Главная страница

История сообщение. Появление у славян государства и принятие христианства Позитивные и негативные последствия


Скачать 16.7 Kb.
НазваниеПоявление у славян государства и принятие христианства Позитивные и негативные последствия
Дата05.10.2021
Размер16.7 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИстория сообщение.docx
ТипДокументы
#242050

Появление у славян государства и принятие христианства

Позитивные и негативные последствия

При Владимире в основном завершается процесс формирования древнерусского государства. Власть киевского князя распространяется на все подвластные территории. Упрочнение экономических, торговых связей между княжествами, необходимость объединения военных усилий в борьбе против кочевников и строительстве пограничных оборонительных сооружений способствовали укреплению единства Руси. Другим, не менее важным фактором единства стало принятие христианства.

Как показывает исторический опыт, переход общества от родоплеменных отношений к феодальным неизбежно сопровождается изменением идеологии. Пантеон языческих богов, соответствующий мировоззрению славян времен разобщенности, неизбежно должен был уступить место новым символам, которые способствовали бы более прочному объединению славян вокруг Киева, освятили бы процессы феодализации и классового расслоения и укрепили русскую государственность. Такой идеологической базой явилось на Руси православие, ставшее с 988 года, то есть времени крещения Руси, государственной религией. Принятие новой веры стало закономерным окончанием длительного процесса замены политеизма, то есть многобожия, монотеизмом — единобожием христианства.

Первоначально христианство распространялось преимущественно по линии Днепра — Волхова, а позже — в области Оки и Верхней Волги. И первыми христианами были не «сельские люди», а общественные верхи, обитатели княжеского двора. Христианская мораль сливалась, прежде всего, с моралью княжеской дружины, господствующего класса феодалов. Простой народ долго еще помнил старых богов и языческие верования. Длительное время он предпочитал языческих Даждьбога и Хорса христианским святым, а языческих волхвов — православным священникам. В результате переплетений старых и новых верований образовалась пестрая смесь так называемого «двоеверия». Христианство вынуждено было идти на уступки, приспосабливая к себе старые обряды, праздники, обычаи и самих богов. Так, Перун превратился в святого Илью, Волос стал святым Власием, покровителем скота, бог солнца Хорс с его солнечным конем стал Егорием. Как видим, происходило своеобразное «обрусение» византийского христианства, что свидетельствовало о духовной силе Руси, ее способности приспосабливать к своим условиям все иноземное, при котором русское, трансформируясь, оставалось, а чуждое поглощалось. Становление и развитие православия превратило русскую христианскую церковь в институт, служивший укреплению Древнерусского государства. Именно поэтому принятие христианства Русью, несмотря на попытки Византии, не привело к политическому подчинению Руси. Более того, сама русская церковь добилась известной самостоятельности от византийского патриарха.

Принятие христианства имело огромное значение для Руси.

К положительным можно отнести следующие:

Во-первых, оно заключалось в борьбе церкви с пережитками родового строя, в распространении письменности и книжности, в укреплении международного авторитета Руси. Произошел толчок в культуре страны: началось строительство каменных архитектурных сооружений, начали развиваться иконопись и письменность. Были переведены на славянский язык многие церковные произведения. Последнее, вкупе со строительством школ при церквях и монастырях, подняло уровень образования славян.

Во-вторых, крещение Руси ускорило консолидацию феодальных отношений и укрепило власть феодалов. Церковь проповедовала справедливость и извечность деления на богатых и бедных, рабов и господ, укрепляла авторитет господ, прежде всего, князя, заявляя, что власть князя — от бога, а сам он — помазанник божий и наместник бога на земле.

В-третьих, православие вносило в древнерусское общество совершенно новое понятие семьи — как пожизненного союза мужа и жены, освященного и скрепленного церковным венчанием и, как правило, нерасторжимого. Оно решительно выступало против многоженства и беспорядочных брачных отношений.

В-четвертых, Русь приобщилась к западно-европейской и византийской христианской культуре и традициям.

В-пятых, крещение повлияло и на экономическую жизнь Киевской Руси: укрепились торговые отношения с Византией и некоторыми странами Западной Европы. Вырос международный авторитет Киевской Руси.

Как следствие, начало совершенствоваться и увеличиваться сельскохозяйственное производство.

В целом, православная церковь давала светскому обществу пример нового, более гуманного устройства, в котором могли найти себе духовную защиту все неимущие и униженные. Влияние церкви охватывало все стороны общественной жизни и подчиняло себе как политическую деятельность князей, так и частную жизнь всякой семьи.

Но также были и негативные последствия:

1. Был разрушен целый пласт дохристианской культуры - многие памятники той эпохи были уничтожены. Были утрачены национальные корни – население Руси перестало жить по-славянски, оно стало жить по-христиански, перенимать чужие обряды, пищу, одежду и образ жизни. Христианство не было воспринято народами радушно, оно было им чуждо, так что христианство навязывалось насильственно. Насильственная христианизация была чревата двоеверием – сращиванием язычества и христианства, что проявлялось в обрядах и ритуалах.

2. Возникла духовная и культурная изоляция от стран Западной Европы, исповедовавших католицизм, а их в этом регионе было преобладающее количество. В условиях средневековья, когда религия играла определяющую роль в сознании людей и межэтнических контактах, это имело колоссальное значение. Поэтому основной сферой культурных контактов Руси становится достаточно узкая группа православных стран и народов - Византия, сербы, болгары, молдаване и валахи (предки современных румын), грузины. Когда же в XV веке Византия, а еще раньше - практически все другие православные народы были на много веков завоеваны турками, Русское государство очутилось единственным независимым в мире из православных стран, после чего изоляция еще более усилилась. Это - одна из коренных особенностей, способствовавших складыванию иного социокультурного уклада, по сравнению с большинством стран Европы.

Но в целом, принятие христианства оказало, скорее, благоприятное влияние на Русь, так как позволило выйти ей как государству на новый политический уровень, а среди народа поднять моральные и культурные ценности.


написать администратору сайта