Главная страница
Навигация по странице:

  • Духовные ценности

  • Практическая работа к разделу 1 Ценности и их роль для человека и общества Материальные ценности


    Скачать 21.27 Kb.
    НазваниеПрактическая работа к разделу 1 Ценности и их роль для человека и общества Материальные ценности
    Дата29.11.2022
    Размер21.27 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла20910e46-dd9b-4b7e-97d3-c44371d562a3.docx
    ТипПрактическая работа
    #818573

    Практическая работа к разделу

    2.1 «Ценности и их роль для человека и общества»

    Материальные ценности - орудия и средства труда, вещи непосредственного потребления, компоненты значений которых могут быть представлены следующими основными свойствами:

    1. Физический статус;

    2. Техническое устройство;

    3. Праксеологические функции;

    4. Социально-экономическая форма.

    Духовные ценности есть идеи (политические, правовые, моральные, эстетические, философские и религиозные). Они в силу своей природы характеризуются следующими основными свойствами:

    1. Информационное содержание и истинностная характеристика;

    2. Материальное воплощение;

    3. Аксиологическая функция;

    4. Социально-экономическая форма.

    По мнению Ю.А. Шерковина, социальные ценности имеют двойное значение. Во-первых, они являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают индивиду занять определенную позицию, выразить точку зрения, дать оценку. Во-вторых, ценности выступают в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносится с ценностями, вошедшими в личностную структуру.

    Чешский исследователь Я. Гудачек указывает на два основных значения понятия «ценность»:

    1. Ценности в смысле объективно существующих предметов, событий, идей, свойств материальных и духовных продуктов и т.д., в сущности которых заключается атрибут ценности и которые существуют независимо от субъективных оценок людей;

    2. Ценности в смысле значимости (ценности, конкретной ценности или системы ценностей) для индивида.

    Болгарский исследователь В. Момов полагает, что можно типологизировать ценности следующим образом:

    1. Ценности существующие или наличные - актуальные.

    2. Ценности целевые или мыслимые - желаемые, возможные.

    Венгерский исследователь Ф. Патаки предлагает следующую классификацию ценностей:

    1. Общественно-политические ценности (общественная жизнь, личная жизнь, оценочное отношение к общественным перспективам, патриотизм, интернационализм и т.п.);

    2. Коллективистские ценности (солидарность, совместное действие, способность согласования и подчинения личных интересов, дисциплина и т.п.);

    3. Интерперсональные ценности, или ценности-отношения (дружба, секс, отношение к взрослым и ровесникам, а также оценка их поведения);

    4. Объективированные ценности (наука, искусство, интеллигентность, мораль);

    5. Ценности "Я" (личные перспективы, карьера, выбор профессии, самоосуществление);

    6. Предметные ценности (предпочтительное поведение и оценка прежде всего предметов потребления).

    Авторам этой монографии была предложена собственная модель типологии личности, основанная на экспериментальном выделении типов, исходя из целостной иерархии ценностных ориентаций исследуемых. Методом кластерного анализа исследуемые были разделены на три группы, представляющие собой достаточно четкие типы, имеющие различные системы ценностных ориентаций.

    Групповая иерархия инструментальных ценностей 1-го типа отличается достоверно большей субъективной значимостью честности, 2-го типа - ответственности; 3-ий тип характеризуется ориентацией на ценности независимости, твердой воли, самоконтроля при низкой значимости таких ценностей, как честность, терпимость и чуткость.

    Выделенные типы мы условно обозначили как «консервативный», «творческий» и «индивидуалистический».

    Ценностные ориентации оказывают влияние на формирование потребностей индивида. По мнению В.Ф. Анурина, потребности возникают как продукт противоречия между субъектом с его целостной системой восприятия мира (возрастные, физиологические особенности личности, ее жизненный и социальный опыт, этические и эстетические воззрения и т.п.) и объективными условиями его существования.

    И.Н. Истомин рассматривает ценностные ориентации как определенную категорию установок. По его мнению, при одновременном наличии потребности и соответствующей среды для ее удовлетворения у индивида формируется определенная установка на конкретный предмет или явление, существенно определяющая его дальнейшее поведение.

    В.Б. Ольшанский дает следующее определение ценностей: «Ценности своеобразные маятники, помогающие заметить в потоке информации то, что наиболее важно для жизнедеятельности человека, для его поведения. Что противоречит ценностям, будет неизбежно игнорировано - либо невниманием, либо невосприятием, либо неразделением информации».

    Н.Ф. Наумова выделяет ценностные ориентации как один из механизмов целеполагания. Они ориентируют человека среди объектов природного и социального мира, создавая упорядоченную и осмысленную, имеющую для человека значение, картину мира.

    Г.Л. Будинайте и Т.В. Корнилова оперируют понятием "личностные ценности". Личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект самоопределился.

    Вывод о решающей роли ценностных ориентаций в саморегуляции поведения подтвержден и социологическими исследованиями. В социально-психологическом аспекте ценности выполняют функцию регулятора групповой сплоченности и активности коллектива. Индивидуальные ценностные ориентации взаимодействуют и воздействуют на коллективные через межличностные взаимоотношения.

    Ценностные ориентации ощутимо сказываются на различных сторонах жизнедеятельности группы: от личной адаптации входящих в нее членов до ее продуктивности.

    Исследования проблемы ценностей, показали, что ценностные ориентации являются важнейшими компонентами структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Система ценностей отдельной личности или социальной группы зависит от возрастных, половых и психологических особенностей, социального, экономического, политического, профессионального, национального, этнического статуса.

    Ценности - это социальный феномен, существующий в диалектическом отношении субъект - объект, который является важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью.

    Ценности носят двойственный характер, они социальны. Социальные ценности определяются как некое данное, доступное членам какой-то социальной группы или общества в целом, значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды. Индивидуальные ценности являются важнейшим компонентом структуры личности.

    В зависимости от задач и целей, которым служит та или иная ценность, они делятся на две основные группы: ценности-цели (терминальные ценности) и ценности-средства (инструментальные ценности). Терминальные ценности являются важнейшими, это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, что он ценит сейчас и к чему стремится в будущем, они определяют смысл жизни человека, указывают, что для него особенно важно, значимо, ценно. Инструментальные ценности выступают стандартами при выборе определенного типа поведения или действий.

    4. Вывод: Рассмотрев различные взгляды ученых на развитие личности, можно сделать вывод о том, что уровни сформированности интеллектуальной, моральной, эмоциональной, социальной сфер человека выступают в качестве внутренних факторов развития системы ценностных ориентиров, в качестве внешних факторов развития системы ценностных ориентаций можно определить социальную среду, семью, сверстников, личность учителя, образовательную, рабочую среду, средства массовой информации, общество в целом, культуру, законы и традиции и т. д. Основной областью развития системы ценностных ориентиров и в то же время областью проявления уровня развитости этой системы мы считаем деятельность человека.

    5. Вывод: «Читательская грамотность» — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. У развитого читателя должны быть сформированы умения извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения и умения, основанные на собственных размышления о прочитанном, интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя.

    Работая над главой монографии А.В. Серого, М.С. Яницкого «ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ», достигла единого адекватного прочтения текста, понимание автора. Нашла и смогла извлечь нужную информацию из текста, проявила умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащую в нем информацию. Использовала полученную информацию для решения поставленной передо мной задачи.


    написать администратору сайта