;

    • - выявление и конкретное изучение экскурсионных объектов;

    • - составление маршрута экскурсии;

    • - объезд или обход маршрута;

    • - составление текста экскурсии;

    • - составление "портфеля экскурсовода";

    • - составление карточек экскурсионных объектов;

    • - составление методической разработки;

    • - рецензирование текста и методической разработки;

    • - проведение пробной экскурсии и утверждение экскурсии.

    Цели и тема экскурсии

    Каждая экскурсия должна иметь целевую установку в тему.

    Правильная формулировка целей экскурсии имеет большое значение. Она определяет идейную направленность экскурсии, помогает в отборе и освещении материала. Определяя цель экскурсии, следует, прежде всего, указать на ее роль в процессе коммунистического воспитания. Например, воспитание советского патриотизма, трудовое, эстетическое воспитание в ходе раскрытия данной экскурсионной темы.

    Кроме того, следует определить конкретные задачи экскурсии.

    Например, в экскурсии "Первые шаги рабочего движения и первые марксистские организации в Петербурге" они определяются так: "...ознакомить туристов с местами революционных событий конца XIX столетия в Петербурге, показать, как рождались революционные традиции рабочего класса, возникали первые революционные организации пролетариата, как сложились первые марксистские кружки в Петербурге и как В. И. Ленин сплотил петербургских марксистов, создав "Союз борьбы за освобождение рабочего класса".

    Одна из основных задач экскурсии - раскрыть особенности формирования социалистического сознания рабочих России в борьбе против царского самодержавия. В экскурсии на тему "Генеральный план реконструкции Москвы в действии" задачи формулируются следующим образом: "Познакомить экскурсантов с работами по переустройству столицы, выполненными в годы Советской власти, с громадным размахом жилищного строительства и благоустройства города, перспективами развития и реконструкции Москвы в свете решений XXIV съезда КПСС и нового Генерального плана развития Москвы, раскрыть неустанную заботу партии и правительства о трудящихся страны на примере реконструкции столицы".

    Правильно определенная цель экскурсии подчеркивает актуальность темы, которая составляет основной предмет экскурсии, ее идейно-теоретический стержень.

    Содержание экскурсии складывается из отдельных взаимосвязанных подтем, которые подчинены, основной теме и раскрываются в ходе экскурсии.

    Тема экскурсии отражает ее связь с определенной отраслью науки об обществе или природе и лежит в основе экскурсионной классификации.

    Название экскурсионной темы должно конкретизировать ее, раскрывать содержание экскурсии. Вместе с тем оно должно вызвать интерес, быть ярким, запоминающимся, а иногда содержать элемент рекламы. Например, экскурсии на темы: "Были седого Урала", "История и тайны Черного моря". Удачны многие названия, в основу которых положен образ:

    "Ярославль - пятилетке, пятилетка - Ярославлю", "Подвиг немеркнущей славы", "Покорители неба".

    Изучение и накопление материала

    Работу с литературой полезно начинать с составления библиографии, что позволит наиболее полно ознакомиться с литературными источниками в соответствии с конкретной целью и темой экскурсии.

    В процессе подготовки изучаются произведения классиков марксизма-ленинизма, Программа КПСС, материалы съездов партии и другие партийные и директивные документы, общественно-политическая, специальная, научная, а также нередко и художественная литература. Следует знать справочную и краеведческую литературу, которая лежит обычно в основе экскурсии. Ее особенность - конкретность информации о крае, области, городе, селе и ее связь с экскурсионными объектами, с одной стороны, и связь событий, происходящих в данной местности, с общеисторическим процессом - с другой.

    Чрезвычайно много полезных сведений по истории края, области или города можно почерпнуть в периодической прессе.

    В ходе подготовки новой темы экскурсоводам нередко приходится работать в архивах с целью уточнения фактов, поиска новых данных, определения памятных мест и т. д.

    Работе в архиве должно предшествовать изучение литературы по теме и опубликованных источников. Известный ученый Н. М. Дружинин писал, что он всегда находил необходимым сначала вчитаться и вдуматься в опубликованные источники, а уже потом отправляться в архивы и поднимать неизданные фонды.

    Научно-справочные пособия к документальным материалам отдельных архивов (путеводители по архивам, списки фондов и картотечные указатели фондов) позволяют определить необходимые для работы фонды.

    Порядок оформления и работы в архивах определяется "Правилами пользования документальными материалами в читальных залах государственных архивов СССР".

    Работа в архиве по отысканию и исследованию источника составляет сложную творческую задачу, трудоемка и требует настойчивости и активности. Вместе с тем она вносит в подготовку экскурсии элемент научного поиска, сближая ее с работой исследователя, ученого. Рассказ о том, как были получены новые данные в экскурсии, в отдельных случаях может чрезвычайно обогатить содержание экскурсии, усилить ее эмоциональное звучание.

    Целесообразно ознакомление всех членов группы с экспозициями и фондами музеев, выставок, посещение архитектурных и художественных мастерских, научных институтов, учреждений, промышленных предприятий.

    Организация консультаций

    В ходе подготовки экскурсии полезно практиковать консультации специалистов, встречи и переписку с участниками и очевидцами событий, старыми большевиками, ветеранами гражданской и Великой Отечественной войн, передовиками производства, деятелями науки и техники. Контакты со специалистами следует поддерживать в процессе всей подготовки экскурсии, некоторые из них могут выступить в качестве рецензентов экскурсии, ее методической документации.

    Специалисты могут оказать экскурсоводам квалифицированную помощь в разработке темы экскурсии и ознакомить их с материалами научных дискуссий.

    Каждая область науки и искусства имеет свою терминологию, без знания которой невозможна подготовка экскурсии на научных основах. Поэтому с самого начала следует овладеть основными терминами. В этом специалисты также могут оказать помощь. Полезно составить словарик с определениями наиболее употребительных терминов.

    Выявление и конкретное изучение экскурсионных объектов

    Собранный материал экскурсовод должен анализировать не только с точки зрения познавательной ценности, но и возможности применения на экскурсии, то есть наглядности, связи с конкретными экскурсионными объектами. Они составляют зрительную основу экскурсии.

    Экскурсионными объектами могут быть экспозиции музеев и выставок, исторические и художественные памятники и памятные места, природные достопримечательности, а также произведения архитектуры и градостроительства (жилые и общественные здания, промышленные и транспортные сооружения, городская площадь, улица, памятник или монумент и т. д.).

    Экскурсионные объекты классифицируются:

    • 1. По содержанию на:

      • а) одноплановые (растение, животное, произведение живописи и т. д.);

      • б) многоплановые (произведения архитектуры, являющиеся одновременно историческим памятником, и т. д.).

    • 2. По функциональному значению на: основные, дополнительные, демонстрируемые и комментируемые и т. д.

    • 3. По степени сохранности.

    Наряду с сохранившимися в первоначальном виде зданиями и сооружениями объектами экскурсии могут служить перестроенные и реконструированные произведения архитектуры, а также места, на которых располагались исчезнувшие памятники, точнее современная им градостроительная среда.

    Отбор экскурсионных объектов производится на основе определения значения данного объекта для раскрытия экскурсионной темы. При этом учитывается сила зрительного воздействия на экскурсантов, взаиморасположение и удаленность объектов, наличие удобных подъездов. Желательно, чтобы объекты одной экскурсии не дублировались в другой. Однако для многоплановых объектов, значение которых для города особенно велико, можно сделать исключение (включение одного и того же объекта в обзорную и тематическую экскурсии). Число объектов в экскурсии зависит от ее цели и темы.

    Многоплановая (обзорная) экскурсия строится на большом числе экскурсионных объектов. При этом, естественно, о большинстве объектов даются лишь справки. В тематических экскурсиях их число значительно меньше и составляет 8-10. Практика показывает, что увеличение числа объектов экскурсии приводит к поверхностному освещению темы и утомляет экскурсантов.

    Составление маршрута экскурсии

    Важным этапом разработки экскурсии является составление маршрута. Он завершает работу по выявлению объектов.

    Маршрут строится по следующим принципам: хронологический, тематический и комплексный (хронолого-тематический).

    Маршрут экскурсии составляется в соответствии с ее общей композицией, которая обеспечивает целостность и логическую последовательность изложения материала. При группировке объектов, связанных с определенными подтемами экскурсии, учитывается также их удаленность, удобство подъезда и т. д.

    Экскурсионный маршрут по городу должен быть компактным. При этом максимальный переезд от объекта к объекту по городу обычно не превышает 15-20 минут. При этом желательно чередование длинных и коротких интервалов.

    Важным требованием к маршруту экскурсии является отсутствие повторных проездов по одной и той же магистрали или площади. Подобный проезд допускается лишь в виде исключения.

    При составлении маршрута учитывается также эстетическая ценность застройки и ландшафта, расположенных по пути движения.

    Объезд или обход маршрута экскурсии

    Объезд или обход маршрута проводится в целях ознакомления с трассой движения, изучения и уточнения экскурсионных объектов, определения места остановок, подъездов к ним, выбора точек экскурсионного показа, хронометрирования времени переезда (перехода) от одного экскурсионного объекта к другому, для расчета времени проведения экскурсии.

    Объезд производится с участием всех членов творческой группы, методиста, а также консультанта-краеведа.

    Составление текста экскурсии

    Объезд маршрута дает возможность завершить работу над текстом экскурсии, который должен максимально отражать реальную экскурсию.

    Работа над текстом позволяет экскурсоводу тщательно обдумать материал для рассказа, отобрать самое главное, наметить логический ход изложения материала, более точно обобщить его, сформулировать выводы и логические переходы от одной подтемы или объекта к другим.

    Естественно, что текст, созданный творческой группой, будет отличаться от содержания экскурсии любого экскурсовода. Поэтому необходимо, чтобы каждый экскурсовод, готовящийся к данной теме, писал свой индивидуальный текст, закрепляя в нем свое раскрытие темы, творческие находки.

    Обычный объем текста для автобусной экскурсии, рассчитанной на 3 часа, - 40-50 страниц и 25-30 страниц - для пешеходной.

    Текст предваряет титульный лист с указанием названия краевого, областного (городского) совета по туризму и экскурсиям, экскурсионного учреждения, наименования темы, фамилий авторов и даты утверждения.

    Текст должен включать введение и заключение, содержать характеристику объектов и конкретный материал, раскрываемый экскурсоводом.

    Один из авторов является ответственным за текст. В его обязанности входит систематическое внесение дополнений и изменений в текст.

    Одновременно с составлением текста экскурсии авторы подготавливают краткую аннотацию.

    Построение экскурсии

    Текст, как и методическая разработка, должен отражать содержание экскурсии. Ее восприятие как единого целого достигается логикой построения. В основе экскурсии должен лежать логический план, который соответствует общей композиции экскурсии.

    Каждая экскурсия состоит из трех главных частей: вступления, основной части и заключения.

    Вступление

    Вступление и заключение отличаются от основной части тем, что они, как правило, не связаны с экскурсионным объектом. Это сближает вступление с началом лекции, задача которого - установить контакт с аудиторией, привлечь ее внимание к теме.

    Однако вступление в экскурсии имеет свою специфику. Вначале экскурсовод сообщает свою фамилию, имя, отчество, называет организацию, в которой он работает, а также фамилию, имя, отчество шофера (если экскурсия автобусная), капитана (в теплоходной экскурсии). Затем он сообщает тему экскурсии, маршрут, время и место ее окончания.

    Во вступлении экскурсовод раскрывает содержание темы экскурсии и освещает главные проблемы, которые конкретизируются в ходе экскурсии на показе объектов.

    Вступление должно быть ярким и лаконичным по форме и актуальным по содержанию.

    Экскурсовод должен стремиться к тому, чтобы сразу привлечь внимание экскурсантов. Следует помнить, что начало экскурсии - ответственный момент, когда у экскурсантов складывается первое впечатление об экскурсоводе.

    Основная часть

    Основная часть - собственно экскурсия - строится на сочетании показа с рассказом. Ее содержание состоит из отдельных подтем, которые раскрываются на объектах и объединены главной темой. Эта тема обуславливает направленность экскурсии, соотношение частей, объем и "поворот" конкретного материала, связанного с объектами, и сам принцип изложения.

    Только руководствуясь этой темой, проверяя ею все элементы, можно добиться строгой логической композиции экскурсии, в чем особенно ярко проявляется мастерство проведения экскурсии.

    В ходе ее применяются разнообразные методические приемы. Освещение каждой экскурсионной подтемы в экскурсии целесообразно завершать обобщением материала - выводом. Например, рассказ о выступлении В. И. Ленина против народника В. Воронцова на остановке по проспекту Калинина в экскурсии "По ленинским местам Москвы" завершается выводом о значении идейного разгрома народничества.

    Заключение

    В заключении экскурсовод подводит итоги экскурсии, делает общие выводы по теме и отвечает на вопросы экскурсантов. Заключение закрепляет смысл и значение увиденного и услышанного экскурсантами на экскурсии, еще раз поясняет тему. В заключении экскурсовод может рекомендовать экскурсантам принять участие в других экскурсиях, которые проводит бюро.

    Логические переходы в экскурсиях

    Логика построения экскурсии определяет не только ее разделение на части (подтемы) применительно к экскурсионным объектам, но и установление связей между ними. В экскурсии они осуществляются с помощью логических переходов.

    Логическими переходами в экскурсии принято называть установление связей между экскурсионными объектами на основе идейно-познавательного материала экскурсии.

    Логические переходы объединяют рассказ и показ в единое целое, придавая экскурсии цельность и законченность. Они могут носить, например, характер обобщения, сравнения, дополнения и т. д. Но внутреннее содержание этих переходов должно вытекать из содержания рассказа на объектах.

    Переход от одного объекта к другому в отдельных случаях может быть осуществлен и без логического перехода. Однако их отсутствие делает экскурсию фрагментарной. Найденные однажды логические переходы - активный элемент экскурсии. Совершенствуя экскурсию, внося изменения в ее содержание, экскурсовод должен отыскивать и новые, более удачные органические логические переходы.

    Составление "портфеля экскурсовода"

    В процессе работы над текстом отбираются и под руководством методиста - заведующего методическим кабинетом бюро - изготовляются наглядные пособия для экскурсии. При этом члены творческой группы исходят из того, чтобы максимально пополнить зрительный ряд экскурсии эмоциональным ярким материалом, который может помочь экскурсоводу оживить рассказ.

    Естественно, что характер наглядных пособий зависит от темы и конкретного содержания экскурсии. Изучение материалов по теме, в том числе и иллюстративных, позволяет это сделать наиболее профессионально. Экскурсоводы подбирают материалы в виде фотографий, схем, карт, репродукций с произведений изобразительного искусства и т. д., по литературным источникам, в экспозициях и фондах музеев, на выставках, в, архивах и т. д.

    Обычно члены творческой группы составляют список иллюстраций, которые необходимы по теме, с указанием источников и передают этот список в методический кабинет, который осуществляет заказ на изготовление фотографий. В "портфель экскурсовода" могут входить также разнообразные коллекции, например, почв, минералов, насекомых, образцы промышленной продукции, которую изготовляют местные предприятия, и т. д.

    Составление карточек экскурсионных объектов

    По мере сбора сведений об объектах рекомендуется заносить их в специальные карточки, которые явятся хорошим справочным материалом для экскурсоводов.

    Карточку следует заполнять по следующему образцу:

    Карточка экскурсионного объекта

    Наименование экскурсионного объекта.

    Местонахождение, адрес.

    Время возникновения, открытия, сооружения.

    Автор (для памятников архитектуры, скульптуры).

    Внешние признаки: стиль, характеристика.

    Назначение и использование.

    Краткая история объекта. Его современная характеристика.

    Прогнозируемые изменения.

    Литература, использованная при составлении карточки.

    Фамилия, имя, отчество составителя, его должность.

    Желательно приложить к карточке фотографию экскурсионного объекта и схему его расположения.

    Экскурсоводы могут иметь личные карточки объектов, куда заносятся основные сведения об объектах, выписываются цитаты, цифровые данные и т. д.

    Составление методической разработки экскурсии

    Завершает подготовку экскурсии составление методической разработки - основного документа экскурсионного учреждения, который при наличии текста дает право на проведение и оплату экскурсии по данной теме и служит руководством для экскурсовода. Она составляется методистами и экскурсоводами экскурсионного бюро, бюро путешествий и экскурсий на каждую экскурсионную тему. В ходе последующего изучения экскурсионной темы по мере появления новых фактических и научных данных, накопления опыта проведения экскурсий по данной теме в методическую разработку вносятся изменения и дополнения.

    Методическая разработка определяет тему, цель экскурсии, маршрут и объекты, ее продолжительность, методические приемы показа и рассказа, а также время экскурсии, исходя из которого производится оплата труда экскурсовода.

    Объем методической разработки зависит от темы и продолжительности экскурсий. Как правило, он не должен превышать 6-12 страниц машинописного текста.

    В структуру методической разработки экскурсии входят следующие разделы: описание маршрута экскурсии, расчет времени на остановках и продвижения от одного объекта к другому, перечень экскурсионных объектов и подтем, составляющих содержание экскурсии, организационные и методические указания.

    Методическую разработку рекомендуется составлять по следующей В графе "Методические указания" приводятся рекомендации о том, с каких точек и в какое время лучше всего показывать экскурсионные объекты, каковы должны быть последовательность и характер их анализа, какие методические приемы, способы показа объектов и изложения материала следует применять (приемы реконструкции, локализации событий, сравнения, заданий, литературного монтажа, передвижение экскурсионной группы в ходе показа объекта и т. д.), излагаются различные варианты логических переходов, показа и содержания рассказа в зависимости от характера экскурсионной группы, а также даются советы об использовании наглядных пособий и т. д.

    Методическая разработка должна быть правильно оформлена. Ее предваряет титульный лист, на котором следует указать:

    • - наименование республиканского, краевого, областного, городского или районного совета по туризму и экскурсиям;

    • - наименование экскурсионного бюро, бюро путешествий и экскурсий;

    • - наименование темы экскурсии;

    • - вид экскурсии (пешеходная, автобусная, теплоходная, комбинированная и т. д.);

    • - продолжительность экскурсии (в академических и астрономических часах);

    • - состав экскурсантов, на которых рассчитана экскурсия;

    • - фамилии составителей методической разработки;

    • - дату утверждения документа.

    В случае необходимости методическая разработка может быть обсуждена на методическом совете бюро. Она утверждается приказом (распоряжением) руководителя экскурсионного учреждения.

    Обязательный экземпляр методической разработки хранится в методическом кабинете экскурсионного учреждения.

    Рецензирование текста и методической разработки экскурсии

    Отредактированные текст и методическая разработка в необходимых случаях рецензируются специалистами. Они могут быть переданы на рецензирование в соответствующее научное учреждение или музей. Например, текст многоплановой (обзорной) экскурсии иногда направляется на рецензию местным наиболее известным краеведам, географам, историкам, преподавателям институтов, писателям или журналистам - авторам книг или статей о местном крае.

    Содержание рецензий на текст и методическую разработку может быть различным в зависимости от темы, конкретных задач экскурсии, состава аудитории, на которую она рассчитана, но в каждой рецензии должны быть отмечены идейно-политическая направленность материала, его соответствие последним научным данным, фактические ошибки, логическая последовательность изложения и, наконец, литературная форма.

    Проведение пробной экскурсии и утверждение экскурсии

    Методист поручает проведение пробной экскурсии обычно руководителю творческой группы экскурсоводов, готовивших новую тему, извещая его заранее об этом (за месяц-два). Обычно назначается и дублер из числа авторов текста и методической разработки.

    На пробной экскурсии присутствуют экскурсоводы секции, члены методического совета, директор бюро путешествий и экскурсий, заведующий экскурсионным бюро и консультанты.

    Пробная экскурсия обсуждается на методической секции экскурсоводов или на заседании методического совета.

    Руководитель экскурсионного учреждения издает приказ (распоряжение) о приеме новой экскурсионной темы. Методист принимает экскурсию от каждого экскурсовода - члена творческой группы непосредственно на экскурсионных объектах или путем собеседования, а у остальных экскурсоводов - на пробной экскурсии.

    Допуск экскурсоводов к проведению экскурсий оформляется приказом (распоряжением) по бюро путешествий и экскурсий, экскурсионному бюро.

    Анализ и обобщение опыта проведения экскурсии на данную тему

    Работа над совершенствованием экскурсии продолжается длительное время после ее принятия. Накопленный опыт анализируется методистами и экскурсоводами, обсуждается и обобщается в виде дополнений к тексту и методической разработке.

    Целесообразно проводить специальные заседания секций, посвященные обмену опытом проведения экскурсий на данную тему (включение новых материалов по подтемам, методический анализ фрагментов экскурсий по объектам и т. д.).

    Систематическое пополнение и уточнение содержания экскурсий, совершенствование методики ее проведения - одно из важнейших условий творческого роста экскурсоводов и повышения их квалификации.

    Подготовка начинающего экскурсовода к проведению экскурсии

    Разработка темы экскурсии начинается в процессе обучения на курсах подготовки экскурсоводов, программа которых включает занятия по краеведению, экскурсоведению, методике подготовки и проведения экскурсий на различные темы.

    Выбор темы экскурсии слушателями курсов диктуется их интересами, специализацией и уровнем знаний будущего экскурсовода, а также потребностями экскурсионного учреждения.

    Работа над экскурсионной темой, в ходе проведения которой в бюро накоплен большой опыт, значительно упрощается. Однако разработка экскурсии не должна свестись только к заимствованию этого опыта.

    Обязательными этапами индивидуальной разработки экскурсионной темы для слушателей курсов являются изучение источников и накопление материала, объезд или обход маршрута, написание индивидуального текста и проведение учебной экскурсии. То есть, по существу, слушатели повторяют путь, пройденный авторами экскурсии, а не только результаты их работы. Наиболее ответственный этап разработки темы - изучение и накопление материала. Предварительное знакомство с рекомендательным списком литературы по теме, беседа с методистом и опытным экскурсоводом поможет начинающему отобрать основную литературу.

    Ее самостоятельное изучение - обязательное условие подготовки. Недопустимо, когда начинающий экскурсовод ограничивается запоминанием уже разработанного текста экскурсии, отказываясь от самостоятельного творчества в работе. Это сразу и непосредственно сказывается на экскурсии, снижая ее качество.

    Индивидуальная работа над литературой по теме духовно обогащает будущего экскурсовода, расширяет его знания, повышает общий культурный уровень. Помимо литературы по теме, чрезвычайно полезно использовать рекомендации по методике подготовки экскурсии, которые входят в программу курсов, применяя эти рекомендации к конкретному материалу экскурсии.

    Ознакомление с объектами экскурсии целесообразно проводить постепенно, глубоко изучая их, что возможно только при обходе (естественно, в том случае, когда это позволяет маршрут).

    Одновременно следует продумать пути и формы связей излагаемого материала с объектом. На первых порах можно воспользоваться лучшими уже разработанными ранее логическими переходами, "обыгрыванием" определенных деталей объекта. Однако подлинное творчество экскурсовода начинается тогда, когда он самостоятельно отыскивает формы связи показа с рассказом, перехода от одного объекта к другому и т. д.

    Индивидуальный текст экскурсии должен быть представлен методисту и опытному экскурсоводу для проверки. Он должен отражать реальную экскурсию. Для удобства использования материал может наноситься на карточки.

    После представления текста и предварительного собеседования методист допускает начинающего экскурсовода к пробной экскурсии, которая прослушивается им лично или опытным экскурсоводом. Из числа последних целесообразно заранее закреплять за каждым из слушателей курсов ответственного за его подготовку.

    На основании отзыва о тексте и прослушанной пробной экскурсии методистом или опытным экскурсоводом начинающий экскурсовод допускается к проведению экскурсии приказом директора (заведующего) бюро.

    В случае получения неблагоприятного отзыва слушателю курсов предоставляется право вторичного проведения пробной экскурсии.

    Подготовив экскурсионную тему и приобретя опыт ее проведения, экскурсовод тем не менее должен подготавливаться к каждой экскурсии. Такая подготовка включает изучение связанных с темой новых научных данных, информации в периодической печати, по радио и телевидению. Особенно важно включать в экскурсию конкретные факты и сведения о теку- , щей жизни города, края, области, района, событиях, свидетелями которых являются экскурсанты (пионерский парад, юбилей предприятия и т. д.). Использование таких материалов придаст экскурсии актуальность, повысит ее идейно-познавательный уровень. Кроме того, следует проанализировать имеющийся опыт, продумать варианты изложения содержания, новые логические переходы применительно к различному составу экскурсантов, наметить, как лучше провести экскурсию в соответствующих условиях сезона, погоды и т. д.


    написать администратору сайта