Главная страница
Навигация по странице:

  • ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ДЕТСТВА

  • «Популярные формы проведения свободного времени в 17-19 веках (Европа)»

  • Введение. 5 1. Влияние просвещения на досуг людей. 6 2. Жизнь европейцев во второй половине XVII-XVIII вв. 8 3. Еда, быт, нравы европейцев. 8

  • 4. Сельское хозяйство, мануфактуры, торговля. 9 5. Досуг студентов. 9

  • Заключение. 21 Список литературы 23 Приложение 24

  • Влияние просвещения на досуг людей.

  • 2. Жизнь европейцев во второй половине XVII-XVIII вв.

  • Еда, быт, нравы европейцев.

  • Сельское хозяйство, мануфактуры, торговля.

  • Досуг студентов.

  • Реферат. Популярные формы проведения свободного времени в 1719 веках (Европа) Реферат


    Скачать 64.84 Kb.
    НазваниеПопулярные формы проведения свободного времени в 1719 веках (Европа) Реферат
    АнкорРеферат
    Дата27.09.2019
    Размер64.84 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаReferat_formy_dosuga_2.docx
    ТипРеферат
    #87835

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

    УНИВЕРСИТЕТ»

    ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ДЕТСТВА

    «Популярные формы проведения свободного времени в 17-19 веках (Европа)»

    Реферат

    Работу выполнили:

    Студентки 511 группы

    Батуева Карина,

    Ермакова Елизавета,

    Синепалова Елена,

    Хасанова Влада

    г. Пермь,2018г.

    Содержание:

    Оглавление


    Введение. 5

    1. Влияние просвещения на досуг людей. 6

    2. Жизнь европейцев во второй половине XVII-XVIII вв. 8

    3. Еда, быт, нравы европейцев. 8

    4. Сельское хозяйство, мануфактуры, торговля. 9

    5. Досуг студентов. 9

    5.1. Убей в себе зверя. 9

    5.2. Мензурное фехтование и Саламандра. 10

    6. Развлечения в Лондоне 17 века. 10

    6.1. Досуговая организация. 12

    7. Досуг во Франции. 13

    8. Все развлечения Парижа в XIX веке. 14

    8.1. Прогулки и уличные развлечения. 14

    8.2. Покупки. 17

    8.3. Кафе. 17

    8.4. Театры. 18

    8.5. Музыка. 19

    8.6. Спорт. 19

    8.7. Азартные игры и лотереи. 20

    8.8. Танцы. 20

    8.9. Морги, катакомбы и анатомические театры. 21

    8.10. Казни. 21

    Заключение. 21

    Список литературы 23

    Приложение 24


    Введение.


    Досуг (из книги Ариарского) - часть свободного времени, используемая для товарищеского общения, потребления ценностей духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающей отдых и дальнейшее развитие личности. 
    Функции досуга: 
    - рекреативная - снятие физического, психического, интеллектуального напряжения; восстановление сил посредством активного отдыха; 
    - развивающая - вовлечение личности в процесс непрерывного просвещения; развитие художественного, технического и других видов любительского творчества; обеспечение личностно значимого общения; реализация компенсаторных возможностей свободного времяпрепровождения, расширение сферы проявления личностных качеств, самоутверждения, самореализации своих творческих потенций.

    Досуг представляет собой отрезок времени, имеющий определенную структуру. Это результат распределения свободного от работы времени между различными видами деятельности. Возникновение современного представления о досуге как «времени отдыха», «праздном времени» связано с технологическими, экономическими и культурными изменениями XIX века, которые повлек за собой переход к индустриальной эпохе. Развитие промышленности, разделения и организации труда разрушили монополию характерного для традиционных обществ единого временного цикла чередования труда и отдыха, стимулировали разграничение этих двух сфер, способствовали появлению «важнейшей для модернизационного дискурса категории праздного времени».

    Социальные историки, впрочем, позиционировали досуг не только как результат технологических, экономических и культурных изменений XIX века, связанных с индустриализацией. Западные исследователи, ссылаясь на труды Макса Вебера, особо подчеркивают, что четкое разделение сфер труда и досуга было обусловлено не только и даже не столько индустриальной революцией, сколько духовным течением — влиянием Реформации, протестантизма и его этики, которые выковали как современный капитализм, так и досуг.

    1. Влияние просвещения на досуг людей.


    С наступлением периода Просвещения роль религии еще более снижается и окончательно утверждается общественная вера в силу научных знаний, в необходимость развития каждого человека по пути профессионализма, образования, внутреннего совершенствования. Идеи Просвеще­ния способствовали тому, что в западных странах более динамично начи­нает повышаться уровень грамотности населения, появляются эффективные способы тиражирования многих видов и жанров искусства через печатную продукцию — репродукции картин, газеты, журналы, книги.

    В этот период в странах Запада стремительно растет удельный вес городского населения, рождаются новые профессии, связанные с трансформацией социальной структуры и расслоением общества.

    Содержание труда работника также во многом становится иным, нежели в прошлые эпохи. Человек трудится, не столько опираясь на опыт предков и традиционные нормы, сколько в соответствии с профессиональной подготовкой, уровнем квалификации, ростом общей культуры. Отсюда стремительное развитие в странах Западной Европы системы общего и профессионального образования. Отныне труд человека на ин­дустриальном производстве нормируется; рабочее и свободное время в течение дня, недели, месяца, года становится фиксированным, С одной стороны, такой порядок жизни позволяет сосредоточиться на производственных обязанностях, повышает производительность труда человека, дисциплинирует. С другой стороны, интенсивный жизненный ритм способствует накоплению у работника усталости, появлению у него стрес­сов и психологических отклонений.

    Изменяется весь уклад жизни: повседневное существование чело­века отныне подчинено целям рыночного производства, экономической целесообразности, умению обращаться с техникой, готовностью успе­вать и делать множество дел. В таком динамическом и насыщенном жиз­ненном ритме быту и отдыху отводится немалая роль. Человек стремится сделать свое физическое и социальное воспроизводство беспроблем­ным, требующим минимальных усилий и времени на организацию. Сделать это помогают бытовые приборы и механизмы, облегчающие ведение домашнего хозяйства, а также сфера общественного сервиса.

    В этой ситуации досуг и отдых приобретают для человека огромное значение, в течение которого он должен компенсировать все те издерж­ки интенсивного труда, которые вызывают у него растущее напряже­ние. Появление у работников фиксированного свободного времени не только в конце дня, недели, но и отпуска позволяет эффективно его ис­пользовать на восстановление сил, общение с близкими людьми, раз­влечения. Все это создает предпосылки для роста в экономике масштаб­ного сегмента сервиса — сферы рекреации и досуга, игровой деятель­ности и развлечений.

    Итак, в Новое время получают развитие общественные формы досуга, которые зарождались еще в древности. В процессе перехода от народных форм досуга к массово-зрелищным, все участники постепен­но подразделялись на зрителей, слушателей (аудиторию) и на исполни­телей, которые со временем становились профессиональными артиста­ми, гимнастами, борцами и др. Проведение досуга в таких формах уже не могло опираться только на традиции и привычки. Понадобились особая организация всех участников зрелищных мероприятий, специ­альные помещения и законодательные установления на этот счет.

    По мере развития новых форм досуга, которые становились более разнообразными, богатыми по содержанию, ориентированными на утонченный вкус и мнение знатоков, менялось все общество и сам человек. Досуг все в большей степени становился самостоятельной сферой бы­тия человека, превращаясь в светское занятие.

    Каждый из сословий по-своему проводил досуг. Особенно разнообразной была жизнь при дворах правителей. В XVI-XVII вв. сформировался своеобразный стиль, который распространялся далеко за пределы узкого круга приближенных к правителю лиц. Феодальные междоусобицы уступили место дуэлям и бесконечным интригам в погоне за королевскими милостями Виды развлечений знати — охота, игра в гольф и неторопливые прогулки в хорошо упорядоченных парках.

    В придворном обществе раннего Нового времени заметную роль стали играть женщины. Статус женщины при дворе означал очень много, нередко от него зависело положение мужчины в обществе. Придворная жизнь требовала изысканных манер. Именно поэтому чрезвычайно популярными стали книги об этикете. Естественность уступила место утонченности.

    Светские дамы соревновались между собой, принимая влиятельных гостей. Они стремились поразить их изысканной едой, танцами, пением, музыкой, театрализованными сценами. Постепенно модными стали балет и музыкальные представления, предвестники оперы. Знать и богатые горожане открывали художественные салоны.

    Веселье и праздники, прежде всего религиозные, украшали однообразно строгую, повседневную жизнь крестьян. Среди них особенно торжественно отмечались: день святого покровителя сельской церкви, завершения сбора урожая.

    В раннее Новое время играли с мячом, катались на санках, лыжах и коньках.

    Для людей разных сословий стало привычным проводить время за столом в кругу общества. В таверне, корчме, постоялом дворе можно было приятно пообщаться с друзьями, послушать новости, сыграть в карты или кости, выпить и поесть. Такие формы общения свидетельствовали о большой открытости европейского общества.

    2. Жизнь европейцев во второй половине XVII-XVIII вв.

    Общая продолжительность жизни, хотя и увеличилась, но не намного. Только четверть населения достигала 50-летнего возраста. Продолжительность жизни в значительной мере зависела от социального происхождения.

    Как и в предыдущие века, эпидемии чумы, тифа, холеры, кори забирали жизни значительной части населения. Распространению эпидемий способствовали войны, антисанитария, скученность и неустроенность городов.

    С эпидемиями пытались бороться: больных изолировали, одежду сжигали. В домах проводили дезинфекцию, устраивали карантины. Началось благоустройство городов, которые были центрами болезней. Когда с целью предотвращения эпидемий городские власти Парижа организовали уборку улиц, в честь этого события сочиняли песни. Во второй половине XVIII в. полиция запретила выливать нечистоты на улицы Парижа.

    Жизнь, как в городах, так и в селах, зависела от продолжительности светлого дня. С заходом солнца жизнь замирала. Дома освещались свечами или масляными лампами. Уличное освещение появилось только в конце XVII в.

    3. Еда, быт, нравы европейцев.


    С развитием мировой торговли на столе у европейцев появились новые продукты и блюда. Изменение продуктов питания произошло не только в высших слоях общества, но и у мещан, крестьян. Так, картофель стал "вторым хлебом" в рационе жителей городов и сел.

    Наиболее восприимчивыми к новым продуктам питания были состоятельные слои общества. Сахар, кофе, чай, шоколад стали символом эпохи Просвещения. В кофейнях, салонах за чашкой кофе, чая или шоколада обсуждали, спорили, решали политические проблемы.

    Помимо новых пищевых продуктов, в Европу было завезен табак. Курение начиналось как ритуальное действо. Весьма распространились нюханья табака. Из всех колониальных товаров наиболее дорогим был чай - его привозили из Индии и Китая.

    4. Сельское хозяйство, мануфактуры, торговля.


    Подавляющее большинство населения была занята в сельском хозяйстве (80%). Жизнь людей, как и прежде, зависела от милостей природы, изменения климата, урожаев и неурожаев. В XVIII в. в сельском хозяйстве произошли значительные сдвиги: главное из них - рост его товарности, производство на продажу. Изменения в агротехнике были незначительными. В Восточной Европе набирали силу крупные имения (поместья), основанные на трудах подневольных крестьян (крепостных). В Западной Европе преобладали экономические методы принуждения крестьян (аренда, денежный налог, использование труда батраков).

    5. Досуг студентов.


    5.1. Убей в себе зверя.
    Неудивительно, что средневековые европейские студенты любили погулять: праздничных дней приходилось больше трети на год. Большая часть праздников носила чисто религиозный характер, но некоторые из них были сопряжены со светскими развлечениями.

    Например, истории хорошо известны обряды посвящения, которые регулярно проводились в средневековых университетах. Участвовать в этих обрядах было большим развлечением для всех, кроме новичков. В руководстве для студентов XV века «ManualeScolarium» поясняется, что посвящение — ритуал инициации, при котором новичок, которого чаще называли птенцом и молокососом, должен пройти «чистилище» и избавиться от неотесанности, животной дикости.

    Для этого животное, которым на период ритуала становился первокурсник, отмывали, отрывали ему рога и стачивали зубы, а затем очищали его душу с помощью пародийной исповеди

    На деле картина принимала садистские формы. Наиболее гуманные «старички» заставляли неофита полоскать рот мочой, стригли тупыми ножницами, а в качестве исповеди, заставляли отвечать на издевательские вопросы («Сколько блох входит в меру? — Дурак, они не входят туда, а выпрыгивают оттуда»). После обряда посвященный должен был устроить пир для одноклассников. В Алькале даже в XVII веке новеньких подвергали более изощренным испытаниям — клали на колесо или оставляли на улице без одежды.

    5.2. Мензурное фехтование и Саламандра.
    В Новое время, бурная средневековая фантазия начала угасать, однако традиции досуга студентов развивались и приобретали новые формы. В Германии, начиная с 1815 года стали зарождаться свои студенческие братства.

    Юноши были охвачены идеями патриотизма, романтизма, следованию христианским и рыцарским традициям, что нашло отражение в некоторых студенческих обычаях

    Популярным видом досуга, а также важным элементом корпоративного кода немецких студентов XIX века, было мензурное фехтование. Mensura (мера) — это расстояние, которое сохраняется между дуэлянтами в течение всего поединка. Мензурное фехтование проводилось между членами различных братств и не подразумевало под собой враждебное поведение. Это был способ весело провести время и самоутвердиться в качестве хорошего фехтовальщика. Соперники должны были стоять друг против друга, в течение боя не двигаться и даже не отклоняться. Им позволялось защищаться только при помощи оружия. При этом сами руки тоже оставались неподвижными, а двигались только кисти. Большой удачей считалось оставить на лице соперника шрам и большой честью — носить этот шрам всю жизнь как знак мужества.

    6. Развлечения в Лондоне 17 века.


    В районах Кенсингтон и Хэмптон можно было полюбоваться разбитыми в строгом голландском стиле садами Вильгельма и Марии с их живыми изгородями, клумбами, скульптурами и фонтанами. А Конрада фон Уффенбаха чрезвычайно заинтересовали "загадочные садовые приспособления из толстых дубовых стволов, которыми укатывали газоны после того, как скосили траву".

    Восхищала и привлекала лондонцев и гостей города река Темза, которая являлась важной транспортной магистралью, пестрящей многочисленными красными и зелеными лодками. Сезар де Соссюр был не первым и не последним иностранцем, влюбившимся в этот вид. "Не видел ничего восхитительнее этой реки. По ней снуют всевозможные лодки и суда, которых в Лондоне не менее 15 тысяч. Их используют в качестве пассажирского и грузового транспорта. Кроме того, встречаются так называемые барки и галеры - окрашенные и золоченые. Как обворожительна Темза в тихий летний вечер, однако здесь можно услышать неожиданные речи. Дело в том, что, по традиции, на воде можно дать волю словам, выкрикивая все, что угодно, пусть даже и самому королю. Никто не имеет права обижаться". Из-за этой традиции язык лодочников был "грубым и вульгарным".

    В погожие дни лондонцы могли за 2-4 пенса пересечь Темзу, чтобы попасть в Фоксхолл. Пеппс проделал этот путь вместе со своей семьей. "Мальчишка - гребец доставил нас в Фоксхолл, где мы прекрасно погуляли по Олд – Спринг - Гарденз, потом в Нью – Спринг - Гарденз. Мы рвали розы, потом зашли перекусить и довольные вернулись домой опять по воде".

    Фон Уффенбах специально побывал в Ламбете, чтобы посмотреть на целебные источники. "Судя по привкусу, вода из источника содержит железо и квасцы. Вдоль Темзы мы направились в Фоксхолл, дабы насладиться несравненной красотой Олд - Спринг - Гарденз, который, и назван так, потому что он особенно хорош весной, когда туда слетается бессчетное число птиц. Они вьют там гнезда и развлекают людей своим пением. В саду можно пройтись по многочисленным тенистым аллеям и при желании выпить стакан вина в одной из зеленых беседок. Обычно здесь много людей, особенно женщин сомнительной репутации, разодетых, однако, не хуже леди из высшего общества".

    Жители столицы толпами стекались за целебной жидкостью в Хампстед. Их вело то ли желание непременно излечиться от своих болезней, то ли любопытство - хотелось испробовать, что же такое чистая вода (ведь в Лондоне питьевая вода была сильно загрязнена).

    Горожане часто лечились на водах в Ислингтоне. Название Нью-Танбридж-Уэллз так и не прижилось. Миссон считал, что ислингтонские воды "не полезны, но и не вредны, при условии, что вы ими не злоупотребляете". К тому же эта местность славилась хорошими молочными продуктами. Так что туда следовало поехать хотя бы ради того, чтобы испробовать фирменные пирожные с взбитыми сливками. А затем можно было потанцевать на вечеринке.

    Лондонцы обожали всякого рода пиршества и массовые гулянья. Гай Мьеж считал, что им стоит проводить святые праздники Рождества, Пасхи и Троицы более сдержанно и благоговейно, но все же очень любил бывать на английском рождественском фестивале. "Двенадцать дней от дня Рождества Христова - это время христианской духовной радости и чисто человеческого веселья: лондонцы желают друг другу счастья, угощают, дарят подарки и делают все, чтобы прогнать скуку прочь. В это время люди добры не только к себе равным, но и к тем, кто стоит на низших ступенях социальной лестницы".

    По старой языческой традиции дома в праздничные дни украшались лавром, розмарином, остролистом, белой омелой и прочей зеленью.

    В Сити 29 октября (по старому стилю) отмечали день лорд-мэра. Это был большой праздник в честь вновь избранного хозяина города. Он приносил в этот день присягу в Вестминстере, куда направлялся в сопровождении огромной процессии. Нед Уорд ради этого шоу специально встал пораньше, чтобы все увидеть. Он рассказывает: "Атмосфера в толпе царила шумная и беспокойная, что контрастировало с величественным и торжественным видом восседавшего на роскошной колеснице лорд-мэра, возглавлявшего процессию".

    По будням лондонцы много работали. Воскресенье было выходным днем, но развлечений в этот день было крайне мало. Театры, концерты, спортивные площадки были закрыты. Даже серьезному швейцарцу фон Уффенбаху это показалось уж слишком. "Мало того, что по воскресеньям здесь строго следят за тем, чтобы ни души не было, ни в пивных, ни в театрах, так еще и на улицах курсирует ограниченное число экипажей. Наша хозяйка даже запретила нам, иностранцам, поиграть на флейте или на виоле да гамбе, боясь наказания. И это единственное, в чем англичане еще остаются христианами".

    Но в то время как на улицах стояла мертвая тишина, за закрытыми дверями своих домов буржуазия предавалась запрещенной по воскресным дням карточной или другой азартной игре, а в нелегальных тавернах пьяницы устраивали дебоши.

    6.1. Досуговая организация.


    YMCA 1844 год - Христианская Ассоциация Молодых Людей

    Первая досуговая организация YMCA (Young Men’s Christian Association — Христианская Ассоциация Молодых Людей) — одна из крупнейших молодёжных организаций в мире. Стала известна благодаря организации детских лагерей. Цель создания: нежное распространение христианства. Не ограничиваясь изучением Библии и вопросами нравственного воспитания, это общество стало осуществлять программы умственного и физического развития молодежи. По истечении всего семи лет в Англии было образовано уже более 20 подобный организаций.

    7. Досуг во Франции.


    Попав в начале 17 века в Париж, известный барочный поэт итальянец Джамбаттиста Марино писал другу: «Что же мне сообщить Вам о самой стране? Скажу, что это – целый мир. Мир, говорю я, не столько по величине, населенности и пестроте, сколько по изумительному своему сумасбродству… Франция вся полна несообразностей и диспропорций, каковые, слагаясь в некое согласное несогласие, поддерживают ее существование. Обычаи причудливые, страсти свирепые, перевороты непрестанные, гражданские войны непрерывные, смуты беспорядочные, крайности неумеренные, путаница, сумятица, разнобой и бестолочь, – словом, все то, что должно было бы ее разрушить, но, на самом деле, каким-то чудом ее поддерживает! Поистине – это целый мир, вернее, мирок, еще более экстравагантный, чем сама вселенная».

    Наблюдательный итальянец уловил главное. При всех центробежных тенденциях Франция 17 века – крепко спаянное единство. Это чувство родной земли, почвы осталось в крови французов и по сей день, – если немцы и англичане толпами устремляются в отпуск в чужие края, то французы предпочитают отдыхать в пределах своей страны или, в крайнем случае, своих бывших колоний.

    У французов есть даже поговорка: «Жить, как бог во Франции», – и это высшая степень счастья. Марино, который вращался, правда, в высшем парижском обществе, вроде бы вторит этому: «Дамы, не стесняясь, позволяют целовать себя при всей публике, и обращенье здесь такое свободное, что любой пастушок может изложить нимфе свои чувства. Впрочем, вообще здесь ничего не видишь, кроме игр, пиров и балов; так среди балетов и банкетов здесь все время кутят без просыпа или, как говорят французы, «благодушествуют».

    Однако жизнерадостный характер французов определил акценты бытовой культуры и во дворце, и в лачуге. Обычно центром дома называют «очаг», – но для любого француза в 17–18 вв. это была кровать. В Версале важнейшие придворные церемонии – это утреннее пробуждение и вечерний отход ко сну королевских особ. Знатные дамы принимают утренних визитеров, лежа в постели, – собственно, из этой традиции родились знаменитые аристократические и литературные салоны. Обычай этот продержался до начала 19 столетия.

    Бережливые буржуа (даже и гугеноты) не жалели средств на разукрашивание своей кровати, которая была чем-то вроде выставки их благополучия. А в лачуге бедняка огромная кровать была местом пристанища всей семьи, особенно если учесть, что 17 век – эпоха заметного похолодания климата в Европе.

    Естественно, при таком культе «кровати» (в прямом значении) расцвел и культ «койки» в переносном смысле. В эти годы Франция достигла своего пика рождаемости. В результате они становятся европейскими гегемонами в области демографии на целых двести с лишним лет. Проще говоря, это в то время самая многочисленная европейская нация (15 миллионов). Понадобились бесконечные войны Людовиков и Наполеона, выкосившие массу мужского населения страны, чтобы Франция передала пальму первенства Германии, а отчасти и Англии (считая население колоний).

    Наконец, третий «столп» французской бытовой культуры того и дальнейшего времени – кулинария и все, что вообще окружает процесс приготовления и поглощения пищи

    8. Все развлечения Парижа в XIX веке.


    Несмотря на проигранные войны, три революции и неурожаи конца 1840-х годов, Париж на протяжении всего XIX века сохраняет статус главной европейской столицы развлечений. Публика следит за политическими дебатами в обеих палатах парламента, посещает лекции знаменитых профессоров в Сорбонне, стекается на казни и торжественные въезды новых правителей, гуляет, ходит в театры и рестораны, танцует и разглядывает свозимые со всего света диковины.

    8.1. Прогулки и уличные развлечения.


    Променад — важное развлечение парижан, не случайно путеводитель Альфреда Дельво «Удовольствия Парижа» открывается длинной и подробной главой «Прогулки» (если не считать вводной главки «Самое необходимое»). Бульвары, Елисейские Поля, сады и пассажи открыты для всех — но следует учитывать некоторые особенности.

    Если вы буржуа или рабочий, то для гуляний у вас, скорее всего, есть время только в воскресенье. Тогда вы вместе с семьей можете пройтись по главным городским променадам или отправиться к границам города (в 1860 году Париж значительно расширяется, поглощая соседние коммуны, так, что прогулка становится продолжительнее) и устроить пикник на природе или на бастионах крепостной стены Тьера, которой обнесен город (возводилась она с 1841 по 1844 год).

    Высший свет в эти дни старается выбирать для себя другие занятия. В очерке «Воскресный день» Бальзак пишет:

    «Но вот кто наиболее скрупулезно соблюдает римско-апостольское предписание об отдыхе, — это состоятельный человек. Для него воскресенье длится всю неделю, и в седьмой день он обречен на бездействие. В самом деле, все прочие забавляются или делают вид, что забавляются, у всех прочих белая сорочка и опрятное платье; неужели же порядочный человек должен поступать, как все прочие? Поэтому в парке Тюильри по воскресеньям нет ни франтов, ни изысканных туалетов. В Булонском лесу — ни элегантных экипажей, ни бешеных кавалькад! Для этих людей нет зрелищ, нет праздника в такой день, когда пользуется им большинство. Если случайно необходимость заставит их выйти на улицу, то умышленно простой костюм отличает их от тех, кто разрядился по-воскресному. Словом, для них отдых — это скука».

    Если вы принадлежите к аристократическому сословию, то в будние дни вы гуляете в Булонском лесу, который называете просто лесом. Он расположен достаточно далеко от города, и посещать его могут только обладатели экипажей и наездники (в 1830–40-е годы к нему начинают курсировать омнибусы, но он все-таки сохраняет свой статус). Вы приезжаете сюда «показать своих лошадей или свою любовницу, если вы мужчина, и продемонстрировать свои платья и покритиковать платья других, если вы женщина» («Удовольствия Парижа» Дельво).

    Гентским бульваром в эпоху Реставрации именуется самый фешенебельный отрезок бульвара Итальянцев (который и после переименования отнюдь не теряет своей престижности), от кафе Риша до «Парижского кафе».

    Один из героев Дюма, виконт Альбер де Морсер, принадлежащий «к лучшему парижскому обществу», заявляет, что «умные люди предпочитают свой особняк на улице Эльдер, Гантский бульвар и „Кафе-де-Пари“». Будьте внимательны: модникам следует прогуливаться только по северной стороне, поскольку на южной вы не встретите ни светской публики, ни престижных кафе и магазинов. По другим частям бульваров и по Елисейским Полям вы, скорее всего, только проедете по пути в Булонский лес и обратно.

    Восточнее бульвара Итальянцев, на Рыбном бульваре и бульваре Сен-Дени, прогуливается публика попроще. «Уже не заметно изящества у прохожих, хорошо одетые дамы здесь чувствуют себя неловко, художник и светский лев не отважатся появиться в этих местах. С улиц, прилегающих к воротам Сен-Дени, из предместья Тампль, с улицы Сен-Мартен приходит сюда множество людей провинциального вида, совсем не элегантных, плохо обутых, похожих на торгашей; появляются старики-домовладельцы, буржуа, удалившиеся от дел; совсем иной мир!..» — продолжает Бальзак. Если вы из простонародья, то придется ограничиться бульваром Тампля.

    Непременно зайдите в сад Тюильри, это могут позволить себе все парижане — в конце XVIII века доступ в сад Тюильри открывается для всех (до этого простой народ допускался туда лишь раз в году, в день святого Людовика). В 1802 году в «Первой прогулке одинокого провинциала» Пьер Галле пишет о центральной аллее Тюильри: «Светские люди оставляют эту аллею простонародью». Тем не менее, центральная аллея Тюильри остается излюбленным местом прогулок светских дам, которые появляются здесь между двумя и тремя часами дня (учитывайте, что это не относится к летним месяцам — если вы аристократ, то находиться летом в Париже вас могут заставить разве что какие-нибудь неотложные дела). В других частях сада можно встретить самую разную публику. Однако вход в рабочей одежде и с инструментами сюда запрещен, а если вы служанка в фартуке и чепце, то вас пустят только в том случае, если вы нянька, сопровождающая на прогулку ребенка.

    Гризетки, студенты и те буржуа, которые живут на левом берегу Сены, предпочитают Люксембургский сад, а рабочие чаще всего отправляются за город — поближе к дешевым кабакам, хозяевам которых не приходится платить налог на ввоз продовольствия в Париж.

    Имеет смысл заглянуть на Елисейские Поля: до 1830-х годов это неблагоустроенная окраина, однако с середины десятилетия здесь ведутся работы, постепенно превращающие их в один из самых популярных променадов города. Простому люду тут по карману кафе-концерты «Часы» (с 1848 года) и «Летний Альказар» (с 1860-го). Будьте осторожны: в уличных аттракционах и лотереях можно спустить все деньги.

    На Елисейских Полях найдутся заведения и развлечения на любой вкус и для любых сословий. В 1838 году сюда переносят панораму с Болотной улицы, в 1835 году открывается летний цирк, с 1855 года проводятся Всемирные выставки. С 1835 по 1855 год на пересечении Елисейских Полей с проспектом Мариньи можно посмотреть физические опыты (с конца 1840-х — в здании театра, носящего название «Замок ада»). В 1855-м Жак Оффенбах открывает здесь (хотя и ненадолго) свой знаменитый театр «Буфф-Паризьен», в котором фактически рождается новый жанр — оперетта. Потом на его месте открывается театр Деборо (1859), который в 1865-м переименуют в «Фоли-Мариньи». В 1883-м здание снесут, и на его месте построят панораму.

    В Париже полно уличных развлечений на любой вкус: здесь выступают шуты и дрессировщики, дают представления уличные театры, играют шарманщики, можно увидеть акробатов, канатоходцев и совсем уж диковинные зрелища — так, в 1827 году в Париж привозят жирафу, и она производит в городе фурор. Правда, скоро о ней забывают, и она доживает свой век в Ботаническом саду.

    В первой половине века популярны и специализированные развлекательные сады с платным входом, в которых публике стараются предложить еще более необычные зрелища и увеселения вроде подъема воздушного шара с фейерверками.

    8.2. Покупки.



    Пассажи — один из важнейших центров столичной жизни; их большая часть строится в 1820-е годы. Там гуляют, сидят в кафе, посещают парикмахерские и делают покупки — купить тут можно все, от кондитерских до ювелирных изделий. Правда, к концу века пассажи утрачивают свою популярность. 


    На Бульварах находятся базары — крупные магазины, внутри которых располагается множество частных лавочек. Также за покупками можно отправиться в район Риволи и в Пале-Руаяль, знаменитый своими кафе, ресторанами и магазинами. На верхнем этаже галерей Пале-Руаяль разместился целый мир развлечений — кабинеты для чтения, бильярдные залы, игорные дома и даже модные горячие бани.

    8.3. Кафе.



    Кафе — визитная карточка Парижа XIX века. Если вы богатый аристократ, в первой половине века вам — в кафе на Бульварах, в том числе в кафе Риша, Арди на бульваре Итальянцев, а в 1850–70-е — в «Кафе де ля Пэ» и знаменитое своим мороженым кафе Тортони. Начиная с тридцатых годов растет число кафе, в которые ходит буржуазия. Художники в середине столетия облюбовывают заведения в районе Монмартра. Студенты ходят в скромные заведения в Латинском квартале. Кафе для простого народа, как правило, находятся за пределами города — там и продукты, и алкоголь дешевле. Помимо кафе и ресторанов, поесть можно в кабачках, пригородных гингеттах  и табльдотах. 

    В 1830–40-е годы на Елисейских Полях появляются первые кафе-концерты. К середине века они становятся важнейшим местом проведения досуга для рабочих и буржуазии. Переломный момент в их истории — отмена закона об исключительном праве театров, случившаяся в 1867 году: до этого артистам, выступающим в кафе, запрещено надевать костюмы и парики, использовать бутафорию, танцевать, показывать пантомиму и декламировать. 

    В 1880-е годы в городе появляются кабаре. Они дороже кафе-концертов, в них меньше буффонады и больше сатиры, каламбуров и черного юмора, и собирают они более изысканную публику, в том числе поэтов и художников. Располагаются они по большей части в окрестностях Монмартра и в Латинском квартале.

    8.4. Театры.


    К какому бы сословию вы ни принадлежали, вы непременно ходите в театр. Это может быть один из пяти королевских театров — то есть театров, получающих государственную дотацию (сюда относятся Опера, Итальянский театр, Комическая опера, «Одеон» и Французский театр), — или театр частный (например, Театр водевиля, «Варьете», «Драматическая гимназия», «Амбигю-комик», «Порт-Сен-Мартен» и проч.). 

    Место в Опере вы выбираете в соответствии со своим социальным статусом: аристократия занимает ложи первого яруса (мужчина, пришедший без дамы, может также взять кресло в амфитеатре), в ложах второго яруса сидят военные, духовенство и судейские, в ложах третьего — чиновники и торговцы. Буржуазия располагается в партере. У женщин с партером сложности: 
    до 1870-х дамам сюда нельзя вовсе, а после можно, но исключительно без шляп. 

    Рабочие тоже обожают театр и ходят на бульвар Тампля, где представления начинаются достаточно рано — чтобы можно было успеть выспаться перед работой. У входа можно купить леденцы, каштаны, апельсины и яблоки — они могут пригодиться и для метания в непонравившихся актеров.

    8.5. Музыка.


    С конца XVIII века для посетителей открыт доступ в Лувр, до 1682 года остававшийся королевским дворцом. До прихода Наполеона там выставляли коллекцию искусства, которую французские короли собирали с XIV века, при Наполеоне она пополнилась произведениями, свезенными из завоеванных стран, но в эпоху Реставрации собранные Наполеоном вещи пришлось вернуть, и Лувр занялся пополнением коллекции на мирных основаниях: музей покупает произведения искусства, привозит объекты, обнаруженные в ходе археологических раскопок, и получает экспонаты в дар от коллекционеров. Вход в Лувр бесплатный; музей открыт ежедневно для художников и иностранцев, а по воскресеньям — для прочей публики. 

    Большой популярностью в начале века пользуется Музей французских памятников. В его коллекцию входят статуи и надгробия, собранные во время Революции художником Александром Ленуаром, который тем самым спас многие из них от уничтожения. В 1816 году Людовик XVIII издает указ, предписывающий вернуть все экспонаты на их прежние места, и музей закрывается. Поскольку некоторые церкви, из которых происходили скульптуры, к этому времени разрушены, а другие используются для мирских нужд, вернуть удается не все. В 1824 году часть экспонатов передают в Лувр; в 1836 году другая часть отправляется в Версаль. В 1882 году открывается Музей сравнительного изучения скульптуры, который позднее, уже в ХХ веке, получит название Музея французских памятников, но там будут представлены в основном копии и муляжи оригинальных скульптур. 

    С 1818 года по воскресеньям и понедельникам можно сходить в музей в Люксембургском дворце — там выставляют работы современных художников. Иностранцы и живописцы допускаются туда ежедневно. С 1844 года начинает работу музей средневекового искусства и культуры Клюни.

    8.6. Спорт.


    В эпоху Второй империи излюбленным спортивным развлечением парижан становится катание на лодке по Сене. После лодочной прогулки за город гребцы встречаются в кабачках-гингеттах. Там же, например, устраиваются соревнования по прыжкам в воду, гребные гонки и другие состязания. Кроме того, там можно порыбачить, поиграть в кегли, покачаться на качелях. Летом любой может искупаться на отгороженном участке Сены.

    В последние два десятилетия молодежь увлекается играми на свежем воздухе, в том числе футболом и новым, тут же вошедшим в моду спортом — теннисом. На некоторое время в буржуазной среде возвращается в моду старинная игра в мяч «же-де-пом». В семидесятые годы набирает популярность велосипед, создаются клубы и ассоциации велосипедистов. Конный спорт по-прежнему доступен только элитам.

    8.7. Азартные игры и лотереи.


    Огромной популярностью пользуется королевская лотерея, существующая еще с XVIII века. Тиражи разыгрываются трижды в месяц, и количество людей, которые разоряются, надеясь неожиданно разбогатеть, так велико, что властям приходится принимать меры для ограничения числа участников: сначала запрещается продавать билеты в общественных местах, затем минимальная ставка повышается до двух франков. В 1836 году лотерею и вовсе закрывают.

    В 1837 году власти запрещают азартные игры. С этих пор право раскрывать игорные столы имеет только Жокей-клуб — и только под наблюдением полиции. Однако эти меры лишь увеличивают и без того огромную популярность азартных игр. Подпольные игорные дома, владельцы которых не платили откупов, существовали и раньше, но теперь их еще больше: после обеда хозяева табльдотов выносят карты и разрешают посетителям играть на деньги. Еще в кафе можно попросить шахматы и домино или сыграть на бильярде; простой народ играет на улицах.

    Из легальных способов испытать удачу после 1837 года остаются только ставки на бегах и скачках — они проводятся под Сен-Клу, в Булонском и Венсенском лесах.

    8.8. Танцы.


    Примерно с 1820-х годов в Париже танцуют все и везде: на частных (теперь уже не только аристократических, но и буржуазных) и публичных балах, на Елисейских Полях, в садах, в концертно-танцевальном зале Воксхолл, при дворе, в Опере, в танцевальных залах и в маленьких кабачках. Почетнее всего устроить танцы самому, но для этого придется раскошелиться на прохладительные напитки и закуски, которые подают во время бала, и на ужин по его окончании (обычно он начинается около четырех часов ночи). Хозяева небогатых домов стараются экономить на всем, включая музыкантов и угощение, и в конце вечера перед столовой иногда образовывается нешуточная давка. 

    В Париже регулярно устраиваются публичные балы. Самый знаменитый из них — бал в Опере, для входа на который нужно приобрести билет за не очень большую, но все же заметную плату. В дни карнавала балы устраиваются и в других театрах. Публика попроще посещает танцевальные залы. В середине века можно, например, отправиться танцевать польку, мазурку и котильон на публичные балы к учителям танцев — например, к Селлариусу, Лаборду (которые оспаривают друг у друга первенство введения в танцевальный репертуар польки, появляющейся в Париже в середине 1840-х) или Марковскому (с 1848 года). Именно благодаря последнему в Париже танцуют такие танцы, как скоттиш, мазурка и фриска. На Елисейских Полях и в развлекательных садах по окончании бала пускают фейерверк.

    8.9. Морги, катакомбы и анатомические театры.


    Те, кого интересуют развлечения помрачнее, могут отправиться в муниципальный морг для неопознанных покойников, который находится возле моста Сен-Мишель. И в катакомбы на левом берегу (катакомбами называют заброшенные каменоломни, куда в конце XVIII века были перенесены останки с кладбища Невинных, в том числе кости Франсуа Рабле, Блеза Паскаля, Шарля Перро и Робеспьера). Поскольку необходимо устанавливать личность покойных, в морг пускают всех без ограничений, и походы туда становятся популярным развлечением среди парижан. В самом начале 1830-х годов доступ в катакомбы ограничивают из соображений безопасности, с 1833 года полностью запрещают по настоянию церковных властей, но уже в 1850 году снова открывают — по многочисленным просьбам горожан. Лучший день для визита — 2 апреля 1897 года, когда в катакомбах проводится нелегальный концерт с участием сорока шести оркестрантов Оперы: ровно в полночь там звучат подходящие месту произведения, в том числе Траурный марш Шопена и «Пляска смерти» Сен-Санса.

    8.10. Казни.


    Публичные казни в первой трети XIX века проходят на Гревской площади, а с февраля 1832 года — за Люксембургским садом, у заставы Сен-Жак. Гильотинирования пользуются такой популярностью, что на время казней хозяева окрестных заведений сдают желающим в аренду стулья, причем весьма дорого. Когда казней нет, можно ограничиться осмотром преступников, выставленных перед отправкой на каторгу у позорного столба на улице Пируэт (а с 1832 года — на площади у Дворца правосудия).

    Заключение.


    Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что в XVII-XVIII века то чем занимался человек, напрямую зависело от его статуса и положения в обществе. Но социальное и материальное положение не единственный показатель. На предпочтения в проведении досуга действуют и другие факторы, такие как уровень образования, возраст, культура и др. Досуг был необходим людям, как способ расслабления, развлечения и восстановления здоровья.

    Богатые люди могли позволить себе все что угодно, от прогулки по лесу до пышных балов и пиров. Они любили размеренную жизнь, не торопясь прогуливаться по улицам города и наблюдать за прохожими. Их формы организации досуга очень разнообразны, богатые могли найти занятие по душе и удовлетворить все свои культурные потребности.

    А бедный в отличие от богатого занимался тем, что было ему по карману. Он мог позволить себе ходить по театрам и музеям, устраивать пикники на улице и ходить по кабакам. Но все же главным занятием бедных была работа.

    Список литературы


    1. Беньямин, В. Париж, столица девятнадцатого столетия/ В. Беньямин

    2. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости/ В. Беньямин. - М., 1996.

    3. Бурже, П. Очерки парижских нравов/ П. Бурже. - СПб.,1891.

    4. Лаврентьева, Е. Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет / Е. Лаврентьева. – М., 2005. – 133 с.

    5. Литература семнадцатого века. Хрестоматия – М., 1949. – 32–33с.

    6. Мартен-Фюжье А. Элегантная жизнь, или Как возник «весь Париж»/ А. Марен-Фюжье.. - М., 1998.

    7. Мильчина В. А. Париж в 1814–1848 годах. Повседневная жизнь / В. А. Мильчина. - М., 2013.

    8. http://bagazhznaniy.ru/obshhestvo/dosug-v-evrope-v-novoe-vremya

    9. http://galinaulianova.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=83%3Adosug&catid=38%3Abooks&Itemid=60&lang=ru

    10. http://tourism-london.ru/spavochnik-po-velikobritanii/london-16-17-vekov/340-razvlecheniya-v-londone-17-veka.html

    11. https://mel.fm/istoriya_obrazovaniya/1936527-students_leisure

    12. https://studfiles.net/preview/4113519/page:7/

    13. https://www.sgu.ru/archive/old.sgu.ru/files/nodes/9128/03.pdf


    Приложение


    1.Где больше всего любят отдыхать французы?

    2.Что являлось очагом дома, по мнению французов ?

    3.Что из предложенных вариантов являлось обрядом просвещения студентов?

    1. Поход в театр

    2. Прохождения чистилища

    3. Поход в морг

    4. Езда на лошадях

    4.По воскресеньям буржуазия играла в ……

    5.По какому принципу распределялись места в театрах ?

    1. По внешнему виду

    2. По гендерному принципу

    3. По возрасту

    4. По социальному статусу



    написать администратору сайта