Главная страница
Навигация по странице:

  • Марк Туллий Цицерон

  • Луций Анней Сенека

  • Марк Аврелий Антонин

  • Политическая мысль Античности. Древний Рим


    Скачать 22.46 Kb.
    НазваниеПолитическая мысль Античности. Древний Рим
    Дата12.05.2019
    Размер22.46 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаPoliticheskaya_mysl_Drevnego_Rima.docx
    ТипДоклад
    #76788

    Доклад на тему «Политическая мысль Античности. Древний Рим»

    Одним из истоков мировой политической мысли считаются политические воззрения древних римлян. Безусловно, римская политическая мысль оказала огромное влияние на ход развития мировой политологии. Многие идеи древних учёных стали политическими ценностями современной цивилизации, и актуальны в современной политической жизни.

    Общественно-политическое устройство цивилизации Древнего Рима оказало определяющее влияние на развитие политической мысли. С самого начала в римской общине были строго определены права всех членов общины в отдельности и общины как единой структуры. На страже этой правовой системы стояли законы и правосудие. Особым направлением римской культуры стала знаменитая юриспруденция.

    Долгое время Рим существовал как республика, что чаще всего переводится как власть народа. Высшая власть принадлежала Сенату. Сенат контролировал и руководил деятельностью народного собрания в нужном для него направлении. Государственная система римской республики также включала в себя такие государственные должности как магистраты, консулы, преторы, квесторы, эдилы, каждая из которых имела чёткие полномочия и ограничения во властных ресурсах. Чуть позже появляется должность трибунов, избираемых из числа плебеев. К III в. до н.э. окончательно сложился римский государственный строй в форме аристократической рабовладельческой республики. В 27 г. до н.э. римская республика перерождается в империю, которая постепенно разрастается, включая в себя разнородные по этническому, конфессиональному, социально-экономическому и политическому развитию регионы. При этом Римская цивилизация с точки зрения социальной и экономической системы сохранила характер рабовладельческой аристократической системы. Начиная с III в. до н. э. образование крупных поместий (латифундий), основанных на эксплуатации рабского труда, потребовало массового притока рабов, расширения государственной территории и проведения завоевательной политики. За довольно короткий срок Рим превратился из государства-полиса с республиканским правлением в крупнейшую рабовладельческую империю. Организация империи была завершена в I в. до н. э. Этот процесс осуществлялся в условиях обострения классового противостояния — гражданских войн, восстаний рабов.

    Безусловно данные политические трансформации оказывали влияние на развитие политической мысли.

    Ещё один социокультурный фактор развития политической мысли древнего Рима – влияние Эллады. Эллинский мир оказал определяющее влияние на развитие римской культуры (от архитектуры до поэзии), и, безусловно, философская и политическая мысль римских авторов развивалась в русле тенденций общей античной мысли.
    Политические концепции древнегреческих мыслителей были восприняты древнеримскими мыслителями, среди которых наибольший вклад внесли Цицерон, Сенека, Марк Аврелий.

    Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.). происходил из богатой семьи “всадников”, получил отличное для своего времени образование, блестяще владел греческим языком, создал классический латинский язык (“язык Цицерона”). Как выдающийся оратор и политический деятель Цицерон прославился благодаря государственной деятельности на о.Сицилия. Но в наши дни особое внимание привлекают его научное наследие. В трактате “О государстве” Цицерон продолжает мысль Аристотеля о возникновении государства из семьи. Фактически продолжая мысли великого эллинского философа, Цицерон рассуждает о таких формах политического устройства как монархия, аристократия и демократия. Политический идеал Цицерона — аристократическая сенатская республика. Истинное государство — “достояние народа”, выражение общего интереса его граждан, определенное правовое образование (“общий правопорядок”). Особой ценной мыслью римского автора следует считать идею, что “народ не любое соединение людей, а соединение людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов”. Государство и право возникают из природы людей, носят божественный характер и основаны на всеобщем разуме и справедливости. Также значимы сегодня идеи древнеримского учёного о неприкосновенности частной и государственной собственности, это он называл «осквернением права». Право выступает неотъемлемым признаком государства, его определяющим началом. Также Цицерон разработал теорию “идеального гражданина”, государственного деятеля. Мудрый государственный деятель обладает искусством политического предвидения, основанного на глубоком знании государственного устройства и права, стремится найти “наилучшую” форму государственного устройства, которую мыслитель видел в соединении монархии (царская властьмонархия), власти оптиматов (аристократия) и демократии (власть народа). Эти формы, взятые отдельно, ведут к кризису государственности, а вместе составляют систему сдержек и противовесов. Каждая из названных форм может вырождаться, приводя к появлению порочных состояний (тирания, господство клики богатых и власть толпы). Эти взгляды фактически утверждают ценности правого государства.

    В эпоху эллинизма политические идеи, в основе которых заложены нравственные начала, развивали римские стоики. Среди них знаменитый Сенека. Государственный деятель, сенатор, воспитатель императора Нерона Луций Анней Сенека (ок. 5 г. до н. э. — 65 г. н. э.) занимался общественной деятельностью в качестве сенатора, а позже — квестора. Занимая столь высокие должности, он стал жертвой многочисленных интриг, но в конечном итоге Сенека оказывается приближенным к юному императору Нерону в качестве воспитателя.

    Сенека не был примером добродетели, хотя во многих трудах призывает следовать нравственным нормам, почему и стал примером расхождения между мировоззрением и образом жизни: проповедовал бедность, но стремился к чрезмерному обогащению. Это несоответствие осознавал, но цинично оправдывал. Сенека исследует проблему рабства. Он не против самого института рабства как неизбежного для того времени. Он считает, что рабами становятся те, у кого нет мужества умереть, и ставит в пример плененного мальчика-спартанца, которого хотели сделать рабом, но он с криком “Я не раб!” разбил себе голову о стену. Но примечательно его суждение: “Тот, кто думает, что рабство распространяется на всю личность, заблуждается: ее лучшая часть свободна от рабства. Только тело подчинено и принадлежит господину, дух же сам себе господин”. Этика Сенеки — пассивный героизм. Как видим, идеи Сенеки трудно считать строго политическими, они скорее относятся к сфере политической и правовой этики. На наш взгляд, мысли Сенеки, воспитавшего одно из самых жестоких самодуров на императорском престоле Рима, не могут быть востребованы в современной политологии. К тому же этические принципы Сенеки расходились с его жизненными реалиями.

    Император Марк Аврелий Антонин (121- 180 гг. до н.э.) занимает собое место среди римских политических авторов, он разделял позицию философского движения стоицизма. В своих политических воззрениях развивал представление о государстве с равным для всех законом. Император-философ утверждал ценность государства, которое превыше всего ставит свободу подданных. Особое внимание заслуживает его сочинение с философским названием "К самому себе", где Марк Аврелий утверждает вроде бы очевидную мысль - все мы разумные существа. "Если так, - продолжает император-стоик, - то и разум, повелевающий, что делать и чего не делать, тоже будет общим; если так, то и закон общий; если так, то мы граждане». Таким образом, учёный выводит мысль о возникновении закона и государства из естественного развития человека и прогресса разума. По мнению некоторых современных авторов, некоторые мысли Марка Аврелия были близки и христианскому учению, т.к. в том же сочинении он рассуждает о том, что гражданское общество устроено наподобие некоему Граду, описание которого напоминает описание высшего духовного мира.

    Древний Рим стал заключительным этапом истории древнего мира в целом, и потому в эволюции его общества и государства нашли яркое проявление как конкретные особенности римской государственности и культуры, так и общие черты многих древних обществ.

    Устойчивость имперской системы, эффективное управление со стороны центрального правительства и провинциального аппарата дополнялись реформированием военной организации. В I--II вв. достигла своего высшего предела рабовладельческая формация. В условиях расцвета рабовладения римляне углубили понимание рабства как естественной основы экономики и политической свободы в рамках политической системы республики и Римской империи путем тщательной юридической разработки этих понятий. В римском праве I--III вв. понятия рабства и свободы достигли такой кристаллизации и внутренней полноты, которые без особых изменений сохранились в праве средневековья и нового времени.


    написать администратору сайта