Главная страница
Навигация по странице:

  • 1‑й Вселенский Собор состоялся при императоре Константине Великом, в 325 году, в Никее.

  • Второй Вселенский Собор в Константинополе 381 г. (обстоятельства, предшествующие собору, причина созыва собора, состав участников, ход работы и рассматриваемые вопросы, решения и постановления).

  • Первый Константинопольский собор

  • Третий Вселенский Собор в Эфесе 431 г. (обстоятельства, предшествующие собору, причина созыва собора, состав участников, ход работы и рассматриваемые вопросы, решения и постановления).

  • Четвертый Вселенский Собор в Халкидоне 451 г. (обстоятельства, предшествующие собору, причина созыва собора, состав участников, ход работы и рассматриваемые вопросы, решения и постановления).

  • Пятый Вселенский Собор в Константинополе 553 г. (обстоятельства, предшествующие собору, причина созыва собора, состав участников, ход работы и рассматриваемые вопросы, решения и постановления).

  • Шестой Вселенский Собор в Константинополе 680-681. (обстоятельства, предшествующие собору, причина созыва собора, состав участников, ход работы и рассматриваемые вопросы, решения и постановления).

  • Седьмой Вселенский Собор в Никее 787 г. (обстоятельства, предшествующие собору, причина созыва собора, состав участников, ход работы и рассматриваемые вопросы, решения и постановления).

  • соборы. вселенские соборы. Понятие Вселенский собор. Внешние и внутренние признаки Вселеснского собора. Сфера компетенции Вселенского собора


    Скачать 41.84 Kb.
    НазваниеПонятие Вселенский собор. Внешние и внутренние признаки Вселеснского собора. Сфера компетенции Вселенского собора
    Анкорсоборы
    Дата13.07.2022
    Размер41.84 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлавселенские соборы.docx
    ТипДокументы
    #630140

    Понятие «Вселенский собор». Внешние и внутренние признаки Вселеснского собора. Сфера компетенции Вселенского собора

    – собрания православных епископов (священников и иных лиц) как представителей всей Православной Церкви (всей совокупности Поместных Церквей), созывавшиеся с целью решения насущных вопросов в области богопознания и богопочитания.

    Сфера компетенций (вопросы, которые обсуждались): Решения Вселенских Соборов по вопросам вероучения, законодательства и церковной дисциплины признаются непогрешимыми в силу того, что Собор действует не сам от себя, а по действию в нем и через него Святого Духа; определения, и правила Вселенского Собора простираются на все Поместные Церкви. Традиция обсуждать и разрешать важнейшие религиозные вопросы на принципах соборности была заложена в ранней Церкви апостолами. Тогда же был сформулирован главный принцип принятия соборных определений: «угодно Святому Духу и нам».

    Это значит, что соборные постановления формулировались и утверждались отцами не по правилу демократического большинства, а в строгом согласии со Священным Писанием и Преданием Церкви, по Промыслу Божию, при содействии Святого Духа.

    По мере развития и распространения Церкви Соборы созывались в самых разных частях ойкумены. В подавляющем большинстве случаев поводами для Соборов служили более или менее частные вопросы, не требовавшие представительства всей Церкви и разрешавшиеся силами пастырей Поместных Церквей. Такие Соборы и назывались Поместными.

    Вопросы же, подразумевавшие необходимость общецерковного обсуждения, исследовались при участии представителей всей Церкви. Созывавшиеся в этих обстоятельствах Соборы, представлявшие полноту Церкви, действовавшие в соответствии с Божьим законом и нормами церковного управления, закрепляли за собой статус Вселенских. Всего было семь таких Соборов.

    Всего было семь Вселенских Соборов:

    1. Никейский — 325 г.

    2. Константинопольский — 381 г.

    3. Ефесский — 431 г.

    4. Халкидонский — 451 г.

    5. Константинопольский 2 й — 553 г.

    6. Константинопольский 3 й — 680 г.

    7. Никейский 2 й — 787 г.

    Вселенским соборам присущи внешние и внутренние отличительные признаки.

    К внешним признакам Вселенских соборов относятся:

    • участие в соборе представителей всех поместных церквей в лице предстоятелей церквей, епископов или их заместителей, уполномоченных и посланных (легатов) от них;

    • каноническая правильность в порядке созыва собора, формирования состава участников, ведения и объявления определений собора;

    • признание собора Вселенским всеми поместными церквами, как теми, от которых епископы присутствовали на нём, так и теми, от которых на нём не было представителей.

    Внутренние признаки Вселенских соборов:

    • соответствие его постановлений Священному Писанию, апостольскому преданию, вероучению и правилам Вселенской Церкви всех предшествующих веков;

    • единодушное выражение на нём вероучения, которого все поместные церкви держались и держатся везде и всегда;

    • свойственная в церкви только Вселенским соборам законодательная деятельность (составление символов веры и изложение догматов).

    В разрешении вопросов об истинах вероучения и нравоучения Вселенский собор обладает свойством непогрешимости, как орган Вселенской Церкви, руководимый Святым Духом. Догматические определения и каноны Вселенских соборов помещаются в «Книге правил», определения и судебные решения — в «Деяниях».
    1‑й Вселенский Собор состоялся при императоре Константине Великом, в 325 году, в Никее.

    Предпосылки: Римский император Константин I Великий стал первым правителем, прекратившим гонения христиан, и в 313 году установил свободу вероисповедания Миланским эдиктом, который уравнивал христианство и все остальные религии в правах. Также эдикт возвращал христианам имущество, отобранное при императоре Диоклетиане. В 313 году Константина попросили разрешить спор между епископами Цецилианом и Донатом в Карфагене. В результате был проведён первый Арльский собор, который осудил донатизм как ересь. Стремясь сохранять единство кафолической церкви по всей империи, Константин стремился урегулировать споры между христианскими течениями. В 319 году он освободил церкви и клир от налогов и общественных повинностей, в 321 году утвердил за церквями право владеть недвижимостью, а 18 сентября 324 года Константин становится единоличным императором Римской империи.

    К III веку в христианстве появились различные течения (арианство, мелитианство, монархианство и другие). В ответ на распространение арианства в Александрии, епископ Александр Александрийский собрал поместный собор в 320 году, на котором 36 пресвитеров и 44 дьякона, включая Афанасия Великого осудили арианство. Однако это не остановило Ария, и он успешно продолжил распространять своё учение. Тогда Александр Александрийский в 321 году созвал собор всей Александрийской церкви с не менее чем ста участниками. На соборе Арий отстаивал свою позицию о том, что Иисус не похож на Отца по своей природе и является сыном скорее по усыновлению, за что Ария придали анафеме. Арий уехал в Палестину, где заручился поддержкой Евсевия Никомедийского, который помог ему распространять свои идеи. Константин предложил Арию защитить свою позицию на ойкуменальном (вселенском) соборе. Кроме это требовал решения также вопрос об исчислении пасхалий, было принято решение о проведении Вселенского Собора, который был открыт 14 июня 325 года в Никее в Вифинии.

    Причина: Он был посвящен разоблачению ереси Ария, александрийского священника, который учил, что Сын сотворен и что было время, когда Его не было; единосущие Сына с Отцом он категорически отрицал.

    Участники: Со стороны ариан на Собор приехали, помимо самого Ария, его ближайшие сподвижники Евсевий Никомидийский, Евсевий Кесарийский, а также местный епископ города Никеи Феогнис, Марий Халкидонский. Вместе с Евсевием Кесарийским присутствовали и его соборные единомышленники: Павлин Тирский и Патрофил Скифопольский, были и земляки Ария, ливийцы, поддерживающие его: Секунд Птолемаидский (Киренаика) и Феона Мармарикский.

    Православная сторона была представлена на Соборе выдающимися епископами, как по учености, так и по подвижничеству и исповедничеству: Александр I Александрийский, Афанасий Великий, Евстафий Антиохийский, Маркелл Анкирский. Леонтий Кесарии Каппадокийской и Иаков Низибийский были известны святостью своей жизни. Исповедниками были Амфион из Епифании Киликийской, Сисиний Кизический, Павел Неокесарийский с сожженными руками, Пафнутий Фиваидский и Потамон Египтянин с выколотыми глазами. У Потамона были вывихнуты и ноги, и в этом виде он работал в ссылке в каменоломнях. Он известен был как чудотворец и целитель. С острова Кипра прибыл Спиридон Тримифунтский. Он был святой простец, продолжавший и в епископстве пастушествовать; он был известен как прозорливец и чудотворец. Константин, входя в залу при парадном открытии Собора, демонстративно приветствовал, обнимал и целовал в выколотые очи этих исповедников.

    Так как арианские споры нарушали спокойствие только в восточной части Римской Империи, то западная церковь не посчитала нужным послать многих своих представителей на этот Собор. Римский папа Сильвестр своими заместителями делегировал двух пресвитеров: Викентия и Витона. Помимо этого, из латиноговорящих провинций прибыли только святитель Осия Кордувийский из Испании (по некоторым сообщениям - председатель Собора), Марк Калабрийский и Евстафий Миланский из Италии, Кекилиан Карфагенский из Африки, Никасий Дижонский из Галии, и Домн Стридонский из Далмации.

    Из-за пределов Римской Империи на Собор прибыли делегаты из Питиунта на Кавказе, из Воспорского (Босфорского) царства (Керчи), из Скифии, два делегата из Армении, один - Иаков Низибийский - из Персии.

    Ход: Согласно Сократу, Собор открылся 20 мая, а торжественное закрытие Собора было приурочено императором к 25 августа, ко дню празднования им 20-летнего юбилея его царствования. Но некоторые историки называют 14 июня как начало Собора. Акты Халкидонского Собора (451) датируют принятие Никейского постановления 19 июня.

    Во время прений Арий и его единомышленники высказывали свою позицию прямо и смело, рассчитывая на веротерпимость императора и надеясь убедить его и привлечь на свою сторону. Их богохульные речи возмущали православных. В нужную минуту Евсевий Кесарийский выступил с хитрым дипломатическим предложением, которое состояло в том, чтобы взять за основу определения Собора текст крещального символа веры, для большинства привычный.

    Замысел Евсевия состоял в том, чтобы, отчаявшись убедить большинство епископов на Соборе в своей ереси или переманить императора на свою сторону, свести этот собор к формальности, приняв православную привычную для всех формулировку, на которую легко должно согласиться большинство, но при этом недостаточно четко сформулированную, и оставляющую место для еретического учения Ария.

    Но император Константин перехитрил схитрившего Евсевия. Одобрив текст, он как бы между прочим предложил этот текст обогатить лишь маленьким дополнением, одним словом "единосущный" (омоусиос). При поддержке авторитетных православных епископов, большинство епископата, который будучи православными, не был тем не менее достаточно образованными, чтобы вникнуть и понять все тонкости этого вопроса, поддержало и проголосовало за это предложенное императором добавление, надежно отсекающее арианскую ересь от православия.

    После этого главного для ариан поражения, ряд других небольших поправок и дополнений к символу веры, тоже направленных против ариан, но уже не имевших принципиального значения, был принят уже без споров. Вот эти дополнения, согласно Карташеву:

    Опущен термин "Логос", но прибавлено "Рожденного" с отрицательным, антиарианским: "Несотворенного". К термину "Единородного" (Моногени) добавлено тяжеловесное разъяснение: "т.е. из сущности Отца". К термину "Рожденного" добавлено решающее: "Омоусион".

    Это - не "символ" (часто смешивают его с символом Никео-Цареградским II Вселенского собора), а именно орос, ибо в символе не место анафематизму.

    Результат: Собор провозгласил догмат о том, что Сын — Бог, единосущный Отцу. На Соборе было принято 7 членов Символа веры и 20 канонических правил.

    АРИАНСТВО — еретическое направление в христианстве нач. 4 в., получившее название по имени его основателя александрийского пресвитера Ария.

    Второй Вселенский Собор в Константинополе 381 г. (обстоятельства, предшествующие собору, причина созыва собора, состав участников, ход работы и рассматриваемые вопросы, решения и постановления).

    2‑й Вселенский Собор, созванный при императоре Феодосии Великом, имел место в Константинополе, в 381 г.

    Первый Константинопольский собор — поместный собор восточных иерархов, впоследствии получивший название — Второй Вселенский собор Христианской церкви. Созван в 381 году императором Феодосием I (379—395) в Константинополе. Признаётся Вселенским всеми Церквами. Утвердил догмат об исхождении Святого Духа от Отца, о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с прочими лицами Святой Троицы — Богом Отцом и Богом Сыном; дополнил и утвердил Никейский Символ веры, получивший позднее название Никео-Цареградский (Никео-Константинопольский).

    Кроме того, установил статус епископа Константинопольского как епископа Нового Рима, вторым по чести после Римского епископа, обойдя епископа Александрийского, до того считавшегося первым на Востоке и носившего титул «папа». В результате на IV Вселенском соборе образовалась так называемая пентархия — пятёрка главных епископских кафедр (Поместных церквей) христианского мира:

    1. Рим,

    2. Константинополь,

    3. Александрия,

    4. Антиохия,

    5. Иерусалим.

    Собор открылся в мае 381 года в константинопольской церкви Святой Ирины и закончил работу в июле того же года. Император Феодосий I присутствовал на его открытии, но в соборных заседаниях ни его представители, ни он сам участия не принимали.

    Память Отцов II Вселенского собора празднуется Церковью 22 мая (4 июня).

    Участники: На Соборе присутствовало 150 ортодоксальных восточных епископов. Западные, латинские архиереи в Соборе не участвовали из-за Мелитианского раскола. Феодосий пригласил на Собор также 36 македонианских епископов во главе со старейшим епископом Елевсием Кизикским, надеясь, что они согласятся в исповедании веры с ортодоксальными. Но македонианские епископы Македонии и Египта прямо заявили, что не допускают и не допустят «единосущия», и покинули Собор. Папу Римского Дамасия I (из Западной Римской империи Грациана) император Феодосий об открытии Собора даже не извещал.

    Среди главных участников Собора присутствовали: Диодор Тарсийский, Мелетий Антиохийский, Тимофей I Александрийский, Кирилл Иерусалимский, Геласий Кесарие-Палестинский (племянник Кирилла), Асхолий Фессалоникийский, Григорий Нисский (брат Василия Великого), Амфилохий Иконийский, Оптим Антиохии Писидийской, Диодор Тарсийский, Пелагий Лаодикийский. Председательствовали на Соборе Мелетий Антиохийский, который вскоре после начала работы Собора умер, и его заменил Григорий Назианзин (ок.330-ок.390), известный в церкви под именем Богослова, а после того, как и он покинул Собор — Нектарий, преемник Григория на Константинопольской кафедре.

    Поводом послужило распространение ереси епископа Македония, отрицавшего Божество Святого Духа.

    Итог: На этом Соборе Символ веры был скорректирован и дополнен, в том числе членом, содержащим Православное учение о Святом Духе. Отцами Собора составлено 7 канонических правил, одним из которых запрещено вносить какие-либо изменения в Символ веры.

    Третий Вселенский Собор в Эфесе 431 г. (обстоятельства, предшествующие собору, причина созыва собора, состав участников, ход работы и рассматриваемые вопросы, решения и постановления).

    3‑й Вселенский Собор состоялся в Ефесе в 431 году, в царствование императора Феодосия Малого.

    Повод: Поводом для созыва Эфесского Собора был конфликт между архиепископом Константинопольским Несторием и патриархом Александрийским Кириллом. Несторий считал, что Пресвятая Дева Мария родила человека, соединенного с Словом Божьим. Он также предложил именовать Его Пречистую Матерь не Богородицей, а Матерью Христа (Христородицей). Патриарх Кирилл Александрийский стоял на позициях имени Богородица и за соединение двух ипостасей. Переписка не привела к положительным результатам, и тогда Кирилл Александрийский написал против Нестория свои 12 анафематизмов.

    В 431 году в связи с учением, которое распространял Несторий, по инициативе Кирилла Александрийского было принято решение о созыве церковного собора. Местом для проведения собора был выбран город Эфес. В Эфесе начали собираться епископы, часть из них сгруппировалась вокруг епископов Кирилла и Мемнона Эфесского, другая часть сгруппировалась вокруг Нестория. Несмотря на то, что далеко не все приехали в Эфес, а были в пути, в том числе: римские легаты, и большая делегация из Антиохийских епископов во главе с Иоанном Антиохийским, Кирилл и Мемнон приняли решение открыть собор. Они приглашают Нестория на собор. Несторий и поддерживающие его епископы отказываются явиться на собор, который желают начать Кирилл и Мемнон. Они предлагают дождаться времени, когда все епископы соберутся во Эфесе. Кирилл и Мемнон не обращают внимание, на то, что не все собрались и исключительно из своих приверженцев собирают собор, на котором анафематствуют Нестория, без участия последнего в нём.

    Кирилл председательствовал на заседании Александрийской делегации. Сначала, до прибытия римских легатов, он был и представителем римского епископа. Позже после того, как Несторий был уже анафематствован, в Эфес приехала Римская делегация и присоединилась к собору Кирилла.

    Прибывшие ещё позже в Эфес Иоанн Антиохийский с восточными епископами отказались принять решения собора, собранного Кириллом без их участия, и составили свой собор из 43 епископов, для заседаний которого епископ Эфесский Мемнон не дал священного здания. Это собрание лишило Кирилла и Мемнона епископства и права священнодействия, а прочих участников настоящего собора отлучило от Церкви впредь до их раскаяния.

    Таким образом, каждая из противостоящих сторон имела церковных первоиерархов (одна сторона: Антиохийского патриарха, в соборе которого принял участие и подчинённый ему Константинопольский митрополит Несторий, а другая сразу двух первоиерархов: Александрийского патриарха (папу) и Римского папу).

    Антиохийская делегация объявила Кирилла еретиком и низложила его.

    Александрийская делегация в свою очередь признала Нестория еретиком и также низложила его. Кроме того, она игнорировала предыдущий Константинопольский собор и его решения об особом статусе митрополита Константинополя, Никео-Цареградский Символ веры, читавшийся уже и в Константинополе, и на Западе. Делопроизводство Эфесского — III-го Вселенского Собора, на котором председательствовал Кирилл Александрийским, также было далеко не идеальным. При открытии Собора Кирилл не принял во внимание не только отсутствие «восточных» епископов во главе с Иоанном Антиохийским, но и протесты императорского представителя Кандидиана. Кроме того, накануне открытия Собора, 21-го июня, двадцать один из уже собравшихся на тот момент в Эфесе сорока митрополитов подали протест в связи с отсутствием приглашения епископов Востока. Всем этим справедливым возражениям святитель Кирилл не придал никакого значения, открыв заседания 22-го июня. Это и повлекло за собой отделение восточных отцов и проведение ими под председательством Иоанна Антиохийского параллельного и враждебного собрания, приказы императора Феодосия II об аресте св. Кирилла, Мемнона Эфесского и других важнейших деятелей обоих противостоящих собраний и последующий двухлетний поиск единой догматической формулы между Александрией и Антиохией.

    Ради сохранения единства с Римом, император арестовал ряд важнейших деятелей собрания епископов с участием Нестория, но затем приказал арестовать также и Кирилла Александрийского и Мемнона Эфесского за фактическое обвинение одним из зачитанных на соборе анафематизмов Кирилла в каннибализме — пусть прямо и не названных — самого императора, его сестры и всех допущенных к причащению Иоанном Златоустом и Несторием. Но Кириллу и Мемнону удалось бежать и скрыться в Египте, где Кирилл Александрийский фактически превратился в заложника коптов и стал «знаменем» местного национального (антигреческого) сепаратизма, что ничуть не являлось его намерением. Поэтому в Египте Кирилл действовал как «голубь мира» строго на платформе диофизитства и даже диофелитства и сам требовал отказа от анафематствования Феодора Мопсуестийского и всех деятелей Антиохийской богословской школы, усопших в мире и согласии с Церковью. Даже Несторий, по его мнению, мог оставаться архиепископом Константинопольским при отказе его не только от терминов «Христородица» и «Богоприимица», но и от вмешательства в дела александрийского и римского пап.

    Спор был решён посредством Согласительного исповедования 433 года — главнейшего, вероучительного определения, результата и итога Эфесского собора. Император утвердил решения Эфесского собора, но Пятый Вселенский собор в 553 году закрепил итоги только собрания Эфесского собора под председательством Кирилла Александрийского.

    Однако, Эфесский собор вызвал негодование Ассирийской церкви Востока и отпадение её от единства с Православной Вселенской церковью. Несториане этот собор до сих пор считают авантюрой Кирилла Александрийского, намеренно не пригласившего на собор представителей Церкви Востока, поскольку антиохийское богословие было тесно связано с учением выходцев из Церкви Востока, переселившихся в Антиохию.

    Он был посвящён разоблачению ереси Константинопольского Патриарха Нестория, ложно учившего о Христе как о человеке, соединенном с Сыном Божьим благодатною связью. Фактически он утверждал, что во Христе — два Лица. Кроме того, он называл Богородицу Христородицей, отрицая Её Богоматеринство.

    Итог: Собор подтвердил, что Христос — Истинный Сын Божий, а Мария — Богородица, и принял 8‑мь канонических правил. Первые шесть правил, составленных Собором, касаются вероисповедных вопросов, направленных против учения Нестория, не имея дисциплинарного значения. Только они есть в документах собора. 7-е и 8-е правила были включены в число канонов уже после Халкидонского собора. 7-е и 8-е правила не были приняты на Эфесском соборе как каноны, а являлись лишь соборными мнениями, которые впоследствии вписали в протоколы заседания собора и добавили, как каноны Эфесского собора.

    НЕСТОРИЙ (ум. ок. 451) — представитель Антиохийской школы экзегезы и богословия, константинопольский архиепископ (428-431), низложенный I Эфесским (III Вселенским) собором (431) по обвинению в ереси (см. Несторианство). НЕСТОРИАНСТВО — 1. И нтерпретация учения константинопольского архиепископа Нестория, осуществленная Кириллом Александрийским и осужденная как ересь на проходившем под председательством Кирилла I Эфесском (III Вселенском) соборе (431).

    1. Четвертый Вселенский Собор в Халкидоне 451 г. (обстоятельства, предшествующие собору, причина созыва собора, состав участников, ход работы и рассматриваемые вопросы, решения и постановления).

    4‑й Вселенский Собор проходил при императоре Маркиане, в Халкидоне, в 451 году.

    Причины: Политические причины

    Созыв собора и контроль со стороны императора и имперской администрации были вызваны стремлением обеспечить религиозное единство и, тем самым, политическую стабильность империи: продолжающееся соперничество Константинопольского и Александрийского патриархатов — после того, как Константинопольский Собор в 381 году поставил кафедру Константинополя («Нового Рима») на второе место после Рима, сместив Александрию на третье место (3-е правило, принятое на соборе) — ставило под угрозу единство империи. Мысль, что от правильной веры в единую Троицу зависят единство и прочность государства, повторял в своих письмах императору и Лев I, актуальность этого тезиса подтверждалась недавними событиями в Северной Африке — сначала вооружённой борьбой с донатистским расколом, затем — завоеванием Северной Африки и Карфагена в 429-439 году вандалами, на стороне которых оказались циркумциллионы-донатисты.

    Религиозные причины

    Диоскор, патриарх Александрийский, продолжая дело своего предшественника Кирилла в борьбе с несторианством Антиохийской богословской школы на Эфесском соборе 431 года, решил поставить окончательную точку в догматической борьбе с несторианством на Эфесском «разбойничьем» соборе 449 года — в результате «излишне двойственная» несторианская природа Христа была заменена в решении собора «монолитной» монофизитской.

    Такая формулировка расходилась с посланием отправленным папой римским Львом I Великим архиепископу Константинопольскому Флавиану и собору в июне 449 года. Сам Лев I на соборе не присутствовал — к Риму в это время подходили войска Аттилы. Папа послал на собор легатов, которые должны были отстаивать его формулировки, однако легаты свою задачу не выполнили, и еретические решения собора были утверждены императором Феодосием II.

    Смерть Феодосия II изменила обстановку. Его сестра Пульхерия, носившая титул Августы, стала женой сенатора Маркиана и возвела его на трон. Пульхерия была сторонницей папы Льва I. Кроме того Диоскор настроил против себя императорскую чету. Это повлияло на скорейший созыв нового, 4-го Вселенского Собора.

    Участники: Председателем собора был Анатолий Константинопольский, перед вступлением Маркиана на престол решительно перешедший на сторону ортодоксов. Число всех присутствовавших на соборе отцов, если не исключать и уполномоченных лиц пресвитерского сана, замещавших того или другого епископа, было 630. Из наиболее известных были: Дамиан Антиохийский, низложенный Диоскором и возвращённый из заточения Маркианом; Максим, поставленный на его место, Ювеналий Иерусалимский, Фалассий Кесарие-Каппадокийский, блаженный Феодорит, Евсевий Дорилейский, Диоскор Александрийский и другие. Папа Лев, желавший, чтобы собор созван был в Италии, прислал всё-таки своих легатов (епископов Пасхазина и Луценция и пресвитера Бонифация) на Халкидонский собор. На соборе встречаем большое стечение высших государственных сановников и сенаторов, принимающих участие в деяниях собора, за исключением тех случаев, когда рассматривались дела чисто церковные (например, суд над епископом).

    Отцы тогда собрались против еретиков: предстоятеля Александрийской Церкви, Диоскора, и архимандрита Евтихия, которые утверждали, что в результате воплощения Сына два естества, Божеское и человеческое, слились в Его Ипостаси в одно.

    Итог: Собор вынес определение, что Христос — Совершенный Бог и вместе Совершенный Человек, Одно Лицо, заключающее в Себе два естества, соединенные неслитно, непреложно, нераздельно и неразлучно. Помимо того было сформулировано 30 канонических правил.

    Осуждение еретического учения Евтихия — монофизитства

    Прежде всего отцы собора занялись рассмотрением деяний «разбойничьего» собора 449 года в Эфесе, и судом над Диоскором. Обвинителем был известный Евсевий Дорилейский, представивший записку, в которой изложены были все насилия, произведенные Диоскором на «разбойничьем» соборе. По прочтении записки отцы отняли у Диоскора право голоса, после чего он должен был стать в число подсудимых. К тому же, на Диоскора представлено было со стороны некоторых египетских епископов много обвинений в безнравственности, жестокости и разного рода насилиях. Собор осудил Диоскора и низложил его, кроме того был осуждён разбойничий собор и Евтихий. Тех епископов, которые вместе с Диоскором принимали участие в разбойничьем соборе, отцы Халкидонского собора простили, так как они принесли раскаяние и объяснили, что действовали под страхом угроз Диоскора.

    Принятие нового христологического вероучительного определения

    Затем отцы занялись определением вероучения. Им предстояло изложить такое учение о двух естествах в лице Иисуса Христа, которое было бы чуждо крайностей несторианства и монофизитства. Среднее между этими крайностями учение именно и было православным. Приняв за образец православного учения изложение веры Кирилла Александрийского и Иоанна Антиохийского, а также послание Льва римского к Флавиану, они таким образом определили догмат об образе соединения в лице Иисуса Христа двух естеств.

    Евтихий– константинопольский патриарх с 552; председательствовал на V Вселенском соборе (553). МОНОФИЗИТСТВО (греч. povoq — один, ф бац — природа) — еретическое направление в христианстве, возникшее в Византии в 5 в. Основателем М. считается константинопольский архимандрит Евтихий. М. было поддержано александрийским патриархом Диоскором. Сторонники М. исходят из того, что Иисус Христос хотя и рожден из двух природ — Божественной и человеческой, но пребывает не в двух, а в одной. Поскольку в акте воплощения неизреченным образом две природы превратились в одну, и человеческая природа Христа стала лиш ь принадлежностью его Божественной природы, утратив всякое собственное существование.

    Пятый Вселенский Собор в Константинополе 553 г. (обстоятельства, предшествующие собору, причина созыва собора, состав участников, ход работы и рассматриваемые вопросы, решения и постановления).

    5‑й Вселенский Собор состоялся в Константинополе, в 553 году, при императоре Юстиниане I.

    Предпосылки: Религиозная ситуация в Византии

    Одним из важнейших вопросов внутренней политики Византийской империи V—VI веков было отношение к монофизитам (так миафизиты названы Иоанном Дамаскином). Во-первых, эта конфессия преобладала среди священнослужителей важнейших для государства восточных провинций — в Египте, где копты преобладали и среди верующих, Сирии и Палестине — и союзных государств Кавказа; во-вторых, на стороне миафизитов была супруга Юстиниана Феодора, имевшая сильное влияние на императора.

    По совету Феодоры Юстиниан в отношении к миафизитам уже в начале своего правления ступил на путь примирения. Изгнанные при Юстине и в первые годы Юстиниана миафизитские епископы получили право вернуться из ссылки. Многие миафизиты были приглашены в столицу на религиозное примирительное совещание, в котором император принял участие. В одном из столичных дворцов были поселены пятьсот миафизитских монахов. В 535 году Севир, тогда глава всех миафизитов, прибыл в Константинополь и оставался там год. Таким образом, к этому времени столица империи приобрела черты, характерные для эпохи императора Анастасия. Константинопольским патриархом стал епископ Трапезундский Анфим, известный своей примирительной политикой в отношении к миафизитам. «Инквизитором» Юстиниана всегда был миафизит Иоанн Эфесский.

    Ситуация вызвала недовольство в Риме, и в Константинополь прибыл папа Агапит I, который совместно с ортодоксальной партией акимитов выразил такое резкое неприятие политики Анфима, что Юстиниан вынужден был уступить. Анфим был смещён, и на его место назначен убежденный православный пресвитер Мина. Возможно, эта уступка императора папе была вызвана отчасти тем, что в это время началась остготская война в Италии, и Юстиниану было необходимо сочувствие католиков Запада.

    Вопрос о «трёх главах»

    Сделав уступку в вопросе о патриархе, Юстиниан не отказался от дальнейших попыток примирения с миафизитами. Для этого император поднял известный вопрос о «трех главах», то есть о трех церковных писателях V века, Феодоре Мопсуестийском, Феодорите Кирском и Иве Эдесском, относительно которых монофизиты ставили в упрек Халкидонскому собору то, что вышеназванные писатели, несмотря на свой несторианский образ мыслей, не были на нем осуждены. Юстиниан признал, что в данном случае миафизиты правы и что православные должны им сделать уступку. Поэтому в начале сороковых годов он издал указ, в котором подвергал анафеме сочинения этих трёх писателей и грозил анафемой всем тем лицам, которые станут защищать или одобрять данные сочинения. Именно этот указ, содержащий три параграфа, и дал название всему вопросу, однако в дальнейшем под «тремя главами» понимали указанных писателей.

    Это желание императора вызвало возмущение западных иерархов, так как они видели в этом посягательство на авторитет Халкидонского собора, после которого по инициативе арианских правителей Западной Европы мог последовать аналогичный пересмотр решений Никейского собора. Также возник вопрос, можно ли анафематствовать умерших, ведь все три писателя умерли ещё в предыдущем столетии. Наконец, некоторые представители Запада держались того мнения, что император своим указом совершает насилие над совестью членов церкви. Последнее сомнение почти не существовало в восточной церкви, где вмешательство императорской власти в решение догматических споров закреплено было долговременной практикой. Вопрос же об осуждении умерших был обоснован ссылкой на эпизод, когда ветхозаветный царь Иосия не только заклал живых жрецов идольских, но и раскопал гробы тех, которые задолго до того времени умерли. Таким образом, в то время как восточная часть церкви соглашалась признать указ и осудить три главы, западная часть высказалась против этого. Указ Юстиниана общецерковного значения не получил.

    С целью повлиять на положительное решение вопроса, Юстиниан вызвал тогдашнего папу Вигилия в Константинополь, где тот и прожил более семи лет. Первоначальная позиция папы, который по прибытии открыто восстал против указа Юстиниана и за признание этого указа отлучил от церкви константинопольского патриарха Мину, изменилась, и в 548 году он издал осуждение трёх глав, и, таким образом, присоединил свой голос к голосу четырёх восточных патриархов. Однако западная церковь не одобрила уступки Вигилия. Африканские епископы, собрав собор, даже отлучили его от церковного общения, и вызванный этим раскол существовал 100 лет. Под влиянием западной части церкви папа начал колебаться в своем решении и взял обратно ludicatum. В таких обстоятельствах Юстиниан решил прибегнуть к созыву Вселенского собора, который и собрался в Константинополе в 553 году.

    Что обсуждали: Собор был созван по поводу споров между халкидонитами, которых противники называли последователями Нестория, и миафизитами, которым противники приписывали ересь Евтихия. Главным предметом споров были сочинения трёх учителей сирийской церкви, пользовавшихся в своё время известностью, а именно Феодора Мопсуестийского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского, в которых ясно выражались несторианские заблуждения, а на Четвёртом Вселенском Соборе ничего не было упомянуто об этих трёх писателях.

    Противники миафизитов в споре с миафизитами ссылались на эти сочинения, а миафизиты находили в этом предлог отвергать самый Четвёртый Вселенский Собор и утверждать, что Православная церковь будто бы уклонилась в несторианство.

    Участники: На Соборе, открывшемся в зале, связывающей собор Святой Софии с патриаршими палатами, присутствовало 165 епископов, председательствовал константинопольский патриарх Евтихий.

    Постановления: На Соборе отцы рассматривали заблуждения пресвитера Оригена, знаменитого учителя Церкви III века. Его учение о предсуществовании человеческих душ было осуждено. Осуждены были как идеалисты Платон, философия которого прельстила Оригена, по мнению собора, и оригенисты Эвагрий Понтийский и Дидим Слепой. Осуждено было как еретическое и учение об Апокатастасисе — всеобщем прощении грешников (включая диавола и прочих падших ангелов) на Страшном Суде. Но придерживавшиеся этого учения Григорий Нисский и другие его сторонники, как и защищавшая это учение Церковь Востока и её деятели, в том числе, уже после Собора, Исаак Сирин, не были анафематствованы. Был осуждён Аполлинарий за его формулировку тождества Иисуса Христа и Логоса, которую Кирилл Александрийский считал единственно правильной: «Одна природа Бога Слова Воплощённого», но само учение о тождестве осуждено не было. (Хотя аполлинаризм был осуждён на I Константинопольском и Римском соборах, но имя Аполлинария ввиду его авторитета до V Вселенского собора не упоминалось в осуждениях). Осуждение Ария и Евномия, хотя ариан и евномиан (поздних ариан) уже не было внутри Церкви, было связано с войнами, которые Юстиниан вёл против ариан в Италии, Африке и Испании.

    Собор осудил все представленные императором для осуждения сочинения «трёх глав» и самого Феодора Мопсуетского, как не раскаявшегося, а относительно двух остальных писателей осуждение ограничилось только их несторианскими сочинениями, сами же они были помилованы, так как отказались от своих мнений и скончались в мире с Церковью. Диодора Тарсийского собор не осудил, но Юстиниан этого и не требовал, Диодор не обсуждался.

    Собор снова повторил осуждение ереси Нестория и признал правоту и безусловность православия Кирилла Александрийского, а любых его противников признал еретиками, на чём настаивали миафизиты, что открывало им возможность пересмотреть решения Халкидонского собора, как противоречащие учению Кирилла, но осудил и Евтихия, против чего они не возражали. В то же время осуждение не только аполлинаризма, но и Аполлинария и его христологической формулы, которую отстаивал Кирилл Александрийский, и анафематствование всех использующих эту формулу для отрицания неслиянного соединения божественной природы и человеческой природы воплощённого Бога Слова удовлетворило халкидонитов.

    Последствия: Вовремя V Вселенского Собора в Константинополе в 553 году папа Вигилий по отношению к осуждению трёх глав занимал переменчивую позицию, и лишь под давлением императора Юстиниана (Рим в это время был в составе Византийской Империи) подписал эдикт о трех главах. Хотя папа находился во время работы собора в Константинополе, но ни на одном заседании собора не присутствовал, а подписал деяния собора через легатов. После Собора авторитет папства и в Византии, и на Западе резко упал, произошёл раскол западных христиан. Раскол был преодолён только через 100 лет. Папы стали искать поддержки у франков.

    Анафематствование Феодора Мопсуестийского (почитаемого Церковью Востока если не за христологию, то за его вклад в литургию) ознаменовало разрыв с Церковью Востока, с которой наметилось значительное сближение после Халкидонского собора; даже с теми её представителями, кто исповедовал Халкидонский символ веры, хотя Юстиниан стремился к единству и с Церковью Востока, которая тогда вообще не считала Нестория одним из своих учителей, а Иоанн Златоуст почитался ею часто наравне с Феодором Мопсуестийским; и вопреки документам Церкви Востока об отречении Церкви Запада от всех трёх греческих учителей Церкви Востока Диодор Тарсийский осуждён не был. От канонического единства с Православием отпали и Церковь Востока, и, постепенно, и Римская церковь, а единство с миафизитами оказалось эфемерным.

    Вместе с тем, важнейшим положительным результатом собора стало осуждение платонизма как истока ересей последователей Оригена и подобных платонизму идеалистических учений в целом как противоречащих Православию и подтверждение учения Святых Отцов, что впоследствии помогло Григорию Паламе сформулировать современное философское учение исихазма. Осуждение платонизма Собором можно рассматривать и как осуждение Православием тоталитарных идей ряда сочинений Платона и тоталитаризма в целом. То есть, несмотря на заблуждения отдельных отцов собора и императора, например, их уступки цезарепапизму и миафизитству, благодаря водительству Святого Духа на соборе восторжествовало православное учение.

    Итог: На нем было подтверждено учение Четвертого Вселенского Собора, осужден Оригенизм и некоторые сочинения Феодорита Кирского и Ивы Едесского. Вместе с тем был осужден Феодор Мопсуестский, учитель Нестория.

    Шестой Вселенский Собор в Константинополе 680-681. (обстоятельства, предшествующие собору, причина созыва собора, состав участников, ход работы и рассматриваемые вопросы, решения и постановления).

    6‑й Вселенский Собор был в городе Константинополе в 680 году, в правление императора Константина Погоната.

    Собор созван был против учения монофелитов, которые признавали в Иисусе Христе два естества, Бога и человека, но одну Богочеловеческую волю. Монофелитство было униональным исповеданием, созданным патриархом Константинопольским Сергием по воле императора Ираклия. Целью императора было примирение противоборствующих во Вселенской церкви христологических партий диофизитов-халкидонитов и миафизитов-нехалкидонитов. Против этой идеи выступили Софроний Иерусалимский и константинопольский монах Максим Исповедник. Учение Максима Исповедника было принято папой Мартином и Римской Церковью на Латеранском соборе, что вошло в противоречие с официальным вероисповеданием империи, за что Максим и Мартин были подвергнуты репрессиям, но впоследствии это учение было принято и греческим Востоком на Третьем Константинопольском соборе.

    Участники: Шестой Вселенский Собор стал самым продолжительным из всех соборов: собор открылся 7 ноября 680 года, а окончился 16 сентября 681 года. Число участников собора всё время возрастало. На первом заседании присутствовало 43 человека, на последнем 163 (среди них легаты Римского папы), а при составлении правил присутствовало 240 участников. Сам император присутствовал на 11 первых заседаниях и на последнем, где подписался под соборными протоколами с формулировкой «читал и одобрил».

    Постановления: Шестой Вселенский Собор осудил и отверг учение монофелитов как ересь, и постановил признавать в Иисусе Христе два естества — Божеское и человеческое, и по этим двум естествам — две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна воле Божественной. Обе воли во Христе соединены между собой неразлучно, неизменно, нераздельно, неслиянно.

    Собор также осудил и отверг учение моноэнергизм как ересь, и определил, что во Христе два естественных действия — Божеское и человеческое. Оба действия во Христе соединены между собой неразлучно, неизменно, нераздельно, неслиянно.

    Его задачей стояло опровержение ереси монофелитов, настаивавших на том, что во Христе не две воли, а одна. К тому времени эту ересь успели растиражировать несколько Восточных Патриархов и Римский папа Гонорий.

    Итог: Собор подтвердил древнее учение Церкви о том, что Христос имеет в Себе две воли — как Бог и как Человек. При этом Его воля по человеческому естеству во всём согласна с Божественной.

    Пято-Шестым Вселенским или Трулльским именуют Собор, проходивший в Константинополе через 11 лет. Он принял 102 канонических правила.

    Трулльский собор — собор Церкви в Константинополе в 691—692 годах; созван императором Юстинианом II в 691 году; его документы имеют исключительно важное значение как источник внутреннего церковного права для православных церквей, которые рассматривают их как документы Шестого Вселенского собора. Пятый и Шестой Вселенские Соборы не выносили никаких определений, сосредоточившись на догматических нуждах Церкви и борьбе с ересями.

    Но ввиду того, что в Церкви усиливался упадок дисциплины и благочестия, было принято решение созвать дополнительный к предыдущим Собор, который бы унифицировал и дополнил церковные нормы.

    Собор заседал в том же помещении, что и VI Вселенский собор, — зале дворца со сводами, так называемыми труллами, посему официально в документах ему было присвоено название Трулльского.

    Всего на соборе было 227 архиереев. Легатов Папы Римского в Константинополе не было. Под решениями собора нет ни одной подписи западных, латинских епископов.

    Решения собора подписали император и четыре патриарха:

    1.  Флавий Юстиниан, верный во Христе Иисусе Боге император римлян.

    2.  Павел, недостойный епископ Константинополя, нового Рима.

    3.  Пётр, епископ великого города Александрии.

    4.  Анастасий, смиренный епископ святого города Иерусалима.

    5.  Георгий, смиренный епископ Антиохийский.

    и остальные восточные архиереи.

    Среди подписей есть следующая: «Василий, епископ Гортины, митрополии христолюбивого острова Крита, и заступающий место всего собора святой церкви Римской, определивши, подписал» (критская Гортина относится к Иллирии, которая использовала в богослужении латинский обряд и входила в диоцез римского папы), но, во-первых, эта подпись стоит в середине, среди других подписей (подписи же легатов на соборах всегда стояли на первом месте), а во-вторых, никаких доказательств того, что Василий был легатом римского папы, не существует.

    Акты Трулльского Собора были отправлены в Рим для того, чтобы их подписал Папа Римский. Но Папа Сергий наотрез отказался их подписывать, назвав заблуждениями. Трулльский собор не признаётся в Западной церкви до настоящего времени.)

    МОНОФЕЛИТСТВО (греч. povog — один, ВёАгща — воля) — еретическое направление в христианстве, возникшее в нач. 7 в. Согласно учению М., Иисус Христос имел две природы — Божественную и человеческую, но единую волю (отсюда и название М. — буквально «единовольническая ересь»). При этом монофелиты призывали отличать природу Христа от его действенности (энергии). Если Христос обладает двумя природами, то энергия в нем присутствует одна — т. н. богомужняя действенность.

    Седьмой Вселенский Собор в Никее 787 г. (обстоятельства, предшествующие собору, причина созыва собора, состав участников, ход работы и рассматриваемые вопросы, решения и постановления).

    7‑й Вселенский Собор имел место в Никее в 787 году, при императрице Ирине.

    Подготовка созыва: Собор был созван против иконоборчества, возникшего за 60 лет до Собора, при византийском императоре Льве Исавре, который, желая устранить препятствия к мирному соседству с мусульманами, считал необходимым упразднить почитание икон. Это течение продолжало существовать и при сыне его Константине Копрониме и внуке Льве Хазаре.

    В Православной церкви память святых отцов Седьмого Вселенского собора совершается в воскресенье, приходящееся на конец 1-й декады или начало 2-й декады октября (по юлианскому календарю).

    В целях подготовки к проведению Вселенского собора Ириной в 784 году было организовано избрание нового константинопольского патриарха вместо умершего патриарха Павла. При обсуждении кандидатов в Мангаварском дворце Константинополя после приветственной речи императрицы раздались возгласы в поддержку Тарасия, который не был духовным лицом, а занимал должность асикрита (императорского секретаря). Ирина желала видеть патриархом Тарасия (мы его же назначаем, но он не слушается), а он, в свою очередь, поддержал идею проведения Вселенского собора. Присутствовавшая во дворце оппозиция утверждала, что созыв Собора нецелесообразен, так как на Соборе 754 года уже было принято решение, осудившее иконопочитание, но голос иконоборцев был заглушён волей большинства.

    Тарасия быстро возвели во все степени священства, и 25 декабря 784 года в праздник Рождества Христова он был поставлен константинопольским патриархом, которым оставался в течение следующих 22 лет. После поставления избранный патриарх по традиции разослал всем предстоятелям церквей изложение своего вероисповедания. Дополнительно были разосланы приглашения на Вселенский собор, написанные от имени Ирины, её сына императора Константина и самого Тарасия. В Рим к папе Адриану I было также направлено приглашение принять участие в предстоящем Соборе:

    27 октября 785 года был получен ответ папы Адриана, который позже с сокращением неприятных для константинопольского патриархата высказываний (касавшихся, в основном, главенства Рима в христианской Церкви) был зачитан на Соборе. Понтифик высказался, что считает возможным восстановить иконопочитание только на основании святоотеческого предания, выдержку из которого он приводит в своём письме, но видя ревность о православии императрицы и патриарха, Адриан согласился на проведение Собора при выполнении следующих условий:

    • торжественное анафематствование иконоборческого собора 754 года в присутствии папских легатов;

    • предоставление императрицей, патриархом и Сенатом письменной гарантии неприкосновенности папских легатов;

    • возвращение в ведение Римской церкви областей Южной Италии, ранее переданных императором Львом III Исавром в ведение Константинопольского патриархата;

    • неиспользование Константинопольским патриархом титула «вселенский».

    В своём письме папа назначил на Собор двух легатов: пресвитера Петра и игумена Петра, а также назвал Ирину и её сына новым Константином и новой Еленой.

    Попытки открыть собор: Открытие Собора было назначено в Константинополе на 7 августа 786 года. Приехавшие в столицу епископы-иконоборцы ещё до открытия Собора начали вести переговоры в гарнизоне, стараясь заручиться поддержкой воинов. 6 августа перед храмом Святой Софии прошёл митинг с требованием не допустить открытия Собора. Несмотря на это, Ирина не стала изменять назначенной даты, и 7 августа в храме Святых Апостолов Собор был открыт. Когда начали зачитывать святые писания, в храм ворвались вооружённые воины, сторонники иконоборцев.

    Епископам, поддерживающим Ирину, ничего не оставалось, как разойтись. Пережив неудачу, Ирина приступила к подготовке созыва нового Собора. Под предлогом войны с арабами императорский двор был эвакуирован во Фракию, а верный иконоборцам гарнизон отправлен вглубь Малой Азии (якобы навстречу арабам), где ветеранам дали отставку и выплатили щедрое жалование. Константинополь был передан под охрану другой по составу гвардии, завербованной из Фракии и Вифинии, где взгляды иконоборцев не получили распространения.

    Завершив подготовку к Собору, Ирина не решилась вновь проводить его в столице, а выбрала для этой цели отдалённую Никею в Малой Азии, в которой в 325 году состоялся Первый Вселенский собор.

    В мае 787 года Ирина вновь разослала приглашения с просьбой прибыть на Собор в Никею. Состав делегаций практически не изменился. От Рима были те же легаты; трёх восточных патриархов, не имевших возможности приехать из-за войн с арабами, представляли их синкелы Иоанн и Фома. Всего, по различным оценкам, на Соборе присутствовало 350—368 иерархов, но число подписавших его Деяние составило 308 человек. Седьмой Вселенский собор открылся 24 сентября и продолжался месяц.

    Императрица Ирина лично не присутствовала в Никее, её представлял комит Петрона и начальник штаба Иоанн. Собор провёл восемь заседаний, только последнее из которых состоялось 23 октября 787 года в Константинополе в присутствии Ирины и императора, её сына. Собор начал свою работу с принятия решения в отношении епископов-иконоборцев, многих из которых разрешили допустить к участию в работе Собора, приняв их публичное раскаяние. И лишь на пятом заседании по предложению папских легатов в храм, где заседал Собор, была принесена икона.

    Самым главным итогом работы собора стал догмат о иконопочитании, изложенный в оросе собора. В этом документе восстанавливалось почитание икон и разрешалось употреблять в церквах и домах иконы Господа Иисуса Христа, Божией Матери, Ангелов и Святых, чествуя их «почитательным поклонением».

    Итог: На нем была опровергнута иконоборческая ересь и утверждён догмат об иконопочитании. Отцы Собора составили 22 канонических правила.

    ИКОНОБОРЧЕСТВО — движение против почитания икон (см. Икона) в Византийской империи (726-843). История И. делится на два периода: первый период продолжался с 726 по 780 и закончился VII Вселенским собором 787; второй период продолжался с 813 по 843 и закончился т. н. восстановлением православия.


    написать администратору сайта