Главная страница
Навигация по странице:

  • Цель курсовой работы

  • Объектом исследования

  • Глава 1. Концепция поединка в литературе и жизни Александра Куприна 1.1. Тема поединка в русской литературе.

  • 1.2. Поединок с жизнью Александра Ивановича Куприна.

  • Куприн поединок курсовая. Поединка в русской литературе


    Скачать 65.64 Kb.
    НазваниеПоединка в русской литературе
    Дата21.02.2023
    Размер65.64 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКуприн поединок курсовая.docx
    ТипДокументы
    #948604
    страница1 из 3
      1   2   3

    Оглавление

    Введение…………………………………………………………………………………..2

    Глава 1. Концепция поединка в литературе и жизни Александра Куприна………….4

    1.1. Тема поединка в русской литературе……………………………………………….4

    1.2. Поединок с жизнью А. Куприна…………………………………………………….9

    Глава 2. Сущность поединка в произведениях А. Куприна…………………………..17

    2.1. Поединок в повести «Олеся» ...……………………………………………………17

    2.2. Борьба главного героя в произведении «Поединок» …………………………….22

    2.3. Противостояние в «Гранатовом браслете» ………………………………………24

    Заключение……………………………………………………………………………….28

    Список использованной литературы…………………………………………….……30

    Введение

    Александр Куприн – известный русский писатель и переводчик. Он довольно колоритная личность. Говорят, его жизнь – настоящий приключенческий фильм, где герой справляется с множеством трудностей и преград. Все тяготы судьбы Куприн, конечно же, отразил в своих произведениях. Он пишет о своём времени правдиво и открыто, затрагивая многие нравственно-этические и социально-значимые проблемы, которые волновали русское общество и его самого.

    Особое место в произведениях Александра Ивановича занимают поединки и битвы. Его персонажи сражаются с окружающими, с судьбой и самими собой. В историях писателя и герои, и события изображены правдиво и реально, чему способствовало умение автора становиться равным любому человеку, будь то матрос, повар или жокей. Свои произведения Куприн не выдумывал, сидя за столом, а выносил из жизни, из опыта своего и знакомых ему людей.

    Герои купринских историй – русские люди с непростой судьбой и безграничной силой воли и души. Они борются со своими преградами, несмотря ни на что. Такими образами автор призывает к человечности и мужеству в любых ситуациях. Своих персонажей писатель срисовывал с пьянчуг, рыбаков, солдат и всех тех, с кем ему удавалось завести беседу.

    Жизни и творчеству Александра Куприна посвящено немало работ. Среди исследователей творчества писателя и И. А. Бунин, и Ф. Д. Батюшков, и В. Н. Афанасьев, и К. Г. Паустовский и другие.

    Цель курсовой работы – выяснить, как в своих произведениях А. Куприн раскрывает тему поединка и как это связано с жизнью автора.

    Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

    • познакомиться с биографией и творчеством А. Куприна;

    • проанализировать статьи и исследования по теме поединка в книгах автора и русских писателей, в принципе;

    • прочесть произведения «Олеся», «Поединок», «Гранатовый браслет»;

    • выяснить, о буквальных ли поединках писал Куприн или дело во внутренней борьбе героев.

    Объектом исследования является творчество Александра Куприна. Предмет исследования – тема поединка в произведениях писателя.

    В курсовой работе были применены метод синтеза и анализа практических и теоритических данных, микроанализ произведений и сопоставление материалов.

    Глава 1. Концепция поединка в литературе и жизни Александра Куприна

    1.1. Тема поединка в русской литературе.

    Что вообще такое поединок? Поединок – это борьба, дуэль, сражение двух сторон. Сама дуэль – это бой, который происходит по определённым правилам, и его цель – восстановить честь и снять позорное пятно с униженного. Дуэль считается культурным явлением дворянства. Раскрытие его сущности невозможно без понимания слова «честь» в рамках того времени. Начнём с того, что бесчестие в XVIII-XIX веках в России приравнивали к катастрофе и трагедии, чего нельзя сказать о современном мире. Честь, в понимании людей той эпохи, заключала в себе моральные принципы и высокую самооценку, которая ни в коем случае не могла упасть. Человеческое достоинство ставилось выше жизни, чем и объясняется популярность дуэлей. Сейчас разногласия привыкли решать менее радикально, ведь люди сегодня не хотят умирать, хотят жить, пускай даже с позором. Как писал Ю. Лотман, «образ культуры – всегда область символизма» [5: 3], отсюда и выходит, что дуэль, являясь частью дворянской культуры, также рассматривается как символ России нового времени.

    В истории мы можем встретить огромное количество дуэлей между различными людьми. Один из скандальных поединков был в 1817 году с участием Александра Сергеевича Грибоедова (1795-1829). Причиной дуэли стало недопонимание и ревность. Тогда молодой писатель жил вместе со своим товарищем Александром Завадовским, который оказывал знаки внимания юной балерине Авдотье Истоминой, но та выбрала Василия Шереметьева. Однажды пара поссорилась, и Авдотья несколько дней гостила у Завадовского по их с Грибоедовым приглашению. Конечно, Шереметьев расценил это как неуважение и вместе со своим товарищем Александром Якубовичем вызвал на дуэль обоих. К моменту знаменитого четвертного боя Шереметьев уже помирился с Истоминой, но дуэль состоялась, и он погиб. Дуэль Грибоедова и Якубовича была отложена на год. Именно рана, полученная Грибоедовым – простреленный мизинец - помогла 30 января 1829 года опознать тело Грибоедова.

    Заядлым дуэлянтом был Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837). На его счету пять состоявшихся поединков и более 25 несостоявшихся. Пушкин считал малейшее проявление неуважения ударом по его чести. Он резко разбрасывался вызовами на дуэли. Но интересно то, что, участвуя в этих боях, Пушкин не пролил ничьей крови и не получил ни одного ранения, не считая последней дуэли с Жоржем Дантесом (1812-1895). Битвы не стоили крови и чаще всего заканчивались благополучно. Последняя пушкинская дуэль произошла опять же из-за женщины. Ходили слухи о том, что жена Александра Сергеевича Наталья Гончарова изменяет поэту с Дантесом. Пушкин не выдержал оскорбления чести его жены, и состоялась дуэль. Первый выстрел сделал Дантес. Он попал поэту в правый бок, рана оказалась смертельной. Через день мучений Пушкин скончался.

    Трагедией завершилась и бессмысленная дуэль Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841) и Николая Соломоновича Мартынова (1815-1875). На одном из вечеров Николай был обижен нелестной шуткой о нём, которую Михаил Юрьевич сказал в присутствии всех. Мартынов посчитал, что задета его честь, и вызвал друга на дуэль. Лермонтов согласился, но всё время отшучивался, говоря, что не станет стрелять, да и Мартынов тоже. Но последний был настолько разъярен, что выстрелил в товарища, когда тот сообщил, что стрелять отказывается. Пуля попала в грудь поэта и лишила его жизни.

    Что является катализатором поединков? Несомненно, это стыд и страх быть оскорблённым. Встать лицом перед смертью, не испугаться – вот, что являлось исцелением униженного. И хотя дуэль в церкви приравнивалась к самоубийству, считалась грехом, а государство расценивало дуэль как преступление, дворяне не боялись защищать свою честь именно таким способом. Они шли на поединок, зная, что могут погибнуть, зная, что если не погибнут, то будут осуждены за убийство обществом.

    В литературе тоже встречается немало дуэлей. К такой форме выяснения отношений между героями прибегали чуть ли не все писатели. Поединки в произведениях – это способ отражения сюжетного конфликта. Классический конфликт – это столкновение или соприкосновение добра и зла, противостояние антагонистов. Это двигатель сюжета в литературном произведении, он формирует связь между героями и окружающим. Конфликты дают жизнь произведениям, заряжают их энергией и делают их динамичными.

    Существует классификация литературных конфликтов, делятся они по тому, кто является участником столкновения. Здесь вступают различные оппозиции «личность – личность», «личность – общество», «одна сторона личности – другая сторона личности». Так, выделяют следующие виды конфликтов.

    Межличностный. Это конфликт формулировки «личность – личность». В него вступают непосредственно люди или группы людей. Типичный пример межличностного конфликта позиции «личность – общество» – столкновение «нового человека» Чацкого и фамусовского общества в произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума». Наглядно представлено, как один человек противостоит целой группе людей, их принципам и устоям. Это неравный по силам поединок антагонистических групп. Чацкий – образованный, мыслящий человек, представители же фамусовского общества – недалёкие и невежественные. Они не могут найти точки соприкосновения ни в чём, всё становится темой для споров: разговоры о семейных отношениях, крепостном праве, чинопочитании, взяточничестве и другом. Окружение Фамусова не хочет меняться под влиянием Чацкого, оно хочет наоборот изменить главного героя, сделать его таким же как все эти люди. Можно ли сказать, что этот поединок не увенчался успехом ни для какой из сторон? Скорее да, чем нет. Никто из противников не добился желаемого, все просто остались на тех же берегах, на каких находились и ранее. Только к Александру приходит понимание того, что российское общество ещё просто-напросто не готово к таким радикальным изменениям устоявшегося уклада жизни.

    Известный пример литературной дуэли – между Онегиным и Ленским в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Это поединок между двумя героями произведения из личных мотивов. Евгений от скуки, чтобы позлить друга, решил поухаживать за его невестой Ольгой Лариной на празднике в их доме. Да, Онегин поступил жестоко и необдуманно. Владимир вызывает друга на дуэль. Оба даже не верят в то, что могут причинить вред. Они до последнего стоят, потупив взгляд, не желая верить в происходящее. Небольшая игра от скуки стала роковой ошибкой. Онегин стреляет первым и убивает Ленского. Чем страшна дуэль, кроме смерти? Убийца навсегда останется с мыслью о том, что он совершил, совесть будет угнетать его всю жизнь, и с этим ничего не поделаешь. Смерть Владимира показала Евгению, к чему приводят малодушие и необдуманные действия.

    Следующий вид конфликта – внеличностный. Это самый сложный конфликт, потому что здесь герои не вступают в борьбу с собой или с кем-то другим. Суть этого столкновения – поединок с судьбой. Хорошим примером такого вида противоречия послужит пьеса Максима Горького «На дне», герои которой постоянно борются со своим социальным положением, пытаются осознать, почему они оказались в такой ситуации. Но, к сожалению, герои проигрывают эту неравную схватку, не справившись с ситуацией.

    Конфликт, который более интересен нам в исследовании, – внутренний. Мы понимаем, что человек может бороться не только с окружающей его действительностью, но и самим собой, со своей душой, пороками или какими-то личными принципами. Мы привыкли к тому, что в конфликте борются светлая и тёмная стороны. Но во внутреннем конфликте бывают моменты, когда в человеке воюют просто две его стороны, две позиции, два принципа. Не обязательно они должны быть полярными.

    В русской литературе тему поединка с самим собой затрагивали многие писатели, это актуальная и близкая всем тема. Каждый из нас всю жизнь делает какой-то внутренний выбор, мы все что-то подавляем в себе, от чего-то бежим. Здесь уместен тот самый гамлетовский вопрос: «Быть или не быть».

    Кто же писал о борьбе с самим собой? Конечно, И. А. Гончаров в романе «Обломов». Борьба в Обломове начинается, когда Ольга Ильина старается вытащить любимого из той бездны, в какой он находился всю свою жизнь, с самого детства. Да, Илья Обломов задаётся вопросом: «Отчего я … такой?». Это был шаг к изменениям, к совершенствованию. Но суть всего конфликта заключается в характере героя. Он ленив, мечтателен, не приспособлен ни к чему. Но Обломов не решился что-то менять. Он принял судьбу, принял свою ничтожную, с точки зрения окружающих, жизнь, остался собой. Он проиграл поединок, который обещал ему самосовершенствование и улучшение. Но герой сам не захотел ничего менять, поэтому так и остался тем самым Обломовым.

    Или возьмём, например, Базарова из «Отцов и детей» Ивана Тургенева. Казалось бы, настоящий нигилист, который отрицает абсолютно всё вокруг. Ему не нужны ни семья, ни дружба, ни любовь. Но его мировоззрение рушится, когда он встречает Анну Одинцову. «Орган зрения» теперь вызывает волнение в его душе. Жизнь беспощадно ломает всю концепцию мира, которой придерживался герой. Любовь, которую он отвергал, настигла его самого. Евгений ведёт внутри себя настоящую войну принципов и чувств, разума и сердца. Но он ведёт себя достойно. Нельзя однозначно ответить, победил ли герой. Он нарушил свои принципы, он поверил в то, что любовь, как чувство, существует. Евгений признался в своих чувствах не только Анне, но и самому себе. Он принял свою новую сторону, обрёл новое знание и стал другим человеком. Да, в конце романа Базаров умирает, но зато теперь его душа спокойна и наполнена прекрасными чувствами. Не случайно одним из испытаний для героя в романе является дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым – поединок принципов обрел форму дуэли, которую, как и другие формы дворянской культуры, Базаров презирал и отрицал, но вынужден был принять ее, и его поведение во время поединка также усложняет образ Базарова в глазах читателей.

    Яркий пример поединка с собой мы видим у Фёдора Достоевского в романе «Преступление и наказание». Писатель показал, как человек пытается справиться с собой, своими страхами и мыслями. Родион Раскольников мечтает о великом будущем, но из-за нехватки денег вынужден унижаться. В начале произведения мы видим, что герою противны мысли об убийстве процентщицы, он чувствует отвращение к самому себе за такие рассуждения. После многих раздумий Родион выдвигает свою теорию жизни людей, делит всех на две группы: «право имеющие» – избранные, которым открыто удивительно будущее, и материал, «служащий единственно для зарождения себе подобных» [4: 19]. Герой считает себя избранным и верит, что может сделать всё, даже убить старуху и не быть наказанным. Мучительные терзания приводят Раскольникова к преступлению. «Я не старуху убил, я себя убил», – понимает герой [4]. Он осознаёт, что этим поступком поставил себя на одну черту с подлецами и негодяями. Родион пытается справиться с чувством вины, ищет себя, свою потерянную душу. Первый шаг к своему исцелению – рассказать Соне о страшной тайне. Благодаря поддержке девушки и принятию всей ситуации, Родион Раскольников признаётся в содеянном. Это момент исцеления, поединок с самим собой выигран, ведь теперь душа героя успокоится и начнётся новый этап жизни.

    Борьба с собой – довольно острая тема в русской литературе. Вспомним, например, пьесу Александра Островского «Гроза». Какие мучения испытывает Катерина из-за патриархальных устоев того времени. Она понимает, что жизнь в её представлениях и жизнь реальная очень отличаются, между ними огромная пропасть. Героиня не хочет изменять себе и своим принципам, она хочет оставаться лёгкой, свободной и чистой. Но мир в Калинове не позволяет этого. Она ведёт борьбу с желанием быть собой и нежеланием становиться подобной окружающим её людям. В этом поединке она может потерять себя и опустить руки, сдавшись. Молодая женщина решает, что выхода всего два: жить той жизнью, какой она сама хочет, или не жить вовсе. Этот поединок завершается смертью героини. Нельзя сказать о том, что Катерина проиграла этот бой, но и явной победы здесь тоже нет. Выигрыш девушки в том, что она не поменяла себя, да, рассталась с жизнью, но зато до самого конца осталась той чистой и светлой Катериной.

    Таким образом, поединок в литературе – дан ли он в конкретной форме дуэли героев или воплощен в тот или иной вид конфликта в литературном произведении – является средством создания образа как отдельного человека, так и определенного времени, целой эпохи или всего мира.

    1.2. Поединок с жизнью Александра Ивановича Куприна.

    Бесспорно, писателем, который в большей части своих произведений использовал тему поединка, был Александр Иванович Куприн. Писатель прожил долгую и насыщенную жизнь. Концепция дуэли была близка ему из-за собственной постоянной борьбы с собой и своими демонами, с судьбой и тяготами жизни, которые встречались у него на пути.

    Первые испытания настигли писателя ещё в раннем детстве. Когда мальчику был всего год, отец семейства – потомственный дворянин – скончался от холеры, и мать – княжна татарского рода – была вынуждена переехать в Москву на последние средства, отдать двух дочерей на попечение в казённые институты, а сама вместе с маленьким сыном поселиться в московском Вдовьем дворе, где обычно жили одни старухи-вдовы.

    В семь лет юного Сашу отдали в Московский Разумовский пансион для сирот, где он надел первую военную форму. Мальчик тяжело переносил военный быт и армейские уставы. Уже будучи взрослым, Куприн говорил и писал, что у него никогда не было детства. Через четыре года Александра Ивановича направляют во Второй Московский кадетский корпус, после которого курсант Саша становится гимназистом Третьего Александровского юнкерского училища. Будущий писатель уже не неуклюжий парнишка, а крепкий юноша, любвеобильный и страстный, готовый вызвать на дуэль любого за честь своего мундира. О своей военной службе и армейской юности Куприн напишет в повестях «На переломе» (бывш. «Кадеты») и романе «Юнкера».

    В полковом быту писатель пережил нелёгкое время: воспитанники часто ссорились, создавали собственные правила и выстраивали взаимоотношения, похожие на «дедовщину» в современной армии. Преподаватели относились к своим обязанностям формально и безучастно, а в некоторых случаях вообще были профессионально непригодными к преподаванию.

    Будучи юнкеров, Куприн впервые публикует своё произведение в печати. Им стал первый рассказ «Последний дебют», его опубликовали в журнале «Русский сатирический листок». Но это стало маленькой неудачей, потому что писатель тогда относился к своему творчеству несерьёзно и как такового стиля у него не было. За своё «творение» автор получил гонорар в 10 копеек и несколько суток карцера.

    Окончив обучение, подпоручиком Александр Иванович был направлен в Днепровский пехотный полк. Служба длиной в четыре года стала почвой для получения насыщенного опыта для Куприна. В это время он написал и выпустил свои военные произведения «Впотьмах», «Дознание», «Лунная ночь» и другие.

    Сразу после службы в полку писатель собирался поступать в Академию Генерального штаба. Но к экзаменам подпоручика не допустили из-за жалобы со стороны гражданского. Дело в том, что будучи в Киеве и отдыхая в ресторане-барже, писатель стал свидетелем того, как изрядно выпивший пристав домогался и оскорблял молодую официантку. За такое непозволительное с девушкой поведение Александр сбросил дебошира за борт. Конечно, пристав доложил о нападении и оскорблении, за что и получил наказание писатель.

    В 24 года Куприн ушёл в отставку и вернулся к мирской жизни без гражданской специальности. Отсюда начались времена скитаний и поисков себя. Александр Иванович поработал и в цирке, и на заводе, и в рекламном агентстве, и в издательстве, попробовал себя в роли и рыбака, и шарманщика, и боксёра, актёра, и кузнеца, и даже вора. Писатель жил с мыслью, что в жизни нужно успеть попробовать всё, что только возможно, чтобы потом не жалеть о прожитых впустую годах.

    Молодой Куприн остаётся жить в Киеве, потом уезжает в Одессу, Севастополь. «Когда я вышел из полка, самое тяжелое было то, что у меня не было никаких знаний, ни научных, ни житейских. С ненасытимой и до сей поры жадностью я накинулся на жизнь и книги», – написала со слов отца вторая дочь писателя Ксения в своих воспоминаниях «Мой отец» [10]. Писатель никак не мог найти своё место, нигде не сумел закрепиться. Профессии, в которых Александр пробовал себя, либо быстро наскучивали ему, либо он вступал в ссоры с начальством и коллегами. Из-за своего своенравного характера и неумения молчать на грубость и несправедливость Александр Иванович лишился места на заводе, не проработав там и недели. Старший мастер любил без дела кричать на своих подчинённых, оскорблять и унижать их за малейшие проступки. Кончено, Куприн не смолчал, он поднял небольшой бунт, поругался с начальником и чуть не побил его, за что его и выгнали.

    Таких ситуаций было много. О своих приключениях и трудностях жизни писатель не любил болтать, но охотно вносил личный опыт в опыт героев своих повестей и рассказов. Так, в эти годы он написал произведения «Молох», «Олеся», несколько небольших рассказов и вынашивал в голове идею будущего «Поединка».

    Большую роль в жизни Куприна сыграло знакомство с Иваном Буниным, который помог писателю попасть в литературный мир. Будучи в Одессе и находясь в поисках себя, Куприн часто проводил время в барах и кабаках, где заводил знакомства с местными пьянчугами и рыбаками. Новые «друзья», разделив с Александром бутылку, начинали рассказывать истории своих жизней, они плакались ему и жаловались на обстоятельства. Писатель подмечал детали, запоминал самое важное. Таким образом жизни были обеспокоены близкие Куприна, считая, что он зря прожигает талант и время, катится на дно и теряет себя в потоке алкоголя.

    Иван Алексеевич старался при удобных случаях напоминать, а иногда и заставлять, браться за письмо и творить. Чтобы обезопасить друга от общества рыбаков, бомжей и циркачей, Бунин предложил ему переехать в Санкт-Петербург. Это было переломным моментов для Александра Ивановича. Благодаря Ивану Бунину, Куприн стал вхож в писательские круги и литературные салоны. В один из светских вечеров автор познакомился с будущей женой Марией Давыдовой. Их роман быстро закрутился и уже через три месяца они решили пожениться. Они горячо любили друг друга. Мария Карловна была строга с писателем в литературном плане. Когда её муж работал повестью «Поединок», она была сурова с ним, боролась с его ленью и заставляла писать. Женщина закрывала дверь в спальню, не пуская Куприна в свою постель, пока тот не принесёт её новую главу и она не понравится ей. Наверное, благодаря такому подходу, публика смогла увидеть знаменитый «Поединок», который и принёс писателю настоящее признание. Куприн отразил в нём тот революционный настрой общества. Неудача в русско-японской войне дала людям почву для размышлений о состоянии армии. Большой полковой опыт Александра Ивановича был по нраву читателям, писатель показал ту жизнь такой, какой она и была. Пошлой, бессмысленной, развязной, с азартными играми и одноразовыми романами. Благодаря реальности и правдивости повести имя автора ставят на одну строчку с именами выдающихся творцов А. Чехова, М. Горького и И. Бунина.

    Жизнь в петербургских писательских кругах увлекает Александра Ивановича. Он всё больше трудится над текстами, сравнивает своё творчество и произведениями ведущих писателей, иногда подгоняет своё мышление под их стандарты. В годы своей популярности Куприн сотрудничает с газетами и журналами, пишет свои рассказы «Белый пудель», «Болото», «Трус» и другие. На их страницах мы можем увидеть тех самых пьянчуг, рыбаков и циркачей, с которыми писатель часто оставался поговорить «по душам». Это говорит о том, что Александр Иванович был писателем по призванию. Слава не казалась ему чем-то особенным, автор вёл себя так, будто ничего нового и не случалось. Деньги и популярность лишь дали ему больше свободы, больше вседозволенности.

    Но через время серость Петербурга начала тяготить Куприна, ему тяжело давалось творить в угнетённом настроении. Писатель стремился на юг, куда они ежегодно ездили с женой. Внутри писателя теснились любовь к людям и стремления к переменам. Он мало разбирался в политике, но очень хотел, чтобы людям стало проще жить. Уехав в Балаклаву, Куприн снова начал чувствовать себя живым. Он вдохновлялся природой и окрестностями. Красочные пейзажи Александр Иванович будет вспоминать во время эмиграции и отражать их в своих произведениях того периода.

    Революционные мысли взяли над писателем верх, когда он стал свидетелем несправедливого наказания матросов крейсера «Очаков», которые подняли бунт на борту. Управление приняло решение расстрелять судно вместе с солдатами, многие из них просто сгорели заживо. Куприн не мог молчать, в очерке «События в Севастополе» он честно и реалистично описал этот случай, за что его выслали обратно в Петербург, а через несколько лет разбирательств посадили под домашний арест с приставлением смотрителя.

    Александр Куприн не мог писать. Его революционные намерения притихли, а в обществе и вовсе пошли на спад, все стали часть общепролетарского дела, чего для себя автор не хотел. Он был на распутье не только в творчестве, но и в личной жизни. Из-за внутренней борьбы со своими принципами и образом жизни писатель не мог стать идеальным мужем. Он часто ночевал в каких-то номерах, ночами пропадал в пивных. Мария Карловна не могла терпеть такого отношения, да и сама не была примерной женой. Её затянула карьера журналиста, она полностью посвящала себя работе и заботилась только о творчестве мужа, не забывая заставлять его работать над текстами. Их любовь изжила себя на фоне проблем, конфликтов и отчаяния. Даже дочь Лида не была стержнем их брака.

    Александр Иванович влюбляется второй раз. Его новой избранницей становится подруга детства Марии Давыдовой Елизавета Гейнрих. Их союзу не был рад никто. Осуждение и презрение сыпались с обеих сторон, но это не помешало влюблённым пожениться и завести ребёнка, у пары родилась дочь Ксения. Семейство переехало в Гатчину. Здесь Куприны старались обжиться, создать желанный семейный очаг. Александр Иванович не изменял себе ни в увлечениях, ни в знакомствах. Он вёл переписки с друзьями из Петербурга, занимался домашнее хозяйство в своём огородике, где выращивал овощи. Конечно, не оставил он и мысль о том, что нужно успеть всё. Так, писатель погружался на морское дно в водолазном костюме, летам на аэростате. О всех своих приключениях он писал очерки, например, «Мой полёт» и «Над землёй».

    Спокойная семейная жизнь Куприных поменялась, когда наступила Первая мировая война. С этим меняется и мировоззрение писателя. Из ранее революционных мыслей появились консервативные взгляды на «бытовую» Россию. Александр Иванович даже пишет сонет «Рок», где изливает самые серьёзные чувства к родине. В первые военные дни Куприн организовал в своём доме небольшой госпиталь для раненых и больных. Не желая сидеть на месте, писатель отправляется на фронт, какое-то время командует ротой, обучает солдат бою. Но здоровье не позволило остаться в строю ни в качестве солдата, ни в качестве корреспондента.

    Частое эмоциональное выгорание и приступы лени писатель испытывал из-за глубоких мыслей о будущем семьи и страны. Он ждал каких-то изменений, хотел вырваться из однообразия. Поэтому Февральскую революцию Куприн встретил бодро. Он начал сотрудничать с газетами, писать статьи. Как уже упоминалось ранее, автор не особо разбирался в политике, ему нравилось писать о том, что волнует людей. О них он думал в первую очередь. Но и эта деятельность разочаровала Александра Ивановича. Любимая страна начала двигаться совершенно в противоположном направлении, в отличие от того, чего ожидал он.

    Самые жестокие муки и терзания Куприн испытал во время эмиграции. Семья Александра сначала прожила полгода в Хельсинках, где быт у них совсем не сложился, а потом переехала в Париж, где кое-как сводила концы с концами. Писатель стал много ностальгировать, вспоминал о прежней прекрасной России, о богатой природе и замечательных людях. Жизнь писателя, казалось, встала на месте. Он осунулся, сильно постарел, начал болеть, потерял тягу к писательству и творчеству. Знакомые переживали, что у Александра Ивановича развивалось старческое слабоумие.

    «Последние годы Куприна на чужбине были выстужены болезнью, острой нуждой, отчаянием. Европейское культурное древо отторгло, как привитой к стволу дичок, язычески загадочную, хаотическую Русь Куприна. «Для французов мы – папуасская литература, курьез. Но курьез уже приелся…» Живя в Париже, писатель постепенно лишался всего жизненно необходимого: сюжетов, вдохновения, читателя и попросту сносных условий существования», – написала исследовательница творчества писателя О. Фигурнова [16].

    После возвращения в Россию, казалось, жизнь Александра Ивановича должна была вновь обрести краски, но он уже не хотел что-то менять. Свои последние полтора года писатель провёл со второй женой Лизой. Но уже никто не знал, что происходит у Куприна внутри. Он приехал, где-то глубоко надеясь на то, что любима родина станет прежней и всё вернётся на свои места. Но большевистский режим уже нельзя было остановить. Александр Иванович умер от воспаления лёгких после пребывания на военном марше. Перед смертью он, будучи в трезвом уме, позвал к себе священника, который читал ему молитвы.

    Александр Куприн ушёл из жизни уже известным, имеющим своего читателя, получившим литературное призвание. В своей жизни он встретил немало проблем. И алкогольная зависимость, и разгульный образ жизни, и браки, и разводы, и смерти, и несправедливости судьбы. Он держался стойко и принимал дарованные ему тяготы как должное. Куприн хоть и не видел привычного для всех детства, но не утратил ребёнка в своём сердце. Он жил с верой в лучшее и настоящее, хотел помогать и быть другом всем. Эта позиция была оправдана, а ему творчество, талант и усердия были вознаграждены признанием и любовью читателей, которые смогли прочувствовать то, что испытывал сам писатель.

      1   2   3


    написать администратору сайта