Главная страница
Навигация по странице:

  • Этика

  • Мораль

  • Идеалистические концепции

  • Гуманистические концепции

  • Социально-исторические концепции

  • Функции морали

  • Ценностно-ориентирующая

  • Безличность законов морали. Свобода воли и всеобщность морали.

  • Предмет этика Юриспруденция. Тема 1 Предмет этики. Понятие этики. Основные категории этики. Основные категории морали


    Скачать 117.3 Kb.
    НазваниеПонятие этики. Основные категории этики. Основные категории морали
    АнкорПредмет этика Юриспруденция
    Дата27.12.2019
    Размер117.3 Kb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаТема 1 Предмет этики.pptx
    ТипДокументы
    #102433

    Понятие этики. Основные категории этики. Основные категории морали.

    Тема 1


    Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «этос» - дом, совместное жилище.
    Аристотель ввел термин «этический» для обозначения душевных качеств – этических добродетелей.
    Этикой Аристотель называл особую науку, область философского знания. («Никомахова этика»).
    Римский оратор Цицерон ввел аналогичные слова – моральный, мораль.
    У русского народа также появляется аналог морали – «нравственность», от слова «нрав» - характер как совокупность психических и личных свойств.

    Содержание терминов


    Этика – наука, область знания.
    Мораль (нравственность) – предмет, изучаемый этикой.
    Этика – наука о сущности, законах возникновения и исторического развития нравственности, о специфических особенностях и функциях морали, о нравственных ценностях общественной жизни.

    Структура этики как науки


    Общая теория этики.
    2. Нормативная этика (изучает нравственные ориентиры).
    3. История нравственности и этических учений.
    4. Аксиологическая этика (изучает нравственные ценности).
    5. Теория нравственного воспитания.
    6. Профессиональная этика.

    Предмет этики – мораль


    Мораль – это:
    совокупность нравственных представлений людей;
    форма общественного сознания.

    Мораль представляет собой один из способов нормативного регулирования поведения человека, специфическую форму общественного сознания.


    Три типа теорий происхождения морали:

    Идеалистические концепции, которые включают представления о:


    божественном происхождении морали;
    «априорной сущности» морали (идеи Канта);
    «абсолютной идеальной заданности морали» (Платон).

    Гуманистические концепции, которые утверждают:

    биологическую заданность нравственных свойств человека;
    эволюционное происхождение морали (в процессе развития человека) (Фейербах, Фромм).

    Социально-исторические концепции, которые включают различные вариации:

    теорию антропосоциогенеза;
    диалектико-материалистическую теорию этики;
    теории, основанные на принципе историзма в развитии морали.

    Структура морали:


    Сознание.
    Деятельность.
    Взаимосвязь между сознанием и деятельностью.
    Нравственные нормы.
    Нравственные качества человека (добродетели), которые проявляются в его поступках.
    Нравственные принципы, составляющие моральную ориентацию человека (эгоизм, альтруизм и др.).
    Нравственные идеалы.
    Высшие моральные ценности (свобода, счастье).

    Функции морали


    Функции морали – это те роли, которые она играет в обществе, обеспечивая его целостность, развитие и совершенствование.


    Регулятивная заключается в регуляции поведения людей в обществе в целом посредством:
    - ограничения негативных устремлений людей;
    - саморегуляции индивида и социальной среды;
    - управления общественными отношениями;
    - воплощения в жизнь гуманистических норм морали.


    Гуманизирующая функция морали заключается в:
    - стремлении морали совершенствовать человека;
    - обязательности нравственных правил для всех людей, их равенстве и т.д.


    Воспитательная, которая заключается в:
    - формировании у ребенка нравственных установок, привычек, внутренних моральных запретов;
    - самовоспитании взрослого человека (на протяжении всей жизни), осознанном выборе нравственных ориентиров.


    Познавательная.
    Заключается в том, что мораль является средством познания внутреннего мира человека, дает человеку этические познания, помогающие ему решать моральные вопросы, управлять своим поведением, чувствами.


    Ценностно-ориентирующая.
    Мораль играет важную роль в развитии личности, дает нравственную ориентацию личности.


    Коммуникативная функция морали состоит в:
    - ритуализации человеческого общения, создании его нормативов;
    - гуманизации общения, стремлении сделать общение максимально приятным для всех сторон.

    Свойства морали:


    Мораль является одной из форм общественного сознания.
    Мораль имеет общественное происхождение, ее содержание определено конкретно-историческими условиями, духовными и моральными факторами.
    Мораль обладает свойствами, общими для всех форм общественного сознания (религия, наука и пр.):
    - социально-экономическая обусловленность содержания;
    - воздействие на процессы, протекающие в обществе:
    - взаимодействие с другими формами общественного сознания.

    Специфические свойства морали:


    1. Императивность.
    2. Нормативность.
    3. Оценочность.

    1. Императивность морали -


    Это требование определенного поведения, выполнения предписаний морали.
    Императивность:
    - согласует интересы личности и общества;
    - утверждает приоритет общественных интересов;
    - в то же время не ограничивает свободу личности (за исключением ее негативных проявлений).

    Иммануил Кант (1724-1804)


    Первым сформулировал категорический императив – всеобщий моральный закон:
    «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».
    Максима – это субъективный принцип воли индивида, его эмпирический мотив поведения.

    Категорический императив:


    является врожденным знанием;
    его требования выполняются безусловно и добровольно;
    проявляется в максиме только тогда, когда мотивом поступка является чувство долга;
    Выражает соотношение между свободой волеизъявления и моральной необходимостью («Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству… как к цели и никогда на относился бы к нему только как к средству» (И. Кант).

    2. Нормативность морали.


    Регулятивная функция морали осуществляется через нормы (правил, заповедей и т.д.), с помощью которых:
    - направляется деятельность людей;
    - воспроизводятся общественные отношения на основе положительных качеств (честность, взаимопомощь и др.);
    - соотносятся нравственные качества индивида с требованиями общества;
    - побуждения извне превращаются во внутреннюю установку личности, часть его духовного мира;
    - осуществляются нравственные связи поколений людей.

    Существует два типа моральных норм:


    1. Запреты, указывающие недопустимые форма поведения (не укради, не убей и т.п.);
    2. Образцы – желаемый вариант поведения (будь добрым, честным).

    3. Оценочное свойство морали


    Оценочность морали заключается в самооценке человека (оценке своих действий, переживаний), в оценке другими людьми и обществом поведения человека, его мотивов, соответствия нормам морали.
    Формы оценочности:
    - одобрение, согласие;
    - порицание, несогласие.

    Духовная и практическая стороны морали


    Мораль является одновременно и сферой общественных отношений, и способом регуляции общественных отношений.
    Она включает в себя моральное сознание (духовная сторона) и моральную практику.

    Моральное сознание является:


    способом регуляции жизни общества;
    способом социальной преемственности;
    духовной стороной морали (принципы, моральные чувства, переживания и пр.);
    совокупным опытом людей.
    Регуляция общественной жизни происходит на двух уровнях:
    - теоретико-рациональном (этика);
    - эмоциональном, чувственном (моральное сознание человека).


    Теоретическим обоснованием морали является этика: совокупность этических знаний и принципов; субъективные моральные убеждения.
    Моральное сознание человека формируется в процессе воспитания и самовоспитания и проявляется в поведении человека, его нравственной культуре.

    Моральная практика -


    Это деятельность людей, их поведение.
    Состоит из моральных поступков и совокупности поступков (линии поведения). Действие считается поступком при наличии мотивов и цели действия.

    Основные составляющие этики


    1. Содержание этики, общая теория морали.
    2. Теоретическое обоснование развития морали, этические учения.

    1. Содержание общей теории морали (ее предмет).


    - сущность нравственности;
    - индивидуальная и общественная заданность нравственности;
    - развитие ценностных ориентиров.

    2. Этические учения.


    Многочисленные этические учения различают по их мировоззренческой основе и определению природы морали.

    Структура этики


    1. Моральное сознание.
    2. Моральная практика.
    3. Законы нравственности.
    4. Категории этики.

    Моральное сознание


    М.С. человека социально (реализуется в системе общественных отношений) и выражается в:
    - теоретическом осмыслении нравственных норм и правил;
    -субъективном обосновании нравственности (понимание человеком моральных норм, его моральные чувства);
    - оценке окружающей действительности;
    - нравственном сопереживании.


    Моральное сознание человека неразрывно с его моральной практикой.
    Основной формой моральной практики являются моральные отношения.
    Моральные отношения реализуются в моральных действиях (поступках), которые составляют нравственное поведение людей.
    Моральные действия могут быть сознательными и интуитивно чувственными.

    Законы морали.


    Они одновременно:
    - объективны, универсальны, общезначимы, подчиняют все процессы жизни общества;
    - субъективны, являются осознанным и добровольным выбором каждого человека.

    Категории этики


    Добро и зло.
    Справедливость.
    Счастье.
    Честь и достоинство.
    Совесть.
    Нравственный долг.
    Свобода и ответственность.
    Нравственные идеалы.

    Моральная регуляция


    Мораль – система, которая регулирует сознание и поведение людей, взаимоотношения между индивидами, группами индивидов, человеком и обществом.
    В систему моральной регуляции входят:


    1. нормы – предписания, правила поведения. Они делятся на:
          - позитивные нормы (напр., «будь добрым»;
          - запреты (напр., «не убивай», «не кради».

      Нормы морали указывают границы дозволенного. Поведение человека считается аморальным, если он игнорирует нормы.

    2. ценности (добро, справедливость), которыми являются:
    - содержание моральных норм;
    - образцы поведения, мышления и переживания, признанные в качестве моральных ориентиров.
    Ценности в отличие от норм не меняются на протяжении веков.


    3. Важнейшим компонентом моральной регуляции является вопрос о смысле жизни.
    4. Нравственные принципы – универсальные формулы поведения (напр., принцип любви к ближнему).
    Принципы:
    - четко формулируются;
    - бывают связаны с идеологией.
    Жесткое следование принципам высокой морали называется ригоризмом.

    Моральная регуляция носит характер:


    Оценочный (поступки людей одобряются или порицаются);
    Императивный: нравственные правила преподносятся как образцы поведения.
    Мораль соотносит реальное поведение, сознание и переживания людей с идеалами, духовными и нравственными ориентирами («как должно быть»).
    Нравственные нормы, усвоенные индивидом, становятся неотъемлемой частью его внутреннего мира.

    Нравственное сознание человека включает в себя:


    Привычки (автоматически соблюдаемые моральные нормы);
    Рефлексию (раздумья);
    Интуицию (интуитивные решения в затруднительных ситуациях);
    Моральные переживания.


    Моральной регуляции подвергаются все без исключения сферы жизни общества и государства, где присутствуют взаимоотношения субъектов.
    Очень важна моральная регуляция науки, особенно медицины, психологии, генетики (проблемы эвтаназии, клонирования и др.), техники (угроза безработицы вследствие автоматизации и т.п.).
    Мораль тесно связана с правом:
      моральные нормы закреплены законом;
      либерализация морали влечет либерализацию права.


    Моральная регуляция опирается на общественное мнение (оценивая поведение человека, общество одобряет или порицает поведение человека).

    Противоречия в морали:


    1. Безличность законов морали. Свобода воли и всеобщность морали.
    Основными свойствами законов морали являются:
        Объективное значение;
        Субъективность восприятия;
        Безличность законов морали (Моральные законы сформулированы в повелительном наклонении, безлично, не содержат ссылок на конкретный источник).


    Характерная особенность морали – единство свободы нравственной воли человека и всеобщности законов морали.
    Единство этих взаимоисключающих качеств можно объяснить «золотым правилом нравственности».
    «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и поступайте с ними». (Евангелие от Луки).
    Или «Чего в других не любишь, того и сам не делай».

    2. Универсальность моральных правил


    Нравственные нормы сформулированы как всеобщие требования, которые:
      Общезначимы, содержат основы, общие для всех нравственных позиций;
      Универсальны, проявляются по-разному в зависимости от ситуации и конкретно для каждого человека.


    Нравственные позиции разных людей, социальных групп могут быть диаметрально противоположными.
    Нравственные позиции людей могут отражать:
      Конкретно-исторические условия развития общества;
      Условия жизни человека в обществе;
      Классовые, групповые интересы.

    3. Незаинтересованность моральных мотивов.


    Незаинтересованность мотивов морали вступает в видимое противоречие с практической целесообразностью.
    Гуманистической целью морали является совершенствование людей.
    Соблюдение правил морали гарантирует комфортное сосуществование человека с другими членами общества. Однако:
      Жесткое следование нормам морали может мешать достижению цели (напр., щепетильность мешает карьерному росту);
      Пороки могут служить на благо общества («жажда наживы» - двигатель бизнеса);
      Добрый поступок, совершенный ради выгоды, нельзя считать подлинно моральным.

    Моральным поступок является тогда, когда он совершен:


    Без расчета на вознаграждение, бескорыстно;
    Без прагматической цели – «добро ради добра»;
    Единственной целью поступка является самосовершенствование человека.

    4. Моральное единство людей.


    Нравственное воспитание человека происходит под влиянием социальной среды, общественного мнения. Иногда моральные нормы среды становятся догматическими, ханжескими.
    Человек может вступить в конфликт со своей социальной средой с общечеловеческих моральных позиций. Вступая в противоречие с групповыми позициями, мораль служит нравственному единению всех людей.

    5. Свободная причинность.


    Человек совершает нравственные поступки без видимых причин, по собственному выбору, совершенно свободно.
    Причиной совершения моральных поступков может быть ожидание одобрения со стороны других людей, общества в целом. Однако человек может совершать моральные поступки вопреки:
      Общественному мнению;
      Сложившимся обстоятельствам.

    Этика юридических профессий:


    Этика предварительного следствия (УПК РФ).
    Нравственные основы осуществления правосудия (Кодекс судейской этики 2012 г.).
    Нравственные основы нотариата (Профессиональный кодекс нотариусов РФ 2015 г.).
    Нравственные основы прокуратуры (Кодекс этики прокурорского работника 2010 г.).
    Нравственные основы деятельности адвоката (Кодекс профессиональной этики адвоката 2003 г.).



    написать администратору сайта