Главная страница

Абома. Софисты условное обозначение группы древнегреческих мыслителей сер. 5 1й пол. 4 вв до н э. Время их активной деятельности часто называют веком греческого Просвещения


Скачать 16.88 Kb.
НазваниеСофисты условное обозначение группы древнегреческих мыслителей сер. 5 1й пол. 4 вв до н э. Время их активной деятельности часто называют веком греческого Просвещения
АнкорАбома
Дата24.01.2022
Размер16.88 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаspvisti.docx
ТипДокументы
#340399

  • Софисты.
    СОФИСТЫ – условное обозначение группы древнегреческих мыслителей сер. 5 – 1-й пол. 4 вв. до н.э. Время их активной деятельности часто называют веком греческого Просвещения. Первоначально слово σοφιστής было синонимично слову σοφός («мудрый») и обозначало человека, авторитетного в различных вопросах частной и общественной жизни.

  • ---------------------------------------------------------------------------------------------------------

  • С середины 5 в. софистами стали называть появившихся тогда платных преподавателей красноречия и всевозможных знаний, считавшихся необходимыми для активного участия в гражданской жизни, которые и сами нередко активно участвовали в политической жизни Софисты навлекли на себя нападки со стороны консервативных общественных групп (обвинение в нечестии против Протагора, изображение Сократа в виде типичного софиста в комедии Аристофана «Облака» и т.п.).

  • \---------------------------------------------------------------------------------------------------------


  • Софисты были первыми настоящими теоретиками права, государства, политики. Среди старших софистов называют Протагора, Горгия, Продика, Гиппия, Антифонта. Среди младших софистов — Фрасимаха, Калликла, Ликофрона. До наших дней дошло очень мало сочинений софистов, поэтому представление об их политико-правовых взглядах мы получаем из произведений Платона и Аристотеля. Но тут нужно заметить, что оба философа софистов не любили и к их идеям относились предвзято.

  • ------------------------------------------------------------------------------------------------------------


  • Основатель софистики
    Основателем софистики принято считать Протагора (481 – 441 гг. до н.э.). Он был профессиональным преподавателем риторики и эвристики (искусства речи и спора).
    Основа его учения – положения об относительности знания (релятивизма), покоятся на трех тезисах: а) изменчивости материи; б) позиционировании вещи относительно другой; в) переходе вещи в свою противоположность.



  • -------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Государство по протагору
    В обосновании причин возникновения государства Протагор исходил из того, что государство – это добродетель, смысл которой состоит в искусстве жить вместе, сообща. Для доказательства этого он использует исторический миф. Прометей выкрал огонь для людей у Зевса, научил пользоваться им. Затем люди овладели ремеслами, земледелием, однако жили разобщенно и погибали от хищных зверей, поскольку не умели жить вместе; между ними всякий раз возникали раздоры, конфликты.

  • --------------------------------------------------------------------------------------------------------------



















  • Тогда Зевс поручил Гермесу привить людям стыд и правду, чтобы каждый стал причастен к искусству правления. "Никакое государство не устоит, если только некоторые будут владеть политическим искусством. Боги дали и законы, чтобы всякого, кто может быть причастным к стыду и правде, убивать как язву общества".
    Учение о праве. Теория закона Протагора основывается на принципе этического релятивизма, т.е. относительности и условности морали.



  • =============================================================
    Дело в том, что о каждой вещи, по его мнению, возможны противоположные, взаимоисключающие друг друга мнения в силу превращения всего в противоположное себе. Добро и зло относительны. При определении того, что хорошо, а что плохо, надо исходить из своей пользы и выгоды: как личной, так и в лучшем случае государственной. Так, на смену общему благу полиса софисты приносят принципы индивидуальной выгоды. Этот принцип Протагор сформулировал следующим образом: "Человек – мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют".
    Справедливость поступков оценивалась в зависимости от условий места и времени, человека, его состояния и т.д.

  • ==============================================================



  • Исходя из этого, закон есть выражение высшей справедливости и истины, на которую не может претендовать ни один человек, каким бы он ни был мудрым и добродетельным. В соответствии с этим, по Протагору, закон – совместное установление граждан, выражение согласованной "взаимной справедливости". Тем самым в правовую теорию софисты внесли учение о законе как договоре, соглашении граждан, объединивших индивидуальные добродетели. Софисты различали естественное право (право по природе, необходимости) и позитивный закон, созданный людьми.

  • ==============================================================

    Софисты подразделялись на старших и младших. Старшие софисты (Протагор, Гиппий, Горгий, Лнтифонт) развивали демократическую традицию.
    Горгий из Леонтии (483–375 до н. э.) отделяет неписаную справедливость (сущность дел, всеобщий божественный закон) от позитивного права, данного людьми, призывает

  • прекратить междоусобные войны и совместно бороться против варваров.



Гиппий (460–400 до н. э.) из Элиды противопоставляет природу (фюсис) юридическому закону (номос), считая законы природы истинным, естественным правом, считает, что все люди равны между собой по природе, и что естественное право есть справедливость, а позитивный закон, данный государством, ей противоречит, т. к. устанавливает искусственные требования.
Младшие софисты (Алкидам, Фрасимах, Кригий, Калликл), наряду с демократией, отдавали предпочтение аристократии и тирани
Фразимах из Халкидона (вторая половина V в. до н. э.) утверждал:

1) существует принцип властвования: выгода сильнейшего;

2) в каждом государстве силу имеет тот, кто стоит у власти;

3) любая власть, установив свои законы, объявляет их справедливыми;

4) подданные всегда делают то, что угодно правителю, поскольку сила у него.


написать администратору сайта