Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. История вопроса

  • 2. Конституционно-правовой статус личности и гражданина в странах арабского востока

  • Список использованных источников

  • права арабский восток современность. Права в арабском востоке современность


    Скачать 21.29 Kb.
    НазваниеПрава в арабском востоке современность
    Дата10.01.2023
    Размер21.29 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаправа арабский восток современность.docx
    ТипДокументы
    #879380



    ЭССЕ
    НА ТЕМУ:

    ПРАВА В АРАБСКОМ ВОСТОКЕ: СОВРЕМЕННОСТЬ”


    Выполнила

    студентка очного отделения

    направления

    Иванова А.

    1. История вопроса
    Арабским востоком или арабским миром принято называть совокупность государств, включающую в себя арабские страны Ближнего Востока и Северной Африки по признаку принадлежности к Лиге арабских государств и имеющих арабский язык в статусе одного из официальных государственных языков.

    Исторически сложившейся совокупностью общеобязательных норм и правил поведения, доминирующей в арабских странах вплоть до второй половины XIX- начала XX века, является исламское право, получившее название “Фикх”. Фикх имеет теократическое происхождение: он является нормативно-правовой частью (собственно, совокупностью законов) шариата – исламского права в широком смысле.

    В связи с колоссальным политическим и техническим преимуществом стран Европы перед всем остальным миром, европейская экспансия затронула и арабские страны. Во второй половине XIX века в правовых системах наиболее развитых исламских стран фикх-право уступил ведущее место законодательству, скопированному преимущественно с западноевропейских образцов. В результате фикх сохранил свои позиции главным образом в регулировании отношений личного статуса. Для развития юриспруденции во второй половине XIX — начале XX в. было характерно появление трудов в форме законопроектов, готовившихся по поручению властей, но не принимавшихся.

    В современных же условиях фикх-право во многих арабских странах (в первую очередь, страны аравийского полуострова) по-прежнему сохраняет свое высокое значение. В целом, современная система права в арабских странах неоднородна. Однако большой проблемой до сих пор является нарушение прав человека в арабских странах.

    2. Конституционно-правовой статус личности и гражданина в странах арабского востока
    Ислам и исламское право оказали глубокое влияние на историю развития государства и права стран арабского Востока, в частности, на положение прав и свобод человека в этих странах. В конституциях стран арабского востока есть главы и разделы, посвященные статусу личности, правам и обязанностям гражданина. В целом, данные разделы сформулированы кратко и не содержат таких же подробных описаний прав гражданина, как, например в Конституции Российской Федерации.

    Важнейшим фактором, влияющим на конституционный статус личности, остается традиционно сложившееся несоответствие конституционных норм о правах и свободах граждан и повседневной политической практики, изобилующей зачастую грубейшими нарушениями конституционных прав и свобод, особенно в периоды обострения внутриполитической борьбы или внешней угрозы, когда на первый план выходят внесудебные и внеконституционные расправы с неугодными лицами. Важную роль при этом играет и неграмотность большей части населения, пережитки родовых отношений, низкое политическое и правовое сознание населения, авторитарные методы государственного руководства обществом и тому подобные факторы.

    Многие конституционные положения, явно закрепляющие конституционный статус личности, остаются нереализованными или носят явно ограниченный характер в силу отсутствия материальных, политических и юридических гарантий их осуществления. Отсутствие таких гарантий – одна из основных черт арабских конституций, превращающих конституционно-правовой статус личности в откровенную фикцию. Разумеется, во многих случаях отсутствие таких гарантий – это не злая воля законодателя, а объективная реальность, связанная с существующими в этих странах социально-экономическими и политическими условиями, с феодально-патриархальными пережитками, господствующими во многих сферах общественной жизни.

    Применение норм исламского права при составлении и исполнении законов, касающихся прав человека и гражданина, приводит к ограничению или вовсе отмене этих самых прав. Права человека в некоторых арабских странах ввиду сильнейшего влияния исламской церкви и вовсе определяются согласно шариату, что вступает в абсолютное противоречие с утвердившимся представлением о правах человека в мировом сообществе после Второй мировой войны.
    3. Влияние “арабской весны” на права человека в арабских странах
    В конце 2010- начале 2011 года в некоторых странах арабского мира ввиду социально-экономических и политических проблем начались акции массового протеста и восстания против действующей власти. Одной из задач арабской весны виделось улучшение состояния дел с правами человека и гражданина в арабских странах. Сейчас, спустя уже почти 8 лет с начала ключевых событий, можно сделать некоторые выводы касательно влияния “арабской весны” на права человека в арабских странах.

    Ежегодно организацией под названием “Freedom House” публикуются отчеты касательно состояния прав человека в мире. По данным этой организации, ситуация в сфере соблюдения прав человека стала хуже: большинство участников группы арабских государств ухудшили свой рейтинг. По итогам 2017 года 4 государства, а именно Сирия, Саудовская Аравия, Судан и Сомали были признаны одними из 10 самых худших государств по уровню соблюдения прав человека и гражданина. Стоит отметить, что одно из государств, Сирия, получило единственным отрицательное количество очков по оценочной шкале и, тем самым, признано самым худшим государством по уровню соблюдения прав человека во всем мире.

    По результатам исследования видно, что самые высокие позиции имеют лишь те государства, которые еще до начала протестов имели высокий рейтинг. Так, самыми благополучными государствами признаны по итогам 2017 года Тунис (78 баллов из 100, что больше, чем у Венгрии), Ливан (44 балла), Марокко (41 балл). Для сравнения, Россия получила лишь 20 баллов.

    По результатам исследования в докладе отмечается следующее: “в 2016 году регион Ближнего Востока и Северной Африки имел наихудший рейтинг в мире, за ним следует Евразия”.

    Таким образом, несмотря на значительные политические перемены, ситуация с положением прав человека и гражданина в государствах арабского мира остается самой худшей в мире.
    Список использованных источников
    1. Дураев Т. А. Значение прав человека в исламском праве. Известия Саратовского университета. Серия Экономика. Управление. Право. 2017 г. Т. 17, вып. 3.

    2. Ланда Р.Г. История арабских стран. М.: Восточный университет, 2015. — 320 с.

    3. Арабский мир // Интернет- энциклопедия “Википедия”. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Арабский_мир . Дата обращения: 31.01.18.

    4. Freedom in the World 2017 // Freedom House. URL: https://freedomhouse.org/report/freedom-world/freedom-world-2017. Дата обращения: 31.01.18.

    5. Исмаилов Б.И. Конституционно-правовой статус личности в странах арабского востока. URL: http://www.allpravo.ru/library/doc117p0/instrum5770/. Дата обращения: 31.01.18.



    написать администратору сайта