Главная страница
Навигация по странице:

  • Проблема метода в философии

  • Основной вопрос философии: материалистические и идеалистические его решения. Методологические следствия онтологической презумпции

  • Диалектический и метафизический методы философского познания

  • Метафизика (далее – М.).

  • Законы диалектики: 1. Закон отрицания (диалектического синтеза)

  • 2. Закон перехода количественных изменений в качественные

  • 3. Закон борьбы и единства противоположностей

  • Эмпирический и рационалистический методы философского познания

  • Реферат. Понятие метода и методологии


    Скачать 37.85 Kb.
    НазваниеПонятие метода и методологии
    Дата25.04.2022
    Размер37.85 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат.docx
    ТипДокументы
    #495577

    1. Понятие метода и методологии


    Метод (греч. Metodos) – способ социальной деятельности в любой ее форме, а не только в познавательной. Однако не следует сводить весь арсенал методов к рациональному, поскольку существуют и другие средства и приемы познания. Метод (в той или иной форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и деятельности. Он представляет собой систему принципов, требований, которые ориентируют субъекта на решение конкретной задачи, достижения результатов в определенной сфере деятельности. Метод дисциплинирует поиск истины, позволяет сэкономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем, регулируя познавательную и другие формы деятельности человека.

    Однако недопустимо впадать в крайности:

    1) отбрасывать роль методологических проблем («методологический негативизм»);

    2) преувеличивать (абсолютизировать) значение метода, превратив его в «универсальную отмычку» ко всему («методологическая эйфория»).

    В современных методологических концепциях, как правило, стараются не допускать указанных крайностей, хотя они и встречаются.

    Каждый метод разрабатывается в рамках определенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой. Эффективность, сила каждого метода обусловлена содержательностью, глубиной, фундаментальностью теории. В свою очередь, метод разворачивается в систему и используется для дальнейшего углубления и разветвления знания и его материализации.

    Любой метод возникает из реального процесса жизни и снова входит в него. Метод не навязывается предмету познания, а меняется в соответствии с его спецификой. Истинность метода обусловлена, прежде всего, содержанием объекта, предмета исследования. Субъект в процессе своей жизнедеятельности всегда опирается на методы и включает их в свою деятельность. Любой метод является средством, приемом обеспечения и достижения субъектом цели, имеет инструментальный характер и является системой регулятивов человеческой деятельности. Иначе говоря, «человек - центр всей методологии» (Л.Фейербах).

    Метод существует, развивается только во взаимосвязи субъективного и объективного при определяющей роли последнего. В этом плане каждый метод объективный, реалистически содержательный, фактический. В то же время он субъективный (не как совокупность произвольных приемов, правил и процедур) как продолжение и завершение объективности, на основе которой растет.

    Многообразие сфер человеческой деятельности обусловливает разнообразный спектр методов, которые могут быть квалифицированы по различным критериям. Прежде всего, следует выделить методы материальной и духовной (идеальной, теоретической) деятельности. В то же время, методы можно классифицировать: по масштабам (по философскими категориями) на единичные (специфические) особые и общие (всеобщие). Что касается методов науки, то оснований для их разделения на группы, типы может быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания методы разделяют на формальные и содержательные, эмпирические и теоретические и методы преподавания. Выделяют еще и качественные и количественные методы, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и произвольные.

    В современной науке достаточно успешно работает многоуровневая концепция методологического знания. Методы научного познания по степени общности и сфере деятельности могут быть разделены на несколько основных групп:

    1. Философские методы, среди которых самыми общими и исторически первыми есть диалектический и метафизический. К их числу относятся и аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический и др.

    2. Общенаучные методы (подходы) исследования (получили широкое развитие и применение в науке XX в). Они выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным, чаще всего, относятся такие теоретические конструкции, как информация, модель, изоморфизм, структура, функция, система, элемент, оптимальность и т.д. На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философской методологии с методами специально-научных знаний. К числу общенаучных принципов и подходов относятся системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный и принципы моделирования, формализации и др

    3. Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов, применяемых на стыках науки, включая и группы наук, функционирующих в пределах на основе изучения определенной формы движения материи.

    4. Методы специальных наук, то есть совокупность способов и принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной сфере отдельной науки.

    Таким образом, в научном познании функционирует сложная, динамичная, целостная система многообразных методов разных уровней, сфер деятельности и направления, которые реализуются с учетом конкретных условий.

    Методология (от греч. Metodos – путь исследования или познания; logos – учение):

    1) Систематизированная совокупность подходов, способов, методов, приемов и процедур, применяемых в процессе научного познания и практической деятельности для достижения заранее определенной цели. Такой целью в научном познании является получение истинного знания или построение научной теории и ее логического обоснования, достижение определенного эффекта в эксперименте, наблюдении и тому подобное.

    2) Отрасль теоретических знаний, представлений о сущности, формы, законы, порядок и условия применения подходов, способов, методов, приемов и процедур в процессе научного познания и практической деятельности. То есть методология, во-первых - это органон, систематизированный арсенал методов, приемов, средств, обеспечивающих достижение определенной цели, а во-вторых - это наука, учение о методах познания и деятельности (теория о теории).

    Осмысливая теоретический и социокультурный опыт, методология разрабатывает общие принципы создания новых познавательных средств. Основным объектом изучения методологии есть метод, его сущность и сфера функционирования, структура и взаимодействие с другими методами и элементами познавательного инструментария и соответствие характера исследуемого объекта и связь с познавательной целью или целями практической деятельности.

    Методология ставит перед собой задачу выяснить условия преобразования научных знаний о действительности в метод дальнейшего познания этой реальности и выявить эффективность и границы его продуктивного применения. Важным и принципиальным для методологии есть обоснования положения о методе как систему, его сложность и многогранность его содержания, включает в себя знания разнокачественных характеристик и множественность уровней - от философских принципов к непосредственным научным знаниям о конкретном объекте.

    Методология разрабатывает типологию методов. В соответствии с этим структурируется именно методологическое знание. Учением о методе вообще и философский метод, в частности, выступает философская методология. Философский метод, разворачиваясь в систему, вбирает в себя основное содержание философского знания. Поэтому философская методология в инструментальном отношении совпадает с философией. Поскольку сфера философии включает в себя различные философские системные учения, то и философская методология представляет собой множество методологических программ, в которых отличаются своеобразные методологические системы. Ни одна из них не может приобретать роли абсолютного познавательного инструментария. Каждая имеет смысл и становится продуктивной лишь в пределах предметной области, очерченной ее основополагающими принципами.

    Весомый вклад в развитие философской методологии сделали Сократ, Платон, Аристотель и другие. Как систематизированное учение, методология возникла в эпоху Нового времени, в частности, в философии Ф. Бэкона,
    Р Декарта, Б. Спинозы, Лейбница, позже - Гегеля, Маркса и др.

    Своей задачей методология преследовала и преследует цель исследования познавательной деятельности, осуществляемой в различных областях науки, выявляет общие закономерности функционирования и развития научного мышления, разрабатывает общенаучные методы познания. Считалось, что методология достигла своей вершины в форме марксистской (диалектико-материалистической) методологии. Она углубила существующую тогда методологию науки и значительно расширила круг проблем общей методологии. В ней поднималась и решалась вся совокупность логико-гносеологических проблем. Но время показало, что претендовать на абсолютную истину она не может, хотя и значительная часть ее положений "работает" и до сих пор. Опираясь на общенаучные методы, появились узкие методологии, проявляющиеся в сфере отдельных методик. В отношении них философская методология стала общей теорией методов.

    Методология как учение о приемах, средствах, принципах научного исследования, как важнейшее условие своего функционирования требует положений, которые бы указывали на то, что познавательный процесс, в какой бы сфере ни осуществлялся, имеет общие моменты.

    Сейчас одним из важных разновидностей методологии есть методология науки. Она изучает комплекс явлений, относящихся к инструментальной сферы науки и научной деятельности, их осмысление и функционирования. Методология науки исследует совокупность познавательных средств, применяемых в науке, объективные характеристики и свойства науки и особенности научной работы, которые играют существенную роль в получении знаний. На этой основе она формулирует принципы, нормы и правила, которые организуют и направляют познавательную деятельность.

    Актуальным остается и исследование структуры методологии. По этой проблеме можно выделить два основных взгляды: первый - попытка дать четкую классификацию и выделить структурные элементы методологии, и второй - прослеживается описательный, аморфный подход.

    С учетом рациональных положений, сформулированных современными авторами в философской, социогуманитарной и естественно-научной литературе, основными структурными компонентами методологии научного познания, на абстрактном уровне являются: 1) общие; 2) общенаучные; 3) междисциплинарные, дисциплинарные; 4) специфические методы. Конкретизировать ее методы следует в контексте разграничения принципов, законов, категорий и их гносеологической роли. Если придерживаться этого требования, то основными ее структурными элементами являются проверенные нашей жизнью:

    1) философские принципы, к которым относятся принципы материализма, развития, самодвижения, отображение, противоречия, детерминизма, взаимодействия, объективности и тому подобное;

    2) законы диалектики, которые выполняют и гносеологическую, и методологическую функцию;

    3) категории диалектики, важнейшими из которых являются сущность и явление, содержание и форма, причина и следствие и др .;

    4) общенаучные принципы, к которым в первую очередь относятся системный, структурно-функциональный, моделирование и др .;

    5) междисциплинарные и дисциплинарные методы;

    6) законы и категории отдельных наук которые выполняют и познавательную функцию и является инструментом исследования.


    1. Проблема метода в философии


    Философия представляет собой форму рационально обоснованного представления человека о природе и сущности самого человека, о природе и сущности мира, и об их взаимосвязи. Поэтому философское решение вопроса о сущности мира и человека, о его отношении к миру имеет методологическое значение для процесса осознания человеком своего отношения ко всем сферам действительности и к самому себе.

    Человек для удовлетворения своих потребностей вынужден вступать в связи и отношения с окружающим миром. Это взаимодействие с действительностью, преобразование предметов природы в средства обеспечения своей жизнедеятельности является действительной основой человеческого бытия. Осознание необходимости такого взаимодействия обуславливает необходимость выработки целей и путей выбора путей и методов для их реализации

    Под методом следует понимать основополагающий принцип, определяющий способ подхода к анализу и оценке явлений, характер отношения к ним, характер и направленность познавательной и практической деятельности. Он заключает в себе выраженное в общей форме представление о сущности мира и человека, об отношении человека к миру и к себе.

    Основными методологическими принципами философии являются:

    - принцип материализма, который требует рассматривать все явления действительности, исходя из признания материального единства мира;

    - принцип диалектики, который требует рассматривать все явления с точки зрения их места в системе всеобщих связей, причин, закономерностей возникновения, развития, их влияния на другие явления. Главная особенность принципа диалектики: источник саморазвития, самодвижения заключается в противоречиях самой сущности вещей;

    - принцип субъективного отношения к действительности, смысл которого заключается в том, что подход к анализу, оценке явлений, принятие решений для практической и познавательной деятельности осуществляется с позиции социальных субъектов (лиц, групп, классов). Человек не созерцает мир пассивно, а стремится к активному его освоению для обеспечения своего существования и развития;

    - принцип практики. Гласит, что вся жизнедеятельность человека, равно как и его отношение к действительности, определяется необходимостью преобразовательной деятельности, основу которой составляет материальное производство.

    На основе этих основных принципов в их взаимосвязи формируется система производных методологических принципов: принцип объективности, детерминизма, конкретно-исторического подхода, всеобщей связи, развития и многие другие.


    1. Основной вопрос философии: материалистические и идеалистические его решения. Методологические следствия онтологической презумпции


    Известно, что основным вопросом философии является вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа к природе. что является первичным – мышление или бытие, природа или дух, материальное или идеальное? Кто кого порождает и определяет? В зависимости от решения данного вопроса различают материалистические и идеалистические концепции, два основных направления философской мысли: материализм и идеализм

    Материализм провозглашает материю вечной, независимой, неуничтожимой и первичной – источником всех вещей, которая существует и развивается по своим собственным законам. Природа, бытие, материя, материальное – первоисточники всего, а в свою очередь сознание, мышление, дух, идеальное – вторичны, определяются и порождаются материальным. В честь крупнейшего материалиста Древней Греции материализм именуется линией Демокрита в философии. Согласно материализму мир – материален, существует сам по себе, никем не создан и неуничтожим, закономерно изменчив, развивается в силу своих собственных причин; представляет собой единую и последнюю реальность, которая исключает любую свехъестественную силу. Сознание, мышление и дух – свойства материи, ее идеальное отражение. Достоинства материализма – опора на науку, логическая доказуемость многих положений. Слабая сторона – недостаточное объяснение сущности сознания (его происхождения) и всего идеального. 

    Согласно идеализму первичным началом всего существующего является духовное начало (Бог, дух, идея, индивидуальное сознание), материя возникает из духа и подчиняется ему, природа, материальные мир – вторичное. Данный термин ввел немецкий философ Г. Лейбниц в начале XVIII века. Родоначальником идеалистического направления в философии для Лейбница стал Платон. Именно по этой причине идеализм именуют линией Платона в философии. Идеализм имеет две основные формы:

    Объективный идеализмсогласно которому идеальное существует объективно, независимо от человека и природы в виде мирового разума, космической души, абсолютной идеи. Представители: Платон и неоплатоники, философы средних веков, Гегель и неогегельянцы). 

    Субъективный идеализм определяет идеальное формой внутреннего человеческого опыта. Внешний мир, его свойства и отношения зависят от сознания человека. Представители: Дж.Беркли, Д.Юм, Э.Мах и др. Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от лат. solus - один, ipse - сам, sum - существую), предполагающий, что реально лишь мое сознание, собственное «Я», мои ощущения, в то время, как существование всего, что меня окружает, - проблематично.


    1. Диалектический и метафизический методы философского познания


    Всеобщие методы познания: метафизика и диалектика.

    Метафизика – мир находится в статике, а не в динамике, иногда вообще отрицает развитие. Характерно односторонность, абсолютизация отдельных объектов.

    Диалектика – все движется, все течет, все развивается в процессе войны и борьбы противоположностей. Диалектика - учение о связи и развитии, о противоречиях и единстве противоположностей. Диалектика фиксирует подвижность, текучесть жизненных процессов. Пик развития диалектики – Гегеля. 

    Диалектика (греч. dialektike) – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления (далее – Д.). Научному пониманию Д. предшествовала долгая история, и само понятие Д. возникло в ходе переработки и даже преодоления первоначального смысла термина. Уже античная философия с большой силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, отчасти милетские материалисты, пифагорейцы). К подобным исследованиям еще не применялся термин Д. Первоначально этим термином (dialektike techne – “искусство диалектики”) обозначалось искусство диалога и спора: 1) способность вести спор посредством вопросов и ответов; 2) искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Аристотель, не поняв Д. Гераклита, считает изобретателем ее Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке мыслить понятия движения и множества. Сам Аристотель отличает “Диалектику” от “аналитики” как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон вслед за элеатами (Элейская школа) определяет истинное бытие как тождественное и неизменное, тем не менее в диалогах “Софист” и “Парменид” обосновывает диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслить только таким образом, что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождественен себе и переходит в свое “иное”. Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречия есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является, по Платону, искусством Д. Развитие Д. продолжали неоплатоники (Плотин, Прокл). В философии феодального общества – в схоластики Д. стали называть формальную логику, которая была противопоставлена риторике. В эпоху возрождения диалектические идеи о “совпадении противоположностей” выдвигают Николай Кузанский и Бруно. В новое время, несмотря на господство метафизики, Декарт и Спиноза, первый – в своей космогонии, второй – в учении о субстанции как о самопричине, дают образцы диалектического мышления. В 18 в. во Франции богатством диалектических идей выделяются Руссо и Дидро. Первый исследует противоречия как условие исторического развития, второй, кроме того, - противоречия в совр. ему общественном сознании (“Племянник Рамо”). Важнейшим до Маркса этапом в развитии д. стал немецкий классический идеализм, который в отличие от метафизического материализма видел в действительности не только предмет познания, но и рассматривал ее как предмет деятельности. Вместе с тем незнание истинной, материальной, основы познания и деятельности субъекта привело к ограниченности и ошибочности диалектических идей нем. идеалистов. Первым пробил брешь в метафизике Кант. Он указал на значение противоположных сил в физическом и космогоническом процессах, ввел – впервые после Декарта – идею развития в познании природы. В теории познания Кант развивает диалектические идеи в учении об “антиномиях”. Однако Д. разума, по Канту, - иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, ограниченные познанием одних явлений. Позже в теории познания (в “Наукоучении”) Фихте развил “антитетический” метод выведения категорий, содержащий важные диалектические идеи. Шеллинг вслед за Кантом развивает диалектическое понимание процессов природы. Вершиной в развитии домарксистской Д. была идеалистическая Д. Гегеля. Гегель “впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал связь этого движения и развития” (К. Маркс и Ф. Энгельс, т.20, с. 23). В отличие от абстрактных определений рассудка Д., по Гегелю, есть такой переход одного определения в др., в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограничены, т.е. содержат отрицание самих себя. Поэтому Д. есть, согласно Гегелю, “движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собою принцип, который один вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость”. Результат Д. Гегеля далеко превзошел то значение, которое ей отвел он сам. В учении Гегеля о необходимости, с какой все приходит к своему отрицанию, заключалось революционизирующее жизнь и мысль начало, в силу которого передовые мыслители видели в Д. Гегеля “алгебру революции” (Герцен). Истинно научное понимание Д. было создано только Марксом и Энгельсом.

    Отбросив идеалистическое содержание философии Гегеля, они построили Диадектику на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящий в природе, обществе и мышлении. В научной Д. органически сочетаются законы развития как бытия, так и познания, ибо они по своему содержанию тождественны, отличаясь только по форме. Поэтому материалистическая Д. не только “онтологическое”, но и гносеологическое учение, логика, рассматривающая мышление и познание равным образом в становлении и развитии, поскольку вещи и явления есть то, чем они становятся в процессе развития, и в них, как тенденция, заложено их будущее, то, чем они станут. В этом смысле и теория познания рассматривается материалистической Д. как обобщенная история познания и каждое понятие, каждая категория, несмотря на свой предельно общий характер, отмечены печатью историчности. Главной категорией материалистической Д. является противоречие. В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития; в нем содержится ключ ко всем остальным категориям и принципам диалектического развития: развитие путем перехода количественных изменений в качественные, перерыв постепенности, скачки, отрицание исходного момента развития и отрицание самого этого отрицания, повторение на высшей основе некоторых сторон, черт первоначального состояния. Материалистическая Д. представляет собой философский метод исследования природы и общества. Только с позиции Д. можно понять сложный, полный противоречивый путь становления объективной истины, связь на каждой ступени развития науки элементов абсолютного и относительного, устойчивого и изменчивого, переходы от одних форм обобщения к др., более глубоким.

    Метафизика (далее – М.). Термин возник в 1 в. до н. э. как обозначение части философского наследия Аристотеля и буквально означает “то, что следует после физики”. Сам Аристотель называет этот, по его убеждению, важнейший раздел своего философского учения “первой философией”, исследующей якобы высшие, недоступные органам чувств, лишь умозрительно постигаемые начала всего существующего, обязательные для всех наук. В этом смысле термин “М.” употреблялся в последующей философии. В средневековой философии М. служила теология как ее философское обоснование. Приблизительно с 16 в. наряду с термином “М.” применялся в равном значении термин “онтология”. У Декарта, Лейбница, Спинозы и др. философов 17 в. М. выступала еще в тесной связи с естественнонаучным и гуманитарным знанием. Эта связь была утрачена в 18 в., в особенности у таких философов, как Хр. Вольф. Именно в этом смысле термин “М.” широко употребляется в современной буржуазной философии.

    В новое время возникает понимание М. как антидиалектического способа мышления, как результат односторонности в познании, рассматривающего вещи и явления неизменными и независимыми друг от друга, отрицающего внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе. Исторически это было обусловлено тем, что научно-философское познание, которое в древности и в эпоху возрождения рассматривало природу в целом, в движении, ведущем к развитию, теперь, в связи с углублением и дифференциацией научного знания, расчленяло ее на ряд изолированных областей, рассматриваемых вне связи друг с другом. Впервые термин “М.” в смысле антидиалектики употребил Гегель. Маркс и Энгельс, обобщая данные наук и общественного развития, показали научную несостоятельность метафизического мышления и противопоставили ему материалистической диалектики.

    Законы диалектики:

    1. Закон отрицания (диалектического синтеза) – данный закон позволяет понять куда направляется процесс развития, какова его направленность. В процессе развития каждая последующая ступень является, с одной стороны, отрицанием предшествующей ступени (через отрицание каких-то свойств и качеств), а с другой – отрицанием этого отрицания, так как воспроизводит в изменившемся предмете, на новой ступени и в новом качестве некоторые свойства и качества ступени, подвергшейся отрицанию ранее.

    2.  Закон перехода количественных изменений в качественные – данный закон позволяет понять механизм процесса развития, т.е. каким образом осуществляется развитие. Под качеством в данном законе понимается внутренняя определенность предмета, некоторая совокупность существенных свойств без которых предмет уже перестает быть данным предметом. Изменения свойств в пределах данного качества называются количественными изменениями. Количество – это внешняя определенность по отношению к бытию предмета (определенность с точки зрения положения в пространстве-времени, это может быть различность каких-либо свойств – напр. цвет или звук).

    3. Закон борьбы и единства противоположностей -  данный закон позволяет понять источник, благодаря которому происходит любой процесс развития. В каждом предмете всегда существуют определенные противоположные свойства, стороны, процессы, борьба между которыми порождает новые процессы в объекте в целом.

    Законы диалектики не существуют оторвано друг от друга, а реализуются как аспекты единого процесса развития и таким образом позволяют всесторонне описать процесс развития. Взятые вместе они представляют собой матрицу любых процессов развития – прошедших и будущих. Законы диалектики дополняются парными категориями, которые позволяют учитывать варианты изменения и развития любых конкретных явлений и сторон жизни. Таких категорий-пар принято выделять 7: единичное-общее-особенное, явление-сущность, часть-целое, содержание-форма, причина-следствие, необходимость-случайность, возможность-действительность. 


    1. Эмпирический и рационалистический методы философского познания


    Средневековый спор номинализма (опирающегося на опыт) и рационализма (опирающегося на разум) в Новое время трансформировался в полемику эмпиризма ирационализма.

    Согласно выработанной в Новое время установке, человек познает посредством чувственности и рассудка, восприятия и мышления. Хотя они решают одни и те же задачи, однако разделение и противопоставление их, доведенное до абсолютизации, вылилось в два направления – эмпиризм (считает единственно истинным познание вещей через чувственный опыт) и рационализм (считает, что истина познается лишь мышлением).

    В эмпирическом направлении источником всего знания полагает чувственный опыт. Чем больше опыта накопило человечество, тем ближе оно истинному знанию. Рациональное является лишь надстройкой над данными чувственного опыта и создается комбинациями опытных данных в уме человека, а значит, ничего не прибавляет к содержанию знания. Однако для объяснения реального познавательного процесса эмпиризм вынужден выходить за пределы чувственных данных в область логических операций.

    Представители эмпиризма: Фрэнсис Бэкон (считается основоположником эмпиризма), Томас Гоббс, Джон Локк.

    Рационализм признает разум основой познания, признает самостоятельность и независимость разумного знания от опыта. Разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были основаны на опыте и лишь впоследствии подтверждены опытным путем. Только разум способен постигать всеобщее и необходимое, чувственный же опыт застревает на частном и случайном. Рационализм может быть материалистическим (Спиноза) и идеалистическим (Лейбниц). Представители рационализма: Рене Декарт (считается основоположником рационализма), Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц.

    Новоевропейская философия построена на глубоком расколе между субъектом и объектом. В рационализме восторжествовал субъект, а в эмпиризме – объект.


    написать администратору сайта