Главная страница
Навигация по странице:

  • Задание №2. Ответьте на вопрос: какие можно отметить черты античной государственности, ее достижения и уроки

  • Практическая работа 1 Вариант 3 Задание 1. Ответьте на вопрос в чем своеобразие общественного строя Древней Индии


    Скачать 35.13 Kb.
    НазваниеПрактическая работа 1 Вариант 3 Задание 1. Ответьте на вопрос в чем своеобразие общественного строя Древней Индии
    Дата23.01.2020
    Размер35.13 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаZadanie pervoe.docx
    ТипПрактическая работа
    #105498


    Практическая работа №1

    Вариант №3

    Задание №1. Ответьте на вопрос: в чем своеобразие общественного


    строя Древней Индии?

    Ответ: С разложением первобытнообщинного строя и развитием

    общественного и имущественного неравенства связано появление сословий - варн. Постепенно все прежде равноправные свободные стали делиться на группы, неравные по своему общественному положению, правам и обязанностям. С течением времени сословия - варны все больше становились замкнутыми. Утверждается строгая эндогамность (заключение браков между представителями одной варны); определенная, наследственно закрепленная профессия, таким образом, с течением времени варны претерпели некоторые качественные изменения, превратившись в крайне замкнутые формы (касты).

    Различные факторы социального, экономического и идеологического характера способствовали укреплению и сохранению в Индии такой своеобразной социальной организации.


    Задание №2. Ответьте на вопрос: какие можно отметить черты античной государственности, ее достижения и уроки?

    Ответ: 1. В античном мире были разработаны принципы республиканской формы правления. Здесь развивались рабовладельческие государства в форме аристократической республики (Рим, Спарта) и рабовладельческие в форме демократической республики (Афины, другие греческие полисы).

    2. В античную эпоху цивилизация вышла за сравнительно узкие локальные рамки, впервые возникли мировые империи. Первое движение к ним на заре античной цивилизации выразилось в нескольких волнах греческой колонизации. Значительная часть жителей греческих государств-полисов основала колонии практически по всему побережью Средиземного, Черного и частично Азовского и Ионического морей. Это еще не была империя: каждая колония была независима от метрополии. Гораздо более прочным образованием стала Римская империя, которая при своем расцвете охватывала почти всю западную и южную Европу, переднюю Азию, Черноморское побережье, Северную Африку. Попытки создания обширных, эффективно управляющихся империй были наиболее масштабными в истории Древнего мира.

    3. Сложился строй общественно-политических отношений — демократия, в наибольшей мере отвечавшая требованиям самоуправления сообщества свободных людей. Конечно, это была демократия для избранных. Но тем не менее основные принципы демократического устройства, сформулированные в период расцвета греческой цивилизации, и поныне можно найти в программах демократических партий и движений во всех странах. В греческих полисах, а затем в Риме был отработан сложный механизм функционирования демократического государства.

    4. Во времена Античности появилась идея разделения ветвей власти. Здесь на практике проявилось преимущество взаимного сдерживания и противодействия различных ветвей власти. Идеи античных мыслителей в эпоху Просвещения подробно разработали Д. Локк и особенно Ш. Монтескьё.

    5. Государственно-правовой опыт Афин и Рима содержит предупреждения об опасности бюрократизма, его великой силе, живучести. Безответственность, некомпетентность, безволие, самодовольство чиновников не раз в истории античных государств порождали катастрофы. Их последствия не могли предотвратить никакие радикальные реформы. За ошибки правителей, их надуманные опыты, эксперименты народы платили страшную цену. Под угрозой гибели оказывалось существование самого народа. (Достаточно вспомнить закат Рима). В то же время без лиц, сведущих в управлении, как показывал опыт Афин и Рима, цивилизованное общество существовать не может. Власть толпы — охлократия — опасная разновидность деспотии.

    6. Рим оказал гораздо большее влияние, чем Афины, на мыслителей, ученых-историков, писавших о государстве. Восхищение вызывала существовавшая у римлян система баланса и контроля власти, что позволяло избегать ее порчи, т.е. сползания в тиранию, олигархию или охлократию. Тем не менее, нельзя было уйти от факта, что Римская республика разложилась, впала в состояние бесконечных гражданских войн. Древние римляне, утратив контроль над выборными консулами, стали свидетелями становления режима личной власти, культа личности, что имело для народа трагические последствия. Граждане предпочли покой и отдались под власть правителей, ставших императорами, полубогами, а позже — тиранами. Произвол и беззаконие — две стороны одной медали, ярко проявившиеся в развитии Рима. Здесь совершались казни невинных.

    7. Мыслители Древних Афин подарили миру гениальные идеи правового государства и гражданского общества. Уже тогда власть понималась как ответственность правителей перед свободными гражданами. В то же время история государства и права Античности свидетельствует, что верховенство закона может легко обратиться в реакционную силу, если сам закон не отражает воли народа, его жизненных интересов.

    8. Стабильность государства, его устои связывались с наличием и соблюдением законов, их верховенством. В античных странах высоко ценили роль права. Обычаи, законы Афин, Рима содержали нормы, определяющие понятия справедливости, чести, достоинства граждан. Созданная система афинского права оказала влияние на формирование и развитие права других полисов, особенно входивших в состав Афинского морского союза. Учения Демосфена, Аристотеля, Платона и других в значительной степени предопределили формирование римского права, а тем самым и современной правовой культуры.

    9. В античный период признавали необходимость суда как самостоятельного органа в государстве. Здесь были разработаны основные принципы судебной деятельности: например, нельзя быть судьей в собственном деле; один свидетель — не свидетель, должна быть выслушана другая сторона; отказ в правосудии недопустим; право на пересмотр дел независимым судом. Эти правила до сих пор лежат в основе правосудия. Особенно прослеживались тенденции изменения судоустройства и судопроизводства в зависимости от порядка сбора, закрепления и оценки доказательств. Это явление как общемировая тенденция была свойственна и в последующем.

    Многие принципы античного права впоследствии стали частью континентальной системы права, частично и англосаксонской. Их можно найти во Франции, Германии, Италии. Афинские и римские термины вошли в определение многих государственных институтов, в понятие международного права, часть из них отражена в нормах уголовного и гражданского права. Рецепция римского права как крупное и сложное явление общественной жизни, как связующее звено правового развития Древнего мира, Средневековья и Нового времени неизменно привлекает, и еще долгое время будет привлекать внимание тех, кто интересуется правом и его историей.

    Задание №3. Подготовьте доклад на тему «Законы Хаммурапи»

    Ответ:

    Доклад на тему: «Законы Хаммурапи»

    Содержание:

    1. Введение

    2. Экономический блок законов Хаммурапи.

    3. Социальный блок законов Хаммурапи.

    4.Заключение.

    5.Список литературы:

    Введение

    Изначальный свод законов Вавилонии, который относился к началу правления царя Вавилинии Хаммурапи, до нашего времени не сохранился. Законы Хаммурапи, которые известные в настоящее время созданы в конце правления шестого царя первой вавилонской династии Хаммурапи. Они были найдены французской экспедицией в 1901 г. в Сузах. На данный момент находятся в Лувре в Париже.

    Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов.

    Целью создания законов являлось создание системы права, которой бы регулировались земледелие, скотоводство, садоводство, торговля, социальные отношения между жителями, семейное праве и судопроизводство. В этом своде законов характерной чертой было наличие бюрократизма, к примеру, все сделки, и незначительные, по закону заключались при свидетелях.

    Тщательно обобщенные и систематизаные разновременные писаные и неписаные правовые нормы представляют собой результат законов Хаммурапи. Эти законы не содержат полный перечень норм, например, нет норм определяющих наказание за простую кражу, за умышленное убийство, за чародейство, по всей видимости такая задача и не ставилась, так эти случаи являлись общеизвестными и не вызывающими разногласий. В законах Хаммурапи рассматривались только такие случаи, из-за которых возникали разногласия в нормах писаного или обычного права различных областей страны.

    В законах Хаммурапи содержатся несколько сотен правовых норм, которые относятся, по современной терминологии к уголовному, процессуальному, и к гражданскому праву. Но вавилонские юристы подобного различия не делали, это разделение не было принято в древней системе права. Структура законов предоставлена в следующем виде: вводное слово «если» затем идёт изложение всевозможной ситуаций и вытекающих из этих ситуаций юридических последствий. Издавая текст законов современные ученые разбили на пронумерованные «параграфы», или «статьи». По предмету регулирования разделены нормы внутри законов Хаммурапи, а переход от группы к группе происходит по принципу ассоциации.

    Текст сборника состоит из трех частей:

    - введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого», а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;

    - 282 статьи законов;

    - обширное заключение.

    Первая группа норм ( п.1 - 5 ) содержит перечень наказаний за наиболее важные правонарушения, за такие как обманные обвинения в чародействе или убийстве, ложные свидетельства и изменение судебного решения судьёй. Статьи ( п. 6 - 25 ) об охране собственности царя, храмов, общинников и царских людей. Параграф закрывающий этот раздел посвящен противоправному завладению чужим имуществом. В связи с этим последующий раздел ( п. 26 - 41 ), касается имущества, которое получено от царя за службу, и первый параграфа о том что воин, не участвовавший в походе или отправивший вместо себя наёмника, подлежит смертной казни. Последний параграф этого раздела посвящен вопросу о не законом использовании чужого поля. Четвертая группа норм (п.42 - 88) описывает регулирование операций с недвижимостью и ответственность за правонарушения, относящиеся к этому имуществу. Последующие разделы посвящены таким нормам: как торговые и коммерческие операции (п.89 - 126), семейное право (п.127 - 195), умышленные и неумышленные телесные повреждения (п.196 - 214), операции с движимым имуществом, включая наем имущества и личный наем ( п.215 - 282 ).

    Экономический блок законов Хаммурапи.

    Между двумя крупными реками - Тигром и Евфратом - основными крупными источниками влаги располагалась Месопотамия. Вода этих горных рек несла ил, который являлся удобрением для полей. Земля Месопотамии отличалась исключительным плодородием. В Законах Хаммурапи четыре статьи специально посвящены наказаниям за разные случаи небрежности или халатности земледельца - общинника к оросительным сооружениям на своём участке ( ст.53, ст. 54, ст.55, ст.56 ). Он должен был возместить ущерб в случае прорыва оросительных сооружений и затопления полей соседей , что закреплено в ст.53. Если ущерб не возмещен то хозяина сооружений продавали в возмещение соседям ущерба ( ст. 54 ) [3; 104c.].

    В Месопотамии были достаточно неблагоприятные условия для ведения сельского хозяйства, в связи с этим земля очень ценилась, даже были установлены наказания за её порчу ( ст.42, ст. 43, ст.44 ).

    Садоводство было одной из отраслей сельского хозяйства в Месопотамии. Главной выращиваемой культурой в садах, согласно Законам Хаммурапи, являлась финиковая пальма, упоминание, о которой есть в статьях 64 и 66.

    В случаях недобросовестного выполнения своих обязанностей со стороны садовода были введены статьи, которые карали это нехорошее деяние, они отражены в ст. 62 [1; 63c.].

    Отрасль скотоводческая заключала в себе разведение как мелкого скота - овец, так и крупного рогатого скота - быков. Скот был предоставлен для пастьбы специальным пастухам, они были ответственными за потраву, а также за любой другой ущерб, который происходил в стаде по их вине (ст.263 - 265 и ст. 267 ). Статьи 244 - 251 тоже относятся к скотоводству, в этих статьях, достаточно подробно, рассматриваются разные случаи найма скота, и возмещение убытков связанное с этим наймом, это свидетельствует о том, что скот считался достаточно большой ценностью в Месопотамии [3; 107c.].

    Стоит отметить, что ремесла, как частного рода деятельности в Месопотамии не было, это объяснялось тем, что все ремесленники были подчинены царскому или храмовому хозяйству.

    Эта отрасль регулировалась статьей 188.

    Месопотамия была зависимой от международной торговли, так как занималась импортом основных видов сырья: поделочные кожи, металлы, дерево и другое.

    Экспортом в Месопотамии были ремесленные изделия, растительное масло и хлеб. Был установлен общий принцип партнёрства (ст. 99 ) [4; 112c.].

    Статья 100 гласит о том, что вся прибыль торгового путешествия принадлежала тамкару, а последний обязан был оплатить шамаллуму его затраты по путешествию и жалованье. Тамкар мог дать шамаллуму любое движимое имущество для продажи взамен денег ( ст. 104 ) [1; 108c.].

    В законах Хаммурапи уделяются большое внимание аренде недвижимости, закладу и обеспечению ссуд. Действовал следующий вид земельной аренды - с уплатой определенной денежной суммы вперед или с уплатой доли урожая ( при аренде сада - до 2/3 ) после уборки. Льготы предусматривались, если арендовался заброшенный участок (ст. 44).

    Важно то, что в законах Хаммурапи были учтены и разных природные катаклизмы (ст.45, ст. 47, ст. 48). В статье 48 говорится, что объектом аренды может быть не только недвижимость, но и любое движимое имущество.

    Статьи 236 - 239 посвящены найму речных судов для транспортировки различных грузов водным путем. В частности статьи 241 - 249 описывают и разрешают всевозможные проблемы, возникающие между арендатором и хозяином животного [2; 80c.].

    Социальный блок законов Хаммурапи.

    Субъектами права считался в основном свободный мужчина, который не находился под патриархальной властью. Личную неприкосновенность, жизнь и честь в Законах Хаммурапи оценивали менее ценно, чем собственника определенной части общинной земли (ст. 201 ).

    Рабы мушкенумов пользовались, подобно рабам при дворце, известными привилегиями (ст.176 ).

    Были случаи, в которых субъектом права была женщина, в основном она была жрицой. Имущественные права жрицы ничем не отличались от прав мужчин. Женщина, которая была замужем могла обладать в некоторых случаях отдельным от мужа имуществом (ст. 150 ) и тем самым она не подлежала ответственности за долги мужа, которые он сделал до женитьбы ( ст. 151 ). Имущественными правами обладала и вдова, которая получала свое приданное и вдовью долю, в случае если муж ей её оставил (ст. 171 и ст. 172 ) [5; 701c.].

    Сын мог быть лишен наследства отца, если он дважды совершил тяжелый грех против него ( ст. 168 и ст.169 ). Достаточно интересно то, что некоторые остатки правоспособности были закреплены за рабами, к примеру, за оскорбление действием, нанесенное свободному, раб карался отрезанием уха по суду (ст. 205). Такому же наказанию подвергался раб, который оспаривал своё рабское положение (ст. 282).

    Царский служащий или работник обладал землей из дворцового фонда только условно, это зависело от службы, которую он выполнял. Когда владелец земли умирал его земля не переходила по наследству (ст. 27 - 29, ст.31 - 32 ) [7; 202c.].

    Распоряжение землей война было лишено законной силы. Любая сделка проводимая с землей война считалась незаконной и аннулировалась ( ст. 35 - 38, ст. 41 ). Вернувшийся из плена воин обеспечивался наделом (ст. 27 ), если воин погибал то его надел передавался его совершеннолетнему сыну, если не было совершеннолетнего сына, то надел передавался его матери с детьми и они получали треть надела на пропитание ( ст. 29 ).

    Не запрещалось приобретать частную землю из общинного фонда служащим царя (ст. 39 ) [6; 300c.]

    Большую роль имели в Вавилоне семейные отношения, в Законах Хаммурапи им уделялось достаточно много внимания.

    В Вавилоне брак являлся законным при строгом выполнении определенных юридических особенностей, таких как брачный контракт, обязательно заключенный при свидетелях (ст. 128).

    Смертью наказывалась неверность жены мужу (ст. 129). Существовал ряд правил для разбора такого обвинения ( ст.130 - 136). При определенных обстоятельствах женщина оправдывалась законом, к примеру, в ст. 134 говорится: «Если человек будет уведен в плен, а в его доме нет средств для пропитания, то его жена может войти в дом другого; эта женщина не виновна» [3; 210c.].

    Когда муж возвращался из плена, его жена возвращалась к нему (ст. 135), но дети, рожденные от другого оставлялись у этого мужчины. Если мужа признавали дезертиром, тогда жена, не должна была возвращаться в его дом ( ст. 136 ).

    Но если у жены были средства, чтобы прокормиться тогда её переход к другому мужчине приравнивался к измене и наказывалась она смертной казнью (ст. 133 ) [6; 310c.].

    Законы Хаммурапи о брачной неверности имели своё влияние исключительно на жен. В то время как муж имел право сожительствовать с рабынями и прижитых с ними детей признавать своими законными детьми ( ст. 170 ). Смертная казнь для мужа была только тогда когда он соблазнял жену свободного человека, но муж этой женщины мог его простить и тем самым сохранить ему жизнь ( ст. 128 ) [5; 712c.].

    Если муж изменит жене со свободными, то она могла забрать своё приданое и вернуться в дом своего отца ( ст. 142 ).

    В таких обстоятельствах как болезнь жены ( ст. 148 ), женитьба на жрице, которой нельзя было иметь детей (ст. 145 ), плохое поведение жены ( ст. 141 ) мужчина имел право взять вторую жену. Цель такого брака - рождение детей, которые унаследовали семейное имущество и продолжение рода.

    Следовательно, в браке значимую роль имело имущество. Законы Хаммурапи подробно рассматривают вопрос об имущественных отношениях между супругами: о приданом и брачном выкупе ( ст.159 - 164 ), о разделе ответственности по долгам, возникшим до брака ( ст.151 - 152 ). Цель брака - рождение детей и при бездетном браке усыновляли чужих детей с согласия их кровными родителями или найденышей (ст. 185 ) [1; 240c.].

    Судебный процесс в Вавилоне был устным и состязательным. Возбуждение дел было по жалобе заинтересованной стороны, в судебном процессе каждая из сторон доказывала свою позицию. Не было протоколов, но особо важные моменты фиксировались письменно. Приговоры и решения и приговоры - устными. Свидетельские показания были основным доказательством в суде (ст. 9 - 11).

    В статье 9, полно раскрыта значимость свидетельских показаний в суде, при отсутствии свидетеля, согласно статьи 13, суд откладывался на 6 месяцев, за это время человек должен был отыскать своих свидетелей, или его ожидала незавидная участь [7;214c.].

    Заключение


    В работе были рассмотрены законы Хаммурапи. Их экономический блок – это садоводство, скотоводство, ремесло, торговля и аренда и ростовщичество. Был рассмотрен социальный блок – собственность, семья, семейные отношения и судопроизводство.

    В своей значительной мере законы Хаммурапи базировались на древних шумерских юридических нормах, их семитское влияние прослеживается в суровых наказаниях за семейные прегрешения.

    Главной основой благополучия Вавилона было ирригационное земледелие, скотоводство тоже было одной из главных составляющих сельского хозяйства. Садоводство также играло немалую роль в экономике, так как его продукты, в основном финики, шли на продажу. Из торговых отношений можно выделить сильную зависимость Вавилона от торговли и от импорта им самим сырья. Хозяйство в Вавилоне было царским или храмовым, а торговые операции осуществлялись специальными торговыми агентами. Оплотом деспотической власти в Вавилоне была постоянная армия, войны которой получали за свою службу определенные наделы земли, причем сами эти наделы не являлись их собственностью, они являлись собственностью царя и не могли отчуждаться ни под каким предлогом. В социальных отношения наметился определенный прогресс, в частности рабы подлежали наказанию только по суду.

    Рассматривая законы Хаммурапи можно сделать вывод о том, что присутствовал бюрократизм.

    Список литературы:


    1. Артемов В. В. Всемирная история: вопросы и ответы. - М.: Наука, 2008. – 240с.

    2. Черниловский З. М. Хрестоматия по всеобщей истории. - СПб.: АОЗТ, 2006. – 400с.

    3. Владимиров Б. Н. Всеобщая история государства и права. СПб.:АМФОРА, 2005 – 280с.

    4. Жидков О. А., Крашенинникова Н. А. История государства и права - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -310с.

    5. Заблоцка Юлия. История Ближнего Востока в древности – М.: Юрист, 2007. – 861с.

    6. Кузищина А.П. История государства и права зарубежных стран. – Ростов: Феникс, 2008. – 480с.

    7. Соловьева К.Р. История Древнего Востока. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 374с.





    написать администратору сайта