Практическая работа по информационным технологиям на тему MS Wor. Практическая работа 1 Работа с таблицами и изображениями. Фигуры, объекты SmartArt Теоретические сведения
Скачать 0.97 Mb.
|
ГАПОУ СО «СОПК» 1 ©Перминова Е.В. Практическая работа №1 Работа с таблицами и изображениями. Фигуры, объекты SmartArt Теоретические сведения Создать таблицу можно 3 способами: 1. выполните команду: вкладка ленты Вставка ► панель инструментов Таблицы ► кнопка ► выделите необходимое количество столбцов и строк на сетке (рис.1). Рисунок 1 – Создание таблицы по сетке ГАПОУ СО «СОПК» 2 ©Перминова Е.В. 2. вкладка ленты Вставка ► панель инструментов Таблицы ► кнопка ► функция ► в диалоговом окне Вставка таблицы введите нужное количество столбцов и строк (рис. 2). Также если поставит галочку «Автоподбор ширины столбцов» в диалоговом окне Вставка таблицы, то ширина столбцов будет автоматически расширяться или сужаться при наборе текста. Рисунок 2 – Создание таблицы 3. вкладка ленты Вставка ► панель инструментов Таблицы ► кнопка ► функция Нажав на таблицу, на ленте меню появится раздел Работа с таблицами с вкладками Конструктор и Макет (рис.3). Рисунок 3 – Вкладки Ленты для работы с таблицами ГАПОУ СО «СОПК» 3 ©Перминова Е.В. В разделе Конструктор можно выбрать стиль таблицы. В разделе «Макет» можно объединить или разбить ячейки. Для этого следует выделить ячейки в таблице, а затем выполнить команды: вкладка ленты Макет ► панель инструментов Объединение ► Объединить ячейки (или Разделить ячейки ). Набрав текст в ячейке и выделив его, можно изменить его направление: вкладка ленты Макет ►панель инструментов Выравнивание ► кнопка Задание 1. Создание таблиц с использованием кнопки Вставить таблицу. Установить поля страницы: верхнее и нижнее 1см, левое и правое 1,5см. 1. Создать таблицу 4 х 4, используя кнопку Таблица панели инструментов Вставка. 2. Создать таблицу 10 х 10, используя кнопку Таблица на вкладке Вставка. В первой строке таблицы задать нумерованный список (выделите строку ► примените функцию Нумерованный список) (рис.1). В первом столбце таблицы задать маркированный список (рис.1). Произвести объединение и разбиение ячеек в таблице по образцу. Вписать текст (своя фамилия и имя), изменить направление текста командой Правой кнопкой мыши на ячейку/Направление текста… ГАПОУ СО «СОПК» 4 ©Перминова Е.В. Рисунок 4 – Образец таблицы Задания 1 Задание 2. Создание таблиц с использованием команд меню программы (меню «Таблица»), команда «Вставить»). 1. Создайте таблицу (количество столбцов 6, строк 8) 2. Оформить таблицу по образцу (размер шрифта - 14 пт.) (рис.5). 3. Выделить таблицу, выполнить автоформатирование таблицы (режим Работа с таблицами ► вкладка ленты Конструктор ►панель инструментов Стили таблицы), выберите понравившийся вам стиль. 4. Введите свои данные в строке № 7, таблица при этом изменит ширину столбцов (при условии, что вы использовали функцию Автоподбор по содержимому: режим Работа с таблицами ► Макет ►панель инструментов Размер ячейки ►выпадающий список Автоподбор). Рисунок 5 – Образец таблицы Задание 3. Создание таблицы копированием и ее редактирование. 1. Скопируйте таблицу Задания 2. ГАПОУ СО «СОПК» 5 ©Перминова Е.В. 2. Добавьте новый столбец Плата за обучение после столбца Дата рождения (поставьте курсор в столбец День рождения ► режим Работа с таблицами ► вкладка Макет ► панель инструментов Строки и столбцы ► ). 3. Добавьте новую строку в конце таблицы и в столбце №№ вписать «Итого». 4. Удалите 4 и 5 строки таблицы. 5. Заполните таблицу данными. Задание 3. Создание и форматирование таблиц 1. Запустите текстовый процессор. 2. Создайте новый документ. 3. Выполните команду: вкладка ленты Вставка ► панель инструментов Таблицы ► кнопка 4. Задайте число строк и число столбцов таблицы в соответствии с ниже представленной структурой (рис. 6). Заполните ячейки таблицы данными. Рисунок 6 – Структура таблицы 5. Поместите курсор в созданную таблицу и выполните команду: Работа с таблицами ► вкладка ленты Конструктор ► панель инструментов Стили таблиц. Выберите вариант оформления таблицы. ГАПОУ СО «СОПК» 6 ©Перминова Е.В. 6. Поместите курсор в таблицу и выполните команду: вкладка ленты Ссылки ► панель инструментов Названия ► кнопка Установите параметры: подпись – таблица, положение – над выделенным объектом. Сопроводите таблицу заголовком: Автобусные маршруты. 7. Вставьте еще несколько строк в таблицу. Для этого поместите курсор в таблицу и выполните команду Работа с таблицами ► вкладка ленты Макет ► панель инструментов Строки и столбцы ► кнопка 8. Заполните ячейки таблицы данными. 9. Вставьте в таблицу еще один столбец справа и назовите его Цена билета. Заполните ячейки. 10. Используя команду Работа с таблицами ► вкладка ленты Макет ► панель инструментов Объединение ► кнопка (кнопка ) приведите таблицу к данному виду, как на рис. 7: Рисунок 7 – Форматирование таблицы 11. Вставьте еще два столбца: Количество проданных билетов и Общая стоимость. Установите автоматическую расстановку переносов (Макет ► Параметры страницы ► кнопка ). 12. Выровняйте текст в заголовках столбцов таблицы по центру ячейки (Работа с таблицами ► вкладка ленты Макет ► панель ГАПОУ СО «СОПК» 7 ©Перминова Е.В. инструментов Выравнивание ► кнопка ). Измените направление текста в ячейках Отправление и Прибытие (Работа с таблицами ► вкладка ленты Макет ► панель инструментов Выравнивание ► кнопка ). 13. Окончательный вид таблицы показан на рис. 8. Рисунок 8 – Окончательный вид таблицы 14. Посчитайте Общую стоимость и сумму в ячейке Итого, используя команду Работа с таблицами ► вкладка ленты Макет ► панель инструментов Данные ► кнопка . В записи формулы используются адреса ячеек, числа, функции, знаки математических операций сравнения. Адрес ячейки содержит имя столбца и номер строки (рис. 9). Рисунок 9 – Адресация ячеек Рассмотрим пример: в ячейке G3 нужно посчитать произведение содержимого ячеек E3 и F3. Для этого в поле Формула вводим формулу: ГАПОУ СО «СОПК» 8 ©Перминова Е.В. =E3*F3, либо воспользуемся встроенной функцией =PRODUCT(E3;F3). Чтобы посчитать сумму, воспользуйтесь функцией SUM. Диапазон суммируемых ячеек, Х1, Х2,.., Х5 записывается как SUM (Х1:Х5). Замените содержимое базовой таблицы содержимым своей таблицы. ГАПОУ СО «СОПК» 9 ©Перминова Е.В. Задание 4. Работа с графическими объектами Создать в текстовом редакторе Word документ по предлагаемым ниже образцам, используя: различные подходящие типы фигур; оформление автофигур при помощи тени; различные типы и цвета линий и цвета заливки. Результат работы сохранить в своей папке. Кнопка Фигуры находится на вкладке ленты Вставка на панели инструментов Иллюстрации . Для добавления текста в фигуру надо нажать правой кнопкой мыши по фигуре и из контекстного меню выбрать Добавить текст. Текст в фигурах: выровнен по центру как по горизонтали, так и по вертикали; междустрочный интервал – одинарный; без абзацного отступа; размер шрифта зависит от ситуации (настраивается под рисунок). Дизайн схем выберите сами. Схема 1 Схема 2 ГАПОУ СО «СОПК» 10 ©Перминова Е.В. Схема 3 ГАПОУ СО «СОПК» 11 ©Перминова Е.В. Задание 5. Объекты SmartArt Теоретические сведения При создании рисунка SmartArt предлагается выбрать его тип, например Процесс, Иерархия, Цикл или Связь. Тип соответствует категории рисунка SmartArt и содержит несколько различных макетов. Можно легко изменить выбранный макет рисунка SmartArt. Большая часть текста и другого содержимого — цвета, стили, эффекты и форматирование текста — автоматически переносится в новый макет. При выборе макета отображается замещающий текст (например, [Текст]), поэтому можно увидеть, как будет выглядеть рисунок SmartArt. Замещающий текст на печать не выводится, а также не отображается во время показа слайдов. Однако сами фигуры всегда отображаются и выводятся на печать, если только они не будут удалены. Вместо замещающего текста можно ввести собственное содержимое. По мере добавления и редактирования содержимого в области текста рисунок SmartArt будет автоматически обновляться — фигуры будут добавляться или удаляться по необходимости. Можно также добавить и удалить фигуры в рисунке SmartArt, чтобы настроить структуру макета. Например, в макете Простой процесс отображаются три фигуры, а для иллюстрации необходимо только две или, наоборот, пять фигур. По мере добавления или удаления фигур и редактирования текста расположение фигур и количество текста внутри этих фигур будут обновляться автоматически, подстраиваясь под первоначальный дизайн и границы макета рисунка SmartArt. Чтобы быстро придать создаваемому рисунку SmartArt профессиональный и законченный вид, примените к нему Стиль SmartArt. Что следует учесть при создании рисунка SmartArt? Перед тем, как создавать рисунок SmartArt, представьте, какой тип и макет подойдут для лучшего отображения данных. Что необходимо передать ГАПОУ СО «СОПК» 12 ©Перминова Е.В. посредством рисунка SmartArt? Какой он должен иметь вид? Поскольку можно быстро и легко переключать макеты, попробуйте несколько разных типов и найдите тот, который лучше всего иллюстрирует информацию. Рисунок должен быть понятным и легким для восприятия. Экспериментируйте с различными типами рисунков SmartArt, используя приведенную ниже таблицу в качестве отправной точки. В таблице даны сведения, призванные помочь начать подбор, они не являются полным списком возможных вариантов. Таблица 1 – Типы рисунков SmartArt и их назначение Назначение рисунка Тип рисунка Отображение непоследовательных сведений Список Отображение этапов процесса или временной шкалы Процесс Отображение непрерывного процесса Цикл Отображение дерева решений Иерархия Создание организационной диаграммы Иерархия Иллюстрирование связей Связь Отображение частей, относящихся к целому Матрица Отображение пропорциональных связей с расположением наиболее крупных элементов вверху или внизу Пирамида Оцените также размер имеющегося текста, поскольку это часто определяет тип макета и необходимое число фигур в макете. В общем, рисунки SmartArt наиболее эффективны, когда число фигур и количество текста достаточны для отображения ключевых моментов. Большое количество текста может негативно сказаться на визуальном представлении рисунок SmartArt и сделать его трудным для восприятия. Тем не менее в некоторых макетах, например в макете Трапециевидный список (тип Список), предполагается большой объем текста. ГАПОУ СО «СОПК» 13 ©Перминова Е.В. Некоторые макеты рисунков SmartArt содержат неизменное число фигур. Например, макет Уравновешивающие стрелки (тип Связь), предназначен для отображения двух противоположных идей или концепций. Текст может содержаться только в двух фигурах, и макет изменить нельзя, чтобы отобразить больше идей или концепций. Чтобы отобразить больше двух идей, перейдите в другой макет, в котором больше фигур для текста, например макет Простая пирамида (тип Пирамида). Помните, что изменение макета рисунка SmartArt или его типа может повлиять на восприятие информации. В частности, макет рисунка SmartArt со стрелками вправо, например Простой процесс (тип Процесс), отличается по смыслу от рисунка SmartArt со стрелками, расположенными по кругу, например Непрерывный цикл (тип Цикл). Объекты SmartArt Графика SmartArt позволяет быстро создавать разнообразные красочные схемы. При выборе шаблонов SmartArt необходимо учитывать их первоначальное предназначение. Для вставки объекта SmartArt служит одноименная кнопка на панели «Иллюстрации» ленты «Вставка». Откроется окно «Выбор рисунка» (рис. 10). ГАПОУ СО «СОПК» 14 ©Перминова Е.В. Рисунок 10 – Окно «Выбор рисунка» Выбрав шаблон, вы увидите краткое его описание. После добавления шаблона в документ в окне текстового процессора появится контекстный инструмент «Работа с рисунками SmartArt», содержащий две вкладки: «Конструктор» и «Формат». Рисунок 11 – Контекстный инструмент Работа с рисунками SmartArt Для заполнения текстовых полей шаблона предназначена левая панель SmartArt-объекта. ГАПОУ СО «СОПК» 15 ©Перминова Е.В. Рисунок 12 – Панель заполнения текстовых полей шаблона По мере набора текста пользователь сразу видит результат. Рисунок 13 – Заполненные текстовые поля шаблона Для добавления нового элемента в объект SmartArt надо просто нажать клавишу ввода. Иногда бывает, что в существующий объект невозможно добавить новый элемент. ГАПОУ СО «СОПК» 16 ©Перминова Е.В. Рисунок 14 – Добавление элемента в шаблон Рисунок 15 – Группа команд Создание рисунка Еще один способ – использование кнопки «Добавить фигуру». При этом в объект SmartArt добавятся элементы того же уровня, что и выделенный. Пункты «Добавить фигуру выше» и «Добавить фигуру ниже» предназначены для вставки элемента другого уровня. Если какие-то кнопки неактивны, значит добавление нового элемента невозможно. Для удаления какого-либо элемента необходимо его выделить и нажать клавишу Delete. Кнопки «Повысить уровень» и «Понизить уровень» предназначены для изменения уровня выделенных элементов. Объекты SmartArt редактируются как и обычный графический примитив. Для форматирования объекта SmartArt предназначена лента «Формат» контекстного инструмента «Работа с рисунками SmartArt». ГАПОУ СО «СОПК» 17 ©Перминова Е.В. Рисунок 16 – Вкладка Формат Рассматривать подробно ее не будем, т.к. полученных вами знаний на предыдущих уроках вполне достаточно, чтобы разобраться в этом самостоятельно. Отмети только, что для получения доступа сразу ко всем настройкам объекта SmartArt, предназначен пункт его контекстного меню «Формат фигуры» (он вызывается щелчком правой кнопки мыши на теле объекта SmartArt). Рисунок 17 – Контекстное меню В открывшемся окне выберите нужную вкладку и произведите необходимые настройки. Рисунок 18 – Формат фигуры Пункт контекстного меню «Вставить название» предназначен для добавления подписи к объекту SmartArt. ГАПОУ СО «СОПК» 18 ©Перминова Е.В. Создание рисунка SmartArt 1. На вкладке Вставка в группе Иллюстрации нажмите кнопку SmartArt. Рисунок 19 – Группа команд Иллюстрации 2. В диалоговом окне Выбор рисунка SmartArt выберите необходимый тип и макет. 3.Введите текст, выполнив одну из следующих процедур. – Щелкните внутри фигуры рисунка SmartArt, а затем введите текст. – Щелкните замещающий текст [Текст] в области текста и введите или вставьте текст из буфера обмена. – Скопируйте в буфер обмена текст из другой программы, а затем вставьте его, щелкнув замещающий текст [Текст] в области текста. Если область текста не отображается – Выделите рисунок SmartArt. – В контекстных инструментах Работа с рисунками SmartArt на вкладке Конструктор в группе Создать рисунок нажмите кнопку Область текста. Изменение цветов всего рисунка SmartArt Выделите рисунок SmartArt. В контекстных инструментах Работа с рисунками SmartArt на вкладке Конструктор в группе Стили SmartArt нажмите кнопку Изменить цвета. ГАПОУ СО «СОПК» 19 ©Перминова Е.В. Рисунок 20 – Группа команд Стили SmartArt 3. Выберите нужные цвета. Применение стиля SmartArt ко всему рисунку SmartArt Стиль SmartArt — это сочетание различных эффектов, например, стилей линий, рамок или трехмерных эффектов, которые можно применить к фигурам рисунка SmartArt для придания им профессионального, неповторимого вида. Выделите рисунок SmartArt. В контекстных инструментах Работа с рисунками SmartArt на вкладке Конструктор в разделе Стили SmartArt выберите нужный стиль SmartArt. Чтобы просмотреть дополнительные стили SmartArt, нажмите кнопку Дополнительные параметры/ Для настройки рисунка SmartArt можно использовать добавление отдельных фигур, удаление фигур, перемещение фигур, изменение размера фигур и форматирование текста. Добавление фигуры непосредственно в рисунке SmartArt 1. Щелкните рисунок SmartArt, в который нужно добавить фигуру. 2. Щелкните существующую фигуру, которая расположена ближе всего к месту вставки новой фигуры. 3. В контекстных инструментах Работа с рисунками SmartArt выберите вкладку Конструктор. ГАПОУ СО «СОПК» 20 ©Перминова Е.В. Рисунок 21 – Вкладка Конструктор 4. В группе Создание рисунка нажмите стрелку под кнопкой Добавить фигуру, а затем выполните одно из следующих действий для выбора расположения новой фигуры. Рисунок 22 – Команда Добавить фигуру – Чтобы вставить фигуру на том же уровне, что и выделенная фигура, но позади нее, выберите команду Добавить фигуру после. – Чтобы вставить фигуру на том же уровне, что и выделенная фигура, но перед ней, выберите команду Добавить фигуру до. – Чтобы вставить фигуру на один уровень выше выделенной фигуры, выберите команду Добавить фигуру выше. Новая фигура займет уровень фигуры, которая была выделена. В свою очередь, выделенная фигура и все фигуры под ней переместятся на один уровень вниз. Чтобы вставить фигуру на один уровень ниже выделенной фигуры, выберите команду Добавить фигуру под. Новая фигура займет место за остальными фигурами этого уровня. Примечания Чтобы быстро добавить фигуру, соответствующую фигурам в используемом макете рисунка SmartArt, нажмите саму кнопку Добавить фигуру, а не стрелку под кнопкой Добавить фигуры. ГАПОУ СО «СОПК» 21 ©Перминова Е.В. Если нажать кнопку Добавить фигуру, когда фигура не выбрана, новая фигура будет вставлена после фигур верхнего уровня, которые отображаются в макете рисунка SmartArt. Команда Добавить помощника доступна, только когда выбран макет организационной диаграммы. Добавление фигуры через область текста Добавление фигуры перед существующей фигурой 1. В области текста установите курсор в начало текста, куда нужно добавить фигуру. 2. Введите необходимый текст для новой фигуры, а затем нажмите клавишу ВВОД. Добавление фигуры позади существующей фигуры 1. В области текста установите курсор в конец текста, куда нужно добавить фигуру. 2. Нажмите клавишу ENTER, а затем введите текст для новой фигуры. Примечания – Чтобы увеличить отступ в новой фигуре, находясь в области текста, нажмите клавишу TAB. Чтобы уменьшить отступ, нажмите сочетание клавиш SHIFT+TAB. – Если выделить фигуру, которая соединяет или связывает другие фигуры, например линию или стрелку, а затем нажать кнопку Добавить фигуру, то будет добавлена соединяющая фигура и следующая далее фигура — таким образом сохраняется заданный вид макета. Чтобы вставить только соединяющую фигуру, добавьте линию или другую фигуру в рисунок SmartArt. ГАПОУ СО «СОПК» 22 ©Перминова Е.В. – Чтобы вставить фигуру, которой в настоящий момент в макете нет, сначала добавьте фигуру, установленную по умолчанию, а затем замените фигуру. – Если необходимо добавить измененную фигуру в тот же самый рисунок SmartArt или другой, с таким же именем макета, скопируйте и вставьте ее через буфер обмена. После добавления фигуру не нужно изменять повторно. Например, если один из прямоугольников в макете Простой процесс 1А был изменен на красный треугольник, этот красный треугольник можно просто скопировать и вставить через буфер обмена в макет Простой процесс 1Б. Треугольник нельзя изменить до тех пор, пока он не будет скопирован в буфер обмена и вставлен в тот же рисунок SmartArt. Чтобы быстро добавить дополнительные фигуры Помощника, установите курсор в конец текста, представляющего помощника, а затем нажмите клавишу ENTER. ГАПОУ СО «СОПК» 23 ©Перминова Е.В. Ход работы. Типы макетов Каждый макет по-разному отображает содержимое и улучшает сообщение. Некоторые макеты просто добавляют визуальную законченность маркированному списку, а другие макеты (например, организационные диаграммы и диаграммы Венна) разработаны для отображения определенных видов сведений. В коллекции Выбор рисунка SmartArt содержатся все доступные макеты, сгруппированные по девяти различным типам — Все, Список, Процесс, Цикл, Иерархия, Связь, Матрица, Пирамида и Другие. (Тип Другие отображается, только если добавленные пользовательские рисунки SmartArt не были добавлены в один из других типов.) Описания типов сведений, соответствующих данному макету, отображаются под его большим изображением сбоку окна коллекции Выбор рисунка SmartArt. Изменение цветов и стилей всего рисунка SmartArt К фигурам в рисунках SmartArt можно применять цветовые комбинации из цветов темы. Выделите рисунок SmartArt. В контекстных инструментах Работа с рисунками SmartArt на вкладке Конструктор в группе Стили SmartArt нажмите кнопку Изменить цвета. В контекстных инструментах Работа с рисунками SmartArt на вкладке Конструктор в группе Стили SmartArt нажмите кнопку изменить стиль ( оптимальный для документа или трехмерный). ГАПОУ СО «СОПК» 24 ©Перминова Е.В. Задание: Создать объекты SmartArt по списку и приложенным рисункам. – Процесс (переменный поток). – Иерархия (горизонтальная). – Список (ломаный список со смещенными рисунками). – Процесс (повторяющийся ломаный процесс). – Цикл (блочный цикл). – Иерархия (иерархия с подписями). – Процесс (сегментированный процесс). – Связь (циклическая матрица). – Пирамида (пирамидальный список). – Связь (вложенная целевая). – Связь (иерархический список). – Список (сгруппированный список). 1 2 1. ГАПОУ СО «СОПК» 25 25 3 1. 4 1. 5 1. 7 1. 8 1. ГАПОУ СО «СОПК» 26 26 6 1. ГАПОУ СО «СОПК» 27 27 9 1. 1 0. 1. 1 1. 1. 1 2. 1. |