Главная страница
Навигация по странице:

  • 1 Лженауки первого типа.

  • 2 Лженауки второго типа.

  • 3 Лженауки третьего типа

  • философия. фило1. Понятия науки, лженауки и квазинауки


    Скачать 26.43 Kb.
    НазваниеПонятия науки, лженауки и квазинауки
    Анкорфилософия
    Дата08.11.2021
    Размер26.43 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафило1.docx
    ТипДокументы
    #266641

    Понятия науки, лженауки и квазинауки

    Статус науки многократно пересматривали, определяя с самых различных точек зрения. Наука может быть сколько угодно предварительной, но она всегда уместна.
    Наука – это высокоспециализированная деятельность человека по выработке, систематизации, проверке знаний с целью их высокоэффективного использования.
    Наука – это знание, достигшее оптимальности по критериям обоснованности, достоверности, непротиворечивости, точности и плодотворности. Знание, не достигшее необходимой зрелости, называют не-наукой. [2].
    Сначала о термине "не-наука". Его заместителями являются термины "ненаука" и "вненаука". В термине "ненаука" приставка не придает слову наука слишком резкое, негативное содержание: ненаука – это то, что противостоит науке. Не-наука – это ненаука, которая сохраняет соотносительность (эту позицию выражает дефис) с наукой. Термин "вненаука" содержит не совсем уместную отсылку к феномену пространственности (вне). К тому же надо иметь в виду, что в самой науке недостижима стерильная чистота, внутри науки то и дело, особенно при новациях, обнаруживаются элементы ненаучности. Обыденное знание, т.е. знание, которое используется в обиходе, может быть как научным, так и не-научным, все зависит от уровня научной компетентности индивидов [2].
    Следует отметить, что когда мы говорим о ненаучных идеях и практиках, то невольно сталкиваемся с областью явлений, которые в силу своей пестроты и многообразия образуют весьма неопределенную и трудно расчленяемую совокупность утверждений и соответствующих услуг. Другими словами, между ними трудно провести четкие границы. Их сложно структурировать, хотя бы потому что их представители и защитники редко бывают последовательны и строги в своих суждениях и желании ясно сформулировать то, о чем они говорят. Особенно очевидна размытость граней между квазинаукой, паранаукой, псевдонаукой и лженаукой. Тем более что в ряде случаев явно паранормальные, оккультные или мистические вымыслы сознательно маскируются под научные теории или выдаются за открытия. Попробуем разобраться с терминологией.
    Квази (от лат. quasi – якобы, как будто) означает «мнимый», «ненастоящий» и в то же время «почти», «близко».
    Квазинаука – это область такого знания, в котором в разной степени и пропорции содержатся ложные и, возможно, истинные утверждения и которая может содержать утверждения как фактуального, так и сфальсифицированного характера.
    Образно говоря, это что-то близкое к науке, но не наука [4].
    Квазинаука – это мнимая, ненастоящая наука. Так называемая лысенковская сельскохозяйственная наука – типичная квазинаука. К сожалению, лысенковщина в науке – не разовое заболевание, а эпидемия, которая трудноизлечима. Вряд ли когда-нибудь оскудеют ряды тех, кто желает стать учеными в редкие периоды отдыха от политики, бизнеса или даже обострения параноидальных и шизофренических состояний [2].
    Пара (от греческого pará – возле, мимо, вне) как часть сложных слов означает находящееся рядом, отклоняющееся от нормы или нарушающее что-либо. Как видим, слова «квази» и «пара» близки по своему смыслу.
    Термин «паранаука» относится к утверждениям или теориям, которые в большей или меньшей степени отклоняются от стандартов науки и содержат в себе как существенно ошибочные, так и, возможно, истинные положения.
    Близость по смыслу понятий «квазинаука» и «паранаука» позволяет использовать их как синонимы.
    Понятия лженауки и псевдонауки семантически более определенны и практически также синонимичны. Псевдо (от греческого pséudos – ложь) – часть сложных слов, означающих «ложный», «мнимый».
    Лженаука – это такая теоретическая конструкция (и, не исключено, соответствующая ей практика), содержание которой, как удается установить в ходе независимой научной экспертизы, не соответствует ни нормам научного знания, ни какой-либо области действительности, а ее предмет либо не существует в принципе, либо существенно сфальсифицирован.
    Между тем, все идентифицированные выше феномены объединяет одна общая черта – их претензия быть истиной и иметь статус науки. К этому следует добавить, что, если установлена ошибочность того, то первоначально можно было квалифицировать как квазинауку или паранауку, то они переходят в разряд псевдонауки или лженауки.
    Отдельная проблема – это антинаука. К антинауке относятся различные доктрины и практики, которые рассматривают науку как зло, источник человеческих несчастий, как угрозу самому человеческому существованию. В современном мире нет сколько-нибудь организованных форм антинауки. Ее идеи разбросаны в концепциях постмодернизма, иррационализма, в различных религиозно-мистических учениях. Однако в ряде случаев антинаучные настроения могут приобретать поддержку малообразованных или отсталых слоев населения, а также в условиях теократических режимов типа талибана, когда наука и просвещение практически отвергаются, заменяясь средневековыми законами шариата. [4]
    Антинаука – это крайне враждебное отношение к науке. Следует заявить со всей определенностью: антинаука является измышлением людей, малосведующих не только в науке, но и в культуре вообще. Всегда надо иметь в виду следующее: ученый может быть злым человеком (парадокс Сократа), но не потому человек зол, что он ученый[2].
    Существует также термин Анормальная наука. Это наука вне норм, принятых современным научным сообществом. Но вне научных норм нет науки. Претенденты на статус анормальных наук, например дошедшая до нас от седой древности астрология, как правило, мало отличаются от квазинаук. Анормальность, строго говоря, имеет два смысла: отказ от норм или же их трансформацию. Когда физик Нильс Бор требовал "сумасшедших идей", то он имел в виду отнюдь не отказ от их экспериментального и теоретического обоснования. Новация – судьба всех наук, но не каждая новация является научной [2].
    Остановимся подробнее на понятиях квазинаука и лженаука. Понятие "квазинаука" означает форму, которую принимает наука в условиях иерархически организованного научного сообщества. Квазинауку можно определить как некое научное учение, отрицающее аналогичную мировую науку. Такое противоречие - характерный диагностический признак анализа науки. Квазинаука включает в себя как научные теории, так и взаимоотношения между учеными; она является орудием, позволяющим какой-либо группе ученых удерживать или захватывать власть в научном сообществе. Квазинаука – чисто социальное, коллективное явление, существующее только в научном сообществе, причем в организованном. Лженаука - индивидуальное явление. Она относится к науке примерно так же, как душевная болезнь к нормальному рассудку. Лженаука - это ошибка отдельного индивида, вызванная низким уровнем его образования, интеллекта или психической болезнью. Это шумовой фон, сопровождающий нормальное развитие науки.
    Если квазинаука охватывает, как правило, профессиональное ядро данной науки, то лженаука чаще всего - удел аутсайдеров, дилетантов. Однако иногда эти явления совпадают. Например, Лысенко, лидер мичуринской квазинауки, со временем стал типичным лжеученым, в частности в вопросе порождения одних видов другими [1].

    Лженаука  и ее проявления

    Нередко лженаучные публикации сами становятся предметом научного иссле­дования. Например: "Существует несколько разновидностей лжеученых. В простейшем и самом печальном случае - это душевнобольные, одержимые бредом изобретательства. Другая разновидность лжеученых - обычные шарлатаны, аферисты и мошенники. Следующую, самую многочисленную группу составляют невежды и дилетанты. Наконец, еще одна разновидность лжеученых - фанатики. Разумеется, описанные типы лжеученых характерны именно как типы, в действительности мы обычно наблюдаем смешанные формы.
    Лжеученые всех типов существовали и существуют везде, ибо люди по своей психике бесконечно разнообразны. Распознать лжеученого не составляет большого труда, поскольку, как утверждает академик Мигдал, «у лженауки есть устойчивые, почти непременные черты - нетерпимость к опровергающим доводам, претенциозность и малограмотный пафос». «Лжеученый не любит мелочиться, он решает только глобальные проблемы, как правило, работ меньшего значения у него никогда не было». У него самого нет «сомнений, задача только в том, чтобы убедить тупых специалистов. Почти всегда он обещает громадный, немедленный практический выход. Далее, почти без исключения - невежество и антипрофессионализм».
    Следует отметить, что лжеученые в большинстве своем тяготеют к злобе дня, чутко улавливают дух сенсации. Если в моде космические полеты, то они устремляют свои взоры в космос. Они - в первых рядах уфологов и парапсихологов, если общественное мнение благосклонно к этим темам (кстати, различие между наукой и лженаукой не проходит строго по границе предмета исследования, уфолог может быть и ученым и лжеученым). Такие трагические события последних лет, как чернобыльская авария и армянское землетрясение вызвали активные вспышки лженаучной деятельности, поток сенсационных сообщений о неких таинственных "геодинамических зонах", вдоль которых, конечно же, и были сосредоточены разрушения в армянских городах.
    К сожалению, все эти сенсационные сообщения «успешно предсказывали» лишь те катастрофы, которые уже произошли [1].
    Лженауки разнообразны по своим характеристикам и целям, но, тем не менее, они обладают определенными общими свойствами, по которым их, возможно, определять и объединить в общее понятие. Обобщение понятие лженауки позволяет классифицировать лженауки и в дальнейшем рационализировать контроль над лженауками.
    Предметная классификация лженаук включает 8 видов: религиозно-мифологические, философо-пророческие, психологические, целительские, физические, исторические, научные фальсификации, бесперспективные концепции (перечислены в порядке приближения к науке)[3].
    Допускается классифицировать цели лженаук с целью более эффективного искоренения этих учений, но это деление является условным, поскольку одно и то же учение может быть направлено на любые цели в зависимости от приверженцев этих лженаук, и уровня развития этих учений. 
    1 Лженауки первого типа. Лженауки этого типа непосредственно не стремятся к выгоде. К этому типу относятся религиозные учения, бесперспективные концепции, а также многочисленные концепции разных самоучек, стремящихся к прославлению, либо люди, страдающие психическими отклонениями, которые создают «великие идеи», оказывающиеся либо близкими к бреду, либо продуктом пустых рассуждений.
    2 Лженауки второго типа. Лженауки данного типа стремятся к получению прибыли от частных инвесторов или торговли. Получение прибыли от людей осуществляется путем предоставления мнимых услуг и товаров, не обладающих заявленными действиями обществу, получая доход от этих продаж. Лженауки этого типа направлены на создание технологий промышленного применения или учений, которые могут заинтересовать распорядителей фондов и частных инвесторов. Также к этому типу относятся научные фальсификации, которые появляются в рамках официальной науки, в виде различных учений, чаще в актуальных направлениях, они рассчитаны на получение выгоды от грантов или иного финансирования «научной деятельности».
    3 Лженауки третьего типа – организованные (наиболее опасные и влиятельные). Лженауки этого типа направлены на получение особо крупной прибыли от государственных фондов, крупных, частных инвесторов и иностранного финансирования. Лженауки этого типа стремятся к влиянию на власть и науку сверху, через высшую структуру власти (правительство, министры) или науки (академии, академики). Лженауки этого типа организованы в институты и академии, обладают устойчивым финансированием и влиянием в политике государства[3]. В этой форме лженаука переходит в квазинауку.

     

    Квазинаука и идеология

    Как уже говорилось выше квазинаука это коллективное явление, существующее только в организованном научном сообществе. Я ркими примерами является мичуринская (лысенковская) биология, находившаяся в противостоянии к мировой биологии.
    В 70-80-е годы в советской геологии существовала обширная квазинаука, отрицавшая признанную в всем мире теорию тектоники плит. В это время наиболее активно защищали тектонику плит два геофизика - О.Г. Сорохтин и С.А Ушаков. В геологии оба они были типичными дилетантами. Однажды когда Ушаков делал в Геологическом институте доклад о тектонике плит применительно к геологии Кавказа. В целом он был прав, а аудитория не права, но он знал конкретную геологию Кавказа плохо, а слушатели знали ее блестяще. Они разгромили докладчика, засыпав его конкретными узкоспециальными вопросами. Это был триумф высокопрофессиональной квазинауки над наукой[1].
    Лидеры "материалистической физики", одной из квазинаук на­чала 50-х годов, отказывались от квантовой механики, не имея сколько-нибудь разработанной альтернативной теории и таких примеров в истории достаточно много.
    Организованный характер квазинаука принимает, когда она имеет ярко выраженного лидера или группу лидеров. В этом случае ее положительная часть состоит из высказы­ваний самого лидера и санкциони­рован­ных им высказы­ваний других лиц. В таком состоянии находилась, например, мичуринская биология. Ее ядро состояло из высказываний Лысенко, и оно могло либо расширяться, включая в себя, например, учения Лепешинской, Бошьяна, Опарина, Вильямса, либо сжиматься, скажем, путем выбрасы­вания за борт травопольной системы Вильямса в трудную минуту в начале 60-х годов.
    Среди многообразных человеческих учений выделяется не­сколько основных их типов. Научные теории стремятся к наиболь­шей объективности и отвечают человеческой потребности в раци­ональном. Религиозные учения реализуют иррациональ­ные, этичес­кие, высшие начала нашего сознания. Наконец, в идеологи­ческих учениях оформляются противопо­ложные, низшие начала – интересы и притязания каких-то индивидов и социальных групп [4].
    Итак, идеология – это интеллектуальное орудие, с помощью которого социальная группа захватывает или удерживает свои привилегии в обществе. Те же функции имеет и квазинаука в иерархическом научном сообществе – она служит для захвата или удержания власти в сообществе какой-либо группой ученых [5].
    Именно поэтому квазинауки в массовом количестве возникли только в тоталитар­ных странах. В остальном мире квазинауки отсутствуют не потому, что их ученые умнее и нравст­веннее (хотя это, вероятно, так), а потому что там нечего захватывать. Попробуйте "захватить" западное научное сообщество, на пример. Геологи­ческое общество Америки. Не имея жесткой структуры и организации, оно уйдет у вас меж пальцев. В этой свободной ассоциации нет ни командных высот, которые может завоевать, ни власти или благ, за которые хочется бороться [4].
    Наука действует исключи­тельно убеждением, и не существует другого способа принять научную теорию, кроме как внутренне согласиться с ее правотой. Идеологии стремятся господство­вать над умами, используя множе­ство способов воздействия, среди которых заметную роль играют угрозы и насилие. Аналогич­ным образом действуют и квазинауки, в борьбе с оппонентами широко применяя насилие, или, пользуясь официаль­ным эвфемизмом, администри­рование.
    Наука отличается от обыденного сознания прежде всего ясно­стью и однозначностью своих высказываний, возмож­ностью их под­твердить или опровергнуть. В этом отношении квазинаука, всегда стремящаяся к неясности высказы­ваний, мало похожа на науку. Зато она и в этом походит на идеологию, тоже сознательно исполь­зующую туманные формули­ровки. Известный исследователь иде­ологии А.Зиновьев пишет: «Наука предполагает осмыслен­ность, точность и однозначность терминологии. Идеология предпола­гает бессмыс­ленные, расплывчатые и много­смыслен­ные языковые образо­вания. Термино­логия науки не нуждается в осмыслении и интер­прета­циях. Фразеология идеологии нуждается в истолко­вании, в ассоциациях, в примысли­вании и т.д. Утверждения науки предпола­гают возможность их подтверж­дения или опровер­жения, или, в крайнем случае, установ­ления их неразреши­мости. Предложения идеологии нельзя опровергнуть и подтвердить, ибо они бессмыс­лены» [4].
    Чем выше профессиональный уровень квазинауки, тем лучше она защищена. Вероятно, поэтому высокопрофессиональные квазинауки ограничиваются "мягкими" формами насилия, будучи уверены, что способны защитить себя внутринаучными средствами, низкопрофессиональные квазинауки, напротив, обычно тяготеют к жестким формам защиты с использованием идеологических методов массовых увольнений или даже арестов. Исключений из этого правила я не знаю.
    "Мягкие" формы защиты квазинауки выглядят, конечно, привлекательнее, чем жесткие, однако они блокируют развитие науки не менее эффективно. Мичуринская биология господствовала в СССР в течение 16 лет (1948-1964). Антиплитная геология, высокопрофессиональная, с "мягкой" формой защиты, продержалась около 20 лет (1968-1988). Высокопрофессиональные квазинауки оказываются труднее преодо­лимыми, чем низкопрофессиональные, поскольку их заблуждения для неспециалиста не так очевидны. Низкопрофессиональные квазинауки уязвимы и, следовательно, менее вредны[1].

     

    Выводы

    Профессиональная наука испытывает постоянное давление со стороны лжеученых, предлагающих ей свои идеи и открытия. Лжеученые всегда были и будут, поэтому наука должна уметь от них защищаться. Но она должна и уметь отличать "маньяка" от "гения", имеющего действительно ценные идеи, чтобы не отсечь его от себя. Барьер, нередко возводимый наукой по формальным признакам - должности, степени и т.п., может оказаться одновременно и слишком высоким (для тех, кто не обладает степенями) и слишком низким (для тех, кто ими обладает)[1].
    Итак, появление лжеученых обусловлено изначальным разнообразием человеческой психики. Формальной процедуры отсечения лжеученых от науки не существует, но последняя всегда умела избавляться от них. Единственной возможностью, позволяющей лжеученому "внести свой крупный вклад в науку", является квазинаука. Если квазинауки в сообществе не возникает, то у лжеученого нет способа реализоваться. Отсюда можно сделать вывод, что проблема лжеученых не так уж и важна. До тех пор пока наука остается наукой, она в состоянии справиться с лжеученым сама, об этом можно не волноваться. Когда наука превращается в квазинауку это уже не наука. Ученый в данном случае даже вреднее, поскольку способен защищать квазинауку более эффективно[1].


    написать администратору сайта