Проект пгомроьир. портрет одного слова
Скачать 282.5 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СТАРО-ТАРТАССКАЯ ООШ УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «ПОРТРЕТ ОДНОГО СЛОВА» Авторы:__учащиеся 5 класса_, Руководитель: Верниковская Е.А., учитель русского языка и литературы Старый Тартас, 2014 УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «ПОРТРЕТ ОДНОГО СЛОВА: ХЛЕБ» Цель проекта: создать портрет слова «хлеб». Задачи проекта: 1. Изучить лексическое значение слова «хлеб», его этимологию с помощью различных словарей. 2. Исследовать «жизнь» слова «хлеб» в языке, в малых жанрах фольклора, в литературе и в искусстве. 3. Создать «Портрет слова «хлеб». 4. Прививать интерес к русскому языку как учебному предмету. Актуальность выбранной темы: - привлечь внимание сверстников к хлебу как одному из величайших богатств на Земле, источнику жизни и здоровья, и призвать бережно относиться к нему. - привлечь интерес к слову «хлеб», привлечь интерес учащихся к русскому языку как учебному предмету через работу со словом. Гипотеза: Изучив слово «хлеб» с точки зрения его лексического значения, его этимологии, проследив «жизнь» этого слова в языке, в фольклоре, в литературе, искусстве, мы создадим «Портрет слова «хлеб». Объект исследования: слово «хлеб». Методы исследования: - анализ словарных статей, - изучение научно-популярной, фольклорной и художественной литературы, - наблюдение, - обобщение… Часть 1. Толкование слова (лексическое значение) 1. Хлеб – 1. Пищевой продукт, выпекаемый из муки. Печёный хлеб. Ржаной или черный хлеб. Пшеничный или белый хлеб. 2. Такой продукт в виде крупного выпеченного изделия. Круглый, высокий хлеб. 3. Плоды, семена злаков, размалываемые в муку. Сеять хлеб. Сдача хлеба государству. 4. Такие злаки. Урожай хлебов. Уборка хлеба комбайнами. 5. То же, что пропитание. Зарабатывать себе на хлеб. 6. Средства к существованию, заработок. Эта работа – верный хлеб. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка») 2. Хлеб – 1. Пищевой продукт разной формы, выпекаемый из муки. Ржаной хлеб, килограмм хлеба. 2. Зерно, из которого делают муку. Заготовка хлеба идет успешно. 3. Злак. Урожай хлебов в этом году невиданный. 4. Средства к существованию, заработок. Добывать хлеб трудом. (Лапатухин М.С. «Школьный толковый словарь русского языка») 3. Хлеб – 1. Пищевой продукт, выпекаемый из муки, растворенной в воде. Ржаной или черный хлеб. 2. Такой продукт в виде изделия какой-нибудь определенной формы. Круглый хлеб. Вынимать хлеб из печи. 3. Зерно, из которого приготовляется этот продукт. Хлеба уродились. 4. Пропитание, пища, содержание, иждивение. Призрел меня, я у него на хлебах. 5. Средства к существованию, заработок. Я от греха тебя избавлю и честный хлеб тебе доставлю. («Толковый словарь русского языка» под ред. Д.Н.Ушакова) 4. Хлеб – Колосовые растения с мучнистыми зернами, коими человек питается и коих посев и жатва основа сельского хозяйства. Хлеб на ниве. (Даль В.И. «Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка») 5. Хлеб – 1. Продукт, выпекаемый из муки. 2. Изделие из муки определенной формы (буханка, батон, каравай и т.п.). 3. Зерно, которое перемалывается в муку для выпечки таких изделий. 4. Растения на корню, из зерен которых изготавливаются мука и крупы, злаки. 5. Пропитание, пища, содержание, иждивение. 6. Средства к существованию, заработок. 7. Основной пищевой продукт какой-либо страны, местности. (Ефремова Т.Ф. «Толковый словарь русского языка»). Часть 2. История слова. Ученые полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет, его знали уже в Неолите. Правда, хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний. Первый хлеб представлял собой подобие запечёной кашицы, приготовленной из крупы и воды, а также мог стать результатом случайного приготовления или намеренных экспериментов с водой и мукой. В древнем Египте 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов – хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий. Искусство приготовления “кислого хлеба” от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба. На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники. С ростом благосостояния населения страны доля потребления самого хлеба немного падает, но, тем не менее, это еще основной продукт на столе рабочего, крестьянина, на солдатском столе. Со временем возникает все больше блюд с использованием муки. Привычка и любовь к черному кислому хлебу у русского народа была настолько сильна, что даже имела серьезные исторические последствия. Как утверждает авторитет в области истории поваренного искусства Вильям Похлебкин, один из важнейших в истории Европы расколов – разделение церквей на западную и восточную, католичество и православие – произошел в значительной степени из-за хлеба. В середине 11 века, как известно, в христианской церкви разгорелся спор о евхаристии, то есть о том, следует ли употреблять квасной (кислый) хлеб, как это делалось в Византии и на Руси, или пресный - согласно практике католической церкви. Византия, стоявшая во главе восточной церкви, вынуждена была выступить против запрета папы Льва 9-го употреблять кислый хлеб, так как не сделай она этого, то лишилась бы союза и поддержки Руси. В России же, как мы уже говорили, кислый хлеб воспринимался как символ национальной самобытности, и отказ от него для русских был невозможен. Русские всегда ели больше хлеба, чем мяса, что отмечали практически все иностранные путешественники. В средневековой Англии черный хлеб ели разве что бедняки, а представители состоятельных сословий использовали его, главным образом, в качестве тарелок: большие буханки хлеба, выпеченные несколько дней назад, нарезались крупными ломтями, в середине куска делали небольшое углубление, в которое клали еду. После обеда эти «тарелки» собирали в корзину и раздавали беднякам. Часть 3. Слово во фразеологизмах. - Даром хлеб есть. – Бездельничать. - Делить хлеб-соль. – О тесной дружбе. - Есть чужой хлеб. - Жить за чужой счёт. - Забывать хлеб-соль. - Проявить исключительную неблагодарность тому, чьим дружелюбием и гостеприимством когда-то пользовался. - Не хлебом единым жив человек. - В жизни любого человека важна не только материальная, но и духовная сторона. - Она хлеба не просит. – Вещь, которая пригодится. - Отбивать хлеб. - Лишать того, что является важным необходимым для кого-либо. - Перебиваться с хлеба на квас. - Жить в крайней бедности. - Посадить на хлеб и воду. – Наказывать ограничением пищи, голодом; лишать пищи в наказание за что-либо. - Свой кусок хлеба. – Честно заработанные деньги. - Хлеб да соль! (Хлеб-соль). – Угощения, забота, попечение. - Хлеб насущный. - То, что необходимо для жизни, существования; самое важное. - Хлебом не корми. – О сильном стремлении получить желаемое; о сильном увлеченности чем-либо. - Хлеба и зрелищ. – Удовлетворение самых простейших, примитивных потребностей человека. - Хлебное место. – Место, где человеку хорошо, удобно. Часть 4. Слово в литературе. В каждом зёрнышке пшеницы Летом и зимой Сила солнышка хранится И земли родной. И расти под небом светлым, Строен и высок, Словно Родина бессмертный, Хлебный колосок. Автор: В. Орлов Пшеница Положит в землю Человек зерно, Прольётся Дождь- зерно орошено. Крутая Борозда и мягкий Снег Зерно укроют на зиму от всех. Весною Солнце выплывет в зенит И новый колосок позолотит. Колосьев много в урожайный год, И человек их с поля уберёт. И золотые руки Пекарей Румяный хлеб замесят поскорей. А женщина на краешке доски Готовый хлеб разрежет на куски. Всем, кто лелеял хлебный колосок, На совести достанется кусок. Автор: Аким. Я. Зёрна наших дней, светитесь Позолотою резной! Говорим мы: «Берегите. Берегите Хлеб родной... Не мечтали мы о чуде. К нам с полей живая речь: «Берегите хлеб, вы –люди! Научитесь хлеб беречь». Автор: Н Тихонов Пахнет хлебом На пустых полях стерня Жухнет и сереет. Солнце только среди дня Светит, но не греет. По утрам седой туман Бродит по болотам, То ли что-то прячет там, Толи ищет что-то. После сумрачных ночей Выцветает небо..... А в деревне из печей Тянет свежим хлебом.... Пахнет домом хлеб ржаной, Маминым буфетом, Ветерком земли родной, Солнышком и летом. Нож поточен о брусочек. -Папа, дай кусочек! ( Перевод И. Токмаковой) Вновь взращено и обмолочено, Вновь в закрома течёт оно. Ладонь натруженную дочерна Врачует, падая, зерно. Мы им во сне коротком бредили. И вот он, труд наш, на виду. Забыто всё, что недоедено И что не доспано в страду. Автор: В. Буданов Радо солнцу небушко, полюшко подсолнушку. Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко. Автор: Г.Виеру. Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют. Автор: Я.Аким. Васильки, как капли брызнули, будто небо пролилось. Набежала туча издали, промочила лес насквозь. Солнце чертит в небе полосы, птицы песню завели- Созревай же, колос к колосу, сладкий хлеб моей земли! Автор: Я. Дягутите. Вот он Хлебушек душистый, Вт он теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел. В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло. В нем - земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем... Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем! Автор: С. Погореловский Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли, Но сломить его за лето так они и не смогли. Вот какой я! - он хвалился - с ветром справился, с водой! До того он загордился, вырос кверху бородой. Автор: С. Погореловский Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки. Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски. Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край. Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай. Утром рожь стеной стояла. К ночи - ржи как не бывало. Только село солнышко, опустело зернышко. Автор: Воронько Вешний день, пахать пора. Вышли в поле трактора. Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым. Я в вдогонку им спешу, покатать меня прошу. А отец мне отвечает: - Трактор пашет, не катает! Погоди-ка, подрастешь, сам такой же поведешь! Автор: В. Воронько О хлебе Я видела однажды, по дороге. Подбрасывал мальчишка хлеб сухой. И ловко били хлеб шальные ноги. Играл, как мячиком, мальчишка озорной. Тут подошла, старушка и, нагнувшись, Взяла батон, заплакав вдруг, ушла Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись. Решил, что это нищенка была. Тут дед, сидевший на скамейке, рядом. Поднялся и к мальчишке подошел « Зачем - спросил он, голосом усталым – -Ты, мальчик поступил нехорошо» А утром, в день победы, ветераны. Все при параде, в школу, ту, пришли. Мальчишке показалось очень странным, Что ветераны хлеб, с собой, несли. Узнал мальчишка, в старом ветеране. Седого старика, на той скамье. Он замер, тишина стояла в зале. И хлеб душистый на большом столе. И та, старушка, что ушла с батоном. Сидела рядом, грудь вся в орденах. В глазах мальчишки голубых, бездонных. Вдруг, со слезами появился страх. Она, разрезав хлеб, взяла горбушку. Мальчишке, нежно, в руки подала. И быль, рассказанная, той старушкой. Его в блокадный Ленинград перенесла. . Вот перед ним возник холодный город. Во вражеском кольце, кругом бои. Свирепствует зима и лютый голод. И тот батон, что поднят был с земли. Прижав батон, он мчится по дороге. Он знает, мать его, больная, ждет. Торопится он к ней, замерзли ноги. Но счастлив он, он хлеб домой несет. А дома, бережно, батон он режет. Куски считая, чтоб хватило им. Пусть он сухой и пусть не очень свежий. Он был единственным и очень дорогим. Нарезав хлеб, сметает крошки в руку. И матери, ее кусок, несет. В глазах ее он видит боль и муку. И тот немой вопрос «Ты ел, сынок» Но, вспомнив, как он бил батон ногою. Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук Мать закричала « Что, сынок, с тобою. Дай хлеба, я умру от этих мук» Он зарыдал и вновь перед глазами. Старушка, что батон с земли берет. Она стоит и нежными руками. Мальчишке, хлеб душистый, подает. Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая. Бежит домой, там, мать больная, ждет. Боль матери всем сердцем понимает. И оправданий он себе не ждет. Он входит в дом, сидят в нем ветераны. Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук. Все сном прошло, остались только раны От боли той, в глазах стоял испуг. Он понял цену, тем слезам и хлебу. Который, дерзко, превратил он в мяч. На землю, вновь его вернули с неба. Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь» Стоит она и гладит по головке. В глаза глядит, так, как глядела мать. Ему, вдруг, стало стыдно и неловко. « Простите» - только это смог сказать. Я видела, как тихо, по дороге. Идет мальчишка, голову склонив. И дед седой все курит на пороге. Всю боль души, молчаньем сохранив. Автор: Нина Самкова Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. Он никак не мог привыкнуть, приладиться к голоду, и его ввалившиеся глаза сердито поблёскивали, постоянно искали добычу. Черноволосый, нестриженный, взъерошенный, с проступающими рёбрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка. Он тянул в рот всё, что было съедобным, - щавель, вяжущие ягоды черёмухи, какие – то корни, дикие лесные яблоки, пронзительно кислые и крепкие. Дома ему давали болтанку и хлеб. Мать добавляла в муку веники – вымоченные метёлки проса, и хлеб был тяжёлый, вязкий, от него пахло сырой глиной. Но и этот хлеб голодный мальчонка съедал мгновенно, жадно посапывая раздутыми ноздрями. Один раз за всю войну он наелся хлеба вдоволь. И хлеб был не из веников – настоящий. Его принесли с собой наши автоматчики. Они вошли в хату ночью. От ночных гостей в хате стало тесно, как на вокзале, и маленький Коля почувствовал себя не дома. Он забился в угол и опасливо наблюдал за пришельцами. И тут его заметил скуластый солдат, прихрамывавший на левую ногу. Он поманил к себе Колю: - Эй, хозяин, пойди – ка сюда. Хлебушка хочешь? Мальчику захотелось крикнуть: «Хочу! Хочу!» Но к горлу подкатил ком. Он не мог произнести ни слова и молча глотал слюну. - Ты, наверно, плотно поужинал? Коля растерянно заморгал, а скуластый солдат развязал мешок и сунул ему в руку большой кусок хлеба. У голодного мальчика закружилась голова. Он вскарабкался на печку, зажмурил глаза и припал к хлебу. Он дышал хлебом, ласкался к нему, согревал его руками и щекой. Он откусывал то мякиш, то с весёлым азартом грыз корку, и покойная сытость сладко разливалась по телу. Коля подобрел от хлеба, как взрослые добреют порой от вина. Ему казалось, что всё вокруг хлебное: и лежит он на хлебе, и под головой у него мягкий хлеб, и покрыт он тёплым хлебом. Он уснул. И всю ночь ему снился хлеб… (Ю.Я. Яковлев «Цветок хлеба») Хлеб Земля кормит человека, но кормит недаром. Много должны потрудится люди, чтобы поле вместо травы, годной только для скота, дало рож для черного хлеба, пшеницу для булки, гречку и просо для каши. К. Ушинский … Тоже, нарочно для Зиночки, принес я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку кукушкины слезки, валерьянка, петров крест, заячья капуста. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что когда не возьму хлеба в лес – голодно, а возьму – забуду съесть и назад принесу. А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела: – Откуда же это в лесу взялся хлеб? – Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста! – Заячья. – А хлеб – лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала и начала есть: – Хороший лисичкин хлеб! И съела весь мой черный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берет, а как я из лесу лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит: – Лисичкин хлеб куда лучше нашего! М. Пришвин «Лисичкин хлеб» Часть 5. Слово в кинематографе. - «Хлеб в траве» - фильм снят в 1954г. Режиссер Клод Отан-Лара. - «Хлеб – имя существительное» - фильм снят от начала 20 века до середины 30-х годов. Режиссер Григорий Никулин. - «Хлеб и шоколад» - фильм снят в 1974г. Режиссер Франко Брузати. - «Хлеб, золото, наган» - фильм снят в 1980г. Режиссер Самвел Гаспаров. - «Хлеб, масло и варенье» - фильм снят в 1977г. Режиссер Джорджио Капитани. Часть 6. Слово в живописи. - Андрияка «Домашние пироги». - Арсени Виктор «Хлеб наш насущный». - Дацук К. «Русский хлеб» - Сальвадор Дали «Антропоморфный хлеб». - Сальвадор Дали «Корзинка с хлебом». - Серебрякова «Натюрморт с яблоками и круглым хлебом». - Смоляк Андрей «Хлеб». - Яблонская Т. «Хлеб». И. Машков «Снедь московская. Хлебы» Ю. Николаев «Хлеб» Е. М. Кугач «Хлеб». 1992г. Часть 7. Слово в фольклоре. Пословицы и поговорки о хлебе. В устном творчестве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы. -Береги хлеб для еды, а деньги для беды. -Сеем, пашем, руками машем, о межи тупим, а хлеб круглый год купим. -Тот счастлив, у кого есть хлеба с душу, платья с тушу, денег с нужу. -У голого порой бывает пир горой, да горько после пиру – ходить за хлебом по миру -И богат мужик, да без хлеба — не крестьянин. -У нищего хлеб на уме, у скупого и корочки на счету. -Всяк на себя хлеб добывает. -Невеяный хлеб не голод, а посконная рубаха не нагота. -Хлеб – батюшка, вода – матушка. -Хлеб хлебу брат. -Худ обед, когда хлеба нет. -Хлеба ни куска, так и в горнице тоска. -Хлеб да вода – мужицкая еда. -Хлебушко – калач дедушка. -Хлеба нет – корочка в честь. -Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь. -Человек хлебом живет, а не промыслом. -Покуда есть хлеб да вода, все не беда. -Без хлеба, без соли худая беседа. -Палата бела, а без хлеба в ней беда. -Плевать на обед коли хлеба нет. -Хлеб – дар божий, отец, кормилец. -Хлеб да соль, и обед пошел. -Без хлеба, без соли никто не обедает. -Не в пору и обед, коли хлеба нет. -Хлеб черствый – обед честный. -Был бы хлеб, а зубы сыщутся. -Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит. -Была бы голова на плечах, а хлеб будет. Загадки о хлебе. Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и чёрный, он и белый, А бывает подгорелый. (Хлеб) Комковато, ноздревато, И губато, и горбато, и твердо, И мягко, и кругло, и ломко, И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб) Всем нужен, а не всякий сделает (Хлеб) Бьют меня палками, жмут меня камнями, Держат меня в огненной пещере, Режут меня ножами. За что меня так губят? За то, что любят. (Хлеб) Круглобок и маслян он, В меру крут, посолен, - Пахнет солнечным теплом, Пахнет знойным полем. (Хлеб) Мнут и катают, В печи закаляют, Потом за столом Режут ножом. (Хлеб) Вот он – Тёплый, золотистый. В каждый дом, На каждый стол – Он пожаловал – пришёл. В нем – Здоровье, наша сила, В нем – Чудесное тепло. Сколько рук Его растило, Охраняло, берегло! (Хлеб) Кольцо не простое, Кольцо золотое, Блестящее, хрустящее, Всем на загляденье... Ну и объеденье! (Баранка или бублик.) Что на сковородку наливают Да вчетверо сгибают? (Блины.) В печь сперва его сажают, А как выйдет он оттуда, То кладут его на блюдо. Ну, теперь зови ребят! По кусочку все съедят. (Пирог.) Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно) Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом (Зерно) Считалки о хлебе. "Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай. Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки". "Катилася торба с высокого горба. В этой торбе хлеб, соль,пшеница. С кем ты хочешь поделиться?" Чистоговорки о хлебе. Жок-жок-жок - это пирожок. Шки-шки-шки - мама жарит пирожки. Шки-шки-шки - мы любим пирожки. Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок. Ач-ач-ач - вот калач. Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи. Чи-чи-чи - мы любим калачи. Чи-чи-чи - на праздник будут калачи. Часть 8. Слово в музыке. - «Баллада о спасенном хлебе» (музыка М.Фрадкин, слова В.Штормов) - «Вкус хлеба» (музыка Е.Птичкин, слова Е.Фирсов) - «Где хлеба шумят» (музыка Н.Кутузов, слова Е.Карасёв) - «Песня хлебороба» (музыка И.Слёта, слова Б.Трофимчук) - «Слава труду хлеборобскому» (музыка И.Слёта, слова И.Бердник) - «Ты в хлебах, земля» (музыка В.Макаров, слова Я.Шведов) - «Хлеб – всему голова» (музыка Н.Кудрин, слова В.Гундарев) - «Хлеб России» (музыка Ю.Чичков, слова В.Татаринов) - «Хлебом мы живем» (музыка В.Левашов, слова Н.Палькин) - «Хлеборобы» (музыка А.Ляшев, слова Н.Зиновьев) - «Шумят хлеба» (музыка А.Пахмутова, слова С.Гребенников) Песня о хлебе. Л.Г.Зыкина Слов о хлебе сказано не мало. Песен про него не перечесть запою и я, чтоб не смолкала наша благодарственная речь. ПРИПЕВ: Чем угодно можно поступиться Золотом червонным пренебречь Только хлеба каждую крупицу Сердце повелело нам беречь Он у нас в домах посланец добрый Нив зеленых, солнца и труда Пусть на свете дело хлебороба Остается главным навсегда. ПРИПЕВ. Не могу без горечи и боли Видеть небрежение к нему будто боль иссушенного поля подступила к сердцу моему. ПРИПЕВ. Снова выйду в степь зарею росной Все цветет здесь радуя мой взор и ведут с землей родной колосья мудрый вековечный разговор. ПРИПЕВ. «Баллада о хлебе»На весенней заре Воздух свежий и синий. Постаревший отец, Седину шевеля, Говорил у крыльца Тихим голосом сыну, Провожая его Первый раз на поля. Ты запомни, сынок, Золотые слова - Хлеб всему голова, Хлеб всему голова. Ты запомни, сынок, Золотые слова - Хлеб всему голова, Хлеб всему голова. Сын пошёл, пошагал По отцовскому следу, Но война началась - Боль огня и свинца. В годы бед и потерь, Добывая победу, Нёс боец по земле Завещанье отца. Ты запомни, сынок, Золотые слова - Хлеб всему голова, Хлеб всему голова. Ты запомни, сынок, Золотые слова - Хлеб всему голова, Хлеб всему голова. Но случилась беда На земле незнакомой, Был он ранен в бою По холодной зиме. Пайку хлеба свою Передал он другому, А домой написал В треугольном письме. Ты запомни, сынок, Золотые слова - Хлеб всему голова, Хлеб всему голова. Ты запомни, сынок, Золотые слова - Хлеб всему голова, Хлеб всему голова. На весенней заре Воздух свежий и синий. На страде посевной Гул моторов и шум. У родного крыльца Сын погибшего сына Говорил на заре Своему малышу… Ты запомни, сынок, Золотые слова - Хлеб всему голова, Хлеб всему голова. Ты запомни, сынок, Золотые слова - Хлеб всему голова, Хлеб всему голова. Хлеб всему голова, Хлеб всему голова. Часть 9. Слово в Библии. Наиболее древние следы возделывания хлеба найдены в Восточном Средиземноморье и они относятся ко времени докерамического неолита. Это означает, что пшеницу люди стали сеять раньше, чем изобрели керамику и железо. Не случайно в Библии это самый упоминаемый продукт. В книге Бытия хлеб упоминается 56 раз, в Псалтири 23 раза, в Евангелиях 88 раз. «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт, 3-19). Это первое упоминание о хлебе в Библии. «Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, -- он был священник Бога Всевышнего» (Быт 14-18). Хлебом Авраам угощает трех ангелов: «Я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы..» (Быт, 18-5) – это третье по счету упоминание хлеба в Библии. За хлеб с чечевицей Исав отдал Иакову первородство (Быт 15-34). С хлебом связана история семи изобильных и семи голодных лет в Египте (Быт 41). В Библии закваска служит символом греха и испорченности. Поэтому Иисус пил на тайной вечере сок, и хлеб пекли без дрожжей. Значение хлеба в жизни человека невозможно переоценить. С древнейших времен хлеб, хлебные злаки считались основой питания и не случайно - ибо в пшеничных, ячменных, ржаных зернах содержатся все необходимые для жизнедеятельности человека компоненты. Поэтому воспевает Царь и Пророк Давид в Псалтыри: ”Прозябаяй траву скотом и злак на службу человеком, извести хлеб от земли; ... и хлеб сердце человека укрепит” (Пс. 103; 14, 15). Сам Иисус метафорически называет Себя Хлебом Божьим или “хлебом жизни, Который сходит с небес” (Ин 6:33,35,41,50 и след.,58). Хлеб становится основой для совершения таинства Евхаристии в Новом Завете. Таким образом, хлеб является не только постоянным продуктом на столе, он присутствует во многих ключевых моментах священной истории. Поэтому можно говорить о сакраментальном, священном значении хлеба, которое в Новом Завете, в Церкви приобрело даже гораздо большее значение, чем ранее. Библия также оставила нам много литературных образов и ярких словосочетаний, связанных с хлебом: «В поте лица будешь есть хлеб свой», «Манна небесная», «Не хлебом единым», и т.д. Многократно хлеб упоминается в притчах Христа: «Вышел сеятель сеять…» (Мф 13, 2). «Хлеб наш насущный» - эти слова вошли в молитву «Отче наш». И, конечно, самое главное, «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф, 26-26). Любопытно, что, судя по множеству упоминаний о хлебе в Библии, он стоит на первом месте среди других растений. Слуги мелющие при жерновах в Египте находились в самой низкой социальной нише. Часто этим занимались женщины. Хлеб с давних времен был основным продуктом питания израильтян (Быт 3:19; 14:18; 21:14 и др.). Согласно “Библейской энциклопедии Брокгауза” (Lexikon Zur Bibel c 1994) “Дрожжи, горьковатое на вкус вещество, состоящее из микроскопических грибков, вызывающих брожение. У древних евреев дрожжи считались нечистым продуктом. Использовались при изготовлении вина Часть 10. Приметы и обычаи со словом хлеб. К хлебу на Руси всегда было отношение особое — уважительное, бережливое. Неудивительно, что оно нашло свое отражение в многочисленных приметах. Так, нельзя было начинать есть новую буханку после захода солнца: это грозило нищетой. Человек переворачивает буханку хлеба «лицом» вниз — накличет на себя серьезные неприятности. Неровно нарезанный хлеб говорит о том, что столь же неровная и наполненная трудностями жизнь ожидает и человека. Оставить недоеденной после ужина свою порцию хлеба — оставить свое счастье. Тот, кто его доедал, забирал удачу, счастье. Нельзя есть хлеб за спиной другого человека: таким образом можно съесть его силу. Хлеб следует есть очень аккуратно и бережно, не дозволяя упасть ни крошечке. Это делалось, чтобы не допустить неурожая и голода. Если кто-то, не закончив есть один ломтик, начинает следующий, эта примета рассказывает о том, что близкий человек страдает от голода и нужды. Если оставлять на столе недоеденные куски хлеба, он весь может заплесневеть. Тех, кто выбрасывает хлеб, ожидает очень суровое наказание — недуги, голод, нужда. Принято считать, что человек, который съел заплесневелый хлеб, навсегда защищен от утопления. Надо есть любой хлеб, и тогда жизнь будет складываться благополучно. Если при выпечке хлеба часть отслоилась от остального каравая, кому-то из членов семьи предстоит поездка. Если хлеб никак не хочет пропекаться, остается сыроватым — дурной знак, предвещающий разорение или разлуку. Если обойти горящее здание с караваем хлеба, пожар прекратится. Часть 11. Слово в притчах и легендах Притча о хлебе Некий православный воевода, отважный в сражениях и разумный в собраниях, служил еретическому царю и был в числе его ближайших советников. Однажды в присутствии многих обратился царь к воеводе и сказал ему: «О верности твоей свидетельствуют воинские подвиги и заботливость в делах государственных, но, по совету священников моих, хочу я, чтобы принял ты и веру мою в знак преданности своей». И ответил воевода: «Сделаю я по слову твоему, государь, если священники твои принесут хлеб, одновременно и превосходный и негодный». И, видя недоумение царя, продолжал он. «Подобно хлебу царскому была душа моя размолота жерновами веры православной, просеяна через сито испытаний, прошла через воду крещения и опалена была святым огнем, и стал я достоин служить государю. Но если хлеб царский будет иссушен и вновь перемолот, и смочен водой, и поставлен в печь, и станет лучше прежнего, тогда пусть сделают тоже и со мной». И слышавшие слова воеводы согласились с ним Притча о мельнике и добром крестьянине (Константин Филатов) Пришел нищий к мельнику и стал просить милостыню, но не дал ему мельник ничего, хотя и был богат хлебом. И был там добрый крестьянин, приехавший на мельницу, чтобы смолоть мешок ржи. Сжалился он к убогому, и отсыпал ему из мешка своего половину ради Христа. И благословил его нищий, и ушел неведомо куда. И смеялся мельник над крестьянином, говоря: «Что же останется тебе, когда расплатишься со мной за помол?!» И взял он рожь крестьянина, засыпал и стал молоть. И намололось с половины мешка зерна двенадцать мешков муки. И славил Господа крестьянин за чудо, и слезно каялся пораженный мельник. Легенда о хлебе В давние времена был в Армении царь по имени Арам. Случилось так, что в один из боев он попал в плен к ассирийскому царю Носору. Победитель поставил условие: - Десять дней ты останешься без хлеба, голодным. На одиннадцатый день будешь состязаться со мной в стрельбе из лука - если победишь, отпущу тебя невредимым, вернешься к своему народу с достойными царю подарками. На следующий день Арам потребовал. чтобы из армянской армии, стоящей у границ Ассирии, принесли его самый красивый панцирь. Ассирийские гонцы заспешили в путь. Армяне тут же догадались, что их царь на что-то намекает, и, чтобы выиграть время и подумать, задержали гонцов на всю ночь. На рассвете ассирийцы помчались в обратную дорогу и подали царю Араму панцирь. Они не знали, что в броне спрятан тонкий-претонкий хлеб. Да и никто в те времена и слышать не слышал о лаваше - попробуй догадаться, что хлеб можно спрятать в панцирь. Взял Арам панцирь, а потом вдруг заявил, мол не этот самый красивый. Делать нечего, вновь послали гонцов, и те принесли новый панцирь. Но и этот не понравился армянскому царю. И гонцы каждый день до истечения условного срока покрывали ту же дорогу и каждый раз, ведать о том не ведая, приносили Араму лаваш. На одиннадцатый день Арам и Носор вышли на стрельбище. Носор был уверен, что Арам, оставшись без хлеба, пал духом и силами, утерял меткость глаза. Но - вот чудеса! - Арам вышел победителем в состязании и с честью возвратился в свою страну. Армянский хлеб спас его. Возвратился царь и велел огласить по всей стране: впредь в Армении вместо других хлебов пусть пекут лаваш. Часть 12. Национальные виды хлеба Во многих республиках выпекают национальные сорта хлебобулочных изделий, отличающиеся технологией изготовления, внешним видом и вкусом. Армянский хлеб (матнакаш) выпекают из пшеничной муки высшего, 1-го и 2-го сортов и обойной. Хлеб формуют в виде лепешки продолговато-овальной формы. Средняя часть хлеба более тонкая с продольными углублениями. Мякиш имеет крупные неравномерные поры. Армянский лаваш представляет собой тонкую, удлиненно-овальной формы лепешку, длиной 80—90 см, толщиной до 2,5 мм. Поверхность ее пузырчатая, мякиш почти полностью отсутствует. Выпекают лаваш из пшеничной муки 1-го и 2-го сортов, реализуют весовым. Грузинский хлеб выпекают из пшеничной обойной муки и муки 1-го и 2-го сортов в виде лепешек различной формы. На поверхности хлеба имеются пузырчатые вздутия и проколы. Ставят его опарным способом. Пористость хлеба неравномерная, вкус пресноватый. Различают следующие виды хлеба: мадаури (грузинский лаваш), грузинский круглый (в виде лепешки с утолщенными краями), шоти (лепешка в виде полумесяца), кухтиани (прямоугольная лепешка неравномерной толщины) и др. Сангяк готовят из муки 1-го, 2-го сортов. Выпекают его на гравии, в результате чего на нижней стороне хлеба имеются, впадины, а на верхней соответственно выпуклости. Сангяк имеет форму лепешки длиной до 2 ж и толщиной 2—10 мм. Чурек узбекский выпекают из муки пшеничной 2-го сорта. Перед выпечкой чурек смазывают крахмальным клейстером, поэтому поверхность его глянцевитая. Форма— продолговатая, толщина — 3—4 см, вкус пресноватый. Чурек азербайджанский выпекают из пшеничной обойной муки, высшего, 1-го и 2-го сортов. Представляет он собой круглую лепешку с углублением в середине. Лепешки оби-нон и гиджа распространены в Средней Азии- Они имеют круглую форму с углублением в середине, изготавливаются из муки 1-го сорта. Вес изделия— 200—400 г. Часть 13. Афоризмы и высказывания известных людей о хлебе. «Если у тебя есть хлеб, заработанный своими руками, то можно попросить Бога, чтобы Он намазал его маслом.» Бауржан Тойшибеков. «Если есть у тебя для жилья закуток В наше подлое время — и хлеба кусок, Если ты никому не слуга, не хозяин — Счастлив ты и воистину духом высок.» Омар Хайям. «Коль нет зубов — хлеб разжуешь всегда, Коль хлеба нет — вот горшая беда!» Саади. «Закон, воплощая в себе величественную идею равноправия, запрещает спать под мостом, располагаться на ночлег на улице и красть хлеб одинаково всем людям — богатым так же, как и бедным.» Франс. «Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны.» Чарльз Лэм. «Лучше хлеб с солью в покое и без печали, чем множество блюд многоценных в печали и горе.» Иоанн Златоуст. «Хлеб, который ты хранишь в своих закромах, принадлежит голодному; плащ, лежащий в твоем сундуке, принадлежит нагому; золото, что зарыл ты в земле, принадлежит бедняку.» Василий Великий. «Трезвость кладет дрова в печку, мясо — в кастрюлю, хлеб — на стол, кредит — государству, деньги — в голову, довольство — в семью.» Бенджамин Франклин. «Ученье — свет, а неученье — тьма. Дело мастера боится, и коль крестьянин не умеет сохою владеть — хлеб не родится.» Суворов А.В. «Не следует ежедневно есть хлеб у того, кто богаче тебя. Когда ты бываешь у него за столом, он специально для тебя ничего не тратит, но если он придет к тебе, ты потратишь сразу все, что накопил за месяц, а потом тебя будут мучить угрызения совести.» Менандр. «Стал ли ты чистым воздухом, хлебом и лекарством для друга своего? Иной не в силах освободиться от собственных цепей, однако друга своего спасает.» Фридрих Ницше. «Когда, делая добро, не думаешь ни о себе, ни о других, горсть зерен дарит милостью за тысячу пудов хлеба. Когда, помогая другим, бахвалишься своей щедростью и требуешь от людей благодарности, то сотня золотых не принесет тебе пользы даже и на половину медяка.» Хун Цзычен. «Не корми словами вместо хлеба.» Аристофан. Часть 14. Интересные факты о хлебе. Почти все едят хлеб каждый день — в качестве сандвича, с медом или вареньем на тосте или даже в составе вкусного десерта. Но сколько мы на самом деле знаем о продукте, который едят тысячи лет практически во всех странах мира? Мы съедаем более 9 000 000 буханок хлеба каждый день. Этого достаточно, чтобы сделать 90 миллионов бутербродов. Самый большой в мире хлеб был испечен в пекарне в Акапулько, Мексико Буханка длиной 9200 метров была испечена в январе 1996 года. Около 50% всего хлеба идет на бутерброды — в Англии самый популярный бутерброд с сыром, а в Америке — с ветчиной. «Сэндвичи» названы в честь Графа Сэндвича — известного картежника. Именно он придумал класть мясо между двумя кусками хлеба, чтобы не испачкать руки за игрой. Хлеб изобрели по ошибке более 7500 лет назад Первую буханку сделал древний египтянин, который случайно оставил смесь муки и воды в теплой печи на ночь. Когда он вернулся, он обнаружил мягкое тесто, намного более аппетитное, чем твердые лепешки, которые он пытался готовить. Древнее суеверие говорит, что перевернутый коркой вниз хлеб приведет к неудаче. Также нельзя оставлять один кусок несъеденным. Кроме того говорят, что хлеб, испеченный на Рождество, никогда не заплесневеет. В хлебе есть все необходимые для питания человека вещества: белки, крахмалы, жиры. Лавры приготовления самой быстрой булочки принадлежат пекарям из Wheat Montana Farms and Bakery, рекорд которых был занесен в книгу рекордов Гиннеса в 1995 году. Они пожали пшеницу в поле, смололи ее в муку, а потом замесили, сформировали буханку и испекли ее за 8 минут 13 секунд. По закону Мэрфи хлеб всегда будет падать маслом вниз. Скандинавская легенда гласит, что если молодой человек и девушка откусят от одной буханки, они обречены влюбиться друг в друга. |