философия 2. Практическая работа по дисциплине Философия Эссе на тему Основные черты и принципы средневековой философии
Скачать 28.52 Kb.
|
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский профессионально-педагогический университет» Институт инженерно-педагогического образования Кафедра инжиниринга и методики профессионального обучения в машиностроении и металлургии Практическая работа по дисциплине «Философия» Эссе на тему: «Основные черты и принципы средневековой философии» Выполнил: студент группы Пу -111С МС Садовский М. В. Проверил: Безруков И.В. Екатеринбург 2020 Содержание Введение_________________________________________________________3 Основные черты и принципы средневековой философии______________4 Основные принципы Средневековой философии_____________________5 Аврелий Августин Иппонийский или Аврелий Августин Блаженный__6 Основные идеи текста Блаженного Августина "О граде Божием"______6 ФОМА АКВИНСКИЙ (1225 - 1274)_________________________________7 Список литературы_______________________________________________9 Введение Средневековье охватывает историю Европы от распада Римской империи в 5 веке. До эпохи Возрождения (14-15 вв.). Возникновение средневековой философии очень часто связывают с падением Западной Римской империи (476г), когда варвары свергли последнего императора (Флавий Ромул Август). В 1-4 вв. конкурируют между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников. Но тогда же формируется новая религия-христианство, корни философии средних веков уходят в христианство. Средневековая философия начинается тогда, когда она начинает подчиняться церкви. Средневековая философия, таким образом, сформировалась под влиянием: Древнегреческой философии, в первую очередь платоновской и аристотелевской традиции Священного писания, определившего религиозную (христианскую) направленность философии средних веков. Философия на данном этапе находилась под исключительным воздействием религиозной догматики, к подавляющему влиянию которой прибавлялось наследие античной философии. Основные черты и принципы средневековой философии Средневековая философия - это период, когда произошла смена мировоззренческих ориентиров, философов. Изменяются нормы, идеалы мира и роли человека в нем. Периодизация этой эпохи имеет различные варианты. Наиболее устоявшийся и принятый период в современном мире - II-XIV вв. Поскольку он пересечен с христианством, логично считать его началом периода время появления Библии. В отличии от античной философии, изучающей на протяжении трех этапов своего развития первоздание и человеческую природу, философия средневековья связана с теологией - учением о Боге. Выделяют следующие особенности средневековой философии: Теоцентризм - реальность, определяющая, что все сущее является Бог, который представлен, как личность над миром. Философские мышления периода средневековья приобрели религиозный характер и связаны с церковью. Размышления о сверхъестественном начале изменяют мировоззрение человека. Начинается переоценка истории, поиск целей и смысла жизни. Ретроспективность мышления - «чем древнее, тем настоящее, чем настоящее, тем истиннее». Традиционализм - акцент средневековой философии сделан на отрицании новаторства, использование которого считалось гордыней и грехом. Ценностью была не креативность и индивидуализм, а приверженность традициям. Авторитарность - обращение к Библии. Комментаторство. Комментаторский жанр в средние века преобладал над остальными жанрами. Источник философских знаний (священное писание) - не поддается анализу или критике, разрешено только его толкование. Дидиктизм - присущ философии средневековья. Поэтому, философия приобретает характер учительства, проповедничества. Помимо теоцентризма, для средневековой философии характерны и следующие особенности: Монотеизм - Бог не только един, но и отличен от всего сущего. Креационизм - понимание мира, как сотворение Богом из ничего. Провиденциализм - непрерывное осуществление божественного замысла - спасение мира и человека, на протяжении истории. Эсхатологизм - учение о конце исторического процесса, и представление человека особым существом, который подобен Богу в безгрешности, святости и любви. Основные принципы Средневековой философии Основные принципы средневековой философии (отражают принципы средневекового мышления): Принцип абсолютной личности - наиболее фундаментальная идея философского значения. Теоцентризм - принцип, согласно которому Бог является центром, фокусом средневековых философских и религиозных представлений; конкретизирует принцип абсолютной личности. Монотеизм - Бог един, а не множествен. В отличие от античных богов христианский Бог един и уникален. Креационизм - учение о сотворении мира Богом из ничего. Тем самым дается новый ответ на уже в античности поставленный вопрос о том, как из единого рождается множественное. Символизм - понимание земного как инобытия, мира Бога. Средневековый антропоцентризм: человек - не просто микрокосмос, а созданное Богом привилегированное существо, повелитель всего созданного для него. Главная проблема философии и религии - не Космос, а человек. Человек обладает не двумя измерениями, а именно телом и душой, как считали гении античности, а тремя. К первым двум добавляется "дух". Духовность - причастность к божественному посредством веры. Высочайшая добродетель - не разум, не интеллект, а добрая воля, повиновение заповедям Бога. Вслед за Богом человек причастен к добру. Суть человека - вера, надежда, любовь, «но любовь из них больше» (апостол Павел). Быть человеком - значит жить по этическим правилам, изложенным Христом в Нагорной проповеди. Средневековая герменевтика - искусство интерпретации текстов. Концепция линейного времени и множественности времен. Идея историзма. Аврелий Августин Иппонийский или Аврелий Августин Блаженный Аврелий Августин Блаженный (13 ноября 354 года, Тагаст, Нумидия, Северная Африка - 28 августа 430 года) - христианский богослов и философ, влиятельнейший проповедник, епископ Гиппонский (с 395 года), один из Отцов христианской церкви. Августин является святым католической, православной и лютеранской церквей (при этом в православии обычно именуется с эпитетом блаженный) - Блаженный Августин. Некоторая часть сведений об Августине восходит к его автобиографической «Исповеди». Его самый известный теологический и философский труд - «О граде Божием». Человеческая история, которую Августин излагает в своей книге «О граде Божием», «первой мировой истории», в его понимании есть борьба двух враждебных царств - царства приверженцев всего земного, врагов Божьих, то есть светского мира и царства Божия. При этом он отождествляет Царство Божие, в соответствии с его земной формой существования, с римской церковью. Августин учит о самодостоверности человеческого сознания (основа достоверности есть Бог) и познавательной силе любви. При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей, из которых они затем самостоятельно развиваются. Основные_идеи_текста_Блаженного_Августина_"О_граде_Божием"'>Основные идеи текста Блаженного Августина "О граде Божием" «О граде Божьем» - один из основных трудов философа и богослова Аврелия Августина, в котором он представил развёрнутую концепцию философии истории. В сочинении впервые в европейской философии изложены линеарная концепция исторического времени и идеи морального прогресса. Труд «О Граде Божьем» был написан в 413-427 годах, через несколько лет после взятия Рима вестготами. Это событие оказало большое влияние на Августина, который писал, что земные государства нестабильны и недолговечны по сравнению с общностями, созданными на основе духовного единения. В то же время он считал, что светская государственная власть дана людям свыше, чтобы в мире был хоть какой-то порядок, поэтому в соответствии с принципом «Богу - Богово, кесарю - кесарево» люди должны подчиняться законному правителю. Другой важной темой книги является борьба против ересей. Августин оправдывает репрессивные меры против еретиков и принудительное обращение в ортодоксальное христианство, описывая это формулировкой «Принудь войти в лоно Церкви!» Основные идеи: Обоснована идея господства Церкви над государством, а Римского Папы – над монархами - главная идея, за выдвижение которой и ее последующее воплощение в реальности католическая Церковь чтила и боготворила Августина Блаженного, особенно в средние века; Большинство людей грешны и далеки от Бога, поэтому светская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти; Короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей, а также непосредственно Папе Римскому; Земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре; Выдвинута идея социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью), что было выгодно как Церкви, так и государству. ФОМА АКВИНСКИЙ (1225 - 1274) Фома Аквинский (Аквинат) - один из выдающихся мыслителей средневековой Европы, философ и теолог, доминиканский монах, систематизатор средневековой схоластики и учения Аристотеля.Родился в конце 1225 или начале 1226 года в замке Роккасекка, родовом замке близ Аквино, в Неаполитанском королевстве. В целом в процессе развития средневековой философии перевес в соотношении веры и разума постепенно перемещался в сторону разума. Фома Аквинский оказался последним выразителем концепции гармонии веры и разума. Он считал, что хотя основные догматы и таинства христианства и превосходят разум, они все-таки не могут противоречить ему. Уже одновременно с Фомой начинает набирать силу теория «двойственной истины», согласно которой истины веры и разума могут противоречить друг другу: истинное с точки зрения разума может быть ложным с точки зрения веры и наоборот. Автор этой теории – арабский мыслитель Ибн-Рушд (Аверроэс) (1129 - 1198). Распространение этой концепции фактически привело к разделению двух областей знания, единых в рамках средневековой культуры: философии и теологии. Список литературы Попов И. В. Личность и учение Бл. Августина, т. I, ч. 1—2. — Сергиев Посад, 1916. Герье В. Блаженный Августин. — М., 1910. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. — М.: Мысль, 1979. — С. 181—340. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Ляшенко В. П. Философия. — М., 2007. |