Главная страница
Навигация по странице:

  • Программа профессиональной переподготовки Специальный психолог. Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (620)Дисциплина

  • Практическое задание 2, Модуль 2. Коррекционно-педагогическая работа при расстройствах аутистического спектра Выполнил

  • Задание 1. Используя лекционный материал и рекомендуемую литературу из списка, опишите, как справиться с сенсорной перегрузкой.

  • План сенсорной диеты. Этапы

  • Практическое задание 2_ Сычева ЕА. Практическое задание 2, Модуль Коррекционнопедагогическая работа при расстройствах аутистического спектра слушатель Сычева Екатерина Александровна Преподаватель Даильнева Александра Александровна


    Скачать 164.77 Kb.
    НазваниеПрактическое задание 2, Модуль Коррекционнопедагогическая работа при расстройствах аутистического спектра слушатель Сычева Екатерина Александровна Преподаватель Даильнева Александра Александровна
    Дата14.09.2022
    Размер164.77 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПрактическое задание 2_ Сычева ЕА.doc
    ТипПрограмма
    #677178

    Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения

    Программа профессиональной переподготовки

    Специальный психолог. Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (620)

    Дисциплина: Психология лиц с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, основы коррекционной работы

    Практическое задание 2, Модуль 2. Коррекционно-педагогическая работа при расстройствах аутистического спектра


    Выполнил:

    слушатель Сычева Екатерина Александровна

    Преподаватель:

    Даильнева Александра Александровна

    г. Москва – 2022

    Задание 1. Используя лекционный материал и рекомендуемую литературу из списка, опишите, как справиться с сенсорной перегрузкой.
    Как справиться с сенсорной перегрузкой
    Сенсорные перегрузки — частый спутник человека, страдающего нарушениями сенсорной интеграции, или другими расстройствами, которым обычно сопутствуют нарушения обработки сенсорных сигналов (к ним относится, в том числе, аутизм). Даже если у вас нет каких-то существенных особенностей развития, и вы просто очень чувствительны по своей природе, есть риск получить сенсорную перегрузку. Перегрузка возникает в ситуации, когда человек подвергается чересчур сильному воздействию какого-либо сенсорного стимула, и не может с этим справиться. Такое состояние можно сравнить с перегрузкой компьютерной системы, пытающейся обработать больше информации, чем вмещает ее оперативная память. Но помочь человеку, переживающему сенсорную перегрузку, не так уж сложно. Ниже мы подробно расскажем вам как это сделать.

    1. Понять, что человек перегружен.

    Признаки сенсорной перегрузки для каждого человека будут индивидуальны. Кто-то внезапно почувствует приступ паники, кто-то станет «гиперактивным», кто-то замкнется в себе, а кто-то ударится в истерику. Если вы знаете, что у человека есть нарушения сенсорной интеграции, можно предположить, что внезапное изменение настроения или всплеск нежелательного поведения могут быть вызваны сенсорной перегрузкой. Если человек неожиданно теряет привычные навыки, к примеру, перестает говорить и отвечать на вопросы, это может быть сигналом сильнейшей перегрузки. Когда человек вам хорошо знаком, понять, что он перегружен, бывает проще, т.к. признаки сенсорной перегрузки будут вам уже хорошо знакомы. К примеру, у многих людей с РАС в момент перегрузки появляются особые «стимы» или ритуалы, не свойственные им, когда они спокойны. К примеру, человек может раскачиваться, когда ему хорошо и он спокоен, а в момент перегрузки вдруг начать резко хлопать в ладоши.


    2. Помогите справиться с шумом.

    Если вы находитесь в шумном месте, и видите что человек перегружен, помогите ему поскорее перебраться туда, где не так шумно. Сенсорная перегрузка замедляет процессы обработки информации, поэтому дайте собеседнику дополнительное время, чтобы «переварить» ваш вопрос и сформулировать ответ. Если вы можете снизить уровень шума, например, убавить громкость музыки, обязательно сделайте это.

    3. Не трогайте человека лишний раз. Не давите на него.

    Многие люди с нарушениями сенсорной интеграции с трудом переносят, когда к ним прикасаются. Чужое прикосновение, даже мысль о том, что кто-то может до них дотронуться, может спровоцировать перегрузку. Когда человек перегружен, ему плохо, не «нависайте» над ним. Если он сидит, или если вы имеете дело с маленьким ребенком, опуститесь на его уровень, присядьте, встаньте на колени, но не «нависайте».

    4. Не говорите слишком много.

    Если для того, чтобы оказать человеку помощь, вам нужно что-то узнать — спрашивайте, но не стоит пытаться его подбодрить, утешить, или поговорить с ним на отвлеченную тему. Речь — мощный сенсорный стимул и можно невольно усилить перегрузку. Кроме того, в состоянии перегрузки человеку может быть трудно, говорить, и поддержание беседы потребует от него дополнительных серьезных усилий.


    5. Если у человека есть с собой куртка, возможно, он захочет ее надеть и надвинуть на лоб капюшон.

    Капюшон и тяжелая ткань куртки на плечах поможет ослабить воздействие сенсорной стимуляции и успокоиться. Если куртка не под рукой, можно предложить ее принести. Тем, у кого нет куртки, можно предложить укрыться тяжелым плотным одеялом.

    6. Не отвечайте на агрессию.

    Некоторые люди в момент перегрузки могут проявлять физическую или вербальную агрессию. Не принимайте это на свой счет, в такой момент человек просто не может себя контролировать. Ну и конечно не паникуйте. Основная цель человека, переживающего перегрузку, как можно скорее покинуть травмирующую его обстановку, а вовсе не причинить вам серьезный вред. Вспышку агрессии может спровоцировать попытка дотронуться до него, успокоить, или помешать ему уйти.

    7.Когда человек, наконец, справится с перегрузкой, будьте готовы к тому, что долгое время он может чувствовать себя очень усталым, и сильнее чем обычно реагировать на раздражители.

    Такое состояние может длиться от нескольких часов до нескольких дней, пока он полностью не восстановится после перегрузки. Если есть такая возможность, постарайтесь в этот период оградить человека от дальнейшего стресса.

    8. Слушайте.

    Как правило, мы сами, лучше любого постороннего, можете рассказать, что может вызвать у вас перегрузку. Если человек в состоянии сообщить или показать вам, как ему можно помочь, когда он перегружен, отнеситесь к этому со вниманием. У каждого будет своя стратегия на этот случай. Способ «успокоения» может выглядеть немного странно, к примеру, человек может начать раскачиваться, глядя на блестящие предметы, или делать что-то не менее странное. Постарайтесь не вмешиваться. Он не причинит себе вреда. Часто люди из лучших побуждений, пытаясь помочь, мешают человеку в состоянии перегрузки самостоятельно отрегулировать свое состояние.

    Задание 2. Составьте план и опишите упражнения «сенсорной диеты» для одного ребенка с РАС.


    Под «сенсорной диетой» принято понимать содержательный план занятий, упражнений и т.п. для насыщения ребёнка сенсорными стимулами по всем модальностям, опираясь при этом на понимание иерархии сенсорной интеграции в процессе развития ребенка.
    Основные цели сенсорной диеты: улучшить внимание и реакции; уменьшить самостимуляции путем предоставления им более приемлемой замены; помочь человеку привыкнуть к тяжелым для него сенсорным стимулам; уменьшить стресс в течение дня, помочь человеку заранее «выпустить пар».
    План сенсорной диеты.


    Этапы


    Предложения


    Обоснование


    Способы организации пространства


    Утром дома


    Массаж ног и спины


    Проприоцептивный ввод


    Ровная поверхность кровати, без подушки.


    Утренняя зарядка.
    (зарядка может включать отталкивание на стуле, стул/тело сдавливание, растягивание эластичных жгутов, упражнения с ручным эспандером, наклоны с опорой на верхние конечности, утяжеленная.)


    Стул, эластичные жгуты, эспандер, утяжеленная одежда (жилетка)


    Утренний туалет


    Гигиенические нормы, тактильный ввод


    Виброщетка, виброрасческа.


    Утренний перекус


    Вкусовой ввод


    Крекеры или пряник, фрукт, белки.


    Слушание музыки и одевание в д/сад по темпу музыки


    Слуховой ввод


    Звуковые записи с разными темпами.


    Дорога в д/сад. Игра «Что я слышу?» или «Тяни-Толкай»


    Проприоцептивный ввод


    Окружающая действительность, тележка, санки или коляска


    После детского садика


    Дорога домой и прогулка


    Проприоцептивный ввод


    Тележка или сумка


    Игра «Тяни-Толкай»


    Вестибулярный ввод


    Качели-карусели


    На детской площадке» «Качаемся - вращаемся» «Пони бегает по кругу»


    Игры в песочнице «Готовим обед»


    Тактильный ввод


    Формочки для песка



    Вечером дома


    Подготовка ужина. Сервировка стола


    Тактильный ввод
    Осязательный ввод
    Вкусовой ввод
    Вестибулярный ввод


    Посуда.
    Салфетки.
    Тихая фоновая музыка.


    Час игр и затей:
    Игра «Мыльные пузыри»
    «Езда на одеяле»
    «Мячи-прыгунки»
    «Автомобильный тоннель»
    Прыжки на батуте


    Тактильный ввод
    Вестибулярный ввод
    Проприоцептивный ввод


    Необходимое оборудование для игр


    Массаж для ног. Игры «Бутерброд», «Ладушки-оладушки». Пальчиковая гимнастика


    Проприоцептивный ввод


    Ровная поверхность.
    Подушки, одеяла


    Вечерний туалет


    Гигиенические нормы, тактильный ввод


    Душ или ванна с пузырьками. Виброщетка, виброрасческа


    Время книги


    Слуховой ввод


    Книги или аудиозаписи


    «Все друзья ложаться спать. Можно сказку рассказать»


    Проприоцептивный ввод
    Слуховой ввод


    Любимые игрушки на своих спальных местах



    Задание 3. Посмотрите биографический фильм режиссера Мика Джексона «Темпл Грандин» о жизни женщины с аутизмом и проанализируйте основные сенсорные особенности восприятия главной героини. Приведите примеры.

    Темпл Грэндин родилась в 1947 г. В первые месяцы жизни она казалась своей матери обычным ребенком, ничем не отличающимся от остальных, однако в возрасте полугода Темпл начала застывать, когда ее брали на руки, противиться прикосновениям. В последующие несколько лет отказ от соприкосновения с окружающими дополнился другими типичными симптомами аутизма: пристрастием к вращающимся предметам, стремлением к одиночеству, разрушительным поведением, вспышками гнева, неспособностью говорить, кажущейся глухотой, обостренной чувствительностью к внезапным звукам и непреодолимым интересом к запахам. Диагноз был выставлен в трехлетнем возрасте. Лишь спустя полгода активной речевой терапии девочка смогла произносить простые слова, до этого момента она общалась с окружающими лишь мычанием, криком и бурной жестикуляцией. Ко всему прочему, она могла разрисовать собственными фекалиями стены, плевалась в окружающих, когда уставала, билась в истерике от звука пароходного гудка, не смотрела в глаза и никак не реагировала на обращавшихся к ней людей.

    Хотя Темпл и оставалась аутичным ребенком, обретение связной речи и способности с ее помощью поддерживать отношения с другими людьми помогло ей выбраться из хаоса ощущений. Ее сенсорная система с интенсивными колебаниями чувствительности стала понемногу стабилизироваться. После того как Темпл освоила разговор, триада ее дефектов – социальных, коммуникативных и образных – стала постепенно сдавать позиции. К 6 годам Тэмпл стала хорошо говорить и тем самым перешла рубеж, отделяющий высокофункциональных аутистов от низкофункциональных, не способных освоить связную речь. Но даже после терапии ее речь долго оставалась странной – отрывистой, монотонной, полной грамматических ошибок. Только в 8 лет она освоила навыки, без труда приобретаемые детьми, едва научившимися ходить, что позволило ей посещать школу для обычных детей.

    На этом проблемы Темпл не закончились – мир человеческих отношений оставался ей чужд и непонятен, поэтому в школе она оставалась изгоем для других ребят, хотя ее умственное развитие было на одном с ними уровне. В 1956 г. Темпл показала коэффициент IQ, равный 120, в 1959 г. – 137, что существенно выше нормы; она лишь не умела его правильно использовать. Своими плохими оценками, импульсивным поведением и вспышками гнева она заслужила в школе репутацию двоечницы и хулиганки. Ей тяжело давалась математика и языки, но в творческих занятиях Темпл не было равных – она с нескрываемым удовольствием участвовала в театральных постановках, шила костюмы, лепила, рисовала, делала поделки из дерева. Только титанические усилия семьи и учителей помогали Темпл постепенно вливаться в социум.

    В подростковом возрасте поведенческие проблемы Темпл набирали обороты, хоть и перестали иметь выраженный асоциальный оттенок. Ей пришлось сменить несколько школ, поэтому ее мать решила обратиться за помощью к психотерапевтам. Единственно доступной психотерапией для аутичных детей в 60-е гг. был психоанализ, необоснованно связывающий возникновение аутизма с психической травмой отвержения матерью ребенка. Т. Грэндин в течение нескольких лет посещала психоаналитика, но, по ее мнению, успеха в развитии эти встречи не приносили, и она до сих пор критически настроена к подобного рода терапиям.

    Только в старших классах, в школе-интернате, Темпл стала спокойнее и научилась сдерживать злость. За прошедшие несколько лет ее нездоровые увлечения, такие как увлечение выборами, постоянные вопросы и бесконечная болтовня пошли на убыль. Как большинство аутичных детей, она остро переживала неустойчивость окружающего мира: разлука с домом и родными, жизнь в новом, незнакомом месте стали для нее большим стрессом. Она хотела, чтобы все вокруг оставалось неизменным, – даже одевалась всегда одинаково и носила изо дня в день одну и ту же куртку.

    В автобиографической книге Темпл рассказывает о том, как однажды во время учебы в интернате, когда она была в церкви, священник назидательно произнес: «Перед каждым из вас существует дверь, ведущая на Небеса. Войдите в нее, и вы будете спасены». Рассказав об этом эпизоде из своей жизни, Темпл далее пишет: «Как и многие аутичные дети, я все услышанное понимала буквально. Слова священника произвели на меня глубокое впечатление, и все мои мысли сконцентрировались на поисках двери, ведущей на Небеса. Я должна была найти эту дверь. Дверь в кладовку, дверь в ванную комнату, парадная дверь, дверь в конюшню были тщательно мною исследованы, но ни одна из них не соответствовала высокому назначению. Но вот однажды я залезла на чердак и обнаружила там еще одну дверь – на крышу. Я ощутила огромное облегчение, чувство радости и покоя. Я нашла свою дверь, которая вела прямо на Небеса. Маленькая деревянная дверца стала для меня важным символом и во многом определила мою жизнь. Теперь, оглядываясь назад, я понимаю, что она означала взросление…». С тех пор метафора «дверь» помогала ей развиваться и идти дальше – сначала успешно окончить школу, а потом поступить в колледж.

    Темпл продолжали мучить неожиданные панические атаки, истерики. Со своими приступами она могла справляться двумя способами: либо уходить во внутренний мир и стараться минимизировать любые внешние стимулы, либо путем гиперстимуляции ощущений – вращаясь, как в детстве, вокруг собственной оси или катаясь на быстрых аттракционах. Решение проблемы нашлось неожиданно. Гостя после окончания школы на ранчо у своей тети, Темпл впервые познакомилась с жизнью домашнего скота – ей очень нравилось помогать по хозяйству и она уже тогда спроектировала несколько инженерных диковинок, которые улучшают работу (например, механизм, автоматически открывающий ворота). Однажды она увидела станок для коров – специальное оборудование из двух железных створок, куда загоняли животное для проведения различных процедур, – корова, бока которой тесно сжимались стенками станка, быстро успокаивалась. К ужасу своей родни, Темпл решила испытать станок на себе, ведь с 5 лет она мечтала о волшебной машине, которая смогла бы ее ласково обнимать, повинуясь командам: «Я жаждала любви и нежных объятий. Но, в то же время, я избегала всякой чрезмерности в выражении чувств – как, например, в детстве, когда меня душила в объятиях толстая, приторно пахнущая тетушка. Даже когда учительница брала меня за руку или клала руку на плечо, я вздрагивала и отшатывалась. Я искала телесного контакта и, в то же время, избегала его...».

    Станок оказал желаемый эффект, и Темпл стала одержима идеей создать похожее устройство, которое помогло бы ей справляться со стрессом. Преодолевая непонимание окружающих, она много лет старалась создать идеальное приспособление для объятий, так называемую обжимную машину. Ей удалось не только достичь желаемого, но и доказать специалистам эффективность данного метода в терапии с аутичными людьми – теперь подобные устройства есть во многих центрах для аутистов.

    Летние месяцы, проведенные на фамильном ранчо, стали решающими для профессионального самоопределения Т. Грэндин, которая выбрала для себя довольно странную и узкую специализацию, – уход за домашним скотом. В высшей школе она написала диплом, посвященный устройству станков для скота. Это был один из первых в США проектов, содержащих исследование того, как ведут себя животные на фермах. Ее работа по поведению скота и обращению с ним стала одной из первых в этой области. Докторская диссертация Грэндин была посвящена изучению влияния условий содержания и ухода на головной мозг свиней.

    Темпл выступает за гуманное обращение с животными, которые идут на убой, стараясь свести их страдания перед смертью к минимуму, разрабатывает эргономические дизайн-проекты загонов для скота, ферм, боен, стремясь максимально обеспечить комфорт животным. Например, Темпл сделала загоны для скота изогнутыми. В этом случае животные перемещаются по нему легче. Тому есть две причины: во-первых, при такой конструкции у животного нет причин бояться, поскольку оно не видит, что ждет его впереди; во-вторых, от природы животным свойственно двигаться по кругу. В этой области Грэндин нет равных, по ее проектам и чертежам построено большинство современных загонов для скота в США и Западной Европе.

    Чувства и переживания человека аутисту всегда трудно понять, хотя Темпл не была лишена чувствительности, но она распространялась главным образом на животных, о которых она постоянно заботилась. По словам Темпл, она переживала те же эмоции, что и животные, отождествляя себя с ними. «Животных, как и аутичных людей, раздражают высокие звуки, свист ветра или неожиданный громкий крик, – говорила она. – Их также беспокоят зрительные контрасты и резкие неожиданные движения, попадающие в поле их зрения. От легкого прикосновения животное шарахнется в сторону, а крепкое, властное успокаивает его. Я и сама шарахаюсь в сторону, когда кто-то меня коснется, а если меня начать постоянно трогать, то эти малоприятные действия окажутся сходными с дрессировкой неприрученного животного».

    Животноводство – не единственная область, где Грэндин достигла высоких успехов. Она – активный член сообщества людей, больных аутизмом. Регулярно посещает конференции с докладами, пишет статьи и книги по своей проблеме.

    Суждения Темпл об аутизме не лишены субъективизма, но в основном совпадают с существующими научными взглядами на это психическое расстройство. Грандин склоняется к мысли, что ее мозг представляет собой модульную структуру и имеет множество различных форм интеллекта, потенциально независимых друг от друга: зрительных, музыкальных, логических и т. д. Подобные способности могут быть сильно развиты у аутичных людей, в то время как умение понять склад чужого и даже своего собственного ума, способность к обобщению у аутистов развита очень плохо.

    Помимо прочего, Грэндин полагает, что наиболее близко к объяснению сущности ее болезни подошли и те ученые, которые пришли к заключению, что аутизм обусловлен патологической устойчивостью к аффектам и неспособностью к эмпатии. Признает Темпл и когнитивную психологию, изучив труды У. Фрит и других теоретиков этого направления в психологии.

    В вопросах нейропсихологии аутизма Грэндин склоняется к мысли о недоразвитости у аутичных людей «эмоциональных цепей», которые, по ее мнению, служат для соединения филогенетически старых эмоциональных частей головного мозга, миндалевидного тела и лимбической системы со сравнительно недавно развитой частью – предлобной корой головного мозга. Эти цепи помогают развитию самосознания и позволяют познать свой собственный склад ума, равно как и других индивидов, то есть, обрести те способности, которых лишены аутисты.

    Темпл согласна, что на развитие аутизма влияют наследственные генетические факторы, ссылаясь при этом на собственного отца, замкнутого человека, который, как она полагала, страдал синдромом Аспергера или, по крайней мере, у него были зачатки этой болезни. Однако, вопреки мнению Б. Беттельгейма, Грэндин считает, что, хотя окружающая среда и оказывает большое влияние на детскую психику, родители, как правило, непричастны к развитию у детей аутизма. Аутизм сам строит барьеры между детьми и родителями, которые они не могут преодолеть, и потому весь спектр детских сенсорных ощущений от ласки и заботы родителей носит крайне обедненный характер.

    Темпл убеждена, что при рассмотрении проблемы аутизма слишком много внимания уделяется негативным аспектам этой болезни, пренебрегая ее положительными сторонами. Например, если при аутизме одни части мозга имеют некоторые дефекты, то другие развиты свыше нормы, особенно у людей, страдающих синдромом саванта. Она полагает, что хотя аутичные люди и сталкиваются с многочисленными проблемами, многие из них обладают особенными способностями, которые позволяют занять им достойное место в жизни.

    Темпл чувствует, что в ее разуме преобладает механическое начало и часто сравнивает свой мозг с компьютером, мысли – с расчетами, а память – с файлами того же компьютера. Она думает, что ее разуму не хватает «духовности», которой наделены обычные люди, и считает, что порой мыслит слишком конкретно, оперируя визуальными образами, являющимися продуктом случайных ассоциаций.

    Пример Темпл Грэндин интересен еще и тем, что эта эксцентричная женщина, всегда носящая одну и ту же прическу и одевающая исключительно брюки и ковбойские рубашки, научилась преодолевать собственный аутизм. Она достигла не только больших успехов в науке, но стала более адаптированной. Темпл сумела преодолеть пропасть между аутистами и здоровыми людьми – стала более общительной, открытой, научилась справляться с собственными проблемами и помогать другим. Она многие годы работала над собственной речью, стараясь преодолеть монотонность и резкость своего голоса. И если раньше, когда Темпл только начинала читать лекции, она не поддерживала контакта с аудиторией, была довольно зажатой, то сейчас читает их раскованно и непринужденно, дополняя шутками и анекдотами. Темпл Грэндин всецело предана собственной работе, и можно только завидовать личностной и духовной зрелости человека, который нашел свое признание и сохраняет искренность во всем. Темпл пишет: «Я не хочу, чтобы мои мысли умерли вместе со мной. Меня не интересуют ни деньги, ни положение в обществе, но я хочу оставить свой след на земле и знать, что жизнь прожита не напрасно...».


    написать администратору сайта