Главная страница
Навигация по странице:

  • Интертекстуальность

  • Мир как текст

  • Пародия

  • Постмодернистская чувствительность

  • Смерть автора.

  • Глоссарий. Постмодернизм терминологический минимум Аллюзия


    Скачать 17.63 Kb.
    НазваниеПостмодернизм терминологический минимум Аллюзия
    Дата17.04.2023
    Размер17.63 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГлоссарий.docx
    ТипДокументы
    #1067655


    Постмодернизм: терминологический минимум

    Аллюзия – в литературе, ораторской и разговорной речи отсылка к известному высказыванию, факту литературной, исторической, а чаще политической жизни либо к художественному произведению.

    Деконструкция

    Интертекстуальность – термин, введенный в 1967 теоретиком постструктурализма Ю.Кристевой, стал одним из основных в анализе художественных произведений постмодернизма. Употребляется не только как средство анализа литературного текста или описания специфики существования литературы (хотя именно в этой области он впервые появился), но и для определения того миро- и самоощущения современного человека, которое получило название «постмодернистская чувствительность».

    Коллаж (фр. Collage – приклеивание) – термин из словаря художников; в литературе обозначает смесь цитат, документов, намеков, упоминаний о чем-либо. К., обычный в произведениях Дж.Джойса, Э.Паунда, Т.С.Элиота, развивался под влиянием футуризма, дадаизма, сюрреализма (поэма Дэвида Джонса «Анафема», 1952). Прием К. использован в романах «Манхеттен» (1925) Дж.Дос Пассоса, «Берлин. Александерплатц» (1929) А.Дёблина, «Мобиль» (1962) М.Бютора. Современные писатели нередко пользуются К. в антироманах.

    Мир как текст – фундаментальное положение  постмодернистской философии, разработанное Жаком Дерридой. Текст понимается философом как сложноорганизованное многосмысловое знаковое макрообразование, возникающее «в развертывании и во взаимодействии разнородных семиотических пространств и структур» посредством стратегии différance, что обеспечивает генерирование разветвляющейся смысловой множественности, которую невозможно исчерпать. https://cyclowiki.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%80_%D0%BA%D0%B0%D0%BA_%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82

    Нарратор – это повествователь. От него читатель узнает о событиях в произведении. Нарратор – это не автор, между ними всегда есть дистанция. Главное отличие от автора в том, что нарратор погружен в мир литературного произведения и существует только в нем. Писатель выбирает нарратора, чтобы донести свою мысль определенным образом: от того какой тип рассказчика он выберет, зависит техника подачи информации в произведении.

    https://spb.hse.ru/ixtati/news/329275791.html

    Пародия (греч. parodia – перепев) – в литературе и (реже) в музыке и изобразительном искусстве – комическое подражание художественному произведению или группе произведений.

    Пастиш (фр. pastiche, ит. pasticcio – опера, составленная из отрывков других опер, смесь) – термин постмодернизма, редуцированная форма пародии. На первых этапах осмысления художественной практики постмодернизма трактовалась его теоретиками либо как специфическая форма пародии, либо как самопародия. Американский критик Р.Пойриер писал: «В то время как пародия традиционно стремилась доказать, что с точки зрения жизни, истории или реальности некоторые литературные стили выглядят устаревшими, литература самопародии, будучи совершенно не уверенной в авторитете подобных ориентиров, высмеивает даже само усилие установить их истинность посредством акта письма».

    Постмодернистская чувствительность – характерная для философии постмодернизма (как и для культуры постмодерна в целом) парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса. Рефлексивно зафиксирована постмодернистской философией 1980-1990-х (Лиотар, А.Меджилл, В.Вельш, В.Лейч и др.). В своих модельных представлениях о реальности постмодернизм, по оценке В.Лейча, "создает формы порядка как беспорядка". В зеркале постмодерна мир, как было отмечено Джеймисоном, "становится одновременно фактичным, хаотичным и разнородным".

    https://velikanov.ru/philosophy/postmodernistskaja_chuvstvitel'nost'.asp

    Смерть автора. Суть концепции смерти автора заключается в идее автономного существования текста, в его независимости от личности автора. По Барту, после рождения текста его автор «умирает», а текст начинает жить своей жизнью в сознании каждого отдельного читателя.

    http://concepture.club/post/obrazovanie/a-byl-li-avtor-koncepcija-smerti-avtora#:

    :text=%D0%A1%D1%83%D1%82%D1%8C%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0%20%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B0%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F,%D0%B2%20%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D0%BA%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BE%D1%82%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F.

    Центон – это прием, соединяющий, объединяющий в пространстве интертекста разные художественные манеры, различные художественные миры, несхожие культуры и отдаленные времена.

    http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_22_468


    написать администратору сайта