Главная страница
Навигация по странице:

  • "Повесть временных лет" как исторический источник. Дискуссия о начале формирования государственности у восточных славян, "норманнская теория".

  • Норма́нская тео́рия (нормани́зм

  • РУСЬ КРЕСТИЛ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВОВИЧ В 988г.!

  • Консервативное направление

  • Либеральное направление

  • Радикальное направление

  • Особенности социально-экономического и политического устройства Древней Руси. Законодательство Древней Руси.

  • Изменения в судебной системе

  • Пересмотр образовательной реформы

  • Изменения в земствах

  • Итоги контрреформ

  • Политическая раздробленность Руси в XII-XIII вв.: причины, главные княжества и земли, отличия в государственном устройстве, последствия.

  • Россия в начале XX века. Проблема экономического роста и модернизации. Особенности первой буржуазно-демократической революции 1905-1907 гг., причины, ключевые события, результаты.

  • Монголо-татарское нашествие на Русь. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Последствия завоевания. Борьба с агрессией крестоносцев.

  • Политические партии России в начале XX века: классификация, программы, тактика.

  • Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП)

  • Либеральные партии: Конституционно-демократическая партия (кадеты)

  • Партия демократических реформ; Партия мирного обновления; Прогрессивная партия. Монархические партии: Союз русского народа; Партия русского собрания;

  • Начало объединения русских земель. Причины и предпосылки возвышение Москвы, деятельность московских князей.

  • Объективные причины Субъективные причины Случайные причины

  • Ответы на билеты по истории 1 семестр. история билеты ответы. Повесть временных лет


    Скачать 161 Kb.
    НазваниеПовесть временных лет
    АнкорОтветы на билеты по истории 1 семестр
    Дата13.04.2022
    Размер161 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаистория билеты ответы.docx
    ТипДокументы
    #471445
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7

    1. Древняя Русь в IX – начале XII в.: возникновение государства, киевские князья и их деятельность. "Повесть временных лет" как исторический источник. Дискуссия о начале формирования государственности у восточных славян, "норманнская теория".

    Древняя Русь в IX – начале XII в.: возникновение государства, киевские князья и их деятельность.

    Образование государства явилось итогом длительных и сложных процессов, происходивших на огромных пространствах Восточно-Европейской равнины во второй половине I тыс. н.э.

    К VII в. на ее просторах расселились восточнославянские племенные союзы, названия и местоположение которых известны историкам из древнейшей русской летописи «Повести временных лет» преподобного Нестора (XI в.). Нестор приводит знаменитый рассказ о призвании ильменскими словенами варяжских (скандинавских) князей Рюрика, Синеуса и Трувора в 862 г.

    Возникновение Древнерусского государства традиционно связывают с объединением Новгорода и Киева в результате похода на Киев новгородского князя Олега в 882 г. В конце IX — начале XI в. Древнерусское государство переживало период становления. Активно шло формирование его территории и состава. Олег (882—912) подчинил Киеву племена древлян, северян и радимичей, совершил два похода в Византию (907, 911 гг.) Игорь (912—945) успешно воевал с уличами, воевал с Византией.Святослав (964—972) — с вятичами, разгромил Хазарский каганат и воевал с Византией. Показателем подчинения власти Киева долгое время была лишь выплата дани. До 945 г. она осуществлялась в форме полюдья: князь и его дружина с ноября по апрель объезжали подвластные территории и собирали дань. Убийство в 945 г. древлянами князя Игоря, попытавшегося вторично собрать превышавшую традиционный уровень дань, заставило его жену княгиню Ольгу ввести уроки (размер дани) и установить погосты, (места, куда должна была свозиться дань).

    Период становления Древнерусского государства завершился правлением князя Владимира I Святого. При нем из Византии было принято христианство, создана система оборонительных крепостей на южных рубежах Руси. Расцвет Древнерусского государства приходится на время княжения Ярослава Мудрого (1019—1054) и его сыновей. К нему относится древнейшая часть Русской Правды-первого письменного закона Древней Руси. Ярослав Мудрый вел энергичную династическую политику, связав своих сыновей и дочерей узами брака с правящими родами Венгрии, Польши, Франции, Германии и др.

    В конце XI — начале XII в. власть киевских князей ослабла, появилась тенденции к раздроблению единого государства Последним киевским князем, сумевшим приостановить распад Древнерусского государства, был Владимир Мономах (1113—1125). После смерти князя и смерти его сына Мстислава Великого (1125—1132) раздробленность Руси стала свершившимся фактом.

    Повесть временных лет (ПВЛ) – самый важный источник по истории Древней Руси и самый противоречивый.

    ПВЛ состоит из двух частей. Первая – космогоническая – описывает становление русского народа и русского государства, выводя их генеалогию от Ноя и его сыновей. В первой части нет дат и фактов, она больше легендарная, былинно-мифическая, и служит цели – объяснению и закреплению независимости недавно народившейся Русской Православной Церкви. Это достаточно логично, автор повести – монах Киево-Печерского монастыря  – Нестор, соответственно он объясняет историю Руси исходя из христианской парадигмы, однако же, к собственно науке это не имеет отношения, разве только к истории религии. О формировании славян как этноса мы узнаем, к сожалению, не из источника, который в первых строках сообщает нам, что будет рассказывать о том «откуда есть пошла русская земля», а из хроники гота – Иордана, жившего в VI в. нашей эры. Странно то, что «Нестору» об этом Иордане ничего не известно. По крайней мере никаких заимствований или перекличек с этой хроникой в тексте ПВЛ нет.

    Норма́нская тео́рия (нормани́зм)— направление в историографии, согласно которому народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов (называемых в Западной Европе норманнами).

    Сторонники норманизма считают варягов норманнами и рассматривают их как основателей или активных участников формирования первых государств восточных славян: Государства Рюрика, а затем Киевской Руси. Норманизм зародился на основе историографической концепции «Повести временных лет» (начало XII века) и дополнил её широким кругом письменных, археологических и лингвистических источников.

    2. Великие реформы 60-70-х гг. XIX в.

    Реформа отмены крепостного права повлекла за собой ряд преобразований в системах местного управления, суда, образования, в военном деле.

    В результате проведения земской реформы в 1864 г. были созданы всесословные, выборные органы местного самоуправления – земства. Их высшим органом являлись земские собрания, члены которых именовались гласными. Гласных выбирали отдельно землевладельцы, хозяева торгово-промышленных заведений и крестьяне. Собрания формировали исполнительные органы – управы. Земства ведали местными хозяйственными вопросами: строительством и эксплуатацией дорог, торговлей и промышленностью, пожарной охраной. Содержали на свои средства школы, больницы, благотворительные учреждения. Им было запрещено заниматься политическими вопросами.

    Реформа 1870 г. создала систему городского самоуправления. Горожане (мужчины с 25-летнего возраста, платившие в пользу города налоги) избирали городскую думу, которая формировала исполнительный орган – управу. Во главе думы и управы стоял городской голова. Как и земства, органы городского самоуправления занимались социально-хозяйственными вопросами.

    В 1864 г. была проведена судебная реформа. Прежний сословный и закрытый суд был ликвидирован. Мелкие дела передавались выборным мировым судьям. Основное судопроизводство был сосредоточено в окружных судах и судебных палатах. Суд стал бессословным, что означало равенство всех перед законом, независимым, т.е. не подчинялся каким-либо органам власти, а принимал решения только на основе закона. Судьи были несменяемыми. Судебный процесс стал гласным, т.е. на нем могла присутствовать публика и журналисты, состязательным, т.е. подсудимого защищал адвокат (присяжный поверенный), а обвинял прокурор. При рассмотрении ряда вопросов предусматривалось наличие выборных присяжных заседателей, определявших только один вопрос – виновен ли обвиняемый.

    Учрежденный в области образования в 1863 г. новый университетский устав возвращал университетам автономию. В 1864 г. было введено новое положение о начальных училищах, по которому начальным образованием занималось государство, церковь и общественность в лице местного самоуправления. В этом же году был принят новый гимназический устав. Реформы утверждали принцип всесословности, способствовали демократизации образования.

    Реформа печати 1865 г. вводила новые принципы цензурного контроля. Она отменяла предварительную цензуру книг и журналов, оставив ее только для газет. Виновные в нарушении установленных правил преследовались не администрацией, а судом.

    В 1874 г. была проведена военная реформа. Она отменяла рекрутчину, вводила всеобщую воинскую повинность. Устанавливался 6-летний срок службы в армии и 7-летний на флоте с последующим 3–9-летним нахождением в запасе. Лица, имевшие начальное образование, служили 3 года, среднее– 1,5, высшее – полгода. Освобождались от воинской повинности священнослужители, ученые, единственные сыновья в семье. Численность армии была сокращена на 40%. Расширялась сеть военных училищ. Армия перевооружалась новыми, более совершенными видами оружия.

    Реформы 60–70-х гг. XIX в. имели прогрессивный характер. Они создавали условия для формирования гражданского общества, предпосылки для дальнейших демократических преобразований, способствовали развитию капиталистических отношений, развитию экономики страны. Однако наличие самодержавной, неограниченной власти, бюрократическо-полицейский гнет, низкий уровень грамотности и культуры большинства населения страны сдерживали прогрессивные преобразования в социально-экономической и политической сфере.

    3. Крещение Руси

    Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.

    Крещение Руси было важно и для социальной жизни древнерусского общества. Важнейший постулат христианства исходил из принципа божественной природы верховной власти. Постулат православия о «симфонии властей» превращал церковь в сильную опору власти, давая возможность духовного объединения всего государства и освящения всей системы общественных отношений. Принятие христианства способствовало быстрому укреплению государственных институтов.

    Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.

    РУСЬ КРЕСТИЛ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВОВИЧ В 988г.!

    4. Общественная мысль России XIX в. Консервативное, либеральное и радикальное направления общественной мысли.

    Консервативное направление

    Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея необходимости самодержавия как своеобразной и издревле присущей России формы политической власти своими корнями уходит в период укрепления Русского государства. Она развивалась и совершенствовалась в течение XVIII—XIX вв. приспосабливаясь к новым общественно-политическим условиям. Особое звучание для России эта идея приобрела после того, как в Западной Европе было покончено с абсолютизмом. В начале XIX в. Н. М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, «основало и воскресило Россию». Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль. Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С. С. Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. В этой теории преломились просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии социальных антагонизмов в русском обществе. Своеобразие России заключалось в признании самодержавия как единственно возможной в ней формы правления. Эта идея стала базисной для консерваторов вплоть до крушения самодержавия в 1917 г. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Консерваторы считали, что помещики осуществляют отеческую заботу о крестьянах, а также помогают правительству поддерживать порядок и спокойствие в деревне. По мнению консерваторов, необходимо было сохранять и укреплять сословную систему, в которой ведущую роль играло дворянство в качестве главной опоры самодержавия. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христианству. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права. Теория официальной народности и другие идеи консерваторов развивались журналистами Ф. В. Булгариным и Н. И. Гречем, профессорами Московского университета М. П. Погодиным и С. П. Шевыревым. Теория официальной народности не только пропагандировалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвещения и образования.

    Либеральное направление

    Теория официальной народности вызвала резкую критику либерально настроенной части общества. Наибольшую известность получило выступление П. Я. Чаадаева, написавщего «Философические письма» с критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии. В первом письме, опубликованном в журнале «Телескоп» в 1836 г., П. Я. Чаадаев отрицал возможность общественного прогресса в России, не видел ни в прошлом, ни в настоящем русского народа ничего светлого. По его мнению, Россия, оторванная от Западной Европы, закостенелая в своих нравственно-религиозных, православных догмах, находилась в мертвом застое. Спасение России, ее прогресс он видел в использовании европейского опыта, в объединении стран христианской цивилизации в новую общность, которая обеспечит духовную свободу всех народов. Правительство жестоко расправилось с автором и издателем письма. П. Я. Чаадаева объявили сумасшедшим и отдали под полицейский надзор. Журнал «Телескоп» закрыли. Его редактор — Н. И. Надеждин был выслан из Москвы с запрещением заниматься издательской и педагогической деятельностью. Однако идеи, высказанные П. Я. Чаадаевым, вызвали большой общественный резонанс и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли. На рубеже 30—40-х годов XIX в. среди оппозиционных правительству либералов сложилось два идейных течения — славянофильство и западничество. Идеологами славянофилов были писатели, философы и публицисты: К. С. и И. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин и др. Идеологами западников — историки, юристы, писатели и публицисты: Т. Н. Грановский К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, В. П. Боткин, П. В. Анненков, И. И. Панаев, В. Ф. Корш и др. Представителей этих течений объединяло желание видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европейских держав. Для этого они считали необходимым изменить ее социально-политический строй, установить конституционную монархию, смягчить и даже отменить крепостное право, наделить крестьян небольшими наделами земли, ввести свободу слова и совести. Боясь революционных потрясений, они считали, что само правительство должно провести и необходимые реформы. Вместе с тем были и существенные различия во взглядах славянофилов и западников. Славянофилы преувеличивали особенность исторического пути развития России и се национальную самобытность. Капиталистический строй, который утвердился в Западной Европе, казался им порочным, несущим обнищание народа и падение нравов. Идеализируя историю допетровской Руси, они настаивали на возвращении к тем порядкам, когда Земские соборы доносили до власти мнение народа, когда между помещиками и крестьянами якобы существовали патриархальные отношения. В то же время славянофилы признавали необходимость развития промышленности, ремесел и торговли. Одна из основополагающих идей славянофилов заключалась в том, что единственно верной и глубоко нравственной религией является православие. По их мнению, русскому народу присущ особый дух коллективизма в отличие от Западной Европы, где царит индивидуализм. Борьба славянофилов против низкопоклонства перед Западом, изучение ими истории народа и народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры. Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они резко критиковали славянофилов за противопоставление России и Запада, объясняя ее отличие исторически сложившейся отсталостью. Отрицая особую роль крестьянской общины, западники считали, что правительство навязало ее народу для удобства управления и сбора налогов. Они выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это единственно верный путь для успеха модернизации социально-политического строя России. Их критика крепостнических порядков и призыв к изменению внутренней политики также способствовали развитию общественно-политической мысли. Славянофилы и западники заложили в 30—50-е годы XIX в. основу либерально-реформистского направления в общественном движении.

    Радикальное направление

    Во второй половине 20-х — первой половине 30-х годов характерной организационной формой антиправительственного движения стали кружки, объединявшие не более 20—30 членов. Они появлялись в Москве и в провинции, где не так сильно, как в Петербурге, утвердился полицейский надзор и шпионаж. Их участники разделяли идеологию декабристов и осуждали расправу с ними. Вместе с тем они пытались преодолеть ошибки своих предшественников, распространяли вольнолюбивые стихи, критиковали правительственную политику. Широкую известность приобрели произведения поэтов-декабристов. Вся Россия зачитывалась знаменитым посланием в Сибирь А. С. Пушкина и ответом ему декабристов. Московский университет стал центром формирования антикрепостнической и антисамодержавной идеологии (кружки братьев П. М. и В. Критских, Н. П. Сунгурова и др.). Эти кружки действовали непродолжительное время и не выросли в организации, способные оказать серьезное влияние на изменение политического положения в России. Их члены лишь обсуждали внутреннюю политику, строили наивные планы реформирования страны. Однако правительство жестоко расправилось с участниками кружков. Студент А. Полежаев за свободолюбивую поэму «Сашка» был исключен из университета и отдан в солдаты. По личному повелению императора часть членов кружка братьев Критских заточили в Шлиссельбургскую крепость и каземат Соловецкого монастыря, некоторых выселили из Москвы и отдали под надзор полиции. Одних участников «Сунгуровского общества» суд приговорил к ссылке на каторжные работы, других — к отправке в солдаты. Тайные организации первой половины 30-х годов XIX в. имели в основном просветительский характер. Вокруг Н. В. Станкевича, В. Г. Белинского, А. И. Герцена и Н. П. Огарева сложились группы, члены которых изучали отечественные и иностранные политические произведения, пропагандировали новейшую западную философию. Для второй половины 30-х годов характерен спад общественного движения в связи с разгромом тайных кружков, закрытием ряда передовых журналов. Многие общественные деятели увлеклись философским постулатом Г. В. Ф. Гегеля «все разумное действительно, все действительное разумно» и на этой основе пытались примириться с «гнусной», по оценке В, Г, Белинского, российской действительностью. В 40-е годы XIX в. в радикальном направлении наметился новый подъем. Он был связан с деятельностью В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. П. Огарева, М. В. Буташевича-Петрашевского и др. Литературный критик В. Г. Белинский, раскрывая идейное содержание рецензируемых произведений, воспитывал у читателей ненависть к произволу и крепостничеству, любовь к народу. Идеалом политического строя для него было такое общество, в котором «не будет богатых, не будет бедных, ни царей, ни подданных, но будут братья, будут люди». В. Г. Белинскому были близки некоторые идеи Западников, однако он видел и отрицательные стороны европейского капитализма. Широкую известность приобрело его «Письмо к Гоголю», в котором он порицал писателя за мистицизм и отказ oт общественной борьбы. В. Г. Белинский писал: «России нужны не проповеди, а пробуждение чувства человеческого достоинства. Цивилизация, просвещение, гуманность должны стать достоянием русского человека». Разошедшееся в сотнях списков «Письмо» имело большое значение для воспитания нового поколения общественных деятелей радикального направления.

    5. Особенности социально-экономического и политического устройства Древней Руси. Законодательство Древней Руси.

    Главное место в экономике Киевской Руси занимало сельское хозяйство. Основу его составляло пашенное земледелие. По сравнению с первобытно-общинным строем в этот период техника земледелия была значительно усовершенствована. На черноземном юге пахали преимущественно ралом или плугом с парной упряжкой волов, на севере и в лесистый местах — сохой, в которую запрягали одну лошадь. Земледелие играло настолько важную роль в жизни Древней Руси, что засеянные нивы назывались жизнью, а основной злак для каждой местности— житом (от глагола "жить"). К IX—Х вв. стала применяться переложная система (когда пашня на некоторое время забрасывалась). Уже было известно двуполье и трехполье с яровыми и озимыми посевами. Подсечное или огневое земледелие сохранялось в лесных районах. В крестьянских хозяйствах имелись лошади, коровы, овцы, свиньи, козы, домашняя птица. Подспорьем были рыболовство, охота, бортничество (добыча меда). На Руси тогда господствовало натуральное хозяйство, при котором почти все необходимое для жизни производилось в каждом хозяйстве. Большое значение в хозяйственной жизни Киевской Руси имело ремесло. Главными центрами его средоточения были древнерусские города, но отдельные отрасли развивались и в селах. Важнейшей отраслью была черная металлургия, являвшаяся вместе с земледелием основой экономического развития страны. Железо добывалось из болотных руд, которыми богата территория Древней Руси. Обработка железа, изготовление из него многочисленных вещей для хозяйства, военного дела и быта осуществлялись в кузнечных мастерских. Древнерусские кузнецы владели множеством технологических приемов обработки железа: ковкой, сваркой, цементированием, обточкой, инкрустацией цветными металлами, полировкой. Древнерусское слово "кузнец" означало также и ремесленника, работавшего с цветными металлами. "Кузнецы злату, серебру и меди" достигли исключительного мастерства в изготовлении ювелирных изделий. Большого развития достигли стеклодельное, деревообрабатывающее, гончарное, кожевенное ремесла. Значительное распространение на Руси имели и так называемые домашние ремесла, к которым относились прядение, ткачество переработка сельскохозяйственной продукции, приготовление продуктов питания и др.

    Политический строй

    Древнерусское государство IX—Х вв. — это раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял киевский князь, называвшийся великим князем. Он управлял при помощи совета из других князей и дружинников (боярская дума). Дружина делилась на старшую (бояре, мужи) и младшую (гриди, отроки, детские). Суд, сбор дани и судебных пошлин осуществлялись княжескими дружинниками, называвшимися мечниками, вирниками, емцами и др. С помощью дружины князья укрепляли власть над населением и расширяли территорию русского государства. Дружинники получали от князей право на доходы (в виде дани) с населения территорий, входивших в состав Древнерусского государства. С развитием феодальных отношений все большая часть дружинников становилась земельными, собственниками, ведшими хозяйство в своих имениях. Города управлялись княжескими посадниками, а в наиболее крупных из них существовали должности тысяцкого и сотских. В руках киевского князя были значительные военные силы, необходимые как для организации власти над населением, так и для расширения границ государства и его защиты. Эти военные силы состояли из войск вассальных князей и бояр и из собственной дружины. В особых случаях собиралось более широкое народное ополчение. В войске большую роль играла конница, пригодная как для далеких походов, так и для борьбы с конными отрядами южных кочевников. Известно, что во время походов на Балканы князь Святослав собрал 60-тысячное войско. В Древней Руси был значительный поденный флот, действовавший на реках и на Черном море.

    6. Контрреформы Александра III.

    Контрреформы

    Крестьянский вопрос

    Были приняты меры по поддержке дворянского сословия. В 1885 году создан Дворянский банк, задачей которого стало субсидирование помещиков.

    Принимались меры для сохранения патриархального строя на селе. Более сложными стали земельные переделы и разделы. Были отменены подушная подать и общинное земледелие, но выкупные платежи были снижены. В 1882 году был учрежден Крестьянский банк, который должен был выдавать ссуды крестьянам на покупку земель и частной собственности.

    Изменения в судебной системе

    Претерпела изменения судебная реформа 1864 года. Судоустройство усложнялось и бюрократизировалось, сокращалась компетенция суда присяжных. На селе мировой суд практически заменился произволом чиновников. Служащие из поместных дворян стали во главе всей административной и судебной власти. Они были вправе отменять решения сельских и волостных сходов. Управы на местах на них было не найти, а подчинялись они только предводителю дворянства.

    Пересмотр образовательной реформы

    Изменения в образовательной системе ставили своей задачей усиление контроля над средней школой. Принятый циркуляр о «кухаркиных детях» не допускал до учебы в гимназиях детей простолюдинов. Начальная школа полностью контролировалась Святейшим синодом. В 1884 году был принят Университетский устав, который окончательно отменял университетскую автономию. Выросшая цена на образование также отсекла от учебы многих молодых людей.

    Изменения в земствах

    В 1890 году были внесены изменения в земскую реформу, в соответствии с ними был узаконен контроль правительства над земствами. Изменение имущественного ценза лишало избирательных прав ремесленников и местных торговцев.

    Полицейские меры

    В 1881 году было принято «Положение об усиленной и чрезвычайной охране», которое усилило полицейско-административное давление. Областные и губернские власти получили право на любой срок вводить чрезвычайное управление и, соответственно, могли высылать нежелательных лиц, закрывать учебные заведения и средства массовой информации. Особое совещание при Министерстве внутренних дел могло без суда и следствия ссылать подозрительных личностей и держать их под арестом до пяти лет. 

    Итоги контрреформ

    Действительно, контрреформы Александра III немного затормозили развитие революционного движения и «заморозили» социальные противоречия, но не сделали их менее взрывоопасными. Протестных движений стало меньше, а террористических актов практически не было до начала XX века. Контрреформы должны были укрепить класс помещиков, положение которых в последнее время заметно пошатнулось.

    Властям не удалось выполнить программу контрреформ в полном объеме. Уже с середины 1890-х годов начался подъем революционного движения. Лидирующее место в революционной борьбе занял пролетариат.

    7. Политическая раздробленность Руси в XII-XIII вв.: причины, главные княжества и земли, отличия в государственном устройстве, последствия.
    Политическая раздробленность была явлением неизбежным. Причины раздробленности: рост населения, укрепление хозяйства, усиление княжеского и боярского землевладения, рост городов. К внутренним причинам добавились внешние. Набеги половцев ослабляли южнорусские земли, население уходило из беспокойных земель на окраины. Киевские князья слабели в военном и экономическом смысле, падали их авторитет и влияние в решении общерусских дел.

    Негативные последствия политического дробления Руси сосредоточены в военно-стратегической области: ослабла обороноспособность перед лицом внешних угроз, усилились межкняжеские распри. Но у раздробленности были и положительные аспекты. Обособление земель способствовало их экономическому и культурному развитию. В конце XII в. сложилось 15 самостоятельных земель, по существу независимых государств. Крупнейшими были: на юго-западе — Галицко-Волынское княжество; на северо-востоке — Владимиро-Суздальское княжество; на северо-западе — Новгородская республика.

    Владимиро-Суздалъское княжество обособилось от Киева при князе Юрии Долгоруком (1125—1157). Его массовое заселение происходило в XI—XII вв. Переселенцев из южных районов Руси привлекали относительная безопасность от набегов (край был покрыт непроходимыми лесами), плодородные земли русского ополья, судоходные реки, вдоль которых выросли десятки городов (Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров, Звенигород, Кострома, Москва, Нижний Новгород). Здесь не было старинных боярских вотчин и прочных традиций городского самоуправления. Владимиро-суздальские князья были значительно свободнее в своих решениях и опирались не столько на бояр и города, сколько на лично преданных им княжеских слуг (милостни-ков, т. е. людей, зависящих от милости князя).

    Решающим в процессе возвышения княжеской власти было правление сына Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского (1157—1174). При нем столица княжества была перенесена во Владимир, утвердилось новое титулование правителя — «царь и великий князь». Андрей Боголюбский вел активную внешнюю политику, боролся за влияние в Киеве и Новгороде, организуя против них общерусские походы. В 1174 г. он был убит заговорщиками-боярами. При его брате Всеволоде Большое Гнездо (1176— 1212) княжество достигло расцвета, оборванного междоусобьем, начавшимся после его смерти, и вторжением монголо-татар в 1237—1238 гг.

    8. Россия в начале XX века. Проблема экономического роста и модернизации. Особенности первой буржуазно-демократической революции 1905-1907 гг., причины, ключевые события, результаты.

    Модернизация в России проходила как под воздействием своих собственных внутренних импульсов, так и под влиянием стран Западной Европы. Однако специфика российских модернизаций связана не только с западным влиянием, но и со своими собственными цивилизационными особенностями.

    В западной и отечественной историографии отмечается значительная самобытность российского исторического процесса в сравнении со странами Запада. С точки зрения природно-климатических условий (растительности, пахотной почвы, климата, осадков) центральная Россия с центром в Москве, составляющая историческое ядро русского государства, была весьма неблагоприятным местом для сельского хозяйства. В России был чрезвычайно кратким период, пригодный для сева и уборки урожая. Здесь он длился 4-6 месяцев, а в Западной Европе – 8-9 месяцев. Русский крестьянин был вынужден держать скот в стойле на 2 месяца дольше, чем его коллега в Западной Европе. Следствием природно-климатических условий были низкая урожайность и низкое качество скота. По мнению экспертов, земледелие в России, особенно в лесной зоне, было не прибыльным занятием.

    Неблагоприятные природно-климатические условия были причиной устойчивости общины, которая гарантировала выживание основной массе крестьянства; стимулировали колонизацию соседних земель; способствовали формированию сильной государственной власти, способной с помощью жестких механизмов (деспотической власти, крепостного права) извлекать определенную долю совокупного прибавочного продукта на государственные нужды.

    Большую роль в формировании цивилизации играют геополитические условия. Россия обладала обширной территорией с низкой плотностью населения, что стимулировало усиления контроля над обществом со стороны государства (с помощью крепостного права, механизма сословной системы). Неблагоприятным политическим условием была незащищенная естественными преградами (морями, горными цепями) граница. В результате в течение всей своей истории Россия подвергалась многочисленным нашествиям как с Запада (Польша, Швеция, Германия, Франция), так и с Востока (кочевники). Открытость границ требовала создания и содержания значительной армии, что опять же означало возрастание роли государства.

    Оторванность в течение длительного исторического периода времени от выхода в теплые моря отрицательно сказывалась на развитии торговли, рынках сбыта, темпе роста городов, контактах с более развитыми государствами. Поэтому Россия была вынуждена веками вести войны за выход к морским торговым путям, что в свою очередь стимулировало возрастание в обществе роли государства и армии.

    Благоприятными геополитическими условиями в историческом развитии России являлись хорошо развитая речная сеть, которая сплачивала страну экономики и политически, и промежуточное положение между Европой и Азией, благодаря чему по территории России проходила часть Великого шелкового пути из Китая в Европу. Это обстоятельство, по мнению историков, создавало объективную заинтересованность многих стран в существовании евразийского государства, поддерживающего стабильность вдоль этого пути.

    Для развития цивилизации большое значение имеют верования народа. Принятие христианства (988г.) объединило Древнюю Русь как христианский мир, придало ей единство и в то же время ввело её в состав христианской цивилизации. Русь получила возможность ознакомиться и усвоить религиозные и нравственные ценности, естественнонаучные знания западной

    Не вступая в серьезную борьбу со светской властью, православная церковь оказывала влияние на политическую традицию в России. В Византии соединяющей силой земного и небесного порядков была власть императора, который являлся главой светской и духовной власти, а церковь являлась частью государственной организацией. По мнению отечественных исследователей, в России данное византийское наследство трансформировалось в идею о том, что власть "настоящего" православного царя является гарантом коллективного спасения после смерти. В Западной Европе реформация толкала человека к активной деятельности, экономический успех означал, что человек избран богом, предполагал будущее индивидуальное "спасение". Следствием этого было создание гражданского общества, которое служило инструментом борьбы за экономический успех. В России путь "спасения" носил не экономический, а политический характер. Поиск "настоящего " царя в 17-18 вв., а в дальнейшем харизматической "справедливой" власти, соединяющей сущее и небесное, не содействовал становлению гражданского общества.

    Благодаря христианству, Россия имела возможность познакомиться с культурой античности и Византии. Однако античность усваивалась опосредованно через византийскую    культуру,    а    собственно  византийское влияние распространялось на богословие, политическую мысль, литературу и искусство. В результате Россия не пережила эпохи Возрождения и вплоть до 17 в. в русскую культуру не было привнесено новых, отличных от средневековых ценностей.

    Как отмечается в литературе, под воздействием природно-климатического, геополитического и конфессионального факторов в России сложилась специфическая социальная организация. В сжатом виде её характерные черты следующие:

    - Первичная социальная ячейка общества – корпорация (община, артель, товарищество, колхоз, кооператив).

    - Решающая роль государства в функционировании всей общественной системы. В России, в отличие от Запада, значительно слабее оказались институты социального контроля: церковь и представительные учреждения (Земские соборы и Боярская дума). В итоге это привело к росту бюрократии как особого слоя.

    - Особое значение сословной системы как механизма, обеспечивающего особую роль государства в обществе. Огромная территория, низкий прибавочный продукт, враждебное окружение требовали мобилизации людских и материальных ресурсов. Государство решало эту проблему с помощью сословий. У каждого сословия были определенные функции, окончательно закрепленные в Соборном Уложении 1649 г., каждое сословие занимало определенное место в общественной иерархии.

    Помимо указанных факторов на специфику русской истории оказали влияние и другие обстоятельства. Бессинтезное развитие феодализма не дало России возможности усвоить ценности античной цивилизации (частную собственность, светское государство, демократическое устройство общества, индивидуализм, римское право). Утверждение варяжской правящей династии – пришлого элемента – с самого начала способствовало возникновению политического образования, которое делило общество на управляющих и управляемых. В последствии цари и императоры правили государством как своей вотчиной.

    Монголо-татарское иго, отбросившее Русь назад по многим показателям, привело к тому, что здесь отношения феодальной зависимости стали развиваться в подданическо-холонской форме (любой боярин или удельный князь был холопом государя). Исследователи также обращают внимание на неопределенность правовых норм в России. Отсутствия наследия римского права, чрезвычайно сильное государство, не нуждавшееся в правовом обеспечении своих действий, привели к тому, что законность и правопорядок не стали ценностью русского общества, а члены общества не чувствовали себя защищенными и выработали холопскую привычку подчиняться сильному.

    Все указанные особенности российской истории говорят о том, что Россия не могла развиваться как западная цивилизация. Это предопределило и специфику её модернизации.

    Революция 1905—1907 гг. была вызвана рядом экономических (помещичье землевладение, отрезки, крестьянская община, чересполосица, отработочная система и др.) и по-литических (царское самодержавие, сохранение сословных привилегий, отсутствие демократических прав и свобод и др.) предпосылок. Ускорила революцию неудачная для России русско-японская война.

    Революционные события начались 9 января 1905 г., когда мирное шествие петербургских рабочих к Зимнему дворцу, с петицией к царю об установлении 8-часового рабочего дня и минимальной оплаты труда, было расстреляно войсками. В ответ в столице началось сооружение баррикад, а по стране Прокатилась волна возмущения. Начались массовые выступления в самых различных регионах. Революция носила буржуазно-демократический характер так как ее главной задачей была ликвидация пережитков крепостнического строя. Однако, в отличие от аналогичных революций на Западе, она имела ряд особенностей. Основными движущими силами выступали пролетариат, крестьянство и либеральная буржуазия. Причем главной и наиболее последовательной политической силой в революции стала не буржуазия (в России она была нерешительна и слаба), а пролетариат, готовый идти к достижению поставленных целей до конца. Ситуация осложнялась и тем, что революция приобрела национальный оттенок на окраинах страны, где о своих собственных интересах заявили представители национальной буржуазии и рабочего класса. Кроме того, у разных политических партий различным было представление о начавшейся революции. Даже в рядах социал-демократов оно было диаметрально противоположным: большевики считали, что результатом победоносной революции должно стать формирование временного правительства, как органа революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства, а меньшевики настаивали на том, что временное правительство (если оно будет сформировано) должно состоять из представителей буржуазии, как это было в странах Запада. Большевики выступали за перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую, а меньшевики считали, что об этом не может быть и речи, пока пролетариат не стал большинством населения страны. Революционные события развивались путем взаимодействия и борьбы трех политических лагерей: пра-вительственного, либерального и революционного.

    В ходе революции можно выделить два основных этапа: нарастание революционной борьбы (январь—декабрь 1905 г.) и ее спад (конец декабря 1905 — июнь 1907 г.).

    На первом этапе следует отметить 72-дневную стачку ивано-во-вознесенских рабочих, впервые выдвинувших помимо экономических радикальные политические требования (созыв Учредительного собрания, введение политических свобод и т. п.). Здесь был образован первый в России Совет уполномоченных депутатов. 14 июня началось восстание на броненосце «Потемкин» (Черноморский флот), участники которого подняли красный флаг и рассчитывали на поддержку других кораблей эскадры., В Лодзи всеобщая стачка рабочих в июне 1905 г. переросла в вооруженное восстание. В августе 1905 г. возникла первая массовая организация в деревне — Всероссийский крестьянский союз, в котором ведущие позиции принадлежали эсерам; и либералам. Они предлагали объявить землю собственностью всего народа, но выступали против насильственных форм борьбы. Во Всероссийской политической стачке в октябре 1905 г. участвовало свыше 2 млн. человек. Наряду с рабочими ее участниками стали студенты, учителя, врачи, служащие государственных учреждений. Главными требованиями участников стачки были: 8-часовой рабочий день, введение демократических свобод, созыв Учредительного собрания.

    В условиях сложившегося равновесия политических сил царь был вынужден подписать составленный С. Ю. Витте манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором провозгласил политические свободы (слова, совести, собраний и союзов) и объявил о созыве законодательного органа — Государственной думы. Таким образом, требования одной из трех основных движущих сил революции были удовлетворены. Либеральная оппозиция восприняла этот документ как завершение революции и начало конституционного строя в Рос-сии. Манифестом царь, по сути, склонил на свою сторону представителей либерального лагеря. В стране начался процесс формирования легальной многопартийности. Были созданы две крупные политические партии — «Союз 17 октября» (лидерами которой стали крупный заводчик А. И. Гучков и лидер земского движения Д. Н. Шипов) и конституционно-демократическая партия (ее лидером стал известный историк, профессор П. Н. Милюков). Программы обеих этих партий были нацелены на формирование конституционно-монархического строя.

    Однако, несмотря на принятие Манифеста, волнения не прекратились. В ноябре руководство Крестьянского союза, недовольное тем, что аграрный вопрос до сих пор не решен, объявило о присоединении к всеобщей забастовке рабочих. Продолжались и выступления в армии. В ноябре произошло восстание под руководством лейтенанта П. П. Шмидта на крейсере «Очаков». Апогеем революции явилось декабрьское вооруженное восстание в Москве (6—19 декабря). Вооруженные выступления произошли в Сормове, Красноярске, Чите. Все они были подавлены войсками. Крупных выступлений рабочих в дальнейшем не последовало, однако крестьянские восстания не только не прекратились, но и усилились (в апреле 1906 г. их было 47, а в июне — 739). Необходимо было срочно проводить аграрную реформу.

    Спаду революционной активности во многом способствовало начало работы Государственной думы, а также принятие царем Основных законов Российской империи, ограничивавших власть монарха и потому воспринятых в кругах либеральной общественности как первая российская конституция. Революция 1905—1907 гг. имела большое историческое значение. Она показала властям, что их выбор лежит между реформами и революцией, а промедление грозит социальным взрывом. В 1905—1906 гг. царская власть, под давлением народного недовольства, пошла на серьезные изменения в политической и экономической системе страны, что создавало возможность для поступательного и относительного спокойного развития российского общества.
    9. Монголо-татарское нашествие на Русь. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Последствия завоевания. Борьба с агрессией крестоносцев.

    В XII веке монголы кочевали в Центральной Азии и занимались скотоводством. Данный вид деятельности требовал постоянной смены мест обитания. Для приобретения новых территорий нужна была сильная армия, которая у монголов была. Ее отличала хорошая организация и дисциплина, все это обеспечило победное шествие монголов.

    В 1206 году состоялся съезд монгольской знати – курултай, – на котором хана Темучина избрали великим ханом, и он получил имя Чингис. Сначала у монголов вызывали интерес обширные территории в Китае, Сибири и Средней Азии. В дальнейшем они направились на запад.

    Первыми на их пути встали Волжская Булгария и Русь. Русские князья «познакомились» с монголами в сражении, которое состоялось в 1223 году на реке Калке. Монголы напали на половцев, а те обратились за помощью к своим соседям, русским князьям. Поражение русских войск на Калке было обусловлено разобщенностью и неорганизованными действиями князей. В это время русские земли были значительно ослаблены междоусобицами, а княжеские дружины больше заняты внутренними разногласиями. Хорошо организованное войско кочевников сравнительно легко одержало первую победу.

    Нашествие

    Победа на Калке была только началом. В 1227 году умер Чингисхан, и во главе монголов встал его внук Батый. В 1236 году монголы решили окончательно разобраться с половцами и в следующем году разбили их возле Дона.

    Теперь настала очередь русских княжеств. Шесть дней сопротивлялась Рязань, но была захвачена и разрушена. После наступила очередь Коломны и Москвы. В феврале 1238 года монголы подошли к Владимиру. Осада города продолжалась четыре дня. Ни ополченцы, ни княжеские воины не смогли защитить город. Владимир пал, княжеская семья погибла в пожаре.

    После этого монголы разделились. Одна часть двинулась на северо-запад, осадила Торжок. На реке Сити русичи потерпели поражение. Не доходя ста километров до Новгорода, монголы остановились и двинулись на юг, разоряя попутно города и села.

    Южная Русь всю тяжесть нашествия ощутила весной 1239 года. Первыми жертвами стали Переяславль и Чернигов. К осаде Киева монголы приступили осенью 1240 года. Защитники отбивались три месяца. Взять город монголы смогли только с большими потерями.

    Последствия

    Батый собирался продолжить поход уже в Европу, но состояние войск не позволило ему этого сделать. Они были обескровлены, и новый поход так и не состоялся. А в отечественной историографии период с 1240 по 1480 год известен как монголо-татарское иго на Руси.

    В этот период практически прекратились все контакты, в том числе и торговые, с Западом. Монгольские ханы контролировали внешнюю политику. Сбор дани и назначение князей стали обязательными. Всякое неповиновение жестоко каралось.

    События этих лет нанесли русским землям значительный урон, они сильно отстали от европейских стран. Экономика была ослаблена, земледельцы уходили на север, пытаясь обезопасить себя от монголов. Многие ремесленники попали в рабство, и некоторые ремесла просто перестали существовать. Не меньший ущерб понесла культура. Многие храмы были разрушены, а новые не строились в течение долгого времени.

    Однако некоторые историки считают, что иго приостановило политическую раздробленность русских земель и даже дало в дальнейшем толчок для их объединения.

    10. Политические партии России в начале XX века: классификация, программы, тактика.
    Революция 1905-1907 гг. создала благоприятные условия для образования множества политических партий.

    Все политические партии можно свести к трём основным классификационным группам:

    1. революционные партии

    2. либеральные (либеральная буржуазия и интеллигенция)

    3. консервативно- монархические (правые буржуазно-помещичьи)

    Наиболее крупные партии:

    1. Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) - марксистская партия, которая позже разделилась на меньшевиков и большевиков. РСДРП организационно оформилась на 2 её съезде и тогда же произошел её раскол на большевиков и меньшевиков. Большевики предусматривали решение задач буржуазно-демократической революции, ориентировались на немедленное построение социализма после победы пролетарской революции, даже предусматривали возможность непосредственного «перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую» без какого бы то ни было переходного периода. В аграрном вопросе выдвигались следующие требования: полная конфискация всех помещичьих, государственных, удельных, церковных и монастырских земель.

    Меньшевики считали утопией насаждение социализма в экономически и культурно отсталой стране. Они полагали, что после буржуазно-демократической революции должен пройти определенный период буржуазного развития, который превратит Россию из отсталой в развитую капиталистическую страну с буржуазно демократическими свободами и учреждениями.

    2. Партия эсеров. Программа эсеров: свержение самодержавия и установление демократической республики, федеративного государства.

    +Эсеры требовали изъять землю из частной собственности. Но они выступали не за национализацию её, а за «социализацию», т.е. передачу её не государству, а в общенародное достояние. Тактика эсеров предусматривала пропаганду и агитацию, организацию стачек, бойкота и вооруженных акций - вплоть до организации вооружённых восстаний и применения индивидуального политического террора. Либеральные партии: Конституционно-демократическая партия (кадеты) (В кадетской партии состояла элита русской интеллигенции, введение в стране демократической конституции, частичное «отчуждение» помещичьей земли в пользу крестьян); «Союз 17 октября» (октябристы) (Они стояли за сохранение конституционным монархом титула «самодержавный»; предусматривали введение двухпалатного «народного представительства» — Государственной думы и Государственного совета); Партия демократических реформ; Партия мирного обновления; Прогрессивная партия.

    Монархические партии: Союз русского народа; Партия русского собрания;

    Союз русских людей. В них в основном входили дворянство, интеллигенция, купцы.

    Таким образом, в начале ХХ века в России сложилось более 50 партий, но это не привело к развитию многопартийности и демократии, т.к. большая часть партий, выступавших за демократические преобразования, не могла действовать легально и носила внесистемный характер.

    Особенности многопартийности в России:

    1. Первыми возникли социалистические партии.

    3. партии в России «прорастали» не «снизу», а насаждались интеллигенцией «сверху».

    4. Партий было большое количество.

    11. Начало объединения русских земель. Причины и предпосылки возвышение Москвы, деятельность московских князей.
    В 14 веке Москва начала становиться центром объединения русских земель. Причины возвышения московского княжества, а также предпосылки этого процесса в литературе рассматриваются неоднозначно. Поэтому в сегодняшнем материале я хочу систематизировать основные условия данного вопроса, выделив причины и предпосылки, по которым именно Москва стала тем политическим центром, который сумел объединить Русь.

    Все причины, по которым Москва стала центром объединения русских земель, можно разделить на 3 большие группы:

    1. Объективные

    2. Субъективные

    3. Случайные



    Таблица: «Причины возвышения Москвы в 14 веке»

    Объективные причины

    Субъективные причины

    Случайные причины

    1) Географическое положение
    2) Переселение людей в Москву
    3) Поддержка идеи объединения Руси массами.

    1) Политика князей
    2) Деятельность церкви

    1) Поддержка Ордой
    2) Чума в Москве



      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта