Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Охарактеризуйте структуру философской системы Г.В.Ф.Гегеля и принципы её построения.

  • 4. В чём состоит общая особенность всех рационалистических концепций бытия, относящихся к Новому времени Что такое панлогизм

  • 5. Охарактеризуйте главные этапы в развитии философских представлений о материи. В чём состоит своеобразие современного подхода к трактовке понятий «материя», «материальность»

  • 6. Охарактеризуйте движение как атрибут материи, формы движения материи. По каким принципам выделяются эти формы

  • 8. Как следует понимать бесконечность мира в пространстве и во времени

  • Письменно сформулировать определения понятий: бытие, сущее, первовещество, деизм, материя.

  • Бытие. ФИЛОСОФИЯ. Понятие бытие античные истоки и философская эволюция Охарактеризуйте значение методического сомнения


    Скачать 35.96 Kb.
    НазваниеПонятие бытие античные истоки и философская эволюция Охарактеризуйте значение методического сомнения
    Анкор Бытие
    Дата05.03.2022
    Размер35.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФИЛОСОФИЯ.docx
    ТипДокументы
    #384119

    «Понятие „ бытие „: античные истоки и философская эволюция»

    1. Охарактеризуйте значение «методического сомнения» для построения онтологии Р.Декарта. Чем отличается, по Декарту, духовная субстанция от телесной? Как решает Декарт проблему взаимодействия субстанций?

    Рене Декарт (1596 – 1650) создал принцип методического сомнения – формирование новоевропейского понимания истоков мышления (придает сомнению методический характер, ведет себя в философии как Гамлет в жизни).

    В ряде работ Декарт сомневается в чувственных данных, которые делают недостоверным восприятие окружающего мира.

    +Сомнению нельзя подвергать сам акт сомнения – следует избегать рефлективности. Для Декарта сомнение и мышление взаимосвязаны – формулирует парадоксальный тезис: «Я мыслю, следовательно, я существую».

    Декарт ответил на вопрос как узнать, что мы думаем: должен показать, что каждый с мозгами может прийти к этому, пользуясь определенными правилами.

    Мышление не интуитивный процесс, а использование правил, которые позволяют результат воспроизвести интерсубъективным способом.

    Характеризуется не психический процесс в голове мыслителя, а процесс, при котором происходящее обретает доказательность.

    Если хотим представить продукт как результат мышления – должны осуществить реконструкцию, следовательно, если любую мысль хочется сделать доказательной, тем самым рассматриваем мыслителя, как существо, которое на это способно.

    Любая точка мыслительного процесса может быть представлена как результат применения правила.

    Способность в каждой Представление чуждое античной и средневековой культуре – представление о человеческой гениальности, реализованной в науке.

    Мышление – самое полное воплощение человеческой гениальности, способное культивироваться до бесконечности и опережать современность (чуждо античности)

    Гениальность культивируется не только за счет собственного усилия, но и за счет того, что почва для этого усилия создана самой наукой (наука превращается в процесс оперирования правилами) – процесс трансляции использование в качестве универсального языка математики.

    Наука озабочена тем, чтобы оградить гениальность т.к. она превращает человеческую жизнь в инструмент достижения цели (А.С. Пушкин «Маленькие трагедии»

    Телесная субстанция отличается распространенностью. Телесная субстанция не зависима в своем существовании от духовной субстанции, и является автономной. Декарт признавал и материю как основу всякого бытия и познания. Материя, по мнению, Декарта абсолютна неделима. Декарт отрицает атомистическую концепцию. Главный атрибут, которым обладает материя, - это распространенность и протяженность в пространстве.

    По Декарту, согласно его взглядам, изложенным в «Метафизических размышлениях»(1641 г.) и в «Началах философии»(1644 г.), Вселенная предстает в единстве трех элементов (субстанций). Это Бог, душа и материя. При этом Бог является первичной субстанцией, творящей две другие, в чем проявляется генетическая связь его, как созидательного начала, с душой и материей. Но эта генетическая связь дополняется связью функциональной, когда материя (тело), будучи, в конечном итоге, порождена Богом, обладает самостоятельной активностью и независимостью, подчиняясь собственным законам функционирования и развития.

    Так, например, согласно вихревой теории Декарта, все тела и мир в целом, возникают на основе механических процессов - трения, кругового перемещения «трех видов материи» - микроскопических, шарообразных и больших частиц. В вихревом движении из взаимодействия этих трех видов частиц образуются все тела «видимого мира» - «солнце, неподвижные звезды, небо и земля с планетами и кометами». При этом качественное многообразие материи сводится Декартом, по существу, к механически взаимодействующим частицам, а законы, управляющие этим взаимодействием - к законам механики. Тем самым природа предстает как огромный механизм, надлежащий «строгий порядок» в функционировании которого поддерживается «самой материей».

    В свою очередь, отличие души и тела Декарт видит в том, что единственным атрибутом материи является протяженность (= пространство), единственной формой ее движения - перемещение, а атрибутом души, соответственно, является способность мыслить. Если мир есть механизм, то душа, являясь также, в конечном итоге, творением Бога, не является частью мировой машины. Она не имеет материального (механического) контакта с «телом» (материей). Ее задачей и предназначением является духовная деятельность, мышление, волеизъявление и т. д. Эти атрибуты полностью «разводят» по разные стороны душу и тело. При этом, применение принципа объяснения природы «из самой себя» и распространение его на мыслительную деятельность, закономерно приводит к выводу, что мысли «берутся из души», что они присущи ей изначально. Тем самым духовный мир человека, его мысли, знания предстает как нечто врожденное, а не полученное «извне», из опыта.

    И хотя Декарт пытается объяснить, откуда берутся мысли, выдвигая в качестве «мостика» между телом и душой «пинеальную железу» (эпифиз), расположенную в основании мозга, тем не менее, понятие души, предложенное им, оказывается тем «камнем преткновения», споткнувшись о который, Декарт встает на позиции дуализма. Последний представляет собой философское учение, исходящее из признания равноправными и несводимыми к друг другу двух начал - духа и материи, идеального и материального.

    2. Какие характеристики даёт субстанции Б.Спиноза? Что такое, по Спинозе, атрибуты субстанции? Почему Спиноза полагает, что субстанции присуще бесконечное множество атрибутов? Как решает Спиноза проблему необходимости применительно к субстанции, с одной стороны, и к модусам — с другой?

    Нидерландский философ Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677), отталкиваясь от идей Бэкона и Декарта, являлся сторонником рационализма

    Чувственное представление образует, по Спинозе, первый, низший род знания. Теоретическая ценность истин или идей, достигаемых в опытном знании, невелика. Опыт не обладает всеобщностью и необходимостью.

    Второй род — достоверное знание, которое возможно на стадии рассудка или разума.

    Деятельность рассудка связана с оперированием общими понятиями. Противопоставляя две формы познания, чувственную и рациональную, Спиноза проводит четкое различие и между инструментами, которыми они оперируют.

    Результаты чувственного познания — чувственные представления имеют сложный состав, поскольку природу внешних тел они неизбежно отражают сквозь призму восприятия человеческого тела.

    Общие понятия отражают объективные свойства самих вещей. Общими понятиями являются, прежде всего, математические понятия. На их формирование опыт не оказывает никакого влияния. Они даны сознанию человека изначально, т.е. до всякого опыта. Вершиной достоверного знания является интуиция. В учении об интуиции два подхода. Первый связан с мистической традицией средневековой философии, трактуется как «внутренний свет» человеческого сознания, дающий непосредственное целостное понимание действительности. Второй придает интуиции интеллектуальный оттенок, интуиция связана с дедуктивным способом познания.

    Бог — первая причина всех вещей, а также причина самого себя — познается из самого себя. Бог в системе Спинозы — это не личностный христианский Бог или иудаистский бог Яхве. Спиноза лишает Бога антропоморфных (человекоподобных) характеристик. В определенном смысле можно сказать, что Бог у Спинозы — это субстанция, сугубо умозрительное понятие, «материалистически» осмысленная форма традиционного абсолюта. Спиноза наделяет Бога такими характеристиками, как единственность, цельность, вневременность, простота. Он придает Богу-субстанции пантеистический оттенок, называя его природой. Бесконечный же мир единичных, чувственно постигаемых вещей он именует порожденной или произведенной природой. Но взаимоотношения между этими двумя природами исключают понятие творения. «В природе нет творения, а только порождение», — утверждает Спиноза в своем главном сочинении «Этика».

    Атрибуты — это определяющие свойства субстанции. Спиноза выделяет два: протяженность и мышление.

    Протяженность, пространственность означает для Спинозы материальность. Она источник многообразия вещей. Каждая конкретная единичная вещь или явление природы представляет собой модус. Модус — это единичное проявление субстанции. В качестве наиболее общих модусов протяженности выступают движение и покой, на основе их взаимодействия осуществляется индивидуализация бесконечной пространственной субстанции.

    Мышление также атрибут субстанции, ее отрывное свойство. Познаваемость мира предстает не просто как гносеологический факт, но и как онтологический принцип, согласно которому познаваемая сторона всех предметов и явлений природы существует не менее объективно, чем эти самые предметы и явления. Происходит отождествление связей идеальных, логических и связей материальных, вещественных.

    Атрибуты — это определяющие свойства субстанции. Спиноза выделяет два: протяженность и мышление. Протяженность, пространственность означает для Спинозы материальность. Она источник многообразия вещей.

    Субстанции должны быть присущи основные, определяющие ее свойства - атрибуты (составляющие ее сущность). Субстанция (Бог), будучи бесконечной, выражается и проявляет свою сущность в бесконечном множестве форм и образов, или атрибутов. Поскольку атрибуты являются формой проявления субстанции, то их бесчисленное количество исчерпывает сущность субстанции, ибо мы не можем представить себе, что есть атрибуты и еще что-то. Каждый из атрибутов выражая бесконечность божественной субстанции, должен восприниматься сам по себе, иначе говоря, один без помощи другого.

    Спиноза утверждает, что, несмотря на существование бесчисленного множества атрибутов, нам известны только два: “мышление” и “протяженность” - именно эти две сотворенные субстанции, признанные Декартом, Спиноза сводит к атрибутам. Если у Декарта протяжение и мышление - атрибуты двух самостоятельных субстанций, взаимодействие между которыми устанавливается Богом, то у Спинозы это два атрибута одной субстанции - Бога. Эти атрибуты совершенно независимы, т.е. не могут влиять друг на друга.

    3. Охарактеризуйте структуру философской системы Г.В.Ф.Гегеля и принципы её построения.

    Философская система делится Гегелем на три части:

    1) логика,

    2) философия природы,

    3) философия духа. Диалектический идеализм Гегеля именно в логике ближе всего стоит к диалектическому материализму. По сути дела это перевернутый и поставленный с ног на голову материализм. Исходным пунктом философии Гегеля выступает тождества мышления (сознания) и бытия. Вещи и мысли о них совпадают, поэтому мышление в своих имманентных определениях и истинная природа вещей - это одно и то же.

    Логика. Тождество бытия и мышления, с точки зрения Гегеля, представляет собой субстанциональное единство мира. Но тождество не абстрактное, а конкретное, т.е. такое, которое предполагает и различие. Тождество и различие - единство противоположностей. Абсолютное тождество, как у Шеллинга, исключает саму возможность развития.

    Объективное абсолютное мышление, полагает Гегель, есть не только первоначало, но и движущая сила развития всего сущего. Проявляясь во всем многообразии явлений, оно выступает как, абсолютная идея.

    Философской системе гегелевского объективного идеализма присущи некоторые особенности. Во-первых, пантеизм. Божественная мысль витает не где-то в небесах, она пронизывает весь мир,

    составляя сущность каждой, даже самой малой вещи. Во-вторых, панлогизм. Объективное божественное мышление строго логично. И, в-третьих, диалектика.

    Гегелю присущ гносеологический оптимизм, убеждение в познаваемости мира. Субъективный дух, человеческое сознание, постигая вещи, обнаруживает в них проявление абсолютного духа, божественного мышления. Отсюда следует важный для Гегеля вывод: все действительное разумно, все разумное действительно. Многие ошибались, истолковывая тезис о разумности всего действительного как апологию всего существующего. На самом деле существующее, полагал Гегель, разумно лишь в определенном смысле, а именно, когда оно выражает какую-то необходимость, закономерность. Только тогда существующее можно квалифицировать как нечто разумное. Но коль скоро исчезает необходимость существования чего-то, оно теряет статус действительного и должно с необходимостью исчезнуть. Отжившие формы жизни непременно уступают место новому, таков истинный смысл формулы Гегеля

    В целом философия Гегеля делится на три части: логику, философию природы и философию духа. Это не рядоположенные части, которые можно поменять местами. Это триада, где каждая часть выражает закономерный этап диалектического развития, так считает сам Гегель. Логику он делит тоже на три части: учение о бытии, учение о сущности и учение о понятии.

    4. В чём состоит общая особенность всех рационалистических концепций бытия, относящихся к Новому времени? Что такое панлогизм?

    В философии Нового времени (XVII – XVIII вв.) проблема бытия осмысливалась, исходя из следующих установок:

    1. бытие сводится к предметно-сущему, познаваемому понятийно

    2. бытие сводится к пассивному объекту, подлежащему преобразованию, и в этом качестве бытие противостоит субъекту как активной силе

    3. бытие трактуется механически: бытие отождествляется с природой, которая понимается как физическая реальность, всецело подчиняющаяся законам механики. Бытие в таком понимании – это, прежде всего, тело.

    С другой стороны, в философии Нового времени выдвигается утверждение, что бытие открывается только через самосознание человека (Рене Декарт). Он выразил эту идею в формуле: «Мыслю, следовательно, существую».

    4. В философии Нового времени разрабатывается субстанциалистический подход: предельное основание бытия трактуется как субстанция. Субстанция – это философская категория для обозначения основания, позволяющего сводить чувственное многообразие и изменчивость вещей и их свойств к постоянной, самостоятельно существующей первооснове.

    В рационалистической философии Нового времени можно выделить 3 подхода к проблеме субстанции:

    1. монистический подход Спинозы: Спиноза выделяет единую и единственную субстанцию

    2. дуалистическая концепция Декарта: Декарт выделяет 2 несводимые друг к другу субстанции

    3. плюралистическая концепция Лейбница: субстанций множество.

    Для рационалистических концепций бытия характерны следующие принципы:

    1) субстанция пронизана логическими связями (Спиноза: «Порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей»). Другое название – принцип панлогизма.

    2) именно в силу панлогизма субстанция познаваема человеческим разумом, прозрачна для него.

    +Немецкий классический идеализм (Кант, Фихте, Гегель) выявил и проанализировал такой уровень бытия, как объективно идеальное бытие, воплощающееся в различных формах деятельности субъекта. Для Канта бытие не является свойством вещей, существующих самостоятельно. Бытие – это общезначимый способ связи наших понятий и суждений, причём различие между природным и нравственно свободным (человеческим) бытием заключается в различии форм законополагания (для природы формой законополагания является причинность, для человека – цель).

    Панлогизм (от греч. πᾶν — все и λόγος — мысль, слово, разум) — метафизическая теория, согласно которой всё существующее представляет собой воплощение разума или логоса. Предпосылки концепции панлогизма присутствуют в учении об идеях Платона и философии стоиков. В философии Нового времени близко к панлогизму учение Спинозы, где мышление является одним из свойств субстанции.

    5. Охарактеризуйте главные этапы в развитии философских представлений о материи. В чём состоит своеобразие современного подхода к трактовке понятий «материя», «материальность»?

    Этимология слова «материя» происходитот латинского materia -- вещество. Тем не менее содержаниепонятия «материя» в истории философии неоднократно изменялось,развивалось в соответствии с развитием естествознания исамой философии. Выделяют следующие этапы формирования представления о материи.

    1) Первый этап - Наивный материализм (до V века до н.э.) охватывает эпоху античной философии. В основе античных взглядов лежит представление о материи как о начальном материале, из которого состоят тела и предметы. Так, например, отмечая, что вода необходима растениям, животным и людям, древнегреческий философ Фалес провозгласил основой всех вещей воду. Гераклит видел основу в огне, порождающем Солнце, звезды и другие тела. Позднее Демокрит выдвинул идею о том, что все вещи состоят из простейших неделимых частиц -- атомов. Итак, с точки зрения античных философов, материя -- это то, из чего состоят все вещи.

    2) Второй этап - Атомистический период (с V века до н.э. - XIX век) развития представлений о материи характерен для философии Нового времени (XVI--XVII вв.). Понятие материи в то время отождествлялось с физическим понятием «вещество» как сумма определенных неизменных свойств. Например, английские материалисты Ф. Бэкон, Т. Гоббс к их числу относили протяжность, непроницаемость, вес, форму и т. п. Иногда понятие материи вообще отождествлялось с одним, неким «первичным» свойством, например с протяжностью или массой. Такое определение не противоречило научной картине мира до конца XIX в. Сама форма материализма на этой основе получила название метафизического, или механистического, поскольку не только основывалась на теоретических данных физики, но и выступала мировоззренческой и методологической основой научных поисков. (считалось что есть некий единый неделимый предмет из которого все состоит)

    3) Третий этап развития - Гносеологический (с нач. XX века) представлений о материи характерен для философии XX в. Здесь на первое место в понимании материи был поставлен не естественнонаучный, а философский аспект. Это взгляд на материю как сущность -- субстанцию, лежащую в основе внутреннего единства всего разнообразия явлений и предметов. Материю стали рассматривать как объективную реальность.

    4) Современное понятие «материя» имеет конкретное содержание и охватывает более узкий класс объектов по сравнению с категорией «бытие». Общепринятым ее определением является следующее. Материя -- это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дается человеку в его ощущениях и которую он может и пытается познать, но при этом материя существует независимо от самого человека

    Развитие современного материалистического мировоззрения невозможно без переосмысления его содержания, предполагает отказ от сохранившихся в нем представлений старого материализма. Эти представления - основа концепции материи как абстракции, образуемой мышлением посредством отвлечения от всех признаков вещей и их совокупности в природе, кроме присущей им и независящей от сознания чувственнопредметной данности.

    Возникая из критики религиозно-мифологических представлений, материализм приобретает свой развитый вид как противоположность философских систем, в которых обосновывается онтологическая первичность реальности, не данной в ощущениях, лишённой пространственно-временной определённости, познаваемой только в понятиях (идеи Платона, формы-сущности Аристотеля). Субстанциальность чувственно данного и отрицание действительности сверхчувственного, умопостигаемого - принципы, материализма, которым соответствует и концепция материи. "Материя вообще, - утверждал П.Гольбах, - есть всё то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства"(1). Действительное, для Л.Фейербаха, "действительно лишь в качестве объекта чувств, в качестве чувственного. Истинность, действительность, чувственность - тождественны" (г).

    В XVII в. противоположность непротяженности сверхчувственного, умопостигаемого вообще, субстанциям души и Бога в особенности. Материя-это вещество, "очевидная пространственная телесность" (3). При этом материалистами не осознается, что протяженность тоже непосредственно в ощущениях не отражается и признание ее атрибутом материи означает уже выход за границы чувственного.

    Содержание категории материи приобретает предельно абстрактный характер и по существу, как это ни парадоксально, лишается объективности. Ему в действительности соответствует лишь свойство вещей быть объективной реальностью и отражаться в чувствах, т. е. их материальность, а не сама материя как всеобщее, сохраняющееся в единичном и особенном, в многообразии форм, остающееся их объективным содержанием, предпосылкой, субстанцией.

    6. Охарактеризуйте движение как атрибут материи, формы движения материи. По каким принципам выделяются эти формы?

    Материя обладает неотъемлемыми свойствами - атрибутами, главными из которых являются движение, пространственно временная определенность и отражение.

    Структурность материи, существование в ней определенного типа материальных систем, определенных уровней, предполагает взаимодействие между ними. Взаимодействие приводит к изменению объекта, к изменению его свойств, отношений, состояний.

    Всякое изменение вообще - есть движение.

    Материя тесно связана с движением, а оно существует в виде конкретных своих форм. Движение - есть способ существования материальных систем.

    Основными формами движения материи являются: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Впервые эту классификацию предложил Ф. Энгельс в присутствии с уровнем развития науки второй половины XIX века. Современный этап философского и научного познания мира предоставляет широкие возможности для разнообразных интерпретаций многообразия форм движения материи. Так, в настоящее время существует множество мнений о том, что самостоятельными формами движения являются геологическое, экологическое, компьютерное и др. Сегодня акцентируется внимание на процессах самоорганизации в мире.

    Характеризуя формы движения материи и их взаимосвязь необходимо обратить внимание на следующие моменты. Каждая форма качественно специфична, но все они неразрывно связаны и при определенных условиях могут переходить друг в друга. Между формами движения существует генетическая связь, т.е. высшие формы движения возникают на базе низших, однако, не являются их простой суммой. Высшие формы обладают своими собственными закономерностями, качественным своеобразием.

    Если движение - это способ существования материи, то пространство и время - это формы существования материи.

    Движение материи происходит в пространственно-временных формах, как коренных условиях всякого бытия.

    Пространство - это объективная форма существования материи, которая характеризует взаимное расположение материальных объектов; способность их занимать определенный об и иметь определенную форму, структуру.

    Время — это объективная форма существования материи выражающая длительность существования и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов, систем и процессов.

    Пространство и время - это не самостоятельные сущности, а формы существования движущейся материи. Они зависят от и определяются ею. Анализ проблемы пространства и время предполагает различие понятий: реальное пространство и время, перцептуальное пространство и время, концептуальное пространство и время.

    Реальное пространство и время характеризует объектные пространственно-временные свойства и отношения самих реальных предметов и явлений, существующих независимо человека в пространственно-временной организации мира.

    С возникновением человека, возникают и формы отражения человеком в его сознании пространственно-временных свойств предметов. Это отражение существует на двух основных уровня перцептуальном и концептуальном.

    На перцептуальном уровне - человек познает пространственно-временные формы при помощи органов чувств и формирует чувственные образы, представления. Эти представления являются индивидуальными, зависят от физиологических и психологических факторов.

    Концептуальное пространство и время — выражает теоретический уровень знаний о пространственно-временной организации мира. Это учения, концепции, теории пространства и времени. Они зависят не от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития общества, науки, культуры, являются общезначимыми для своей эпохи и индивидуальных особенностей человека.

    7. Сформулируйте определения понятий «пространство» и «время». Охарактеризуйте свойства пространства и времени. В чём состоит суть отличия реляционной концепции пространства и времени от субстанциальной концепции?

    Пространство - это отношения взаимоположения объектов, сосуществующих в некоторый момент времени; время - это отношения последовательности объектов, сосуществующих в некоторой точке пространства.

    Пространство и время - это всеобщие формы существования материи. Нет, и не может быть материи вне пространства и времени. Как и материя, пространство и время, объективны независимы от сознания. Структура и свойства движущейся материи определяют структуру и свойства пространства и времени. Пространство и время зависят не только от материи, но и друг от друга. Это обнаруживается даже при простом механическом перемещении: по положению солнца на небе можно определить время, а для определения координат космического корабля нужно задать время.

    Пространство - есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, сосуществование и взаимодействие материальных тел во всех системах. Время - форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех материальных систем. пространство время материя абсолютный

    СЕОБЩИЕ СВОЙСТВА ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ

    Всеобщими свойствами пространства и времени являются:

    1. Их объективность и независимость от человеческого сознания и сознания всех других разумных существ в мире, если такие есть.

    2. Абсолютность – пространство и время являются универсальными формами бытия материи, проявляющимися на всех ее структурных уровнях. Таким образом, во Вселенной нет ничего кроме пространства и времени.

    3. Неразрывная связь друг с другом и движущейся материей. Это делает пространство и время относительными.

    4. Единство прерывности и непрерывности в их структуре – наличие отдельных тел, фиксированных в пространстве и времени при отсутствии каких-либо "разрывов" в самом пространстве-времени. Таким образом, это свойство проявляется в характере перемещений тел от точки к точке, в распространении воздействий через различные материальные поля, которые происходят по принципу близкодействия.

    5. Количественная и качественная бесконечность, связанная со структурной бесконечностью самой материи. Во Вселенной невозможно найти такое место, где бы отсутствовали пространство и время. Всюду, где есть взаимодействие и движение материи, сосуществование и связь ее элементов, обязательно есть пространство и время. Всюду, где имеется сохранение материи, длительность ее бытия и последовательность смены состояний, будет время, включающее в свое содержание все эти процессы, и пространство, в котором эти процессы происходят.

    В истории человеческой мысли сложилось два подхода в понимании пространства и времени: субстанциальный и реляционный. Сущность субстанциальной концепции заключается в том, что пространство и время трактуются как нечто самостоятельно существующее наряду с материей, пустые вместилища ее. Пространство согласно ей есть чистая протяженность, а время — чистая длительность, в которые помещены материальные объекты.

    8. Как следует понимать бесконечность мира в пространстве и во времени?

    К числу универсальных свойств пространства и времени относится их бесконечность. Чисто формально всеобщность этого свойства можно подтвердить лишь ссылкой на категорию материи: если материя несотворима и неуничтожима (что доказывается всеми законами сохранения), то она существует вечно, т.е. в бесконечности любых интервалов времени. Однако логическая строгость такого доказательства небезупречна: вывод о бесконечности чего бы то ни было, в том числе и пространства-времени, всегда с самого начала предполагает существование чего-то бесконечного, т.е. получается круг в доказательстве. Так что строго дедуктивно бесконечность вывести нельзя, а уж индуктивно — тем более, поскольку в реальном конечном опыте она недостижима в принципе. Поэтому утверждение о бесконечности пространства-времени следует признать аксиоматическим, постулативным. Истинность его подтверждается как бы «от противного», т.е. тем, что содержащие постулат бесконечности философские и научные теории не противоречат наблюдаемой реальности.

    Однако наука XX в. преподнесла философии малоприятный сюрприз. Установив в 20-х годах факт расширения Вселенной и экстраполировав этот процесс в прошлое, естествознание пришло к логичному выводу о том, что у наблюдаемого ныне процесса расширения Вселенной было начало. Появившаяся в 40-х годах идея «Большого взрыва» в последующие десятилетия оформилась в весьма стройную и достаточно надежно подтвержденную теорию. Ныне она считается фактически общепризнанной. По крайней мере серьезных конкурентов у нее на сегодня нет.

    В соответствии с концепцией Большого взрыва наша Вселенная «родилась» примерно 15 млрд, лет назад. «Неудобство» же этой теории для традиционных представлений заключается в том, что по ее замыслу пространство и время возникают в момент рождения Вселенной как ее свойства. То есть время имело начало! Так и хочется спросить: а что было до Большого взрыва? Но вопрос этот, к сожалению, ответа не имеет, поскольку задан некорректно. Так нельзя спрашивать, потому что время появляется вместе с Большим взрывом, и, следовательно, никакого «до» просто не существует, так как еще нет самого времени. По аналогии С. Хоукинга, ставить вопрос таким образом, это примерно то же, что интересоваться: а что находится в 20 км к северу от Северного полюса? Да ничего там не находится, поскольку такой точки просто нет. То же и со временем.

    Это, кстати, не означает, что Вселенная возникла «ниоткуда» и из «ничего». Это означает лишь некий предел возможностей нашего языка в описании реальности. Проблема в том, что наш язык родом из пространственно-временного макромира и приспособлен именно к нему. При столкновении же с иными реальностями он попросту отказывает. Ведь даже выражение «возникновение Вселенной», строго говоря, неверно, поскольку это слово неявно содержит отсылку к некоей временной шкале: возникать можно только во времени.

    Такая ситуация для науки не нова. Вспомните знаменитые споры о том, что такое электрон — волна или частица? В действительности — ни то и ни другое. Электрон — это нечто третье, т.е. квантовомеханический объект, демонстрирующий в одном классе приборов волновые, а в другом — корпускулярные свойства. Но в макромире, которому принадлежит наш язык, таких «кентавров» нет, волновые и корпускулярные свойства «разведены» между разными классами объектов. И поэтому, описывая макропонятиями микромир, мы невольно запутываемся в противоречиях. В квантовой механике в конце концов нашли компромиссное решение: принцип дополнительности. Чего-то аналогичного следует ожидать и в космологии Большого взрыва.

    Однако даже если такой компромисс найдется, проблема все равно останется: как же быть с постулатом бесконечности времени, если оно имело начало? Не лучше ситуация и с пространством. Концепция расширяющейся Вселенной содержит и такой вариант развития событий, при котором плотность вещества и излучения больше некоей критической величины, и, следовательно, силы гравитации превышают кинетическую энергию разлета вещества в результате Большого взрыва. В этом случае расширение Вселенной в какой-то момент сменится сжатием, а пространство такой Вселенной оказывается замкнутым (постоянной положительной кривизны), т.е. конечным.

    Означает ли все это, что постулат бесконечности пространства- времени опровергнут современной наукой? Пока что нет. Выход, который предлагает в этой противоречивой ситуации философия, сводится примерно к следующему. Бесконечность пространства- времени сегодня нельзя истолковывать чисто механически, т.е. как возможность бесконечного прибавления к какому-либо пространственному или временному отрезку любого количества других. Свойство бесконечности следует понимать качественно или структурно, т.е. как принципиальную неисчерпаемость самых разнообразных пространственно-временных форм и отношений.

    Пространство нашей Вселенной, например, вполне может оказаться замкнутым. Но возможны и скрытые до сих пор от нас измерения пространства. А если оно многомерное? Принципиально возможны и иные варианты неуниверсальных свойств пространства-времени — их однородности, непрерывности, направленности и др., а также разнообразнейшие их сочетания. Именно в такой структурной неисчерпаемости материального мира и предлагается сегодня видеть содержание категории бесконечности.

    Письменно сформулировать определения понятий: бытие, сущее, первовещество, деизм, материя.


    написать администратору сайта