Главная страница

семинар 2. Понятие государства


Скачать 38.14 Kb.
НазваниеПонятие государства
Анкорсеминар 2
Дата04.07.2022
Размер38.14 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файласеминар 2.docx
ТипДокументы
#624239

  1. Понятие государства

Чтобы понять смысл термина «государство», необходимо принимать во внимание историю его возникновения. Прежде всего следует провести сравнительный анализ способов организации власти в догосударственном обществе со способами управления обществом после установления государственной власти. Выявленные различия по своей сущности являются критериями, позволяющими отличать государство от иных форм существования человеческих цивилизаций. Исходя из этого подхода, можно определить сущность государства в широком смысле этого понятия.

Государство – это форма организации общества, которая возникает в результате достижения им определенного уровня развития.

Под организацией общества здесь подразумевается создание особого аппарата управления, характеризующегося наличием на определенной территории органов государственной власти и правовой системы. Эта территория является обособленной, а аппарат управления обладает суверенитетом – независимостью при осуществлении внутреннего и внешнего управления

В узком смысле под термином «государство» понимают сам механизм управления обществом.

Этот механизм представляет собой аппарат государственной власти. Его действие распространяется на всю территорию страны. Функционирование аппарата государственной власти осуществляется с применением мер государственного принуждения. Таким образом, данная трактовка фактически отождествляет понятия «государство» и «государственный аппарат».

Существуют и другие подходы определения понятия «государство», но ни один из них нельзя считать универсальным. Тем не менее можно выделить ряд признаков, присущих только тем обществам, в которых существует государственность. В теории государства и права признаки государства принято делить на основные и дополнительные.

Основные признаки

К их числу относятся характеристики, которыми обладают практически все государства. Отсутствие хотя бы одного из них означает по сути отсутствие государства как такового. Рассмотрим подробно основные признаки.

Территория

Государство обладает единым территориальным пространством. К территории страны относятся не только сухопутные участки, но и прибрежные воды, воздушное пространство, недра, континентальный шельф. Эти территории, как правило, активно используются для ведения хозяйственной деятельности.

Население

К населению государства относятся все граждане, постоянно проживающие на его территории. Это могут быть представители любой национальности, которых объединяет то, что все они живут в одной стране, подчиняются ее законам, платят налоги в ее бюджет и т.д.

Суверенитет

Государственная власть является высшей властью в стране – это внутренний суверенитет. При осуществлении внешней политики суверенное государство действует самостоятельно, подчиняться требованиям других стран оно не обязано – это внешний суверенитет.

Аппарат управления

Это система органов власти, которые наделены полномочиями в случае необходимости использовать силу государственного принуждения. Имеет четко выраженную иерархическую структуру. Такая власть действует на всей территории страны и распространяется на все население.

Правовая система

Государство осуществляет законотворческую деятельность, издавая нормативные акты, являющиеся обязательными для населения.

Система правоохранительных органов

Сюда относятся органы правосудия и правопорядка, таможенная система, а также система государственной безопасности. Эти органы наделены обширными полномочиями по применению мер принуждения.

Единая система налогов

Для содержания органов государственной власти, обеспечения безопасности страны, финансирования социальной сферы (здравоохранение, наука, образование), формирования резервного фонда на случай наступления непредвиденных обстоятельств или стихийных бедствий с населения любого государства взыскиваются обязательные платежи в виде налогов.

Армия

Вооруженные силы необходимы прежде всего для сохранения территориальной целостности государства. Подавляющее большинство стран мира имеют свои армии. Однако имеются и исключения, в том числе Андорра, Панама, Коста-Рика, Федеративные Штаты Микронезии.

Дополнительные признаки

Можно выделить и иные признаки государства, также характерные почти для всех современных стран, но не являющиеся ключевыми для признания общественной структуры государством.

Наиболее важными из них являются следующие:

  • Наличие единого государственного языка. Во всех странах существует как минимум один язык, признанный государственным. В отдельных государствах таких языков может быть 2 или более.

  • Единые транспортная, информационная, энергетическая системы. В слаборазвитых государствах эти системы не всегда представляют собой единое целое.

  • Единая внешняя политика.

  • Государственная символика (флаг, герб, гимн).

  • Единая денежная единица. Все государства имеют свою собственную денежную единицу .

2. Процесс формирования государства в разных странах происходил по-разному.

Можно выделить общие причины возникновения государства:

1) переход присваивающего хозяйства к экономике производящего характера;

2) появление разделения труда: возникновение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, выделение особой социальной группы людей – купцов;

3) появление в хозяйстве избыточного продукта, а вместе с ним имущественного расслоения общества;

4) возникновение частной собственности на продукты труда и орудия производства, что приводило к социально-классовому расслоению общества.

На развитие той или иной формы возникновения государства оказывали влияние различные факторы, такие как: возникновение частной собственности, классов, разделение труда, ирригационные работы, завоевание обширных территорий.

В соответствии с этим принято выделять несколько основных форм возникновения государства.

1. Афинская. Считается, что процесс возникновения государства в Афинах шел классическим путем. Этапами данного процесса являлись последовательные реформы: Тезея, Солона, Клисфена. Главная идея реформы Тезея состояла в разделении всего населения на классы по роду их трудовой деятельности независимо от родовой принадлежности, а именно: на земледельцев (геоморов), людей, занимавшихся каким-нибудь видом ремесла (демиургов), а также благородных (эвпатридов). А также Тезей учредил в Афинах центральную власть.

Реформа Солона была направлена на разделение всего общества по имущественному признаку (за основу был принят размер и доходность землевладения) на четыре класса. Согласно этому делению первые три класса обладали правом занимать управленческие должности в органах государственного управления, причем наиболее ответственные места занимали лица, относящиеся к первому классу. Четвертый класс имел право лишь выступать и голосовать на народном собрании. Реформа Клисфена состояла в разделении территории Аттики на 100 общин-округов (демов), каждая из которых была создана на принципе самоуправления, во главе нее стоял старейшина (демарх).

2. Древнеримская. Данная форма возникновения государства имела свои характерные особенности. Формирование государства в римском обществе было ускорено борьбой между плебеями, бесправным пришлым населением, которое не допускалось к участию в управлении государством и патрициями, которые составляли коренную римскую аристократию.

3. Древнегерманская. Для этой формы возникновения государства характерно то, что образование государственности в древнегерманском обществе шло вместе с процессом завоевания обширных территорий германскими племенами (варварами). Для управления огромной территорией Римской империи, завоеванной германцами, органы родовой власти не подходили, что ускорило возникновение государства.

4. Азиатская. В странах Древнего Востока и Азии на форму возникновения государства повлияли климатические условия. Здесь органы государственной власти складывались в результате необходимости организации грандиозных ирригационных, строительных или других общественных работ.

Общество в широком понимании – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, в узком смысле слова – исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.

Структура общества - это множество относительно взаимосвязанных и находящихся в постоянном движении разнообразных элементов: социальных общностей и этнических групп, социальных институтов, социальных статусов и отношений.

Таким образом, общество состоит:

- из множества лиц, граждан, объединяемых по месту проживания (города, поселки, деревни), по месту работы (предприятия, государственные учреждения), по месту учебы (школа, институт, университет);

- множества социальных позиций, или статусов, которые занимают люди, а также социальных функций (граждане, руководители, депутаты разных уровней, деятели политических и общественных организаций);

- множества разнообразных норм и ценностей, определяющих в той или иной степени особенности и содержание деятельности людей, общественных институтов и систем.

Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории. Общество и государство – понятия несовпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе, кроме государства, есть и негосударственные структуры (политические партии, политические движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.д.).

Государство есть лишь политическая часть общества, его элемент. Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере всего общества, его сущности. Государство по отношению ко всему обществу выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивая порядок и общественную безопасность), а по отношению к противникам господствующего класса – нередко как орудие подавления и насилия.

Хронологически рамки общества и государства тоже не совпадают: первое возникло раньше и имеет более богатую историю развития, нежели второе. Рожденное развивающимся обществом государство приобретает по отношению к нему относительную самостоятельность. Степень этой самостоятельности постоянно изменяется, зависит от внутренних и внешних условий их взаимодействия.

3.Теологическая теория

Одна из первых идей, основанная на мыслях о божественном промысле при образовании государства. Опираясь на подобную идею, люди предположили, что государственность дана им по воле высшего существа, регламентируя право как божественный дар. Церковь в таких государствах признавалась доминирующей над обычной властью, правитель при начале своего пути в этой ипостаси обязательно получал одобрение религиозной власти. Сторонниками теологической государственности считаются: Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве

Договорная теория

В этой ситуации государство осознается как достижение интеллекта человека, отрицая божественную волю при его создании. Таким образом, сторонники данной теории опираются на общественный договор при образовании государственности. Если условия общественного договора нарушаются, он может быть пересмотрен или прекращен носителем государственности – народом.

Поддерживали договорную теорию Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев.

Материалистическая теория

Предпосылками появления государственности, согласно этой концепции, явились изменения в обществе, вызванные социально-экономическими причинами. Они и явились катализатором трансформации развитого общества в первичное государство.

К сторонникам материалистической теории можно отнести К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, Г.В. Плеханова.

Психологическая теория

Рассматривались возможности образования государства и под действием психологических причин у отдельных людей в обществе. Основной мотив теории – это желание доминирования и властного превосходства у одних персонажей и потребность в подчинении и исполнении приказов у других.

Поддержку данного учения осуществляли Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, 3. Фрейд.

Теория насилия

Приобретение социумом государственности, согласно этой парадигме, осуществлялось через насилие, посредством завоевательных действий и последующих попыток организовать деятельность подчиненных племен.

Последователи указанной теории: Е. Дюринг, К. Каутский и др.

Патримониальная теория

Под патримониальной теорией понимается появление государственности при закреплении за людьми права владения землей на которой они живут. Обустройство быта и жизни на предмете владения и является катализатором начала государственности.

Сторонником этой теории являлся А. Галлер.

Органическая теория

По примеру этой теории государственность образовалась в социуме как биологический организм и, в соответствии с этим, подобно же биологическому организму продолжает развиваться и расти.

Поддерживают подобную теории Г. Спенсер и А.Э. Вормс.

4. Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан.

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

  • верховенство закона на всей территории страны

  • соблюдение принципа разделения властей

  • взаимная ответственность личности и государства

  • гарантии прав и свобод личности

5. Правовое государство- особая форма организации политической власти в обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность гражданина перед государством и государства перед гражданином.

Правовое государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Его основополагающими качествами являются:

  • 1) признание и защита прав и свобод человека и гражданина;

  • 2) верховенство закона;

  • 3) организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.

Признаки правового государства:

  • - ограничение государственной власти правами и свободами человека и гражданина (власть признает неотчуждаемые права гражданина);

  • - верховенство права во всех сферах общественной жизни;

  • - конституционно-правовая регламентация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

  • - наличие развитого гражданского общества;

  • - правовая форма взаимоотношений (взаимные права и обязанности, взаимная ответственность) государства и гражданина;

  • - верховенство закона в системе права;

  • - соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;

  • - прямое действие конституции.

В Конституции РФ поставлена задача построения правового государства (ст.1) и закреплены все основополагающие принципы правовой государственности.

Понятия "общество" и "гражданское общество" не тождественны. Человеческое общество, как известно, появилось давно, но оно не всегда было гражданским. Современное понимание гражданского общества сложилось в период возникновения и развития буржуазных общественных отношений. Сам же термин "гражданское общество" стал употребляться примерно в XVIII в., хотя понимание гражданского общества, его отделение от гос-тва относят ко временам Древней Греции (Аристотель). Затем данное понятие получило развитие в трудах Г. Греция, Д. Локка, И. Канта, Г. Гегеля.При этом под гражданским обществом понималась независимая от государства особая сфера жизни общества, которая включает в себя экономические, семейные, этнические, культурные и иные отношения, кроме политических.Это те общественные отношения, которые способны развиваться независимо от гос-тва, и последнее не вправе вмешиваться в данный процесс.

6. Право — явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное выражение. Во-первых, выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т. п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, эстетических и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом, поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т. п.).

Во-вторых, выделяют право в специально-юридическом смысле, как юридический инструмент, связанный с государством.

Право (в этом сугубо юридическом смысле) — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т. п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Признаки права:

1) волевой характер (право есть проявление воли и сознания людей,

Но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства общества);

2) общеобязательность (в этом проявляется суверенитет государства, означающий, что выше власти, чем власть государства, в обществе быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех субъектов);

3) нормативность (означает, что право, прежде всего, состоит из норм, то есть общих правил поведения, регулирующих большое количество общественных отношений);

4) связь с государством (означает, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью);

5) формальная определенность (означает, что право имеет внешне выраженную письменную форму, что оно обязательно должно быть объективировано, воплощено во вне);

6) системность (означает, что право не механическая совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, непротиворечивый, упорядоченный организм, где каждая элемент имеет свое место и играет свою роль).

При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:


1) то, что любое право есть, прежде всего, регулятор (формальная сторона);

2) то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).

Если при анализе сущности права останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнеримское и современное право Италии тождественны по своей сущности. Между тем это в корне не верно. Главное в сущности права — его содержательная сторона, другими словами то, чьи интересы прежде всего данный регулятор обеспечивает.

7. Основные теории происхождения и сущности права.

Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемамиего природы, сущности, назначения права и правового регулирования.

Теологическая теория исходит из божественного Происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью, В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.

Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественное право.

Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Но во всех случаях естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.

В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.

Создатели исторической школы права в Германии XVIII-XIX вв. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из «национального», «народного» сознания. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта, утверждал, что «право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право».

8. Принципы права – это руководящие, основополагающие начала, идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе, определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений.

Принципы права выражают закономерности права, им присущи многие черты, характерные для права в целом. Они имеют высокий уровень обобщения и абстрагирования нормативных предписаний, представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.

В отличие от норм принципы права обладают значительной устойчивостью и стабильностью носят фундаментальный характер, на их основе формируются отрасли и институты права. Так, принцип презумпции невиновности, принцип осуществления правосудия только судом и некоторые другие являются исходными для уголовно-процессуальной отрасли права, определяют все ее содержание.

Принципы права служат ориентиром для законодателя, правоприменителя, других субъектов права. К примеру, законодатель при издании, изменении, отмене нормативных актов должен руководствоваться принципами международного и национального права. В случае несоответствия норм принципам права, он должен изменить их содержание либо отменить такие нормы. Помимо этого принципы права выступают критерием оценки деятельности субъектов. Так, нарушение в ходе судебного разбирательства принципа гласности, либо равноправия сторон может служить основанием к отмене судебного решения.

Правовые принципы подразделяются на общеправовые – свойственные праву в целом, отраслевые – присущие его отдельным отраслям, и межотраслевые – свойственные группе смежных отраслей. В качестве отраслевых принципов можно назвать принцип индивидуализации наказания в уголовном праве, к межотраслевым относится – принцип состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве.

Общеправовые принципы закреплены в Конституции РФ, хотя, с одной стороны, не все принципы, сформулированные в Конституции, являются правовыми (например, принцип разделения властей), с другой стороны; Конституция не дает полного перечня общеправовых принципов, которые могут быть закреплены в других нормативных актах или выводиться из общего смысла законов.

9. Мораль (нравственность) есть особый тип нормативной регуляции, представленной совокупностью норм и принципов, распространяющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе нравственные ценности. Мораль и нравственность - одно и то же. В научной литературе и в практическом обиходе они употребляются как идентичные. Тем не менее, некоторые аналитики пытаются установить здесь различия, предлагая под моралью понимать совокупность норм, а под нравственностью - степень их соблюдения, т. е. фактическое состояние, уровень морали. Однако в данном случае следует исходить из тождественности этих понятий.

Иначе мораль можно определить, как известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся взглядов, принципов, убеждений и основанных на них норм поведения, регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, окружающим. Приведенная формулировка отражает лишь наиболее общие признаки исследуемого явления. Фактически же структура морали богаче и включает в себя так же психологические моменты - эмоции, переживания и т.п.

Как форма общественного сознания, система отношений и норм - мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания, раньше государственной организации общества. Обычаи, мораль регулировали взаимоотношения людей в первобытно- общественном строе. В морали выражены представления людей о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести, милосердии. Нормы морали - продукт исторического развития человечества. Они сформировались в борьбе со злом, за утверждение добра, человеколюбия, справедливости, счастья людей. На развитие морали оказывают воздействие социально - политические отношения, другие формы общественного сознания. Моральные принципы и нормы в значительной мере определяются так же социально - экономическими условиями жизни общества. В развитии человечества отмечается нравственный прогресс, возрастание нравственной культуры.

Однако нравственное развитие человечества претерпевает определенные противоречия: общечеловеческое в морали сталкивается с проявлениями группового морального сознания, происходит взаимодействие человеческого и классового. Значительное влияние на мораль, на утверждение общечеловеческих норм в ней оказывает религия. Общечеловеческое содержание нравственности обрело выражение в "золотом правиле": поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе".

10. Обычай- правило поведения, которое в результате многократного длительного применения вошло в привычку людей и регулирует общественные отношения.

В основе обычаев лежат образцы конкретного поведения, практической деятельности, а потому они трудноотделимы от самого поведения и деятельности. Они характеризуются высокой детализацией предписаний, представляющих, по сути дела, достаточно подробное описание самого поведения.

Содержание обычая — это сам образец поведения, а формой его фиксации является привычка, поведенческая традиция. Отсюда и специфика регулятивного воздействия обычных норм. В отличие от права или морали они предполагают не согласование поведения с предписанными требованиями, а воспроизведение самого поведения в его устоявшихся вариантах.

Исторически обычаи относятся к числу самых ранних социальных норм. В период становления первых цивилизаций, образования древних государств обычаям начинают придавать общеобязательное значение.

Деловые обыкновения – обычаи, выработанные в процессе деятельности органов государства, в деловой (хозяйственной, коммерческой) деятельности и действующие в единстве с правовыми нормами.

К нормам обычая относят и нормы, регламентирующие обряды как достаточно сложные процедуры в бытовой, семейной, религиозной сферах. Такие обычаи называют ритуалы. Нормы обычая, регулирующие торжественные, официальные обряды, носят название правила церемонии (церемониал).

Взаимодействие права и обычаев сводится к трем основным вариантам.

1. Юридические нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, создают условия для их реализации.

2. Юридические нормы могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев.

3. Юридические нормы безразличны к действующим обычаям. Таких обычаев большинство и связаны они главным образом с межличностными отношениями, бытовым поведением людей.

Право и корпоративные нормы

Корпоративные нормы - правила поведения, создаваемые в общественных объединениях, распространяющиеся на их членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данных объединений.

Корпоративные нормы достаточно специфичны. Так, они создаются в процессе организации и деятельности сообщества людей; распространяются на членов данного сообщества; закрепляются в соответствующих документах (уставе); обеспечиваются предусмотренными организационными мерами.

11. Правосознание - это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву.

Правосознание - неизбежный спутник права. Это обусловлено тем, что существование права нераздельно связано с волей и созна­нием людей. Требования общественной жизни не могут быть выра­жены в качестве юридических предписаний до тех пор, пока они не пройдут через волю и сознание людей. В то же время и воздей­ствие права на общественные отношения также осуществляются через волю и сознание граждан. Все это и вызывает к жизни извест­ный комплекс правовых представлений, чувств, настроений, пере­живаний, взглядов и т.п.

Правосознание - это одобрительная или отрицательная реак­ция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т.п. Так, принятый в 1995 г. Федеральный закон «О ветеранах» сначала обрадовал участников и инвалидов войны. Установленные в нем льготы и гарантии они восприняли как запоздалую, но все же заботу о тех, кто отдавал свою жизнь и свое здоровье на полях Великой Отечественной войны. Однако как только данный закон стал реализовываться, paдocть сменилась ра­зочарованием, ибо он практически не был обеспечен финансово­-экономическими мерами. Прямо аналогичная ситуация наблюдается в настоящее время при реализации закона о монетизации льгот.

Правосознанию присущи следующие черты:

- это есть самостоятельная форма общественного сознания, тесно взаимодействующая с нравственными, религиозными, политическими и иными формами;

- оно выражает психическое и идеологическое отношение людей к праву и правовым явлениям (правотворчеству и пра­воприменению, законности и правопорядку, правомерному и противоправному поведению и т.п.);

- оно охватывает и волю, и чувства, и воображение, и мысль, и всю сферу бессознательного духов­ного опыта;

- дает представление о прошлом, настоящем и будущем права (взгляд в прошлое помогает понять историю его становления и развития; оценивая настоящее, можно понять, насколько сегодня право соответствует сложившимся представлениям о свободе, равенстве и справедливости; внося предложения по совершенствованию права, люди тем самым закладывают основы желаемого, будущего права).


написать администратору сайта