Главная страница
Навигация по странице:

  • Монолог и диалог

  • Диалог как основная форма устноязычного общения Диалог

  • Второй тип диалога

  • Характеристика полилога Полилог

  • Правила для говорящих и слушающи.

  • Задание

  • Лекция по русскому языку раздел _Культура речи_ _Формы общения_.. Правила для говорящих и слушающих. Формы общения монолог, диалог и полилог


    Скачать 88.5 Kb.
    НазваниеПравила для говорящих и слушающих. Формы общения монолог, диалог и полилог
    Дата25.11.2022
    Размер88.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛекция по русскому языку раздел _Культура речи_ _Формы общения_..doc
    ТипПравила
    #812421

    Лекция

    Формы общения

    Основные тезисы:

    • Формы общения: монолог, диалог и полилог.

    • Особенности монолога.

    • Диалог как основная форма устноязычного общения.

    • Характеристика полилога.

    • Правила для говорящих и слушающих.


    Формы общения: монолог, диалог и полилог

    Устная речь имеет две формы – монологическую и диалогическую (некоторые лингвисты выделяют еще одну форму устной речи – полилог).

    Монолог и диалог – две основные разновидности речи, различающиеся по количеству участников акта общения.

    Монолог можно определить как развёрнутое высказывание одного лица. Различают два основных типа монолога. Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна для устной формы книжной речи: устная научная речь, судебная речь, устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.

    Во-вторых, монолог – это речь наедине с самим собой. Монолог не направлен непосредственному слушателю и соответственно не рассчитан на ответную реакцию собеседника.

    Монолог может быть как неподготовленным, так и заранее продуманным.

    По цели высказывания монологическую речь делят на три основные типа: информационная, убеждающая и побуждающая.

    Информационная речь служит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен учитывать интеллектуальные способности восприятия информации и познавательные возможности слушателей. Разновидности информационной речи - лекции, отчёты, сообщения, доклады.

    Убеждающая речь обращена к эмоциям слушателей, в этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. Разновидности убеждающей речи: поздравительная, торжественная, напутственная.

    Побуждающая речь направлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест.

    Монологическую речь различают по степени подготовленности и официальности. Ораторская речь всегда представляет собой заранее подготовленный монолог, произносимый в официальной обстановке. Однако в определённой степени монолог - это искусственная форма речи, всегда стремящаяся к диалогу. В связи с этим любой монолог может иметь средства его диалогизации.

    Монологической является научная, деловая, во мно­гом публицистическая речь.

    Особенности монолога

    Однако чаще термин монолог применяют к худо­жественной речи.

    Монолог можно определить как компонент худо­жественного произведения, представляющий собой речь, обращенную к самому себе или к другим. Мо­нолог – это обычно речь от 1-го лица, не рассчитанная (в отличие от диалога) на ответную реакцию другого лица (или лиц), обладающая определенной компози­ционной организованностью и смысловой завершен­ностью.

    Классический пример, иллюстрирующий сказан­ное, – монолог-повествование Чацкого из комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".

    А судьи кто? - За древностию лет

    К свободной жизни их вражда непримиримее,

    Сужденья черпают из забытых газет

    Времен Очаковских и покоренья Крыма;

    Всегда готовые к журьбе,

    Поют все песнь одну и ту же,

    Не замечая об себе:

    Что старее, то хуже.

    Где, укажите нам, отечества отцы,

    Которых мы должны принять за образцы?

    Не эти ли, грабительством богаты?

    Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

    Великолепные соорудя палаты,

    Где разливаются в пирах и мотовстве,

    И где не воскресят клиенты-иностранцы

    Прошедшего житья подлейшие черты.

    Да и кому в Москве не зажимали рты

    Обеды, ужины и танцы?

    Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен,

    Для замыслов каких-то непонятных,

    Дитей возили на поклон?

    Тот Нестор негодяев знатных

    Толпою окруженный слуг;

    Усердствуя, они в часы вина и драки

    И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг

    На них он выменил борзые три собаки!!!

    Или вот тот еще, который для затей

    На крепостной балет согнал во многих фурах

    От матерей, отцов отторженных детей?!

    Сам погружен умом в Зефирах и Амурах,

    Заставил всю Москву дивиться их красе!

    Но должников не согласил к отсрочке:

    Амуры и Зефиры все

    Распроданы поодиночке!!!

    Вот те, которые дожили до седин!

    Вот уважать кого должны мы на безлюдье!

    Вот наши строгие ценители и судьи!

    Теперь пускай из нас один,

    Из молодых людей, найдется: враг исканий,

    Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

    В науки он вперит ум, алчущий познаний;

    Или в душе его сам Бог возбудит жар

    К искусствам творческим, высоким и прекрасным.

    Он тотчас: разбой! пожар!

    И прослывет у них мечтателем! Опасным!! –

    Мундир! Один мундир! Он в прежнем их быту

    Когда-то укрывал, расшитый и красивый,

    Их слабодушие, рассудка нищету;

    И нам за ними в путь счастливый!

    И в женах, дочерях к мундиру та же страсть!

    Я сам к нему давно ль от нежностей отрекся?!

    Теперь уж в это мне ребячество не впасть.

    Но кто б тогда за всеми не повлекся?

    Когда из гвардии, иные со двора

    Сюда на время приезжали, -

    Кричали женщины: ура!

    И в воздух чепчики бросали!

    Монолог-исповедь объединяет, как правило, по­вествовательные формы речи с формами рассуждений. Яркий пример – монолог главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри":

    "Ты слушать исповедь мою

    Сюда пришел, благодарю.

    Все лучше перед кем-нибудь

    Словами облегчить мне грудь;

    Но людям я не делал зла,

    И потому мои дела

    Не много пользы вам узнать;

    А душу можно ль рассказать?

    Я мало жил, и жил в плену.

    Таких две жизни за одну,

    Но только полную тревог,

    Я променял бы, если б мог.

    Я знал одной лишь думы власть,

    Одну - но пламенную страсть:

    Она, как червь, во мне жила,

    Изгрызла душу и сожгла.

    Она мечты мои звала

    От келий душных и молитв

    В тот чудный мир тревог и битв,

    Где в тучах прячутся скалы,

    Где люди вольны, как орлы.

    Я эту страсть во тьме ночной

    Вскормил слезами и тоской;

    Ее пред небом и землей

    Я ныне громко признаю

    И о прощенье не молю".

    Элементы исповеди есть и в монологах Чацкого, Гамлета, чем и объясняется эмоциональность, взвол­нованность, приподнятость речи. Вообще следует ска­зать, что в художественном произведении редко строго соблюдается чистота «жанра». Обычно, выполняя мно­гообразные функции, монолог совмещает в себе черты и повествования, и рассуждения, и исповеди, с пре­обладанием одной из них.

    В монологах разных типов широко и свободно ис­пользуются разговорная, экспрессивно окрашенная лексика, междометия, разговорные и разговорно-экс­прессивные синтаксические построения, в том чис­ле конструкции диалогической речи. В этом сказыва­ется влияние диалогической речи на монологическую, а также отсутствие четких границ между монологом и диалогом. Вот характерный пример из книги акте­ра М. Козакова «Третий звонок»:

    Есть во всем, что происходит сегодня, суетность. А суетиться перед лицом вечности не след. У нас в совке умели как-то быстро-быстро закопать кого-то, потом рас­копать и опять закопать. Сменить могильный памятник, перехоронить, даже украсть кость на память. И такое было. Кажется, у Николая Васильевича Гоголя свист­нули при перезахоронении. Забальзамировать фараона, построить мавзолей, выставить на публичное осмотрение, потом и другого туда же. Несколько лет, что они рядом лежали, в сравнении с вечностью - минуты. Глядишь - одного вынесли (как говорят в народе, «обратно покойника несут») под шумок, ночью, закопали быс­тро и - белый мраморный бюст у Кремлевской стены. Другой теперь без охраны долеживает, своей очереди до­жидается, пока народ православный думает-гадает, как с ним обойтись. Но народу православному не до того, сначала надо убиенного царя куда-то пристроить. Ку­да, в принципе не ясно, но с костями бы ошибки не вы­шло. А фараоновы мощи куда? Так пускай пока под стек­лом полежат. Так оно и привычнее нам, а там само как-нибудь решится. Усатый памятник снять - лысый пока сохранить.

    Особая разновидность монолога - внутренний мо­нолог, цель которого - выразить, имитировать про­цесс эмоционально-мыслительной деятельности че­ловека, «поток сознания». Для такого монолога ти­пичны прерывистость речи, незаконченные фразы, не связанные внешне друг с другом синтаксические по­строения. Монологи подобного типа могут воспроиз­водиться в строго литературных формах, но могут включать в себя и грамматически не оформленные эле­менты, чтобы показать работу не только сознания, но и подсознания. Таков, например, поток внутрен­ней речи Анны Карениной перед самоубийством:

    «Туда! - говорила она себе, глядя в тень вагона, на смешанный с углем песок, которым были засыпаны шпа­лы, - туда, на самую середину, и я накажу его и из­бавлюсь от всех и от себя».

    Она хотела упасть под поравнявшийся с ней середи­ною первый вагон. Но красный мешочек, который она стала снимать с руки, задержал ее, и было уже поздно: середина миновала ее. Надо было ждать следующего вагона. Чувство, подобное тому, которое она испытывала, когда купаясь готовилась войти в воду, охватило ее, и она перекрестилась. Привычный жест крестного знаме­ния вызвал в душе ее целый ряд девичьих и детских воспоминаний, и вдруг мрак, покрывавший для нее все, разорвался, и жизнь предстала ей на мгновение со все­ми ее светлыми прошедшими радостями. Но она не спу­скала глаз с колес подходящего второго вагона. И ровно в ту минуту, как середина между колесами поравнялась с нею, она откинула красный мешочек и, вжав в плечи голову, упала под вагон на руки и легким движением, как бы готовясь тотчас же встать, опустилась на коле­на. И в то же мгновение она ужаснулась тому, что де­лала. «Где я? Что я делаю? Зачем?» Она хотела под­няться, откинуться, но что-то огромное, неумолимое тол­кнуло ее в голову и потащило за спину. «Господи! Прости мне все!» - проговорила она, чувствуя невозможность борьбы. Мужичок, приговаривая что-то, работал над же­лезом. И свеча, при которой она читала исполненную тревог, обманов, горя и зла книгу, вспыхнула более ярким, чем когда-нибудь, светом, осветила ей все то, что прежде было во мраке, затрещала, стала меркнуть и навсегда потухла...

    До сих пор речь шла о монологе как компоненте художественного произведения. Но существует и осо­бый, самостоятельный тип монологической речи – сказ. По определению акад. В.В. Виноградова, «сказ – это своеобразная литературно-художественная ориентация на устный монолог повествующего типа, это художе­ственная имитация монологической речи, которая, воплощая в себе повествовательную фабулу, как будто строится в порядке ее непосредственного говорения». Авторская речь сказа поглощает диалог, речь героев сливается с ней в единую стилизованную речь, диа­логические черты которой имитируют живую речь. В сказе широко используются просторечие, диалектизмы, профессиональная речь. Обращение к сказу часто свя­зано со стремлением писателей вывести на сцену но­вого героя (обычно далекого от книжной культуры – Н.С. Лесков, В.И. Даль, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя) и новый жизненный материал. Сказ дает этому герою возможность наиболее полно­го самовыражения, свободного от авторского «конт­роля». И читатель в результате остро переживает но­визну и двуплановость построения рассказа, сочета­ние двух, нередко противоположных оценок - автора и рассказчика, как, например, в рассказах М.М. Зо­щенко.

    Любитель

    Лично я, братцы мои, к врачам хожу очень редко. То есть в самых крайних, необходимых случаях. Ну, ска­жем, возвратный тиф или с лестницы ссыпался.

    Тогда, действительно, обращаюсь за медицинской по­мощью. А так я не любитель лечиться. Природа, по-мо­ему, сама органы регулирует. Ей видней.

    Конечно, я иду не против медицины. Эта профессия, я бы сказал, тоже необходимая в общем механизме го­сударственного строительства. Но особенно увлекаться медициной, я скажу, нехорошо.

    А таких любителей медицины как раз сейчас много.

    Тоже вот мой приятель Сашка Егоров. Форменно за­лечился. А хороший был человек. Развитой, полуинтел­лигентный, не дурак выпить. И вот пятый год лечится.

    Совершенно ясно, что используемые в рассказе ре­чевые обороты не свойственны автору, который как бы надевает на себя языковую маску персонажа, чтобы острее, непосредственнее и рельефнее обрисовать его.

    За пределами художественных произведений к мо­нологической речи можно отнести такие жанры уст­ной речи, как речь оратора, лектора, выступление по радио, телевидению.

    • Составь­те на любую тему монолог (в форме исповеди, или внут­реннего монолога, или сказа).

    Диалог как основная форма устноязычного общения

    Диалог – форма речи, которая характеризуется сменой высказываний двух говорящих. Каждое вы­сказывание, называемое репликой, обращено к со­беседнику.

    Диалогическая речь – первичная, естественная фор­ма языкового общения. Если иметь в виду бытовые ди­алоги, то это, как правило, речь спонтанная, непод­готовленная, в наименьшей степени литературно об­работанная.

    Для диалогической речи характерна тесная содер­жательная связь реплик, выражающаяся чаще всего в вопросе и ответе:

    - Где ты был?

    - На работе задержался.

    Реплики могут также выражать добавление, пояс­нение, распространение, согласие, возражение, по­буждение и т. д.

    Обычно обмен репликами опирается на известную собеседникам ситуацию и общие знания. Поэтому ди­алогическая речь часто неполна, эллиптична, например:

    - Сюда!

    - Сырку?

    Ситуация (говорящие идут мимо магазина) позво­ляет максимально уплотнить речь.

    - Математика когда?

    - Последняя пара.

    Это из разговора студентов о расписании лекций.

    Информативная неполнота диалогической речи вос­полняется также интонацией, жестами, мимикой.

    Диалоги могут иметь и более сложный характер. Ин­формация, содержащаяся в репликах, нередко не ис­черпывается значениями языковых единиц. Например:

    А. Мы поедем в воскресенье за город?

    Б. Нет, у меня сел аккумулятор.

    Вот как комментирует этот пример К.А. Долинин. Помимо той информации, которая явно присутству­ет в диалоге, мы можем извлечь еще и следующую информацию:

    - что у Б есть машина;

    - что Б считает, что А имеет в виду поездку на машине;

    - что совместные поездки А и Б за город, по всей вероятности, дело обычное и (или) что вопрос о такой поездке уже ставился;

    - что отношения между А и Б таковы, что А считает себя вправе рассчитывать на совместную поездку за город.

    Если же А и Б муж и жена и до этого времени они были в ссоре, то вопрос А- завуалированное предложение помириться, а ответ Б - отказ, но не окончательный. Получается, что самое важное в со­общении прямо не выражено, но каким-то образом извлекается из сказанного. Смысл реплик, как пока­зывает пример, часто не покрывается их языковыми значениями и свидетельствует не только о структур­ной, но и смысловой сложности диалога. Полное его понимание определяется знанием условий, ситуации разговора, речевых навыков говорящих и другими фак­торами.

    В художественной литературе, публицистике диа­логи выступают как яркий стилистический прием, сред­ство оживления рассказа. Например:

    Через несколько дней чистильщик обуви, усаживая сво­его постоянного клиента, рассказал ему о том, что в по­жаре сгорел их "районный" сумасшедший, псих Гижи-Кола.

    - Как же он сгорел?.. - рассеянно спросил клиент.

    - Да кто его знает? Сделал пожар и сгорел.

    - В дурдом его надо было посадить. Хорошо еще, что не убил никого.

    - Да нет, он добрый был. Такого доброго человека я еще не видел, - покачал головой чистильщик, и ему стало стыдно за то, что много раз он брал у юродивого деньги и ни разу не вычистил ему его старые, разбитые башмаки.

    - А Христос таким ноги мыл, - словно отвечая на его мысли, неожиданно произнес клиент, и чистильщик вдруг почувствовал от этих слов жуткий страх, словно Кола мог пожаловаться на него Христу.

    Но Кола был добрым человеком и этого не сделал.

    Это концовка повести Михаила Гиголашвили «По­хлебка для человечества». Данный диалог вы­полняет несколько функций. Во-первых, он разнооб­разит речь, сменяя авторский монолог диалогом, во-вторых, воспроизводит живую речь, характеризующую персонажей, в-третьих, мягко, ненавязчиво выражает главную мысль, «мораль» повести, которая в изло­жении от автора могла бы показаться излишне нра­воучительной. Большую роль играют в диалоге и ав­торские ремарки, комментарии, направляющие чи­тательское восприятие.

    В диалоге обычно раскрываются характеры. Он – средство создания образа, причем этот образ воплощает в себе подробное описание внешнего и внутреннего облика персонажа.

    Художественно-эстетические функции диалогов мно­гообразны, они зависят от индивидуального стиля пи­сателя, от особенностей и норм того или иного жанра и от других факторов.

    В публицистике, в газете используются два вида ди­алогов. Во-первых, диалог информационный. Он относительно прост в структурном отношении, нейт­рален – в стилистическом. Диалогическое развитие ли­нейно, реплики либо прямо дополняют друг друга со­держательно, либо образуют замкнутое вопросно-ответное единство, например:

    - Ведь это вроде как восточная легенда получается?

    - Да, войди в любой дом, и везде свои предания.

    «Газетный диалог, – пишет В.В. Одинцов, имея в виду первый тип диалога, – в принципе враждебен стихии разговорной речи, что вполне понятно и оп­равданно, поэтому "отклонение от нормы" (а нор­мативным, "нулевым" можно считать диалог инфор­мационного типа) связано со структурно-семантиче­ским усложнением отношений между репликами и – что еще более характерно – между репликами и ок­ружающим их текстом».

    Второй тип диалога в газете можно назвать сюжет­ным. Информационный диалог по сути дела форма­лен, структурно независим, не связан с «сюжетом» газетного материала (содержание его легко можно было бы передать и без помощи диалога), это чисто внешняя диалогизация текста. Сюжетный же диалог оказыва­ется конструктивно значимым. Автор в этом случае стремится к созданию «драматизма» изображаемого, к созданию «диалогического напряжения», в основе которого лежит некоторое противоречие в отношениях реплик (или реплик и текста), например, мы ждем утверждение, а получаем отрицание, как в статье об очередном создателе всемирного языка («Язык для всей планеты»):

    - Что послужило фундаментом для создания ваше­го языка?

    - Создавать ничего не пришлось, - прозвучало не­ожиданно. Речь идет только об оформлении всеоб­щего языка, понятного различным народам...

    Здесь действует эффект «нарушения ожидания». Вме­сто ожидаемого «нормального» ответа: Фундаментом послужило то-то и то-то, следует неожиданная от­рицательная реплика.

    Стилистические ресурсы диалога весьма значительны. Далеко не случайно, что форма диалогической речи (чередование реплик) издавна использовалась в философско-публицистическом жанре, например диалоги Платона, Галилея и других. Современные дискуссии, интервью, «беседы за круглым столом» и другие жанры также используют форму диалогов, правда не всегда удачно: часто в них не звучит подлинно живая диа­логическая речь.

    • Напишите диалог в разговорном стиле, а затем преоб­разуйте его в диалог из воображаемого произведения ху­дожественной литературы. Чем они отличаются?


    Характеристика полилога

    Полилог – форма естественной разговорной речи, в которой участвуют несколько говорящих, например, семейная беседа, застолье, групповое обсуждение ка­кой-либо темы (политическое событие, спектакль, ли­тературные произведение, спорт и т. д.). Общие чер­ты диалога – связанность реплик, содержательная и конструктивная, спонтанность и др. – ярко проявля­ются и в полилоге. Однако формальная и смысловая связь реплик в полилоге более сложна и свободна: она колеблется от активного участия говорящих в общей беседе до безучастности (например, красноречивого молчания) некоторых из них.

    Современная лингвистика (точнее, одна из ее от­раслей – социолингвистика) исследует закономер­ности, этикетные правила ведения полилогов в тех или иных группах, коллективах (социумах). Так, у не­которых народов в разговор родственников по крови не имеют права вступать свойственники.

    Широко используется полилог в художественной ли­тературе, театре, кино. Это прежде всего массовые сце­ны, позволяющие представить масштабные события, показать народ не как безликую массу, толпу, а как собрание характеров, типов. Многоголосие полилога позволяет решать эти сложные художественные задачи.

    В качестве яркой иллюстрации можно привести заклю­чительную сцену из драмы «Борис Годунов» А.С. Пушкина:

    Народ

    Расступитесь, расступитесь! Бояре идут.

    (Они входят в дом.)

    Один из народа

    Зачем они пришли?

    Другой

    А верно, приводить к присяге Феодора Годунова.

    Третий

    В самом деле? - слышишь, какой в доме шум! Тре­вога, дерутся...

    Народ

    Слышишь? визг! - это женский голос - взойдем! - Двери заперты - крики замолкли.

    (Отворяются двери. Мосалъский является на крыльце.)

    Мосальский

    Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (Народ в ужасе молчит.)

    Что же вы молчите? Кричите: да здравствует царь Дмитрий Иванович!

    Народ безмолвствует.

    • Вспомните полилог из пьесы А.Н. Ос­тровского «Свои люди – сочтемся!» (действие 1, явление 3). Выражается ли в этом полилоге авторская позиция? Если да, то каким образом?

     

    Правила для говорящих и слушающи.

    Мы рассмотрели формы речевого общения: монолог, диалог, полилог. Чтобы быть правильно понятым слушателями, следует придерживаться определенных правил в общении.

    Речевые отношения собеседников должны быть построены на основании формул вежливости. Даже в русских пословицах рекомендовалась вежливая речь и запрещалась грубая, как и оскорбление словом собеседника: "Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани", "Из дурного рта выходит только скверное слово", "Язык   — один, уха два, раз скажи, два раза послушай ", "Лошадь узнают в езде, человека в общении".

      В беседе нужно вести себя в соответствии с правилами вежливости, отдавая предпочтение беседе перед неречевым занятием,   выслушиванию собеседника перед своей речью и, наконец, "умея промолчать", не нарушая этикета беседы. Эти три основных правила позволяют бесконечно продолжать речь, так как отсутствие неречевого действия предполагает переход к речи, выслушивание вызывает речь, а достойное умолчание не прерывает речи.

      Все, что может прервать речь или сделать ее неплодотворной,   считается ошибочным. Такими ошибками может быть избрание не того собеседника, нарушение темы беседы и порядка ее ведения.

    Монолог, как уже отмечалось, является частью диалога и   представляет собой сообщение, сделанное одним лицом другому лицу (или другим лицам) в ходе диалога. Особенности монолога определяются этикетными правилами построения монологического сообщения и его принятия, иначе — правилами для говорящего и правилами для слушающего.

    Правила для слушающего

    • внимательно отнесись ко всем полученным сообщениям;

    • предположи возможность опасности и/или ошибочности, содержащихся в принятых сообщениях;

    • в целях правильной оценки принятых сообщений раздели содержание сообщения и характер говорящего;

    • распознай намерения и интересы говорящего, стоящие за его речью, в зависимости от характера его личности и прежних высказываний;

    • отклони высказывания, имеющие цель побудить слушающего совершить недолжный поступок;

    • установи позитивный смысл полученного сообщения.

    Правила для говорящего

      Правила для говорящего строятся в целом   на предостережениях об опасности слова.

    • произведи тщательную умственную работу над словом, поскольку произнесение есть однократный акт, не допускающий переделок, а сказанное может обернуться против говорящего;

    • обдумывай высказывания во внутренней речи, отбирая годные к произнесению;

    • обдумывай отобранные к произнесению высказывания на основе отсутствия в них следующих признаков: противоречие ситуации общения, тривиальность содержания, многословие, повтор уже сказанного в той же ситуации, намеренное несоответствие речи и действительности, возможное обесценивание содержания в зависимости от характера и опыта слушателя.

    Итак, правила речевого поведения для говорящего и правила речевого поведения для слушающего представляют собой две противопоставленных друг другу программы речевых действий. Сравнение обеих программ показывает, что данное противопоставление носит целостный характер. Ни одна отдельная операция в программе для слушающего не соотносится с какой-либо отдельной операцией в программе для говорящего, но обе программы в целом построены так, что программа слушающего определяет программу говорящего. Анализ высказываний, совершаемый слушающим, определяет действия и характер оценок говорящего. Таким образом, реализуется общее правило — действия слушающего имплицируют действия говорящего.
    Задание

    Подготовиться к семинарскому занятию по вопросам:

    • Устная разговорная речь.

    • Жанры речевого общения: беседа, разговор, спор, рассказ, письмо.

    • Правила ведения спора.


    написать администратору сайта