Главная страница
Навигация по странице:

  • Воронежский филиал РАНХиГС

  • Реферат на тему: «

  • Реферат Политико-правовые взгляды Платона (без титульного). Политикоправовые взгляды Платона по дисциплине История политических и правовых учений


    Скачать 40.59 Kb.
    НазваниеПолитикоправовые взгляды Платона по дисциплине История политических и правовых учений
    Дата11.05.2023
    Размер40.59 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат Политико-правовые взгляды Платона (без титульного).docx
    ТипРеферат
    #1122357

    Федеральное государственное бюджетное образовательное

    учреждение высшего образования

    «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
    И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ


    ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
    Воронежский филиал РАНХиГС

    Факультет государственного и муниципального управления –

    Центр дополнительного образования
    Кафедра государственно-правовых дисциплин

    Реферат на тему:

    «Политико-правовые взгляды Платона»
    по дисциплине «История политических и правовых учений»
    Подготовил:

    магистрант 1 курса

    по направлению подготовки магистратуры «40.04.01«Юриспруденция», очной или заочной формы обучения

    Ф.И.О.
    Проверил: к.и.н.,

    доцент Пекшева Л.А.

    Воронеж - 2023 г
    Оглавление

    Оглавление


    Введение 4

    Основная часть 5

    Взгляды Платона на государство 5

    Помимо идеального государства, во главе которого стоит один «просвещенный монарх» или несколько философов, Платон описывает еще три вида правления. По этой классификации возможны власть одного (монархия), власть немногих и власть большинства. И каждый этот вид распадается на два своих подвида по признаку наличия законности. Терминология такая: законная монархия — это царская власть, а незаконная— это тирания; законная власть немногих — аристократия, а незаконная — олигархия; далее, демократия с законами и без законов. Признак законности здесь имеет некоторое вспомогательное значение, для различения режимов. Платон интересно отмечает, что демократия будет наихудшей формой власти, если сравнивать её с законной монархией или с законной властью немногих лучших (аристократией). Однако по сравнению с незаконными подвидами власти одного и немногих (тиранией и олигархией), то лучше демократии уже не придумать! 8

    В диалоге «Законы» описывается проект государства уже не столь идеального, как преподнесенное в диалоге «Государство». Что же это за второй проект? Здесь мы видим, что общество насчитывает 5040 граждан. Они получают от государства земельный участок и дом. Чтобы не было зависти и распрей, бросают жребий. И эта недвижимость остается государственной. Граждане лишь пользователи-владельцы. Но абсолютного права собственности не получают. Только некоторое право пожизненного наследуемого владения. Общество делится на четыре класса по признаку имущественной состоятельности. Установлены законом пределы бедности и богатства (разница не может быть более пятикратной). Золото и серебро иметь запрещено. Деньги в рост давать запрещено. Роскошь запрещена (вспомним Томаса Мора и его жителей Утопии в одинаковых одеждах). 9

    А что с рабами? Они не входят в круг граждан. Как и иностранцы. Но именно их удел – трудовая деятельность на поприщах обработки земли, товарного производства, торговых дел. Во благо граждан. Впрочем, Платон считал, что рабы должны иметь качество жизни (питание и т.д.) не хуже своих господ. И видел в достижении этой цели одну из государственных задач. 9

    Быт второго платоновского государства, как и первого, пронизан стремлением повсюду насаждать единомыслие и коллективистские начала. Хотя индивидуальная семья признается, однако все дело воспитания регламентировано законами и находится в руках многочисленных должностных лиц. Женщины равноправны с мужчинами, хотя и не входят в число высших правителей. Политическими правами обладают только граждане. Граждане равноправны, но принцип равенства трактуется Платоном аристократически, то есть некоторые граждане «равнее» других. 9

    Во главе платоновского государства стоят 37 правителей, избираемых путем многоступенчатых выборов. Возраст правителей колеблется от 50 до 70 лет. Стоять у власти можно не более 20 лет. Полномочия правителей обширны. Значительной властью обладает выборный Совет из 360 членов (по 90 человек от каждого класса). Мельком упоминается о наличии народного собрания, причем к посещению его обязываются (под страхом наказания) лишь граждане первого и второго классов. Для граждан третьего и четвертого классов посещение народного собрания не обязательно. Предусматривается также избрание множества гражданских и военных должностных лиц. Все кандидаты на должности проходят проверку правомерности их претензий. Также Платон предлагает создать один надгосударственный орган — особое «ночное собрание» из 10 самых мудрых и престарелых стражей, которым вручается судьба государства. 9

    Взгляды Платона на право 10

    Платон в диалоге «Законы» различает два вида государственного устройства: один — где над всем стоят правители, другой — где правителям предписаны законы. Речь при этом идет о справедливых законах — «определениях разума», установленных ради общего блага всего государства в целом, а не какой-то ограниченной группы, захватившей власть. Платон говорит, что там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях. Платон рекомендует законодателю придерживаться умеренности, ограничив, с одной стороны, власть правящих, с другой — свободу управляемых. Учету подлежат также география местности, климат, почва и т. п. Невозможно устанавливать законы вразрез с местными условиями. Большое значение он придает разработке и изучению науки о законах. В проекте второго по достоинству государства основная ставка делается на детальные и суровые законы, которые скрупулезно и жестко регламентируют публичную и частную жизнь людей, определяя распорядок дня и ночи. 11

    Заключение 14

    Очень интересно относится Платон к демократии! Он отмечает, что демократия это наихудшая форма власти, если сравнивать её с законной монархией или с законной властью немногих лучших (аристократией). Однако по сравнению с незаконными подвидами власти одного и немногих (тиранией и олигархией), то лучше демократии уже не придумать! 14

    Список литературы 15

    Введение



    Великий древнегреческий философ Платон жил в V-IV веках до н.э. Годы его жизни: 427-347 гг. до н.э. Как видим, он прожил довольно-таки длинную жизнь, 80 лет. Это было время расцвета политико-правовой мысли в Древней Греции. Творчество Платона оказало большое влияние на развитие научного знания в масштабах всего человечества. Среди его учеников был Аристотель. А сам Платон был учеником Сократа. После казни своего великого учителя в 399 г. до н.э. Платон сначала покинул Афины (по понятным причинам), а уже вернувшись из своих путешествий через 10 лет открыл в предместье Афин знаменитую Академию. Философ прославился своим возвышенным учением, согласно которому помимо объектов материального мира, которые человек может «пощупать» посредством своих телесных чувств, есть также мир идей, созерцать которые человеку позволяет его интеллект.

    Без пристального внимания этого мыслителя не остались и вопросы политики и права. Ведь Платон происходил из семьи афинских аристократов. Рассмотрим воззрения этого философа на государство и право.

    Основная часть



    Взгляды Платона на государство




    Платон в духе своего времени отождествляет общество и государство. Для него государство – это необходимая форма общежития, без которой человек просто не сможет выжить как вид (в принципе, с этим трудно поспорить и в XXI веке).

    В двух своих диалогах «Государство» и «Закон» Платон приводит два проекта государства. Первый проект описывает самое лучшее государство. Его сущность в том, что оно полностью подчиняется идеальным нравственным началам. При этом эти начала настолько глубоко присущи представителям политической элиты (философам-интеллектуалам и воинам-защитникам), что управляемое общество не нуждается в позитивном законодательстве.

    Помимо вышеуказанных сословий философов, занимающих высшее положение в обществе, и воинов (здесь напрашивается аналогия с индийскими кастами жрецов и кшатриев) имеется третье (низшее) сословие, представляющее собой бизнес той эпохи (купцы, ремесленники, земледельцы).

    Платон с присущей ему аристократичностью подмечает, что поскольку у людей из низшего сословия «…души сломлены и изнурены грубым трудом…» [1], постольку они не годятся для управления обществом.

    По указанным причинам переход из этого третьего сословия наверх, в слой управленцев считается недопустимым: «…всякому … мы поручили только одно дело, к которому он годится по своим природным задаткам: этим он и будет заниматься всю жизнь, не отвлекаясь ни на что другое, и достигнет успеха, если не упустит время. …» [1]. Вместе с тем Платон приходит к пониманию, что природа может, как говорится, «отдыхать на детях». Поясним эту мысль. В учении Платона ставка делается на то, что управлять делами государства и жизнью всего общества будут философы, под которыми понимаются люди исключительно высоконравственные. Иначе вся конструкция великого мыслителя просто рушится как карточный домик. Соответственно, если потомок философа не окажется столь же успешным в своем предназначении, такого «мажора» придется заменить более достойным выходцем из низов. Конечно, такие кадровые решения находятся в исключительной компетенции представителей высшего класса. Никакого самовыдвижения не предусматривается. Но как таковой «социальный лифт» у Платона не исключается, а наоборот даже признается как вещь необходимая.

    Главный же принцип мирного сосуществования разных слоев общества – это взаимное уважение, проистекающее от преданности той общей идее, что каждый на своем месте служит делу общего процветания. Никаких распрей, никакой классовой вражды быть не должно и не может. Как мы уже отметили выше, самовольное перемещение «из грязи в князи», по усмотрению одного лишь человека, возжелавшего синекуры, недопустимо. При этом нарушение данного запрета является страшным преступлением. Ведь нельзя идти против уготованной судьбы. Каждому своё (как было написано потом нацистами на воротах концентрационного лагеря Бухенвальд). Предназначение человека нельзя менять произвольно. Выше мы уже цитировали эти слова Платона: «…всякому … мы поручили только одно дело, к которому он годится по своим природным задаткам: этим он и будет заниматься всю жизнь …» [1]. Делай свое дело, не вмешиваясь в чужие, и будь что будет. Платон видит в этом справедливость. Природные задатки, то есть сам факт рождения предопределяет для человека то место, которое он займет в обществе. Для идеологической обработки населения в духе аристократических идей Платон выдвигает миф, согласно которому по воле богов в душах людей имеются примеси различных металлов. Конечно же такой металл, как золото, примешан только в душах избранных для управления обществом. Серебро считается металлом подешевле, и если оно в душе есть, то это человек рангом пониже, но тоже элитарная личность, только на ступеньку пониже. Железо и медь – так называются металлы, обнаруживаемые в душах простых деловых людишек - земледельцев и мастеров. Но тут, однако, могут произойти такие алхимические процессы, что у простолюдинов потомок вдруг обнаружит в своей душе примеси злата и серебра. И тогда его могут пригласить занять более высокое положение, точнее это назвать головокружительной карьерой, но решение этого тонкого вопроса – только в компетенции правителей. Кто же они по замыслу Платона? Это философы. Только они могут «скачать» ту важную ценную информацию из мира идей, которая может обеспечить процветание всего общества. Только они могут возглавить государство, этот высший общественный союз по определению Аристотеля, учившегося у Платона. При этом мудрец считает, что надо руководствоваться принципом «аристократии духа», а не «аристократии крови». Философы-правители – это духовная элита. Высокоразвитый интеллект и нравственное совершенство – её отличительные признаки.

    Форме правления в образцовом государстве в диалоге «Государство» ен придается какого-то сакрального значения. Форма верховной власти может представлять собой либо монархию (когда правит всего лишь один философ), либо аристократию (когда у власти находятся два и более философов). Платон понимает, что эффективность политической системы зависит во многом от того, как воспитаны подданные с самого детства, какой у них менталитет и образ жизни. Два высших сословия – философы и воины – в целях достижения сплоченности имеют общность имущества и даже жен. Родившиеся дети тоже общие, они не должны знать, кто их родители. Продовольствие, необходимое для поддержания жизни, представители элиты получают от простых граждан натурой. сословия в виде натуральных поставок. Деньги элита не может иметь. Живут они сообща, вместе принимают пищу. Это по сути образ походной жизни солдата.

    Что касается третьего сословия, то для его представителей Платон в своих теоретических разработках постарался учесть все их потребности, а также факт разделения труда. Они могли иметь частную собственность. В том числе всеобщий эквивалент и средство накопления богатств – деньги. Они могли торговать на рынках. Возможно, Платон понимал, что рыночная экономика более перспективна, чем плановая, ведь от трудов третьего сословия кормились и высшие лица государства. Вместе тем сильно богатеть бизнесменам не полагалось, чтобы часом не произошло какой-нибудь буржуазной революции. Но и уровень жизни полагался всем достойный. Идеальный государственный строй несовместим с значительным имущественным расслоением, которое присуще прочим, «плохи» государствам.

    Заметим, что в вышеописанной организации жизни элиты (по образцу военного лагеря с обшей собственностью и групповыми брачными отношениями) видны исторические черты аристократической Спарты.
    Помимо идеального государства, во главе которого стоит один «просвещенный монарх» или несколько философов, Платон описывает еще три вида правления. По этой классификации возможны власть одного (монархия), власть немногих и власть большинства. И каждый этот вид распадается на два своих подвида по признаку наличия законности. Терминология такая: законная монархия — это царская власть, а незаконная— это тирания; законная власть немногих — аристократия, а незаконная — олигархия; далее, демократия с законами и без законов. Признак законности здесь имеет некоторое вспомогательное значение, для различения режимов. Платон интересно отмечает, что демократия будет наихудшей формой власти, если сравнивать её с законной монархией или с законной властью немногих лучших (аристократией). Однако по сравнению с незаконными подвидами власти одного и немногих (тиранией и олигархией), то лучше демократии уже не придумать! В диалоге «Законы» описывается проект государства уже не столь идеального, как преподнесенное в диалоге «Государство». Что же это за второй проект? Здесь мы видим, что общество насчитывает 5040 граждан. Они получают от государства земельный участок и дом. Чтобы не было зависти и распрей, бросают жребий. И эта недвижимость остается государственной. Граждане лишь пользователи-владельцы. Но абсолютного права собственности не получают. Только некоторое право пожизненного наследуемого владения. Общество делится на четыре класса по признаку имущественной состоятельности. Установлены законом пределы бедности и богатства (разница не может быть более пятикратной). Золото и серебро иметь запрещено. Деньги в рост давать запрещено. Роскошь запрещена (вспомним Томаса Мора и его жителей Утопии в одинаковых одеждах). А что с рабами? Они не входят в круг граждан. Как и иностранцы. Но именно их удел – трудовая деятельность на поприщах обработки земли, товарного производства, торговых дел. Во благо граждан. Впрочем, Платон считал, что рабы должны иметь качество жизни (питание и т.д.) не хуже своих господ. И видел в достижении этой цели одну из государственных задач. Быт второго платоновского государства, как и первого, пронизан стремлением повсюду насаждать единомыслие и коллективистские начала. Хотя индивидуальная семья признается, однако все дело воспитания регламентировано законами и находится в руках многочисленных должностных лиц. Женщины равноправны с мужчинами, хотя и не входят в число высших правителей. Политическими правами обладают только граждане. Граждане равноправны, но принцип равенства трактуется Платоном аристократически, то есть некоторые граждане «равнее» других. Во главе платоновского государства стоят 37 правителей, избираемых путем многоступенчатых выборов. Возраст правителей колеблется от 50 до 70 лет. Стоять у власти можно не более 20 лет. Полномочия правителей обширны. Значительной властью обладает выборный Совет из 360 членов (по 90 человек от каждого класса). Мельком упоминается о наличии народного собрания, причем к посещению его обязываются (под страхом наказания) лишь граждане первого и второго классов. Для граждан третьего и четвертого классов посещение народного собрания не обязательно. Предусматривается также избрание множества гражданских и военных должностных лиц. Все кандидаты на должности проходят проверку правомерности их претензий. Также Платон предлагает создать один надгосударственный орган — особое «ночное собрание» из 10 самых мудрых и престарелых стражей, которым вручается судьба государства.



    Взгляды Платона на право




    Относительно позитивного законодательства Платон высказывался, на наш взгляд, довольно-таки пренебрежительно, говоря про жизнь тех, кто так верит в их силу: «… вся их жизнь пройдет в том, что они вечно будут устанавливать множество разных законов и вносить в них поправки в расчете, что таким образом достигнут совершенства …» [1]. Отметим здесь, что Государственную Думу современной России за качество принимаемых законов в юридических кругах уже давно окрестили «бешеным принтером»…

    В обоих проектах образцовых государств, описанных выше, главная роль в регулировании общественных отношения отводится, по нашему мнению, нормам естественного права. Религиозное происхождение этих норм в учении Платона не меняет сути, которая состоит в том, что они существуют не в результате создания их человеком. Они заложены в природу (естество) человека, и здесь уже не имеет принципиального значения, каким именно образом произошла эта «закладка».

    А позитивному законодательству Платон отводит хоть и важную, но как бы второстепенную роль: «… всякому ясно, что законодательство – великое дело. Но если хорошо устроенное государство поставит непригодную власть над хорошо установленными законами, то законы эти не принесут никакой пользы и положение создается весьма смешное; более того, это наносит государству величайший ущерб и приводит его к гибели …» [2].

    Вообще, Платон вполне верно отмечает, что в умах людей «… относительно справедливости … царит полнейшая сумятица и неразбериха …» [2].

    Платон делает ставку на законы, которые детально и сурово регламентируют публичную и частную жизнь людей. Речь при этом идет о справедливых законах — «определениях разума», установленных ради общего блага всего государства в целом, а не какой-то ограниченной группы, захватившей власть.

    Во имя незыблемости законов Платон объявляет войну всякого рода новшествам, идущим от вольнодумцев-поэтов или из культур других стран. Платон считает, что опасны даже произвольные изменения в детских играх! На страже законов стоит правосудие. Каждый правитель в определенных случаях выступает как судья. К общему отправлению правосудия должны быть, по мнению Платона, причастны и все граждане государства.

    Существенное значение Платон придавал идеологической обработке населения проектируемого государства путем внушения ему представлений о божественности и незыблемости учреждаемых порядков и законов, суровых загробных карах за их нарушение и т. д.
    Платон в диалоге «Законы» различает два вида государственного устройства: один — где над всем стоят правители, другой — где правителям предписаны законы. Речь при этом идет о справедливых законах — «определениях разума», установленных ради общего блага всего государства в целом, а не какой-то ограниченной группы, захватившей власть. Платон говорит, что там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях. Платон рекомендует законодателю придерживаться умеренности, ограничив, с одной стороны, власть правящих, с другой — свободу управляемых. Учету подлежат также география местности, климат, почва и т. п. Невозможно устанавливать законы вразрез с местными условиями. Большое значение он придает разработке и изучению науки о законах. В проекте второго по достоинству государства основная ставка делается на детальные и суровые законы, которые скрупулезно и жестко регламентируют публичную и частную жизнь людей, определяя распорядок дня и ночи.
    Отдельно отметим некоторые интересные, на наш взгляд, особенности учения Платона о праве.

    Например, осознавая разницу между такими формами вины, как умысел и неосторожность, Платон тем не менее указывает: «… пусть не считают при рассмотрении любого вреда, нанесенного несправедливостью, что здесь бывает два вида несправедливых поступков: во-первых – умышленные, во-вторых – неумышленные. Дело в том, что вред, причиняемый невольно, встречается не реже и вредит не меньше всякого рода добровольно причиняемого вреда …» [2]. Действительно, например, для членов семьи того несчастного водителя, погибшего в результате ДТП, учиненного пьяным актером Ефремовым, совершенно не имеет значения, какая у этого преступления форма вины.

    Вместе с тем Платон призывает к тому, чтобы оценивать субъективную сторону проступка, и считает лучшим исходом конфликта примирение сторон: «… законодателю надо смотреть, каковы были по отношению к справедливости намерения и образ действий человека, когда он оказал кому-нибудь услугу или нанес какой-нибудь вред. Надо обращать внимание на две различные стороны: на справедливость и на вред. С помощью законов надо, насколько возможно, возместить нанесенный вред … Коль скоро проступок искуплен возмездием, надо попытаться с помощью законов из каждого случая раздоров и вреда сделать повод для установления между виновником и пострадавшим дружеских отношений …» [2].

    Применению смертной казни Платон приводит следующее обоснование: «… что касается несправедливого нанесения вреда из-за корысти, когда кто-то, причиняя другому несправедливость, обогащается, то, поскольку здесь зло исцелимо, его надо исцелить, считая это душевной болезнью. Если законодатель заметит, что человек тут неисцелим, то какое наказание определит он ему по закону? Законодатель осознает, что для самих этих людей лучше прекратить свое существование, расставшись с жизнью; тем самым они принесли бы двойную пользу всем остальным людям: они послужили бы для других примером того, что не следует поступать несправедливо, а к тому же избавили бы государство от присутствия дурных людей. Таким образом, законодатель вынужден назначить в наказание таким людям именно смерть, а не что-то иное …» [2].

    Заключение



    Платон, будучи аристократом по происхождению, воспринял идеологию высших кругов общества. Он видел ведущую роль аристократии в деле государственно-правового строительства. Роль аристократии как «власти лучших», и лучших именно в нравственном понимании.

    Платон отождествляет общество и государство, не без оснований полагая, что государство – это необходимая форма общежития для такого биосоциального существа, как человек.

    А его воззрения на значение позитивного законодательства менялись от полного отрицания до признания важности этого значения в виду факта «неблагонадежности» людей. Главную же роль в регулировании общественных отношений должны играть нормы естественного права. Именно ими руководствуются «правильные» правители. А «плохая» власть обречена на постепенную деградацию. Помимо идеального государства, во главе которого стоит один «просвещенный монарх» либо несколько философов, Платон описывает еще три «обычных» формы государств. По этой классификации возможны власть одного (монархия), власть немногих и власть большинства. И каждый этот вид распадается на два своих подвида по признаку наличия законности. Так, законная монархия — это царская власть, а незаконная— это тирания; законная власть немногих — аристократия, а незаконная — олигархия; далее, демократия с законами и без законов (последнюю Полибий назовет потом охлократией – властью черни). Признак законности здесь имеет вспомогательное значение, для различения режимов.
    Очень интересно относится Платон к демократии! Он отмечает, что демократия это наихудшая форма власти, если сравнивать её с законной монархией или с законной властью немногих лучших (аристократией). Однако по сравнению с незаконными подвидами власти одного и немногих (тиранией и олигархией), то лучше демократии уже не придумать!

    Список литературы





    1. Диалоги Платона. Государство. https://nsu.ru/classics/bibliotheca/plato01/gos01.htm




    1. Диалоги Платона. Законы. https://nsu.ru/classics/bibliotheca/plato01/zak01.htm




    1. История политических и правовых учений. А. Л. Питерская

    ЭОР РГСУ
    https://sdo.rgsu.net/resource/index/index/lesson_id/391897/subject_id/46400/resource_id/8149


    1. История политических и правовых учений: Учебник. Под ред. О.Э. Лейста. М.: Юридическая литература, 1997 http://grachev62.narod.ru/leist/content.htm


    5. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. акад. РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. М.: Норма, 2004

    http://library.khpg.org/files/docs/1380635715.pdf


    написать администратору сайта