Главная страница

ПРАКТИЧЕСКАЯ 5. Практическая работа №5. Практическая работа 5 по предмету мдк 08 Теория и методика музыкального воспитания студент 4 курса группы 4кп1


Скачать 44.68 Kb.
НазваниеПрактическая работа 5 по предмету мдк 08 Теория и методика музыкального воспитания студент 4 курса группы 4кп1
АнкорПРАКТИЧЕСКАЯ 5
Дата31.05.2022
Размер44.68 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПрактическая работа №5.docx
ТипПрактическая работа
#560270

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

ГБПОУ РО «ВПК им. М. А. Шолохова»

Практическая работа №5

по предмету: МДК 1.08 Теория и методика музыкального воспитания


Выполнил:

студент 4 курса

группы 4-КП-1

заочной формы обучения

специальность:

44.02.05 Коррекционная педагогика

в начальном образовании

Ахваткина Анна Юрьевна

Преподаватель:

Антипова Н.В.

_____________

«____»_________2021 г

ст. Вешенская
2021 год
1. Подготовить сообщение на тему «Подготовка учителя к работе над песней (вступительное слово, выразительное исполнение, выявление вокально-хоровых трудностей, определение путей их преодоления)»

Общие приёмы разучивания песни.

Работа над школьной песней – процесс многоплановый. Главное требование к певческому репертуару – его высокая художественность, доступность для исполнения учащихся. Освоение певческого репертуара в классе должно быть тщательно продумано учителем. Намечая песню для разучивания он должен провести большую и трудоёмкую предварительную работу: выявить эмоционально-смысловое содержание песни, поставить учебно-воспитательные задачи, определить трудности, которые могут возникнуть при разучивании песни, наметить методы и приёмы в работе, составить её исполнительский план, а также подобрать распевки на материале песни. Анализируя песню, учитель должен учитывать певческие возможности учеников, их интересы, выявляет трудности и определяет пути их преодоления. Всё это – подготовительная работа учителя музыки.

Учитель в школе ставит не только учебные задачи – научить петь, брать дыхание, формировать звук, петь интонационно верно в небольшом диапазоне, преимущественно с поступенным движением, связно, тянуть звук, но и педагогические – научить детей петь выразительно, развивать у них музыкальный слух и память, прививать любовь к музыке и пению.

Вокальные навыки формируются комплексно. Выделив педагогические задачи, учитель на основании анализа музыкальных и певческих возможностей школьников формирует последовательно учебные задачи. Ориентиром правильности поставленных задач является отношение к певческой деятельности.

Способы разучивания школьной песни различны, можно установить лишь последовательность главнейших моментов этого процесса:

- краткое вступительное слово педагога;

- исполнение (показ) песни учителем;

- беседа с детьми о песне, анализ текста и музыки;

- разучивание мелодии;

- исполнительский план песни в создание музыкального образа;

- концертное исполнение песни;

И так, разучиванию песни предшествует вступительное слово учителя или беседа с учащимися с целью создать соответствующий эмоциональный настрой, активизировать воображение школьников. В кратком вступительном слове учителю следует сообщить название песни, рассказать о том, кто её сочинил. В зависимости от характера песни необходимо сказать несколько слов о её содержании. Пояснения должны быть очень краткими и образными, тогда они достигнут своей цели.

Далее следует показ произведения, он непременно должен быть выразительным. Показ песни может быть: исполнение самим учителем, подготовленными одним или несколькими хорошо поющими учениками, прослушивание грамзаписи, которую можно дать после исполнения учителя. Если показывают два варианта исполнения, дети могут их сравнить. Во время прослушивания песни должна быть тишина и не должно быть посторонних впечатлений. Песня должна быть исполнена учителем полностью, наизусть.

Важным моментом в работе над песней является беседа о ней. Она должна строиться с учётом возрастных особенностей учащихся и предполагает знакомство с другими сочинениями авторов музыки и поэтического текста песни, разбор эмоционально-смыслового содержания песни, использование наглядности, обращение к воображению детей. В ходе беседы определяется характер песни, наиболее яркие выразительные средства, которые использовал композитор для создания музыкального образа. Поэтому беседа о песне имеет большое воспитательное и образовательное значение. Всё это подготавливает учащихся к разучиванию песни и выявляет, насколько глубоко они поняли произведение.

Разучивание песни на уроке обычно начинается её повторным исполнением учителем. Главное требование к разучиванию – соблюдение принципа единства художественного и технического. Главной задачей является раскрытие образа песни и подчинения ему вокально-технических приёмов исполнения. Главная цель – это эстетическое воспитание детей средствами музыкального искусства. Известные педагоги-музыканты Ю.Алиев и Н.Орлова отмечали: «Разучивание песни на уроке – процесс музыкально-художественный, где сочетаются буквально с первого момента эмоциональность и логика, сознательность и художественность. При этом задача художественного раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приёмы исполнения».

Обычно песня разучивается по частям – отдельными фразами, фрагментами, имеющими относительную законченность. При этом желательно использовать нотную запись, которая, как известно, помогает более быстрому усвоению мелодии.

Общими приёмами разучивания песни являются:

- показ учителем отдельных фраз и пояснения к их исполнению (обращает внимание на характер звуковедения, объясняет непонятные слова);

- выстраивание первого звука, с которого начинается фраза;

- разучивание мелодии в рабочем темпе, активным звуком при плавном звуковедении.

В процессе разучивания песни осуществляется работа над чистотой интонирования мелодии, правильным воспроизведением её ритмического рисунка. Перед каждым повторением фразы необходимо давать ученикам конкретное задание и активизировать слух детей на его результат, что способствует развитию слухового самоконтроля. Затем куплет исполняется полностью. Важно уделять внимание и осмыслению текста как важного средства создания музыкального образа. Поэтому выявляются логические вершины в тексте, проводится работа над его ясным и чётким произношением.

После запоминания песни необходимо продумать с учащимися её исполнительский план, чтобы передать развитие музыкального образа.

Свои особенности имеет разучивание песни с младшими школьниками. С первоклассниками песню обычно разучивают на слух. При разучивании песни используется метод наглядности (изображение на доске направления движения мелодии, показ её рукой и т.д.).

Методика разучивания не может быть одинаковой для всех песен. Её диктуют особенности каждой песни. Но есть и общие правила с которыми мы познакомились.

В процессе разучивания песен учитель развивает музыкальные, творческие способности учащихся, формирует их вокально-хоровые навыки и умения, необходимые для передачи музыкального образа. В заключение отметим ещё раз, что хоровое пение – самый доступный вид коллективного исполнительства. Приобщение школьников к певческой деятельности является важным условием формирования их музыкальной культуры.

Краткий план разучивания песни.

1.Подготовка учителя к уроку: проводит тщательный разбор её идейно-художественной основы, содержания, образы, продумывает трудные места, намечает методы и приёмы работы.

2.Содержание и характер вступительного слова. Использование смежных видов искусства, наглядности, словаря эстетических эмоций. Раскрыть основное содержание песни, рассказать об авторах песни.

3. Показ (исполнение) песни. Исполняет сам учитель или использует грамзапись. Исполняется весь текст песни. Во время прослушивания должна быть тишина. Песня должна быть исполнена ярко, эмоционально.

4.Анализ текста и музыки. Беседа учителя об отношении учащихся к произведению, их впечатлений об услышанной песне. Характер песни, какие средства музыкальной выразительности помогли созданию данного характера (движение мелодии, ритм, темп, динамика, регистры), использовать наглядный материал, словарь эстетических эмоций. Вопросы и ответы направлять на раскрытие темы урока.

5.Разучивание песни. Методика разучивания не может быть одинаковой для всех песен, но следует руководствоваться общими приёмами разучивания.

6.Применение различных методов и приёмов (активизация внимания).

7.Работа над техническими трудностями.

8.Исполнительский план в создание музыкального образа.

9.Концертное исполнение песни.
Элементы хоровой звучности –строй, ансамбль, нюансы (оттенки), дикция.

Хоровой строй (горизонтальный, вертикальный) - чистота интонирования. Особое значение проблемы строя приобретают в хоровой музыке a cappella.

Мелодический (горизонтальный)строй - чистота интонирования внутри хоровой партии. Отметить особенности работы над мелодическим строем в данном произведении с конкретными музыкальными примерами и с описанием методов преодоления трудностей.

Интонационные трудности - интонирование мелодии в высоком регистре и подвижном темпе, поступенный ряд больших секунд, полутоновые интонации, хроматические последовательности, увеличенные и уменьшенные интервалы, исполнение органного пункта, смена тональностей, исполнение энгармонизмов,октавных унисонов, модулирующих аккордов и пр. Обратить внима­ние на ладовую определенность мелодии, гармоническое окру­жение звуков мелодии, чистоту аккордовых созвучий, точность интонирования мелодии и др.

Не все тональности считаются удобными для интонирования (в мажоре петь легче, чем в миноре). Знать правила интонирования ступеней в ладу, интонирования устойчивых и неустойчивых ступеней, интонирование ступеней, связанных с отклонениями, модуляциями, сопоставлением тональностей, интонирование интервалов (тонов, ½ тонов, скачков). Обратить внимание на отдельные вступления, интонирование в высоком регистре, подвижном темпе.

Гармонический (вертикальный) строй - строй хора в целом, умение певцов выстраивать интервалы, аккорды в одновременном звучании. Обратить внимание, каких созвучий больше: консонирующих или диссонирующих, в тесном или широком расположении. Зная стиль композитора, ответить на вопрос, что важнее - звучание самих аккордов или движение аккордов.

Обратить внимание на унисоны, октавные унисоны, чередование унисона с двух - трехголосием.

Необходимо помнить, что на чистоту интонирования влияют:

· вялое, ленивое, неэмоциональное пение;

· низкая позиция;

· недостаточное дыхание или его перегрузка;

· безопорное пение и форсирование звука;

· слабый голосовой аппарат;

· слишком быстрый или медленный темп;

· незнание текста;

· неверное произношение гласных;

· погоня за эффектом.

Ансамбль хора(фр. - вместе) в технологическом значении есть синтез следующих элементов:

· Интонация – горизонталь;

· Строй – вертикаль;

· Тембр – характер звука;

· Динамика – сила звука;

· Ритм – соотношение в длительности звуков;

· Агогика – единство движения;

· Дикиия – орфоэпия - единство произношения.

Ансамбль хораявляется совокупностью таких частных ансамблей, как:

· ансамбль интонационный;

· ансамбль строя;где и как

· ансамбль темповый и агогический;

· ансамбль тембровый;

· ансамбль динамический (естественный, искусственный, дифференцированный);

· ансамбль метроритмический;

· ансамбль дикционно-орфоэпический;

· ансамбль тесситурный;

· ансамбль фактур изложения.

Если произведение написано с сопровождением, либо в нем присутствует партия солиста, то необходимо рассмотреть следующие виды ансамбля:

· ансамбль хора и солиста;

· ансамбль хора и сопровождения.

Рассматривая виды ансамбля, определить трудности в работе над каждым видом ансамбля в данном произведении.

Ритмический ансамбль.

Проблемы, которые могут возникнуть, связаны с исполнением пунктирного ритма, синкопированного, полиритмии (ритмической самостоятельностью хоровых партий); всвязи со сложным размером, переменным размером (где нет равномерного чередования слабых и сильных долей); исполнение триолей, затактовых вступлений. Наметить пути преодоления ритмических трудностей (методы и приёмы работы над ритмом).

Темповый ансамбль.

Трудности представляет очень быстрый темп, очень медленный темп, смена темпа, возвращение к Tempo I, редкое произведение обходится без ritenuto. accelerando.

Динамический ансамбль.

Динамическое равновесие в хоре устанавливается, прежде всего, в неподвижных нюансах. Более сложные формы динамического ансамбля - подвижные нюансы, контрастная динамика, длительное crescendo и diminuendo, крайние динамические градации рр и ff.

Цель работы над динамическим ансамблем - научить одинаковым приёмам регулирования громкости звука (посредством певческого дыхания и использования резонаторов).

сли фактура произведения - гармоническая, то необходимо работать над динамическим равновесием голосов. Если гомофонно-гармоническая фактура, динамически ярче должен звучать голос, который ведет мелодию. В полифонических произведениях надо работать над выделением голосов, ведущих тему.

Надо помнить, что крайние голоса в силу своего положения прослушиваются лучше, чем средние.

Дикционно-орфоэпический ансамбль.

Дикция - навык правильного (грамотного и отчетливого) произнесения литературного текста в пении. Дикция связана с особенностями текста, а также с характером произведения. Для гомофонно-гармонического изложения типично одновременное произнесение текста, для полифонического - разновременное. Определить особенности пения без текста - вокализ, «закрытым ртом» и др. Выписать литературный текст произведения с вокальным переносом слогов в соответствии с орфоэпическими, дикционными и артикуляционными нормами.

Выявить дикционные трудности произведения и показать методы, приемы и упражнения для их преодоления. Определить степень влияния на произведение динамики и тесситуры.

Выписать литературный текст произведения, проставить верные ударения в словах, выделить главные по смыслу слова логическими ударениями, расставить логические паузы (цезуры).

Тембровый ансамбль.

Тембр рассматривается не как свойство голоса, а как певческая манера. Композитор предписывает каждому произведению определенный тембр. Классические произведения требуют округлого, прикрытого звучания, народные песни допускают открытость.

Кроме того, на ансамбль влияют тесситурные условия. Для низкой тесситуры характерна тихая звучность, для средней - умеренная, для высокой - громкая. Если композитор учитывает эти качества - ансамбль естественный, если другиетесситурно-динамические соотношения, ансамбль искусственный.

Определить трудности в работе над ансамблем хора и солиста, хора и аккомпанемента.

.

Динамика(динамические оттенки или нюансы) – подвижные (крещендо, диминуэндо) и неподвижные (устойчивые, неизменяемые). Нюансировка служит важным средством выразительности, она связана с музыкальной формой, фразировкой, стилем произведения. Наиболее трудный нюанс в хоре – ff, т.к. всегда есть опасность форсирования; в этом нюансе труднее установить ансамбль и строй, а pp должно быть слышимом, звучным («не проваливаться»).

Нюансом называется также обозначение характера звучания (например, маэстозо – торжественно, дольче – нежно и т.д.)

Дикция - правильное формирование (произношение) - гласных и согласных в соответствии с правилами певческой орфоэпии. (Орфоэпия - соблюдение правил произношения, принятых в данном литературном языке). Описать редукцию гласных в данном тексте, редукцию согласных, т.к. в пении отдельные безударные гласные редуцируются (ослабляются в силе – заглушается их фонетическая ясность, укорачиваются). Например, «О» приближается к «А» (Москва), «Я» к «Е» (обняла) и т.д.

Отметить особенности произношения иностранных текстов. Интонирование звонкой соглас­ной на высоте следующей за ней гласной; одновременное и чет­кое произношение согласных в конце слова, большое количество шипящих и свистящих звуков; многобуквенные слоги; несовпадение метроритмического акцента музыки и логического ударе­ния слова, хоровые скороговорки и др.

Дыхание - исходя из особенностей хоровой фактуры: общехоровое, по партиям; в медленном темпе - глубокое, крепкое; короткое - быстрых темпах и коротких фразах; цепное дыхание. С точки зрения формы: по фразам, цепное, В связи с характером произведения; характер вдоха.

Характеристика приемов звуковедения: legato, поп legato, marcato, staccato и т.д.

Атака звука: твердая, мягкая, придыхательная.

 

Вышеупомянутые трудности - лишь небольшая часть тех, которые могут встретиться в работе над хоровым произведе­нием.

Главное - выявить их при анализе и найти пути их преодо­ления

Все разделы репетиционного плана должны основываться на конкретных примерах данного произведения, связываться с текстом, предлагать эффективные и оптимальные методы работы.

Исполнительский анализ

Необходимо определить специфические стилевые исполнительские трудности произведения с учетом особенностей жанра и формы (хоровая миниатюра, крупная вокально-инструментальная форма; куплетность, репризность и т.д.). Осознание творческого стиля композитора, эпохи, в которой формировался стиль этого композитора.

Определить характерный для данного произведения основной исполнительский принцип: цельность, непрерывность развития, или эпизодичность, детализация, периодичность и др.

Таблица из лен Представить подробный исполнительский план произведения с указанием совокупности выразительных средств: агогики, артикуляции, динамики, тембральных красок, качества звука (светлый, матовый, легкий), характера звуковедения (legato, поп legato, marcato, staccato), темповых соотношений, вопроса исполнения кульминаций, выра­зительной фразировки в соответствии с характером произведения, образом; рас­становка дыхания, ритмические особенности и т. д.

· Темп. В соответствии с характером произведения и его частей устанавливается темповый план, отмечаются метрономические указания. Анализ использования темповых колебаний: основной темп, кратковременные отклонения в сторону замедления или ускорения, агогические нюансы, ферматы. Проставить в партитуре исполнительские темповые и агогические обозначения (желательно вписать их контрастным цветом).

· Динамика. Динамические, эмоциональные нюансы, подвижные нюансы, связь динамики с дыханием, звукообразованием, тембром. Проставить в партитуре исполнительскую динамику (желательно выделить ее контрастным цветом).

· Тембр. В пределах основной тембровой зоны определить тембровые изменения, степень округленности звука. Классические произведения требуют более округлого, прикрытого звучания, в народных песнях допускается некоторая открытость. Также открытым, ярким звуком выражается большая радость, гордость, ярость. Приглушенные звуки служат для выражения сдержанности чувств, затаенности, таинственности, робости. Обязательно проанализировать связь тембра с дикцией и мимикой поющих.

· Певческое дыхание. Перечислить виды певческого дыхания, которые будут применяться хором. Описать каким по длительности, глубине и характеру будет то или иное дыхание. Проставить в партитуру дыхание, обозначив его «галочкой».

· Кульминация (наиболее напряженный момент в развитии музыкальной формы) и средства их достижения (динамика, агогика, тесситура, ферматы, ритм, гармония и т.д.).Определить главную (мелодическую)и частные динамические кульминации.

· Фразировка – важное средство выразительности (отчетливое художественно-смысловое выделение музыкальных фраз и других построений при исполнении произведения). Фразировка использует разграничение при помощи цезур, объединение при помощи лигартикуляциюнюансировку. Выписать фразировку (выделение интонационных «вершин» фраз, предложений, периодов). Кульминация может быть «тихой» или отсутствовать.

2 графа Анализ дирижерских исполнительских средств и приемов. Составной частью исполнительского анализа являются: оп­ределение этапов работы над произведением с исполнительским коллективом; определение необходимых приемов дирижерской техники. Показ вступлений, снятий, цезур, наличие фермат, дробленых долей и др. Обосновать выбор схемы, звуковедения, xapaктepa жеста, форму кисти, степень участия той или иной части руки в дирижерском движении (кисть, предплечье, плечо), подбор рабочих жестов, формирование эмоционально-выразительных задач.

Определить средства дирижерской выразительности: темп и жест, динамика и жест, тембр и жест, фактура и жест, артикуляция (legato, поп legato, staccato) и жест, фразировка и жест.

III. Заключение
2.Ответьте письменно на вопросы:

А) Чем объяснить преимущество хорового пения в музыкально-эстетическом воспитании младших школьников?

Среди видов деятельности младших школьников на уроках музыки хоровое пение имеет ряд преимуществ. Это объяснимо рядом причин:

- песенным началом российской музыкальной культуры (видный деятель хорового искусства Г.А.Струве отмечал: «Все обряды: рождение, венчание, погребение сопровождались пением». Пели работая, отдыхая, пели на праздниках. «Пел весь народ, от мала до велика»);

- общедоступностью (каждый ребёнок физиологически обладает от природы голосом

и слухом);

- адекватностью пения психолого-возрастным особенностям младших школьников, их

стремлению к активным формам освоении искусства;

- особой доступностью для восприятия в силу синтеза слова и музыки;

- значимостью воспитания чувств человеческой общности в современном мире.
Б) Каковы цель и задачи хорового воспитания младших школьников?

Цель хорового пения на уроках музыки в начальной школе – способствовать самореализации младших школьников посредством хорового исполнительства.

Задачи:

- образовательные: постановка и развитие голоса, формирование вокально-хоровых

навыков, знакомство с вокально-хоровым репертуаром;

- воспитательные: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой

певческой манере, воспитание организованности, внимания, ответственности в момент

коллективного музицирования;

- развивающие: развитие музыкальных способностей, интереса к хоровому пению

детей как мотивационного компонента готовности к дальнейшему саморазвитию.
В) Каковы особенности голосового аппарата младших школьников?

Обращение к хоровому пению на уроках музыки в начальной школе предполагает

знание учителем особенностей голоса младших школьников.

Голосовые связки короткие и тонкие, отсутствует голосовая мышца, малая ёмкость лёгких и.д. Детскому голосу свойственны небольшой диапазон, характерная мягкость и «серебристость» тембра.

Существенного различия между голосами мальчиков и девочек в младшем школьном

возрасте нет. Рабочий диапазон младших школьников – в пределах первой октавы с

охватом нескольких звуков второй октавы. Естественное благозвучие голоса младшего

школьника проявляется в зоне примарных тонов (примерно звуки ми-си первой октавы).
Г) В чём суть охраны и гигиены детского голоса?

Учитывая особенности детского голоса необходимо соблюдать его охрану и гигиену:

- соблюдать певческий диапазон при выборе детского музыкального репертуара;

- проводить занятия в проветренных помещениях;

- соблюдать оптимальный режим работы и отдыха (важна смена видов деятельности);

- не допускать форсированного звучания детских голосов.

Если голосовой аппарат ребёнка нездоров или вызывает проблемы, учителю следует

побеседовать с родителями и в случае необходимости посоветовать проконсультироваться

с фониатором.
Д) Каковы основные вокально-хоровые навыки?

В основе выразительного пения, формирования слуха и голоса лежат вокально-хоровые навыки. Их можно условно разделить на 3 группы:

1  Певческая установка.

2  Вокальные навыки (дыхание, звукообразование, дикция).

3  Хоровые навыки (строй, ансамбль).
Ж) Назовите способы разучивания песни.

Работа над освоением каждой песни и её выразительными возможностями должна быть подчинена определённой постепенности, последовательности.

Без освоения вокально-хоровыми навыками пение не может быть полноценным.

Разучить одноголосную песню можно тремя способами:

1  Разучивание песни по слуху.

2  Разучивание песни с привлечением начальных сведений по музыкальной грамоте.

3  Освоение песни с помощью нотной грамоты.

Необходимым условием формирования певческих навыков является певческая установка:

- стоять или сидеть прямо, подтянуто, ненапряжённо;

- плечи развернуты, слегка отведены назад;

- голову держать прямо, как бы следя за полётом звука.

Певческая установка непосредственно связана с навыком певческого дыхания. Тремя

составляющими дыхания являются: вдох, мгновенная задержка дыхания и выдох. С первого урока необходимо познакомить учащихся с основными дирижёрскими жестами:

ауфтакт (внимание, дыхание), вступление и окончание пения (снятие звука). Формируя

навыки певческого дыхания у младших школьников, учителю следует учесть, что ввиду

поверхностного (ключевого) и короткого дыхания дети часто делают вдох в середине

слова или музыкальной фразы, что недопустимо в хоровом исполнительстве. Когда

продолжительность звучания фразы превышает физические возможности певческого

голоса, применяется цепное дыхание.
З) Раскройте этапы работы над песней с младшими школьниками.

Методика разучивания песни по слуху строится по следующему плану:

1  Вступительная беседа.

2  Целостный показ песни.

3  Беседа о песне (анализ).

4  Показ первого куплета.

5  Настройка в тональность.

6  Пофразное разучивание (с настройкой на первый звук фразы).

7  Исполнение.

Основными требованиями при формировании навыка звукообразования должны стать следующие:

- ещё перед возникновением звука должен быть оформлен в мысленных слуховых представлениях школьников;

- звук при атаке воспроизводится интонационно точно, без глиссандо.

Атака – это способ смыкания голосовых связок и быстрота, с которой гортань меняет своё положение при переходе из дыхательного в певческое состояние.

Мягкая атака способствует образованию спокойного, мягкого звука, устраняет напряжённое, громкое звучание.

Твёрдая атака – обеспечивает интенсивную работу голосового аппарата, помогает

точности интонации (например, «Кузнец» И.Арсеева).

Артикуляция и дикция играют особую роль в пении. От правильного образования гласных зависит красота тембра. У детей младшего школьного возраста тембр неровный из-за «пестроты» гласных. Чтобы они звучали ровно, надо стремиться сохранять высокую

позицию на всех звуках диапазона.
3 Подготовить план-конспект по разучиванию песни для учащихся 1-4

классов (по выбору) с выделением задач обучения пению, методов и приёмов коллективной и индивидуальной работы с детьми с точки зрения формирования у младших школьников УУД.
Конспект фрагмента урока по разучиванию песни В.Я. Шаинского «Вместе весело шагать».

1.Вступительная беседа.  «Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством Владимира Яковлевича Шаинского. Он родился в начале 20 века, 95 лет назад. Вова с детства проявлял интерес к музыке, хотя его родители были далеки от нее. В 11 лет начал обучаться скрипке в музыкальной школе. Владимир Яковлевич всегда любил творчество Петра Ильича Чайковского и хотел разгадать секрет его музыки. Шаинский был не только одаренным музыкантом, но и талантливым композитором.

А вы знаете какие-нибудь произведения, которые написал Владимир Шаинский? Он написал немало песен для детей, например: «Песенка мамонтенка», «Пропала собака», «Дважды два – четыре», «Облака – белогривые лошадки», «Чунга-Чанга» и т.д».

2.Постановка цели слушания произведения. «Сейчас мы с вами прослушаем песню, а вы должны будете почувствовать себя композиторами и дать ей название. Как нужно вести себя при прослушивании? Сядьте ровно, сохраняйте тишину и будьте готовы к слушанию».

3. Слушание произведения В.Я. Шаинского «Вместе весело шагать»

4. Анализ прослушанного произведения. «Мы прослушали песню, какое название вы можете ей дать? Песня называется «Вместе весело шагать». Как вы думаете, что автор хотел сказать нам, создавая это произведение?

Что вы можете сказать о настроении песни? Оно веселое, или грустное? В какой форме написано произведение: одночастное, двухчастное? Как исполнено произведение: инструментально или с помощью голоса? Как исполняется песня: сольно, дуэтом или хором?»

5.Подготовка речевого аппарата к пению.

Дыхание.

  • Поочередно втягиваем и надуваем щеки.

  • Перемещаем воздух внутри рта по кругу с левой щеки.

  • Задуваем свечу. Представьте, что перед вами стоит свеча, которую нужно медленно задуть. Поставьте руки на пояс так, чтобы чувствовать, как вы дышите. Делаем вдох, и медленно задуваем свечу.

Скороговорки.

  • Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.

  • Курьера курьер обгоняет в карьер.

  • У ежа ежата, у ужа ужата.

Распевка.

  • "Ми-мэ-ма-мо-му"

  • "бри-брэ-бра-бро-бру"

7. Разучивание песни. «А сейчас мы с вами разучим песню «Вместе весело шагать». Для начала прослушаем ее еще раз, запоминая слова и мелодию».

8. Повторное слушание с повторением слов. «Слушаем второй раз, повторяя слова».

9. Повторное слушание с последующим исполнением. «Слушаем третий раз, и после прослушивания исполняем песню без музыки».

10. Повторное слушание с исполнением и элементами марширования«Слушаем еще раз, маршируя и исполняя песню».

11. Подведение итогов. «Мы выучили первый куплет и припев. На следующем уроке мы продолжим изучать эту песню. А сейчас вспомним, с каким произведением мы познакомились? Кто автор? Какие еще произведения этого автора мы знаем? Где мы можем исполнить эту песню?»

 Владимир Яковлевич Шаинский.

«Вместе весело шагать»

 Припев:

Вместе весело шагать по просторам,
По просторам, по просторам
И, конечно, припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором.


Спой-ка с нами, перепёлка, перепёлочка,
Раз иголка, два иголка - будет ёлочка.
Раз дощечка, два дощечка - будет лесенка,
Раз словечко, два словечко - будет песенка.

Припев.

В небесах зари полоска заполощется,
Раз берёзка, два берёзка - будет рощица,
Раз дощечка, два дощечка - будет лесенка,
Раз словечко, два словечко - будет песенка.

Припев.

Нам счастливую тропинку выбрать надобно,
Раз дождинка, два дождинка - будет радуга,
Раз дощечка, два дощечка - будет лесенка,
Раз словечко, два словечко - будет песенка.

Припев.


написать администратору сайта