Главная страница

портреты. Портреты городов в русской поэзии 19 в. Россию вели Петербург и Москва. Ф. М. Достоевский


Скачать 21.42 Kb.
НазваниеПортреты городов в русской поэзии 19 в. Россию вели Петербург и Москва. Ф. М. Достоевский
Анкорпортреты
Дата28.11.2021
Размер21.42 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаrossiyu_veli_peterburg_i_moskva_-_kopiya.docx
ТипДокументы
#284119















Портреты городов в русской поэзии 19 в.

Россию вели Петербург и Москва. Ф.М.Достоевский



  • Москва и Петербург – великое противостояние столиц, вечный спор за право быть первой. У каждого города своя история, свои традиции, свой неповторимый облик. Несходство Москвы и Петербурга отразилось даже в пословицах: « Питер – кормило, Москва – корм», «Питер – голова, Москва – сердце», «Москва создана веками, Питер – миллионами». Вместе с тем Москва и Петербург представляют единое целое. «Петербург и Москва - две стороны, или лучше сказать, две односторонности, которые могут со временем образовать своим слиянием прекрасное и гармоничное целое»,- писал В.Г.Белинский.

  • Тем не менее каждая из столиц, оставаясь русской, выражала дух русской культуры по-своему.

  • Образы Москвы и Петербурга нашли отражение в живописи, музыке и литературе. Какими видели их русские поэты в разные эпохи? Что заставляло волновать умы и трепетать сердца художников слова при упоминании двух городов - Москва и Петербург?







  • Город чудный, город древний. Ф.Н.Глинка

  • ,



  • Белокаменная и первопрестольная, златоглавая и православная, гостеприимная и хлебосольная… В сердце каждого русского человека Москва занимает свое, особое место.

  • Москва изведала всё: радость побед и горечь поражений, преданность друзей и коварство врагов, счастье созидательного труда и боль военного лихолетья. Она стала как бы искупительной жертвой России через нашествия, погромы, смуты, пожары. Всё это столица перенесла в силу своей непоколебимой твёрдости духа, в силу своей безграничной веры и стала как бы второй Россией, сплотив воедино всё, что дорого сердцу русского человека. История Москвы есть история России, и Н.М.Карамзин был прав, сказав: «Кто хочет знать Россию, побывай в Москве». Иностранцы нередко называли Россию Московией, а её жителей – московитами.

Москва всегда притягивала к себе, из разных концов страны приходили в столицу как в центр русской духовности, науки и культуры. Первая печатная книга увидела свет в Москве. Здесь появилась первая русская газета. Первый отечественный университет открылся в главном городе страны стараниями великого Ломоносова. Здесь начинал писать свою знаменитую «Историю государства Российского» Н.М.Карамзин.

Величайшему поэту России А.С.Пушкину Москва была близка с детских лет. Здесь, в Немецкой слободе, он появился на свет, здесь провёл ранние годы. Москва стала для него колыбелью, несравнимым ни с чем городом его детства. Каким поэтичным было оно для Пушкина в Москве! Его первые впечатления – цветущие сады и многолюдные бурлящие улицы, вымощенные камнем со дна Москвы-реки, Кремль, овеянный преданиями и древней славой, колокольный звон.

Зорю бьют…из рук моих

Ветхий Данте выпадает,

На устах начатый стих

Недочитанный затих –

Дух далече улетает.

Звук привычный, звук живой,

Сколь ты часто раздавался

Там, где тихо развивался

Я давнишнею порой.

В самые светлые мгновения жизни и в годы горестной разлуки Пушкин всей душой устремляется к родному городу. Москва становится для поэта источником вдохновения, здесь он создаёт лучшие из своих стихотворений: «Стансы», «Кавказ», «В Сибирь» и другие.

Москва, её быт, различные моменты её истории отразились в произведениях разных периодов. Лицеист Пушкин писал:

Края Москвы, края родные,

Где на заре цветущих лет,

Часы беспечности я тратил золотые,

Не зная горести и бед…

Где ты, краса Москвы стоглавой,

Родимой прелесть стороны?

Где прежде взору град являлся величавый,

Развалины теперь одни...

…Всё пламень истребил.

Портрет Москвы 1812 года юный Пушкин запечатлел в своём стихотворении «Воспоминания в Царском Селе». В дружеском послании «Всеволожскому» поэт рисует город уже другим:

Разнообразной и живой

Москва пленяет пестротой,

Старинной роскошью, пирами,

Невестами, колоколами

Забавной, лёгкой суетой,

Невинной прозой и стихами.

Облик современной поэту столицы воспроизведен в 7 главе «Евгения Онегина»: здесь и картины московских улиц, и ироничные зарисовки московского света, и исполненные лиризмом строки:

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва…как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось!

«Родом и сердцем москвич» П.А.Вяземский, друг А.С.Пушкина, провёл в Москве почти сорок лет. Ему принадлежит ряд мемуарных очерков о Москве, москвичах, старинном московском быте. Облик древней столицы П.А.Вяземский создал в «Очерках Москвы»:

Здесь чудо барские палаты

С гербом, где вписан знатный род.

Вблизи на курьих ножках хаты

И с огурцами огород.

Москва – родной город М.Ю.Лермонтова. Любил он её особенно – «сильно, пламенно и нежно», и тосковал по ней в разлуке так горестно и мучительно, как, пожалуй, никто из русских поэтов. Ещё грудным ребёнком его увозят в Тарханы, возвращается в столицу будущий поэт в тринадцатилетнем возрасте. С первых дней приезда Мишель жадно впитывает в себя новые впечатления московской жизни, знакомится с архитектурными памятниками древней русской столицы, учится понимать язык её каменной летописи. Прогулки по Москве доставляли ему истинное удовольствие.

Кто видел Кремль в час утра золотой,

Когда лежит над городом туман,

Когда меж храмов с гордой простотой,

Как царь, белеет башня-великан.

Есть у М.Ю.Лермонтова и прозаический образ столицы, созданный им в «Панораме Москвы». Древняя Москва в изображении поэта – город со своей «душой, мыслью, языком». «Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча…нет! У неё есть своя душа, своя жизнь… каждый её камень хранит надпись…богатую, обильную мыслями, чувством и вдохновением…».

Необыкновенной любовью к родному городу проникнуто лирическое отступление в начале третьей части «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Восход солнца над древней столицей, седой от инея, изображён поэтом поэтично и торжественно:

Над Москвой великой, златоглавою,

Над стеной кремлёвской белокаменной,

Из-за дальних лесов, из-за синих гор,

По тесовым кровелькам играючи,

Тучки серые разгоняючи,

Заря алая подымается,

Разметала кудри золотистые,

Умывается снегами рассыпчатыми,

Как красавица, глядя в зеркальце,

В небо чистое смотрит, улыбается.

Впоследствии, уже покинув Москву, Лермонтов писал В.Лопухиной: «Москва – моя родина и такою будет для меня всегда; там я родился, там много страдал и там же был слишком счастлив».

В поэме «Сашка» главный герой – москвич. Поэт с гордостью пишет:

Герой наш был москвич, и потому

Я враг Неве и невскому туману…

Москва – не то: покуда я живу,

Клянусь, друзья, не разлюбить Москву.

Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын,

Как русский,- сильно, пламенно и нежно!

Образ Москвы занимает важное место в лирике русской поэтессы ХХ века М.Цветаевой. Она родилась в Москве. Дважды Цветаева упоминает в цикле «Стихи о Москве» о дне Иоанна Богослова – дне своего прихода в мир. Это было осенней порой, когда «красной кистью рябина зажглась». Поэтесса подчёркивает, что с Москвой её соединяет и духовное, и кровное родство:

В колокольный я, во червонный день

Иоанна родилась Богослова.

Дом - пряник, а вокруг плетень

И церковки златоголовые.

Москва для Марины Цветаевой – часть её души, души истинно русского поэта. Русь у неё – прежде всего «московская». Ей всегда была по-особому дорога Москва с её «домиками, церквами, колоколами». Москва в дореволюционной поэзии Цветаевой выступает как хранительница вековых православных традиций. Родной город навсегда будет неразрывно связан в её сознании с Богом и Церковью, звоном колоколов и куполами:

Семь холмов – как семь колоколов!

На семи колоколах – колокольни.

Всех счётом: сорок сороков; -

Колокольное семихолмие!

Цветаевская Москва, особенно в пору предгрозовых ожиданий, становится всевмещающим «странноприимным домом». И, как в церкви, для всех открыты «двери» Москвы:

Москва! – какой огромный

Странноприимный дом!

Всяк на Руси – бездомный.

Мы все к тебе придём.

В столице Цветаева становится свидетелем революционных потрясений. В стихотворении «Площадь» картина Москвы приобретает характер символического обобщения гибели России: кремлёвские башни теперь уподоблены «мачтам гиблых кораблей». В эмигрантской поэзии М.Цветаевой образ Москвы как бы отступает в даль «сирого морока», но на самом деле боль об утраченном городе уходит глубоко вовнутрь, лишь изредка прорываясь в лирическом голосе. В стихотворении «Рассвет на рельсах»(1922) образ «Москвы за шпалами» становится сердцевиной «восстанавливаемой» в памяти России, а в более позднем «Доме»(1931) собирательный образ дома, впитавшего в себя воспоминания о Трёхпрудном, становится зеркалом душевной жизни лирической героини, мучительно переживающей «бездомье». Скитания, потери, душевные муки не смогли заглушить в сердце М.Цветаевой любви к Москве. Она навсегда осталась для неё «нерукотворным градом», потому что виделась ей не только «единственной столицей», но и «Градом Духа».

ХХ век для Москвы был эпохой великих свершений и перемен. Столица прошла сквозь триумфы и трагедии трёх революций, жестоким испытанием для неё стала Великая Отечественная война. Осенью 1941 года именно у стен Кремля были остановлены полчища немецко-фашистских захватчиков. Москва для всех людей теперь становится символом единства, твёрдости духа, решимости. Она – в сердце каждого человека: «Ведь в мире нет дороже Родины, // Как в мире нет второй Москвы» (А.Фатьянов).

Изменилась Москва, стала суровой и грозной:

Разрывы бомб тяжёлые грохочут…

Звенят огнём ночные небеса...

(Н.Тихонов)

Прожектор у древней ограды

Блеснул беспокойным огнём…

( М. Светлов)

Горделивый, печальный

Блеск зенитных огней…

( А.Твардовский)

Но даже во время войны столица не утратила своего величия:

Встаёт Москва – народная краса.

Москва, Москва! Святыня нашей славы!..

О древний город! Вещий богатырь,

Живой водой поившей все народы!..

(Н.Тихонов)

Москва ХХI века – город нового времени, времени сложного, противоречивого. Современная Москва – это город контрастов. Рядом с памятниками древности возвышаются здания новомодной архитектуры, повсюду развешены яркие рекламные плакаты, а под ними – просящие милостыню бродяги.

Сварен суп. Пора делить приварок.

Падает, как саван, свежий снег.

Дворик спит. А возле иномарок

Умирает русский человек.

С болью в сердце рисует такой портрет нашей столицы поэт В.Костров. Это портрет города равнодушного, жестокого, здесь каждый сам за себя. Неужели нет вокруг ничего, что согрело бы душу? Римма Казакова зовёт нас спуститься в метро:

Рискну я и тебя позову

В подземную столицу Москву,

В простые закоулки метро,

Где музыка играет светло.

Только музыка, пусть и звучащая из подземного перехода, способна зажечь в наших сердцах свет:

В Москве, как в подворотне, темно,

Но музыка сияет в душе…

Ты играй,

Ты играй,

Музыкант подземный!

Позабыть нам не дай,

Кто такие все мы.

Невольно возникает вопрос: «Какое будущее ждёт наш город? Какой будет столица через сто лет?» Однозначного ответа нет. Ясно одно: вечным и незыблемым останется в облике Москвы всё то, чем славилась она веками: Кремль, Собор Василия Блаженного, Воробьёвы горы, Большой театр.

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо как Россия…

А.С.Пушкин

Петербург притягивает к себе внимание своей удивительной историей. Русские поэты и писатели всегда очень тонко чувствовали необычность Петербурга. Во все времена прежде всего поэты пытались запечатлеть яркие детали внешнего облика города и его внутренней непростой сути. С самого момента возникновения Петербург стал восприниматься не только как конкретный город, но и как символ новой России, символ её будущего.

Образ северной столицы в поэзии начала ХIХ века – это город больших надежд, благородных стремлений, город Пушкина и декабристов. Пестрота петербургской жизни отражена в первой главе романа в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина. Пушкинский Петербург отличается противоречивостью, двойственностью вызываемых им чувств:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит…

Более чем вековая история отражена в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Самому городу в этой поэме посвящены всем известные, гениальные строки:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей


Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла.

Петербург – один из сквозных образов поэзии Н.А.Некрасова. В своих произведениях поэт говорит о двойственности природы российской столицы. С одной стороны, мы видим ослепительно яркий, помпезный город, обладающий только одному ему присущей красотой:

Всё свежо, всё эффектно: зимой,

Словно весь посеребренный, пышен

Петербург самобытной красой!

Живописуя Петербург в поэме «О погоде», Некрасов использует пушкинский приём перечисления объектов. В воображении читателя возникает отчётливая движущаяся картина:

В серебре лошадиные гривы,

Шапки, бороды, брови людей,

И, как бабочек крылья, красивы

Ореолы вокруг фонарей!

В цикле «На улице» Н.А.Некрасов рисует сценки из городской жизни. Эти миниатюры объединяются в мозаичное художественное полотно. Одна уличная драма сталкивается с другой, другая сменяется третьей, вплоть до итоговой формулы поэта: «Мерещится мне всюду драма».

Петербург Некрасова – «город роковой», жестокий и беспощадный, и человек в нём обречён на одиночество, а порой даже на смерть:

Пройдут года в борьбе бесплодной,

И на красивые плиты,

Как из машины винт негодный,

Быть может, будешь брошен ты?

Русским поэтам начала ХХ века Петербург виделся как бы во власти двух начал: созидающего, творческого и стихийного, разрушительного. Для Александра Блока Петербург был поистине «действенным» городом, сильно и глубоко действовавшим на его художественное сознание. Блок – наиболее «петербургский» из всех русских поэтов. Казалось бы, у Блока нигде нет подробного описания города. Примет Петербурга в его стихах немного: Аничков мост, Медный всадник, сфинксы на правом берегу Невы, Елагин мост, Петропавловский шпиль, площадь Сенат. Тем не менее все его стихи проникнуты дыханием этого Петербурга. Например, в следующих строках сразу же узнается весенний Петербург:

Под утро проснулся от шума

И треска несущихся льдин.

Или то, что видит мифическая Снежная Дева, прообраз души поэта, - это тоже Петербург:

И город мой железно-серый,

Где ветер, дождь, и зыбь, и мгла,

С какой-то непонятной верой

Она, как царство, приняла.

Петербург для Блока неразрывно связан с именем А.С.Пушкина. В своём стихотворении «Пушкинскому Дому» поэт отдаёт дань великому Пушкину, его гению:

Пушкин! Тайную свободу

Пели мы вослед тебе!

Дай нам руку в непогоду,

Помоги в немой борьбе!

Не твоих ли звуков сладость

Вдохновляла в те года?

Не твоя ли, Пушкин, радость

Окрыляла нас тогда?

Образ города на Неве возникает в поэме Блока «Двенадцать», запечатлевшей русскую революцию. Это город, полный бунтарской энергии, город людей, поднимающихся на штурм старого мира.

Петербург начала ХХI века – город, изменивший свой облик . Исторический центр Петербурга обступило кольцо новостроек, ставших « спальными» районами. Всё острее звучит в стихах последнего десятилетия ностальгия по «старым дворикам в лужицах талых, покойной людской доброте, не прижившейся в новых кварталах» ( Л.Никольская). Но не всё так мрачно и безрадостно. И вновь звучат слова о величественности и красоте города на Неве. Мосты и каналы, парки и скверики, серое питерское небо и таинственные белые ночи – всё органично сливается в хрупкое, но нерушимое единство:

Неказистый пейзаж у окна:

Арка низких ворот, мостовая.

Как натружено дышит она,

Вместе с сумерками остывая.

А заря, так прозрачно-светла,

Стелет в небе дорожку льняную.

Это белая ночь подошла.

Но ещё не совсем, не вплотную…

( Л. Никольская)

Петербург – один из «вечных образов» русской литературы. Портрет северной столицы не оставался неизменным на протяжении столетий. Каждая эпоха накладывала на Петербург свой, неповторимый отпечаток.


написать администратору сайта