Абстрагирование
| это мысленное выделение какого-либо предмета в отвлечении от его связей с другими предметами, какого-либо свойства пред мета в отвлечении от других его свойств, какого-либо отношения предметов в отвлечении от самих предметов.
|
Адекватность
| соответствие, соразмерность, верность, точность.
|
Анализ
| процедура мысленного, а часто и реального расчленения исследуемого объекта (предмета, явления, процесса), свойства предмета или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения). Процедурой, обратной анализу, является синтез.
|
Антропогенез
| процесс происхождения человека и становления его как обществ, существа
|
Антропология
| наука о происхождении и эволюции человека, человеческих рас, опирающаяся на изучение человеческого тела, естественных различий между людьми.
|
Архетип
| понятие, восходящее к традиции платонизма и играющее главную роль в "аналитической психологии", разработанной Юнгом.
|
Бессмертие
| вера в нескончаемость человеческого существа, особенно души человека.
|
Бог
| в развитых религиозных системах непостижимый в Своем Существе Абсолют, открывающий Себя в творении мира и попечении о нем
|
Будда
| в буддизме существо, достигшее в ходе множества перерождений абсолютного совершенства и способное указать другим путь к религиозному спасению.
|
Бытие
| категория, фиксирующая основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего); в структуре философского знания выступает предметом онтологии; в теории познания рассматривается как базисная для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий.
|
Вера
| эмоционально-личностный способ отношения человека к миру (естественному или сверхъестественному), состоящий в принятии реальности этого мира без необходимости соответствующих доказательств
|
Верификация
| методологическое понятие, обозначающее процесс установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки.
|
Восприятие
| чувственное познание (субъективно представляющееся непосредственным) предметов (физических вещей, живых существ, людей) и объективных ситуаций (взаимоотношения предметов, движений, событий).
|
Время
| форма последовательной смены явлений и длительность состояний мате
|
Гедонизм
| тип этических учений, а также система нравственных воззрений, согласно которым все моральные определения (содержание понятий добра и зла и др.) выводятся из удовольствия (положительные) и страдания (отрицательные).
|
Государство
| политическая целостность, созданная национальной или многонациональной общностью на определенной территории, где с помощью политической элиты, монополизирующей власть, поддерживается юридический порядок, включая законное право применения насилия.
|
Гармония
| установка культуры, ориентирующая на осмысления мироздания (как в целом, так и его фрагментов) и человека с позиции полагания их глубинной внутренней упорядоченности.
|
Гипотеза
| научное допущение или предположение, истинностное значение которого неопределенно. Различают гипотезу как метод развития научного знания, включающий в себя выдвижение и последующую экспериментальную проверку предположений, и как структурный элемент научной теории.
|
Гуманизм
| 1) сложившееся в эпоху Возрождения, преимущественно в Италии, движение образованных людей, объединенное «интересом к античности», изучением и комментированием памятников древнеклассической (прежде всего латинской) литературы; 2) особый тип философского мировоззрения, в центре которого - человек с его земными делами и свершениями, с присущей его природе способностями и влечениями, с характерными для него нормами поведения и отношениями
|
Дедукция
| способ познания, предполагающий движение от общего, данного с очевидностью к частному неизвестному, или процесс логического вывода.
|
Дезинформация
| сообщение заведомо ошибочных, искаженных, ложных сведений с целью ввести информируемое лицо в заблуждение.
|
Диалектика
| околофилософская дисциплина (не наука), спекулятивно анализирующая несопряженное знание и обслуживающая различные мировоззренческие потребности.
|
Достоинство
| характеристика человека с точки зрения его внутренней ценности, соответствия собственному предназначению
|
Знак
| материальный объект, в каком-то отношении замещающий другой объект и содержащий о нем информацию.
|
Знание
| результат процесса познания действительности, получивший подтверждение в практике; адекватное отражение объективной реальности в сознании человека (представления, понятия, суждения, теории).
|
Идеализм
| философское направление, противоположное материализму в решении основных вопросов философии. Иделизм исходит из первичности духовного, нематериального, и вторичности материального, что сближает его с догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенности его богом
|
Индивидуальность
| неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека.
|
Индукция
| познавательная процедура, посредством которой из сравнения наличных фактов выводится обобщающее их утверждение.
|
Интеллект
| одно из качеств человека, в наибольшей степени отражающее способность ориентироваться в окружающем его Мире. В первом приближении интеллект можно определить, как "триединство" разума, памяти и воспитания.
|
Культура
| система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях.
|
Либерализм
| буржуазное движение и идеология, возникшая в период борьбы против феодализма.
|
Логика
| универсальная граница данности вещей в мире, сама остающаяся незримой; методика косвенного выявления этой границы
|
Материализм
| спонтанно замаскированная под реализм разновидность идеализма, основанная либо на онтологизации субъективных ощущений, либо на онтологизации физических и естественнонаучных абстракций.
|
Метод
| система предписаний (правил и норм), регламентирующих познавательную деятельность, направленную на получение знаний
|
Миф
| этап и форма развития культуры, характеризируется движением от осмысления мира через восприятия, фонемы к осмыслению через язык, предложения, повествования.
|
Наука
| специфическая сфера человеческой деятельности, направленной на производство и теоретическую систематизацию объективных знаний о реальности
|
Небытие
| не существование, отсутствие бытия.
|
Неотомизм
| официальная философская доктрина римско-католической церкви, основанная на модернизированном учении Фомы Аквинского
|
Нравственность
| термин, употребляющийся в живом языке и в специальной литературе чаще всего как синоним морали, реже - этики.
|
Онтология
| раздел философии, изучающий проблему бытия мира, включая бытие человека.
|
Пантеизм
| философско -религиозное учение, отождествляющее Бога и мир.
|
Плюрализм
| видение мира, в котором многообразие сущего объясняется порожденным несколькими или же неопределенно большим числом различных начал, каждое из которых существует независимо от других и не сводится к ним.
|
Психика
| все, что относится к сознанию человека, определяет его индивидуальность, охватывает всю совокупность фактов сознания и определяется как равновесие различных психических функций (чувств, поступков и знаний)
|
Развитие
| направленные, необратимые изменения, связанные с появлением новых свойств, связей и тому подобное.
|
Религия
| индивидуально, система ориентиров метапсихическому (психейному), попытка возврата к архаическим родовым началам.
|
Самосознание
| осознание человеком своих мыслей, чувств, поступков и оценка своего отношения к миру.
|
Скептицизм
| философское направление, созданное в 4 в. до н.э. Пирроном из Элиды (ок. 360-270 до н.э.). Пиррон практиковал воздержание от суждения, «ничего не называл ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым и вообще полагал, что истинно ничего не существует..., ничто не есть в большей степени одно, чем другое»
|
Сущность
| совокупность существенных свойств и качеств вещи, субстанциональное ядро самостоятельного сущего.
|
Теория
| в широком смысле комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; в более узком и специальном смысле - высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности - объекта данной теории.
|
Тождество
| отношение между предметами (реальными или абстрактными), которое позволяет говорить о них как о неотличимых друг от друга, в какой-то совокупности характеристик (напр., свойств).
|
Умозаключение
| процедура непосредственного выведения некоторого высказывания из одного или нескольких высказываний. Высказывания, из которых делается вывод, называют посылками умозаключения, а высказывание, которое выводится из посылок, -заключением.
|
Философия
| сфера изучения и рассмотрения явной и неявной реальности. Фактически философия - это нестандартная и своеобычное искусство - наука, занятая собственно реальным миром и его объяснением.
|
Хаос
| в современной культуре понятие, связанное с оформлением в неклассической европейской культуре парадигмальной матрицы исследования нелинейных процессов.
|
Ценность
| одна из основных понятийных универсалий философии, означающая в самом общем виде невербализуемые, «атомарные» составляющие наиболее глубинного слоя всей интенциональной структуры личности
|
Человек
| существо, наиболее известное самому себе в своей эмпирической фактичности и наиболее трудно уловимое в своей сущности.
|
Эвдомонизм
| направление в этике, признающее критерии нравственности и основы поведения человека, стремление к счастью.
|
Эмпатия
| постижение эмоционального состояния другого человека сопереживанием.
|
Этика
| практическая философия, наука о морали (нравственности).
|
Явление
| обнаружение сущности через свойства и отношения.
|